Л. А. Успенский , характеризуя труд древних иконописцев, пишет, что они “знали лики святых так же хорошо, как лица своих близких. Они писали их либо по памяти, либо пользуясь зарисовками или портретами. Когда то или иное лицо было известно святостью своей жизни, портреты его делались тотчас по его смерти, задолго до официальной его канонизации или открытия его мощей, и распространялись в народе. О нем сохранились всевозможные сведения и особенно наброски и свидетельства современников” 144 . Дополняет это высказывание следующее соображение Н.К. Голейзовского: “Жития, сохранившие рассказы о создании посмертных изображений русских подвижников, повествуют о том, с какой настойчивостью и скрупулезностью собирали живописцы все уцелевшие сведения у “самовидцев”, то есть у тех, кто знал умершего и помнил его” 145 . Данные высказывания исследователей о начальном этапе развития иконографии святого сопоставимы с историей создания агиографических памятников, распространенных в древнерусской литературе XV–XVI веков 146 , в которых описаны последние дни жизни, кончина и погребение Подвижников благочестия. Стремление описать последние дни жизни Подвижника или запечатлеть его образ, как свидетельствуют Жития святых, имело место на Руси. “Иконописцы монахи, живя в каком-нибудь монастыре, не осмеливались написать портрет святого основателя их монастыря или прославившегося святостию жизни и чудесами, если он еще не умер. До сих пор известно очень немного примеров, которые могут составить исключения в этом отношении. Но из этих немногочисленных исключений мы видим, что если иконописец монах и писал портретную икону Святого, то писал потихоньку от него, сохранял нарисованное в тайне, до тех пор, пока не умирал Святой” 147 . В этом отношении уникальна икона преподобного Кирилла Белозерского († 1427; пам. 9 июня), находящаяся в Третьяковской галерее. Ее написал преподобный Дионисий Глушицкий († 1437; пам. 1 июня) 148 . На ней изображена сутулая “фигура в фас старца невысокого роста, с большой головой. Изображение портретного характера, с нимбом, очерченным двойной графьей” 149 . Надпись на обороте иконы подтверждает, что она была написана еще живу сущу чудотворцу Кириллу, в лето (6932; 1424)” 150 . Таким образом, икона была написана за три года до кончины Преподобного. Слова же “ ОЯГ преподобна” были добавлены на ней позднее к единственному древнему слову “Кирилл” после его канонизации 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Подобные события произошли и в Вологодской епархии в середине XVI века. После кончины преподобного Стефана Комельского († 12 июня 1542) его обитель была разорена во время набега казанских татар. При возобновлении монастыря над могилой Преподобного видели сияющий свет. “Тогда же, по свежей памяти, на гробнице Преподобного написано было его изображение, а другой образ его был поставлен в новоустроенном храме” 181 . После блаженной кончины преподобного Феодосия Тотемского († 1568; пам. 28 января) Господь прославил его благодатью чудотворения. “Видя все это игумен Спасо-Суморина монастыря Галактион (1626–1633) просил одного тотемского иконописца Якова Попова написать образ Преподобного, что тот и исполнил в 1626 году, изобразив лик преподобного Феодосия по рассказам столетнего старца Космы Любевцова, который весьма хорошо помнил его в живых. В 1635 году написан был другой образ Преподобного в большем виде против первого и положен на раке, над которою устроена была и сень” 182 . Первонаписанные образы святых имели важное значение в тяжелых исторических обстоятельствах. К Смутному времени относится следующее известие: “В 1609 г. Вологодский воевода писал: “Здесь в Вологде преподобный Димитрий явил свою милость, обещался стоять с нами, против врагов государевых. Он явился духовному старцу и велел перенесть свой образ с гробницы в Вологду; архиепископ и воевода со всеми вологжанами и иногородними, сретив тот образ с великою честию, поставили его со слезами и с молебным пением в Вологде на площади, в Церкви Всемилостивого Спаса: января 4 дня”. Ныне сей образ стоит для уверения и поклонения