Архиепископ Орловский Смарагд (Крыжановский) и Алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев) (два письма первого ко второму) Источник Отношения архиепископа Смарагда и архимандрита Макария – в таком их звании – были довольно кратковременны, но достаточно характерны и лестны для обоих. Это были сверстники по С.-Петербургской Духовной Академии, однако Макарий (Михаил Глухарев) был старшим, принадлежа II-мy курсу (1814–1817 гг.), между тем Смарагд (Александр Крыжановский) числился в составе III-ro курса (1815–1819 гг.). Потом пути их разошлись в разных направлениях, и ( – если не считать совместного независимого пребывания в Киеве в 1825 г. – ) лишь чрез 25 лет весьма тесно встретились при совершенно обратной комбинации, когда Микарий оказался в ведении и подначалии Смарагда, который пользовался славой укротителя строптивых и исправителя заблудших. По естественному порядку и опытам вековой жизни, можно было ожидать типического проявления этих свойств, а получилось совсем иное. По разным причинам архим. Макарий рассудил оставить Алтайскую миссию и в конце декабря 1842 г. просил Синод об увольнении его от должности настоятеля ради поездки в Иерусалим на поклонение Гробу Господню. Но в правящих сферах смотрели неблаговолительно и, пожалуй, подозрительно на это благочестивое предприятие, почему Макарий был просто уволен (16 июня 1844 г.), без всякого упоминания о разрешении ему паломничества во Св. Землю. По-видимому, не без прямого участия архиеп. Смарагда устроилось так, что Макарий назначен был именно к нему в г. Болхов настоятелем Троицкого Оптина монастыря. Хотя тот не был доволен такою неожиданностию и принял ее неохотно 1 , но со стороны Орловского владыки это было знаком особого расположения, которое он питал и всячески выражал за все время, как Макарий, выехав из Алтая 4 июля 1844 г., прибыл в Болхов 15 ноября и водворился в Троицком монастыре, где он «обрел благоволение» у Смарагда 2 . Последний всегда чтил заслуженного миссионера-подвижника, ценил его авторитет весьма высоко и уважал по возможности все его ходатайства, ради которых допускал все дозволительные снисхождения 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Града Галича Святыя 374. Преподобный Макарий игумен Троицкаго монастыря, иже бысть на Унже реце в Галичском граде, и Желтоводский и Унжеский чудотворец, преставися в лето 6912 месяца июля в 25 день, а родился в Нижнем Новеграде К преп. Дионисию Суздальскому , еще во время настоятельства его в Нижегородском Печерском монастыре, пришел 12-летний отрок, сын благочестивых родителей из Нижнего Новгорода, в детстве обученный грамоте, причем он обнаружил особенные дарования ума и сильную любовь к ученью. На вопрос настоятеля: кто он и откуда? отрок отвечал, что он безродный сирота и желает работать Господу. Дионисий принял его в свою келью и вскоре постриг, назвав Макарием. Блаж. Макарий отличался необыкновенною строгостью поста: хотя всегда ходил в трапезу вместе с другими, но принимал пищу в такой мере, чтобы не умереть с голоду, Братия, хзамечая это, стала уважать постника, а Макарий, тяготясь уважением других и пламенно желая безмолвия, решился удалиться в пустыню. Тайно оставив обитель Печерскую, он пришел на реку Лух, при впадении в нее оечки Добрицы; там он поставил себе хижину и стал жить один. Мало-помалу стали собираться к нему ревнители благочестия и образовался общежительный монастырь. Устроив обитель и назначив игумена для братии, преп. Макарий стал снова искать безмолвия. Переходя из пустыни в пустынь, он пришел на берег Волги и выкопал себе пещеру близ озера Желтые-Воды. Узнали и здесь великого подвижника: не только православные, но и чтители лжепророка Магомета, с благоговением и изумлением смотрели на строгую и многотрудную жизнь отшельника. Они приносили ему то хлеб, то мед, то другие припасы, которые Макарий раздавал приходившим к нему. Когда собралось довольно братии, преп. построил (в 1435 году) деревянный храм во имя св. Троицы и был посвящен во игумена Троицкой Желтоводской обители. Для всех служил он примером труда и смирения; обходясь ласково с соседними язычниками – Мордвою, Черемисами и Чувашами, он проповедывал им веру Христову, и многие из них крестились (Материалы для статистики Российской Империи, ч. II, стр. 161). Когда Улу-Ахмет утвердился в Казани, сын его Мамотяк в 1439 году напал на Нижний Новгород и опустошал окретсные селения. Тогда толпы хищников Татар напали неожиданно и на обитель Желтоводскую, разорили ее, умертвили многих иноков, а самого Макария увели в улусы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

