Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ Сщмч. Макарий (Кармазин), еп. Днепропетровский. Икона. 2007 г. (Успенский собор, г. Днепропетровск) Сщмч. Макарий (Кармазин), еп. Днепропетровский. Икона. 2007 г. (Успенский собор, г. Днепропетровск) (Кармазин Григорий Яковлевич; 1.10.1875, мест. Меджибож Летичевского у. Подольской губ.- 3.12.1937, полигон «Жаналык» близ с. Николаевка (ныне Жетыген Алматинской обл.)), сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Днепропетровский. Род. в семье землемера. По окончании Подольской ДС по 1-му разряду рукоположен 23 авг. 1898 г. во иерея и назначен священником к храму с. Витковцы Каменец-Подольского у. Подольской губ. 21 апр. 1900 г. переведен в храм с. Бандышовка Ямпольского у. той же губернии. В 1902 г. стал полковым священником, служил в разных воинских частях. Во время первой мировой войны за участие в боевых действиях был награжден: 26 марта 1915 г.- орденами св. Анны 3-й и 2-й степени с мечами (в один день), 2 июня того же года - орденом св. Владимира 4-й степени с мечами, 24 марта 1916 г.- золотым крестом на георгиевской ленте. Был дважды ранен (2 марта и 21 июля 1915 г.); после лечения в госпиталях возвращался на фронт. 13 июня 1916 г. возведен в сан протоиерея. С 1918 г. служил священником в разных приходах Киевской епархии. В 1922 г., после принятия монашества с именем Макарий, хиротонисан экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым) во епископа Уманского. Пребывал в г. Умани в качестве викария Киевской епархии. После ареста 5 февр. 1923 г. экзарха митр. Михаила и в ночь на 4 апр. того же года - Белоцерковского еп. Димитрия (Вербицкого) и др. находившихся в Киеве викарных епископов за противодействие обновленчеству к М., как к последнему оставшемуся викарию, согласно распоряжению митр. Михаила, сделанному им перед арестом, перешло временное управление Киевской епархией. Прибыв из Умани в Киев, М. в сложной ситуации сумел восстановить втайне от властей церковное управление.

http://pravenc.ru/text/2561328.html

Крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери состоится в Костроме Москва, 22 июнч 2009 г. 23 июня – в день памяти святых мучеников Александра и Антонины Римских – одних из древних костромских храмов, Александро-Антониновская церковь в Селище, отмечает свой престольный праздник. В этот день к Александро-Антониновскому храму города Костромы состоится крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, сообщает " Русская линия " . Крестный ход пройдет от причала N 2 теплоходом по Волге к правому берегу реки и продолжится по Московской и Городской улицам к Александро-Антониновскому храму. По окончании в храме будет отслужена Божественная литургия, которую в сослужении духовенства города Костромы возглавит архиепископ Костромской и Галичский Александр. Традиция проходить с главной святыней Костромского края Феодоровской иконой Божией Матери крестным ходом " по водам " существовала до революции. В 20-х годах XX века эта традиция была прекращена. В начале XX века причт Александро-Антониновского храма состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. При храме действовало Пантелеимоновское общество трезвости, членами которого в 1911 году были 120 человек. В 1921 году в Александро-Антониновском храме начал служить священник Павел Острогский (1877-1937), ревностный пастырь и стойкий исповедник веры Христовой. В 1923 и 1930 годах он подвергался преследованиям властей за отстаивание интересов Церкви и верующих; с 1932 года отец Павел являлся одним из ближайших помощников назначенного на Костромскую кафедру свя-щенномученика архиепископа Никодима (Кроткова; 1868-1938), благочинным церквей города Костромы. В 1933 году отец Павел создал при Александро-Антониновском храме тайную кассу для помощи ссыльным и нуждающимся священнослужителям и членам их семей. При его участии в Селище прибыли и поселились на квартирах друзья владыки Никодима – священномученик епископ Макарий (Кармазин) и профессор Московской Духовной академии Николай Ильич Серебрянский. Осенью 1934 года отец Павел и епископ Макарий были арестованы. В марте 1935 года их приговорили к 5 годам ссылки в Казахстан, где жизнь исповедников завершилась мученическим венцом: 3 декабря 1937 года был расстрелян владыка Макарий, 13 декабря – отец Павел Острогский.

