При храме действовало Пантелеимоновское общество трезвости, членами которого в 1911 году значилось 120 человек. В 1917-1934 годах настоятелем Александро-Антониновской церкви являлся протоиерей Павел Федорович Острогский, исполнявший в начале тридцатых годов обязанности благочинного храмов Костромы. Родился он в 1877 году в селе Прискоково Костромского уезда (ныне - Красносельского района Костромской области); по окончании Костромской Духовной семинарии служил священником в селе Николо-Трестино, а в 1917 году был переведен в Селище. После революции отец Павел дважды - в 1923 и в 1930 годах - привлекался к ответственности по обвинению в " контрреволюционных действиях " . В начале 1933 года по благословению управлявшего тогда Костромской епархией священномученика Никодима (Кроткова), архиепископа Костромского и Галичского, отец Павел создал при Александро-Антониновском храме нелегальную кассу для помощи ссыльным священникам и их семьям, куда поступали отчисления из всех городских церквей. Попечением протоиерея Павла Острогского в Селище прибыли и поселились на квартирах друзья и единомышленники святителя Никодима - священномученик Макарий (Кармазин), епископ Уманский, и профессор Московской Духовной академии Н.И. Серебрянский. В 1934 году органы ОГПУ начали целенаправленные аресты в окружении священномученика Никодима; 30 сентября в Костроме был арестован епископ Макарий, 8 октября - протоиерей Павел Острогский и группа селищенских прихожан. На допросах владыка Макарий и отец Павел держались очень мужественно: последний, к примеру, заявил следователю, что считает советскую власть " властью антихристовой - безбожной, посланной нам за грехи наши, как испытание " . По приговору Особого совещания при НКВД СССР от 17 марта 1935 года епископ Макарий, протоиерей П. Острогский и некоторые другие " члены контрреволюционной группы " из Селища были сосланы на 5 лет в Казахстан. В конце 1937 года отца Павла расстреляли в Алма-Ате; судя по всему, тогда же погиб и епископ Макарий. 27 апреля 1938 года подвергся аресту Н.И.

http://sobory.ru/article/?object=03070

Макарий (Кармазин Григорий Яковлевич; 1875–1937), священномученик, епископ. В 1922 г. хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии. В 1922 г. в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей был арестован. В 1923, 1925 гг. был арестован в Киеве. С 1925 г. епископ Екатеринославский и Новомосковский. В конце 1925 г. вновь арестован, выслан в Харьков без права выезда. В 1927 г. арестован в Харькове, до 1930 г. находился в ссылке в Томской губ. Состоял в оппозиции к митрополиту Сергию (Страгородскому) . После окончания ссылки жил в Вязьме, Костроме. В 1934 г. арестован, выслан в Казахстан. Расстрелян. Макарий (Опоцкий Николай Михайлович; 1872 – после 1933), епископ. В 1922 г. хиротонисан обновленческими архиереями старого поставления во «епископа Крестецкого, викария Новгородской епархии». В 1923 г. за критику обновленческого движения уволен обновленцами на покой с запрещением в священнослужении. После покаяния в 1924 г. епископ Череповецкий. Был арестован в 1926 г. и отправлен в Соловецкий лагерь. Вновь арестован в 1933 г., приговорен к 5 годам заключения в лагерь. Дальнейшая судьба неизвестна. Макарий (Павлов Михаил Михайлович; 1867–?), епископ. В 1901 г. хиротонисан во епископа Бий-ского, викария Томской епархии. С 1905 г. епископ Якутский и Вилюйский; с 1909 г. на покое. С 1917 г. епископ Владикавказский и Моздокский. С 1922 г. в обновленческом расколе. В 1922–1924 гг. обновленческий «епископ Пятигорский». Дальнейшая судьба неизвестна. Макарий, епископ Барнаульский. Макарий Алтайский (Парвицкий-Невский Михаил Андреевич; 1835–1926), святитель, митрополит. С 1855 г. трудился в Алтайской духовной миссии, с 1883 г. начальник миссии, архимандрит. В 1884 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии; с 1891 г. епископ Томский и Семипалатинский; с 1906 г. архиепископ; с 1912 г. митрополит Московский и Коломенский. В 1917 г. Временным правительством был уволен из состава Св. Синода, а затем смещен с Московской кафедры, жил в Николо-Угрешском монастыре. По предложению св. Патриарха Тихона был удостоен пожизненного титула митрополита Алтайского.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

