Также I. Hausherr. L " hésychasme. Étude de spiritualité//Or. Chr. Per. 1956. T.5. P. 25. 6 PG 65, de Abbate Arsenio (1–2), 88. [Рус. пер.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцев. М..1846. С.15. Тройственное указание, услышанное Арсением, о. Дж. Мэлони приводит также по латыни: fuge, tace, quiesce. – Прим. Ред.] 8 Письмо Герману [Подольному], fol. 105A. [РГБ, Отд. рукописей, Троицк.188, лист 104–108. Цитаты из неопубликованных текстов преп. Нила даются в обратном переводе с английского. Прим. ред.] 9 Письмо Гурию [Тушину], fol. 101A-B. [РГБ, Отд. рукописей, Троицк.188, лист 99–103. Прим. ред.] 10 Письмо Вассиану [Патрикееву], fol. 97A. [РГБ, Отд. рукописей, Троицк.188, лист 93–98. Прим. ред.] 11 Устав, с. 81 (356–357. У автора цитирование не точно. – Прим. ред.). Cf. Лествичник, op. cit., Gradus 27 1108C-D. Василий Вел., PG 31, 136B-C. 16 В действительности, это Евагрий, De Oratione, PG 79, (11), 1169C. [Рус.пер.: Стремись к тому, чтобы во время молитвы ум твой стал глухим и немым. Авва Евагрий. Слово о молитве//Он же. Творения. Пер. А.И.Сидорова . М., 1994, с.78. – Прим. ред.]. О проблеме Псевдо-Нила см. I. Hausherr, S. J. Les leçons d " un contemplatif. Le Traité de l’oraison d " Evagre le Pontique (Paris, 1960), Introduction, pp. 5–8. См. также M. Viller, op. cit., p. 94: «Le problème de Nil». 22 Евагрий, De Oratione, PG 79, (34) 1173D,(44) 1175D, (49) 1177B, (53) 1177D, (54) 1177D, (62) 1179C, (118) 1193B, (120) 1193B. 23 Греческая формула «apothesis noimaton», которую Нил Сорский переводит как «молчаще от всякого помысла» используется здесь в цитате из Исихия Синаита : Centuria I, PG 93, 1485B. Исихий же, несомненно, цитирует Лествичника, op. cit., Gradus 27, 112A, который использует эту же формулу «apothesis noimaton». О. И. Осэрр истолковывает данную формулу, соотнося ее с «исихией». Ср. «L " hésychasme...», op. cit., p. 263. 31 Cf. Макарий, PG 34, 905, 938 ff; Нил Синайский ; De Malignis Cogitationibus, PG 79, cap. 3, 1204A-C; Кассиан, Conferences, I, ch.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ru...

Когда прибыл в Петербург Макарий, то Митрополит Серафим не только приказал не допускать его и до крыльца, но грозил, что вышлет его из столицы с жандармами. В известное время прибыли в Петербург, по званию Членов Синода, Митрополиты Московский и Киевский. Макарий проживал по благословению Московского Митрополита на Троицком подворье и, что было ясно, пользовался его благоволением по сочувствию к самым трудам его по переводу. Митрополит Московский как известно, сам глубокий знаток Еврейского языка и поклонник его, что особенно выразилось в его самом ревностном участии в делах Библейского Общества, именно по переводу Библии на Русский язык, и чем он тогда уже навлёк на себя сильное недовольство Митрополита Серафима. В рассматриваемое время случилось мне быть вечером у Митрополита Серафима. Прибытию моему он как бы обрадовался. И первые его слова были: «ну вот добро пожаловать... как нельзя лучше кстати... Если не при двою свидетелех, то и при одном станет всяк глагол... Я сегодня позвал к себе Киевского, – и он должен быть скоро... А впрочем, чтобы было при двою свидетелех, то поди-ка прикажи моим (слугам), чтобы позвали сюда и Иону 440 . Пока ещё не прибыли званные, маститый