395 Оно помещено в Латинских Библиотеках Отцов (Bibl. Pat. lugdun. 11) и у Мина (Bibl. Patr. V. 1231–1250. 396 Сведения здесь те же, чт в греческом повествовании Иоанна о кончине Богоматери, с Евфимиевой истории, у Ювеналия П. Иерус., у Григория турского (Lib. 1. § 11 de gloria Martyr.), в словах Модеста Иер. и Дамаскина. П. Геласий определял считать, «книгу о переселении Марии» апокрифической: но это относится к Левкиевой Истории. Сл. Рассуждение о праздниках Богородичных. М. 1838. 397 Евсевия цер. ист. 4, 21. «В те времена процветали в церкви Егезипп, – Дионисий Епископ коринфский, Пинит Епископ критский, Филипп, Аполлинарий, Мелитон, Музап, Модест и особенно Ириней. Заключенное ими в письмена православие апостольского предания и святой веры дошло и до вас». 408 Евсевий, (цер. ист. 5, 16) сказал, что промысл укрепил против Монтанистов, Аполлинария иерап. и др. Далее пишет: «один из этих писателей, начиная свое сочинение, против еретиков, дает видеть что он состязался с ними и на словах. Его вступление таково: «Хотя уже с давнего времени ты приказываешь мне, возлюбленный Аверкий Маркелл, написать сочинение против так называемой ереси Мильтиадовой: но я доныне удерживался». Руфин Н. E. (5, 15) и Никифор (Н. Е. 4, 23) прямо называют св. Аполлинария сочинителем обличения, посвященного Аверкию. Иероним писал: «что скажу о Мелитоне сардийском , епископе, что об Аполлинарие, священнике (sacerdote) иерапольской церкви, о Дионисие коринфском, епископе, – которые во многих книгах изложили происхождение ересей, из каких философских источников вышли они? ». Очевидно, по Иерониму, Аполлинарий писал о ереси, будучи еще священником. 409 Libellus Synodicus у Ляббея Concill. 1, 599. у Балюза р. 5 и Мансия nova collect. Concil. 1, 691. 420 Adv. haeres. 3, 3. § 4. В другом месте (lib. 5. 30. § 4) говоря об апокалипсисе Иоанна пишет: «Апокалипсис был не так давно, почти в ваш род (σχεδες επι της ημετερας γενεας) в конце царствования Домициана». 431 Первая книга писана около 170 г. так как в ней говорится о Татиане, зикратитах и монтанистах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

295 Преп. Даниил столпник родился в с. Вифаре, близ Самосаты, в 409 году; столпничествовал с 459 г. до самой кончины, последовавшей в 489 году. Святая жизнь его часто приводила к нему императоров Льва и Зинона для получения благословения и слышания его предречений (Чет. Мин. 11 декабря. Месяцосл. Вершин.; сн. выше, примеч. 49–51). О монастыре преп. Даниила или το τς γας μνμης Δανιλ ν τ στλ упоминает Дюканж, полагая его между городскими монастырями (Constantinop. chr. lib. IV. р. 156); но места, где он находился, не определяет. В житии Даниила говорится, что «погребено бысть святое преподобнаго отца (Даниила) тело при столпех его»; а выше: «царь (Лев) созда церковь Симеону преподобному (столпнику) прямо столпа Даниилова на северной стране, и странноприимницу устрои, и пренесе честныя Симеоновы мощи со многою честию, по желанию преподобнаго Даниила». Кедрин ясно указывает место подвижничества и кончины преп. Даниила ν τ νπλ или в Эстиях (Сокращ. ист. ed. 1. р. 598; сн. предыд. примеч.). 296 Вм. «Акакий» должно быть «Алипий»: на это указывает и время и место и образ подвижничества Алипиева (Чет. Мин. 26 ноября). 297 Трудно решить – какого Брячислава. Вероятно, какого-нибудь из князей Полоцких: так как известно, что в княжение Мстислава Владимировича Полоцкие князья, с женами и детьми их, были отправлены в Царьград; что император Иоанн Комнин давал им жалованье, и что они служили в его войске (Ист. Гос. Рос. т. II. стр. 104 и пр. 271). 