Наши предки относились к слову очень чутко и взвешенно. И это восходит к библейской традиции, которая, например, свидетельствует: «Слова из уст мудрого – благодать, а уста глупого губят его же» ( Еккл.10:12 ). Апостол Иаков пишет в своем послании: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их, вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий. Так и язык...» ( Иак.3:1–6 ). В одном византийском памятнике письменности, получившем распространение на Руси, читаем: «Слову святому чаще всего отдавайся, ибо оно выражает и царство земное, и стройность небесных чинов. Ведь слово – властитель небесных идей, и, если его изъять, распадутся и наши вещи. Собери же богатство словес, не пропуская и полностью, ведь не доверят ни кормчему править ладьей, если не может вести корабль, ни царю управлять своим царством, коль не постигнет он тайны слов». В Мериле Праведном читаем: «Слово дурное дурному делу податчик. Меч язвит тело, а слово – мысль, и суровое слово порождает ярость». «Язык» – это средство общения между людьми. Пользуются языком и животные, но человеческое общение стоит неизмеримо выше. Об уровне развития общества свидетельствует богатство его языковой культуры. В XIX веке существовал предмет «Русская словесность», имелись Общества любителей российской словесности. Словесность подразумевает два направления: народное и элитарное. Русская народная словесность отличалась огромным богатством и разнообразием жанров: это былины, сказания, исторические песни, причитания, сказки, поговорки и т.д. Наша национальная литература, впитавшая в себя пласты народного творчества, является сокровищницей нашей культуры. В этом отношении показателен пример выдающегося русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Его талант вырос на сказках, которые ему в детстве рассказывала «малограмотная» нянька Арина Родионовна.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Не бойтесь – Бог не отнимет у вас того, что Он дал вам» 34 . В Елоховском соборе более тридцати лет трудился регентом Виктор Степанович Комаров (†1974). Однажды он оставил свой хор, но, придя на службу во Всесвятский храм на Соколе, он услышал Евангелие, в котором говорилось о добром Пастыре и наемнике ( Ин.10:10–13 ). «Слова Евангелия потрясли Комарова – он одумался, тут же вернулся к своему хору и без конца повторял: «Я не наемник! Я не наемник!..» 35 . Приведённые примеры побуждают нас к благоговейному чтению Священного Писания. Чтение Священного Писания очищает нашу душу, направляя нас ко спасению. Случаи особого действия благодати происходят и в жизни простых людей, но они только остаются менее известными в истории. Православная Церковь и посты Из-за непонимания всей важности для благочестивой жизни «простых» вещей подчас возникает мнение, что пост – это что-то неважное по отношению к Православной вере. Но в тех правилах, которые Православная Церковь преподает своим чадам как средство на пути в жизнь вечную, неважного, незначительного нет, и без соблюдения постов христианин вряд ли сможет достичь гармонии всего своего существа. Пост, молитва и милостыня являются важнейшими добродетелями христианина. Пост – время, когда верующий человек воздерживается от принятия в пищу некоторых видов продуктов. Природа человека состоит из двух начал – души и тела, которые должны взаимодействовать, поэтому телесное воздержание должно подкрепляться молитвенным деланием. В ветхозаветное время посты соблюдались перед битвой ( Суд.20:26–27 ), при всенародном бедствии и покаянии ( 1Цар.7:6 ). Пророк Иоиль так описывает покаяние в древности: «Говорит Господь: обратитесь ко мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. Соберите народ, созовите собрание, пригласите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы» ( Иоил.2:12–13:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

«Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски, Гаввафа». А был канун Пасхи, час около третьего (см. Ин.19:13–14 ). Так в точности передают Книги и собственноручно изготовленный Евангелистом экземпляр, который до теперешнего времени милостью Божьей хранится в святейшей Эфесской Церкви, и там к нему прикладываются верные. И опять говорит тот же Евангелист: «Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» ( Ин.19:31 ). Итак, в тот день, когда иудеи намеревались вечером есть Пасху, был распят наш Господь и Спаситель, Иисус Христос, став жертвой для тех, кто намеревался обратиться к вере в Его мистерию, согласно с тем, что было написано у блаженного Павла: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор.5:7 ). И не правы некоторые, увлекаемые незнанием, настаивающие, будто Он был предан, вкусив Пасхи, – этого мы не знаем из святых Евангелий, и никто из святых Апостолов не передавал нам этого. Итак, в то время, когда наш Господь и Бог Иисус Христос пострадал за нас по плоти, Он не вкусил по закону Пасхи; но, как я сказал, Сам Он, как Настоящий Агнец, был принесен за нас в жертву в благоговейный праздник Пасхи в день Приготовления, в 14-й день первого лунного месяца. Наконец, изменился и устав Пасхи, ставшей Пасхой истинной: ибо в нашу Пасху за нас был принесен в жертву Христос, как сказано выше и как учит сосуд лучших (мыслей) – Апостол Павел. А было Приготовление, час около третьего, как в точности передают книги и собственноручно изготовленный Евангелистом экземпляр, который до теперешнего времени милостью Божьей хранится в святейшей Эфесской Церкви, и там к нему прикладываются верные. IV. (Из сочинения) святого Петра, епископа Александрийского и мученика О том, что душа не существует ранее тела Предложив (рассуждения) о Божественности и человеческой природе Второго Человека от Небес, согласно с блаженным Апостолом в первых главах, мы сочли необходимым предложить (рассуждения) о человеке, земном, из земли происшедшем, чтобы показать, что один и другой произошли в одно и то же время, поскольку отдельно говорят о человеке внутреннем и внешнем. Ведь, если, по спасительному Слову, сотворивший внутреннее, сотворил и внешнее, то, конечно, сразу и в то же самое время, то есть в тот же самый день, когда сказал Бог: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему» ( Быт.2:26 ). Из этого ясно, что (человек) происходит не от соединения как бы существовавшего прежде некоего места: ведь если земля по повелению (Божьему) произвела и других одушевленных животных, тем более взятый Богом ком земли получил одушевленную силу по замыслу и по энергии Божьей. V. Из поучения святого Петра Александрийского

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Позднее Господь сказал Своему пророку: «Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни» ( Исх.11:5 ). И ниже «сказал Господь Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они» ( Исх.13:1, 2 ). В Евангелии говорится, как Дева Мария «родила Сына Своего первенца» и наречено было «Ему имя: Иисус» ( Мф.1:25 ). После распятия «Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших» ( 1Кор.15:20 ). Апостол Павел пишет, обращаясь к верующим: «Но вы приступили к горе Сиону... к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» ( Евр.12:22–23 ). В Откровении Иоанна Богослова говорится, что Христос «есть Свидетель верный, Первенец из мертвых и Владыка царей земных» ( Откр.1:5 ). Ниже о первенцах говорится: «Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» ( Откр.14:4 ). Первенец рождён первым, причём, не вдовой, «а вышедшей замуж девицей» 78 . Он обладает правом первородства – это «посвящение Господу ( Исх.22:29 ), особенное достоинство по самому первородству ( Быт.49:3 ), двойная часть из отцовского имущества ( Втор.21:17 ) и – в царском семействе – наследие престола по смерти отца ( 2Пар.21:3 ). Старший сын, во время отсутствия отца, был его представителем в доме» 79 . Первенец посвящался Богу. «Посвящение Богу первенцев состояло в том, что перворожденного мужского пола приносили в храм, и здесь он был представляем пред Господом... для выкупа 5 сиклями серебра... Согласно этому, и Богомладенец Иисус был принесен в Иерусалим» 80 , во храм Соломонов. Этому событию в православном Месяцеслове посвящён праздник Сретения, когда Богомладенца Христа принесли в Иерусалимский храм. В каноне праздника читаем: «Перворожден из Отца прежде век, Перворожден Младенец из Девы нетленныя» 81 . В последнем ирмосе канона прославляем Бога: «Перворожденное Слово, Отца Безначальна Сына, Первородящася Материю неискусомужно, величаем» 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Пользуясь в благочестивой домашней жизни святой водой, полезно знать о ней. Освящение воды основывается на самом её значении в творении, на учении Священного Писания , на событиях земной жизни Иисуса Христа. Благодатное действие святой воды подтверждается многовековой церковной практикой. Вода занимает важное