Преподобный Александр Свирский и святитель Макарий, митрополит Московский 2 февраля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, — настолько они взаимосвязаны в своих духовных подвигах. Эта особенность в почитании Божиих угодников была отмечена известным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “Собранность двух или трех во имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силы претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви (— Имя Христово есть мистическая Церковь! —), воцерковляет их”[ 1 ] . В другом месте он продолжает: “Мистическое единство двух есть условие вÎдения и, значит, — явления, дающего это видение Духа Истины. Вместе с подчиненностью твари внутренним законам, данным ей Богом, и полнотою целомудрия, оно соответствует пришествию Царства Божия (— то есть Духа Святого —) и одухотворению всей твари”[ 2 ] . Высказывание о двоичности можно встретить в ветхозаветной книге Екклесиаста, или Проповедника: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется” (Еккл 4:9—12). Отец Павел указал некоторые духоносные пары: “апп. Петр и Иоанн, апп. Петр и Павел, свв. Косма и Дамиан, свв. Кир и Иоанн, свв. Пантелеимон и Ермолай, свв. Самсон и Диомид (Диомофей), свв. Трифон и Фалалей (Далалей), свв. Муций и Аникита”[ 3 ]. Этот перечень можно продолжить именами последующих святых, подвизавшихся в различных местах Православного мира. Близки и дороги всему славянскому миру просветители — равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Из отечественных святых среди тех случаев, когда имя одного неотделимо от другого, можно назвать первых русских угодников: благоверных страстотерпцев сыновей князя Владимира — Бориса и Глеба; родоначальников русского монашества преподобных Антония и Феодосия; Валаамских подвижников Сергия и Германа; Радонежских и всея России чудотворцев преподобных Сергия и Никона; пустынножителей Соловецкого острова Зосимы и Савватия; блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских;  преподобных  Ефрема  и Аркадия  Новоторжских;  Трифона  и Прокопия Вятских;  Иоанна и Лонгина Яренгских,  Вассиана и Иону Пертоминских,  Авксентия и Онуфрия Вологодских,  Амфилохия и Дионисия Глушицких. В Новгороде известна почитаемая двоица святителей Иоанна и Никиты.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-aleksandr-...

Скачать epub pdf 02 февраля 2012 г. В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, – настолько они взаимосвязаны в своих духовных подвигах. Эта особенность в почитании Божиих угодников была отмечена известным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “Собранность двух или трех во имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силы претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви (- Имя Христово есть мистическая Церковь ! -), воцерковляет их” 1 . В другом месте он продолжает: “Мистическое единство двух есть условие bIдehuя и, значит, – явления, дающего это видение Духа Истины. Вместе с подчиненностью твари внутренним законам, данным ей Богом, и полнотою целомудрия, оно соответствует пришествию Царства Божия (- то есть Духа Святого -) и одухотворению всей твари” 2 . Высказывание о двоичности можно встретить в ветхозаветной книге Екклесиаста, или Проповедника: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется” ( Еккл 4:9–12 ). Отец Павел указал некоторые духоносные пары: “апп. Петр и Иоанн, апп. Петр и Павел, свв. Косма и Дамиан, свв. Кир и Иоанн, свв. Пантелеимон и Ермолай, свв. Самсон и Диомид (Диомофей), свв. Трифон и Фалалей (Далалей), свв. Муций и Аникита” 3 . Этот перечень можно продолжить именами последующих святых, подвизавшихся в различных местах Православного мира. Близки и дороги всему славянскому миру просветители – равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Из отечественных святых среди тех случаев, когда имя одного неотделимо от другого, можно назвать первых русских угодников: благоверных страстотерпцев сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба; родоначальников русского монашества преподобных Антония и Феодосия; Валаамских подвижников Сергия и Германа; Радонежских и всея России чудотворцев преподобных Сергия и Никона; пустынножителей Соловецкого острова Зосимы и Савватия; блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских; преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских; Трифона и Прокопия Вятских; Иоанна и Лонгина Яренгских, Вассиана и Иону Пертоминских, Авксентия и Онуфрия Вологодских, Амфилохия и Дионисия Глушицких. В Новгороде известна почитаемая двоица святителей Иоанна и Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

