международных проектах. В то же время былая культурная самобытность М. постепенно исчезает. Мн. М. уже не занимаются исключительно сельским хозяйством, а часть общин предпочитает жить в больших городах. Лит.: Клаус А. А. Наши колонии: Опыты и мат-лы по истории и статистике иностр. колонизации в России. СПб., 1869. Вып. 1; Кто такие меннониты: Кр. ист. очерк/Сост.: П. Я. Браун. Гальбштадт, 19152; Бондарь С. Д. Секта меннонитов в России (в связи с историей нем. колонизации на юге России). Пг., 1916; Клибанов А. И. Меннониты. М.; Л., 1931; Крестьянинов В. Ф. Меннониты. М., 1967; Ипатов А. Н. Меннониты: Вопросы формирования и эволюции этноконфессиональной общности. М., 1978; Friesen P. M. The Mennonite Brotherhood in Russia (1789-1911). Fresno (Calif.), 1978; The Mennonite Encyclopedia/Ed. H. S. Bender et al. Hillsboro (Kansas), 1955-1990. 5 vol.; История евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989. С. 409-437; Reimer A. The Print Culture of the Russian Mennonites, 1870-1930//Mennonites in Russia. Winnipeg, 1989. P. 221-237; Dyck C. J. An Introduction to Mennonite History: A Popular History of the Anabaptists and the Mennonites. Scottdale (Penn.), 19933; Алишина Г. Н. Вопрос об идентичности меннонитов России в годы Первой мировой войны//Вестн. Томского гос. ун-та. 2011. 351. С. 85-87; Заватски В. Евангелическое движение в СССР после Второй мировой войны. М., 1995; Брандсма Я. А. Менно Симонс из Витмарзума: учитель, защитник и собиратель братских общин крещенцев XVI в. Караганда, 1997; Филатов С. Б., Лункин Р. Н. Рождение рус. меннонитства//Рус. ревью/Keston Inst. 2006. 13; Безносова О. В. Меннонитская община-церковь в царской России: особенности устройства и взаимоотношений с государством в колонистский период (1786-1874)//Российское государство, общество и этнические немцы: основные этапы и характер взаимоотношений (XVIII-XXI): Мат-лы XI междунар. конф. Москва, 1-3 нояб. 2006 г. М., 2007. С. 90-100; она же. Самоуправление меннонитов России: от церк. советов до Комиссии по делам веры, 1789-1929//Российские немцы: 50 лет послевоенному общественному движению: от первых делегаций в правительство через «Возрождение» к современной системе Самоорганизации (1964-2014 гг.): Мат-лы 5-й Междунар. науч.-практ. конф., Москва 11-16 февр. 2015 г. М., 2015. С. 187-208: McLaughlin R. E. The Radical Reformation//The Cambridge History of Christianity. Camb., 2007. Vol. 6. P. 37-55; Murray S. The Naked Anabaptist: The Bare Essentials of a Radical Faith. Milton Keynes, 2011; Urry J. The Reading Worlds of Russlaender and Kanadier Mennonites//J. of Mennonite Studies. Winnipeg, 2010. Vol. 28. С. 129-151; Global Anabaptist Mennonite Encyclopedia Online//gameo.org [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/2562994.html

Ист. III, 149, стр. 241; Акт. Эксп. III, 254, стр. 392; Доп. к Акт. Ист. III, 130; X, 409); б) Извоцкий погост (Чердынский уезд) (там же); 4. Погосты: Вилгорцкий и Искорский (Чердын. уезд) (Акт. Ист. III, 159, стр. 287); 5. Косинский погост (Чердынский уезд) (Ibid. III, 286, стр. 457); 6. Вотцкий погост (Чердын. уезд) (Ibid. I, 207, стр. 397); 7. Обвинский и Инвинский погосты (Чердын. уезд) (Ibid. V, 8, стр. 13; Доп. к Акт. Ист. IV, 100, 244); 8. Мошов погост (Чердын. уезд) (Акт. Федот.