Как внимателен был он к другим и осторожен, показывает следующий случай: Макарий Александрийский изгнал из своей обители двух братьев, которые были оклеветаны пред ним. Они уже думали возвратиться в мир. Узнав о сем, Макарий Египетский , рассмотрев их дело и убедившись в их невинности, осудил и самого обвинителя, и тем побудил его раскаяться в своей опрометчивости 343 , и спас души сих братьев. Узнав от самого искусителя об искушении одного брата, Макарий сам пришёл к нему в келью: и когда тот стыдился исповедать свои нечистые помыслы, Макарий смирением вынудил его откровенность. Вот сколько лет подвизаюсь я, – сказал Макарий на слова сего брата, что его не искушают ещё помыслы, – и меня старика беспокоит дух блуда. Тогда брат сказал: поверь, Авва, и меня также беспокоит. Старец говорил и о других помыслах, будто его искушают, и брата приводил в сознание. Тогда, преподав наставление ему, оставил его, и с сего времени сей брат подвизался даже более других 344 . Также своею кротостью Макарий обратил ко Христу одного идольского жреца, встретившегося ему на пути в Нитрийскую гору. Сего жреца встретил прежде ученик Макария и был избит им до полусмерти за то, что назвал его демоном. Но когда Макарий, встретившись с ним, ласково приветствовал его, – жрец, поражённый сим, сказал: я вижу, что ты человек Божий, – и ухватившись за ноги его, говорил: не отпущу тебя, пока не сделаешь меня монахом. И он был принят Отцом в число братии, а чрез него и многие из язычников сделались христианами. По этому случаю Макарий говаривал: худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми 345 . Многие, слыша о мудрости и святости Макария, приходили из далёких стран за его советами. Наставления Макария, отличаясь краткостью, полны были глубокой опытной мудрости. Они имели целью внушать внимание, богомыслие, молитву, смирение, – короче, добродетели, которыми сам он, обладал в высшей степени. Как мне спастись? спросил однажды юноша, желавший быть иноком. Макарий послал его на кладбище сначала бранить, а потом хвалить мёртвых. Когда юноша исполнил это, Макарий спросил его: что отвечали ему мёртвые? Они были безмолвны и к похвале и к порицанию. «Иди и ты будь таков же 346 . Если для тебя поношение – как похвала, бедность как богатство, недостаток как изобилие, – ты не умрёшь» 347 . Другому ученику, просящему у него наставления, Макарий сказал: никого не осуждай, никого не обижай; соблюдай сие, и спасёшься 348 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кирилл Александрийский . Беседы на Евангелие от Иоан­на ­­ Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini In Divini loannis Evangelium. Vol.I-III. Ed. Ph.E.Pusey. Oxford, 1872. Кирилл Александрийский . Беседы на Евангелие от Луки ­­ Homiiiae in Lucam. PG 77, 1040–1049. Кирилл Александрийский . Беседы на Послание к Римля­нам ­­ In epistulam ad Romanos. PG 74, 773–856. Кирилл Александрийский . Против антропоморфитов ­­ Adversus anthropomorphitas. PG 76, 1065–1132. Кирилл Александрийский . Сокровищница ­­ Thesaurus de sancta et consubstantiali Trinitate. PG 75, 9–656. Кирилл Александрийский . Толкование на Исайю ­­ Com-mentarius in Isaiam prophetam. PG 70, 9–1449. Кирилл Иерусалимский . Слова огласительные ­­ Cateche-ses ad illuminandos 1–18. PG 33, 369–1060. Кирилл Иерусалимский . Слова тайноводственные ­­ Cyrille de Jerusalem. Catecheses mystagogiques. Ed. A.Piedagnel. SC 126. 1966. Климент Александрийский . Какой богач спасется? ­­ Clemens Alexandrinus. Band IIÏ Stromata VH-VHI, Excerpta ex Theodoto, Eclogae propheticae, Quis dives salvetur, agmente. Hrsg. von O.Stählin. GCS 17. 1970. S.157–191. Климент Александрийский . Педагог ­­ Clemens Alexan­drinus. Band Ï Protrepticus und Paedagogus. Hrsg. von O.Stählin. GCS 12. 1905. S.89–292. Климент Александрийский . Строматы ­­ Clemens Alexan­drinus. Band IÏ Stromata I-VI. Hrsg. von O.Stählin, L.üchtel, U.Treu. GCS 52. 1960; Band IIÏ Stromata VII-VIII. Hrsg. von O.Stählin. GCS 17. 