300 Св. мученик Иларий из Калипты, что близ Анкиры Галатийской; обезглавлен по повелению игемона Максима, в царствование Траяна (Чет. Мин. 12 июля). 301 Ни в Служебной и Четией Минеях, ни в Прологах и Синаксарях, ни в Святцах и Месяцословах наших св. девицы Софии царевны не находится. 302 Св. Тарасий – Цареградец знатного рода, при Константине V и Ирине был нотарием тайных дел (σηκρτις) царских; после Цареградского патриарха Павла IV возведен на патриарший престол 25 декабря 784 года; как ревностный защитник иконопочитания, он убедил императрицу Ирину и сына ее созвать в 787 году седьмой вселенский собор; скончался 25 февраля 806 года, и погребен в монастыре, который он устроил во время своего патриаршества, «в Восфоре Фракийстем, при устии Евксинскаго понта» (Чет. Мин. 25 февраля и 8 марта; сн. Кодина, Περ κτισμ. р. 116. Дюканжа, (Constantinop. chr. lib. IV. р. 189). По Византию, это место известно ныне под именем Каринче (. Κωνσταντινοπ. τμ. β´ σελ. 180, 203 κα 514).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

С весны 1673 г. в Н. м. м. под стражей нек-рое время содержалась одна из виднейших представительниц старообрядчества боярыня Ф. П. Морозова . В сент. 1689 г. обитель стала постоянным местом пребывания царевны Софии Алексеевны , к-рая после стрелецкого восстания 1698 г. была насильственно пострижена в монахини с именем Сусанна (перед смертью в 1704 пострижена в схиму с именем София). Казни участников восстания 1698 г. прошли в т. ч. и под стенами Н. м. м. ( Богословский. 2007. Т. 3. С. 31-145). В Н. м. м. проживали (без принятия пострига) царевны Евдокия Алексеевна (1650-1712), Екатерина Алексеевна (1658-1718) и Мария Алексеевна (1660-1723), позднее переехавшая в С.-Петербург. В связи с восстанием 1698 г. насельницы Н. м. м. оказались под подозрением у царя Петра I. 26 мая 1702 г. он издал указ, по к-рому ворота жен. мон-рей Москвы должны были постоянно держаться закрытыми, возможность свидания монахинь с родственниками была сильно ограничена, а сами встречи проходили под надзором ( Забелин. 1884. Стб. 806-807). Текст указа был прибит на воротах мон-ря. В 1720 г. царь Петр I пожаловал в память о царевне Екатерине «дворец ее государской» игум. Олимпиаде (Каховской) с сестрами (Вкладная книга 1674-1675 (7183) г. 1985. С. 210). В 1724 г. по указу императора в Н. м. м. был построен корпус для воспитания девочек-сирот, просуществовавший 20 лет. На плане мон-ря 1724 г. здания приюта обозначены как «шестнадцать каменных келий недостроенных» (Ист. описание. 1885. С. 33-34). В кельях проживали 252 девочки, к-рых питомицы брабантских мон-рей обучали плетению кружев. Примерно в то же время близ Н. м. м. были созданы приют для военных инвалидов и около житного двора богадельня на 20 чел. (Там же). В 1727-1731 гг. в Н. м. м. жила освобожденная из Шлиссельбургской крепости 1-я жена Петра I бывш. царица Евдокия Феодоровна (урожд. Лопухина; в монашестве Елена), которой Верховный тайный совет назначил специальное содержание (Ист. описание. 1885. С. 35). В 1739 г. бывш. царица Имерети инокиня Елисавета попросила убежища в России и по распоряжению Кабинета Его Императорского Величества ей было предложено поселиться в Н. м. м., где следовало «отвесть ей в оном две пристойные кельи, и при ней быть из приехавшей с нею свиты женского пола четырем человекам, пищу и прочее к содержанию давать ей из того монастыря против пяти стариц, а служительницам ее четырем - каждой против одной монахини» (ОДДС. Т. 19. С. 406-409). В XVIII в. в Н. м. м. содержались монахини, обвиненные в гражданских преступлениях, и женщины «для обращения от раскола» (Там же. Т. 14. С. 598-599; Т. 15. С. 599-600; Т. 16. С. 50).