-Чеховского, II, стр. 283). Сибирь. Корматский погост (Тюменск. уезда) (Доп. к Акт. Ист. IV, 385). Смоленск. область. 1. Берновицкий-Никольский погост (Смоленский уезд) (Акт. Ист. II, 209, стр. 247); 2. Плайский-Никольский пог. (Щученской волости) (Акт. Ист. II, 186, стр. 215,292, 293, 420; 188 (III), стр. 218, стр. 290); 3. Кузмодемьянский и Кириллов погосты в Порецкой волости (там же); 4. Вержавский Ильи Пророка погост (там же); 5. Пятницкий погост (там же); 6. Каспля погост (Доп. к Акт. Ист. I, 6). Тверская земля. Погосты Баранья гора, Пречистая Каменка, Архангельский и Благовещенский (в Новоторжском уезде) 139 (См. данн. сообщ. в наст. статье). Ярославск. земля. 1. Погост Борисоглебский на Старом Холопье, на берегу реки Мологи, в 70 верстах от Весьегонска (Акт. Эксп. I, 263, стр. 293, 269, стр. 305); 2. Погосты: Сретенский и Ильинский, на реке Черемке (Черемуской волости) (Акт. Ист. III, 120, стр. 183); 3. Кузмодемьянский погост (Пошехонский уезд) (Акт Федот.-Чеховского, II, стр. 276). Приложение II. Нищенские кельи в погостах I. Бежецкая пятина 1) Богородецкий на Белой – Двор для нищих; 2) Никольский в Шереховичах – 3; 3) Троицкий в Охоне – 3; 4) Васильевский в Черной – 1; 5) Никольский в Мошне – 4; 6) Спасский в Мошне – 7; 7) Егорьевский в Бродех – 5; 8) Дмитриевский -Устецкий – 4; 9) Егорьевский в Озереве – 2; 10) Покровский-Никольский в Держкове – 12 (7 для риц?); 11) Никольский в Линочех[?] – 5; 12) Прокопьевский на Белой – 3; 13) Погост на Вышнем Волочке – 7; 14) Егорьевский в Чудинех – 5; 15) Спасский в Клинце – 5; 16) Богородицкий в Плавех – 13; 17) Егорьевский в Осечне – 2; 18) Михайловский в Костве – в 3 кел.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

бояр. вдов; 19) В 6 Удомлевских погостах – 20; 20) Егорьевский к Спасский в Млеве – 12; 21) Сорогошинский – 2; 22) Смердынский – 3; 23) Никольский-Забережский – 4; 24) Никольский в Гостиничех – 2; 25) Васильевский-Кострецкий – 3; 26) Петровский-Тихвинский – 4; 27) Михайловский-Тростные – 20; 28) Никольский на р. Медведице – 3; 29) Воскресенский в Осечне – 4. II. Деревская пятина. 1) Бельский – 10; 2) Бологовской[?] на Озере – 2; 3) Налеский – 4; 4) Бологовский – 3; 5) Тухолский – 10; 6) Листовский – 6; 7) Сытинский – 8; 8) Холовский – 3; 9) Коломенский – 3; 10) Крестецкий – 6 III. Обонежская пятина. Заонежская половина. 1) Введенский-Хутынский на Горке – 5; 2) Андреевский-Грузинский – 5; 3) Воскресенский на Маселге – 3; 4) Имоченицкий на Ояти – 5; 5) Рождественский на Олонце – 10; 6) Рождественский на Пиркиничех –11; 7) Воскресенский в Важенях – 9; 8) Рождественский в Остречинах – 4; 9) Никольский в Шунге – 22 для стариц; 10) Спасский на Выго-озере – 4; 11) Никольский в Пудоге – 6; 12) Никольский на Андоме – 15; 13) Покровский на Вытегре – 20; 14) Рождественский на Мегре – 17; 15) Никольский на Оште – 10. 1 Забелин, Ист. русск. жизни. II, 65, 180, 368, 372; Соловьев, Ист. России, т. I, 127–128, прим. 212. Об осеннем полюдье см. грамоту в. кн. Мстислава 1130 г.; напечатана под именем «Юрьевская грамота» в Древ. пам. русск. пис. и языка, Срезневского, изд. 2-е, 1898 года. 2 В тот числе: Татищева, И. Р., т. II, 41, прим. 127; Карамзина, И. Г. Р., т. I, 100, прим. 377 (изд. Эйнерлинга), а Соловьева, И. Р., т. I, 127–128, прим. 212. См. также у Соловьева о значении погоста, т. III (изд. 5-е), стр. 38. 