Эпоха новых чудотворцев (похвальное слово новым русским святым инока Григория Суздальского) В середине XVI века Русская Церковь переживает яркую страницу своего бытия. Это время интенсивной соборной жизни, больших культурных начинаний, что было связано с многосторонней просветительской деятельностью Всероссийского Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.). В 1547, 1549 годах он собирает знаменитые Московские Соборы, справедливо называемые историками Макарьевскими 1424 . Сохранилось несколько грамот первого Собора. Документов второго Собора до нас не дошло, но царь Иоанн IV довольно подробно рассказал о его работе. Об этом читаем в Стоглаве:. «И в 19 лето возраста моего по нашему наказу архиепископы и епископы и честныя архимариты и игумены собираются в царствующий сей град к нам ко отцу нашему Макарию Митрополиту всеа Русии, каноны новых чудотворцев и жития их и чудесы на Соборе полагают и свидетельствуют всеми освященными Соборы и предают церквам Божиим пети и славити и праздновати якоже прочим святым от века Богу угодившим по настоящему коегождо месеца дни и числа преставления их и святые имена и обретения честных мощей их. Им же поют и до сего дни» 1425 . На Макарьевских Соборах было прославлено множество русских святых, «новых чудотворцев», как тогда называли новоканонизованных и вообще всех русских святых. «Канонизация святых была в России довольно частым явлением, но редко оно превращалось в церковное и государственное торжество. Особенно много святых было канонизировано при Митрополите Макарии, старавшемся сделать почитание многих местных русских святых общенациональным» 1426 . Начиная с Макарьевских Соборов канонизация святых на Руси становится прерогативой центральной церковной власти. Канонизация святых потребовала написания Житий новоканонизованных святых или создания новых редакций Житий, а также Похвальных слов им. Благочестивые авторы писали также и Службы святым. В свою очередь Жития, Службы и Похвальные слова размножались писцами во множестве списков, расходившихся по всей Святой Руси, в это время в древнерусской письменности «появляется типологически новая по своему содержанию книга, сверстница Великих Миней – Книга Новых чудотворцев В ней содержатся службы, жития, похвальные слова русским святым» 1427 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Московские Митрополиты XVI в. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 23 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 : Архимандрит Макарий (Веретенников). Московские Митрополиты XVI в. Сергиев Посад, 2010. 350 с. Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что для всякого читателя, который интересуется историей, не будучи профессионалом, лучший, самый любимый род исторической литературы — это, так сказать, история в лицах. Отнюдь не оспа­ривая важность и полезность исторических исследований, представляющих определённую эпоху в максимально возможных подробностях её внутренних и внешних взаимосвязей, хочется сказать, что мы, весьма и весьма уважая такого рода литературу, тем не менее в простоте душевной всегда прикидываем примерно так: “XV век? Это когда жили Такой-то, Такой-то и Имярек?”. XVI век — время, чрезвычайно важное и значимое как для истории Русского государства, так и для истории Русской Церкви. Достаточно сказать, что в начале века Русская земля из не вполне надёжно соединённого сочетания полусамостоятельных княжеств становится единым государством, а в середине века Московский Митрополит Макарий венчает великого князя Ивана Васильевича царским венцом. В конце же века Предстоятели Русской Церкви становятся уже не Митрополитами, а Патриархами. Поэтому выбор этого периода для исследования и описания вряд ли случаен. Автор книги архимандрит Макарий (Веретенников) давно и хорошо известен читателям “Альфы и Омеги” и не нуждается в особом представлении. Но хотелось бы хотя бы вкратце охарактеризовать особенности рассматриваемой книги, продиктованные исследовательскими и авторскими принципами отца Макария. Если обратиться к свойствам авторского стиля как такового, то необходимо отметить в первую очередь сочетание очень простого, доступного практически всякому читающему языка и обилия приводимой литературы (библиография в конце книги состоит из более чем 70 названий; реально источников привлечено гораздо больше, потому что за рядом названий стоят многотомные периодические издания). Второе, на что обращает внимание вдумчивый читатель, — это умение автора извлекать из исследуемых текстов самые, казалось бы, крохотные крупицы информации и показывать всю немаловажность скрытого в них смысла.

http://pravmir.ru/moskovskie-mitropolity...