1970. S.3–102. Климент Александрийский . Увещание к эллинам ­­ Clemens Alexandrinus. Band Ï Protrepticus und Paedagogus. Hrsg. von O.Stählin. GCS 12. 1905. S.1–86. Климент Римский. Послание к Коринфянам ­­ Clement de Rome. Epitre aux Corinthiens. Ed. A.Jaubert. SC 167. 1971. Леонтий Византийский . Главы против Севира ­­ Triginta capita adversus Severum. PG 862, 1901–1916. Макарий Египетский . Великое послание ­­ W.Jaeger. Two Rediscovered Works of Ancient Christian Literaturë Gregory of Nyssa and Macarius. Leiden, 1954. P.233–301. Макарий Египетский . Духовные беседы 1–50 ­­ Die 50 geistlichen Homilien des Makarios. Hrsg. von H.Dörries, E.Klostermann, M.Kroeger. PTS 4. 1964.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Как просты были его наставления, свидетельствует случай, рассказываемый Палладием о себе. Однажды, говорит он, я впал в великую тоску и, пришедши к сему святому, сказал ему: Авва Макарий, что мне делать? смущают меня помыслы, говоря мне: ты ничего не делаешь здесь, ступай отселе. Святой отец отвечал мне: скажи твоим помыслам: для Христа я стерегу стены. Но если братия подвергалась тяжким немощам, Макарий употреблял и сильные врачевания. Был в пустыне Келлий инок Валент, проводивший строгую подвижническую жизнь, но, обольщенный духом самомнения и гордости, впал в крайнее высокомерие так, что сделался игралищем бесов. В самообольщении он стал мечтать, что с ним беседуют Ангелы и всегда служат ему. В упоении гордости он до того мечтал о себе, что перестал уважать Святые Тайны Христовы. Однажды Макарий, получивши от странников плодов для братий, разослал их по келлиям, по горсти каждому брату, в том числе и Валенту. Получив плоды, Валент обругал принесшего, велел сказать Макарию: я не хуже тебя, что ты мне присылаешь на благословение. Услышав это, Макарий уверился, что он в самообольщении, и пошел увещевать его. Но Валент не хотел слушать увещания Макария. Со скорбью удалился от него Макарий. Между тем Валент явления бесовские принимал за явления Спасителя и не хотел уже приобщиться Св. Таин. Тогда отцы, связав его цепями, врачевали его от самообольщения молитвами, разнообразным унижением и суровою жизнью. В подвигах покаяния и самоумерщвления, в пустыне провел Макарий шестьдесят лет. И тогда как другие считали его выше человека, он до конца жизни укорял себя в невоздержании. Последние дни своей жизни Макарий проводил в покое, сложив с себя бремя управления братиею. В 395 году он окончил свою жизнь святую и полную чудес, оставив по себе память одного из самых великих пустынников 33 . Строгость жизни Макария Александрийского и его добродетели находили себе подражателей между современными ему и последующими ему подвижниками Келлий. Таков был, по словам Палладия, Дорофей. Шестьдесят лет уже провел он в пустыне в самой строгой и суровой жизни, когда посетил его Палладий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Нет нужды говорить, что человек, подвергший себя такому самоумерщвлению, отрекался от всего, что могло доставить удовольствие чувствам. О таком отречении ревновал не один Макарий, но и все скитские подвижники, как показывает событие, рассказанное Палладием. Однажды Макарию прислали кисть свежего винограда. Хотя ему и хотелось тогда есть; но он отослал ее брату больному, желавшему винограда. Брат этот, ревнуя о воздержании, отослал виноград к другому; и тот поступил так же. Виноград перебывал в руках у многих, но никто не хотел его вкушать. Наконец один из них, получив эту кисть, отослал её, как дорогой подарок, Макарию. Усердно благодарил, Макарий Господа за такое воздержание братий; но и сам не хотел съесть кисти винограда. Подвигами самоумерщвления подавляя всякое вожделение чувств Макарий и духовные помыслы подавлял тем же оружием. Однажды начали Макария беспокоить тщеславные помыслы, внушавшие ему отправиться в Рим для исцеления больных. Долго противился он им. Наконец, когда они объяли его сильнее, Макарий упал на порог своей келлии и, выставив ноги наружу, говорил демонам тщеславия: влеките меня, если можете; своими ногами я не пойду в другое место. Так он