В произведениях XIX в. архитектурный ансамбль обоих мон-рей передан нередко довольно условно. Это касается и Макариева Решемского мон-ря, изображение к-рого встречается на иконах М. в XIX в. Прп. Макарий Желтоводский в молении Св. Троице с Желтоводским мон-рем. Икона. 1661 г. Иконописец Симон Ушаков (ц. арх. Михаила Макариева Унженского мон-ря) Прп. Макарий Желтоводский в молении Св. Троице с Желтоводским мон-рем. Икона. 1661 г. Иконописец Симон Ушаков (ц. арх. Михаила Макариева Унженского мон-ря) Наиболее ранние сохранившиеся житийные иконы святого датируются кон. XVI - 1-й третью XVII в. Древнейшая из них происходит из Свияжска, основанного в период борьбы с Казанским ханством. Там, видимо, достаточно рано оформился культ М. Строителем Свияжска был участник взятия Казани царский дьяк И. Г. Выродков, многократно упоминаемый в разрядных книгах и др. источниках, свидетель одного из чудес, вошедших в древнейшую редакцию Жития святого, благотворитель Унженского монастыря. Икона М. с 20 клеймами датируется в ГМИИРТ XVI в. Судя по стилистическим особенностям, ее трудно отнести к XVI в., скорее она была создана в нач. XVII в. Состав клейм соответствует древнейшей редакции Жития и включает основные события жизни святого: 1) утешение плача младенца М. в церкви; 2) научение грамоте; 3) посещение Печерского мон-ря; 4) обмен ризами; 5) приход в Печерский мон-рь; 6) принятие пострига; 7) отец Иван ищет сына; 8) Иван у стен мон-ря; 9) игум. Дионисий сообщает М., что его ищет отец; 10) отец целует руку М.; 11) основание Лухской обители; 12) основание мон-ря на Жёлтых Водах; 13) основание ц. во имя Св. Троицы; 14) нападение татар на обитель; 15) приведение М. к воеводе татарскому; 16-17) чудо о лосе (олене); 18) приход М. на Унжу; 19) основание Унженской обители; 20) преставление М. Сюжеты традиционны для житийной иконографии святого. Прп. Макарий Желтоводский. Фрагмент иконы из деисусного ряда. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Петровском парке, Москва)

http://pravenc.ru/text/2561294.html

В 1854 г. монастырю было передано в ведение 40 дес. земли из Владыченской казенной дачи, находящейся на противоположном берегу Волги. В 1871 г. московский купец Ф. Н. Самойлов пожертвовал обители 21 дес. пахотной земли на 3 полях соседнего с обителью с. Нагорного. В 1873 г. некая госпожа Андронова завещала мон-рю пустошь Климовку с 18 дес. лесной и луговой земли в Кинешемском у. В 1876 г. крестьянин Чухломского у. И. Н. Баев пожертвовал 60 дес. луговой и лесной земли. В 1883 г. титулярный советник Г. А. Невзоров передал обители в вечную собственность 60 дес. пахотной и сенокосной земли в различных местах. К нач. XX в. мон-рю принадлежало свыше 260 дес. земли. С 80-х гг. XIX в. мон-рь владел часовней на пароходной пристани в Решме. В кон. XIX в. на всей Волге помимо М. Р. м. только 2 мон-ря имели часовни на пристанях: Толгский ярославский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Бабаевский во имя святителя Николая Чудотворца . В кон. XIX в. решемская часовня во имя прп. Макария и вмц. Екатерины находилась на пристани пароходного общества «Самолёт». Пожертвования от молебнов и от продажи свечей составляли немалую долю монастырских доходов. В сент. 1892 г. новый правящий архиерей, еп. Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев) , совершив объезд по епархии, писал: «К сожалению, Решемская пустынь найдена не в совсем устроенном виде» (Третье путешествие преосв. Виссариона, еп. Костромского и Галичского, для обозрения монастырей и церквей Кинешемского, Юрьевецкого и Макарьевского уездов//Костромские ЕВ. 1892. Ч. неофиц. 21. С. 532). В кон. 1894 г. предполагалось мон-рь упразднить и создать в нем Дом призрения бедных лиц духовного звания Костромской епархии. Был разработан устав Дома призрения, 1-й пункт к-рого гласил: «Для бесприютных и беспомощных заштатных священноцерковнослужителей, их жен, равно вдов и сирот духовенства Костромской епархии, учреждается «Дом призрения» в зданиях упраздненной Макарьевской Решемской пустыни» (ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 1. Д. 3491.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