Первосвятитель не выдержал... «Вот увидишь, зачем я их звал. Ведь ты знаешь дело о Макарии, – этом безумном фанатике и попросту пройдохе... А вот Московский то, что сделал... чистое пристанодержательство... Этот пройдоха клянчил себе отпуск на прибытие в Петербург ради поправления зрения... а смотри-ка, что он делает... Мне сообщил Ν, что он как докучливая ворона, постоянно залетает во многие большие и высокие хоромы... Ну уж если на то пойдёт, то я знаю, что и как сделать...» Я старался как можно успокоить Митрополита, чтобы он по крайней мере мог высказаться спокойнее по существу самого дела перед ожидавшимися зваными Митрополитами. При этом я сказал: – Вашему Высокопреосвященству следовало бы, кажется, пригласить и Владыку Московского для общего собеседования... но этим чуть было не испортил всё дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Юношески воодушевленный, с устремленным как бы в потусторонний светлый мир взором, всходил он на церковный амвон, откуда затем лилась сильная и пламенная живая речь, иногда сопровождавшаяся слезами умиления, способная убедить и возбудить чувства покаяния, благодарности Богу, твердой надежды и чистой духовной радости. Настроение архипастыря, которое можно назвать религиозно-учительным, не покидало его и вне храма. Он везде и всегда находил случай преподать пришедшему к нему по какому-либо делу духовное отеческое наставление. Воспользовавшись каким-нибудь незначительным поводом, он отвлекал внимание собеседника от ближайшего предмета разговора (если дуло уже достаточно выяснено) и устремлял мысль его к предметам много, высшего порядка. Беседа его отличалась особенной назидательностью. Преосв. Макарий любил совершать богослужения. Его служба отличалась каким-то особенным умилением, простотой, и будучи чужда искусственности, была исполнена замечательной торжественности. Архипастырь был усердный и горячий молитвенник. Во время богослужения нередко проливал слезы умиления пред престолом Божиим и имел в храме всегда серьезно-сосредоточенное выражение лица, внимательно случая чтение и пение или же тихо произнося дрожащими старческими устами тайные молитвы. При высоком молитвенном и пастырско-учительном настроении святитель стяжал от Бога особенный дар любви к пастве и ко всем, имевшим с ним какое-либо общение. Эта любовь запечатлевала все его отношения к подчиненным. Преосвященный был от природы чужд всякого формализма. Он видел в каждом прежде всего человека, а в священнике - еще служителя Божия. Он обладал тем драгоценным качеством характера, которое свойственно далеко не многим, особенно в его возрасте и положении, именно - верой в человека, в лучшие стороны его души, в возможность исправления даже закоренелого во зле и огрубевшего сердца. Святитель знал и ценил силу христианской любви, она открывала ему тайну живого пастырского воздействия на души людей. Он почти никогда не прибегал к строгим мерам прещения и устрашения по отношению к неисправным, а старался влиять на них путем увещания и убеждения, пытаясь возбудить в виновном поворот к новым, лучшим мыслям и чувствам и укрепить немощную волю. И любовь часть, действительно, творила чудеса! Находились, конечно, люди злоупотреблявшие добротой благостного владыки, но они не могли поколебать его настроения.