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Наличие повествований об И. в редакциях Жития прп. Сергия, составленных Пахомием Логофетом, свидетельствует о почитании И. в Троице-Сергиевом мон-ре уже в сер. XV в. «Преп(одобный) Исакии Молчалник, иж(е) угодив добрым жителем (ошибочно вместо «житием».- А. К.)» упоминается в Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 173/I. МДА. 201. Л. 332). В ряде поздних месяцесловов память И. помещена под 30 мая ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 559). По наблюдениям архим. Леонида (Кавелина) , во 2-й пол. XIX в. преподобный почитался местно в Троице-Сергиевом мон-ре ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 144). Общецерковной канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в., в ходе подготовки к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 367). Имя И. вошло в Собор Радонежских святых, празднование которому было установлено 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Описание о российских святых. С. 78; ПСРЛ. Т. 11. С. 91; Т. 15. Вып. 1. Стб. 153-154; Т. 18. С. 137; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 2002 2. С. 432; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 36, 101, 219, 245-246, 360-362, 365-366, 372-373, 397, 398, 409. Лит.: Снегирёв И. М. Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. М., 1856. С. 73; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 227; Троицкий патерик. Серг. П., 1896. С. 6-8; Горский А. В., прот. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. Серг. П., 1910, 1996р. С. 66, 69-70; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в.: Очерки и исследования. М., 1969. С. 364; Попеску Т. А. Основные источники XVII в. по истории б-ки Троице-Сергиева мон-ря: Опись 1641 г. и вкладные книги 1639 и 1673 гг.//Книгопечатание и книжные собрания в России до сер. XIX в.: Сб. науч. тр. Л., 1979. С. 32-33; Евлогий (Смирнов), архим. Собор Радонежских святых - престольный праздник Сергиевой лавры//ЖМП. 1981. 10. С. 17-19; Муравьёва Л. Л. Московское летописание 2-й пол. XIV - нач. XV в. М., 1991. С. 92-93; Спирина Л. М. Никон Радонежский и его образ в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Из собр. Сергиево-Посадского музея-заповедника//Сергиево-Посадский музей-заповедник: Сообщения/Сост. и отв. ред.: Т. Н. Манушина. М., 1995. С. 128-129; Олсуфьев Ю. А. Лицевые книги и их орнамент//Троице-Сергиева лавра: Сб. ст. М., 2007. С. 86.

http://pravenc.ru/text/674764.html

античной лит. традицией. Изд.: Ioannis Cinnami Epitome rerum ab Ioanne et Alexio Comnenis gestarum/Ed. A. Meineke. Bonn, 1836. (CSHB; 13); Idem//PG. 133. Col. 309-678; Рус. пер.: Иоанн Киннам. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов (1118-1180). СПб., 1859; Kinnamos. Ethopoiiája/Ed. G. Bánhegyi. Bdpst., 1943. O. 6-10. (Magyar-Gorog Tanulmanyok; T. 23). Лит.: Neumann C. Griechische Geschichtschreiber und Geschichsquellen im XII. Jh. Lpz., 1888. S. 78-102; Krumbacher. Geschichte. S. 279-281; Chalandon F. Les Comnène. P., 1912. T. 2. P. XIV - XXII; H ö rmann F. Beiträge zur Syntax des Johannes Kinnamos. Münch., 1938; Grecu V. Nicétas Choniatès a-t-il connu l " Histoire de Jean Cinnamos?