По возвращении в Россию поступил на работу в систему духовных школ. Сперва преподавал в Красноярской семинарии (1908-1909), затем в Рязанской (1909-11). В 1911 году принял монашеский постриг, был возведен в сан иеромонаха, затем игумена, в том же году стал архимандритом и был назначен помощником начальника пастырского училища в Житомире. В 1916 году был переведен в Херсон, где стал помощником начальника миссионерской семинарии при Бизюковом монастыре. После революции семинария при монастыре была закрыта. В 1919 году отец Парфений переехал в Херсон, где поселился в архиерейском доме и стал секретарем епископа Николаевского Прокопия (Титова), викария Одесской епархии (расстрелян в 1937 году; в 2000 году причислен к лику новомучеников и исповедников Российских). Гонения на верующих, гибель первых новомучеников, позорный обновленческий раскол решительно перевернули сознание отца Парфения: грезы о всепобеждающей Руси Православной уступили место заботам о выживании Церкви в безбожном государстве. В разгар Гражданской войны, в 1921 году он принимает крест архиерейского служения и вступает в неравную борьбу с богоборческой властью. Тайная Церковь Епископ Макарий (Кармазин) В 1921 году архимандрит Парфений был рукоположен во епископа Новомиргородского, викария Одесской епархии. В 1922-м он – епископ Ананьевский, викарий Одесской епархии. В том же году совершается архиерейская хиротония его ближайшего друга, епископа Макария (Кармазина), который становится епископом Уманским, викарием Киевской митрополии (расстрелян в 1937 году; в 2000 году причислен к лику новомучеников и исповедников Российских). Владыки Парфений и Макарий решительно отвергают обновленческий раскол и становятся оплотом Патриаршей Церкви на Украине. Вокруг них консолидируются сторонники патриарха Тихона. Под руководством этих двоих владык на Украине создается сеть тайных общин верующих, не связанных отношениями со светской властью и находящихся в общении с Патриархом Московским. Втайне от представителей власти епископ Макарий и епископ Парфений совершают хиротонии верных Церкви людей, рукополагают тайных епископов на случай ареста всех остальных, создают на Украине неподконтрольное ГПУ церковное управление, проводят секретные собрания духовенства, на которых обсуждают ситуацию в стране и в Церкви, организуют сбор средств для сосланных епископов и священников и помощи их семьям.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) ЛАВРЕНТИЙ (Князев Евгений Иванович; 1877 - 1918), еп. Балахнинский, сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕБЕДИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Харьковской епархии, с центром в г. Лебедин Харьковской губ. (ныне Сумской обл., Украина), существовало в 1923-1925 гг. ЛЕОНИД (Антощенко Лаврентий Евтихиевич; 1872 - 1938), еп. Марийский, сщмч. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНИД (Скобеев Евгений Дмитриевич; 1851 - 1932), еп. бывш. Верненский, один из руководителей обновленчества ЛУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии, существовало с перерывами в 1917-1963 гг.; Среднеевропейского Экзархата РПЦ - в 1962 г. ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых) ЛЫСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Лысковское викариатство Нижегородской (с 1932 Горьковской) епархии, существовало в 1923-1931 и в 1943-1950 гг. ЛЬВОВ Владимир Николаевич (1872-1930), российский политический и гос. деятель, обер-прокурор Синода (1917), один из руководителей обновленчества, МАКАРИЙ (Кармазин Григорий Яковлевич; 1875 - 1937), еп. Днепропетровский сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Ильинский Михаил Иванович; 1866-1953), митр. Алеутский и Североамериканский, патриарший экзарх в Сев. и Юж. Америке МАКАРИЙ (Павлов Михаил Михайлович; 1867 - после 1924), еп. бывш. Владикавказский и Моздокский, деятель обновленчества МАКСИМ (Жижиленко Михаил Александрович, 1885-1931), иосифлянский епископ Серпуховской, сщмч. (пам. 22 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/121814_21.html