http://drevo-info.ru/articles/987.html

2), то возникает вопрос, возможное-ли это дело, чтобы Филарет, у которого дорога была каждая минута, мог обдумывать, в каком облачении целесообразнее совершать службу в тот или другой празднуемый день? Не мелочь ли это? По вопросу о том, «умножают-ли наши архиереи свое платье над подобающую своей чести потребу», конечно, много распространяться нет надобности. Известно, что русские архиереи, в противность греческим, одеваются пестро и богато, в шелки, бархат и соболя, подобно московским купчихам. Не могу, однако, удержаться от того, чтобы не записать здесь одного личного воспоминания о факте, который может изгладиться из памяти потомства (а это было бы жаль). В 1875 году от Синода послан был ревизовать Московскую Духовную академию прославленный доктор богословия преосвящ. Макарий Булгаков , тогда еще лишь архиепископ. Получено было известие, когда, в какой день он пожалует в троицкую лавру. Нашлись в академии лица, которые поставили себе целью проследить из любопытства за всем, чем будет сопровождаться прибытие и пребывание в лавре такого высокого, с петербургской складкой, гостя. Этих любопытных людей в первый же день по приезде владыки поразило следующее обстоятельство: в массе багажа, привезенного на лаврских конягах в митрополичьи покои, где имел пребывание высокий гость, они, т. е. любопытствующее, узрели более десятка ящиков в форме небольших гробиков. Что значил сон сей? Что хранилось в этих гробиках? Вопрос, над которым они беспомощно ломали голову. Но «ларчик просто открывался». Это уяснилось постепенно, по мере дальнейших наблюдений над владыкой. Оказалось, что каждый гробик был футляром и заключал рясу владыки с приличествующим ей гарниром. Макарий пробыл в лавре на этот раз столько дней, сколько было у него захвачено костюмов. Каждый день он облекался в новую для зрителей рясу, причем подрясник, четки и панагия всегда имели колорит, подходящий к цвету рясы. Когда академическая корпорация представлялась владыке, на нем была великолепная темно-голубая бархатная ряса, а когда корпорация раскланивалась с ним, в день его отъезда, он был одет в роскошную же светло-малиновую бархатную рясу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Да будет со всеми нами во все дни по своему обещанию, да не разлучит с Ним никакой грех ни их, ни меня, и да буду с ними соединен в Нем, где бы я ни был. Верую, имею много причин и побуждений верить, что молитвы Ваши благоприятны Господу. Знаю, что Вы молитвами Вашими, еще более благотворили мне и всей миссии здешней, нежели внешними образами. Знаю, что если были здесь какие-нибудь и мои труды, то они весьма слабы, смешанны, пестротны, нечисты и ничтожны перед Вашими с нами трудами, и подвигами духовными. Знаю, что если я не погиб совсем на этом, по большей части, скользком пути, то Вы, милостивейший о Господе Пастырь и Отец мой, покрывали, ограждали, хранили меня, и помогали мне благодатью Божьей. А говорю об этом не потому, чтобы хотел польстить, и ласкательством искал в Вас чего-нибудь суетного, но по искреннему чувству души и сознанию, и потому что душа находит пищу приятную, и как я думаю, пользу и долг свой и угодное Богу, в исполнении сего благодарения, в котором я представляю Вас в союзе с Богом Вашим, и Божие ко мне милосердие вижу в Вас. Итак, приимите о Господе, милостивейший Архипастырь и Отец, искреннее благодарение о всех явных и сокровенных благотворениях Ваших, излиянных на меня в продолжение служения моего в Алтайской миссии, и усерднейшее желание моей души. Да воздаст Вам Господь Бог за труды и попечения Ваши о здешней миссии и о моем недостоинстве в небесном царствии. На сих днях надеюсь, если Господь поможет, отправиться в С. Петербург. Брат мой со мной, он не будет без дела на петербургском подворье Троицком. Может помогать братии в отправлении церковного богослужения. Впрочем, если бы Св. Синод, а в нем и Вы, не соизволяли на то, чтобы сопутствовал мне брат мой, он остался бы здесь. Паки мысленно повергаясь к