Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЕВ КАЛЯЗИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Макариев Калязинский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Макариев Калязинский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. находился рядом с г. Калязином Тверской губ., на левом берегу Волги. Разрушен в ходе затопления территории при строительстве Угличской ГРЭС. Основными источниками сведений о ранней истории М. К. м. являются Житие прп. Макария Калязинского, составленное в XVI в. (Житие. 2003; Житие. 2008), и документы из архива монастыря (РГАДА. Ф. 1193), к-рый изучался с XIX в. ( Лебедев. 1867; Павел (Крылов). 2002; Пономарёва. 1986; Она же. 1995; Она же. 2000; Акты Троицкого Калязина мон-ря. 2007; Соколов. 2010). Сохранились подлинные акты XV в., грамоты Тверских великих князей, царские и патриаршие грамоты, владельческая и др. хозяйственная документация, в т. ч. Кормовая книга XVII в. О повседневной жизни братии в XVII в. свидетельствует лит. соч. «Калязинская челобитная» ( Пономарёва. 1993). В распоряжении исследователей XIX в., составивших описания М. К. м., имелись рукописный рассказ об обители, принадлежавший настоятелю (1817-1823) архим. Афанасию (Протопопову) , и др. монастырские записи ( Лебедев. 1867. С. 24, 11; Павел (Крылов). 2002. С. 10, 16). 1434-1920 гг. Прп. Макарий Калязинский. Икона. XIX — нач. ХХ в. (частное собрание) Прп. Макарий Калязинский. Икона. XIX — нач. ХХ в. (частное собрание) Мон-рь основан ок. 1434 г. прп. Макарием Калязинским , пострижеником Клобукова кашинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . По благословению кашинского игумена прп. Макарий вместе с 7 старцами покинул городскую обитель, чтобы «обрести место угодно к безмолвию», и остановился недалеко от Кашина, «промежь двух езер водою акы стенами отражено». Здесь он поставил крест и вместе с братией построил кельи и ц. во имя Св. Троицы. Прп. Макарий основал М. К. м. «во своих местех» и «отчину свою, вси села, приложил тому монастырю». Но «смирения ради» назвал монастырь не «своим именем, но нарече его Калязин» (Волоколамский патерик. 1915. С. 13-14). Предание связывает наименование обители с местным землевладельцем Иваном Калягой (Колягой), который решил, что преподобный его «изжденет» и землю его к «своей пустыни присовкупит». Каляга задумал убить прп. Макария, но заболел и, встретившись с преподобным, покаялся в злом намерении. Прощенный Каляга принял постриг и передал свои владения обители (Житие. 2008. С. 52).

http://pravenc.ru/text/2561264.html

Учащиеся наших школ успешно принимают участие в этапах Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» и Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности», становятся победителями и призёрами на региональном уровне. В 2021 году все школы нашего района приняли активное участие в реализации музейно -образовательного проекта «Преподобный Макарий – святой заступник земли Калязинской», организаторами которого стали «Калязинский музей им. Н.Ф. Никольского», Муниципальный орган управления образованием Калязинского района и Калязинская районная общественная организация Краеведческий православный клуб «Путник». В прошлом году в образовательных учреждениях Калязинского района был проведён ряд мероприятий (классные часы, лекции, беседы), посвящённых празднованию 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Значительное количество воспитательных мероприятий было посвящено празднованию 500-летия обретения мощей святого преподобного Макария Калязинского: - проведение в ОУ тематических бесед и классных часов, посвящённых знакомству детей с жизнью православных святых и защитников земли Русской как примерами высокой духовности, нравственности, патриотизма, в детских садах; - мероприятий, посвящённых слушанию классической, духовной и колокольной музыки, просмотру произведений духовно-патриотической направленности; участие детей в районной выставке декоративно-прикладного творчества «Пасхальный сувенир», межрегиональном открытом фестивале духовной музыки «Пробуждение души»; участие в областном дистанционном конкурсе детского изобразительного творчества «Преподобный Макарий Калязинский – чудотворец Тверской земли»; организация и проведение межмуниципального конкурса учащихся Калязинского, Кашинского, Кимрского и Кесовогорского районов «Святой преподобный Макарий Калязинский» по номинациям: «Конкурс чтецов», «Конкурс сочинений, эссе», «Конкурс рисунков», «Конкурс фотографий»; организация межмуниципального конкурса учащихся Калязинского, Кашинского, Кимрского и Кесовогорского районов «Святой преподобный Макарий – защитник и небесный покровитель земли Калязинской» по номинациям: «Конкурс презентаций», «Конкурс видеороликов»; муниципальный конкурс творческих работ «Святые благоверные князья Михаил Тверской и Александр Невский: духовный подвиг веры и преданности.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/02/es...