лежал до вечера. Ночью помыслы стали опять беспокоить его. Тогда он взял корзину, насыпал в нее две меры песку и, положив на плечо, ходил с нею в пустыне. Здесь встретился с ним инок Феосовий и просил его не изнурять себя, а отдать ношу ему. Макарий отвечал: я изнуряю того, кто меня изнуряет; мне, не любящему трудиться, он внушает охоту к странствованию. Изнурив тело свое, он возвратился домой. От строгого воздержания у Макария не было волос на бороде. Он был согбен и сухощав. Более других отцов Макария Александрийского называют любителем пустыни. Он проникал в самые отдаленные пустыни. Однажды, ходя по пустыне, он нашел весьма удобное для жительства иноков место, полное плодовитых деревьев; там обитали два инока. Макарий просил у них позволения привести сюда для жительства несколько иноков, ибо место изобиловало всем нужным для жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

   — Что нам препираться к соблазну слушателей? — сказал Макарий.    Пойдем ко гробницам братий, отшедших уже ко Господу, и кому из нас Господь даст силу воскресить умершего, — пусть знают все, чья вера угодна Господу.    Это предложение с радостью было принято братией.    Пришли на могилы. Макарий предложил еретику воскресить умершего во имя Господа.    — Нет, господине! — возразил тот. Ты предложил это условие — ты прежде и воскрешай.    И Макарий пал на землю и стал молиться.    После продолжительной молитвы, возведя очи ко Господу, воскликнул:    — Господи, яви нам, кто из нас обоих право верует, воскресив сего умершего!    И назвал он имя одного, недавно погребенного брата. И тотчас послышался голос из могилы...    Братия бросились разрывать могилу. Сняв с умершего погребальные пелены, вывели его вон из могилы живым. Увидев это, еретик, пораженный ужасом, бежал. Братия погнались за ним и изгнали за пределы той страны.    Много и другого рассказывали нам о Макарии, но нет возможности записать всего, да другие его деяния, сверх того, уже общеизвестны. О Макарии Александрийском    Другой святый Макарий также отличался великими добродетелями, о чем было уже писано другими писателями, и уже отсюда можно вполне усмотреть, как велико было его духовное совершенство. Потому мы скажем о нем покороче.    Нам рассказывали, что он более всех отцов любил пустыню. Самые дальние и недоступные местности в ней были пройдены им. Наконец в самой крайней части пустыни нашел он одно место, изобиловавшее различными фруктовыми деревьями и всем необходимом для жизни. Там жили два брата. Макарий спросил их, позволят ли они привести сюда иноков для жительства, — местность так привлекательна и изобилует всем нужным. Те отвечали, что нет возможности привести сюда большое число иноков. Слишком труден проход по пустыне, и легко подвергнуться соблазнам от злых духов.    — Злые духи живут в пустыне... Трудно непривычным людям устоять против их нападений и коварств. Много страха в пустыне...    Возвратившись к братии, Макарий много говорил об удобствах открытого им места, и многие воспламенились желанием идти туда вместе с ним.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

О Макарии Синаите известно немногое. Он был уроженцем Дамаска и не позднее 1223 г. стал архиепископом Синайской горы . Дата его смерти известна с точностью до дня — 16 декабря 1252 г. Архиеп. Макарий был весьма почитаемым иерархом и, вероятно, какое-то время после смерти почитался на Синае как местный святой . Его трактат, хотя и озаглавлен в русском переводе «О посте на сырной седмице» , в действительности посвящен несколько более широкой проблематике. Макарий рассматривает два тесно связанных между собой вопроса: 1) о практике строгого поста на сырной седмице, которой в XIII в. следовали еще и некоторые православные, в частности, в Египте; 2) о посте в седмицу мытаря и фарисея: пятидневном посте Арачаворк (букв. «предваряющий») у армян и трехдневном «ниневийском» посте у яковитов. Трактат «О посте на сырной седмице» интересен тем, что, будучи по своему содержанию историко-каноническим, он содержит в