место в нашей жизни и быте. Это один из элементов мироздания ( Быт.1:2 ), как об этом повествуется в святой Библии . Во второй день творения сказал Господь: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды» ( Быт.1:9–10 ). Являясь жизненно необходимой в повседневной жизни, вода имеет и более высокое значение, ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании . Современник пророка Елисея Нееман «окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» ( 4Цар.5:14 ). Об этом же говорится в Евангелии от Иоанна относительно купальни у Овечьих ворот, где «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» ( Ин.5:4 ). В купальне Силоам, исцелившись по слову Христа Спасителя, прозрел слепорожденный ( Ин.9:2 ). В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, во очищении от грехов. В разговоре с Никодимом Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Сам Христос в начале Своего служения принял крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. Это евангельское событие ежегодно вспоминается Церковью 6/19 января в праздник Крещения. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш...». В этот праздник в православных храмах совершается чин освящения воды. Церковь молится при этом, «О еже освятитися водам сим, силою и действием, и наитием Святаго Духа...»; «О еже дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову, силою и действом, и наитием Святаго Духа...»; «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную...»; «О еже явитися сей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых враг...». В молитве, читаемой священником, говорится: «Ты и Иорданския струи освятил еси, с небесе ниспославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев». И далее Церковь молится: «Сотвори ю (то есть ее, воду. – а. М.) нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену да вси почерпающий и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну». Освященная в этот двунадесятый праздник святая вода называется «великая агиасма», то есть великая святыня.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Правда, есть одно, чего должны мы бояться, – это грех , который может и душу, и тело ввергнуть в геенну огненную. Поистине грех – зло, от которого душа омрачается и от которого вместо радости и мира поселяются в ней скорбь и теснота. Однако, братия и сестры, для христиан и от греха есть спасительное врачевство: Таинства Покаяния и Причащения. Исповедуй свой грех и причастись – и ты снова оживешь душою и будешь весел и рад, потому что Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякаго греха (ср.: 1Ин.1:7 ). Итак, дорогие братия и сестры, среди скорбей этого бушующего житейского моря возложим все упование на Бога и не будем никогда унывать, печалиться, бояться и малодушествовать. Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога и в Мя веруйте ( Ин.14:1 ), – говорит Господь Иисус Христос, – в мире скорбни будете: но дерзайте. Аз победих мир (ср.: Ин.16:33 ). Не оставлю вас сиры ( Ин.14:18 ), ибо Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Аминь. О страдании и терпении Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми ( Лк.9:23 ). Дорогие братия и сестры, цель нашей жизни – спасение души. Много путей, ведущих к этой цели, и все они благословенны. Но из всех их скорбный путь – путь креста – один из самых кратчайших, а потому мы не только не должны ожесточаться в скорбях, не только должны переносить их с терпением, но еще должны благодарить за них Бога. Мы же, по своему малодушию, боимся скорбей, не хотим верить, что они полезны душе нашей, полезны потому, что только многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие ( Деян.14:22 ). Каждому из нас дана здесь ноша, которую должно непременно пронести до гроба. И пронести ее должен каждый сам, хотя иногда и встречаем поддержку в ободрении духа нашего со стороны ближних. Но благо тому, кто в помощь себе призывает не людей, но Господа своего. Можно ли прожить без скорбей? Конечно нет! Причина наших скорбей заключается в грехопадении Адама, а поэтому в скорбях мы несем должное наказание за прародительский грех, но вместе с тем они очищают нас и от наших собственных грехов и ведут в Царствие Божие. Ясно, что желать не иметь скорбей – значит желать невозможного.