Патриарший Местоблюститель митрополит Петр должен был реагировать на продолжение раскольнической деятельности епископа Феофила. 25 июня 1925 г. Местоблюститель направил ему грамоту: «Ввиду того, что Вы пренебрегали призывом к покаянию, обращенным к Вам в Бозе почившим Святейшим Патриархом Тихоном в его грамоте от 12/25 марта сего года, и продолжаете пребывать в своеволии, Вы запрещаетесь в священнослужении и предаетесь суду» . Суд архиереев над епископом Феофилом и другими главарями лубенского раскола действительно состоялся, но уже после насильственного отстранения митрополита Петра от управления Церковью. Между тем печальный опыт Иоанникия (Соколовского) и Феофила (Булдовского) вразумил на Украине не всех. Оставались еще те, кто питал иллюзию, что решение возникших проблем может быть найдено путем предоставления Украинской Церкви так называемой канонической автокефалии. В июле 1925 г., вскоре после лубенского «Собора», архиепископ Полтавский Григорий (Лисовский) провел вместе с несколькими видными протоиереями своей епархии совещание, на котором было составлено обращение к митрополиту Петру. В обращении проводилась мысль об автокефалии как о единственном выходе из сложившегося положения. Везти обращение в Москву было поручено одному из протоиереев - участников совещания. «Постояв в очереди примерно с час, он, наконец, получил аудиенцию у митрополита Петра. Она была довольно краткой. Он вручил прошение. Митрополит Петр прочел его и кратко сказал: " Тут не автокефалия нужна " . Потом добавил: " Идите, резолюцию я пришлю потом " » . Прислал ли затем митрополит Петр официальный ответ, неизвестно, но отношение его к идее украинской автокефалии понятно и так. Оно было таким же, как и у Патриарха Тихона. Интригам Феофила (Булдовского), Иоанникия (Соколовского) и их пособников противодействовал, как мог, православный украинский епископат. После ареста митрополита Михаила в феврале 1923 г. православную иерархию на Украине фактически возглавил его викарий епископ Уманский Макарий (Кармазин). В январе 1925 г. епископ Макарий был арестован и роль негласного координатора православных украинских епископов стал играть другой Киевский викарий - епископ Таращанский Георгий (Делиев). Несколько украинских епископов находились в Москве (не по собственной воле). Несмотря на такую высылку они, как могли, продолжали принимать участие в церковных делах Украины. Связь между епископами осуществлялась в значительной степени посредством специальных посыльных и не без конспирации, поскольку действовать приходилось в условиях нелегальности. Одним из таких посыльных был молодой киевлянин Г. А. Косткевич. В 1931 г. им были даны весьма подробные следственные показания о нелегальной деятельности украинского епископата в 1920-е гг. При всей своей ангажированности эти показания являются очень информативным источником.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Обновленческая Симферопольская епархия многократно территориально перекраивалась и административно реконструировалась с изменением титулов и объема административных полномочий пребывающих в епархии архиереев. При отсутствии соответствующей документации разобраться в этом процессе не представляется возможным. 4249 Хиротония совершена была, будто бы, тайно – в Ближних пещерах (Киево-Печерская Лавра), епископами Макарием (Кармазиновым) и Парфением (Брянских). Вариант даты хиротонии – 1925 г. Был в оппозиции Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) после издания последним своей Декларации от 16(29)07.1927. Вторая дата – дата ареста и этапирования из Киева. В 1926–1934 гг. – в заключении, последнее место заключения – СЛОН. По некоторым сведениям, расстрелян 10(23)09.1938. 