8 Доп. к Акт. Ист., т. I, 4; Влад.-Буд. Хрест., т. I, стр. 242. Тоже погост Беницы, в Торопецком уезде, стр. 244. Судя по документу в Акт. Ист., т. II, 188 (III), быть может, эти погосты были расположены в Порецком уезде. 9 Акт. Ист., т. I, 2. См. о «Глухом погосте» в Двинск. обл. в XIV в. в сборн. Муханова, стр. 594 и 596. 10 Акт. Ист., т. I, 17. Терп. пог. в Двинск. обл. (Арханг. губ.), при устье р. Пинеги, по соседству с Соломбалой; Акт. Экспед., т. I, 94, стр. 73 и 74. 11 Ипат. лет. под 1178 годом, стр. 412 (изд. 2-е); I Новгор. лет. под 1240 год. (стр. 259, изд. 2-е), 1396 г. (стр. 381), 1419 г. (стр. 409); II и III Новгор. лет., стр. 79, 95, 106, 112: Воскресен. лет., т. VIII П. С. Р. Л., стр. 294. Румян. собр. госуд. грам. т. I, стр. 1–26; и Акт. Эксп., т. I, 57, 87 (Холмский погост), 91.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

390 Л. Петров. Учебн ц.–ист. Атл. (Спб., 1867), 45. Составитель Патерика был современником Леонтия, еп. Неапольского (Le-Quien. Oriens Christ. II, 1062–63; Krumbacher. Gesch, d. B. L. 2 , 190–2; Gelzer. Leontios’ von Neapolis Leben d. H. Iohan... von Alex. 1893. Einl., VII–XVIII), и аввы Евстафия, настоятеля Лавры св. Саввы Освящен., с которым (Евстафием) встречался Иоанн Мосх (Луг Дух. в русск. перев М. Хитрова (1896), 224–6): «Повдаше убо намь епкпъ въ «идохомъ иногда въ иже въ стыхъ ца нашего савы. къ игоуменоу и поведа намъ..» (Рукоп. Кир.–Бел. м. 8/1247, л. 239 и 286). 393 Как мы уже говорили, указание на время перевода имеется в одной рукоп. б Каз. д. Ак., XVII в.: «Книга, глаголемая Патерик Иерусалимской». Ср. той же библиот. 464 (641). 398 «Патерикъ прпбных цъ сущих въ скит и по инм мстом».. (Востоков. Опис., 435–437). 400 Срезневский, Слав.–р. Пал., 216–17; Н. В. Волков. Статистич. свед., 87; П. В. Владимиров. Др. Р. Лит., 39. 406 Собеседов. св. Григория Вел. о загробной жизни в их церк. и истор.– литер. значении. Спб. 1886, стр. 218. 408 А. И. Пономарев. Слав.–р. Прол. в его церк.–просвет. и народно–литер. значении. (Годичн. Акт в Спб. д. Ак. в 1890 г., 7); Памяти, др.–ц. д.–учит. лит. II, х; Голубинский. Ист. р. ц. 2 I–I, 915; арх. Сергий. Полн. Мес, Вост. 2 I, 313; М. Н. Сперанский. Сентябр. Мин.–Чет. До–макар. состава – «Известия» I–2, 235; Е. В. Петухов. К ист. др.-р. Прол, 4 и 6. («Извест.» Нежинск. Инст., т. XII). 409 Относить Лобковский Прол. к 1192 г. – больше оснований (см. у Н. В. Волкова, Статист. свед, 15–16), чем к 1262. (Срезневский. Др. п. р. п. и яз. 2 , 126–7; Попов. Опись р. Хлуд., 374; Голубинский. Ист. р. ц. 2 I–1, 915). 410 Срезневский, изучив Февральскую Четью–Минею Моск. дух. Академии в связи с Супрасльск. рукоп., пришел к заключению, что «не позже как в XI в. была на Славянском языке полная годовая Минея четия». (Свед. и Зам. LXIV). Такого же мнения держатся – А. Попов (Библ. Матер. I, 9); Голубинский (Ист. р. ц. 2 I–1, 906–907); М. Н. Сперанский («Извест.» I–2, 235), и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

