25 февр. 1935 г. А. был арестован вместе с неск. клириками Белгородской епархии. Лжесвидетелями против А. выступили деятели обновленчества и григорианского раскола . На допросах А. держался мужественно, недвусмысленно изложил свою церковную позицию. На вопрос следователя, с кем из правосл. архиереев А. общался в Харькове, он ответил, что хорошо знал и встречался со сщмч. Константином (Дьяковым) , архиепископами Борисом (Шипулиным) и Онуфрием (Гагалюком), епископами Стефаном (Андриашенко), сщмч. Макарием (Кармазиным) , сщмч. Павлом (Кратировым) и сщмч. Дамаскином (Цедриком) . Все они служили в одном храме и часто в дни церковных праздников собирались вместе у кого-нибудь в доме, обсуждали церковные вопросы, в т. ч. о расколах - григорианском и лубенском. 11 сент. 1935 г. специальная коллегия областного суда приговорила А. и благочинного свящ. сщмч. Митрофана Вильгельмского к 10 годам лишения свободы, свящ. сщмч. Александра Ерошова и псаломщика мч. Михаила Вознесенского - к 5 годам, свящ. сщмч. Михаила Дейнеку - к 3 годам лишения свободы. Все они были отправлены на Дальн. Восток в тот же лагерь, где находились архиеп. Курский Онуфрий (Гагалюк) и осужденные вместе с ним священники священномученики Виктор Каракулин и Ипполит Красновский . В февр. 1938 г. против А., архиеп. Онуфрия, священников священномучеников Ипполита Красновского, Николая Садовского , Митрофана Вильгельмского, Василия Иванова , Николая Кулакова , Максима Богданова , Михаила Дейнеки, Александра Ерошова, Александра Саульского , Павла Попова , Павла Брянцева и псаломщиков мучеников Григория Богоявленского и Михаила Вознесенского было начато новое дело. Никто из них не признал себя виновным и отказался подписать лжесвидетельства. В нач. марта 1938 г. все обвиняемые были перевезены из лагеря в Благовещенскую тюрьму. А. был расстрелян вместе с архиеп. Онуфрием (Гагалюком), священниками Ипполитом Красновским, Николаем Садовским, Митрофаном Вильгельмским, Василием Ивановым, Николаем Кулаковым, Максимом Богдановым, Михаилом Дейнекой, Александром Ерошовым, Александром Саульским, Павлом Поповым и псаломщиками Григорием Богоявленским и Михаилом Вознесенским по приговору тройки НКВД от 17 марта 1938 г. А. прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/115876.html

К позиции священномученика Кирилла была в те годы близка и каноническая платформа Русской Зарубежной Церкви, которая отказалась от подчинения Московской Патриархии еще в 1927 г., а в 1931 г. разорвала с ней молитвенное общение. При этом таинства митрополита Сергия признавались благодатными, а священников Московской Патриархии, убегавших за границу, в Зарубежной Церкви долгое время принимали без покаяния. Помимо указанных движений существовали другие оппозиционные течения, группировавшиеся вокруг ярких лидеров. Например, даниловская оппозиция считала своим главой архиепископа Феодора (Поздеевского) , включала таких архипастырей, как Парфений (Брянских), Гавриил (Аболымов) и др. Мечёвская оппозиция сформировалась вокруг общины праведного Алексия Мечёва в храме святителя Николая в Кленниках в Москве. Настоятелем храма был сын протоиерея Алексия священномученик Сергий Мечёв . Было бы неверно считать, что все эти течения были независимыми друг от друга группами, на самом деле они переплетались и друг с другом, и со сторонниками Московской Патриархии. Известно, например, что представитель правой оппозиции епископ Макарий (Кармазин) в ссылке жил в одном доме с архиереем Московской Патриархии епископом Порфирием (Гулевичем). Святители не только находились в дружеском общении, но и совместно совершали литургию. Впоследствии возникло неверное представление, что Российская Церковь в те годы делилась на благоденствующих последователей митрополита Сергия и гонимых последователей митрополита Иосифа, скрывавшихся в катакомбах. Приходится сталкиваться с именованием правых оппозиционных течений «Катакомбной Церковью». На самом деле это не так, и понятие «Катакомбная Церковь » намного шире. Вплоть до 1940-х гг. В стране легально существовали как приходы правой оппозиции, так и приходы митрополита Сергия. Также параллельно существовали «катакомбные», или тайные, приходы и даже монашеские общины. Часть из них поминала митрополита Сергия (Страгородского) , часть – лидеров правой оппозиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Также и в последующие голодные 1932-1933 годы на улицах Алма-Аты, как и на улицах других городов Казахстана, валялись трупы людей. Но это не беспокои-ло руководителей республики. Напротив, за оказание помощи ссыльному духовен-ству, приравненную к к/р деятельности, протоиереи Николо-Кучугурской церкви священномученики Александр, Стефан и Филипп в конце 1932 года были аресто-ваны и в январе 1933 года скончались в тюрьме от сыпного тифа. Ссылка в Казахстан чаще всего заканчивалась новым арестом. Но, начиная с 1937 года, приговаривали в основном уже к смертной казни. Так, в Талды-Курганской области в 1935 год отбывал ссылку епископ Екатеринославский Мака-рий (Кармазин). Он проживал на станции Уш-Тобе Каратальского района. В фев-рале 1937 года НКВД направило в ссылку в Уш-Тобе и епископа Симферопольско-го и Крымского Порфирия (Гулевича). 20 ноября 1937 года епископ Порфрий и епископ Макарий были арестованы и 2 декабря того же года оба священномучени-ка были расстреляны в г. Талды-Кургане. Но, пожалуй, самая трагическая страница времен гонений, вписанная в марти-ролог Казахстанской церкви – это история города Караганды, которая состоит из тесно связанных между собой истории крестьян-спецпереселенцев 30-х годов и ис-тории Карлага – Карагандинского лагеря НКВД. Для освоения целинных земель Центрального Казахстана и разработки Кара-гандинского угольного бассейна летом и ранней осенью 1931 года на территорию будущей Караганды и области были привезены 52 тыс. крестьянских семей и бро-шены под открытым небом на произвол судьбы – ни жилья, ни хлеба в достатке, ни воды. Люди поселились в ямах, которые копали себе сами. И знойным летом 1931 года в наскоро образованных поселках-обсервациях от дизентерии и голода погибли почти все дети до 6-летнего возраста. А суровой зимой 31-32 гг. прошла волна массовой смертности. Главными губителями людей были холод, голод, по-вальный тиф, цинга. В результате в поселках вымерло более половины от общего количества крестьян. А в 1933 году, когда почти на всю страну обрушился голод, по спецпереселенцам прошла новая волна смертей.

http://pravicon.com/info-2623

После национализации в июле 1922 г. всех монастырских строений К. занял должность заведующего строениями лавры, выделенными властями в 6-й городской район Киева, являлся членом церковной общины «Киево-Печерская Лавра», созданной из лаврской братии и прихожан. Проф. Никодимов дал в воспоминаниях такой портрет К.: «Высокий старец с лицом аскета, с длинной седой бородой, довольно красивый, если нужно, то и гостеприимный, говорящий тихо, искренним тоном, с постоянно ласковой улыбкой, он вначале буквально очаровал меня, и понадобилось довольно много времени жизни в Лавре, чтобы я понял его другую сторону. Я пришел к убеждению, что отец Климент не обладал твердой волей и быстро поддавался влияниям, увлечениям. Но как монах он любил молитву, пост, богослужения. Жизнь его была полна треволнений и скорбей…» (Там же. С. 23). Во время кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г. К. сотрудничал с властями, что было даже отмечено в газ. «Правда», однако часть лаврских ценностей все же удалось временно скрыть в тайниках. В ночь на 11 апр. 1923 г. К. был арестован в лаврской братской больнице, где находился на лечении хронического заболевания горла и легких. Был помещен в ДОПР (Лукьяновскую тюрьму). В период его заключения на должность временного заместителя наместника лавры был избран архим. Макарий (Величко). 30 сент. того же года К. был освобожден из тюрьмы. 4 авг. 1924 г. братия избрала К. настоятелем, а архим. Макария - наместником лавры. 16 авг. они были утверждены в должности патриархом свт. Тихоном . Патриарх возвратил Киево-Печерской лавре статус ставропигиального мон-ря, что вызвало конфликт с К. временно управляющего Киевской епархией Уманского еп. сщмч. Макария (Кармазина) ( Феодосий (Процюк). 2004. С. 278-279). 25 окт. 1924 г. К. вместе с архим. Макарием был арестован Киевским губ. отделом ГПУ УССР. В дальнейшем были задержаны еще 28 монахов лавры, 2 послушника и 4 члена лаврской общины. Поводом для арестов стали поступившие в ГПУ доносы о сокрытии монастырских ценностей; из тюрьмы К.