Исповедничество святителя Макария Днепропетровского В этом году исполняется 70-летие исповеднического подвига и мученической смерти одного из архипастырей, который в наиболее сложный исторический период для Русской Православной Церкви окормлял верующих Днепропетровского края, — священномученика Макария (Кармазина). Образы человеческие обладают неповторимой учительной силой. Поэтому для нашего духовного роста и особенно воспитания наших детей очень важно обращаться к тем личностям, которые жили, воспитывали и сами духовно росли в Церкви. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в середине августа 2000 года в Москве, причислил к лику святых свыше 1150 новомучеников и исповедников Российских, подвижников веры и благочестия. Все они, до того не явленные миру, но ведомые Богу, прославлены поименно. Среди них — и священномученик Макарий (Кармазин), епископ Днепропетровский. Священномученик Макарий — удивительная личность, о которой, к сожалению, мало кто знает не только в России, но даже в Днепропетровске. В силу замечательных административных и организаторских способностей, неиссякаемой энергии и всепоглощающей преданности церковному делу он пользовался авторитетом не только в Днепропетровской епархии, но и за ее пределами. С 1922 по 1925 год по причине отсутствия экзарха и в связи со сложившимися обстоятельствами ему, как правопреемнику, приходилось решать проблемы, выходящие за пределы его кафедры, что делало его фигуру ключевой в церковной ситуации на Украине. Прошло 70 лет со дня мученичества святителя, показавшего необыкновенное мужество и стойкость в вере. За это время написано множество икон святителю, а в Днепропетровске уже воздвигнут храм в его честь. Священномученик Макарий родился 1 октября 1875 года в местечке Меджибаж Подольской губернии. При крещении родители нарекли его Григорием. Его пастырская деятельность началась очень рано. Григорию Кармазину не было и 18-ти, когда он был рукоположен в сан иерея небольшой церкви в селе Витковец Каменецкого уезда Подольской губернии. Однако молодой пастырь не стремился к тихой жизни сельского священника. Свое призвание он видел в духовном служении воинам. И в 27 лет Григорий становится военным священником 8-го запасного кавалерийского полка.

http://pravoslavie.ru/3810.html

После ареста митрополита Михаила в феврале 1923 г. православную иерархию на Украине фактически возглавил его викарий епископ Уманский Макарий (Кармазин). В январе 1925 г. епископ Макарий был арестован и роль негласного координатора православных украинских епископов попытался играть другой Киевский викарий – епископ Таращанский Георгий (Делиев). Высокий авторитет среди архиереев Украины имел особо упомянутый Кариным епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик). Несколько украинских епископов находились в Москве (не по собственной воле). Несмотря на такую высылку они, как могли, продолжали принимать участие в церковных делах Украины. Связь между епископами осуществлялась, в значительной степени, посредством специальных посыльных и не без конспирации, поскольку действовать приходилось в условиях нелегальности. Одним из таких посыльных был киевлянин Г. А. Косткевич. В 1931 г. им были даны весьма подробные следственные показания о нелегальной деятельности украинского епископата в 1920-е гг. 679 , а годом раньше он составил для передачи за границу еще более информативный очерк «Обзор главнейших событий церковной жизни России за время с 1925 г. до наших дней», в котором, как можно понять из названия, описание далеко не ограничивалось украинской тематикой 680 . Свидетельства Косткевича, при всей своей ангажированности (особенно это касается его показаний на следствии), являются очень ценным источником, и к ним еще не раз придется обратиться. Одной из мер, направленных на укрепление Православной Церкви на Украине, было совершение значительного числа новых нелегальных епископских хиротоний. При этом рукоположения совершались не самостийно, а с благословения священноначалия Патриаршей Церкви: до апреля 1925 г. – Патриарха Тихона, после – митрополита Петра. В своих показаниях 1931 г. Г. А. Косткевич достаточно подробно описал, как на практике с помощью посыльных (его самого, в частности) достигалась согласованность действий православных украинских архиереев между собой и с московской церковной властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Среди последних в Алма-Ате находились в ссылке архиепископ Херсонский и Николаеский Прокопий (Титов) и епископ Подольский и Брацлавский Амвросий (Полянский). В один год свирепствовал тиф, но и тогда в церкви всех принимали, и никто – ни священники, ни сестры не заболели. А в 30-м году много ссыльных умирало от дизентерии. Также и в последующие голодные 1932-1933 годы на улицах Алма-Аты, как и на улицах других городов Казахстана, валялись трупы людей. Но это не беспокоило руководителей республики. Напротив, за оказание помощи ссыльному духовенству, приравненную к к/р деятельности, протоиереи Николо-Кучугурской церкви священномученики Александр, Стефан и Филипп в конце 1932 года были арестованы и в январе 1933 года скончались в тюрьме от сыпного тифа. Ссылка в Казахстан чаще всего заканчивалась новым арестом. Но, начиная с 1937 года, приговаривали в основном уже к смертной казни. Так, в Талды-Курганской области в 1935 год отбывал ссылку епископ Екатеринославский Макарий (Кармазин). Он проживал на станции Уш-Тобе Каратальского района. В феврале 1937 года НКВД направило в ссылку в Уш-Тобе и епископа Симферопольского и Крымского Порфирия (Гулевича). 20 ноября 1937 года епископ Порфрий и епископ Макарий были арестованы и 2 декабря того же года оба священномученика были расстреляны в г. Талды-Кургане. Но, пожалуй, самая трагическая страница времен гонений – это история города Караганды, которая состоит из тесно связанных между собой истории крестьян-спецпереселенцев 30-х годов и истории Карлага – Карагандинского лагеря НКВД. Для освоения целинных земель Центрального Казахстана и разработки Кара-гандинского угольного бассейна летом и ранней осенью 1931 года на территорию будущей Караганды и области были привезены 52 тыс. крестьянских семей и брошены под открытым небом на произвол судьбы – ни жилья, ни хлеба в достатке, ни воды. Люди поселились в ямах, которые копали себе сами. И знойным летом 1931 года в наскоро образованных поселках-обсервациях от дизентерии и голода погибли почти все дети до 6-летнего возраста. А суровой зимой прошла волна массовой смертности.