http://pravoslavie.ru/30864.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕБЕДИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Харьковской епархии, с центром в г. Лебедин Харьковской губ. (ныне Сумской обл., Украина), существовало в 1923-1925 гг. Должность Лебединского викария в отсутствие на кафедре Киевского митр. Михаила (Ермакова) учредил в 1923 г. в. у. Киевской епархией архиеп. Макарий (Кармазин) , претендовавший в 1923-1925 гг., в условиях длительного пребывания в заключении экзарха Украины, также и на управление соседними с Киевщиной землями др. епархий. Вместе с Ананьевским еп. сщмч. Парфением (Брянских) , находившимся в Киеве с мая по окт. 1923 г., архиеп. Макарий хиротонисал на Лебединскую кафедру архим. Варлаама (Лазаренко) . (Сведения о хиротонии еп. Варлаама в 1919, приводимые И. И. Осиповой ( Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез...»: Гонения на Истинно-православную церковь. М., 1996. С. 266), а также М. В. Шкаровским ( Шкаровский М. В. Варлаам (Лазаренко)//ПЭ. Т. 6. С. 593-594), не соответствуют действительности.) Хиротония была признана патриархом Московским и всея России свт. Тихоном не сразу, в 1923-1924 гг. еп. Варлаам отсутствовал на Лебединской кафедре. В 1923-1924 гг. в Лебединском р-не действовало Лебединское викарное управление Харьковской епархии, во главе к-рого стоял преподаватель Харьковской ДС в 1916-1919 гг. архим. прмч. Варсонофий (Мамчин) , который 1 февр. 1923 г. на уездном съезде духовенства был избран епископом Лебединским, викарием Харьковской епархии. Инициатором его выдвижения стал Иоанникий (Соколовский) , архиеп. Екатеринославский и Донецкий, в. у. Харьковской епархией. С 29 нояб. 1923 по янв. 1924 г., на время отсутствия в Харькове архиеп. Иоанникия, архим. Варсонофий выполнял обязанности в. у. Харьковской епархией, сохранив за собой также управление Лебединской кафедрой. Несмотря на то что патриарх Тихон в янв. 1924 г. согласился с назначением на Л. в. архим. Варсонофия, хиротония последнего не состоялась, возможно, из-за приезда в Харьков еп. Варлаама (Лазаренко). В нач. 1925 г. Варлаам с титулом «епископ Лебединский» служил при в. у. Харьковской епархией Сумском еп. Константине (Дьякове) , жившем в Харькове. В этот период еп. Варлаам рукоположил в священный сан одного из участников активного в Сумском округе движения «стефановцев», или «подгорновцев», вскоре превратившегося в секту. Руководители «подгорновцев» в 1925 г. протестовали против перевода еп. Варлаама из Харькова в Майкоп.

http://pravenc.ru/text/2463209.html

Исповедничество святителя Макария Днепропетровского В этом году исполняется 70-летие исповеднического подвига и мученической смерти одного из архипастырей, который в наиболее сложный исторический период для Русской Православной Церкви окормлял верующих Днепропетровского края, — священномученика Макария (Кармазина). Образы человеческие обладают неповторимой учительной силой. Поэтому для нашего духовного роста и особенно воспитания наших детей очень важно обращаться к тем личностям, которые жили, воспитывали и сами духовно росли в Церкви. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в середине августа 2000 года в Москве, причислил к лику святых свыше 1150 новомучеников и исповедников Российских, подвижников веры и благочестия. Все они, до того не явленные миру, но ведомые Богу, прославлены поименно. Среди них — и священномученик Макарий (Кармазин), епископ Днепропетровский. Священномученик Макарий — удивительная личность, о которой, к сожалению, мало кто знает не только в России, но даже в Днепропетровске. В силу замечательных административных и организаторских способностей, неиссякаемой энергии и всепоглощающей преданности церковному делу он пользовался авторитетом не только в Днепропетровской епархии, но и за ее пределами. С 1922 по 1925 год по причине отсутствия экзарха и в связи со сложившимися обстоятельствами ему, как правопреемнику, приходилось решать проблемы, выходящие за пределы его кафедры, что делало его фигуру ключевой в церковной ситуации на Украине. Прошло 70 лет со дня мученичества святителя, показавшего необыкновенное мужество и стойкость в вере. За это время написано множество икон святителю, а в Днепропетровске уже воздвигнут храм в его честь. Священномученик Макарий родился 1 октября 1875 года в местечке Меджибаж Подольской губернии. При крещении родители нарекли его Григорием. Его пастырская деятельность началась очень рано. Григорию Кармазину не было и 18-ти, когда он был рукоположен в сан иерея небольшой церкви в селе Витковец Каменецкого уезда Подольской губернии. Однако молодой пастырь не стремился к тихой жизни сельского священника. Свое призвание он видел в духовном служении воинам. И в 27 лет Григорий становится военным священником 8-го запасного кавалерийского полка.