http://pravenc.ru/text/1841357.html

Всплеск церковной активности 1933–1934 гг. продолжался недолго. На смену странной «сталинской оттепели» уже в середине 1934 г. пришло новое ужесточение политики в отношении Церкви. Как и в конце 1920-х гг., оно началось с оппозиции митрополиту Сергию, а затем распространилось и на его сторонников. Первым из видных оппозиционеров 21 мая 1934 г. был арестован в Архангельске «пламенный» архиепископ Серафим. Затем 14 июля в Гжатске был арестован митрополит Кирилл, чья полемика с митрополитом Сергием так и не получила продолжения. 1 августа очередь арестов дошла до епископа Дамаскина. Осенью 1934 г. были арестованы практически все остальные архиереи из числа «правой» оппозиции, находившиеся либо на свободе, либо в недалеких ссылках: архиепископы Прокопий (Титов) и Феодор (Поздеевский) , епископы Макарий (Кармазин) и Парфений (Брянских). По какому-то недосмотру тогда забыли арестовать епископа Афанасия (Сахарова) , но в 1936 г. вспомнили и о нем. Немногим лучше складывались и дела Московской Патриархии. Никакого Архиерейского Собора митрополит Сергий в 1934 г. не дождался. Более того, арестов не избегали и его сторонники, так, например, в феврале 1935 г. в Москве был арестован близкий Заместителю архиепископ Варфоломей (Ремов) . В приговоре Военной коллегии Верховного суда было сказано, что «Ремов, состоя секретным сотрудником НКВД, неоднократно встречаясь в Москве в 1934 г. и начале 1935 г. с неофициальным представителем Ватикана в Москве – Неве, систематически сообщал ему, в прямое нарушение служебного долга, устно и письменно, явно клеветнические и провокационные сведения о мнимом преследовании религии в Советском Союзе, зная, что Неве всю эту информацию посылает за границу для использования по ведению антисоветской кампании» 1374 . 17 июня 1935 г. архиепископ Варфоломей был приговорен к высшей мере наказания и 26 июня расстрелян. Как видно, секретное сотрудничество с госбезопасностью уже не спасало, в любой момент можно было получить обвинение, что плохо исполнял свой «служебный долг» перед органами, «двурушничал». Ведь преследование религии в Советском Союзе было «мнимым»!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

105 Азария (Азарий) (Попцов; Т 1878), схимонах – насельник Русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне, библиотекарь, археограф, исследователь и издатель афонских документов. 108 Макарий (Кармазин Григорий Яковлевич; 18751937), епископ – выпускник Подольской ДС (1898), священник в церквах Подольской губернии (1893), военный священник (1902), священник на приходах Киевской епархии (19181922); епископ Уманский, викарий Киевской епархии (1922), с апреля 1923 г. управляющий Киевской епархией, в январе 1925 г. был арестован, выпущен в конце этого же года; епископ Екатеринославский и Новомосковский, вновь арестован, выслан в Харьков; подвергался новым арестам и ссылкам в 1927 и 1934 гг. Последний арест в 1937 г. привел к приговору к смертной казни. Причислен к лику святых в 2000 г. 109 Вероятно, имеется в виду издание:ηνολγιον των ευαγγελιν εορταςοτικον sive Kalendarium ecclesiae Constantinopolitanae M. annorum vetustate insidne … accedunt quatuor evangeliorum lectiones in codice variants/ed. S.A.Morcelli.Romae, 1788. Vol. 12. 