§ I 4-го июля 1726 года на ижорской заставе в С.-Петербурге остановлен был неизвестный монах, который сообщил о себе, что он иеродиакон невского монастыря, по имени Макарий, возвращающийся в тот монастырь после долгого отсутствия. Так как Макарий не имел при себе паспорта, то его под конвоем отослали в тиунскую контору св. синода. Здесь на допросе Макарий рассказал свою биографию. Родом он был малороссиянин, сын посадского человека города Миргорода Леонтия Тимофеева, в мире назывался Михаилом. Отец его умер лет двадцать тому назад, затем умерли его мать и братья. После смерти матери, он ушел для прокормления себя в Киев и поселился в николаевском пустынном монастыре, при кельях, для ученья; через четыре года, по прошению игумена монастыря, Амвросия Билкевича, митрополитом киевским Иоасафом Кроковским посвящен в иеродиакона, с именем Марка. Когда в Киеве, волею Божией, наступил мор, он переселился в Чернигов и года три жил в тамошнем Троицком монастыре, где посвящен в мантию с именем Макария. Из Чернигова он переселился в Москву, в Богоявленский, что за иконным рядом, монастырь, где прожил с год; митрополит Стефан Яворский , узнав его, взял к себе в дом, где он прожил с полгода, а потом опять поступил в Богоявленский монастырь. В 1712 году по указу царевны Наталии Алексеевны Макарий взят был в ее дом, где служил год и два месяца, после чего снова возвратился в Богоявленский монастырь. В 1717 году по указу его императорского величества, он, в числе девяти человек монахов Богоявленского монастыря, был перемещен в александроневский монастырь в С.-Петербург. Но архиепископ Феодосий Яновский, архимандрит монастыря, скоро невзлюбил его и через девять месяцев изгнал его, за то будто бы, что в доме царевны Наталии Алексеевны он служил без его архипастырского благословения. Макарий решился покинуть Петербург и, не взяв паспорта, прибыл в Киев. Здесь, в 1718 году, он однажды имел во вратах Печерского монастыря продолжительное препирательство с неизвестными раскольниками о перстосложении для крестного знамения и благословения, о хождении посолонь, о «его же царствию не будет конца», о «верую в Духа Святого истинного и животворящего», и прочих пунктах раскольнического учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

К Прасковье Петровне Глебовой-Стрешневой С Π. П. Глебовой-Стрешневой, архим. Макарий познакомился в Москве в конце 1839 г. и «неоднократно предлагал в ее доме учение Христово, для общего соутешения в слове Божьем». Заинтересовавши ее делами миссии, о. Макарий, уезжая на Алтай, поручил ей дальнейший сбор и хранение денег, а также расходование их (напр. на приобретение книг, письменных принадлежностей и др вещей). В 1840 и 1841 г. Π. П. положила в банк на имя о. Макария по 1000 р. из своих денег. Затем она сотворила «великую пользу и утешение народу», пославши в Улалу частицы мощей преподобных. Вообще, она сделала для Алтайской миссии так много, служа ей всякими способами, что о Макарий в своих письмах к ней, отличил ее званием диакониссы. В библиотеке Казанской семинарии хранится 17 писем к ней о. Макария, из которых шесть было напечатано с пропусками в издании 1860 г., II (стр. 3−76). 179 Покорнейше прошу извинить меня, достопочтеннейшая Госпожа, и раба Христова. Я завтра ввечеру не могу у Вас быть, и если возможно, чтобы я завтра обедал с Вами, то извольте приказать служителям, чтобы приехали за мною на Троицкое Подворье часа в два или в час по полудни. Преданнейший Вам слуга о Господе А. Макарий. 