В этот день житие и подвиги преподобного отца нашего Макария чудотворца, игумена, создавшего обитель Святой Живоначальной Троицы, Колязино именуемой Подготовка текста Ю. А. Грибова, перевод и комментарии М. Д. Каган-Тарковской Макарий Калязинский (в миру Матвей) родился в 1402 г. в семье тверского дворянина Василия Кожина. По генеалогической легенде дед его был выходцем из Швеции. По другой легенде его отец получил прозвище Кожа, участвуя в войне великого князя Василия Темного против Дмитрия Шемяки; в битве ему удалось вырвать кусок кожи у вражеского коня. О Макарии писали его современники – Иосиф Волоцкий , племянник Иосифа Волоцкого Досифей Топорков, Вассиан Патрикеев. Иосиф Волоцкий в своей Духовной грамоте писал о Макарии как о ревнителе святой жизни, ссылаясь на свидетельство старца Митрофана Бывальцева, девять лет прожившего на Афоне и решившего в конце концов, что «всуе трудихся и без успеха шествовах толик путь, еже во Святую Гору мимо Колязинской монастырь: мощно всем подобно творится зде киновиям, иже во Святой Горе сущим». С другой стороны, Вассиан Патрикеев передает суждение о Макарии как о «простом человеке» и «мужике сельском», хотя в год смерти Макария Вассиану было только 13 лет. После открытия мощей Макария в 1521 г. светские и духовные власти стали собирать о нем сведения. Так, князь Юрий Иванович Дмитровский, в уделе которого в это время находился основанный Макарием Троицкий Калязин монастырь, в 1524 г. расспрашивал родственницу Макария сретенскую старицу Ефросинью, знавшую семью обретенного святого, его отца Василия, мать Ирину, рано умершую жену Елену, его мамку. Общерусским святым Макарий был объявлен после канонизации его на соборе 1547 г. (См.: Крушельницкая Е. В. Записка о Макарии Калязинском//ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 46. С. 308–314). Макарий умер в 1483 г., прожив 81 год, и был свидетелем переломных событий в истории Руси. Троицкий Калязин монастырь был им основан в 40–50-е гг. в разгар феодальной войны между Василием Темным и Дмитрием Шемякой, закончившейся в 1453 г. С помощью тверского великого князя Бориса Александровича Василий занял Москву и изгнал Шемяку, вернув себе титул великого князя Московского. Но затем Тверь и Москва оспаривали главенствующее положение среди русских княжеств. Тверь проиграла в этом соперничестве, и в 1485 г., через два года после смерти Макария, потеряла свою самостоятельность и была присоединена к Москве со всеми своими уделами. Макарий был современником Ивана III, проводящего активную политику объединения русских княжеств вокруг Москвы, в том числе и уделов, принадлежащих братьям. Наконец, на памяти Макария происходило в 1480 г. знаменитое «стояние на Угре» войск Ивана III и хана Ахмата, ознаменовавшее конец золотоордынского ига.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1552 г. митрополит Макарий благословил царя идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, из- вестный ныне как храм святого Василия Блаженного. В нем был устроен придел в честь Входа Господня в Иерусалим. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архи тектуры. Сюда, на Красную площадь, в воспоминание евангельского события святитель совершал торжественное шествие на осляти в праздник вербного воскресения. После казанской победы в Русской Церкви была создана новая обширная епархия, в которой началась миссионерская деятельность с поставленном туда первого Казанского святителя — архиепископа Гурия (V 1563; пам. 5 дек.). В 1547 и 1549 гг. святитель созывает в Москве Соборы, которые по праву остались в истории Русской Церкви с именем Макарьевских. На них решался вопрос прославления русских святых. До этого прославление святых осуществлялось на Руси по благословению и властью местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Митрополит Макарий же, которого современники называли мучениколюбцем, созывая Соборы, подъял на себя великий труд установления общецерковного прославления и почитания святых угодников Божиих. Макарьевские соборы 1547 г. явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев». Так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе. На Макарьевских Соборах были канонизованы первый автокефальный митрополит Иона, Новгородские иерархи Иоанн, Иона, Евфимий, Никита, Нифонт; благоверные князья Александр Невский, Всеволод Псковский, Михаил Тверской; столпы монашества - преподобные Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Александр Свирский, Никон Радонежский, Савва Сторожевскии и др. Хронология этих имен охватывает чуть ли не весь период христианства на Руси к тому времени, их литургическое прославление показывает многообразие их спасительных подвигов. К их молитвенному предстательству с усердием о6ращались русские люди.

http://pravicon.com/info-2832

в Христорождественском соборе Коврова (до 1778 село, вотчина Спасо-Евфимиева монастыря; Березин В. М., Добронравов В. Г. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Вып. 5. С. 147; существующий каменный храм датируется кон. XVII в. или 1778). Нек-рые изображения святого появлялись вдали от Калязинского мон-ря благодаря его постриженикам. Так, в Хлынове (Вятке) в крестовой церкви Вятских архиереев во имя прп. Алексия, человека Божия, находилась местная икона «Вседержителя, вверху ангели на облацех, а в подножии молящиеся Алексий, человек Божий, да Макарий Колязинский» (Переписная книга домовой церк. утвари преосвящ. Дионисия Вятского 1702 г.; Завойская Н. Е. К биографии Вятского архиеп. Ионы//ВЦИ. 2009. 3/4(15/16). С. 221). Храм во имя «государева ангела» и вспоминаемого вместе с ним М. был устроен Вятским архиеп. Ионой (1674-1699), принявшим постриг в Калязинском мон-ре; пядничный образ М. в басменном окладе находился среди келейных икон владыки (Роспись преосвящ. Ионы, архиеп. Вятского и Великопермского келейным его и церк. предметам и вещам//Тр. Вятской УАК. Вятка, 1912. Вып. 1/2. С. 206). В удаленных от обители городах, где издавна существовали престолы во имя прп. Алексия, человека Божия, создавались иконы прп. Алексия и М.: подобный образ был в псковской Алексиевской ц. «с Поля», построенной в 1540 г. ( Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову (любителям родной старины). Псков, 2001. С. 232; 2-й святой назван только по имени - Макарий, скорее всего это М.). В устроенном после рождения царевича Алексея приделе во имя прп. Алексия, человека Божия, при ц. Похвалы Богородицы на архиепископском дворе в Тобольске к 1636 г. стояли местные иконы (высота 2 м) прп. Алексия, М., исп. Матфея, чье имя калязинский преподобный носил в миру (вероятно, создание образа М. было связано и с его почитанием Тобольским архиеп. Макарием, строителем Похвальской ц.) (Переписные книги 1636 г.//История Сибири: Первоисточники. Новосиб., 1994 [Вып. 4]: Тобольский архиерейский дом в XVII в. С. 106). Благодаря почитанию М. царем Алексеем Михайловичем в находившемся под его особым покровительством Саввином Сторожевском мон-ре к 1667 г. среди аналойных икон избранных святых были образы прп. Алексия, человека Божия, и М. (в описи монастырской ризницы обе числятся под 17 марта: Описи Саввина Сторожевского мон-ря XVII в. (Мат-лы для истории Звенигородского края)/Сост.: С. Н. Кистерёв, Л. А. Тимошина. М., 1994. Вып. 2. С. 33). Прочная связь между образами 2 святых позволяет предположить, что именно М., а не прп. Макарий Унженский представлен рядом с прп. Алексием на подольнике саккоса, пожалованного царем Алексеем патриарху Никону (1655, ГММК; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. Кат. 108).