себе и весьма ценный догматический материал. Одна из частей трактата (композиционно сочинение четко делится на шесть частей) представляет собой исповедание веры Макария Синаита, безусловно, заслуживающее самого пристального внимания. Таким образом, трактат предоставляет возможность составить достаточно целостное представление о его авторе. Историко-каноническая часть позволяет дать общую характеристику Макария как церковного писателя, а исповедание веры — оценить его как догматиста. Историко-каноническая часть трактата Достаточно хотя бы один раз прочитать трактат Макария, чтобы убедиться в том, что его автор искушен в литературных трудах. Текст трактата хорошо структурирован, автор твердо придерживается основной линии повествования. Пишет Макарий достаточно кратко и по существу, у него практически не встречаются такие характерные для средневековых авторов особенности, как, например, повторы, неоправданные отклонения от основной мысли, высокопарное, но малосодержательное «плетение словес». 1. Исторические представления Макария сильно мифологизированы. Это хорошо видно на примерах двух подробно рассматриваемых в трактате исторических сюжетов — установления практики строгого поста на сырной седмице при императоре Ираклии и в особенности обстоятельства отпадения Армянской Церкви от вселенского православия. Очевидно, в обоих случаях он сильно зависит от своих источников. В первом случае главным источником, несомненно, служит «История» Евтихия Александрийского (+ 940 г.) . Труднее сказать, откуда черпал Макарий свои познания по истории Армянской Церкви. Он прямо говорит, что опирается на какие-то православные источники («наши книги свидетельствуют» ), но не называет их . Присутствуют в исторической части трактата и очевидные анахронизмы. Так, в повествовании о событиях V в. неожиданно «всплывает» Севир Антиохийский, а среди народов, которые уже в V столетии совершали литургию на родном языке, упоминаются русы (fol. 162v).

http://bogoslov.ru/article/6176017

Они научили нас так ο воле и энергии. И мы готовы это доказать.» Тогда принесены были из архива подлинные акты соборов. Чтение началось с актов III Вселенского собора, ибо актов I и II не существовало. При чтении письма св. Кирилла Александрийского к императору Феодосию II с выражением об Иисусе Христе «воля Его всемогуща» патриарх Макарий воскликнул: «Вот доказательство, что во Христе одна воля!» Вообще патриарх Макарий сразу обнаружил себя упорным монофелитом. На это папские легаты, восточные епископы и императорские чиновники резонно отвечали, что здесь св. Кирилл говорит лишь ο божественном естестве Христа, которое y Него обще с Отцом и Святым Духом и потому всемогуще. Здесь нет речи o том, одна или две воли во Христе. На 2-м заседании (10 ноября) читали деяния IV Вселенского собора. При чтении знаменитого Томоса папы Льва: «agit enim utraque forma cum alterius communione, quod proprium habuit: Verbo quidem operante, quod Verbi est, carne autem exsequente quod carnis est, et horum unum coruscat miraculis, aliud vero succumbit injuriis» папские легаты заметили: вот ясное учение o duae naturales operationes inconfuse et indivise. Макарий сказал: «Я не учу ο двух энергиях, да и папа Лев здесь такого выражения, как «две энергии,» не употребляет.» Довольно смело это замечание Макария, ибо мы только что процитировали слова папы Льва: «duae operationes.» Что же оно значило бы, если за ним не мыслилось бы «две энергии»? «Итак, ты думаешь, что Лев говорит здесь ο μια ενεργεα?» — возразил император. Макарий ответил: «Я не употребляю чисел, a говорю вместе с Дионисием Ареопагитом ο богомужном действии — θεανδρικη ενεργεια.» — «А что ты под ним разумеешь?» — спросил император. «Я тоже этого не определяю,» — ответил Макарий. Эти уклончивые ответы Макария были свидетельством его идейного смущения, но не трусости в исповедании своего монофелитства. Β дальнейшем он со всей откровенностью и искренностью защищал монофелитство. На 3-м заседании (13 ноября) приступили к атакам V Вселенского собора.

