Макарий (Веретенников



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Преподобный Александр Свирский и святитель ...Искать в Источникеazbyka.ru
... святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, – настолько они взаимосвязаны в своих духовных подвигах. Эта особенность в почитании Божиих угодников была отмечена известным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “Собранность двух или трех во имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силы претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви (- Имя Христово есть мистическая Церковь! -) , воцерковляет их” 1. В другом месте он продолжает: “Мистическое единство двух есть условие вIдения и, значит, – явления, дающего это видение Духа Истины. Вместе с подчиненностью твари внутренним законам, данным ей Богом, и полнотою целомудрия, оно соответствует пришествию Царства Божия (- то есть Духа Святого -) и одухотворению всей твари” 2. Высказывание о двоичности можно встретить в ветхозаветной книге Екклесиаста, или Проповедника: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда ... далее ...
Митрополиты Древней Руси (X–XVI века) / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... (Веретенников) , архимандрит. Митрополиты Древней Руси (X–XVI века) . — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. — 1256 с. Новый труд архимандрита Макария посвящен Всероссийским Митрополитам X–XVI веков. Автор исследует святительское служение всех Предстоятелей Русской Церкви с 988 по 1586 год. Этот отрезок времени можно назвать Митрополичьим периодом, который оказался самым продолжительным в истории Русской Церкви и предшествовал периоду Патриаршему. На первом этапе своей истории Русская Церковь была митрополией Церкви Греческой, а Русские Митрополиты поставлялись Константинопольскими Патриархами. Впоследствии, начиная с 1448 года, Московские Предстоятели становятся автокефальными и поставляются на Всероссийский престол уже в самой Москве. Книга снабжена обширной библиографией и публикациями рукописного наследия русских святителей — духовных грамот, окружных посланий, слов и поучений. Издание представляет интерес для историков Церкви, а также для всех неравнодушных к духовной истории нашего Отечества. Архимандрит Макарий (Веретенников) В 2004 году архимандрит Макарий был утвержден в звании профессора. С июня 2001 по март 2010 года был Заведующим Регентской ... далее ...
Старец Мисаил (Сукин)Искать в Источникеpravmir.ru
... на главную страницу журнала «Альфа и Омега» В XV–XVI веках в древнерусской литературе появляется особый ряд памятников агиографической литературы, в которых описаны последние дни жизни, кончина и погребение отечественных подвижников благочестия, некоторые из которых позднее были канонизованы Русской Церковью. Хронологически первый такой памятник, который и был первым опубликован — это описание кончины преподобного Пафнутия Боровского ( †1477; пам. 1 мая ) 2. 26 февраля 1563 года почил находившийся на покое в Волоколамском монастыре бывший архиепископ Феодосий (1542–1551) . Описание его последних дней принадлежит его ученику старцу Евфимию (Туркову) и было опубликовано Г. З. Кунцевичем 3. Он же опубликовал аналогичный памятник, посвященный святителю Макарию, Митрополиту Московскому ( †1563; пам. 30 дек. ) 5. Завершает данный ряд агиографических памятников о подвижниках Повесть о кончине Тверского епископа Акакия (1522–1567) 6. К этому же жанру относится также Повесть о кончине Великого князя Василия III (1505–†1533) . Она неоднократно публиковалась В Повести описаны последние дни князя Василия III, начиная с 12 августа 1533 года и по 4 декабря. В ней ... далее ...
Московские Митрополиты XVI в.Искать в Источникеpravmir.ru
... на главную страницу журнала «Альфа и Омега» Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что для всякого читателя, который интересуется историей, не будучи профессионалом, лучший, самый любимый род исторической литературы — это, так сказать, история в лицах. Отнюдь не оспа­ривая важность и полезность исторических исследований, представляющих определённую эпоху в максимально возможных подробностях её внутренних и внешних взаимосвязей, хочется сказать, что мы, весьма и весьма уважая такого рода литературу, тем не менее в простоте душевной всегда прикидываем примерно так: “XV век? Это когда жили Такой-то, Такой-то и Имярек? ”. XVI век — время, чрезвычайно важное и значимое как для истории Русского государства, так и для истории Русской Церкви. Достаточно сказать, что в начале века Русская земля из не вполне надёжно соединённого сочетания полусамостоятельных княжеств становится единым государством, а в середине века Московский Митрополит Макарий венчает великого князя Ивана Васильевича царским венцом. В конце же века Предстоятели Русской Церкви становятся уже не Митрополитами, а Патриархами. Поэтому выбор этого периода для исследования и описания вряд ли случаен. ... далее ...