http://pravenc.ru/text/2561316.html

После Митрополита Иоасафа во главе Церкви был поставлен святитель Макарий. Первого архиерея после своей интронизации он поставил на Новгородскую кафедру, где до этого он был архиепископом. Им стал архиепископ Феодосий, причем среди кандидатов на древнейшую архиерейскую кафедру был и Чудовский настоятель 816 . В 1578 году Царь Иоанн Грозный в послании, направленном в Кирилло-Белозерский монастырь, писал: «...у Чюда Быша, среди царьствующаго града, пред нашима очима, нам и вам видима. Быша архимарити: Иона, Исак Собака и при всех сих яко един от убогих бысть монастырей» 817 . Этим, можно сказать, завершаются сведения, относящиеся к его чудовскому периоду, длившемуся около 28 лет. Спустя некоторое время «Чюдовский архимарит Иона бысть епископ граду Сужьдалю» 818 , – говорится в Книге степенной царского родословия. В 1544 году 21 февраля «поставлен бысть владыка Макарием Митрополитом всея Русии в Суждаль Иона Собина архимандрит Чюдовскый» 819 . Это был четвертый иерарх, поставленный святителем Макарием 820 . Через несколько дней, 24 февраля, был «поставлен Макарием Митрополитом епископ на Крутицу Сава архимарит Симановьский» 821 . Несомненно, в его хиротонии участвовал Суздальский владыка Иона. Пожалуй, более всего мы знаем о деятельности Суздальского иерарха в 1547 году. Владыка Иона был очевидцем последних канонизаций святых до святителя Макария и участником первого Макарьевского Собора 1547 года. На нем в лике русских святых был прославлен преподобный Макарий Калязинский 822 , в освидетельствовании мощей которого он ранее участвовал. Вскоре после этого в том же составе опять собрался Собор, причисливший к лику святых преподобных Ферапонта Можайского (†1426; пам. 27 мая) и Мартиниана Белозерского (†1483; пам. 12 янв.) 823 . Двумя неделями ранее данного Собора впервые в русской истории Митрополит Макарий венчал царским венцом Иоанна Грозного. Члены Собора 1547 года, несомненно, участвовали и в царском венчании и среди них Суздальский епископ Иона. «В декабре того же года ручался в верности к царю по князе Иване Ивановиче Пронском» 824 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Родился преподобный Макарий, игумен Троицкого Калязинского монастыря, в 1402 году, в селе Гридцине (Грибкове, ныне Кожино), вблизи Кашина, в боголюбивой, строго чтущей заповеди Господни семье. Родители, боярин Василий Ананиевич Кожа, прославившийся своими воинскими подвигами при великом князе Василии Васильевиче II Темном, и супруга его Ирина (память их чтится местно) с детства воспитывали Матфея (имя в миру) в вере и богопочтении. Отрок любил проводить время за чтением духовных книг, и все прочитанное глубоко западало в его сердце. Он не увлекался играми и в душе своей непрестанно возносил дорогие сердцу молитвы, псалмы и духовные песнопения, задумываясь при этом, как послужить Богу. Когда стал приходить в совершенный возраст, начал Матфей помышлять об удалении от суетной мирской жизни; родители его, однако, не желали, чтобы он принял монашество, и приводили библейские примеры жития новозаветных святых, спасшихся в миру. Послушный сын, не желая огорчать родных и повинуясь, согласился на брак и вскоре женился на девице Елене Яхонтовой. Молодые супруги пообещали друг другу, в случае если один из них умрет, овдовевший примет монашество. Спустя год после свадьбы Матфей потерял отца и мать, а еще через два - скончалась Елена; и двадцатипятилетний Матфей оставил временное, взыскуя вечного, и поступил в находивший неподалеку Николаевский Клобуков монастырь, где постригся с именем Макарий. С ревностью проходил он все монастырские послушания, смирением и кротостью превосходя всех, и