186 Это житие в поздней рукоп. Унд. N° 281. Очевидно, на другого инока Хутынской обители, бьггь может бывшего в ней игуменом, потом основавшего Дымский монастырь, редакторы житий перенесли черты сказания об Антонии, бывшем владыкой в Новгороде. 188 Спис XVI века в сб. Унд. N° 565, л, 47, с надписью: «Творение ермонаха Пахомия Св. Горы». Нач.: «Что реку и что възглаголю?» Другие списки без имени автора: XV-XVI веков в синод, сб. 639, л . 12; 556, л. 85. в сб. Тр. Серг. л. N9 642, л. 132, N° 466-сп. 1505 года, л. 231; в этом последнем сб: л. 219 служба Михаилу и Феодору, в которой «святым два канона-творение таха ермонаха Св. Горы Пахомия». Св. кн. Михаилу праздновали задолго до Пахомия. Ист. Р. Ц., преосв. Макария, IV, 259. 189 Древнейшие списки в синод, прологе XIV века, N° 248, л. 19; там же в прологе 1425 года, N° 839, л. 17. По списку в софийской рукописи XIV-XV веков сказание напеч. преосв. Макарием в Ист. Р. Ц. V, 409. В этом сп. обозначен автор – отец Андрей; в солов. сб. 1558 года N° 805, л. 29 в заглавии той же повести замечено: «Створено Иваном епископом». 190 Пространная по изложению ред. известна нам по двум спискам XVIII века-в сб. гр. А. С. Уварова N° 911 (Царск. 136), л. 332 и в сб. поморского письма, нам принадлежащем, л. 204. Список сокращенной ред. XVII века в сб. гр. Уварова N° 429 (Царск. N° 133), л. 248; по другому сп. XVII века она напеч. в Пам. стар, русск. лит. IV, 10. 192 А. Ист. I, N° 168. В XVII веке уже чтили Моисея во святых Р. Свят. архиеп. Филарета, янв., прим. 139. 193 В похвальном слове, в молитве к святому читаем: «Архиерея, Божия святителя, иже любовию честное твое торжество сотворяющих, освяти». В списке гр. Уварова 429 (л. 232–247) сокращенной редакции жития предшествует служба Моисею, в которой канон – «Творение митр. Сидора». Если это-митр. Исидор (1603–1619), единственный новгородский владыка этого имени до XVIII века, то время составления службы и похвального слова очевидно. Арх. Филарет в указ. месте цитирует 4 списка службы Моисею, будто бы Пахомиевой, в библ. Царского, в том числе и N° 133 (гр. Уварова 429). Но в двух сборниках, им обозначенных, нет этой службы, а в N° 133 канон в ней помечен именем Исидора.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

188 Спис. XVI в. в сб. Унд. 565, л. 47, с надписью: «творение ермонаха Пахомия Св. Горы». Нач. «Что реку и что взглаголю?» Другие списки без имени автора: XV–XVI в. в синод, сб. 639, л. 12, 556, л. 85, в сб. Тр. Серг. л. 642, л. 132, 466-сп. 1505 г., л. 231; в этом последнем сб. л. 219 служба Михаила и Феодора, в которой «святым два канона – творение теха еромонаха Св. Горы Пахомия». Св. кн. Михаилу праздновали задолго до Пахомия. Ист. Р. Ц., преосв. Макария, IV, 259. 189 Древнейшие списки в синод, прологе XIV в. 248, л. 19, там же в прологе 1425 г. 839, л. 17. По списку в софийской рукописи XIV–XV в. сказание напеч. преосв. Макарием в Ист. Р. Ц. V, 409. В этом сп. обозначен автор – отец Андрей; в солов. сб. 1558 г. л. 29 в заглавии той же повести замечено: «створено Иваном епископом». 190 Пространная по изложению ред. известна нам по двум спискам XVIII в. – в сб. гр. А.С. Уварова 911 (Царск. 136), л. 332, и в сб. поморского письма, нам принадлежащем, л. 204. Список сокращенной ред. XVII в. в сб. гр. Уварова 429 (Царск. 133), л. 248; по другому сп. XVII в. она напеч. в Пам. стар. русск. лит. IV, 10. 192 А. Ист. I, 168. В XVII в. уже чтили Моисея во святых. Р. Свят, архиеп. Филарета, янв. прим. 139. 