всем христианам. Говорят, что сей образ преподобного Димитрия писал преподобный Дионисий Глушицкий” 183 . А такой иконой могла быть только первописанная 184 . Несколько ранее другие грозные обстоятельства вызвали написание образа блаженного Николая Псковского († 1576; пам. 28 февраля) в лике других чудотворцев. Во время осады Пскова Стефаном Баторием в 1581 году в видении благочестивому псковичу преподобный Корнилий Псково-Печерский († 1570; пам. 20 февраля) вместе с блаженным Николаем умоляли Пречистую Деву умилостивить Христа и избавить псковичей от пленения и разорения. В благодарность за последовавшее избавление во Пскове написали затем “икону Богоматери с предстоящими преподобными Антонием и Корнилием, с князьями Владимиром Киевским, Гавриилом и Тимофеем Псковским и блаженным Николаем. Эта икона поставлена была в Покровской церкви и прославилась чудесами; ей празднуют в октябре. С того времени стали праздновать во Пскове и день преставления блаженного Николая” 185 . Таким образом, данная икона была написана пять лет спустя после кончины блаженного Николая, чем было положено начало его почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Эпоха Вселенских Соборов завершилась преодолением иконоборческой смуты в Церкви. Большую роль в этом сыграло православное монашество. В монашеских обителях всегда было развито иконописание. На Руси известны святые иноки-иконописцы – это преподобный Алипий Киево-Печерский, Андрей Радонежский и Дионисий Глушицкий. Названные выше три иконы, несомненно, лишь малая часть того, что окружало в жизни святителя Филиппа. Игумен Филипп, впоследствии Всероссийский Митрополит, сам не писал икон, но его забота о спасении врученной ему монашеской братии выражалась и в иконописной форме. Пред святыми иконами он прославлял Покровительницу монашества – Пречистую Деву; пред святым образом он молитвенно памятовал о конечных судьбах мира на Страшном Суде. Святая двоичность В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, – настолько они близки и взаимосвязаны в церковном почитании их духовных подвигов. Своеобразный гимн двоичности, который начинается словами: “Двоим лучше, нежели одному...”, воспевает Екклесиаст (4:9–12). Эта особенность в подвигах и прославлении Божиих угодников была отмечена крупным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “...Собранность двух или трех во Имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силе претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частиц Тела Христова живое воплощение Церкви (Имя Христово есть мистическая Церковь !), воцерковляет их” 94 . Он указал некоторые духоносные пары: – Апостолы Петр и Иоанн, – Петр и Павел, – святые Косьма и Дамиан, – Кир и Иоанн, – Пантелеймон и Ермолай, – Самсон и Диомид (Диомофей), – Трифон и Фалалей (Далалей), – Муций и Аникита 95 . Этот перечень можно продолжить именами святых, подвизавшихся позднее в различных местах Православного мира. Близки и дороги всему славянскому миру просветители равноапостольные братья Кирилл и Мефодий (пам. 11 мая). Из отечественных святых, имя одного из которых неотделимо от имени другого, можно назвать первых русских угодников: благоверных страстотерпцев, сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба (пам. 24 июня); пострадавших варягов Феодора и Иоанна (пам. 12 июля); родоначальников русского монашества – преподобных Антония и Феодосия (пам. 2 сентября); Валаамских подвижников Сергия и Германа (пам. 28 июня); Радонежских и всея России чудотворцев преподобных Сергия и Никона; пустынножителей Соловецкого острова – Зосимы и Савватия (пам. 8 августа); блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских; Иоанна и Лонгина Яренгских (пам. 3 июля); Вассиана и Иону Пертоминских (пам. 12 июня); Амфилохия и Дионисия Глушицких, Григория и Косьмы Авнежских (пам. 15 июня), Евфимия и Харитона Сянжемских, Иакова и Иоанна Менюжских (пам. 24 июня), Ефрема и Аркадия Новоторжских.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