//REB. 1949. T. 7. N 2. P. 194-203; Moravcsik G. Byzantinoturcica. B., 19582. Bd. 1: Die byzantinischen Quellen der Geschichte der Türkvölker. S. 324-328; Фрейденберг М. М. Труд Иоанна Киннама как ист. источник//ВВ. 1959. Т. 16. С. 29-51; Каждан А. П. Еще раз о Киннаме и Никите Хониате//Bsl. 1963. Т. 24. С. 4-31; Соколова Т. М. Иоанн Киннам//Памятники визант. лит-ры IX-XIV вв. М., 1969. С. 89-93; Wirth P. Zur Frage nach dem authentischen Titel von Johannes Kinnamos " Geschichtswerk//Byz. 1971. Vol. 41. P. 375-377; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 409-416; Karayannopoulos J., Weiss G. Quellenkunde zur Geschichte von Byzanz (324-1453). Wiesbaden, 1982. S. 372-373; Asdracha C. L " image de l " homme occidental à Byzance: le témoinage de Kinnamos et de Choniatès//Bsl. 1983. Vol. 44. P. 31-40; Magdalino P. Aspects of XIIth Century Byzantine «Kaiserkritik»//Speculum. 1983. Vol. 58. P. 326-346; idem. The Empire of Manuel Komnenos. L., 1993; Малахов С. Н. Иоанн Киннам и социальные низы Византии XII в.//АДСВ. 1988. Т. 24. С. 88-99; Бибиков М. В. Развитие исторической мысли//Культура Византии. М., 1989. Т. 2. С. 114-116; он же. Византийские ист. сочинения. М., 1997; ODB. Vol. 2. P. 1130; Laitsos St. P. Zum Bild der Deutschen im Geschichtswerk des Ioannes Kinnamos zur Zeit des Zweiten Kreuzzuges//Roma, Magistra Mundi: Itineraria culmurae medievalis: Mélanges offerts au Père L.

http://pravenc.ru/text/471300.html

398 Леонид Свед. о славян. рукоп. Св. Троицы – Сергиевы Лавры, ныне находящ. в Москов. Дух. Академии. М. 1887 29 (83). Выголекс. 185, Моск. Дух. Ак. 83. Толст. II 172. Там же указан и перевод с польского Перспективы Кассиана Саковича 30 (223) л. 237. 399 Чарыков Космография 1676 г. изд. О. Л. Д. П. предисловие, стр. 42 Переделыватели пользовались переводом Бельского 1584 г. Пекарский I, 337 указывает еще перевод космографии 1661–65, но чьей! В Архиве ист. и практ. сведений отн. до России Спб. 1859 т. III, отд. II напечатан отрывок из космографии, причем перевод отнесен к 1665 г. Ср. Ровинского Рус. народ. картинки IV. 465. Акты Арх. Экспедиции I, 353 (?). 402 Баузе 201, Румянц. 2955: «Альберта славнаго таинства женкия (с амстердамского издания 1648) переведено слово от слова с латинска на славенский и написано лета 1670, от создания же мира 7177». 403 Опис. Великоустюжск. Успенск. собора. Вологда. 1862, стр. 40 16. Синод. 11, 264 и 539. Строев Библ. Словарь 258 указывает три списка. Укажем еще Новгородск. 1220 (37). 405 Рук. Мос. А. М. И. Дел 462 (930). Рум. 226, Погодина 1598, л. 238, Толстого I, 129, 141 и пр. Есть указание и на перевод с польского подобной же статьи. 406 Анфирмария христианская то есть при смерти болящему разсуждение, размышление и потешение воньже тяжкою болезнию пристужает кто-рачитель слышания; с польска и латинска языка приложена на словено-российский диалект в лето 7182 марта месяца и апреля и преписано с докладом. Строев Библ. Общ. Ист. и Др. Рос. М. 1845, стр. 4, 4. 407 Рук. Сахарова (с польского). Спб. 1839, стр. 15; Толстого II, 461 (с немецкого). Ундольского 717 и 1339 Новг. Погод. 1561. Хлуд. 238. В Киев. Лавр. библ. есть печатный Theatrum vitae humanae 1638 (sine loco). 