http://sedmitza.ru/text/1332528.html

Негостеприимная среда — это место, где благодать становится личным переживанием Божественного домостроительства В «Истории египетских монахов» помещен рассказ о Макарии Египетском, удостоившемся увидеть сад, который насадили в пустыне два монаха — Иамврий и Ианний — по образу райского сада, но охраняемый бесами. Он попробовал плоды из сада и решил привести туда своих монахов; для этого на обратном пути оставил камыши в качестве сигналов. Несмотря на нападки демонов, которые ходят за ним, собирая тростник, чтобы помешать ему найти путь, он возвращается к своим братьям-аскетам, решив убедить их жить там. Но они отказываются. Вот что об этом сообщает в «Истирии»: «Макарий заночевал в пустыне, а когда проснулся, нашел все ветки около изголовья — бесы собрали их. Встал он и сказал им: Если есть на то воля Божия, не сможете помешать нам войти в сад!” Макарий вернулся в населенные места и, показывая плоды монахам, убеждал их пойти в сад. Многие отцы собрались у него и сказали: Может, на погибель наших душ появился тот сад? Если теперь вкусим его сладости, мы получили наше добро на земле. Какую плату даст нам Господь, когда мы придем к Нему, или какую добродетель вознаградит?” И они убедили Макария больше не возвращаться в то место» . В латинском переводе Руфина главное действующее лицо — Макарий Александрийский, а не Макарий Египетский. Он идет в сад, имея большую любовь к окраинам пустыни; после своего возвращения он пытается убедить своих братьев-монахов пойти туда, и они дают ему тот же ответ, что и в греческой версии, отмечая, что это обман дьявола . Наконец, в Лавсаике Палладия Еленопольского, объявленного сторонником Евагрия , Макарий Александрийский посещает только это место, сажая тростник на выходе (а не на обратном пути), чтобы найти обратный путь. Он не находит подвижников, а только демонов, протестующих против вторжения в их пространство, и в конце концов, поскольку демоны убрали тростник, он чудесным образом находит свой путь назад благодаря светящемуся облаку, которое его ведет, и корове, которая кормит его своим молоком , что явно аналогично путешествию чад Израиля по пустыне. Таким образом, различные варианты рассказа дают нам обзор различных отношений аскетов к окружающей среде, на основе различных богословских основ монашеской жизни: в реалистической эсхатологии идет речь о сотрудничестве с творением в создании земного Царства; в духовности Евагрия идет речь об отходе от естественных пределов, чтобы получить подтверждение своего обожествления.