Об отце архимандрите Кирилле (Павлове) Архимандрит Макарий (Веретенников) . Лаврский архимандрит Кирилл Высок подвиг духовничества, столь необходимый для нашего спасения. Олицетворением этого подвига в наше время является духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл. Батюшка (в миру Иван Дмитриевич Павлов) родился 8 октября 1919 года в деревне Маковские Выселки, Михайловского района, Рязанской области, в семье крестьянина. Отец Кирилл вспоминал о себе: «Вырос в крестьянской семье, родители были верующие. Но с 12 лет я жил в неверующей среде, у брата» 1 . Происшедшая перемена в семье была вызвана наступившим сиротством, и «воспитывала мальчика бабушка» 2 . В 1933 году отец Кирилл поступил учиться в Касимовский индустриальный техникум. Проучившись 4 года, он получил специальность техника-технолога по холодной обработке металлов резанием. Затем отец Кирилл год проработал на заводе в Челябинской области, в городе Катав-Ивановске, а с 1939 года «служил срочную службу на Дальнем Востоке, где и встретил июнь 41-го... В октябре был он уже на Волховском фронте, в огненной гуще тяжелейших боев. Натерпелся военного лиха, был ранен... а после 2 месяцев госпиталя опять исправно потянул солдатскую лямку: то в расчете ПТР, то в минометной роте, то в танковых частях. В приволжских степях под Сталинградом спал в снегу, околевал от холода, отступал и наступал, остался жив (хоть и не чаял), освобождал Европу от фашизма» 3 . Во время войны мужественный воин был дважды ранен: в ногу, затем в руку. Им был пройден большой и тяжелый путь, о котором архимандрит впоследствии вспоминал так: «Наш самоходный полк прошел Румынию, попал в Венгрию. Сильные бои были возле озера Балатон. Потеряли 20 самоходок, но мне с Евангелием было не страшно... Дошел до Австрии» 4 . События пережитой войны, несомненно, часто всплывают в сознании фронтовика. «То необходимо вспомнить название городка, где он лежал в госпитале со вторым ранением, то воскресшая в памяти страшная картина гибели подорвавшихся на мине однополчан надолго лишает его сна и покоя...» 5 . Памятью о сталинградских окопах стали больные лёгкие и покашливание отца Кирилла 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

1. Послание Новгородского архиепископа Макария великому князю Василию Иоанновичу об учреждении общежития в новгородских монастырях (1526–1527 гг.) Благородному и христолюбивому и вседержавному царю и государю великому князю (...), всея Руси самодержцу, богомолец твой архиепископ Великаго Новагорода и Пскова владыка (...) благословляет и челом биет. Бога ради, государь, и Пречистые Богородица и великих ради чудотворцов, подщися и промысли о Божественных церквах и честных монастырех: занеже, государь, от вышняа Божиа десница поставлен еси самодержец и государь всея Русии. Тебя, государя, Бог в Себе место избра на земли и на Свои престол вознес посади, милость и живот тебе поручи всего великаго Православна; нам же лепо по царскому твоему остроумию и богопреданной премудрости, вспоминати яко государю и самодержцу царю. Ты, о боговенчанный государь, уподобился еси благочестивому и равноапостолному великому князю Константину: якоже он христианский род в своем царствии из рова преисподняго возведе и всяко благочиние церковное утверди, такоже и ты створил еси, боговенчанный самодержец и государь всея Русии, в своем царствии, попреже сих лесть явльшуюся чрез ноугородцких еретиков до конца низложил еси, с богохульными их преданьи, и свое великое Православие всех верующих в Святую и Животворящую Троицу сердца возвеселил еси, и вся церковнаа и монастырское благочинье и благостояние в всех церквах и монастырех боголепно и благообразно управление имуть, твоим царским остроумием и богоданной ти ревности, государю и самодержцу царю. Так и ныне, государь, потщися и покажи ревность о Божественных церквах и честных монастырех своих богомолей, в твоей отчизне в Великом Новогороде и Пскове упраздни некое бесчиние, своим царьским повелением. Тебе б должно, государю и самодержцу, от треволнениа спасти и съблюдати, також и нам, богомолцем твоим, попеченье имети о своей Богом порученей нам пастве, о святых Божиих церквах, и честных монастырех, и о всех право· славных христианах, о единородных и безсмертных их душах, и неправдивати и учити по Божественому Писанью Святых Апостол и Святых Отец седьми Соборов и поместных, и обращати съгрешающих на покаянье, и приимати и миловати кающихся по правилом Святых Отец, а не кающихся, ни обращающихся анафеме предавати по уставу священых правил Святых Отец, и от Церкви отлучати: аще иереи, или диакон, или причетник, или простолюдин, такоже да извержетца; аще покаются, достоит миловати, аще, ли не покаются, и нам должно о тех отцу своему Данилу Митрополиту возвещати, такоже и тебе вседержавному государю возвестити, по Божественому Писанью: вся да сказана бывают царю 9 и архиерею.