4251 В указанные годы упоминается (как правящий или только проживающий – не указано) бывший митрополит Гревенский Макарий (Липгариди), управлявший духовными делами бывших епархий: Туровской, Луцкой и Владимиро-Волынской (Н.Д. Иерархия... С. 131). Других данных о нем нет. Скорее всего, Макарий (Липгариди) – один из довольно многочисленных восточных иерархов (преимущественно из греков), «гостивших» в России многие годы. 4252 «...Когда епископ Переяславский и Бориспольский Виктор Садковский с членами Слуцкой консистории по подозрению в бунте подвергся трехлетнему аресту сначала в Несвижском замке, потом в Варшаве и, наконец, в Ченстоховской крепости, с 1789 по 1792 гг., то для управления Православным духовенством и для раздачи св. антиминсов и св. мира в г. Пинске образовалась, с дозволения королевского, наивысшая Греко-ориентальная Консистория под председательством Саввы Пальмовского, игумена Вольского Николаевского монастыря...» (Николай (Трусковский), архим. Ук. соч. С. 57). 4253 Хиротонисан епископами Белорусской временной церковной автономии, возглавляемой митрополитом Пантелеимоном (Рожновским), признававшими в условиях оккупации юрисдикцию Московской Патриархии. 4254

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос: Какая должна быть во вашему мнению защита православной Церкви? Ответ: Со стороны митр. Сергия и Синода абсолютно нет никаких указов и распоряжений по вопросам Церкви, как примерно поступать в тех случаях, когда закрывают церковь. О налогах, ну, вот, поэтому у меня сложилось мнение, что Православную Церковь не защищают» . Зададимся вопросом, действительно ли можно сказать, что позицию этих людей можно считать крайне непримиримой по отношению к митрополиту Сергию и его курсу по легализации Церкви? Или мы имеем дело лишь с подчас эмоциональными высказываниями, сделанными в определенное время при определенных обстоятельствах? Если судить по высказываниям епископа Макария (Кармазина), на протоколах его допроса от 2 октября 1934 года, где с его слов записано: «Митрополита Сергия как главу русской церкви я не признаю и его осуждаю за его нерешительную политику к Советской власти и неправильное интервью, данное им в 1930 году иностранным корреспондентам» , то здесь мы увидим отрицательную оценку как личности митрополита Сергия, так и проводимой им политики по легализации Церкви. Однако, как указывает в своей статье «Протоиерей Павел Острогский (1877–1937): жизнь и подвиг» архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев), имея озвученную в протоколах допроса отрицательную позицию по отношению к митрополиту Сергию, «владыка Макарий ежедневно посещал Александро-Антониновский храм и молился за богослужениями, на которых возносилось имя митрополита» , что говорит не о кардинально непримиримой позиции, а о ситуативном понимании происходивших процессов. Владыка Александр также не согласен с мнением прот. А. Мазырина, считающего, что позиция епископа Макария по отношению к митрополиту Сергию и «сергианам» «была значительно более жесткой, чем даже позиция святителя Кирилла » . Как справедливо указывает архиепископ Александр, епископ Макарий общался с духовенством Александро-Антониновской церкви – сергианами, присутствовал на службе, ввел систему подхода к нему за благословением – такое поведение, как замечает автор, «никак не согласуется с образом “идеолога истинно-православной церкви”, принципиального противника митрополита Сергия. Тем более неуместно приписывать владыке Макарию мнение о безблагодатности “сергиевской иерархии”» . Он общался и переписывался с представителями различных церковных кругов – от активного «иосифлянина» прот. Н. Пискановского до «сергианина» епископа Иоасафа (Жевахова). В переписке нет однозначного призыва уходить в катакомбы, как и нет однозначной оценки митрополита Сергия.