стопам Вашим, прощения и разрешения от всех грехов моих именем Господа и Бога нашего Иисуса Христа, и Его же именем благословения святительского испрашиваю. Вашего Высокопреосвященства, милостивейшего Архипастыря и Отца, преданнейший послушник, миссионер Архимандрит Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В издательстве «Никея» вышла серия книг иеромонаха Макария (Маркиша) «Вопросы и ответы» 27.06.2011 В серии книг «Псевдоправославие», «На пороге Церкви», «Мужчина и женщина» собраны вопросы, с которыми наиболее часто сталкиваются люди, заглянувшие внутрь себя. Эти вопросы носят различный характер: от т.н. «технических» (например, касающихся поведения человека в храме, дома и на работе), то есть затрагивающих внешнюю сторону человеческой жизни, до вопросов серьезных, которые требуют индивидуального подхода к каждому. Иеромонах Макарий (Маркиш) , отвечающий на вопросы в первых трех книгах серии, окончил православную Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле, штат Нью-Йорк. Пастырь часто отсылает вопрошающих к тем или иным главам Евангелия, к ряду авторитетных православных авторов, к русской классической литературе и… к здравому смыслу. Например, на вопрос «Больше всего я хочу закрыть глаза, мечтать и никогда не выходить в реальный мир. Разве это плохо?» иеромонах Макарий (Маркиш) отвечает: «Очень плохо. Когда водитель за рулем станет мечтать, закроет глаза и изолируется от реального мира, то реальный мир напомнит ему о себе страшным ударом, скрежетом, пламенем и смрадным дымом, кровью на мостовой и носилками с накрытым телом». Сопоставление сложных внутренних проблем со знакомыми каждому ситуациями повседневной жизни – излюбленный прием автора. Иногда человек и сам может ответить на свой вопрос, просто надо подсказать, напомнить, провести нехитрую аналогию – и ответ станет очевиден, и человек поймет, как надо поступить. В содержании каждой из книг серии читатель увидит тематическое объединение вопросов и ответов в отдельные главы: «Культурный вакуум», «Немного об экуменизме», «Мы и наши ближние», «Отечество небесное», «Мысли о браке», «Родители и дети» и др. Правмир.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 27.06.2011 09:48:38

http://drevo-info.ru/news/10945.html

Смирнов (1855). С. 291. Об Иринее Фальковском см.: Булашев Г. Преосв. Ириней Фальковский, епископ Чигиринский, в: ТКДА. 1883. 6–9 (здесь и записка Иринея о состоянии академии в 1802 г.: 8. С. 550 и след.); Флоровский. С. 104 и след. 1423 Макарий. С. 144; Шпачинский. С. 429, 434. Еще дольше схоластический метод преподавания философии продержался в Казани (Можаровский. Ук. соч. С. 24–26; Благовещенский. С. 67), а также в Александро-Невской семинарии (Мартынов. С. 76; Чистович. С. 39). 1424 Смирнов (1855). С. 157, 209 и след. О Владимире Каллиграфе см.: Попов. Арсений Мацеевич (1912). С. 164–167; Барсов Н. Малороссийские проповедники XVIII века, в: Христ. чт. 1874. 1. С. 269 и след., 575 и след.; Горский А. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевы лавры. 2 (М., 1890). С. 122; Харлампович. С. 707; ср.: Зеньковский. 1. С. 113 и след. 1425 Смирнов (1855). С. 158–170; Титлинов. Феофилакт Лопатинский, в: РБС; он же. Гавриил Петров. С. 9 и след. 1426 Смирнов (1855). С. 299. 1427 Там же. С. 300, 353 и след. О Дамаскине см.: Горожанский Я. Дамаскин Семенов-Руднев, в: ТКДА. 1893–1894. 1428 Смирнов (1855). С. 300 и след. 1429 Макарий. С. 127 и след., 147–156. Во 2-й половине XVIII в. инструкция Самуила Миславского оставалась в силе при преподавании всех дисциплин (там же. С. 124–143). 1430 Смирнов (1855). С. 301–330; ПСЗ. 31. 16047, 16061. 1431 Смирнов (1855). С. 297. 1432 ПСЗ. 24. 18273 (1797 г.); 25. 18726 (1798 г.); Титлинов (см. библиогр. к § 20). 1. С. 7 и след. В 1802 г. Святейший Синод распорядился ввести в духовных училищах и семинариях в качестве особого предмета основы медицины (ПСЗ. 27. 20334). В 1794 г. под впечатлением французской революции было приостановлено преподавание французского языка, возобновленное лишь в 1797 г. (Знаменский. Духовные школы. (1873). С. 774). 