И не точию на той день тако творяху, но и в прочия дни, егда живописательству не прилежаху. Сего ради и Владыка Христос тех прослави в конечный час смертный. Прежде убо преставися Андрей, потмом разболеся и спостник его Даниил и, в конечном издыхании сый, виде своего спостника Андрея во мнозе славе в радостию призывающа его в вечное оно и бесконечное блаженство " . Преподобный Дионосий Глушицкий, подвизавшийся на реке Глушице, написал очень много икон для разных храмом. В XVI веке известными иконописцами были Симон, митрополит Московский, Варлаам и Макарий. Преподобный Пахомий Нерехтский и его ученик Иринарх; святитель Феодор Ростовский, племянник Преподобного Сергия; преподобный Игнатий Ломский, спостник преподобного Кирилла Елиезерского; преподобный Анания, иконописец новгородского Антониева монастыря, также писали иконы. Преподобный Антоний Сийский имел главным своим и любимым занятием иконописание. Ещё при жизни иконописца от его Святой Троицы исцелялись болящие. По северу России (в Архангельской области) было множество им написанных икон. Многие братиия его обители также занимались этим святым делом. В жизнеописании старца иеросхимонаха Нила (1801 - 1870), восстановителя и возобновителя Нило-Сорской пустыни, рассказывается, что ещё в детстве, под руководством своего старшего брата-иконописца, он занимался писанием святых икон, причём с благословением и страхом Божиим, видя в этом занятии не столько ремесло, сколько служение Богу. Обучившись достаточно в одной из иконописных артелей, он, будучи уже иеродиаконом, строгим и внимательным подвижником, в свободное время по-прежнему прилежал иконописанию, благоговейно, с молитвенным приготовлением, и труды его рук были благословлены Богом и ознаменованы благодатными действиями. Он сподобился своими руками обновить чудотворную Иерусалимскую икону Божией Матери, которая и после поновленния продолжала чудотворить по-прежнему. С неё он сделал точный список, также получивший чудотворную силу. Для себя он написал копию в уменьшенном размере, хранил её с благоговением в своей келлии и не раз удостаивался от неё благодатных знамений.

http://pravicon.com/text-21

В те века полного господства веры, преобладания благочестивого чувства над другими стремлениями духа человеческого, и над силою мысли и познания, и над силою чувства эстетического, и над попечениями житейскими, в такое время, – очевидно, – возможно было такое явление, что, казалось, отречение от мира было идеалом людей, начиная от великих князей до последних простолюдинов. Было же такое время земного торжества русской Церкви, когда менее, чем в одно столетие, предстает пред нами многочисленный сонм святых и потом в другое столетие, непрестанно возрастает, умножается новыми ликами святых, когда являлись и на земле уже были ублажаемы Варлаам хутынский, Сергий радонежский, Кирилл белоозерский, Димитрий вологодский, Савва вишерский, Александр свирский , Павел обнорский, Зосима и Савватий соловецкие, Антоний сийский, Дионисий глушицкий, Макарий колязинский, Стефан пермский, – и трудно перечислить всех, – и притом являлись не одни, а с целыми сонмами своих учеников, также святых. Почти каждая область, каждый город имели своего святого, им славились, украшались. В одном рукописном житии XVI века говорится об этом так: «московское царство блажит Петра и Алексея и Иону и Максима и инех множество; Псков же и великий Новгород блажат Варламия и Михаила юродивого Христа ради; Смоленск блажит князя Федора; Ростов блажит Леонтия и Игнатия, Исаию и Вассиана и Ефрема; Вологда блажит преподобного Димитрия: каяждо страна своих блажит. И мы же тебе (Прокопия устюжского) блажим северная страна по Двине реке; Вага река, на нейже град Шенкурия и то блажит уродиваго Христа ради. Соловецкий же остров и все поморье блажит Савватия и Зосиму. Мы же (устюжане) тебе, яко стража и хранителя имеем отчины града нашего Устюга» и пр. 9 Со второй половины X века и до половины XV Церковь русская воспитала, сколько нам известно, до 110 святых. И монастыри и пустыни, как главные места, где воспитывались святые, умножались в числе, постепенно возрастающем: тогда как с XI до XIV века, в три столетия, в России возникло до 87 монастырей и пустыней, в XIV и первой половине XV, следовательно в полтора столетия, их возникло вновь до 150, из коих в XIV веке возникло до 80, в первой половине XV до 70 монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

