Макарий (Булгаков



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

МАКАРИЙ (БУЛГАКОВ) - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... пунктом в развитии умственных способностей Михаила явился один исключительный случай, бывший с ним в годы учебы его в уездном училище. Нечаянно брошенный его товарищем камень рассек ему голову, произошло кровоизлияние. В процессе лечения головы неожиданно исчезла постоянно мучившая его золотуха и появилось какое-то прояснение ума. Вскоре после этого случая Михаил стал одним из лучших воспитанников училища. В 1831 г. он блестяще окончил училище и за отличные успехи был переведен в Курскую духовную семинарию. За 6 лет учебы в семинарии Михаил проявил себя даровитым учеником " благородного и отлично ревностного поведения " (из ведомости о поведении учеников Курской духовной семинарии) . В последние 2 года учебы в семинарии Михаил Булгаков уже читал лекции на низшем отделении семинарии, обнаруживая при этом такие обширные сведения во всех областях науки, что с успехом мог преподавать любой предмет семинарского курса. В 1837 г. он закончил семинарию и продолжил свое образование в Киевской духовной академии. В академии он воспитывался под влиянием таких выдающихся преподавателей своего времени, как ректор архим. Иннокентий, профессор Я. К. Амфитеатров, профессор архим. ... далее ...
митрополит Макарий (Булгаков) - Православная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... авторы митрополит Макарий (Булгаков) Написанные митрополитом Макарием " Введение в Богословие " и " Догматическое Богословие " — труды монументальные, поныне сохраняющие большое значение в смысле систематического изложения богословия. Еще важнее его тринадцатитомная " История Русской Церкви " (последний том издан уже после его смерти) ; это — сочинение, вполне аналогичное с " Историей России " С. М. Соловьева. Митрополит Макарий миру Михаил Петрович Булгаков; 1816-1882) — знаменитый русский богослов и церковный историк. Сын сельского священника Новооскольского уезда Курской губ. ; учился в Курской семинарии и Киевской духовной академии, в последний год студенчества принял монашество и был назначен на вновь открытую в Киевской академией кафедру русской церковной и гражданской истории. Ни той, ни другой из этих наук М. не слушал ни в семинарии, ни в академии, так как тогда их вовсе не было в составе курсов этих учебных заведений. Тем не менее, молодой бакалавр, много работавший и читавший, оказался вполне на высоте своих обязанностей. В 1842 г. был перемещен в Санкт-Петербургскую духовную академию на кафедру богословских наук. К этому предмету он был подготовлен ... далее ...
Храм Живоначальной Троицы в Москве (подворье ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... С этого времени он активно принимается за благоустройство Троицкого подворья: в 1767 г. построено здание Митрополичьих палат (арх. Василий Яковлев) с домовым храмом в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. С 1815 по 1923 г. подворье являлось постоянной резиденцией московских митрополитов. 46 лет (с 1821 по 1867 год) прожил на подворье святитель Филарет ( Дроздов; †1867 ) . С 1868 года подворье становится резиденцией святителя Иннокентия ( Вениаминова-Попова; †1879 ) , митрополита Московского и Коломенского, в 1879-82 гг. здесь проживает митрополит Московский Макарий (Булгаков) . В разные годы своего земного служения посещали это место и проживали здесь святитель Игнатий ( Брянчанинов; †1867 ) , священномученик Владимир ( Богоявленский; †1918 ) , святитель Макарий ( Невский; †1926 ) . На Троицкое подворье 5 ноября 1917 г. будущий священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир принес митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону ( Белавину; †1925 ) весть об избрании его на Патриарший престол. В 1917-22 гг. Митрополичьи палаты подворья становятся резиденцией Патриарха Московского и всея Руси Тихона, арестованного в мае 1922 г. ... далее ...