По житию преп. Дионисия, блаж. Макарий, рождённый в Ростове, ещё двенадцатилетним Матфеем взят был из дома родительского в обитель Дионисия и пострижен был в иночество; он жил в келье игумена и под его надзором обучался иноческой жизни. Авва полюбил его за чистоту души и по его просьбе Макарий посвящён был в иеромонаха Ростовского архиепископом Дионисием (1396–1416 г.). Блаж. Макарий до самой кончины преподобного наставника своего жил при его кельи. После Амфилохия он был игуменом Глушицкой обители. Мощи его почивают под спудом, осенённые ракой. Служба ему отправляется общая с другими Глушицкими преподобными по древней рукописной монастырской книге 172 . Блаженный Тарасий был игуменом Пермской обители, но добровольно оставил начальство, чтобы быть в послушании другого. – Когда сказали Дионисию о прибытии его в Глушицкую лавру, он вышел на встречу к Тарасию. «Издавна желал я видеть лицо твоё, честный отче, и много молил о том Господа», сказал Тарасий при встрече с Дионисием. «Благословен Бог, пославший к нам недостойным мужа, опытного и благоговейного», отвечал Дионисий. «Тебя прославил Господь по делам твоим, сказал Тарасий; позволь же моему смирению подражать тебе и исполнять твою волю; вот небольшое имение, которое принёс я с собой; причисли меня к твоей пастве». «Не ты ли, как подражатель истинного Пастыря Христа, говорил Дионисий, был сам пастырем и целителем людей, блуждавших во мраке язычества в земле Пермской?» Тарасий сказал, что чувствует нужду быть учеником другого, опытнейшего. С того времени игумен Тарасий проводил суровую пустынную жизнь наравне с прочими, сохранял строгий пост и приобрёл благодатные слёзы умиления, тёкшие часто из очей его. Он прожил при преп. Дионисии 10 лет и преставился при игум. Амфилохии, вскоре после наставника своего, в 1440 году. Служба ему общая с преп. Макарием. Мощи его осенены ракой. О блаженном Феодосии известно только то, что он был учеником преп. Дионисия и мощи его почивают вблизи мощей Тарасия 173 . 155 Жизнь св. Максимилиана, описанная в XIII стол. Патавским пресвитером, изд. int. script. rerum austr. T. 1, и с объяснениями Ганзена: Germania sacra t. 1. Извлечения у Вейса: Leben d. Heiligen. В. 14, 546–559. Leben u. Werken d. Heiligen. B. 2. 427. Regensburg. 1840.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По житию преподобного Дионисия, блаженный Макарий, рожденный в Ростове, еще двенадцатилетним Матфеем взят был из дома родительского в обитель Дионисия и пострижен был в иночество; он жил в келье игумена и под его надзором обучался иноческой жизни. Авва полюбил его за чистоту души, и по его просьбе Макарий посвящен был в иеромонаха Ростовским архиепископом Дионисием (1396–1416 гг.). Блаженный Макарий до самой кончины преподобного наставника своего жил при его келье. После Амфилохия он был игуменом Глушицкой обители. Мощи его почивают под спудом, осененные ракою. Служба ему отправляется общая с другими глушицкими преподобными по древней рукописной монастырской книге 684 . Блаженный Тарасий был игуменом Пермской обители, но добровольно оставил начальство, чтобы быть в послушании другого. Когда сказали Дионисию о прибытии его в Глушицкую лавру, он вышел навстречу Тарасию. «Издавна желал я видеть лицо твое, честный отче, и много молил о том Господа», – сказал Тарасий при встрече с Дионисием. «Благословен Бог, пославший к нам недостойным мужа опытного и благоговейного», – отвечал Дионисий. «Тебя прославил Господь по делам твоим, – сказал Тарасий. – Позволь же моему смирению подражать тебе и исполнять твою волю; вот небольшое имение, которое принес я с собою; причисли меня к твоей пастве». «Не ты ли, как подражатель истинного Пастыря Христа, – говорил Дионисий, – был сам пастырем и целителем людей, блуждавших во мраке язычества в земле пермской»? Тарасий сказал, что чувствует нужду быть учеником другого, опытнейшего. С того времени игумен Тарасий проводил суровую пустынную жизнь наравне с прочими, сохранял строгий пост и приобрел благодатные слезы умиления, текшие часто из очей его. Он прожил при преподобном Дионисии 10 лет и преставился при игумене Амфилохии, вскоре после наставника своего, в 1440 году. Служба ему общая с преподобным Макарием. Мощи его осенены ракою. О блаженном Феодосии известно только то, что он был учеником преподобного Дионисия и мощи его почивают вблизи мощей Тарасия 685 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Глушицкий в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Глушицкий в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Ок. 1420 г. прп. Дионисий, ища уединения, тайно покинул Г. м. и в болотистой местности Сосновец на берегу р. Глушицы основал небольшую пустынь (впосл. Глушицкий Сосновецкий монастырь ). По ходатайству братии преподобный управлял обеими обителями, к-рые имели общую вотчину. Ростовский архиеп. Ефрем, посетивший Г. м. ок. 1437 г., оставил крупное пожертвование и назидательное послание настоятелю и братии. Возможно, в это время архиепископ утвердил духовную грамоту-завещание от 11 янв. 1436 г. прп. Дионисия. В ней основатель мон-ря заповедал братии и впосл. «быти единому игумену» Сосновецкого мон-ря и Г. м., к-рый в завещании назван лаврой (РГБ. Ф. 304. Троиц. 603. Л. 27 об.). Перед кончиной в 1437 г. прп. Дионисий вручил «старейшинство» над обоими мон-рями ближайшему ученику прп. Амфилохию Глушицкому . Вероятно, после него игуменом стал прп. Макарий Глушицкий , к-рый с 12 лет жил во внутренней келье основателя (Там же. Л. 30 об.). Насельниками Г. м. были преподобные Тарасий Глушицкий и Григорий Пельшемский , пострижениками - Филипп Рабангский , Феодосий Глушицкий и Стефан Комельский . В XV в. ученики прп. Дионисия основали Семигородную Успенскую пуст. Кадниковского у. Игум. Никон 5 мая 1502 г. был хиротонисан во епископа Вологодского и Великопермского (похоронен в Сосновецком мон-ре). Согласно завещанию прп. Дионисия 1436 г., Г. м. владел 20 пустошами, а также пожнями и наволоками на р. Сухоне и ее притоках - Шире, Паве, Пучкасе. 4 марта 1448 г. вел. кн. Василий II Васильевич дал игум. Амфилохию жалованную и несудимую грамоту на часть этой земли и на 8 пустошей близ мон-ря (Олексейковскую, Труфанкову, Дмитрокову, Савкинскую, Меженинскую, Шеринскую, Онтуфьевскую, Васильевскую, к-рые «лежат... пусты... и дворов на них нет ни кола»). Г. м. получил право «перезыва» людей из «иных княжений», а также был освобожден от налогов и наместнического суда. К 60-70 гг. XV в. здесь возникли деревни (АСЭИ. Т. 3. 252-262).