1839 г. Нояб. 20. Адрес на обороте: Милостивейшей Государыне Параскеве Петровне г. Глебовой-Стрешневой. 180 Достопочтеннейшая госпожа и раба Христова Прасковья Петровна. Сестры г. Гоголя, девицы Анна и Елизавета Васильевны уведомили меня сей час, что они могут сегодня приехать к Вам, если Вы пошлете за ними возок, в каком бы то часу ни было. Если же Вам не время принять их сегодня, то покорнейше прошу известить меня, когда и в какие часы дня, Вы будете иметь время на это, дабы я мог передать им приглашение Ваше. Между тем, как здесь представляется Вам случай сотворить утешение непорочным детям Отца небесного и Вашим сестрам во Христе Иисусе, и соделать доброе дело, или лучше сказать, положить основание для целого здания добрых дел, если то Провидению Божию благоугодно, то пожелайте пред Сердцеведцем, поступить самым обязательнейшим образом. Наприм. пошлите возок, или карету, и служителя в ливрее за каретою с приказанием говорить, отворять и затворять дверцы и проч. и проч., как можно почтительнее. Первые впечатления чрезвычайно важны и глубоки, и далеки могут быть в добрых последствиях и плодах к общей радости о Господе. От него же всякая благодать и дар просящим с верою и уповающим на Hero. Предадим сами себя и друг друга, и всю жизнь, нашу Его беспредельному милосердию. Да будет Он посреди Вас, когда Вас трое соберется о имени Его. А. Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

С.В. Нестеров Архимандрит Макарий – старец Болховский Горе же мне есть, аще не благовествую. 1Кор.9:16 Тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе. Рим.12:11 Оставив Алтайскую миссию 4 июля 1844 года, в Болхов архимандрит Макарий попал только в середине ноября. Из его писем видно, что по пути он останавливался на несколько дней в Бийске, Тобольске, Екатеринбурге и Перми. Особенно же долгим было пребывание в Москве: приехав в Первопрестольную 6 сентября, архимандрит Макарий получил от Святейшего Синода разрешение сделать здесь остановку на три месяца для поправки расстроенного здоровья. Но ему пришлось уехать из Москвы раньше – по всей видимости, из-за неприятностей, связанных с переводом Библии, над которым он продолжал активно работать. К новому месту своей службы, в болховский Троицкий Оптин монастырь Орловской епархии, архимандрит Макарий прибыл в ночь с 15 на 16 ноября и сразу же отслужил с братией монастыря молебен. »...С того времени, – писал он через полгода, – нахожу много утешения в знакомстве с гражданами Болхова» С. 502]. Источником этого утешения была пастырско-просветительная, или, что почти то же, миссионерская деятельность, которой он посвятил себя всего, теперь уже – в центральной части России 64 . «Не излишне быть миссионером и среди православных», – соглашался с архимандритом Макарием митрополит Московский Филарет Ч. 1. С. 136]. Святитель Филарет и впоследствии не изменил своего мнения, в его письмах разных лет есть такие высказывания: «...и правда, что у нас и для православного народа нужны своего рода миссионеры. Но трудно устроить сие»; «что у нас и для православных христиан нужно миссионерское действование, то правда» Ч. IV. С. 231; 249. С. 186–187]. Примечательно, что архимандрит Макарий предвосхитил характер своего будущего служения, еще находясь на Алтае. Он, правда, предполагал иное место приложения своих сил: перед отъездом из миссии, собираясь на богомолье в Палестину, старец писал П. П. Глебовой-Стрешневой: «...умоляю Вас не беспокоиться на мой счет, не препятствовать, а еще помогать исполнению желания моего, и даже совсем не думать, будто я оставляю миссионерскую службу; ее можно проходить многоразличными образами и в различных местах, о чем свидетельствует вся книга Деяний Апостольских. Прежде времени не разглашайте ничего обо мне; а когда сделается известным то или другое, без содействия Вашего, тогда не приставайте к тем, которые будут судить и рядить, не зная дела; но молчите, молитесь за меня Богу, и предавайте меня Ему и благодатному Слову Его» С. 402].