http://pravoslavie.ru/3810.html

Вышла в свет книга для детей о священномученике епископе Макарии (Кармазине) 27 декабря 2006 г. 15:48 В наступающем году Днепропетровская и Павлоградская епархия будет праздновать 70-летие исповеднического подвига и мученической кончины одного из архипастырей, который в наиболее сложный исторический период для Русской Православной Церкви окормлял верующих Днепропетровского края — священномученика Макария (Кармазина). Духовенство епархии и верующие уже начали подготовку к празднованию юбилея. По этому случаю настоятель Свято-Духовского храма с. Вольное Новомосковского благочиния иерей Георгий Ханов написал и издал книгу для детей «Огненный духом». Книга состоит из семи глав, на страницах которой автор в доступной и занимательной для юных читателей форме рассказывает о жизни и проявленном героизме православного архипастыря, не пожелавшего изменить своей вере и пойти на лукавом поводу безбожной власти. В конце издания читатель может найти молитву к святому мученику. Первый тираж книги составил 10 тысяч экземпляров, в следующем году планируется осуществить повторное издание. Презентуя новую книгу, митрополит Днепропетровский и Павлодарский Ириней сказал: «Имея совершенную любовь к Богу, священномученик Макарий не боялся страданий. Он сегодня являет собой пример мужества, крепости, силы и мудрости. Взирая на Его терпение и верность Христу, мы сегодня прибегаем к нему с мольбой, чтобы Он помог нам в стяжании Святого Духа, а также любви и уважению друг к другу. Он наш земляк и его жизненный путь поможет нам научиться терпению, добродушию и вниманию к ближним». Священномученика Макарий отличали замечательные административные и организаторские способности, неиссякаемая энергией и всепоглощающая преданность церковному делу. Он пользовался авторитетом не только в Киевской епархии, но и далеко за ее пределами. С 1922 по 1925 год по причине отсутствия экзарха и в связи со сложившимися обстоятельствами ему, как правопреемнику, приходилось решать проблемы, выходящие за пределы Киевской епархии , что делало его фигуру ключевой в церковной ситуации в Украине. В Днепропетровске воздвигнут храм в его честь.

http://patriarchia.ru/db/text/176157.htm...

Митрополит Астанайский Александр совершил поминовение страдальцев за Христа в селе Жаналык – на месте массового захоронения политзаключенных и репрессированных 13 августа 2023 г. 12:54 12 августа 2023 года, в рамках празднования 15-летия всецерковного прославления Собора новомучеников и исповедников Казахстанских, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр посетил мемориал в селе Жаналык Талгарского района Алма-Атинской области, где совершил славление новомученикам и панихиду по невинно убиенным страдальцам за веру. Здесь в 1930-50 годы находился полигон НКВД — место расстрела и захоронения политзаключенных и репрессированных. Это крупнейшее в Республике Казахстан место массового погребения жертв политических репрессий. В Жаналыке похоронены свыше 4 тысяч человек, в числе которых большое число православных священнослужителей, монашествующих и мирян. На полигоне расстреляны и захоронены прославленные в лике новомучеников Церкви Русской: священномученик Порфирий (Гулевич), епископ Крымский; священномученик Макарий (Кармазин), епископ Екатеринославский; преподобномученик Пахомий (Русин), иеромонах Аксайского скита; священномученик Симеон Афонькин, иерей из Каскелена; священномученик Сергий Бредников, иерей из Талдыкургана; священномученик Иоанн Честнов, иерей из Москвы; священномученик Илия Березовский, иерей из Новосибирска; священномученик Роман Марченко, иерей из Иссыка; преподобномученик Галактион (Новиков), иеромонах Валаамского монастыря. В числе известных священнослужителей, убитых и погребенных в Жаналыке: архиепископ Иннокентий (Пустынский), бывший архиепископ Туркестанский; епископ Алма-Атинский Тихон (Шарапов), архимандрит Арсений (Корди), архимандрит Александро-Невской лавры Павлин (Гончаров), архимандрит Аркадий (Перепечко), протоиерей Никифор Стрельников, бывший ключарь Воскресенского собора г. Санкт-Петербурга, протоиерей Матфей Шевченко, бывший настоятель Вознесенского кафедрального собора г. Верный. Глава Православной Церкви Казахстана совершил панихиду у мемориала, сооруженного над братской могилой. Вместе с Его Высокопреосвященством молились: благочинный приходов Алма-Аты, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров; благочинный Илийского церковного округа протоиерей Александр Зырянов; настоятель храма праведного Иоанна Кронштадтского поселка Жетыген Алма-Атинской области протоиерей Вадим Алексеев, духовно окормляющий село Жаналык; клирики Илийского благочиния; жители села.