http://pravenc.ru/text/165173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМФИЛОХИЙ ГЛУШИЦКИЙ Глушицкий († 12. 10. 1452), прп. (пам. 12 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), игум. Источниками сведений об А. Г. является гл. обр. житие прп. Дионисия Глушицкого (самый ранний из известных списков - РГБ. Троиц. 603. Л. 16-57 об., XVI в.; список нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. 107) представляет собой др. редакцию жития), упоминается он также в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Как сообщает житие прп. Дионисия, однажды в Глушицкий в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь (совр. дер. Покровское Сокольского р-на Вологодской обл.) пришел из Вел. Устюга иером. Амфилохий, он припал к ногам прп. Дионисия с просьбой взять его в мон-рь. Прп. Амфилохий Глушицкий. Икона. Сер. XVIII в. (ЦМиАР) Прп. Амфилохий Глушицкий. Икона. Сер. XVIII в. (ЦМиАР) Святой сразу увидел в пришедшем буд. верного ученика и сподвижника и потому благословил ему «наипаче жестокое пребывание и всякого плотскаго покоя лишение». Они заключили завет никогда в земной жизни не разлучаться друг с другом и вместе трудились над расширением Покровского и созданием Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи мон-рей. О монастырских послушаниях А. Г. житие рассказывает так: «Труды же его и хождение много бяше с братиями, вне монастыря делаше и паки на пении обреташеся» (Троиц. 603. Л. 46об.). В 1437 г., умирая, прп. Дионисий вручил А. Г., своему ближайшему ученику, «старейшинство» над Предтеченским и Покровским мон-рями. Не желая расставаться со своим духовным отцом, А. Г. просил его помолиться, чтобы им умереть вместе. На это прп. Дионисий ответил, что А. Г. еще недостаточно потрудился, чтобы получить уготованное ему от Бога воздаяние (Увар. 107. Л. 293). А. Г. оставался с преподобным до его последних часов и «виде... на главе его венец, яко солнце, сиающь, а лице его, яко снег, светляся» (Троиц. 603. Л. 56). Был ли А. Г. игуменом Глушицких мон-рей, остается неясным, в житии сказано только, что после прп. Дионисия игуменом «большой лавры», т. е. Покровского мон-ря, стал монах Макарий, к-рый с 12 лет жил во внутренней келье преподобного (Троиц. 603. Л. 30об.). Возможно, что А. Г. осуществлял духовное руководство мон-рями либо был настоятелем малого Предтеченского мон-ря, хотя по завещанию прп. Дионисия у Покровской и Предтеченской обителей должен был быть один настоятель. А. Г. принимал участие в составлении жития прп. Дионисия, неизвестный автор жития сообщает, что он был «научен от отец моих... Анфилохия, и другаго Макария, и Михаила, иже видели святаго известно» (Троиц. 603. Л. 16об.).