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Этот небольшой монастырь на крутом берегу небольшой речки Письмы (левый приток реки Костромы) относится к числу древнейших обителей костромской земли. Он был основан около конца XIV века учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Макарием Писемским. К сожалению, житие святого до нас не дошло, и о нем мы знаем очень немного. Преподобный Макарий – год его рождения и мирское имя неизвестны – принадлежал к костромскому боярскому роду и был уроженцем края, прилегающего к реке Письме. Еще в молодости, отказавшись от всех преимуществ своего высокого сословного положения, он ушел в Подмосковье, в Троице-Сергиев монастырь, где был пострижен преподобным Сергием Радонежским и получил новое монашеское имя – Макарий. Пройдя под руководством Радонежского игумена великую духовную школу иноческих трудов и подвигов, преподобный Макарий – с благословения преподобного Сергия – оставил Троицкую обитель и вернулся на свою родину. Он поставил келью в лесу на берегу Письмы – это место находится примерно в километре от основанного позднее монастыря (последующие столетия оно было известно и почиталось как «старая пустыня преподобного Макария Писемского»), где и стал жить в уединении. Через какое-то время на Письму пришел и поселился вместе с преподобным Макарием другой ученик Сергия Радонежского – преподобный Павел Обнорский, которого Макарий почитал как своего духовного наставника. В трудах и молитвах отцы-пустынники прожили вместе около 20 лет. Около 1389 года подвижники расстались: преподобный Павел ушел в вологодские пределы, на реку Обнору, где позднее основал Троицкий Павлов Обнорский монастырь. Через несколько лет после этого преподобный Макарий вместе с поселившимися с ним учениками оставил «старую пустыню» и построил на берегу Письмы небольшую церковь во имя Преображения Господня. Рядом с храмом встали кельи и другие постройки. Так на Письме возник монастырь – одна из многих обителей русской заволжской Фиваиды, возникшей в конце XIV века. Вероятнее всего, это произошло в конце 90-х годов XIV века. Точная дата кончины преподобного Макария неизвестна. Скорее всего, он преставился в конце первой четверти XV века и был погребен в Преображенском храме монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=09442

Макарий (Троицкий Макарий Трифонович), еп. Калужский и Боровский Родился в 1830 году в семье священника Орловской епархии, Севского уезда. Среднее духовное образование получил в Орловской духовной семинарии. В 1856 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В октябре назначен преподавателем Орловской духовной семинарии. 8 ноября 1856 года рукоположен в сан иерея. В 1865 году был законоучителем в Орловском Александровском институте благородных девиц. В 1877 году возведен в сан протоиерея. 15 окт.1879 года пострижен в монашество, а 28 окт. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Трубчевского Спасо – Челнского монастыря Орловской епархии. 25 февр.1881 года переведен настоятелем Московского Знаменского монастыря. 23 июля 1882 года хиротонисан во епископа Острогожского, вик. Воронежекой епархии. С 21 мая 1886 года – епископ Оренбургский и Уральский. С 22 окт.1895 года – епископ Калужский и Боровский. 10 июля 1901 года уволен на покой в Киево-Печерскую Лавру. В 1902 году назначен управляющим Белевским монастырем. Скончался 3 июля 1906 года в Тульской епархии. Погребен в Белевском монастыре в Преображенском храме позади правого клироса. Это была выдающаяся личность по своим душевным качествам и настроению. Он воплощал христианский дух правды и любви Божией всей своей личностью, самой жизнью оправдывая и подтверждая свое высокое служение и исповедание Христовой истины. Все его существо дышало верой и горячим религиозным воодушевлением. Оттого речь его была запечатлена непоколебимым убеждением в правоте и силе Евангельских принципов. Обладая замечательным проповедническим талантом, Преосвящ. Макарий не опускал почти ни одной службы без живого поучения. Юношески воодушевленный, с устремленным как бы в потусторонний светлый мир взором, всходил он на церковный амвон, откуда затем лилась сильная и пламенная живая речь, иногда сопровождавшаяся слезами умиления, способная убедить и возбудить чувства покаяния, благодарности Богу, твердой надежды и чистой духовной радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