193 В похвальном слове, в молитве к святому читаем: «архиерея, Божия святителя, иже любовию честное твое торжество сотворяющих, освяти». В списке гр. Уварова 429 (л. 232–247) сокращенной редакции жития предшествует служба Моисею, в которой канон – «творение кир Сидора». Если это – митр. Исидор (1603–1619), единственный новгородский владыка этого имени до XVIII в., то время составления службы и похвального слова очевидно. Арх. Филарет в указ. месте цитирует 4 списка службы Моисею, будто бы Пахомиевой, в библ. Царского, в том числе и 133 (гр. Уварова 429). Но в двух сборниках, им обозначенных, нет этой службы, а в 133 канон в ней помечен именем Исидора. 197 Списки XV в. в сб. Тр. Серг. л. 116, л. 415, служба л. 421, в рукоп. Унд. 370, л. 218, без последних чудес; об одном из них только замечено: «се же ино (инде) скажем, писано в житии св. Сергия, о Симеоне Антонове чудо чти». Это ссылка на помещенное в той же рукописи сводное житие Сергия по двум редакциям, где уже было рассказано об этом чуде: переписчик житий был вместе и их редактором. Сп. XVI в. в синод, сб. 90, л. 119, в волокол. сб. моск. д. акад. 632, л. 56, в сб. Тр. С. л. 654. л. 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

455 Список этой памяти в рукой. Унд., писанной в Переяславле в 1663 году. 301, л. 126. Антониево житие Герасима в сб. Унд. 1686 года. N° 600, л. 161. Нач.: «Елици убо духом Божиим водими суть». Последние из 17 чудес описаны другим автором: 15-е помечено 1590 годом, когда Антония уже не было на свете. 456 Она в рукоп. XVII века Ими. Публ. библ. Погод, отд. без предисловия; она сообщает более подробное известие о Сверковом монастыре с любопытным рассказом о боярине Салтыкове, сокращая в остальном сочинение Антония. 457 Сп. XVII века в синод, сб. 409 и XVIII века в рукоп. Унд. 299 с службой. Нач.: «Повесть полезна яко близь очима зрится». 460 Они напечатаны в Ист. росс иер. III, 123–126 и у Карамз. II, прим. 210. Ср.: Ист. росс. иер. III, 144 и 154–175. 461 Ср.: Ист. иер. в указ. м., стр. 123–125 с Прав. Собес. 1858 года, ч. II, стр. 314, 171 и 321. 462 Синод, рук. N° 609, л. 154–159: «Повеле ми (иг. Кирилл) сия вся дозде нанисати чудеса преподобного, а прочаа же напреди написана бяше в книзе сей, а зде же аз сия вся тогда написах себе памяти ради в обители живоначальныя Троицы». Ср.: Он. Рум. муз., стр. 210. 463 Единственный нам известный сн. жития конца XVI или нач. XVII века в непереплетенном синод, сб. VI, л. 134–155 с одним посмертным чудом, совершившимся над учеником Пахомия Иринархом. Предисловие к житию – переделка предисловия к житию Евфросинии полоцкой. Нач.: «Благословен Господь Бог Израилев». Перед житием помещена служба Пахомию с наставлением, как изображать на иконе Пахомия и Геннадия Костромского. 464 Сп. жития XVI-XVII веков в сб. Рум. 361, л 196, XVII века, Унд. 381, волокол. сб. Моск. дух. ак. N° 660, л. 24. Большак, в Моск. публ. муз. N° 28, л. 1. В первом из них, которым пользовался Карамзин (т. IX, прим. 173–205), сохранилась заметка автора, опущенная в других: рассказывая о деятельности Филиппа в Москве, он говорит: «Не от иного слышать, но сам видех». По этой редакции, перенесение мощей было в 21-й год по смерти Филиппа, по другой – в 1590, августа 8. Предисловие к первой редакции составлено по житию Герасима Болдинского, написанному Антонием; начало тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Вячеслав же, Изяслав и Ростислав, послушавше дружины своея и киян и Черных Клобуков»... 