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В статье рассматриваются биография и научные труды малоизвестного церковного историка XX в. Евгения Николаевича Сумарокова. Будущий историк родился в 1884 г. в Симбирске. По окончании духовного училища и Уфимской духовной семинарии он обучался на юридическом факультете Томского и Санкт-Петербургского университетов, одновременно обучаясь в 1910–1912 гг. в Археологическом институте. Перед революцией жил и работал в Уфе. Участвовал в работе правительства адмирала А. В. Колчака. В феврале 1920 г. Е. Н. Сумароков из Читы эмигрировал в маньчжурский Харбин. Нес служение псаломщика, с 1924 г. был членом епархиального совета Харбинской и Маньчжурской епархии, а позднее – ответственным секретарем епархиального совета, исполняя также обязанности юрисконсульта. С самого основания в 1934 г. Института св. кн. Владимира в Харбине становится его преподавателем, а позднее и деканом богословского факультета. Евгений Николаевич читал лекции по общей церковной истории, по истории Русской Церкви и церковному праву. В 1946 г. Е. Н. Сумароков принял советское гражданство, а в 1948 г. он был арестован в Харбине и затем в Советском Союзе получил 10 лет лагерей. Умер в лагере в конце 40-х – начале 50-х годов. В Харбине Е. Н. Сумароков активно издавался в местной церковной прессе; в основном это статьи научно-просветительского характера. Кроме того, в Харбине вышел целый ряд его книг, среди которых значение для историографии истории Русской Церкви имеют «Лекции по истории Русской Церкви» (в 2-х томах). Два тома охватывают историю Русской Церкви до конца XIX в. Свой научный труд Евгений Николаевич создавал прежде всего с педагогической целью, стараясь изложить наиболее полно современные ему представления об истории Русской Церкви. Харбинский историк прежде всего ориентировался на известные труды Е. Е. Голубинского , митрополита Макария (Булгакова) , но использовал и другие, – как общие курсы, так и статьи по отдельным проблемам. Однако в Харбине у Е. Н. Сумарокова в наличии было не так много литературы, и тем более источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Воспоминания Митрополита Иосифа Митрополит Иосиф прожил большую и долгую жизнь, полную скорбей и невзгод, пройдя заключение и ссылки. На своем жизненном пути он встречался со многими людьми и был очевидцем многих событий. К нему неоднократно обращались разные люди, говоря о необходимости писать воспоминания, но Владыка всегда отказывался, считая, что время этому не благоприятствует. Он с удовольствием расказывал о своем прошлом за столом, или же просто в беседе. Это были преимущественно времена его юности и молодости. О времени пребывания в долголетних заключениях говорилось менее. При этом в его воспоминаниях не было никакой озлобленности, а, как всегда был некоторый юмор, игра слов и назидательность. Из слов Владыки известно, что в начале 1943 года, во время заключения в уманской тюрьме при немцах, он, будучи долгое время без воды и хлеба, был чудесным образом спасен от голодной смерти. Однажды в лагере ему пришлось принимать роды. В другой раз во время обеда он побежал за чаем по арматурам и провалился. Его спас другой заключенный. Успев, падая, зацепиться, Владыко, однако, так и не выпустил чайник... Однажды во время следствия он сидел в камере вместе с Владыкой Мануилом Куйбышевским и т.д. В последний год Митрополита Иосифа жизни были сделаны некоторые записи, которые собраны здесь с максимальным сохранением особенностей его речи. Они расположены в возможном хронологическом порядке, что иногда было трудно сделать, т.к. повествование может переключаться на более позднее время. Но в целом это преимущественно ранний период его жизни. Воспоминания Митрополита Иосифа Когда в Могилеве мы играли в архиерейскую службу, то у меня был «протодиакон». Позднее он служил с Епископом Павлином Могилевским. Ваяя Седин его называли. Он до одиннадцати лет сидел в песке, а потом басок у него появился. А когда «играли», то он у меня протодиаконом был. Меня на тарантайке везут, а крутом бегут все. А-а-а-а, звонют везде, а я сижу, и так делал, как Владыка Питирим. А один раз ворота не открыли у Бондаревых, а я на кабане туда приехал служить всенощную.