(Читано в заседаниях Орловского Церковно-Археологического Комитета 3 и 10 февраля 1905 года). Содержание Составитель «Воспоминаний» Прибытие о. архимандрита Макария в Болхов Келлии о. Макария Церк. служения, проповедничество и народное учительство О. Макария. «Умная молитва». Книжки для народа Сближение о. Иоасафа с о. Макарием Образ жизни и церковного служения о. Макария Внебогослужебные занятия о. Макария с народом Обучение о. Макарием детей общему пению церковных песнопений Изучение псалмов на память. «Умная молитва Иисусова ». Руководственные книги Церковная проповедь о. Макария о жизни христианской; внебогослужебная беседа с народом; обличение местных беспорядков в жизни болховичей Руководственные наставления о. Макария о. Иоасафу в чтении и изучении Слова Божия, в «умной молитве» и в соблюдении заповедей Божиих Неимоверная неутомимость о. Макария в подвиге народного учительства и молитвы, его прозорливость. Любовь народа к о. Макарию Отзыв о. Макария об о. Иоасафе и предложение ему быть миссионером Алтая. Личные воспоминания о. Макария об Алтае и алтайцах О. Макарий на празднике в с. Кривчем. близ Болхова. Его упражнение с о. Иоасафом в «умной молитве» Поездка 0. Макария из Болхова в Москву и привоз оттуда в Болхов множества книг Содержание «Лепты» о. Макария Важное религиозно-воспит. значение «Лепты» о. Макария Сношение о. Иоасафа по поводу «Лепты» о. Макария с преосв. Макарием, еписк. Томским Назидательные советы о. Макария о. Иоасафу. «Умная молитва» Видение о. Иоасафом о. Макария во сне О. Макарий исповедует О. Иоасафа и предлагает ему молитвенное правило Орловский архиепископ Смарагд и о. Макарий Загадочные сборы о. Макария в Старый и Горний Иерусалим. Прощание с ним болховичей. Его предсмертная болезнь. Видение г-жи Жедринской. Напутствие о. Макария Посещение болящего о. Макария о. Иоасафом и благословение его оным. Кончина о. Макария в присутствии о. Иоасафа Впечатление кончины о. Макария. Прибытие в Болхов Архиепископа Смарагда на погребение о. Макария. Погребение о. Макария Место погребения о. Макария, его портрет. Келейник о. Макария о. иеросхим. Макарий Преемники о. Макария по настоятельству в Болховском Троицком Оптине монастыре Соврем. состояние Болховского Троицкого монастыря и его главная святыня Личный отзыв о. Иоасафа об о. Макарии Обстоятельства жизни о. Иоасафа по кончине о. Макария  

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Болхов. Троицкий Рождества Богородицы Оптин монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкий собор монастыря построен как миниатюрное подобие Успенского храма Московского Кремля в 1668 г. на средства царя Алексея Михайловича и царицы Марии Милославской, чьи родственники погребались в монастыре. Во все времена монастырь и Троицкая церковь имели царственных покровителей из Дома Романовых, т.к. супруга царя Алексея Михайловича Романова (Тишайшего) – царица Мария Ильинична Милославская была Болховской уроженкой; преемники царя Алексея – цари Иван, Петр и царевна Софья также оказывали помощь обители. Здесь принял " последнее целование " отец царицы Илия Милославский и ее сестра Анна. Посещали его цари Иоанн Грозный и Петр I и благодетельствовали городу и монастырю. Поэтому сегодня кресты Троицкой церкви увенчаны императорскими коронами. Троицкий собор является уникальным памятником архитектуры XVII века. Такого типа памятника на территории Орловщины больше нет, он включен в Федеральный список памятников культуры и архитектуры. С августа 2001 г. благословением архиепископа Орловского и Ливенского Паисия началось возрождение Троицкого Оптина монастыря, как женского, зарегистрирована монашеская община. Стала восстанавливаться и Троицкая церковь – единственная уцелевшая к настоящему времени из трех храмов монастыря, сохранившихся к началу XX века: 1) Св. Живоначальной Троицы, с приделами Воскресения Христова и Воскрешения Лазаря. 