http://bogoslov.ru/article/5081610

Подтверждают мнение владыки Александра письма епископа Макария, его личная переписка, где нам представляется совсем иная оценка личности митрополита Сергия, которая, скажем, «несколько отличается» от трактовки, представленной следователем в его показаниях. В письме к Р.А. Ржевской, в котором говорится о переписке с епископами Иоасафом (Жеваховым) и Антонием (Панкеевым), 21 июля 1934 г., используя конспирологические имена, епископ Макарий так отзывается о митрополите Сергии, именуя его Иваном Николаевичем: «От Евд[окии] Гр[игорьевны] получил письмо от сына Иоас[афа], который говорит, что он согласен со мной в оценке Ив[анна] Ник[олевича], но мы к цели подходим разными путями. Опять он подчеркивает, Ив[ан] Ник[олаевич] высокой личной жизни, и говорит, что Господь карает церковь за наши грехи» . Приведенная цитата показывает, что, скорее всего, епископ Макарий принадлежал к тому течению иосифлян, которое видело в деятельности митрополита Сергия «иерарха, превысившего свои полномочия и допустившего по этой причине неправильные действия» . На основании вышеизложенного зададим вопрос, в чем же видели следователи принадлежность подследственных к Истинно-Православной Церкви? Может, дело было прежде всего в занимаемой позиции, которую следователи (власть) рассматривали как позицию противления государственной идеологии? Позиция митрополита Сергия на данный момент и в данном контексте считалась более легитимной, чем позиция «сектантов» – «непоминающих», «катакомбников», в данной ситуации противников Сергия, и она рассматривалась как борьба против власти? Например, посмотрим протокол допроса настоятеля Александро-Антониновской церкви г. Костромы прот. Павла Острогского 12 ноября 1934 г.: «Вопрос: Расскажите, когда и при каких обстоятельствах ВЫ примкнули к нелегальной группе ревнителей “истинноправославной церкви”, возглавляемой епископом Макарием (Кармазиным)? Ответ: К нелегальной группе ревнителей “истинно-православной церкви”, возглавляемой епископом Макарием (Кармазиным), я лично примкнул в ноябре м[есяце] 1933 года, т[о] е[сть] с того момента, когда Кармазин поселился в с[еле] Селищах». Сейчас, когда мы рассматриваем протокол, в глаза бросаются явные несоответствия реальности происходящего: протоиерей Павел, благочинный Костромы, как сразу увидел епископа Макария, так сразу же, служа в «сергиевском храме», возглавляя благочиние в «сергиевской епархии», примкнул к катакомбной группировке . К тому же, в протоколе указаны неправильные имена участников группы, что является еще одним свидетельством интерпретации слов обвиняемого следователем в своих целях.

http://bogoslov.ru/article/5081610

9 декабря 1925 года был арестован патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) . В декабре того же года властям удалось организовать в дополнение к обновленческому новый церковный раскол, получивший название григорианского. Для епископа Онуфрия была очевидна разрушительность этого предприятия, и он выступил с протестом против занятия митрополитом Агафангелом поста Местоблюстителя. Власти тут же отреагировали на церковную позицию епископа и, по инициативе 6-го отделения СО ОГПУ во главе с Тучковым, 12 октября 1926 года Харьковское ОГПУ арестовало владыку. Отвечая на вопросы следователя, епископ Онуфрий сказал: – До моего ареста в Харькове проживали: епископ Харьковский Константин Дьяков, архиепископ Борис Шипулин, епископ Макарий Кармазин, епископ Стефан Адриашенко, епископ Павел Кратиров, епископ Антоний Панкеев, епископ Феодосий Ващинский; все епископы, кроме епископов Константина и Павла, очутились в городе Харькове вследствие их вызова в город Харьков властями; в частности, я был вызван в город Харьков в начале 1924 года, где и был обязан подпиской о невыезде. Следователь спросил: – Гражданин Гагалюк, скажите, кто был инициатором составления письма к митрополиту Агафангелу, содержание этого письма, какие цели вы преследовали этим письмом? Не был ли вами также поднят вопрос о форме управления Русской Церковью – патриаршестве или коллегиальной форме? В частности, вы, какую форму считаете более приемлемой в России – патриаршество или коллегиальную форму? Владыка ответил: – Из города Перми почтою было прислано от митрополита Агафангела обращение на имя некоторых Харьковских епископов – архиепископа Бориса, епископа Константина и на мое имя. Митрополит Агафангел призывал нас и всех православных епископов, и духовенство, и верующих признать его, митрополита Агафангела, патриаршим Местоблюстителем. Из взаимной беседы друг с другом мы, епископы Харьковские, твердо решили признавать патриаршим Местоблюстителем лишь митрополита Петра; выступление митрополита Агафангела мы признали весьма вредным для Церкви Православной – расколом, о чем и написали ему в форме братского, дружеского письма, прося его не устраивать церковной смуты. Мы также написали митрополиту Агафангелу, что канонической формой управления в нашей Православной Русской Церкви является патриаршество или вообще единоличное управление, согласно 34му апостольскому правилу, а коллегиальная форма правления в Церкви не может быть признана нами, как неканоническая.