http://pravmir.ru/cerkov-otmechaet-pamya...

В 1923 году епископа Макария арестовали, несколько месяцев он провел в Киевской тюрьме. В это время шла кропотливая и напряженная работа по созданию жизнеспособных церковных групп, состоящих из духовенства и мирян, действующих независимо от безбожной власти. Ближайшей верной и преданной помощницей епископа Макария в самых трудных и ответственных обстоятельствах была его двоюродная сестра Раиса Александровна Ржевская . Во время его арестов и ссылок у нее хранились вещи, бумаги и адреса людей, с которыми был связан владыка. Она поддерживала нужные церковные связи, передавала ему в ссылку необходимую информацию о положении дел в Церкви. Связь с административно высланным епископом Парфением епископ Макарий вел через М. Н. Бурую из Киева. Врач Георгий Александрович Косткевич также был близким, но, как выяснилось впоследствии, менее твердым помощником епископа Макария. Он выполнял различные его поручения, переписывал бумаги, разносил его письма. Бумаги состояли из различных обращений, посланий, открытых писем и пр. Письма должны были попадать прямо в руки адресатам и притом через доверенное лицо. В это время в Киеве происходил церковный раскол. Большой Софийский собор в это время был захвачен украинскими самосвятами. Малософиевский собор в Киеве оставался у православных, сторонников патриарха Тихона, и там формировался сильный приход, руководимый епископом Макарием. Собрания членов прихода происходили обычно на квартире у вдовы ротмистра Юлии Васильевны Давыдовой. В Софиевскую общину, существовавшую при малом Софиевском соборе, входили священники Е. Капранов, И. Златоверхников, протоиерей отец Иоанн Церерин, протоиерей малого Софийского собора отец Хрисанф Григорович, А. Г. Хадзицкий, Брайловский, протоиерей Феодор Поснеровский и архимандрит Филадельф. Связь с епископом Макарием поддерживал настоятель собора отец Александр Должанский. Им помогали прихожане храма: А. С. Чернявский, Л. А. Мороз, председатель Софиевской общины А. Ф. Щербак, М. И. Шкаруба, А. М. Будовский, Н. Н. Кривицкий, Д. Д. Неверович, Н. Н. Додонов и др. Именно они играли решающую роль в принятии того или иного решения среди мирян. Благодаря их стараниям и трудам до православных Киева своевременно доходила нужная информация, формировались и вырастали новые достойные кандидаты для рукоположения, осуществлялась связь с селами, которую контролировал архимандрит Аверук, с Чернобыльским и Радомысльским округами отношения поддерживал председатель И. Волков и т. п. Под руководством владыки Макария осуществлялась помощь арестованному духовенству. По его благословению специально собирались средства для ссыльных епископов. Для этого владыка выдавал Н. Е. Недзвядовской специальное письмо-разрешение, чтобы проводить сборы по всем киевским приходам. Были и отдельные люди, специально назначенные для сбора средств для архиереев, когда они были в ссылке или в тюрьме.