подвиги молодого инока возбуждали удивление братии. Спустя некоторое время, тяготясь многолюдием обители, преподобный по благословению игумена удалился в пустынь. Он избрал место в лесу, лежавшее в 18 верстах от Кашина, неподалеку от Волги, между двух небольших озер. Здесь он срубил себе келию, и никто не мешал его подвигу уединенной молитвы, лишь дикие звери приходили и ласкались к нему, и он делил с ними пищу. Прознав об отшельнике, стали стекаться иноки к преподобному Макарию, желая молиться вместе с преподобным в его келии. Он смиренно принимал их и наставлял в правилах иноческого жития. Так уединенная лесная чаща обратилась в монастырь, где игуменом был избран преподобный Макарий.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=103...

Наградил Господь основателя Троицкого монастыря также и даром прозорливости. «Однажды украли монастырских волов. Внезапно воры были поражены слепотой и, долго блуждая в окрестностях, опять оказались у ворот обители. Макарий осматривал в то время хозяйство и, как бы не зная, в чем дело, спросил, увидев их, почему они здесь, да к тому же с волами. Похитители сознались во всем и раскаялись». Преставился Макарий 17 марта 1483 года и был погребен в построенной им деревянной церкви. 26 мая 1521 года при ремонтных работах в храме был обнаружен гроб с телом Макария. При вскрытии гроба были обнаружены нетленные мощи, от которых исходило благоухание. Даже ризы Макария не изменились. Множество исцелений расслабленных, бесноватых, страдавших различными болезнями происходило при мощах. В 1547 году на церковном Соборе Макарий был прославлен в лике святых. Икона. XVII век. Преподобный Макарий Калязинский В 1700 году для мощей преподобного Макария Калязинского была изготовлена серебряная рака. В 1732 г. над могилами родителей, жены и других родственников преподобного был возведен каменный храм в честь Рожества Пресвятыя Богородицы с приделом во имя преподобного Макария Калязинского. Память преподобного Макария, Калязинского чудотворца, принято совершать 30 марта – в день его преставления, и 8 июня – в день обретения святых мощей. Тропарь, глас 8 Плотьская мудрования, отче Макарие воздержанием и бдением умертвил еси. Место на нем же поты своя излиял еси, яко же труба вопиет к Богу, поведающи твоя исправления. И по смерти честныя ти мощи источают исцеления. Тем же вопием ти, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, глас 2 Вышних желая, воздержании и труды и поты напитався. Желание плоти твоея обуздав, чудес дар прием от Христа Бога, светильник явися пресветлыи, тем же Христова церкви песньми славит тя, преподобне Макарие отче наш. Затопленная святыня Троицкий Макариев монастырь был одним из крупнейших и богатейших на Тверской земле. В начале XVI века в монастыре велось каменное строительство на средства удельного князя Юрия Ивановича. Тогда мастерами из Ростова Великого были воздвигнуты Троицкий собор, теплая церковь и большая трапезная. Троицкий собор был расписан фресками работы выдающихся мастеров: Василия Ильина, Симеона Авраамова.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Особо выделю, что в Калязине проведены четыре конференции Международной общественной организации «Русское Собрание». На них российские ученые, писатели, общественные деятели обсудили животрепещущие вопросы современности. К числу самых значительных событий отнесу установку в райцентре памятников преподобному Макарию и М.