После перерыва конференция продолжилась выступлением иеромонаха Далмата (Юдина), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, сотрудника кафедры филологии Московской духовной академии. Иеромонах Далмат известен своими исследованиями книжной традиции, ставшей источником ранних печатных изданий с текстами для частного молитвенного обихода (келейных молитвенных последований). Автор несколько скорректировал заявленную тему своего доклада «Источники монашеской славянской книжности XIII-XV вв. по истории чина молитв перед сном», сосредоточившись на роли святителя Кирилла Туровского (1130 ок. 1182), замечательного древнерусского гимнографа, мыслителя и проповедника, в формировании последования вечерних келейных молитв. Основываясь на известном памятнике Ярославском часослове XIII века, привлекая сведения из славянских рукописей библиотеки монастыря св. Екатерины на Синае, отец Далмат выделил характерные особенности авторского стиля святителя Кирилла и показал, что выдающийся книжник не только дополнил, но и творчески переработал молитвословия, прочно вошедшие впоследствии в обиход как часть православного келейного правила. А.В. Муравьев, кандидат исторических наук, руководитель Ближневосточной секции Школы востоковедения НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник ИВИ РАН, посвятил свой доклад «Христианские монахи и монашество в историографии раннего ислама и пророка Мухаммеда» теме монашеского влияния на первоначальную проповедь пророка Мухаммеда. Ученый познакомил аудиторию с исламским преданием о некоем монахе, провидчески узревшем в юном Мухаммеде великого пророка. На основе лингвистического анализа слов, обозначающих этого монаха, автор высказал предположения, к какому типу подвижников мог принадлежать данный персонаж. Попутно исследователь сообщил слушателям многие интересные факты о связи раннего слоя коранического предания с христианскими понятиями и шире о взаимоотношениях начального ислама с христианством. Доклад «Преподобные преемники святых игуменов Древней Руси» М.К. Кузьминой, кандидата филологических наук, преподавателя Елизаветинской гимназии, привлек внимание к тому факту, что при достаточной изученности канона преподобнического жития многие составляющие его мотивы и нюансы описаны весьма неполно. Автор сосредоточила внимание на одном из таких мотивов отношениях преемственности между преподобным и его любимым учеником, еще не достигшим зрелого возраста. В пример были приведены прпп. Сергий и Никон Радонежские, Савва Сторожевский; Дионисий и Макарий Глушицкие, Варлаам Хутынский и Антоний Дымский, Пафнутий Боровский и Иосиф Волоцкий. Особо докладчица отметила случаи «заочного» ученичества между подвижниками, далеко отстоящими друг от друга во времени, на примере прпп. Адриана и Корнилия Комельских, а также Корнилия Комельского и Кирилла Белозерского. Последние факты попутно доказывают, насколько высок был на Руси авторитет основателей монастырей, сказала в заключение М.К. Кузьмина.

http://drevo-info.ru/news/23276.html

117 В переложении этого заговора я сделал некоторые исправления против подлинника, значительная порча которого, вероятно, свидетельствует о его древнейшем происхождении. – Другие имена Лихорадок смотр. в указанном месте в Архиве Калачова. 119 Подобное изображение, отличающееся значительным изяществом, можно, например, видеть в сельской церкви, в Пушкине, между Москвою и Троицкою Лаврою. 120 В Стоглаве 11 вопрос в гл. 5-ой: «Еще иное безчиние у проскуриц, горше сего. Боголюбцы дают проскуриям деньги на просфиры о здравии или за покой, и она спросит о имени о здравии, да над просфирою сама приговаривает, яко же Арьбуи в Чюди» и т. д. в гл. 8-й: «а над просфирами, и над кутьями, и над свещами проскурицам не говорити ничего же» и проч. 123 Подтверждение этой мысли смотр. в Истории Русск. Церкви Макария. 