Макарий (Булгаков



  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013  014   015   016   017   018   019   020   021   022   023   024

БЛАГО • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... христианстве» обосновывает необходимость подражания Богу, особо выделяя подражание благости Божией: «... христиане, яко вновь рожденные от Бога, должны Богу, Отцу Своему, подобитися нравами своими; должны подражати Богу благому в благости Его... » (Т. 3. С. 83) . Человеческие Б. свт. Тихон подразделяет на духовные, необходимые к «истинному нашему блаженству», и телесные, временные, связанные с продолжением жизни, здоровьем и др. «Великой благостью Божией» считает он саму возможность человека обращаться к «непостижимому» Богу с молитвами и просьбами о даровании Б. (Там же. С. 91) . Митр. Макарий (Булгаков) в «Православно-догматическом богословии», рассуждая о существенных свойствах Божиих, делит их на свойства существа, ума и воли Божией, к последним относит «бесконечную благость», к-рую «по различию условий существ, на которые она действует» (Т. 1. С. 135) , называет «благодатью», «милосердием», «долготерпением», «милостью». Митр. Макарий подчеркивает, что Бог не только именуется благим, но, как об этом свидетельствует Свящ. Писание, является «единым благим» (Там же. С. 136) , вместе с тем благость Божия проявляется в отношении к тварному миру, к людям ( Там же. С. ... текст полностью ...
АНТИХРИСТИскать в Источникеpravenc.ru
... СПб., 2000. Свящ. Владимир Шмалий В правосл. богословии XIX-XX вв. В рус. богословской лит-ре XIX в. учение об А. рассматривается в многочисленных трудах по догматике, а также в специальных сочинениях, число к-рых к концу века в предчувствии катастрофических потрясений резко возросло. Круг проблем, разрабатываемых в этих разных по своим научным достоинствам работах, касается природы А., его символических образов, времени и места его пришествия, происхождения лжепророка и лжечудес, отступления от Бога, признаков царства А., объяснения числа 666, природы «удерживающего» и гибели А. Митр. Макарий (Булгаков) , обсуждая тему А. в «Православно-догматическом богословии» ( 1849-1853 ) , опирается на многочисленные источники святоотеческой письменности. Он пишет, что «о лице этого антихриста, его свойствах и его действиях есть в Слове Божием учение прямое и довольно ясное, и есть только намеки и таинственные предсказания, смысл которых для нас недоступен, и на основании которых существовали между учителями Церкви частные мнения» (Т. 2. С. 615) . Антихрист, по «ясному учению»: а (это «человек... под особенным действом сатаны»; б) «будет... отличаться необычайной гордостью и ... текст полностью ...
ВОПЛОЩЕНИЕ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... и распространившее свою актуальность с этого момента на весь земной путь Спасителя в обратной временной перспективе. Поэтому в продолжение земного служения Иисуса это единство остается сокрытым как для людей, так и для Него Самого. Такое построение, по мнению Панненберга, снимает проблему подлинности Искушения в пустыне, Гефсиманского борения, Крестных страданий и смерти и, т. о., позволяет сохранить полноту человечества во Христе (Pannenberg. S. 333) . А. В. Пономарёв Православное богословие XIX-XX вв. о В. В рус. богословии в изъяснении догмата В. существовали различные подходы. Митр. Макарий (Булгаков) , автор первого в России обширного систематического курса догматики «Православно-догматическое богословие», в разделе «О Боге Спасителе» ( С. 9-139 ) предпринял попытку свести воедино весь накопившийся в богословской науке того времени христологический материал, к-рый в большинстве своем был заимствован им из зап., гл. обр. католич., источников, что сказалось не только на форме, но в ряде случаев и на самом содержании. Несмотря на логическую последовательность и системность, этому своду не хватает внутреннего единства, к-рое в святоотеческой христологии обреталось ... текст полностью ...