Архимандрит Макарий (Веретенников). Примеры ...Искать в Источникеpravmir.ru
... на главную страницу журнала «Альфа и Омега» Первым Митрополитом монгольского периода был святитель Кирилл II (1243–1281) . Он управлял Русской Церковью около 40 лет. Такой продолжительный срок первосвятительства имел большое стабилизирующее значение для Церкви в то тяжелое время, когда страна оказалась под иноверным и иноземным игом. Другая особенность его правления — это постоянные путешествия, то есть объезды обширных епархий многострадальной Русской земли. Большой заслугой митрополита Кирилла является учреждение в 1261 году епархии в центре Золотой Орды, в ее столице — Сарае, при хане Берке (1258–1266) . Причин ее учреждения было несколько. Это, очевидно, заслуги и усилия Ростовского епископа Кирилла (1216–1229) , о котором упоминается в Житии Петра царевича Ордынского ( †1290; пам. 30 июня ) , а также святого благоверного князя Александра Невского ( †1263; пам. 23 нояб. ) . Учреждение архиерейской кафедры при ханском дворе было вызвано также и другими обстоятельствами. Число русских людей в Золотой Орде все более увеличивалось. Речь шла не только о русских невольниках, духовные нужды которых вряд ли особо волновали завоевателей, но и об участившихся вынужденных ... далее ...
Из истории русской иерархии второй половины XVI ...Искать в Источникеpravmir.ru
... на главную страницу журнала «Альфа и Омега» Новгородский архиепископ Серапион (1551–1552) В древности Новгородские святители традиционно избирались на вече, а их хиротонии совершались затем в Москве. Однако после покорения Великого Новгорода Великим князем Иоанном III в 1478 году этот порядок изменился; в Москве стали также и избирать Новгородских владык. Первым таким архиепископом стал владыка Сергий ( 1483–1484; †1504 ) , избранный из иноков Троице-Сергиева монастыря 1. Следующий троицкий постриженник на Новгородской кафедре — это архиепископ Серапион ( 1506–1509; †1516; пам. 16 мар. ) 2. После Стоглавого Собора 1551 года в Новгород был поставлен из обители преподобного Сергия владыка Серапион II, который в историографии известен менее, чем его соименный предшественник. 4. Родился будущий иерарх, очевидно, в конце XV века. Монашеский постриг он принял в обители преподобного Сергия Радонежского. Здесь же подвизался его брат — монастырский келарь, старец Иов (Курцов) 5. Троицкая вкладная книга содержит записи вкладов представителей рода Курцовых, которые давали вклады в обитель на Маковце и принимали в ней монашество 6. Самый ранний документ, где упоминается ... далее ...
Летописное сказание о святом апостоле Андрее в ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... путешествий хорошо разработаны западными исследователями на основании письменных источников и огромного материала, добытого путем раскопок» [33]. С. А. Беляев солидаризируется с митрополитом Макарием, признавая историчность факта путешествия апостола Андрея не только по берегу Черного моря, но и во внутренних территориях будущей Киевской Руси. В 2000 году вышел в свет вводный том «Православной энциклопедии». Он посвящен истории Русской Православной Церкви. Вопрос о пребывании в Русской земле святого апостола Андрея освещается здесь в специальном разделе [34]. Авторы (архимандрит Макарий) Веретенников (и И. С. Чичуров) признают, что «греческая и особенно древнерусская традиции преданий об ап. Андрее изучены пока недостаточно». Поэтому «прояснение конкретно-исторической основы повествований об апостоле» на данном этапе признается «невозможным» [35]. Тем не менее авторы прослеживают позднеантичную и древнерусскую традиции о хождениях святого Андрея и показывают, что она свидетельствует о проповеди святого апостола в Причерноморье. Приводя летописное сказание о посещении апостолом Андреем Киева, авторы еще раз подчеркивают, что «вопрос об источниках летописного предания ... далее ...