http://pravoslavie.ru/134008.html

Не предполагал такого исхода дела пр. Макарий. Последний, когда услышал о столь великом подвиге своего друга, поспешил к болоту, употребил много времени, чтобы отыскать подвижника и когда увидел, стал так его умолять: «добрый старец, я сказал это ради утешения брата, а ты, услышав его, подобно доброй невесте убежал во внутренний покой. Встань же. отец мой, и возвратись в свою келью». Макарий Александрийский долго отказывался и наш любвеобильный авва не переставал его умолять: «встань, иди со мной, я научу тебя, что тебе следует делать». Так относился наш отец к людям. Любовь его одинаково всех обнимала. Не смотря на то, что друг его наложил на брата тяжелые узы, он, по разумному рассуждению, руководимый любовью снимает их. И когда вслед за этим узнает, что результатом его поступка был сильный аскетический подвиг Макария Александрийского, он спешит и к этому, и умоляет его снять с себя бичевание. Благорасположение, приветливость – наш отец проявлял по отношению к каждому. Он всякого встречал и провожал кротко, ласково. Это невольно привлекало к нему сердца людей и даже язычников. Однажды наш отец шел из Скита в гору Нитрийскую. Дорогой он послал своего ученика идти впереди. Этот повстречался с языческим жрецом. Вместо того, чтобы или пройти спокойно, или же оказать приветствие встретившему, ученик стал так кричать на язычника: эй, эй, демон, куда идешь. Жрец оскорбился, схватил дерево, которое нес – и сильно побил Макариева ученика. Вслед за этим тот же язычник попался на встречу нашему старцу «Будь здоров, будь здоров, человек трудолюбивый!» – так приветствовал его Макарий. Не мало подивился такому ласковому привету жрец. «Что ты нашел во мне доброго, что так приветствуешь меня, говорил язычник. Твое приветствие поразило меня и я вижу, что ты человек Божий. Теперь я не отпущу тебя, пока не сделаешь меня таким, как ты сам, т.е. монахом». Следствием всего этого было, что пр. Макарий повел жреца к себе, крестил его и присоединил к братии. Через новообращенного много потом язычников приняло христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

14. Об авве Макарии Египетском рассказывали: однажды шел он из Скита и нес корзины; в утомлении сел и так молился: Боже! Ты знаешь, что я изнемогаю – и тотчас очутился у реки. 15. Некто в Египте имел сына расслабленного. Он принес больного к келье аввы Макария и, оставив его у двери плачущим, сам отошел далеко. Старец, посмотрев за двери, увидел мальчика и спрашивает его: кто тебя принес сюда? Мальчик отвечает: отец мой бросил меня здесь и ушел. Старец сказал ему: встань и сыщи его. – Мальчик тотчас выздоровел, встал и нашел отца своего; и таким образом они отправились в свой дом. 16. Авва Макарий Великий однажды в Скиту, распуская собрание, сказал братиям: бегите, братия! Один из старцев сказал ему: куда же мы побежим дальше сей пустыни? Авва, положив перст на уста, сказал: сего бегите! – потом вошел в келью свою, запер дверь и сидел. 17. Авва Макарий говорил: если ты, делая кому-либо выговор, приходишь в гнев, то удовлетворяешь своей страсти. Таким образом ты, не спасая других, погубишь себя. 18. Авва Макарий, находясь в Египте, застал однажды вора с мулом, который грабил имущество его. Старец, как бы посторонний, подошедши к вору, навьючивал вместе с ним мула и, с совершенным безмолвием выпроводив его, сказал: ничтоже внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем (1 Тим. 6, 7). Господь даде, Господь отъят: яко Господеви изволися, тако и бысть (Иов. 1, 21). Благословен Господь во всем! 19. Некоторые спросили авву Макария: как нам должно молиться? Старец отвечает им: не нужно многословить, а должно воздеть руки и говорить: Господи, как Тебе угодно и как знаешь, – помилуй! Если же нападает искушение: Господи, помоги! – Он знает, что нам полезно, и поступает с нами милосердно. 20. Авва Макарий говорил: если для тебя поношение – как похвала, бедность – как богатство, недостаток – как изобилие, ты не умрешь. Ибо не может быть, чтобы правоверующий и подвизающийся в благочестии впал в нечистоту страстей и демонское обольщение. 21. Рассказывали: в Скиту пали в грех два брата, и авва Макарий Городской (так называли Макария Александрийского, потому что он до монашества был гражданином города Александрии – прим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010