31 Ипат. 442. Воскрес. в Полн. Собр. летописей VII, 117. Никон. II, 311. Точно также Мстислав, получив Волынское княжество по завещанию от брата своего Владимира Васильковича в 1287 г., приехал в г. Владимир, созвал бояр и горожан, даже Немцев, и велел прочитать завещание умиравшего тогда брата. Когда все от мала до велика выслушали грамоту, епископ благословил Мстислава на княжение. Это не совещание земских людей с боярами и даже не городское правительственное вече в присутствии бояр и князя, а простое оповещение обывателей о распоряжении умиравшего князя, сделанном без их участия. Ипат. 696. 36 В том же Слове: «Князь не сам впадает во многия вещи злыя, но думцы вводят»; «умных дума добра, тех бо и полцы крепцы и гради тверды» и т. п. Ср. Описан. слав. рукоп. Моск. Синод. библ., отд. 2, прибавление, стр. 88. 38 Ипат. 357: дружина в думе – передние мужи; 250: «съзва дружину свою старейшюю и яви ин»; 416. Ср. Лаврент. 211 и 361. 39 Ипат. 252 и 266: Изяслав с братией «съзваша бояры свое и всю дружину свою и нача думати с ними». 41 Погодина, О наследственности древних санов, в Архиве ист.-юр. сведений, Калачова, кн. 1, отд. 1, стр. 78 в 79. Ср. Соловьева, Ист. Росс. III, 15 по 4 изд. Ипат. 508 в 525. 42 Ипат. 518, 526, 529, 530, 230, 388, 389, 526, 274, 326, 365, 229. Лаврент. 413 и 433. Русская Правда, по изд. Калачова, II, 10 и 11. О значении осменика в Киеве XV и XVI в. см. Акт. Зап. Росс. I, 120 и 170, и Михалона Литвина Отрывки в Архиве ист.-юр. сведений, Калачова, II, отд. V, стр. 67. Татищ. III, 403–409. Никон. II, 207. 43 Русско-Ливонск. акты, 37. Собр. гос. грам. и договоров, II, 3: «таможник ветхий», вероятно, был главный таможник, староста таможенный, как «конюх старый» Русской Правды был тиун или староста конюший. Ср. г. Любавского, Литовско-русский сейм, стр. 157. 44 Это были палатины: бельзский Михаль Елезарович, перемышльский Грицко Косачович, львовский Бориско Кракула и луцкий Ходор Отек. Обе грамоты, писанные в 1334 и 1336 г., см. у Карамзина, IV, примеч. 276.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Глава 37 История Иосифа Быт.37:1 . Иаков жил в земле странствования отца своего [Исаака], в земле Ханаанской. Возвращаясь, после перерыва (перечня родословий племени Исава, гл. 36) к повествованию об Иакове и ближайшем потомстве его (ср. Быт. 35:27–29 ), священнописатель напоминает, что по отделении и удалении Исава ( Быт. 36:6–7 ) от Иакова, последний был по-прежнему «в земле странствования отца своего» – в Ханаане, который хотя в будущем, по обетованиям Божиим, имел быть собственностью потомства Авраама – Иакова, но пока был лишь землей странствования (евр. megurim – Мидраш сближает со словом ger, пришелец, прозелит, и говорит, что Исаак, как Авраам и Иаков, приобретали в Ханаане прозелитов истинной веры, – Beresch. r. Par. 84, s. 409). В частности, Иаков в данное время жил в Хевроне ( Быт. 35:27, 37:14 ). Быт.37:2 . Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот [отца своего] вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до [Израиля] отца их. Хотя далее следует история преимущественно Иосифа, но так как с ней тесно связана и история братьев и самого Иакова, то в заголовке истории Иосифа и стоит замечание: «вот житие (последующая история) Иакова». Как по смерти Авраама ( Быт. 25:8 ) дается родословие (toldoth) Измаила ( Быт. 25:12–18 ), а затем продолжается история (toldoth) Исаака ( Быт. 25:19 ); так и после смерти Исаака, приводится родословие (toldoth) Исава ( Быт. 36 ), затем продолжается история Иакова (с 37 гл. до конца книги Бытия). Предпочтение, какое священно-писатель оказывает Иосифу перед Иаковом, Мидраш объясняет тем, что судьба Иосифа имела величайшее сходство с судьбою Иакова, напр., оба подверглись братней ненависти и опасности жизни и проч. (Beresch. r. Par. 84, s. 409–410). В том, что об Иосифе, после указания 17-л. его возраста, говорится, что он был молод (naar, отрок), еврейские толкователи видели указание на детски-наивное (отчасти – в неодобрительном смысле) поведение Иосифа, благодаря которому он невольно навлек на себя ненависть своих братьев. Иосиф пас мелкий скот своего отца в качестве помощника при близких к нему по возрасту сыновьях Иакова от Валлы – Дане и Неффалиме ( Быт 30:6–8 ) и от Зельфы – Гаде и Асире ( Быт. 30:11–13 ); к первым двум братьям Иосиф стоял особенно близко, как к детям рабыни своей матери Рахили, после смерти последней заменившей Иосифу и Вениамину мать. Отношение Иосифа к старшим братьям, по Быт. 37:13–14 , напоминает отношение юноши Давида к старшим его братьям, отправившимся на войну ( 1Цар. 17:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(10, 30) И попался разбойникам. Стоящим при дороге бесам. (10, 30) Которые сняли с него одежду. Одеяние добродетели, страх Божий, которым он был окутан словно неким хитоном. (10, 30) Нанесли ему удары 403 и ушли. Душевные удары, раны грехов. (10, 30) Оставив его полумертвым 404 . Оказавшимся наполовину мертвым. Ведь душой он остался бессмертным, а телом – умер. А значения того, что они «ушли» и «оставили его», не нужно допытываться, поскольку это определено условиями притчи 405 . (10, 31) По случаю же 406 один священник шел тою дорогою. Священник – это данный Моисеем закон, поскольку он говорит о жертвоприношениях. (10, 31) И, увидев его, прошел мимо. Миновал его, хотя тот был в таком состоянии. (10, 32) Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Под левитом здесь нужно понимать пророческое слово, поскольку оно служило предписаниям Божиим. (10, 33) Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. Под самарянином теперь подразумевается Христос, поскольку Он был назван неверующими иудеями самарянином 407 . Или потому также, что посредством внешнего одеяния 408 Он облачился природой не только иудеев, но и всякого языческого народа. Ведь самаряне – это языческий народ. (10, 34) И, подойдя, перевязал ему раны. Повязками учения. (10, 34) Возливая масло и вино. Кротость и резкость. Ведь Его учение где-то выступает кротко и успокаивает, а где-то прижигает и уязвляет, и таким образом оно хорошо смешено и с каждой стороны доставляет пользу. (10, 34) И, посадив его на своего осла. На Свое тело, которому надлежало быть убитым 409 , то есть, взяв на Себя его немощи по причине восприятия человечества. (10, 34) Привез его в гостиницу. Гостиница – это Церковь верных, поскольку она принимает всякий род людской. (10, 34) И позаботился о нем. Проявил (Божественный) промысел о нем. (10, 35) А на другой день, отъезжая. Немного спустя 410 умерши и отошедши из этого мира. (10, 35) Вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010