Глава РАН привел в пример работавшего в академии ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Церемония награждения прошла в Российской Академии наук. Выступая на церемонии награждения, президент РАН отметил, что его личность митрополита Макария при первом знакомстве с его деятельностью " поразила " . " Ведь он был избранным членом императорской Российской Академии наук, и он это очень ценил. Он посещал все собрания, он сам 10 раз представлял свои рефераты. Он был очень активным членом Российской академии наук, и, может быть, это даже может быть сказано и в упрек некоторым нынешним членам Академии наук, а может быть, даже и некоторым членам президиума. В общем, да, коллеги, Макарий Булгаков может быть действительно нам пример " , — заявил Сергеев. Он отметил тот факт, что митрополит Макарий, являющийся автором 12-ти-томной " Истории Русской церкви " , пожертвовал 120 тысяч заработанных своим интеллектуальным трудом рублей на нужды науки. " Это было оставлено и положено в государственный банк именно с целью того, чтобы поддерживать науку " , — сказал Сергеев. " Если мы сохраним наши нравственные и духовные традиции, сохраним нашу креативность как залог наших будущих свершений в науке, я думаю, что наша страна будет развиваться уж точно устойчиво " , — добавил ... далее ...
Циклы в православии и естествознании : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... собой структуру земной Церкви. Ее очень четкое изображение можно увидеть во многих храмах (например, на столпах Успенского собора московского Кремля; рис. 5) . Рис. 5 Здесь ясно видна геометрическая линейная структура, связанная с иерархией святых. Она, очевидно, конечна, и возникает вопрос о ее потенциальной бесконечности. Поскольку земная иерархия представляет собой в некотором смысле отражение небесной, то для нас немаловажен вопрос о бесконечности именно небесной иерархии. Он обсуждался в богословии: рассматривалась даже явная (актуальная) бесконечность ангельской иерархии (митр. Макарий Булгаков, о. Павел Флоренский) [15]. Такая возможность допускалась в качестве частного мнения. Линейные периодические структуры у растений весьма распространены. Вот пример (фотография Карла Блоссфельда) (рис. 6) [16]: Рис. 6 Можно предположить, что подобная структура имеет тенденцию к бесконечному росту, и все имеющиеся сегменты растения стремятся стать одинаковыми. Более того, предположим, что имеется идеальная структура, к которой стремится растение. Такой структурой является бесконечная прямая, разделенная на отрезки равной длины. По самому смыслу растения, его основная ... далее ...
Образ Отцовства небесного / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Сретенского ставропигиального мужского монастыря в Москве; в прежней своей жизни, до пострига, он воспитал троих детей, два его сына стали священниками. Иеромонах Иов (Гумеров) в своей келье. Фото: А. Поспелов Православие. Ru — Православные христиане называют Бога Отцом. Бог Отец — Первое из Лиц Пресвятой Троицы. А почему именно так? Почему таких именований, как Властитель, Владыка, Творец, Вседержитель, — недостаточно, почему необходимо именование Отец? — Коренным и основополагающим догматом христианства является учение о Пресвятой Троице. Бог един, но троичен в Лицах. Митрополит Макарий (Булгаков) называет этот догмат «таинством таинств». Во едином Боге три Лица, или Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух. Будучи единосущны, три Лица отличаются по ипостасным свойствам. Отец ни от кого не имеет бытия. Он не рожден. Сын предвечно рождается от Отца. Святой Дух исходит от Отца. Рождение предполагает отцовство. Следовательно, при всей значимости таких имен Божиих, как Властитель, Владыка, Творец, Вседержитель, их недостаточно, чтобы определить главное свойство Первого Лица Пресвятой Троицы. — Читая Ветхий Завет, мы видим колоссальное значение отцовства: личность отца ... далее ...
Великопостные мытарства / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Феодоры († 940) на Руси не было «запрещенной» книгой. Оно было выделено из жития преподобного Василия Нового в отдельный текст и помещено в «Прологе» за 30 декабря под названием «Память преподобной матери нашея Феодоры» для назидательного чтения. Житие святого Василия Нового с описанием мытарств Феодоры содержится в томе 3 «Житий святых» (Киев, 1700) святителя Димитрия Ростовского. Оно неоднократно переиздавалось в течение XIX и начала XX веков. Его подробно пересказывает в «Слове о смерти» строгий ревнитель чистоты Православия святитель Игнатий (Брянчанинов) . Митрополит Макарий (Булгаков) , автор капитального труда «Православно-догматическое богословие», пишет: «Тоже о мытарствах, как пути, общем для всех умерших, изложено в житии преподобного Василия Нового, где блаженная Феодора, между прочим, рассказывает: “Восходящим нам горе…” (далее идет подробная выписка из жития.) » ( СПб., 1883. Т. 2. С. 530 ) . Блаженной Феодоре посвящен очерк архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского) «Подвижницы восточной церкви» ( СПб., 1871. С. 320–321 ) . Неверно и утверждение, что текст, описывающий мытарства Феодоры, отвергала духовная цензура. Для ... далее ...