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Знамения и чудеса. Из воспоминаний о митрополите Иосифе (Чернове). Посмертные чудеса Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 16 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 От редакции Обычно под заголовком “Знамения и чудеса” мы печатали анонимные сообщения. На этот раз мы изменяем этому обыкновению, публикуя присланные нам из Казахстана свидетельства о посмертных чудесах митрополита Иосифа (Чернова, Пользуемся случаем, чтобы выразить нашу глубокую признательность митрополиту Алма-Атинскому и Казахстанскому Мефодию, благословившему сотрудников епархии подготовить эти материалы, и тем, кто ими непосредственно занимался. В данном предисловии мы используем воспоминания архиепископа Василия (Кривошеина), который лично знал Митрополита и почитал его как иерарха, как пастыря и исповедника 1 . В свое время наш журнал уже опубликовал статью о владыке Иосифе (Архимандрит Макарий (Веретенников). Иосиф, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский//Альфа и Омега. 4(18). 1998) и мы надеемся в дальнейшем печатать материалы о нем и его епархии — епархии исповедников, как ее называют, потому что в те времена большинство верующих там составляли ссыльные, пострадавшие за православную веру.Да и самого вла­дыку Иосифа называли епископом-исповедником (около двадцати лет он пробыл в лагерях и ссылках) и великим старцем, потому что велик был его духовный опыт и велико его попечение о духовных чадах и о всей епархии. Владыка Василий, приехав на выборы Патриарха из-за рубежа, естественно, интересовался мнением епископата и клириков о возможных кандидатах. В основном спор шел вокруг имен митрополитов Пимена (которого поддерживало большинство) и Никодима, но были и такие, кто называл кандидатуру митрополита Иосифа; правда, с оговорками: ему уже 80 лет (на самом деле было 78), он был в оккупации, чего не любят власти, да и “ладить” с этими властями привычки не имел (говорили, что местный уполномоченный предлагал Владыке выставить свою кан­дидатуру и обещал поддержку, на что тот сказал: “Мне вашей поддержки не надо!”) 2 .

http://pravmir.ru/znameniya-i-chudesa-iz...

Скачать epub pdf 26 сентября 2012 г. 4 сентября 2005 года исполнилось тридцать лет со дня кончины митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа, но память о нем жива. Его помнят, о нем выходят книги и статьи 1 , публикуются проповеди 2 . Это был архиерей, запомнившийся верующим людям любовью к богослужениям, своими проповедями. Кто близко с ним общался, помнит его простоту, заботливость, участие. Владыка чтил в своих молитвах преподобную Пелагию (†457; iai. 8 ieo.), io?aieea Eaeiaa Ia?nyieia (†421; iai. 27 iiya.) e nayoeoaey Iaaea Eniiaaaieea (†350; iai. 6 iiya.), eioi?ui ii ninoaaee aeaoenou 3 . Акафисты писались им в условиях военного времени. В рукописном Акафисте преподобной Пелагии имелась пометка об освящении иконы святой, в которую была вложена частица ее мощей 4 . В письме Таборанским, близким к Владыке, он писал в 1948 году об обстоятельствах написания Акафиста преподобной Пелагии: «Когда писался акафист в Азове в начале 1942 года и был он летом в июне окончен, то тот муж, юноша-инок, писавший его и окончивший в день канонизации, то есть когда бы его впервые на Богослужении прочесть и благословить, очень смущался, будут ли приняты преподобной эти малые его труды, не отвергнет ли Господь эту похвалу Его подвижнице как недостаточную и недостойную. Он, юноша, тот инок, очень томился духом и молил Господа дать указания… Накануне того дня, когда был прочитан за Богослужением акафист, под утро этот скромный автор и недостойный творец акафиста видел сон такой. Ей-ей, это правда. Пишу эти строки по совести своего звания! Он видит себя в очень большом красивом, красивом саду, красивее красивой и волшебной “Софиевки”. Там было много павильонов разных форм и стилей. Этот автор, как бы еще мальчик, в штанишках и рубашечке только, поражен красотой сада и павильонов. Он волнуется, боится, никого из людей там нет. Сад – отблеск райской красоты на земле, и павильоны величественно стоят. Он вбегает в один из павильонов, состоящих из цветного металла и толстого стекла, там чудные золотые вокруг прилавки и полки, а на полках до потолка ряда в четыре стоят разные красивые, красивые корзинки с разными фруктами, ему знакомыми и невиданными красивыми фруктами. Мальчик-юноша, автор этот, с расширенными зрачками и бьющимся сердцем смотрит на всю эту безмолвную красоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