409 Баузе 108 Ср. Соловьев XIV, 93, книга В. В. Голицына: како царица Олунда близнят породи и како их свекровь и ея мать цесарева хотя погубите. 410 Рук. Писарева 192, Баузе 268. Любопытно, что около того же 1676 года Крижанич предлагал царю Феодору Алексеевичу перевести Аристотеля, ибо «хотя при толико верных советницех ни чтение книг политических потребно есть... кто весть, не может ли быти при концы утешно». (Учен. Записки Казан. Унив. 1865, I, стр. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ I ВЕЛИКИЙ КОМНИН [греч. Αλξιος Μγας Κομνηνς] (ок. 1180 или 1182-20.02.1222), трапезундский имп. (с апр. 1204). Внук визант. имп. Андроника I , основатель Трапезундской империи . После свержения Андроника в 1185 г. находился в изгнании, видимо, в Грузии у своей тетки царицы Тамары . Во время осады К-поля крестоносцами в 1203-1204 гг. возглавил вместе с братом, полководцем Давидом, поход на Понт и Пафлагонию. При поддержке местного населения и войск царицы Тамары они захватили в апр. 1204 г. Трапезунд, а затем и всю территорию Юж. Причерноморья. Объявив своей целью восстановление империи, А. В. К. принял титул василевса ромеев и Великого Комнина . В 1205-1208 и 1214 гг. его войска потерпели поражение в борьбе с никейским имп. Феодором I Ласкарем . В 1214 г. А. В. К. был взят у Синопа в плен сельджуками и отпущен за выкуп; территорию Пафлагонии вплоть до Синопа разделили между собой Никейская империя и Румский султанат. В результате Трапезундская империя стала региональным гос-вом в обл. Понт, проводящим независимую от Никеи гос. и церковную политику. Ист.: Панарет. Хроника. § 1; Chalcocond. Hist. Vol. 2. P. 218-219. Лит.: Vasiliev A. A. The Foundation of the Empire of Trebizond (1204-1222)//Speculum. 1936. Vol. 11. N 1. P. 3-37; Janssens E. Trébizonde en Colchide. Brux., 1969; Λαμψδης Ο. Περ τν δρυσιν το κρτου τν Μεγλων Κομνηνν//ΑΠ. 1971/1972. Τ. 31. Σ. 3-18; idem. Ο νταγωνισμς μεταξ τν κρατν τς Νικαας κα τν Μεγλων Κομνηνν δι τς κληρονομαν τς βυζαντινς δας//ΑΠ. 1977/1978. Τ. 34. Σ. 1-19; Σαββδης Α. Οι Μεγλοι Κομνηνο του Πντου και οι Σελτζοκοι του Ρουμ (Ικονου) την περιδο 1205/6-1222//ΑΠ. 1984. Τ. 39. Σ. 169-193; idem. Βυζαντιν στασιαστικ και αυτονομιστικ κινματα στα Δωδεκνησα και στη Μικρ Ασα, 1189-c. 1240 μ. Χ. Αθνα, 1987. Σ. 160-300; Bryer A. David Komnenos and Saint Eleutherios//ΑΠ. 1988/89. T. 42. Σ. 163-187; Шукуров Р. «Новый Манцикерт» императора Феодора I Ласкариса//Византия между Востоком и Западом: Опыт ист. характеристики. СПб., 1999. С. 409-427; Карпов С. П. Образование Трапезундской империи (1204-1215)//ВВ. 2001. Т. 60. С. 5–29. С. П. Карпов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/64526.html

лит-ры, издаваемые гр. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Вып. 4. С. 1-9 [Житие Н. Василия (Варлаама)]; Орлов А. С. Библиография рус. надписей XI-XV вв. М.; Л., 1952. С. 25-26; Рыбаков Б. А. Рус. датированные надписи XI-XIV вв. М., 1964. С. 28-32. 25; Бенешевич В. Н. Древнеслав. Кормчая XIV титулов без толкований. София, 1987. Т. 2. С. 90-94; Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец: Ученый и мыслитель. М., 2011. С. 358-412 [Осн. ред. «Вопрошания» по списку ГИМ. Увар. 791, XV в.; Особая ред. по списку РГБ. Рогож. 