http://patriarchia.ru/db/text/6049282.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Русской Православной Церкви по периодам ЛЫСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Лысковское викариатство Нижегородской (с 1932 Горьковской) епархии, существовало в 1923-1931 и в 1943-1950 гг. ЛЬВОВ Владимир Николаевич (1872-1930), российский политический и гос. деятель, обер-прокурор Синода (1917), один из руководителей обновленчества, ЛЮБЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1875-1905 гг. в составе Варшавской епархии РПЦ, в 1923-1940 гг. в составе Варшавско-Холмской митрополии, в 1940-1944 гг. в составе Холмско-Подляшской епархии Польской автокефальной православной Церкви МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАКАРИЙ (Кожин Матвей Васильевич; 1401 - 1483), Калязинский, чудотворец, основатель Макариева калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (пам. 17 марта, 26 мая, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МАКАРИЙ (Сокорин (Сокирин) Марк; не ранее 1630 - 1683), основатель Макариевой Высокоезерской пустыни, прп. (пам. 21 мая - в Соборе Карельских святых) МАКАРИЙ (Кармазин Григорий Яковлевич; 1875 - 1937), еп. Днепропетровский сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121724_62.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) ЛАВРЕНТИЙ (Князев Евгений Иванович; 1877 - 1918), еп. Балахнинский, сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕБЕДИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Харьковской епархии, с центром в г. Лебедин Харьковской губ. (ныне Сумской обл., Украина), существовало в 1923-1925 гг. ЛЕОНИД (Антощенко Лаврентий Евтихиевич; 1872 - 1938), еп. Марийский, сщмч. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНИД (Скобеев Евгений Дмитриевич; 1851 - 1932), еп. бывш. Верненский, один из руководителей обновленчества ЛУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии, существовало с перерывами в 1917-1963 гг.; Среднеевропейского Экзархата РПЦ - в 1962 г. ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых) ЛЫСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Лысковское викариатство Нижегородской (с 1932 Горьковской) епархии, существовало в 1923-1931 и в 1943-1950 гг. ЛЬВОВ Владимир Николаевич (1872-1930), российский политический и гос. деятель, обер-прокурор Синода (1917), один из руководителей обновленчества, МАКАРИЙ (Кармазин Григорий Яковлевич; 1875 - 1937), еп. Днепропетровский сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Ильинский Михаил Иванович; 1866-1953), митр. Алеутский и Североамериканский, патриарший экзарх в Сев. и Юж. Америке МАКАРИЙ (Павлов Михаил Михайлович; 1867 - после 1924), еп. бывш. Владикавказский и Моздокский, деятель обновленчества МАКСИМ (Жижиленко Михаил Александрович, 1885-1931), иосифлянский епископ Серпуховской, сщмч. (пам. 22 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/121814_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОЗЫБКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Черниговской епархии, существовало в 1923-1924 гг. Было названо по г. Новозыбкову, центру Новозыбковского у., переданного в 1919 г. из состава Черниговской губ. УССР в состав Гомельской губ. РСФСР (ныне адм. центр Новозыбковского р-на Брянской области ). В Новозыбкове с уездом проживало значительное число старообрядцев- беглопоповцев , а также единоверцев (см. ст. Единоверие ). Последние начиная с 1919 г. неоднократно обращались к патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину) с просьбой назначить викария для окормления единоверческих приходов. Весной 1923 г. вслед. репрессий против укр. епископата временно управляющий Киевской епархией Уманский еп. сщмч. Макарий (Кармазин) и пребывавший на покое еп. бывш. Ананьевский сщмч. Парфений (Брянских) в Киеве тайно хиротонисали Феодора (Власова) во епископа Вышгородского. Согласно материалам следственного дела еп. Макария, еп. Феодор «представлял из себя нечто вроде резерва» и должен был приступить к исполнению обязанностей по управлению Киевской епархией лишь в случае ареста остальных епископов. Патриарх свт. Тихон, освобожденный из-под ареста по постановлению Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 25 июня 1923 г., в том же году признал хиротонию еп. Феодора, но в связи с тем, что власти запретили еп. исп. Пахомию (Кедрову; впосл. архиепископ) проживать в Чернигове (вслед. чего Черниговская епархия осталась без епископского окормления), утвердил еп. Феодора Новозыбковским викарным архиереем Черниговской епархии. По сообщению митр. Мануила (Лемешевского), еп. Феодор отказался выезжать из Киева, предпочитая «служить келейно и старчествовать». Однако более вероятно, что к месту служения владыка не прибыл из-за запрета властей. В кон. 1924 г. еп. Феодор заболел тифом, скоропостижно скончался и был похоронен в киевском во имя святых Флора и Лавра (в честь Вознесения Господня) женском монастыре . Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 6. С. 331; Доненко Н. Н., прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. С. 330; Сухоруков А. Н. Конспиративная деятельность укр. архиереев в борьбе за внутрицерковную свободу в 1920-е гг.//ЕжБК. 2010. Т. 1. С. 307-311. В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2577825.html