110 Дмитриевский А. А. Русские на Афоне: Очерк жизни и деятельности игумена Русского Пантелеимоновского монастыря священноархимандрита Макария (Сушкина). СПб, 1895. 111 Eς πολλ τη, δοποτα (греч.) – На многая лета, владыко – песнопение архиерейского богослужения и традиционное приветствие архиерея в Православной Церкви 112 Иннокентий (Пустынский Александр Дмитриевич; 18681937), архиепископ – выпускник КДА (1893), преподавал в духовных школах, магистр богословия (1900); епископ Аляскинский, викарий Северо Американской епархии (1903), епископ Якутский и Вилюйский (1909), Туркестанский и Ташкентский (1912); в 1923 г. примкнул к обновленчеству, обновленческий «митрополит» Киевский и Галицкий (1924); подвергся аресту и ссылке (1933), вновь арестован (1937) и расстрелян. 113 Памяти С. И. Пономарева//СИППО. 1914. Т. 25. Вып. 2. С. 229257; Вып. 34. С. 408435; Памяти библиографа и вдохновенного певца Св. Земли С. И. Пономарева: (По переписке его с о. архимандритом Антонином и В. Н. Хитрово ). Петроград, 1915.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Проф. Никодимов дал в воспоминаниях такой его портрет:  «Высокий старец с лицом аскета, с длинной седой бородой, довольно красивый, если нужно, то и гостеприимный, говорящий тихо, искренним тоном, с постоянно ласковой улыбкой, он вначале буквально очаровал меня, и понадобилось довольно много времени жизни в Лавре, чтобы я понял его другую сторону. Я пришел к убеждению, что отец Климент не обладал твердой волей и быстро поддавался влияниям, увлечениям. Но как монах он любил молитву, пост, богослужения. Жизнь его была полна треволнений и скорбей…» . Во время кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году сотрудничал с властями, что было даже отмечено в газете «Правда», однако часть лаврских ценностей все же удалось временно скрыть в тайниках. В ночь на 11 апреля 1923 года был арестован в лаврской братской больнице, где находился на лечении хронического заболевания горла и легких. Был помещен в ДОПР (Лукьяновскую тюрьму). В период его заключения на должность временного заместителя наместника лавры был избран архим. Макарий (Величко) . 30 сентября того же года был освобожден из тюрьмы. 4 августа 1924 года братия избрала его настоятелем, а архим. Макария (Величко) - наместником лавры. 16 августа они были утверждены в должности патриархом свт. Тихоном . Патриарх возвратил Киево-Печерской лавре статус ставропигиального монастыря, что вызвало конфликт с ним временно управляющего Киевской епархией Уманского еп. Макария (Кармазина)   . 25 октября 1924 года вместе с архим. Макарием был арестован Киевским губернским отделом ГПУ УССР. В дальнейшем были задержаны еще 28 монахов лавры, 2 послушника и 4 члена лаврской общины. Поводом для арестов стали поступившие в ГПУ доносы о сокрытии монастырских ценностей; из тюрьмы он передал письменное распоряжение сдать их. ОГПУ были изъяты по акту более 350 сокрытых предметов, в т. ч. риза с чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы, 14 панагий, 22 наперсных креста и др. Действительной причиной ареста руководителей Киево-Печерской лавры было их сопротивление обновленчеству . Пользуясь сложившейся ситуацией, в декабре 1924 года обновленцы зарегистрировали на территории лавры свою общину, которой были переданы монастырские храмы. 