http://fond.ru/kalendar/427/ippolit/

...Между тем практика запрещения священнослужения и управления предаваемому суду епископу Главою Церкви единолично у нас принята и действует уже не первый год с общего согласия на неё епископов, пребывающих в Москве и вне Москвы. И отменять эту практику ради хотящих создавать раскол мы, епископы, не намерены. В-третьих, и самое главное в данном случае, ведь то, что предпринятое архиепископом Григорием Екатеринбургским и его доверенным по ВВЦС [на Украине? – Сост.] есть церковный, публично творимый раскол. А всякий раскол есть малая ересь уже по одному тому, что раскол есть отвержение 9-го члена Символа веры : «во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », т. е. всякий раскол есть отступление от Православной Церкви. Поэтому не только Глава Церкви, но даже и всякий мирянин православный обязан не допускать раскольничающих епископов ни к управлению церковному, ни к богослужению в Православной Церкви, по 3-му правилу 3 Вселенского Собора, 15-му правилу Двукратного Собора (см. 2-ю половину сего правила). Епископ Василий Прилукский. 16 февраля (1 марта). Полтава, Загородная ул. 2. С изложенным согласны: Константин [Дьяков], Божиею милостию епископ Сумской. 4 марта 1926 г. г. Харьков, Красно-Октябрьская, д. 6. 1926 г. 4 марта. С мнением Преосвященного Василия, епископа Прилукского, здесь высказанным, вполне согласен. Еп. Онуфрий [Гагалюк] Елисаветградский. г. Харьков. Аминь. Стефан [Адриашенко], епископ Александровский, временно управляющий Екатеринославской епархией. 1926 г. 4 марта. Харьков, Мал. Основа, Шпигелевская 23. Антоний [Панкеев], епископ Мариупольский. Ивановский, 3. Смиренный Макарий [Кармазинов], епископ Уманский, викарий Киевской епархии, Мало-Панасовский ул., 30. Смиренный Борис [Шипулин], епископ Уфимский, временно управляющий Подольской епархией. Архив составителя Донесение украинских епископов Экзарху Украины митрополиту Киевскому и Галицкому Михаилу [Ермакову] по вопросу о мерах канонического воздействия в отношении «григорианских раскольников», организаторов Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1) предаём всех членов ВВЦС (архиепископа Григория Яцковского, Екатеринбургского, архиепископа Константина Булычева, бывшего Могилевского, епископа Бориса Рукина, Можайского и других) и их единомышленников соборному суду архиереев за нарушение правил Святых Апостол 34 и 35; Антиохийского Собора 10, 11, 13 и др.; 2) все служебные действия архиереев, признающих юрисдикцию самочинного ВВЦС (рукоположения, назначения, награды и всякие по службе распоряжения), начиная с 9(22) декабря 1925 г. и далее считаем недействительными; 3) всех архиереев, признающих юрисдикцию вышеназванного ВВЦС, как преданных суду за тяжёлое нарушение канонов, подвергаем запрещению в священнослужении и устранению от управления вверенными им епархиями или викариатствами, впредь до раскаяния и письменного заявления их Вашему Высокопреосвященству (или же Вашему законному заместителю) о выходе из общения с ВВЦС или до церковного суда над ними и 4) всех вступающих в молитвенных общение и принимающих таинства от архиереев, признающих юрисдикцию вышеупомянутого раскольнического ВВЦС, признаем подлежащими наказанию по 10-му правилу Святых Апостол. Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца, смиренные богомольцы: 1 . Смиренный Михаил [Ермаков], митрополит, Экзарх Украины. 2 . Смиренный Константин [Дьяков], епископ Сумской, управляющий православными приходами Харьковской епархии. 3 . Смиренный Онуфрий (Гагалюк) , епископ Елисаветградский, управляющий Одесской епархией. 4 . Смиренный Антоний [Панкеев], епископ Мариупольский. 5 . Смиренный Стефан [Адриашенко], епископ Александровский и Павлоградский, временно управляющий Екатеринославской епархией. 6 . Смиренный Макарий [Кармазинов], епископ Уманский, викарий Киевской епархии. 7 . Смиренный Василий [Богдашевский], епископ бывший Прилукский. 8 . Смиренный Григорий [Лисовский], архиепископ Полтавский. 9 . Смиренный Борис [Шипулин]. временно управляющий Подольской епархией. 27 февраля (12 марта) 1926 г. [Примечание анонима. – Сост.] Подобного рода посланий не следует писать епископам, подчинённым митрополиту Сергию, ибо подчинённые должны повиноваться беспрекословно, а вовсе не изъявлять свою солидарность с начальником заявлением, что «и мы запрещаем», «и мы считаем», «и мы призываем» и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Окончательное организационное оформление автокефалистского раскола произошло 14-30 окт. 1921 г. на «Всеукраинском соборе» УАПЦ, когда с грубым нарушением канонов были поставлены раскольнические «епископы» («самосвяты»). Единственным архиереем РПЦ, прибывшим на съезд, стал митр. Михаил, к-рый обратился к участникам с архипастырским увещеванием и предложением покинуть самочинное собрание. В 1921-1923 гг. власти периодически снимали с регистрации органы церковного управления, заставляя создавать и регистрировать новые. В нач. окт. 1921 г. митр. Михаил учредил «Церковный совет из клириков и мирян при Киевском митрополите», в него вошли секретарь прот. Николай Гроссу, протоиереи Михаил Вишневецкий и Феодосий Павловский, миряне Н. Белогорский, В. Петрушевский, А. Браиловский. Совет был зарегистрирован Киевским губисполкомом. Согласно уставу, новый епархиальный орган имел в своем ведении благочиния и благочиннические советы в пределах Киевской губ., пользовался печатью «Управление Киевской епархии» (ГА Киевской обл. Ф. 111. Оп. 1. Д. 322. Л. 112). Церковный совет действовал до янв. 1923 г. В нач. 20-х гг. произошли перемены в составе вик-ств К. е. В 1921 г. появились Бердичевское и Звенигородское вик-ства. Не позднее февр. 1921 г. во епископа Звенигородского был хиротонисан архим. Алексий (Готовцев) , назначенный настоятелем киевского Златоверхого Михайловского мон-ря, в это время почти полностью занятого советскими учреждениями. В том же году в Киеве состоялась хиротония во епископа Бердичевского Александра (Чекановского). В нач. окт. 1921 г. Черкасский еп. Назарий (Блинов) был переведен на Радомысльское вик-ство , на Черкасскую кафедру 9 окт. 1921 г. был хиротонисан архим. Николай (Браиловский), бывш. ключарь Киево-Софийского собора. В нач. 1922 г. было учреждено Богуславское викариатство , 8 янв. во епископа Богуславского и Липовецкого был хиротонисан Георгий (Делиев) . 4 мая 1922 г. скончался Уманский еп. Платон (Петров), возглавлявший викариатство с 1920 г., в 1922 г. на Уманскую кафедру был хиротонисан архим. Макарий (Кармазин) .