печать библиотека Т. 32, С. 340-342 опубликовано: ...Искать в Источникеpravenc.ru
... только с келарем и казначеем. Дела более важные решаются советом игумена, келаря, казначея и соборных старцев. Наконец, дела особенно важные объявляются всем инокам и решаются их общим голосом» (Макарий. История РЦ. Кн. 4) 1 (. С. 205) . Согласно царскому указу 1640 г. суздальскому Спасо-Евфимиеву мон-рю, К. был обязан контролировать ведение всего монастырского хозяйства, в т. ч. сбор оброка с монастырских крестьян, над к-рыми имел судебную власть, был ответственен за хранение монастырской казны, вел учетные книги и т. д. Упоминаются в древнерусских монашеских текстах и помощники К. Митр. Макарий (Булгаков) приводит рассказ о подкеларнике Кириллова Белозерского мон-ря, к-рый, не имея особого указания от К. и не желая нарушить порядок, отказал в особом ужине царю Иоанну Грозному со словами: «Государя боюся, а Бога надо бояться еще больше» ( Там же. С. 264-265 ) . В XVII в. К. крупных мон-рей имели адм. и судебную власть над приписными мон-рями - малыми обителями, к-рые для облегчения хозяйственного положения прикреплялись к большим и богатым мон-рям (Смолич И. К.) Русское монашество. С. 166-167 (. Были среди К. и святые подвижники, напр. прп. Иринарх Затворник, который ... текст полностью ...
КАНОНИЗАЦИЯ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Стоглавому Собору 1551 г., содержащаяся в этой главе, ничего не сообщает о к. -л. святых, канонизированных этим Собором. Характер Собора 1549 г. представлен здесь иначе: собравшиеся в Москву епископы «каноны новых чудотворцев, жития их и чудеса на соборе полагают и свидетельствуют... и предают церквам Божиим пети и славити и праздновати» ( Стоглав. 1863. С. 37-38 ) . Явление Богоматери прп. Савве Сторожевскому. Икона. XVIII в. (ГММК) Отсутствие в источниках «канонизационного списка» Собора 1549 г. заставляет исследователей реконструировать его на основании косвенных данных. Митр. Макарий (Булгаков) предложил реконструированный список, в который вошли: святители Киприан и Фотий, митрополиты Московские; святители Никита, Евфимий и Иона, архиепископы Новгородские; святители Леонтий, Исаия, Игнатий и Иаков, епископы Ростовские; прп. Стефан Пермский; мученики Михаил и Феодор Черниговские; преподобные Авраамий и Исидор Ростовские; прп. Варлаам Хутынский; прп. Кирилл Белозерский и прп. Никита Переяславский. При этом историк ссылается на факт упоминания этих святых царем и митрополитом вскоре после Собора 1549 г. и внесения их имен в месяцесловы (Макарий. История ... текст полностью ...
ИСКУПЛЕНИЕ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... основным учебным пособием по догматике для всех духовных учебных заведений Русской Церкви того времени. Учение об И., содержавшееся в догматической системе митр. Макария, благодаря позиции Святейшего Синода, в основном определявшейся обер-прокурором Н. А. Протасовым, получило статус «школьного» или «традиционного», послужив базой для развития последующей полемики. Основой для раскрытия темы И. митр. Макарием служит его позиция в описании существенных свойств Божиих, которые считаются абсолютными: «... никакое свойство Божие не может быть лишено свойственного ему действия» (Макарий) Булгаков (.) 1883. Т. 2. С. 11 (. При этом такие свойства, как благость и правосудие Божие, в отношении к греху прародителей вступают у митр. Макария в противодействие: если грешник не получит воздаяния, будет не удовлетворено правосудие Божие; если же он будет наказан, останется неудовлетворенной Его благость.) Поклонение Жертве. Воздух. XV в. ( мон-рь Хиландар, Афон ) Способна разрешить возникшее противоречие, по мнению митр. Макария, лишь Божественная премудрость, нашедшая «способ примирить в деле искупления человека вечную правду с вечною благостию, удовлетворить той и ... текст полностью ...
ЖИЗНЬ Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. ...Искать в Источникеpravenc.ru
... последней судьбы и царства славы связано со смертью, частным судом и посмертной участью человека и всего человеческого рода. Относительно положения умерших душ до всеобщего воскресения архим. Антоний считал, что для них покаяние невозможно, ибо «полная самостоятельность души условливается телом», земная Ж. «не имела бы никакой цели и цены по отношению к будущей» Ж. ; наконец, так об этом свидетельствует Свящ. Писание (Там же. С. 246) . В самой буд. Ж. человека архим. Антоний различал два состояния: блаженное - для живших праведной Ж. и мучительное - для нераскаявшихся грешников. Митр. Макарий (Булгаков) в «Православно-догматическом богословии» исходил из фундаментальной предпосылки, что истина христианства - это истина Ж. В своем замысле точно определить предмет догматического богословия и статус догмата митр. Макарий разделял истины христ. Откровения на «истины веры», постигаемые умом, т. е. догматы, к-рые «содержат учение о Боге и Его отношении к миру и человеку» (Макарий) Булгаков (, митр. Православно-догматическое богословие. 18834. Т. 1. С. 11) , и «истины деятельности», осуществляемые в Ж. волею человека, к-рые в свою очередь он подразделял на нравственные заповеди ... текст полностью ...