http://drevo-info.ru/articles/13681433.h...

Для чего мы это делали? Для того чтобы не повторились горькие ошибки, цена которым – человеческая жизнь, человеческая память должна хранить не только радостные моменты жизни, но и печальные страницы прошлых лет. Следует также отметить, что данная экспозиция вызвала широкий положительный резонанс в обществе: многие жители региона посетили ее, некоторые из них среди сотен имен находили своих родственников… Подвиг новомучеников и исповедников – это великая сила, которая способна оживотворять и укреплять не только нашу церковную жизнь, жизнь Православной Церкви XXI века, но и жизнь всего нашего народа. Этот подвиг еще и еще раз помогает понять каждому, кто готов понимать и слышать, что подлинная свобода обретается в истине, а отвергая истину, невозможно обрести свободу. В этом году 3 декабря Днепропетровская епархия молитвенно чтила память Екатеринославского епископа-священномученика Макария (Кармазина). 75 лет назад прекратилось биться сердце праведника: он был расстрелян. Но сегодня мы прославляем его как победителя в той страшной схватке. Хотя мучители считали, что он был побежден; память о нем, как и обо всех исповедниках Христовых, стремились стереть со страниц души людей, знавших и любивших его, а доброе имя пытались запятнать ложными протоколами допросов, измышлениями следователей, которые обвиняли его вместе с соратниками в политических преступлениях. Но мы знаем, что православные исповедники жизни свои отдали не за политические убеждения, а за Христа, за истину и за подлинную свободу. Пример исповедников за веру Христову чрезвычайно важен для современного человека, окруженного зачастую ложными представлениями о жизни, так как помогает понять очевидную истину: как бы ни была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. Вспоминая весь сонм святых новомучеников, каждый человек тем самым чтит память тех, кто сохранил верность истине и через это остался свободным от самых страшных и тяжких внешних обстоятельств жизни. Протоиерей Виктор Горбач , руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Южно-Сахалинске:

http://pravoslavie.ru/58073.html

Осенью 1926 года украинские архиереи обдумывали и обговаривали вопрос о необходимости тайно рукоположить новых Епископов. Для согласования Епископ Радомысльский Сергий (Куминский), имевший постоянное местопребывание в Киеве, послал в Харьков, тогдашнюю столицу Украины, доверенное лицо. В Харькове без права выезда проживали тогда многие архиереи. Посланный человек встретился с Епископами Макарием (Кармазиным, священномучеником, 1937, память 20 ноября/3 декабря), Константином (Дьяковым, священномучеником, 1938, прославлен УПЦ, память 19 мая/1 июня) и прочими архиереями. Предложенные Епископом Сергием кандидатуры были одобрены. Избрание кандидатов тогда происходило в Харькове, а акты, подписанные Епископами Украины, утверждались Заместителем Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополитом Сергием (Страгородским) . Как избрание, так и хиротония новых Епископов совершались конспиративно, без предварительного оповещения властей. Среди предложенных кандидатур новых Епископов было и имя архимандрита Аркадия (Остальского) 395 . Как выдающегося проповедника и лицо, наиболее разбирающееся в миссионерских вопросах, было предложено рукоположить его в сан Епископа Лубенского, викария Полтавской епархии, для борьбы с Лубенским расколом, вместо арестованного успешно боровшегося с этим расколом другого викария Полтавской епархии – Епископа Прилукского Василия (Зеленцова, священномученика, 1930, память 25 января/7 февраля) 396 , в помощь престарелому Архиепископу Полтавскому и Переяславскому Григорию (Лисовскому). 