1857 г. ч. I. Пред. Стр. XVI. 124 Синайск. Патерик, по рукоп. Синод. Библ. XII в 551, по языку относится, без сомнения, к XI-мy. 130 Напр. чудо в Синод. Цветнике XVI в., 687, о присоединении Св. распятый, к известному церковному стиху (л. 84 об.) помещено и в Хронографах. 135 Смотр. сказку о некоем молодце, коне и сабле, в Сборн. Императ. Публ. Библ. (из древлехран. Погодина). 1773. Стр. 187 об. и след. 136 В одном из двух сборных подлинников Графа С. Г. Строганова есть любопытное Сказание о святых иконописцах. Между русскими иконописцами упомянуты Митрополиты: Петр, Макарий, Афанасий, Архиепископ Ростовский Феодор, Алимпий Печерский, Дионисий Глушицкий, Антоний Сийский, Адриан Пошехонский и Вологодский, Андрей Радонежский, по прозванию Рублев, Даниил Черный, Игнатий Златый, иконописец Симонова монастыря, Анания из обители Антония Римлянина, Геннадий Черниговский. При именах художников, иностранных и русских, приложены краткие характеристики их произведений, в отношении истории Церкви, с ссылками на Хронограф, на Небо Новое Галатовского, на Руно Орошенное Димитрия Ростовского и т. п. При имени Мануила Палеолога рассказывается известная история о Спасовом образе, перешедшем от Владимира Святого, вместе с Ярославом в Новгороде, а оттуда в последствии в Москву. Приводится известие, будто бы Мефодий Моравский, брат Константина Философа, показал писанный им самим на запоне Страшный Суд – нашему князю Владимиру, и тем обратил его в Христианскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Богор., да в дру­гом приделе Преп. Чудотв. Сергея; да церковь Николы чудотв., да в приделе Алексей митроп., древяная в верх. А в церквах образы и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и все церковное строе­ние приходное. Да в монастыре же 12 келей, а в них живут старцы, а игу­мена и строителя нет». Ныне в со­сновой роще находится дерев. часовня, куда исстари в праздники Преображения собираются крестьяне соседних селений и служат молебен. В часовне сохра­нился древний крест с надписью: «сии крест шамарини пустыни устроил его старец Лазарь». Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. XII, 326; “Рукопис. сообщение А. К. Жизневского”; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 29. 2141 . Троицкий – Орловский, женский, ныне деревня Орлец, Вологодской губ., Никольского у., Березниковской во­лости, в 162 вер. к сев.-вост. от Ни­кольска, недалеко от границы Устюгского у., на берегу р. Юга. Основан в XIV ст. новгородцами; около 1480 г. в нем постриглась и была игуменьею На­талья, мать блаженного Иоанна юроди­вого, Устюжского чудотворца. Монастырь упразднен в XVII ст. “Ист. Росс. Иер.”, V, 370; Ратшин, 76. 2142 . Троицкий – Особый, мужской, совсем упраздненный, в гор. Арзама­се, Нижегородской губ. Существовал весьма недолго, именно с 1734 г. по 1743 г.; в нем это время жили иноки разоренной Высокогорской-Вознесенской пустыни. Игум. Афанасий, “Опис. Арзамас. Высокогор. пуст.”, 7; “Ист. Росс. Иер.”, V, 375. 2143 . Троицкий – Перенецкий или Пеленицкий, мужской, ныне село Троица-Пеленица, Рязанской губ., Спасско­го у., в 7 вер. от Спасска, при р. Оке. Село это было поселком монастыря, на­ходившегося на противоположном бере­гу и получившего название от образа, который приплыл к нему на пелене и который находится в приходской цер­кви и имеет надпись: «сему образу мо­лился Дионисий, старец Глушицкий». В 1646 г. в м-ре был игуменом Диони­сий, вероятно, постриженник Глушицкого м-ря. В 1651 г. монастырь приписан к Саввино-Сторожевскому мон., за кото­рым состоял и в 1723 г. “Матер. для стат.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2. Примеры благочестия иноков и процветания монастырей 3. Отзывы иностранцев о состоянии наших монастырей и монашества Глава V. Духовная литература Предварительные сведения об училищах в России, библиотеках, книгопечатании, списывании книг и состоянии просвещения в народе и духовенстве I. Духовная литература настоящего периода до борьбы с жидовствующими: 1. Перечень посланий по поводу главных событий времени, церковных и гражданских 2. Учительные послания и Слова: а) митрополита Ионы б) митрополита Феодосия в) митрополита Филиппа 3. Жития святых, сказания о них, похвальные Слова им 4.