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Проповедь Митрополита Иосифа в день памяти святителя Николая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. По имени твоему тако и житие твое. Что это значит? Каждая вещь, каждый предмет имеет свое имя. Имя обозначает свойство и отличительную черту предмета. Так, часами называют предмет, указывающий время, градусником – предмет, указывающий температуру. Каждый человек, в отличие от другого, тоже имеет свое имя. Вот и празднуемый ныне святитель имеет имя Николай. Николай слово греческое, оно означает «победитель». Но, скажете вы, мы никогда не слыхали, чтобы он был полководцем и побеждал супостатов, завоевывал города и вообще был военный. Да, но кроме обычной брани есть еще особая борьба. Это борьба внутренняя, борьба человека с самим собою. Каждый знает, что у него есть и добрые желания, и слова, и дела, но есть и злые желания, преступные дела, нехорошие слова. Достаточно проследить один день, и каждый заметит, что у него бывает и то и другое. Плохое называется грехом, а хорошее – добродетелью. Человек сожалеет о плохом, нехорошем, но... опять делает его. Эту борьбу с грехом святой апостол Павел описывает так: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих ( Рим.7:19–25 ). У каждого из нас бывает борьба со грехом. Всякое повторение того или иного дела рождает привычку, повторяемая привычка, если это дело греховное, обращается в страсть. Страсть – это почти неизлечимая хроническая болезнь души. Евангельский пример Иуды показывает, как страсть сребролюбия сделала его из апостола – предателем. А литературные примеры Плюшкина у Гоголя, Скупого рыцаря у Пушкина показывают, как страсть, захватив всего человека: его ум, сердце и волю, – губит его. Господь сказал: «Всяк творяй грех, раб есть греха». Христос избавил нас от греха, указал путь, дал благодать в помощь, и всякий, идущий за ним, побеждает грех . Святитель Николай пошел по этому пути борьбы со грехом и с Божьей помощью победил его. Вот почему в церковной службе и указано «по имени твоему и житие твое». Вот какой он победитель. Но он не только победил грех, но он еще стяжал и добродетель. В тропаре Святая Церковь его характеризует как «правило веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Толк(ование): «Аще убо покааниа же не помыслят сотворити, не получат ни единаго милованиа, и аще будут в них Ное и Иов и Данил, сии убо своея правды отъемлют плод, а их не избавят от грядущиа казни. Сиа же три мужи намени, понеже и сии каятися, ни Ноем избави от потопа, ни Данила от пленениа, ни Иововы дети приаша отча правды успеха». И паки Иоилем пророком глаголет Господь Бог: «Аще бо по повелениих моих ходите и Заповеди моя соблюдете и творите я, дам дождь во время его и земля даст жита своя, и древа полская дадут плод своих, и постигнет ворошитба ваша и точило постигнет сиание, и ясте хлеба вашего до насыщенна, и поживете крепостию на земли вашей И дам мир земли вашей, и не будет устрашаяй вас и поженете враг ваших, и падут врази ваши пред вами и призрю на вас, и благословлю вас, и возвращу вас, и умножу вы и ясте ветхая ветхих и ветхая от лица новых изринете аще ли не услышите Мя, ниже сотворите повелениа Моя, но преслушаете их, послю на вас запустение, и сеяти имаете вотще семена ваша, и поядят труд ваших супостата ваши, и поженут вас ненавидящий вас, и бежите никому же гонящу вас и будет во тщету крепость ваша, и земля ваша не даст семя свое, и древа селная не дадут плода своего, понеже вы ходисте к мне на страну, и Яз пойду к вам гневом пространным» ( Лев.26:3–21 ) – глаголет Господь. И во Втором Законе Богом речено бысть: «Аще ли не послушаете Мене, ни сотворите повелений Моих и не престанете от злоб своих и Аз сотворю сице вам, и наведу на вы сухоту и сеете во тщету семяна ваша, и изъедят труды ваша противнии ваши, и отвращу Лице Мое от вас, падете пред враги вашими, и поженут вы ненавидящий вас, и побегнете никомуже гонящу вас и сокрушу досаждение гордыни вашей, и положу небо вам яко железо и землю яко медяну, и будет вотще крепость ваша, и земля ваша не даст семя свое, и древа селная не дадут плода своего И послю на вы звери дивии, и поядят скота ваша и потом пошлю на вы мечь» ( Лев.26:14–25 ), един сто гонит, а сто тмы ( Лев.26:8 ), и «будет земля ваша пуста, и двори ваши будут пусты» ( Лев.26:33 ), «яко вы ходисте ко мне страною, и Яз пойду к вам в ярости страною» ( Лев.26:40–41 ), – глаголет Господь Бог святый Израилев.