Патриарший Местоблюститель митрополит Петр должен был реагировать на продолжение раскольнической деятельности епископа Феофила. 25 июня 1925 г. Местоблюститель направил ему грамоту: «Ввиду того, что Вы пренебрегали призывом к покаянию, обращенным к Вам в Бозе почившим Святейшим Патриархом Тихоном в его грамоте от 12/25 марта сего года, и продолжаете пребывать в своеволии, Вы запрещаетесь в священнослужении и предаетесь суду» . Суд архиереев над епископом Феофилом и другими главарями лубенского раскола действительно состоялся, но уже после насильственного отстранения митрополита Петра от управления Церковью. Между тем печальный опыт Иоанникия (Соколовского) и Феофила (Булдовского) вразумил на Украине не всех. Оставались еще те, кто питал иллюзию, что решение возникших проблем может быть найдено путем предоставления Украинской Церкви так называемой канонической автокефалии. В июле 1925 г., вскоре после лубенского «Собора», архиепископ Полтавский Григорий (Лисовский) провел вместе с несколькими видными протоиереями своей епархии совещание, на котором было составлено обращение к митрополиту Петру. В обращении проводилась мысль об автокефалии как о единственном выходе из сложившегося положения. Везти обращение в Москву было поручено одному из протоиереев – участников совещания. «Постояв в очереди примерно с час, он, наконец, получил аудиенцию у митрополита Петра. Она была довольно краткой. Он вручил прошение. Митрополит Петр прочел его и кратко сказал: “Тут не автокефалия нужна”. Потом добавил: “Идите, резолюцию я пришлю потом”» . Прислал ли затем митрополит Петр официальный ответ, неизвестно, но отношение его к идее украинской автокефалии понятно и так. Оно было таким же, как и у Патриарха Тихона. Интригам Феофила (Булдовского), Иоанникия (Соколовского) и их пособников противодействовал, как мог, православный украинский епископат. После ареста митрополита Михаила в феврале 1923 г. православную иерархию на Украине фактически возглавил его викарий епископ Уманский Макарий (Кармазин). В январе 1925 г. епископ Макарий был арестован и роль негласного координатора православных украинских епископов стал играть другой Киевский викарий – епископ Таращанский Георгий (Делиев). Несколько украинских епископов находились в Москве (не по собственной воле). Несмотря на такую высылку они, как могли, продолжали принимать участие в церковных делах Украины. Связь между епископами осуществлялась в значительной степени посредством специальных посыльных и не без конспирации, поскольку действовать приходилось в условиях нелегальности. Одним из таких посыльных был молодой киевлянин Г. А. Косткевич. В 1931 г. им были даны весьма подробные следственные показания о нелегальной деятельности украинского епископата в 1920-е гг. При всей своей ангажированности эти показания являются очень информативным источником.

http://bogoslov.ru/article/1108065

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010