Cекция Рождественских чтений, посвященная ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... от древности до наших дней» XXII Международных Рождественских образовательных чтений продолжила работу под председательством епископа Борисовского Вениамина, викария Минской епархии. Куратор − игумения Николая (Ильина) , настоятельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, г. Малоярославец. Прозвучали доклады, объединенные темой «Традиции обителей преподобного Сергия и его учеников как основание для устроения монашеской жизни в современных обителях»: «Воплощение (преемство) духовных монашеских традиций в Лавре преподобного Сергия и в обителях его учеников» − архимандрит Макарий (Веретенников) ( Свято-Троицкая Сергиева лавра ) ; «Возрождение монашества на примере обители преподобного Сергия» − епископ Борисовский Вениамин; «Богослужение и послушание как основа монастырской жизни» − архимандрит Варфоломей, настоятель братства монастыря Эсфигмен (канонического) (Святая Гора Афон) . 29 января, в рамках программы ХХII Международных Рождественских образовательных чтений, в Сретенском ставропигиальном монастыре состоялся круглый стол на тему «Подвижники нашего времени как хранители монашеских традиций». Заседание проходило под председательством архиепископа ... далее ...
Митрополит Киприан – основатель Сретенского ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Митрополит Киприан – основатель Сретенского монастыря Архимандрит Макарий (Веретенников) 16 29 сентября – память святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, основателя Московского Сретенского монастыря. В издательстве Сретенского монастыря готовится к изданию книга историка-медиевиста, профессора и преподавателя истории Русской Церкви в Московской духовной академии архимандрита Макария (Веретенникова) «Митрополиты Древней Руси». Предлагаем вниманию читателей фрагмент из этой книги – отрывок из главы VII «Беды и успехи Московской Руси. Последующее возвышение Первопрестольного града». Святой Митрополит Киприан (1375–1390–1406) Митрополит Киприан встречает Владимирскую икону Еще до первой поездки в Литву Митрополит Киприан оказался участником события, которое нашло отражение в русском Месяцеслове. В 1395 году среднеазиатский грозный завоеватель Тимур (в русских летописях – Темир Аксак) разбил Тохтамыша, разорил столицу Золотой Орды и двинулся в сторону Москвы 1. «Преосвященный же Киприан Митрополит, тогда украшая престол Росийския митрополия, подвизаяся по вся дьни и часы, не отступая от церкви, непрестанныя молитвы и жертвы бескровныя со слезами к Богу ... далее ...
Деятельность митрополита Московского Даниила в ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... 4) Известно послание Даниила к некоему адресату, где Даниил пишет о своей многолетней болезни, в которой он «пребывает немощен трегубо: главою, нутрем, ногами, и от сих много сугубо и печаль, утеснение и оскудение смысла, и зубом болезни и изнурение, и света очию умаление, и крепости и силы изнеможение». Это послание было написано в 1539 году, когда, согласно Герберштейну, Даниилу было всего около 47 лет. Между тем признаки болезни свойственны очень преклонному возрасту. См. : Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. С. 111. Такой же позиции придерживались и другие историки: Макарий (Веретенников) , архимандрит, Турилов А. А. , Флоря Б. Н. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV – XVI в.) М., 1977. С. 99; Петрушко В. И. История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества. М., 2010. С. 257. [16] К 1513 1514 году относится первая запись об «игумене Данииле», сделанная монахом Нилом (Полевым) в одном из списков Евангелия, данного им вкладом в библиотеку Волоколамского монастыря (РГБ. Ф. 113. № 39. Л. 1) . [17] Жмакин В. И. Крупная феодальная вотчина. С. 99. Особенно подозрительным автору видится ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Макарий (Веретенников
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"