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Являясь жизненно необходимой в повседневной жизни, вода имеет и более высокое значение, ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании . Современник пророка Елисея Нееман «окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» ( 4Цар. 5, 14 ). Об этом же говорится в Евангелии от Иоанна относительно купальни у Овечьих ворот, где «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» ( Ин. 5, 4 ). В купальне Силоам, исцелившись по слову Христа Спасителя, прозрел слепорожденный ( Ин. 9, 7 ). В новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, во очищении от грехов. В разговоре с Никодимом Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ). Сам Христос в начале Своего служения принял крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. Это евангельское событие ежегодно вспоминается Церковью 6 (19) января в праздник Крещения. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш...» В этот праздник в православных храмах совершается чин освящения воды. Церковь молится при этом, «о еже освятитися водам... силою и действием, и наитием Святаго Духа...»; «о еже дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову силою и действом, инаитие Святаго Духа...»; «о еже дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову силою и действом, и наитие Святаго Духа...»; «о еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную...»; «о еже явитися ей отгнанию всякого навета видимых и невидимых враг...» В молитве, читаемой священником, говорится: «Ты Иорданские струи освятил еси, с небесе ниспославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев». И далее Церковь молится: «Сотвори ю (то есть ее. – а. М.) нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, Ангельския крепости исполненную. Да вси почерпающии и причащающиися имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядную». Освященная в этот двунадесятый праздник святая вода называется по-гречески «великая агиасма», то есть великая святыня.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

: Архимандрит Макарий (Веретенников). О Церкви земной и Церкви небесной > : Архимандрит Макарий (Веретенников). О Церкви земной и Церкви небесной Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 27 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 : Архимандрит Макарий (Веретенников). О Церкви земной и Церкви небесной. М., 2006. 512 с. Имя архимандрита Макария хорошо известно читателям “Альфы и Омеги”. Не так много в наши дни церковных ученых, которые могут писать, с одной стороны, на высоком научном уровне, с другой стороны, с безупречной богословской точностью, а с третьей — интересно для широкого круга читателей, в том числе и неспециалистов. Сочетание этих достоинств давно стало своего рода “визитной карточкой” для статей отца Макария. Пишет ли он о святителе III в., соборах XVI в., о степенях родства, книжниках древней Руси или о православном храме в Германии — читается все с неизменным интересом, и по прочтении каждый может ощутить себя интеллектуально богаче и не пожалеть о затраченном на чтение времени. В чем здесь секрет? Думается, во многом так происходит благодаря сознательной установке автора, проходящей через все его труды — за частностями разглядеть и показать главное, и в событиях древности находить и поднимать те вопросы, которые касаются вневременного, и потому — всегда актуального. В связи с этим стоит признать весьма удачной мысль издать отдельным сборником статьи отца Макария, опубликованные на протяжении десяти лет в журнале “Альфа и Омега”, — ведь многих первых номеров журнала уже не сыщешь в продаже. Но не только вопрос доступности оправдывает появление такой книги. Восприятие этих статей в цельном сборнике имеет особое значение для читателя, давая возможность из фрагментов сложить, как в мозаике, образ живой древности. Стоит здесь упомянуть об одном опасном стереотипе. И, хотя это не свойственно для жанра рецензии, я осмелюсь привести небольшую иллюстрацию из своего опыта. Когда я учился в последнем классе школы, на одном занятии по “культуре визуального восприятия” преподавательница нам рассказывала об иконописи и, в частности, показывала икону кисти преподобного Андрея Рублева. Она обратила наше внимание на обратную перс­пективу и спросила, как мы думаем, почему средневековые иконописцы так рисовали.

http://pravmir.ru/retsenziya-arhimandrit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010