Серб Пахомий Логофет и его сочинения: а) жития преподобного Сергия Радонежского и святителя Московского Алексия б) жития, написанные в Новгороде в) житие преподобного Кирилла Белозерского г) еще три жития, приписываемые Пахомию д) похвальные Слова Пахомия е) достоинство литературных трудов Пахомия ж) замечание о написанных им житиях святых, местночтимых и недавно скончавшихся 5. Другие писатели житий святых и подобных исторических сказаний: а) дьяк Иродион Кожух: сказание о чуде преподобного Варлаама Хутынского б) неизвестный новгородец: воспоминание об архиепископе Новгородском Ионе в) инок Иринарх: житие преподобного Дионисия Глушицкого г) Паисий Ярославов: «Сказание о Каменном монастыре» д) путешествие ко святым местам гостя Василия II. Духовная литература во время борьбы с жидовствущими: 1. Новгородский архиепископ Геннадий и его Библия: а) собрание Геннадием в один состав всех книг славянской Библии б) разделение этих книг по отношению к переводу и тексту в) замечание о книгах, переведенных с латинского и еврейского языков г) списки Библии Геннадиевой 2. Преподобный Иосиф Волоколамский и его «Просветитель»: а) историческое введение в это сочинение б) первые четыре Слова «Просветителя» в) следующие семь Слов г) остальные пять Слов д) суждение об этом сочинении и его авторе 3. Другие сочинения преподобного Иосифа Волоколамского: а) послания по поводу спора его с архиепископом Серапионом

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

102 .  Макарий Глушицкий, третий игумен Дионисиева Глушицкого монастыря, скончавшийся около 1480-го года. О начале местного празднования (12-го Октября) ничего не может быть сказано 318 . 103 .  Косма Яхромский или Яхренский, основатель Космина Успенского монастыря, который находится в Юрьевском уезде Владимирской губернии, в равном расстоянии 40-ка верст от Юрьева и от Владимира, скончавшийся 18-го Февраля 1492-го года. О начале местного празднования ему ничего не может быть сказано. 104 и 105. Отроки Иаков и Иоанн Менюжские или Менюшские, скончавшиеся (вероятно: смертью мучеников) около 1570-го года, мощи которых, обретенные нетленными в конце XVII века 319 , почивают под спудом в церкви упраздненного Троицкого Менюжского или Менющского монастыря, находившегося в 40 верстах к юго-западу от Новгорода: в церкви этой, теперь приходской села Менюж или Менюш, с неизвестного времени был придел в честь отроков 320 . 106 .  Онуфрий Мальский, основатель упраздненного Мальского Рождественского монастыря, который находился в 4-х верстах от посада Изборска Псковской губернии, скончавшийся 12-го Июня 1492-го года. О начале местного празднования ему ничего не может быть сказано. Одна из двух приходских церквей, остающихся от его бывшего монастыря, посвящена его имени 321 . 107 .  Тихон Калужский (прежде – Медынский), основатель Тихоновской пустыни, которая находится в Калужском (прежде находилась в Медынском) уезде Калужской губернии, живший во второй половине XV века. Местное празднование (16-го Июня) установлено как будто не позднее времени Грозного (1533–1584) 322 . 108 .  Андрей, князь Смоленский, живший в правление вел. кн. Ивана Васильевича III (1462–1505). Выше мы говорили о неудачной попытке преп. Даниила Переяславского установить ему празднование. Но когда-то впоследствии (после 1539-го года, к которому относится попытка Даниилова) местное празднование (27-го Октября) было ему установлено. Неизвестно когда установленное местное празднование князю Андрею, во всяком случае уже совершалось до 1749-го года, ибо указом Переяславской Консистории от 14-го Августа сего года предписывается во всей Переяславской епархии поминать на божественных службах, – на литиях и отпусках, преподобных отец Переяславских чудотворцев: Никиту столпника, Даниила игумена и святого благоверного князя Андрея, см. Описание Переяславского Никитского монастыря свящ. А. Свирелина , М. 1878, стр. 71 fin.  XVI века:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010