342, XVI в.; Кр. ред. по списку ГИМ. Чуд. 169, кон. XV в.]; С. 413-459 - пер. на рус. яз.]; Парфененков В. О. Трактат XII в. «Вопрошание Кирика»: Списки, редакции, источники//Кирик Новгородец и древнерус. культура. Вел. Новг., 2012. [Ч. 2]. С. 266-272 [Кр. ред. «Вопрошания» по списку РНБ. F II 1119, 1405-1415 гг.]; Кирик Новгородец и древнерус. культура. Ч. 2. С. 277-296 [Осн. ред. «Вопрошания» по списку БАН 21.5.4, XVI в.]; Кирик Новгородец и древнерус. культура. Вел. Новг., 2014. Ч. 3. С. 246-288 [«Вопрошание» по старшему списку Осн. редакции ГИМ. Син. 132, кон. XIII в.]. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 215-217; [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 108, 293; Беляев И. История Новгорода Великого с древнейших времен до падения. М., 1866. С. 106-109. (Рассказы из рус. истории; Кн. 2); Ключевский. Древнерус. жития. С. 260-262; Голубинский. История РЦ. Т. 1. 1-я пол. С. 306-316; Василёв И. И. Псковский Спасо-Мирожский муж. 3-кл. мон-рь: Ист.-стат. очерк. Псков, 1868; Никитский А. И. Очерк внутренней истории церкви в Вел. Новгороде. СПб., 1879. С. 26-31; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 409-410; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 12-13; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Апр. С. 40-46; Тихомиров П. И., прот. Кафедра новгородских святителей. Новг., 1891. Т. 1. С. 49-69 (То же: Святые Новгородской земли. Вел. Новг., 2006. Т. 1. С. 81-98); Сергий (Спасский). Месяцеслов. Ч. 2. С. 102; Смирнов С. И. Древнерусский духовник: Исслед.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

В 1845 г. храм был закрыт из-за угрозы обвала стен. В апр. 1853 г. вслед. оползня, вызванного разрушением берега Немана, обрушились юж. и часть зап. стены, в 1889 г.- юж. апсида. В 1872 г. в уцелевшей алтарной части была устроена часовня, где в летнее время совершались богослужения. В 1895-1896 гг. под наблюдением губ. архитектора и инженера Н. Б. Романова были проведены консервационные работы с устройством в юж. части храма легких деревянных стен, а также деревянной кровли. Учрежденная при Святейшем Синоде специальная комиссия (1904) рассматривала вопрос о восстановлении церкви в первоначальном виде «с возведением недостающих частей по образцу существующих». Консервационно-ремонтные работы производились в 1910-1911 гг., когда были заложены ниши и портал сев. стены, в 1935 и 1967-1970 гг. В 1906 г. по благословению еп. Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) в Коложской ц. вновь был освящен престол во имя св. мучеников Бориса и Глеба и возобновились богослужения. В советское время храм был закрыт, в 1948 г. передан историко-археологическому музею (с 1977 - филиал Республиканского музея истории религии и атеизма). В нач. 90-х гг. XX в. возвращен РПЦ, возобновились богослужения, в 1996 г. установлен деревянный иконостас. Храм находится на учете ЮНЕСКО, однако вопрос о спасении древнего памятника остается открытым. Арх.: НИАБ. Ф. 1755. Оп. 1. Д. 23. Л. 197-197 об.; Ф. 14. Д. 820; ЦГИА Украины в Киеве. Ф. 201. Оп. 4. Д. 2810. Ист.: Извлеч. из отчета обер-прокурора Святейшего Синода. СПб.,1839. 