18. Лубенский раскол Здесь необходимо сделать отступление и коснуться церковной жизни Полтавской епархии тех лет, чтобы понять какие обстоятельства привели к возникновению Лубенского раскола. В начале мая 1917 года в Полтаве проходил чрезвычайный Полтавский епархиальный съезд духовенства и мирян. В то время по всей России происходили низвержения архиереев. Полтавский губернский комитет 12 апреля также постановил удалить Епископа Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова) из епархии, предварительно предложив ему добровольно удалиться на покой 397 . Созванный для этой цели епархиальный съезд, напротив, единогласно постановил выразить доверие владыке Феофану 398 . На этом съезде было образовано постоянное совещание при Епископе, которое, будучи органом совещательным, в тоже время было наделено съездом большими, чем консистория, правами. Члены этого совещания должны были избираться на епархиальном съезде, а не назначаться Епископом, что уже само по себе делало их независимыми от него. Съезд избрал председателем этого постоянного совещания настоятеля полтавской кладбищенской церкви протоиерея Феофила Булдовского, произнёсшего на съезде речь о необходимости «украинизации» Церкви и совершения богослужений на украинском языке. Протоиерей Феофил по своим политическим воззрениям являлся крайним украинским националистом 399 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Раскол Булдовского, поддерживаемый властями, имел прочные позиции в Донбассе. В дек. 1925 г. в Луганске состоялся 1-й окружной съезд духовенства и мирян «соборно-епископской» юрисдикции, на к-ром присутствовали 59 делегатов из 20 общин. Собор провозгласил своим архиереем архиеп. Иоанникия (Соколовского) и пригласил его переехать в Луганск. Окружной съезд лубенцев в Артёмовске в 1925 г. собрал 34 делегата. 12 февр. 1926 г. Луганский окружной админотдел передал лубенцам Казанский храм в Луганске. В сент. 1926 г. власти пытались передать этому расколу Петропавловский храм в Каменнобродском предместье Луганска. Архиеп. Иоанникий приехал, чтобы принять храм, но тихоновцы не пустили его, после чего Иоанникий уехал из Луганска. В 1927 г. власти выдворили из храма тихоновскую общину и передали его булдовцам. Рубеж 20-х и 30-х гг. XX в. в Донбассе был отмечен острым противостоянием обновленцев и булдовцев, при этом влияние последних в регионе снижалось, очевидно, из-за прекращения гос. поддержки их деятельности. В дек. 1929 г. в Луганске закрыли 2 храма булдовцев - Преображенский и Петропавловский на Каменном Броде. Новый кафедральнй Свято-Владимирский собор в Луганске. 1995–2006 г. Фотография. 2014 г. Новый кафедральнй Свято-Владимирский собор в Луганске. 1995–2006 г. Фотография. 2014 г. Для противодействия раскольникам в авг. 1923 г. было образовано каноническое Луганское окружное церковное управление, главой которого стал благочинный прот. Василий Сахновский, служивший в Никольском уездном соборе в Луганске (в окт. 1925 власти передали собор обновленцам). В 1925 г. викарий Днепропетровской епархии Александровский еп. Стефан (Адриашенко) назначил благочинным Луганского окр. и главой церковного уездного управления прот. Симеона Шалкинского, служившего в храме в с. М. Вергунка (ныне в черте Луганска). В марте 1927 г. прот. Симеон был арестован по обвинению в организации нелегального окружного управления. В 1926-1927 гг. Луганский окр. подчинялся еп. Макарию (Кармазину) , которого на время ареста замещал прот. Кирилл Перевозников из Днепропетровска. Освободившись из тюрьмы, прот. С. Шалкинский вновь возглавил Луганский окр., о чем свидетельствует его письмо экзарху Украины митр. Киевскому и Галицкому Константину (Дьякову) от 20 нояб. 1933 г. Возглавляемый им Вознесенский приход в М. Вергунке оставался единственной в регионе общиной РПЦ до закрытия храма в февр. 1935 г., когда Шалкинского вынудили снять с себя сан. В сент.-окт. 1927 г. был разогнан Успенско-Серафимовский Раздабаровский женский мон-рь близ г. Сватово. В 1929 г. закрыты Покровский собор в Старобельске и Никольский собор в Луганске.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010