http://drevo-info.ru/articles/26034.html

В янв. 1925 г. еп. Макарий был арестован и отправлен в ссылку, управление перешло к еп. Георгию (Делиеву), к-рый тогда же подвергся кратковременному аресту. В марте архиеп. Иоанникий, проживавший в Харькове, был переведен указом патриарха в Омск, после отказа покидать кафедру был запрещен в служении. До апр. временное управление К. е. осуществляли Радомысльский еп. Сергий (Куминский) и Сквирский еп. Афанасий (Молчановский). В апр. в Москве управляющим К. е. был официально утвержден Богуславский еп. Георгий (Делиев), который в отличие от др. киевских викариев имел относительно хорошие отношения с гражданской властью. Весной 1925 г. группа епископов-автокефалистов во главе с П. Ф. Погорилко, получившим «епископскую хиротонию» у обновленцев, рассчитывала созвать в мае 1925 г. всеукр. съезд в Лубнах. Приглашения на съезд были разосланы всем епископам, в т. ч. киевским викариям Георгию (Делиеву), Сергию (Куминскому), Филарету (Линчевскому; со 2 дек. 1923 епископ Черкасский и Чигиринский) и Афанасию (Молчановскому). К сторонникам Погорилко 12 мая присоединился архиеп. Иоанникий с общиной Мироносицкой ц. Харькова. Григорианский и лубенский расколы частично затронули Киевщину, но массового распространения в К. е. не получили благодаря действенным мерам со стороны еп. Георгия, к-рый в дек. 1925 г. собрал подписи всех укр. епископов под постановлением с осуждением лубенского раскола. В нояб. 1925 г. в Москву из Ташкента приехал митр. Михаил (Ермаков), после нового ареста и допросов он был освобожден под подписку о невыезде. В дек. 1925 г. был освобожден еп. Макарий (Кармазин). Еп. Георгий (Делиев) отказался передать ему дела К. е. и обвинил епископов Макария, Сергия и др. в неправильной линии поведения. Еп. Георгий послал митр. Михаилу в Москву секретное письмо, стремясь возбудить недоверие экзарха к др. викариям К. е. Он уговаривал «приехать в Киев и здесь на месте решить все дела», намекая на обещание поддержки со стороны главы «церковного отдела» ГПУ УССР С. Т. Даниленко-Карина. Еп. Георгий писал о своей преданности и сообщал, что митр. Михаила хотят лишить кафедры и звания экзарха и поставить во главе К. е. еп. Дамаскина (Цедрика) . Митр. Михаил, поверив еп. Георгию, сместил Макария (Кармазина) с Уманского вик-ства и назначил его на Екатеринославскую (с 1926 Днепропетровскую) кафедру. Это произошло после того, как в марте 1926 г. все викарии К. е., включая еп. Макария, объявили о своей верности заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому). 4 марта 1926 г. в Харькове, где тогда жил еп. Макарий, 6 укр. епископов подписали заявление с осуждением григорианского раскола. Похожее по содержанию письмо было позже подписано в Киеве 6 викариями К. е.: архиеп. Каневским Василием (Богдашевским), еп. Богуславским Георгием (Делиевым), еп. Сквирским Афанасием (Молчановским), еп. Радомысльским Сергием (Куминским), еп. Черкасским Филаретом (Линчевским), еп. Белоцерковским Димитрием (Вербицким).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери состоится в Костроме Москва, 22 июнч 2009 г. 23 июня – в день памяти святых мучеников Александра и Антонины Римских – одних из древних костромских храмов, Александро-Антониновская церковь в Селище, отмечает свой престольный праздник. В этот день к Александро-Антониновскому храму города Костромы состоится крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, сообщает " Русская линия " . Крестный ход пройдет от причала N 2 теплоходом по Волге к правому берегу реки и продолжится по Московской и Городской улицам к Александро-Антониновскому храму. По окончании в храме будет отслужена Божественная литургия, которую в сослужении духовенства города Костромы возглавит архиепископ Костромской и Галичский Александр. Традиция проходить с главной святыней Костромского края Феодоровской иконой Божией Матери крестным ходом " по водам " существовала до революции. В 20-х годах XX века эта традиция была прекращена. В начале XX века причт Александро-Антониновского храма состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. При храме действовало Пантелеимоновское общество трезвости, членами которого в 1911 году были 120 человек. В 1921 году в Александро-Антониновском храме начал служить священник Павел Острогский (1877-1937), ревностный пастырь и стойкий исповедник веры Христовой. В 1923 и 1930 годах он подвергался преследованиям властей за отстаивание интересов Церкви и верующих; с 1932 года отец Павел являлся одним из ближайших помощников назначенного на Костромскую кафедру свя-щенномученика архиепископа Никодима (Кроткова; 1868-1938), благочинным церквей города Костромы. В 1933 году отец Павел создал при Александро-Антониновском храме тайную кассу для помощи ссыльным и нуждающимся священнослужителям и членам их семей. При его участии в Селище прибыли и поселились на квартирах друзья владыки Никодима – священномученик епископ Макарий (Кармазин) и профессор Московской Духовной академии Николай Ильич Серебрянский. Осенью 1934 года отец Павел и епископ Макарий были арестованы. В марте 1935 года их приговорили к 5 годам ссылки в Казахстан, где жизнь исповедников завершилась мученическим венцом: 3 декабря 1937 года был расстрелян владыка Макарий, 13 декабря – отец Павел Острогский.

http://pravoslavie.ru/30864.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010