9; 1872. 60; 1874. 84; Грамота Сигизмунда III на сан архимандрита Гродненского мон-ря св. мч. Бориса и Глеба, Михаилу Годкинскому 1612 г.//АВАК. 1865. Т. 1. С. 31-32; Вводный лист Гродненскому архимандриту, для ввода его в Коложский мон-рь с фольварком и крестьянами на основании конфирмации короля 1612 г.//Там же. С. 33-34; Привилегия кор. польского Сигизмунда III на 36 уволок лесу и сеножатей, данная Гродненскому мон-рю св. мч. Бориса и Глеба 1613 г.//Там же. С. 35-37; Духовное завещание мещанина И. Сергеевича//Там же. С. 55-56; Привилегия кор. польского Сигизмунда I на приобретенные от разных лиц незаселенные земли//Там же. С. 63-64; Инвентарь Гродненского Коложского базилианского мон-ря//АСЗР. 1870. Т. 9. С. 409-412; Хроника игумнов, архимандритов, ктиторов и покровителей Гродненского Коложского мон-ря/Сост.: архим. Игнатий (Кульчинский)//Там же. С. 412-414; Записки Иосифа, митр. Литовского. СПб., 1883. Т. 3. С. 782-1101; АВАК. 1874. Т. 7. С. 529; 1890. Т. 17. С. 4.

http://pravenc.ru/text/168167.html

F. Heyer. Stuttg., 1978 [Библиогр.]; Никитин В. А. Под сенью священного Арарата//ЖМП. 1979. 1. С. 51-57; 2. С. 63-67; Культура раннефеодальной Армении (IV-VII вв.). Ереван, 1980; Умнов А. Памяти Патриарха-Католикоса Мкртича I Хримяна (1820-1907)//ЖМП. 1983. 7. С. 48-52; 8. С. 64-67; Garsoian N. G. Armenia between Byzantium and the Sasanians. L., 1985; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 409-418; Зирекянц В. Армяно-католические отношения в период Киликийского армянского государства (1080-1375 гг.): Курс. соч./МДА. Загорск, 1989. Ркп.; Мовсесян К. Армянские епархии в России/МДА. Загорск, 1991. Ркп.; Assfalg J. , Kr ü ger P. Petit dictionnaire de l " Orient chrétien. Turnhout, 1991. P. 160-163; Иванов Н. А. Система миллетов в араб. странах XVI-XVII вв.//Восток. 1992. С. 37-41; Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). М., 1994; Езник Петросян, еп. Армянская Апостольская Святая Церковь. Эчмиадзин, 1996. Краснодар, 19983; Саркисян Г. , Худавердян К. , Юзбашян К. Потомки Хайка. Ереван, 1998; Мурадян П. Идея конфессиональной толерантности и межнационального согласия в армянской книжности XII-XIII веков//ХВ. 1999. Т. 1 (7). С. 358-373; Нелюбов Б. А. Армянская Церковь//Альфа и Омега. М., 1999. 2 (20). С. 308-339; Garso ï an N. L " Église Arménienne et le grand schisme d " Orient. Louvain, 1999; Гарсоян Н. Г. Был ли созван Собор в Валаршапате в 491 году?//ХВ. 2001. Т. 2 (8). С. 116-120; Thomson R. W. The Crusades through Armenian Eyes//The Crusades from the Perspective of Byzantium and the Muslim World/Ed. A. E. Laiou, R. P. Mottahedeh. Wash., 2001. P. 71-82; вероисповедание: Гермоген (Добронравин), еп. Краткий очерк Армяно-Григорианской Церкви//ДБ. 1858. 45. С. 243-248; он же. Вероучение Армянской Церкви//Там же. 48. С. 335-372; Михаил Салантьян, архиеп. О согласии и мнимом несогласии вероисповеданий Церкви Армянской и Церкви Греческой//ХЧ. 1869. Ч. 1. С. 222-238; Троицкий И. Изложение веры Церкви Армянския, начертанное Нерсесом, католикосом армянским, по требованию Боголюбивого государя греков Мануила: Ист.-догм.

http://pravenc.ru/text/76124.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010