ХРОНИКА: Защита диссертации в Московской Духовной Академии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 14 марта 1996 года в большом Актовом зале Московской Духовной Академии состоялся магистерский диспут первого проректора и доцента МДА архимандрита Макария (Веретенникова), представившего на соискание ученой степени магистра богословия сочинение на тему: “Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси”. К диспуту библиотека МДА подготовила выставку, посвященную митрополиту Макарию, где во втором разделе были представлены публикации диссертанта. На защите присутствовало телевидение; впервые был разослан в центральные библиотеки автореферат. Каждая защита диссертации вызывает законный интерес в богословских и церковных кругах, поэтому когда начался диспут, в зале собрались члены Совета Академии, студенты Московской Духовной Академии и Семинарии, учащиеся Регентской и Иконописной школы, братия Свято-Троице-Сергиевой Лавры и гости. Ректор Московской Духовной Академии и Семинарии епископ Евгений тепло отозвался о диссертанте, отметив его высокие достоинства и подчеркнув, что он занимается не только плодотворной пастырской и педагогической деятельностью, но и преуспевает в богословской науке. Секретарь Ученого Совета профессор архимандрит Платон ознакомил аудиторию с биографическими сведениями о магистранте и со списком его научных трудов, опубликованных по теме диссертации в различных печатных органах. Затем архимандрит Макарий (Веретенников) ознакомил слушателей с содержанием работы. Диссертация архимандрита Макария состоит из двух частей: исследования (1й том, 719 с.) и приложения (2й том, 271 с.). Во втором томе помещены творения святителя Макария, адресованные ему грамоты и послания, документы, относящие­ся к церковной жизни эпохи митрополита Макария, а также служба и акафист Святителю. Перечень источников и литературы включает 1250 названий. Исследование состоит из 14 глав, включая Введение.

http://pravmir.ru/xronika-zashhita-disse...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Архиереи (в алфавите имен) Алексий, митр. Московский, свт. – см. ИУ. 697. Макарий (Веретенников) , архим. Вехи жизни Всероссийского митрополита Антония//АиО. 1999. 2(20). С. 185–187. Геннадий Новгородский (Гонзов), свт. – см. ИУ. Евфимий Новгородский, свт. – см. 1281. 698. Воробьев М. Н . Митрополит КИРИЛЛ и Владимирский Собор 1274 года//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 29–32. Стефан Пермский, свт. – см. 1301. Святитель Макарий Московский (XVI в.) 699. Воронин Ф. Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси, и его литературная деятельность//БТ. 1996. Сб. 32. С. 120–222. 700. Журинская М. А. Жизнь святителя: Повествование о митрополите Макарии//АиО. 2000. 4(26). С. 339–341. Рец. на кн.: Бобринский Н. Н. Летопись жития Макария, митрополита Всероссийского: Ист. повествование//Роман-газета, XXI век. 2000. 1. С. 8–69. 701. Макарий (Веретенников) , архим. Первосвятительская деятельность Макария, митрополита Московского и всея Руси (f 1563)/Свящ. П. Веретенников//ВРЗЕПЭ. 1980/1981. 105/108. С. 213–246. 702. Макарий (Веретенников) , архим. Новые материалы о Всероссийском митрополите Макарии//ЦиВр. 1992. 3. С. 72–76. 703. Макарий (Веретенников) , архим. Из жизни митрополита Московского и всея Руси Макария//АиО. 1995. 4(7). С. 109–119. 704. Макарий (Веретенников) , архим. Митрополит Макарий и его святые современники//АиО. 1996. 4(11). С. 158–172. 705. Макарий (Веретенников) , архим. Можайский период Всероссийского митрополита Макария//АиО. 1997. 3(14). С. 173–182. 706. Макарий (Веретенников) , архим. Заметки о митрополите Макарии//АиО. 1999. 1(19). С. 193–201. 707. Макарий (Веретенников) , архим. Духовные грамоты, подписанные свт. Макарием//ИВ. 1999. Вып. 2. С. 93–100. 708. Макарий (Веретенников) , архим. Новый автограф свт. Макария//АиО. 1999. 3(21). С. 243–246. 709. Макарий (Веретенников) , архим. Последние годы архиерейства свт. Макария в Великом Новгороде//АиО. 2000. 2(24). С. 160–171. 710. Макарий (Веретенников) , архим. Важнейшие вехи жизни свт. Макария//АиО. 2000. 4(26). С. 151–162.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010