В. Скопину-Шуйскому. - К сожалению, многие не знают, кто такие Макарий Калязинский и Скопин-Шуйский. - Это наши духовные защитники. Макарий (в миру Матвей Васильевич Кожин), небесный покровитель калязинской земли, родился в селе Кожино Кашинского уезда в боярской семье. После кончины супруги он оправился в Клобуковский монастырь города Кашина, где был пострижен с именем Макарий. Покинув монастырь, поставил себе келью недалеко от Кашина, здесь к нему присоединились семь старцев. На этом месте образовался Троицкий монастырь. После кончины 17 марта 1483 года Макарий был погребен в построенной им деревянной церкви. В 1521 году при ремонте обнаружили гроб, а в нем нетленные мощи. В 1547 году на церковном соборе Макария прославили в лице святых. В 1700 году для мощей изготовили серебряную раку. В 1930-е, после закрытия и разрушения монастыря, их перевезли в Тверь. Сейчас они уже 5 лет в Калязине, находятся в Вознесенском храме города. А Михаил Васильевич Скопин-Шуйский - князь, государственный деятель, одаренный полководец эпохи Смутного времени. Он нанес поражение полякам, разорившим многие города, положил начало освобождению Руси от польско-литовских захватчиков в Смутное время. - Обращает на себя внимание и то, что преобладающее число культурных мероприятий имеет православную тематику. - Православие сформировало наш народ, нашу культуру, наши традиции. С ним напрямую связана самоидентификация русских, восточных славян. Оно органично сочетается с природными качествами русских - народа доброжелательного, совестливого, склонного к коллективному производительному труду. Федор Михайлович Достоевский отмечал: «Все народные начала, которыми мы восхищаемся, почти сплошь выросли из православия».

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/21/...

Постепенно собиралась братия. Так, согласно Житию, к старцу пришли двое юношей «благородного рода», в постриге Маркелл и Сергий, оставившие свидетельства о его подвижнической жизни, которыми пользовался составитель жизнеописания (Там же. С. 53-54). Семь старцев, с к-рыми пришел прп. Макарий, были «совершенны... иноческым житием». Первоначально в монастыре не было священника, а для богослужений насельники приглашали игумена «из других мест». Прп. Макарий отказался от настоятельства, но поставленный им игумен стал жить не по «приданному закону». В частности, настоятель с братией нарушали установленный прп. Макарием порядок «не держати хмельнаго пития, ни ясти, ни пити по келиям». Преподобный по благословению Тверского архиеп. Илии избрал др. игумена, к-рый начал «тем же обычаем жити». Когда прп. Макарий и его «отстави от игуменства», епископ стал убеждать подвижника «приятии херотонию и начальствовати во своем манастыри братии. Тако же и сродници его,- Захариа, Бороздин прозванием, и инии вси его сродници,- едва увещаша его приятии священьство» (Волоколамский патерик. 1915. С. 14-15). Прп. Макарий был поставлен во игумена М. К. м., видимо, Тверским архиеп. Илией к 1444 г. Возможно, намек на описанные события содержится в тексте Духовной грамоты прп. Иосифа Волоцкого. Упоминая о 7 монахах, пришедших с прп. Макарием, прп. Иосиф отметил, что «они же всех просвещающе и на полезная учаху, и иже в добродетелех живущих подтвръжаху, а иже в безчиньство уклонивьшихся, таковым възбраняюще и запрещающе и не попущающе своим волям последовати». Старец Митрофан (Бывальцев), проживший 9 лет на Афоне, оказавшись в М. К. м., признал, что «всуе трудихся и без успеха шествовах толик путь, еже в Святую гору, мимо Колязиньской монастырь: мощно бо есть в нем живущим спастися, въ всем бо подобно творится зде киновиам, иже въ Святей горе сущим» ( Иосиф Волоцкий. 1868. Стб. 558-559). В М. К. м. побывал и получил благословение прп. Макария путешественник Афанасий Никитин. «Калязинская челобитная». Гравюра. 2-я пол. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2561264.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010