2) Тихвинской Божией Матери, с приделами Рождества Богородицы и Алексея Божьего человека; 3) Рождества Иоанна Крестителя с приделами пророка Илии и Антония и Феодосия Печерских. Особо почитаемой, новой и уникальной иконой этого храма является икона преподобного Макария Алтайского. Сам Троицкий собор и усыпальница у его стен – это место погребения преподобного Макария Алтайского. 31 мая 2010 года усыпальница открыта для молитвенного поклонения. Преподобный архимандрит Макарий (в миру - Михаил Яковлевич Глухарев; 1792-1847г.) известен как православный миссионер и переводчик. Его перевод Ветхого Завета использовался при работе над Синодальным переводом Библии на русский язык. В Москве архимандрит Макарий принял благословение на миссионерские труды от митрополита Филарета (Дроздова) и в 1830 году прибыл на Алтай, где занялся просвещением местного населения. Здесь за тринадцать с половиной лет миссионерского служения отец Макарий окрестил около 700 взрослых алтайцев и более 700 их детей. Из-за болезни по собственному прошению он был уволен из миссии и определен настоятелем Болховского Свято-Троицкого Оптина монастыря Орловской губернии, где и скончался 15 мая в 1847 году. Здесь архимандрит Макарий и был погребен. Причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году. В храме Троицы Живоначальной находится также чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=05386

В этот день житие и подвиги преподобного отца нашего Макария чудотворца, игумена, создавшего обитель Святой Живоначальной Троицы, Колязино именуемой Подготовка текста Ю. А. Грибова, перевод и комментарии М. Д. Каган-Тарковской Макарий Калязинский (в миру Матвей) родился в 1402 г. в семье тверского дворянина Василия Кожина. По генеалогической легенде дед его был выходцем из Швеции. По другой легенде его отец получил прозвище Кожа, участвуя в войне великого князя Василия Темного против Дмитрия Шемяки; в битве ему удалось вырвать кусок кожи у вражеского коня. О Макарии писали его современники – Иосиф Волоцкий , племянник Иосифа Волоцкого Досифей Топорков, Вассиан Патрикеев. Иосиф Волоцкий в своей Духовной грамоте писал о Макарии как о ревнителе святой жизни, ссылаясь на свидетельство старца Митрофана Бывальцева, девять лет прожившего на Афоне и решившего в конце концов, что «всуе трудихся и без успеха шествовах толик путь, еже во Святую Гору мимо Колязинской монастырь: мощно всем подобно творится зде киновиям, иже во Святой Горе сущим». С другой стороны, Вассиан Патрикеев передает суждение о Макарии как о «простом человеке» и «мужике сельском», хотя в год смерти Макария Вассиану было только 13 лет. После открытия мощей Макария в 1521 г. светские и духовные власти стали собирать о нем сведения. Так, князь Юрий Иванович Дмитровский, в уделе которого в это время находился основанный Макарием Троицкий Калязин монастырь, в 1524 г. расспрашивал родственницу Макария сретенскую старицу Ефросинью, знавшую семью обретенного святого, его отца Василия, мать Ирину, рано умершую жену Елену, его мамку. Общерусским святым Макарий был объявлен после канонизации его на соборе 1547 г. (См.: Крушельницкая Е. В. Записка о Макарии Калязинском//ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 46. С. 308–314). Макарий умер в 1483 г., прожив 81 год, и был свидетелем переломных событий в истории Руси. Троицкий Калязин монастырь был им основан в 40–50-е гг. в разгар феодальной войны между Василием Темным и Дмитрием Шемякой, закончившейся в 1453 г. С помощью тверского великого князя Бориса Александровича Василий занял Москву и изгнал Шемяку, вернув себе титул великого князя Московского. Но затем Тверь и Москва оспаривали главенствующее положение среди русских княжеств. Тверь проиграла в этом соперничестве, и в 1485 г., через два года после смерти Макария, потеряла свою самостоятельность и была присоединена к Москве со всеми своими уделами. Макарий был современником Ивана III, проводящего активную политику объединения русских княжеств вокруг Москвы, в том числе и уделов, принадлежащих братьям. Наконец, на памяти Макария происходило в 1480 г. знаменитое «стояние на Угре» войск Ивана III и хана Ахмата, ознаменовавшее конец золотоордынского ига.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010