1433 Рождественский. Исторический обзор (1902); Довнар-Запольский (см. библиогр., общ. лит. б); Зеньковский. 1. С. 113] и след.[; Флоровский; Милюков. Очерки. 2. 2 (1931); Багалей. Опыт истории Харьковского университета. Харьков, 1894. 1; Загоскин Н. История Казанского университета. Казань, 1902–1903. 3 т. Наряду с реформой уже существовавших университетов в Москве и Вильне, были открыты новые высшие учебные заведения: университеты в Дерпте (1802), Харькове (1804) и Казани (1804), Петербургский педагогический институт (1804, с 1819 г. – университет) и Александровский лицей в Царском Селе. Университеты стали центрами шести учебных округов, на которые была разделена вся Россия – обстоятельство, важное для реформы духовных школ 1808 г. В губерниях образовывались гимназии и уездные училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Раскольники в нашей епархии, без духовного наблюдения над их нравами, не имеющие собственной земли и ведущие как бы кочевую жизнь, суть первые воры и разбойники в стране. Если гражданское правительство ясно понимает истинные причины такого поведения раскольников, то оно должно всеми мерами помогать духовному правительству в устройстве церквей и причтов для присоединяющихся раскольников. В распоряжение г. главного начальника северо-западного края ежегодно ассигновывалось 16.000 рублей серебром на случай открытия новых приходов – на жалованье новым причтам (в причте полном: священнику 300 руб., диакону 120 руб., дьячку 60 руб., пономарю 40 руб., просфорне 25 руб. в год), это сумма еще на половину не издерживалась на новоучрежденные причты по северо-западному краю; следовательно, есть полная возможность учреждать причты относительно производства жалованья; затем не остановится дело и о наделении причтов землею, остается забота об устройстве церквей и причтовых помещений, но и это дело, при благодушном отношении к нему со стороны гражданских властей, скоро пришло бы к вожделенному концу» (Из неизданного письма, хранящегося в архиве м. Макария). 1412 Литовские старообрядцы просили собственно прислать к ним о. Павла (Прусского). Но так как последний мог отправиться в Литву только осенью 1869 г., то был немедленно командирован священник Λ. Троицкий. См. у Н.И. Субботина . Лит. Еп. Вед. 1870 г. 14. 1414 В г. Ново-Александрове 56 душ, в числе коих 2 младенца были крещены, в г. Ковно – 13 душ·, в м. Яноне Ковенской губ. и уезда 2 души; в деревне Каролишках Вилькомирского уезда 25 душ и в деревне Перелазах Виленской губ. и уезда 11 душ. 1415 Подлинный доклад о. Павла (Прусского) хранится в соб. архиве м. Макария. Архиеп. Макарий на этом докладе написал 21 марта 1870 г. следующее: «Приготовить отношение к преосвященному митрополиту Московскому с благодарностью за присылку о Павла и с ходатайством о награждении последнего за его успешные труды в нашей епархии. Кроме того, войти немедленно в соображение, не настоит ли надобности для устрояемых единоверческих церквей в древних антиминсах, иконах и вообще церковной утвари, и в какой мере, и если настоит, то приготовить отношение к преосвященному архиепископу Тверскому, в епархии которого, по сведениям, есть, будто бы, запасы означенных вещей, и просить его о высылке таковых нам, сколько нужно».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

И весь ужас этой беседы в том заключается, что архимандрит прав: большинство действительно с ним. «Всё то, о чём говорится в прошении, не представляет ничего особенного, – сказал о. архимандрит. – Судите сами, что неестественного и предосудительного в том, что настоятель распорядился о покупке для него вороных кровных рысаков. Разве один о. Макарий любит хороший выезд? Вы посмотрите, например, какой шикарный выезд у настоятеля Покровского монастыря о. Аристарха 170 . Поезжайте в Троицкую лавру – и вы увидите, какие рысаки имеются там для монастырских властей. «Лошадиный» вопрос обыкновенно сильно интересует всякого настоятеля. Он небезразличен не