http://pravenc.ru/text/114640.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ Прп. Макарий Глушицкий. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми». XIX в. (ц. св. Лазаря Четверодневного, Вологда) Прп. Макарий Глушицкий. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми». XIX в. (ц. св. Лазаря Четверодневного, Вологда) (Матфей; † после 1481, Глушицкий Покровский монастырь), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Глушицкий, 3-й игумен Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря (ныне дер. Покровское Сокольского р-на Вологодской обл.). Основным источником сведений о М. является Житие прп. Дионисия Глушицкого, в котором М. посвящена гл. «О Макарии». Житие М. неизвестно. Обозначенная в описании Музейного собрания РГБ как его Житие рукопись РГБ. Ф. 178. 4059 (Музейное собр. РГБ: Описание. М., 1997. Т. 2. С. 277) представляет собой 2 главы из Жития прп. Макария Желтоводского и Унженского. Согласно Житию Дионисия Глушицкого, М. происходил из г. Ростова. В возрасте 12 лет он встретил прп. Дионисия в доме своего дяди Агафона и, увлеченный проповедью преподобного, последовал за ним в мон-рь на р. Глушицу, где и принял иноческий постриг. Автор Жития прп. Дионисия иеродиак. Иринарх указывал на М. как на одного из своих информаторов ( Семячко. Житие Дионисия Глушицкого. 2005. С. 104, 138). Это позволяет заключить, что история знакомства М. и Дионисия описана в Житии со слов самого М. В мон-ре М. стал келейником Дионисия Глушицкого: преподобный взял его «къ себ в нутренюю клию» (Там же. 2005. С. 114). Позднее в том же Покровском мон-ре М. был рукоположен во иерея свт. Дионисием Греком, еп. Ростовским (1418-1425). М., безусловно, был грамотен, о чем свидетельствует не только его священнический сан. В Минейной редакции Жития Дионисия Глушицкого упоминается о том, что ученик еще при жизни своего наставника составлял следующие тексты: «Поучение архиепископа Ефрма братьи. А писалъ Макарей ученикъ Дионисиевъ» (Там же. С. 160), «О архимандрит Тарасии Пермстемъ. А писалъ Макарей, ученикъ Дионисевъ» (Там же. С. 163).

http://pravenc.ru/text/2561290.html

В XIX в. рака над мощами М., Тарасия и Феодосия Глушицких находилась в храме в честь Рождества Христова Покровского мон-ря, построенном в 1841 г. на месте обветшавших деревянных церквей XVII в. (в 1900 переосвящен во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких). В 1992 г. ц. во имя Дионисия и Амфилохия была открыта как приходская, к нач. 2006 г. приписана к Димитриеву Прилуцкому в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужскому монастырю . Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому установлено в 1841 г. Ист.: Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели/Подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 104-206; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ./Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003. С. 97-142; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 218-219. 6, 9, 10. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 176; Суворов Н. Глушицкий мон-рь Вологодской епархии. Вологда, 1876; Строев. Списки иерархов. Стб. 748; Верюжский. Вологодские святые. С. 12, 108-209; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 335; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. 1901. Ч. 1. С. 142; Голубинский. Канонизация святых. М., 19032. С. 151; Маркелов. Святые Древней Руси. 1998. Т. 2. С. 157. 307; Житие преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия, Глушицких чудотворцев//ЖРСв. Т. 1. 2004. С. 444-447; Семячко С. А. К вопросу о Житии Макария Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели/Подгот.: Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 232-233. С. А. Семячко Иконография Прп. Макарий Глушицкий и блгв. кн. Димитрий Галицкий. Роспись ц. прп. Иова Почаевского Почаевской Успенской лавры. XIX в., поновлена в кон. 60-х — 70-х гг. ХХ в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий

http://pravenc.ru/text/2561290.html

В олтаре на престоле одежда крашенинная. На престоле крест осеняльной, деревянной, писан красками. На престоле же покров крашенинной, лазоревой. b Жертвенник одет крашениной лазоревой [z]. Над жертвеником пять икон штилистовых разных святых, писаны на краске. В трапезе по сторон церковных дверей деисус со апостолы, писан на краске. (Л. 146) По другую сторону образ «Благовещения Пресвятыя Богородицы», писан на краске. Над игуменским местом среди трапезы у столба образ Вознесения Господня в киоте, писан на краске. У тое же трапезы келарьская. Кругом тое церькви паперти. В церкве, и в олтаре, и в трапезе, и в келарской три окошка больших, а в них окончины слюдяные. На монастыре колокольня рубленая, круглая, верх шатровой, на ней больших и малых пять колоколов. По скаске того монастыря игумена з братею, весу тем колоколам они сказать не упомнят. А написан же тот вес в переписных книгах стольника Василья Плохово, как был для переписки колокольной. Шесть келей деревянных казенных, да хлебня. Два погреба квасных, а на них (Л. 146 об.) сушило. Строение в том монастыре все ветхо. Святые ворота рубленые ветхи. Мерою того монастыря кругом сто шестьдесят сажен. В том монастыре братии. Иеромонах Макарий, родом Вологодского уезда Тошенской волости, храма Пресвятой Богородицы «Одигитрия», что на Креневе, попов сын, пострижен в Спасове Прилуцком монастыре при архимандрите Ионе жалованья ему на год на платье два рубли тринатцать алтын две деньги. Келарь монах Паисей, родом он Глушицкого монастыря деревни Кромина, служебничей сын, пострижен он в том монастыре при игумене Филарете, жалованья ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Пономарь монах Тихон, родом он Глушицкого монастыря деревни Безссонова, крестьянской сын, пострижен он в том же монастыре при игумене Иосифе, жалованья ему на год на свитки (Л. 147) восмь алтын две денги да платье. Монах Пахомий, родом он Вологодского уезду Ракульской волости Григорья Григорьева сына Золотилова крестьянской сын, пострижен он в том же монастыре при игумене Иосифе, жалованья ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Монах Иосиф, родом он того же монастыря деревни Ракулка, крестьянской сын, пострижен он в том же монастыре при игумене Иосифе, зажилого ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Престарелой дьячек Андрейка Ильин родом он с Тотмы Стрелецкие волости деревни Вакаричи крестьянской сын, жалованья ему на свитки и на платье в год по дватцать алтын. А в том монастыре монахов крыло[шан нет] [aa].

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

См., например: Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в. Историко-географическое исследование по материалам монастырей. Л., 1985. С. 178–179. Подробнее см.: Семячко С. А., Печников М. В., Петрова Т. Г. Дионисий Глушицкий: Источники. Биография. Почитание. Иконография//Православная энциклопедия. Т. 15. М., 2007. С. 249–256. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 3. М., 1995. С. 133–134; Савваитов П. И. Описание Успенской Семигородней пустыни и упраздненного Катромского Николаевского монастыря. Вологда, 1870. С. 4. Данные письменных источников подтверждаются археологическими изысканиями. На месте разрушенного Свято-Лукского монастыря, возрожденного в 1393 г. Дионисием Глушицким, обнаружено селище с круговой керамикой XII–XIV вв. ( Адаменко О. Н. Бохтюжское княжество (по результатам историко-археологических исследований)//Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия/Гл. ред. Г. В. Судаков. Вологда, 2007. С. 142–150; она же. К вопросу о столице Бохтюжского княжества//Сборник научных работ студентов и аспирантов ВГПУ. Вып. 9. Вологда, 2001. С. 53–59). См. содержательные статьи о монастырях, основанных прп. Дионисием, в «Православной энциклопедии»: Шамина И. Н. Глушицкий Сосновецкий во имя святого Иоанна Предтечи мужской монастырь//Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 615–617; Кочетов Д. Б., Шамина И. Н. Глушицкий в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь//Там же. С. 612–615. Амвросий (Орнатский), архим.История российской иерархии. Ч. 3. М., 1811. С. 699. Материалы, собранные митрополитом Евгением (Болховитиновым), были опубликованы архимандритом Амвросием в «Истории российской иерархии» (Копия 1811 г. с рукописи митрополита Евгения (Болховитинова) хранится в Отделе рукописей РНБ: ф. 550, F. XVII, 56. В ней на л. 112 об. есть примечание: «Сие описание сочинено в 1809 [г.], но после поправлено и умножено и по статьям все гораздо полнее и исправнее напечатано в “Истории российской иерархии” в словаре епархиальных монастырей»); Суворов Н. И. Глушицкий монастырь Вологодской епархии. Вологда, 1876. С. 3–4; Лебедев В. К. Пятисотлетие Дионисиево-Глушицких монастырей Вологодской губернии//Вологодский епархиальные ведомости. 1900. С. 2–7.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010