На пороге «золотого века»/Аналитика/ЖМПиЦВИскать в Источникеe-vestnik.ru
... промыслы. Вокруг бывшего отшельника, становившегося наставником для пришедших к нему учеников, возникал монастырь. Близ него селились крестьяне — так образовывались новые поселения. Таким образом, монастырская и крестьянская колонизация способствовали освоению бескрайних просторов Русского Севера и укреплению политического и культурного влияния Русского государства. В условиях строгой аскезы Трудно точно подсчитать, сколько новых монастырей возникло на Руси после того, как начался бурный процесс возрождения монашеской жизни, инициированный Преподобным Сергием Радонежским. Митрополит Макарий (Булгаков) полагал, что в эту эпоху было основано 286 новых монастырей 11. При этом исследователь отмечал, что большинство этих обителей были невелики — не более 10 монахов. И лишь в 10 монастырях количество иноков было от 20 до 50. В числе монастырей с количеством монахов свыше 50 Макарий называет 10 обителей. Однако лишь два из них относятся к основанным в XIV — начале XV века: Троице-Сергиев и Кириллов-Белозерский. Но численность братии в них ощутимо возросла лишь в XVI веке: в начале столетия — до 300 иноков, а в конце — до 700. Приведенные данные, очевидно, не полны и в ... текст полностью ...
Кто раздробил Киевскую Русь? И дробил ли? | ...Искать в Источникеpravoslavie.org.ua
... действовать на язычников собственным примером и кроме ревности по вере стараться о просвещении ею своих подданных уже и потому, чтобы теснее с ними сблизиться. Исторические предания действительно и подтверждают, что святой Борис содействовал утверждению христианства в Ростове, Мстислав – в Тмутаракани, Судислав – в Пскове, Изяслав – в Полоцке и что святой Глеб, как только прибыл в назначенный ему удел, несколько раз пытался просветить муромцев святою верою, хотя без успеха, а потому и поселился вне Мурома, где прожил два года " История Русской Церкви, Часть 2 читать, скачать - митрополит Макарий (Булгаков) добавлено: 31 июл 2015 иерей Леонид Глебец писал (а) : Это разделение России на уделы, было вместе мерою христианского благоразумия: равноапостольный князь, отправляя детей своих под руководством мудрых пестунов в разные области государства, завещавал каждому утверждении христианства. .... должны были иметь при себе... и соорудить для себя храмы, каждый в своей резиденции. ... удобнее наблюдать... в своих небольших уделах, сильнее действовать... собственным примером... стараться о просвещении ею своих подданных, чтобы теснее с ними сблизиться. И, Нажмите, чтобы ... текст полностью ...
Старообрядчество. | Страница 12 | I Православный ...Искать в Источникеpravoslavie.org.ua
... вообще не имела правящего архиерея! Впоне возможно, что Митрополит Макарий, учитывая свой собственный опыт на Ногродско-Псковской кафедре, махнул рукой и канонизировал Евфросина, чтобы меньше хлопот! Вскоре после канонизации, теперь уже преподобному, Евфросину составлена особая служба с восхвалением в ней сугубой аллилуйи, и самое житие его, написанное пр. Василием, внесено митрополитом Макарием в Его знаменитые Чети-Минеи. Собор 1551 г. под председательством митрополита Макария определил: " отныне всем православным христианам говорить сугубую аллилуйю и пр " На стр. 78 Митрополит Макарий (Булгаков) подробно разбирает безграмотное и невежественное решение собора 1551 года. P. S. РПЦ до сих пор не имеет составленных служб многим настоящим святым, а вот для Евфросина, кто-то постарался побыстрее составить службу! Кто? неизвестно.. В этом смысле мы с Киевским Патриархатом вообще близнецы, и обряды и догматы всё единтично, а КП не Церковь Христова, и старообрядцы не Церковь Христова, и как первые так и вторые должны возвратится в Церковь, чрез покаяние. Истинно - они не Церковь (я об этом в самом начале писал) , а раскольники. Канонический статус у " Киевского ... текст полностью ...

  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013  014   015   016   017   018   019   020   021   022   023   024

Постоянная ссылка на эту страницу: Макарий (Булгаков
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"