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Письменный имел с ними два продолжительных разговора, но в наше православие они не перешли, хотя заявили, что никакой ереси у нас не находят» (ГА Черниговской обл. Ф. Р-314. Оп. 1. Д. 4. Л. 20 об.). В февр. 1925 г. в своем, более всего напоминающем политический донос, заявлении на имя председателя ЦИКа УССР «митрополит» Иннокентий писал: «За епископом Макарием (имеется в виду еп. РПЦ Макарий (Кармазин).- Ред.) в настоящее время идут и ему верят только те из именующих себя православными, которым ненавистна социальная революция, существующая советская власть, а поэтому и открыто признавшая ее обновленческая православная Церковь... провокационные измышления тихоновцев волнуют умы верующих масс и настраивают их против советской власти, что и является главною целью тихоновцев...» (ЦДАВО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 230. Л. 163-164 об.). Получив при помощи местных властей многие киевские храмы, «митрополит» Иннокентий теперь должен был их удержать, привлечь молящихся и, кроме того, идеологически наполнить обновленческое течение. Программными для жизни обновленческой епархии стали решения епархиальных съездов. В резолюции первого из них (состоялся 21-24 дек. 1924 во Владимирском соборе с участием «митрополита» Иннокентия и его викариев, «архиепископа» Бердичевского Александра и «епископа» Черкасского Иосифа; в заседаниях приняли участие 74 делегата, в т. ч. 36 представителей духовенства) подчеркивалось признание обновленцев советской властью, утверждалось, что «только Свящ. Синод, единственно зарегистрированный и легальный орган православной церкви на Украине, может вывести Украинскую церковь из той разрухи, в какую заведена она нелегальными органами и разного рода нецерковными религиозными объединениями» и что следует «в дружном единении стремиться к заветной цели церковных людей - Всеукраинскому Церковному собору». Съезд объявил, что неканоническим является назначение в Киев патриархом Тихоном «экзарха Михаила Ермакова, после того как он сам согласился дать Украинской церкви автокефалию» (очевидно, здесь имеет место явная ложь, т.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

18(31).10.1927–17(30).12.1927: Сергий Зенкевич Детскосельская (обн.) 17(30).08.1922–30.08(12.09).1923: Михаил Попов Джетысуйская (обн.) см. Семиреченская (обн.) Димитриевская 06(19).07.1926–1926: Иоасаф Жевахов Димитриевская (обн.) 28 .06(11.07).1923–12.1927: Феодор Турбин 27 .01(09 02).1928–: Василий Никольский 26 .02(11.03).1928–21.09(04.10).1928: Герман Никольский Дмитровская 26 .12(08.01).1916–20.03(02.04).1917: Алексий Кузнецов 20 .03(02.04).1917–15(28).01.1918: Иоасаф Каллистов 15(28).01.1918–1919: Димитрий Добросердов 21 .12.(03.01).1919–12(25).04.1928: Серафим Звединский 12(25).12.1921–12(25).05.1924: Агапит Борзаковский в. у. 25 .04(08.05).1928–28.11(11.12).1928: Амвросий Смирнов 11 .1928–1931: Пётр Руднев, в. у. 17(30).03.1931–01.1936: Питирим Крылов 01 .1936–19.07(01.08).1936: Иоанн Широков 1936–03.1941: Сергий Воскресенский 1941–1944: 20 .02(05–03).1944–05.1944: Иларий Ильин Дмитровская (обн.) 30 .04(13.05).1923–03(16).10.1925: Георгий Добронравов 1925–1930: 17 .02(02.03). 1930–03.1931: Пётр Прокофьев 23 .03(05.04).1931 –: Николай Новосёлов Днепропетровская 04(17).10.1911–1919: Агапит Вишневский 1919–1919: Димитрий Вербицкий, в. у. 1919–1919: Гермоген Максимов 1919–1921: 1921–09(22).12.1925: Владимир Соколовский- Автономов 1925–1928: Макарий Кармазинов 1926–1926: Стефан Адриашенко, в. у. 1927–1928: Дамиан Воскресенский, в. у. 1928–1936: Георгий Делиев 1929–1929: Константин Дьяков. в. у. 1931 –1931: Сергий Гришин, в. у. 1936–1944: 30 .01(12.02).1944–04(17).07.1955: Андрей Комаров Днепропетровская (григ.) 09(22).12.1925–1926: Владимир Соколовский- Автономов 1927–: Иоанникий Соколовский Днепропетровская (обн.) 1922–06.1923: Иннокентий Летяев 10 .1922–14(27).11.1922: Агапит Вишневский 30 .08(12.09).1923–1924: Афанасий Вечерко 1923–19.12(01.01).1924: Николай Гиляровский 1925–10(23).06–1925: Павел Масленников 11 .1925–1926: Амвросий Нагорский 1926–1932: Андрей Одинцов 1932–1935: 05 .1935–1938: Владимир Злобин Днепропетровская (укр.) Иоанникий Соколовский Георгий Стороженко

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010