только для рядовых архимандритов, но, например, и для таких, как ректора академий и семинарий. Обыкновенно бюджеты этих учебных заведений скромные, а ведь и здесь лошади покупаются дорогие и кровные. Один из ректоров этой академии не постеснялся нарушить монастырские правила и сделал конюшни в стенах лавры, – и это для того, чтобы иметь своих лошадей, а не одолжаться каждый раз у монастырских властей. Можно было бы привести массу примеров, подтверждающих мысль о том, что покупка для архимандритов рысистых лошадей не представляет прихоти одного о. Макария. Было бы более удивительно, если бы он этого не сделал. Деньги есть, отчего же их не тратить, хотя бы и на такие нужды, как лошади: ведь это – монастырское дело, монастырская потребность. Указывают, что о. Макарий завёл роскошь в своей квартире. Но, опять-таки, составители прошения не были, очевидно, в кельях других настоятелей московских монастырей. Несомненно, что у него не было ничего такого, чего нельзя было бы встретить у других архимандритов. Мраморные ванны – да ведь они есть почти у каждого настоятеля. Мраморные ванны так же, как лошади, почему-то, обращают на себя особенное внимание сторонних наблюдателей. Мраморная ванна, например, причинила немало, неприятностей бывшему ректору академии еп. Евдокиму 171 . А что в этом особенного? Эка важность: что стоит устройство её для общего расхода такого монастыря, как Новоспасский! Почти что ничего». И т. д., и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

обер-прокурора, олончанин - Л.А.), Скворцова и советую зайти Митрополиту Владимиру. Не раскаетесь. Есть надежда об упокоении двоицы. Известите. Привет всем. Архимандрит Варнава». «В 7 часов (вечера - Л.А.) приехал на Троицкое подворье. Митрополит (Владимир Богоявленский - Л.А.) и синодские чины уже были: Исполатов (П.И. - обер-секретарь Синода), Яцкевич (В.И., вице-директор, с 1910 г. директор канцелярии обер-прокурора - Л.А.), Гурьев и др. Прибыли: Н.В. Протасьев, Тов. Об.Прокурора А.П. Рогович, арх. Макарий Томский, арх. Сергий Финляндский, еп. Евлогий Холмский, В.М. Скворцов и прот. Восторгов. Собрание открыл митрополит Владимир речью о веротерпимости, под которой разумеет лишь известную меру ревности по Боге. Сильно проглядывало ненавистничество к другим религиям. Перешли к нашему вопросу. Ник.Вас. после Скворцова осветил наиболее важные нужды по просвещению. Я подробно коснулся состояния православия (обрядов и треб) среди карел, несомненности влияния финнов не только на экономическую, но и на духовную сторону карел (влияние на язык), постоянных сношений с финнами и воспитания детей в православии, пока оно не будет сознательно исповедуемо, а между тем пока 2/3 карельского населения не знает еще начальных молитв и главнейших истин веры. Надо поднять это. А кто? Пастыри не на высоте; трудно привлечь, еще труднее удержать: за 9 лет во всех приходах благочиний перемещались священники, иногда не по одному разу. Внешние условия теперь улучшены (дороги, почта), но необходимо материальное обеспечение, особенно в виду отсутствия доходности. Совещание должно санкционировать и поддержать наше ходатайство. Начались обсуждения. Макарий с чего-то выдвинул другой вопрос - об обучении карел на карельском языке, по образцу алтайцев. Губернатор снова возразил ему. Я выяснил, что у нас можно принять в целях религиозно-воспитательных и рассказал, что я сделал по поводу преподавания Закона Божия в первый год обучения. Прот. Восторгов особенно подчеркнул, что надо посылать в край русских священников и учителей, только знающих карельский язык, карелы же - священники и учителя - будут лишь поднимать речь о карельском самоопределении. Скворцов (в виду затянувшихся прений), было, сообщил еще о ходатайствах относительно увеличения числа приходов и церквей, о переводах, оставив дальнейшее на синодальные заседания. Т.е. пока поделились взглядами вообще. Скворцов проектирует меня назначить окружным наблюдателем на три епархии».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010