К вопросу о восприятии идеи унии западнорусскими ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... И. Проект создания униатского патриархата в Речи Посполитой в XVI веке и его возможное влияние на учреждение Московского Патриархата Церковь и время. 2006. № 3 (36) . С. 91-97. 17. Опубликовано в: Антиризис, или апология против Христофора Филалета Российская историческая библиотека. Т. 19. СПб., 1903. Стб. 620-622. 18. Грамоты Собора 1591 г. опубликованы в: Жукович П. Н. Брестский собор 1591 г. (по новооткрытой грамоте, содержащей деяния его) Известия отделения русского языка и словесности Академии наук. Т. XII. Кн. 2. СПб., 1907. С. 45-71. 19. Подробное описание этих событий см. : Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви. Кн. 5. М., 1996. С. 283-284. 20. М. Дмитриев полагает, что до 1592 г. о грамоте не было известно ни королю, ни католическим иерархам. См. : Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003. С. 142. 22. Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003. С. 142-143. 24. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — начале XVII в. Часть I. Брестская уния 1596 г. Исторические причины ... далее ...
Создатель русской культурыИскать в Источникеazbyka.ru
... ими литературному славянскому языку всю гибкость и выразительность своего родного греческого, знакомство с которым до недавнего времени было обязательным для каждого интеллигентного россиянина, посещавшего в детстве гимназию. Празднуя из года в год память своего просветителя, мы вновь и вновь обращаемся к великим событиям, навсегда определившим наш культурный путь в мировой истории. Странно сознавать, что сравнительно недавно – на памяти нашего поколения – они отошли уже в позапрошлое (!) тысячелетие христианской эры. Научная литература, посвященная свв. Владимиру и Ольге, огромна. См. : Макарий (Булгаков) , митр. Московский и Коломенский. Книга I. М., 1994. В приложении содержится также дополнительный список источников и новой литературы. Юрий Рубан, канд. ист. наук, канд. богословия Из богослужения святому Владимиру Тропарь Уподобившийся купцу, искавшему хороших жемчужин, ты, могущественный властитель Владимир, будучи князем матери русских городов, богоспасаемого Киева, испытывая и посылая в город Константинополь узнать о православной вере, нашёл драгоценную жемчужину – Христа, избравшего тебя, как второго [апостола] Павла. Подобно ему и ты стряхнул слепоту духовную и ... далее ...
Православие. Том 2, Глава 6 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... текстов и замены их на произведения народного творчества, то такая реформа вряд ли принесет добрые плоды. Речь должна, вероятно, идти не столько о «реформировании» богослужения, сколько о возвращении его в рамки церковного Устава, с тем чтобы вернуть верующему возможность приобщаться к сокровищнице православного богословия и богомыслия, содержащейся в уставных богослужебных текстах. И, прежде всего, необходимы усилия для того, чтобы в сознании православных христиан Божественная литургия вновь заняла то центральное и единственное место, которое ей – и только ей – принадлежит по праву. 41 Макарий (Булгаков) . Догматическое богословие. Т. 2. С. 314, 512. 42 Там же. С. 512–513. 43 Макарий, архим. О покаянии. (О Таинствах 265–275) . PG 155. 489 А-504 В. 51 Термин «школьное богословие» употребил в своей исторической статье «Богословие и свобода Церкви (О задачах освободительной войны в области русского богословия) » священномученик Иларион (Троицкий) . См. : Творения. Т. 2. С. 259. Впоследствии термин широко использовался богословами русской эмиграции для обозначения богословской школы, находившейся под сильным влиянием латинской схоластики. 52 Meyendorff. Byzantine theology. ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Макарий (Булгаков
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"