Сформировавшаяся в ходе проведения «Альфы и Омеги» община молодых людей так и не смогла преодолеть барьер, мешающий ей жить полноценной церковной жизнью, не смогла с помощью миссионера достичь порога Храма (т.е. любого православного храма) и жить в нем под руководством священника-пастыря. В известной мере, подобные антицерковные плоды были обусловлены непрестанными разговорами ведущего о Божественной любви, о важности искренних и теплых отношений между прихожанами, а также тем вниманием, которым были окружены участники курса «Альфа и Омега». В результате в сознании неофитов появилось чувство раскола «идеального» и «реального»: «Я знаю, что духовные смыслы, они преломляются в человеческие. А я вижу, что человеческое, оно не преломляется, оно жестко противоречит… Любовь к Богу должна быть на человеческом уровне», – так это выражает участник курса Андрей 95 . Призыв апостола «достигать любовь» ( 1Кор. 14:1 ) обратился в данном случае в «поиск любви» в окружающих христианах, и, как следствие, в разочарование и схизматические настроения, сопряженные с убежденностью, что совсем недавно познакомившиеся участники семинара уже прониклись Божественной любовью, и призваны Богом поделиться этим опытом со всей Церковной Полнотой. Проведение курсов «Альфы и Омеги» прекратилось в начале 2006 г. В начале февраля 2006 года епархиальный совет Ивановской епархии обвинил игумена Евмения «в неправильном ведении монашеской жизни и в протестантизме» 96 . 10 февраля 2006 года Архиепископ Амвросий (Щуров) снял игумена Евмения с должности настоятеля Макариев-Решемского мужского монастыря в селе Решма Кинешемского района Ивановской епархии. Согласно заявлению благочинного по монастырям Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархий РПЦ игумена Антония (Мухина), «игумен Евмений был снят с должности настоятеля Макариево-Решемского мужского монастыря Ивановской области, который под его руководством стал скорее походить на секту, чем на православный монастырь» 97 , в связи с чем была организована комиссия по расследованию его деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/mimikrij...

Настоятелем был назначен игумен Евмений, который основное внимание уделял издательско-просветительской деятельности, работе с детьми и молодёжью. А восстановлением и благоустройством храмов и территории монастыря практически никто не занимался. Состав братии постоянно менялся и численно уменьшался, а в 2006 году обитель вообще чуть было не прекратила своё существование. Тогда в ней оставалось всего 3 человека - игумен Евмений и иеромонах Павел, да казначей (мирской человек). В феврале 2006 года указом архиепископа Амвросия игумен Евмений освобождён от настоятельства монастырём. Игумен и иеромонах, проявив недисциплинированность, покинули сразу же обитель, при это вывезя всю дорогостоящую компьютерную, видео и аудио технику, автомобили, дорогостоящий инструмент, дрова и другое имущество. На переданном монастырском счёте находилось 200 рублей. Монастырские здания имели вид как после сильнейшего погрома. Для сохранения Макариев-Решемского монастыря Священным Синодом 26 декабря 2006 года было принято решение преобразовать его в женский. Первой настоятельницей стала монахиня Василиса, много потрудившаяся для налаживания жизнедеятельности обители. Через два года она ушла на покой в связи с преклонностью лет и состоянием здоровья. Новой настоятельницей назначили монахиню Феофанию (Губайдулину). Сейчас в обители подвизаются пять монахинь, инокиня и три насельницы. Духовник монастыря - иерей Владимир Смирнов. В обители хранятся частицы святых мощей преподобного Макария, преподобных киево-печерских и оптинских святых. Службы проводятся в храме святителя Николая Чудотворца. Из книги-путеводителя " Кинешемская сторона. Путешествия в прошлое русской глубинки " . Издательство И. Д. " Референт " . Иваново, 2016 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06349

Решма. Макариев Решемский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1400. Ссылки:   Адрес: Россия, Ивановская область, Кинешемский район, село Решма Координаты: 57.408599, 42.563811 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Макарьев Решемский монастырь, общежительный, при слободе Решем, в 23 верстах от города Кинешмы, на правом берегу реки Волги. Основан в XV веке пр. Макарием (см. 25 июля) и был мужским; в 1901 году обращен в женский. Здесь весьма чтимы: образ пр. Макария и Казанская икона Богоматери. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Расположен на высоком берегу Волги, на территории бывш. с. Нагорное при слободе Решма. Рядом, ближе к Волге, до недавнего времени находился монастырьМакарьевская Решемская пустынь, образованная в нач. 17 в., с церковью Троицы 2-й пол. 18 в. Ныне комплекс состоит из двух церквей — летней Воскресения, 1754 г. и зимней Николая Чудотворца, сооруженной вскоре, около сер. 18 в. Раньше в комплекс входила также колокольня — восьмигранное столпообразное сооружение, завершенное высоким шатром, костромского типа. Ее основание служило притвором церкви Воскресения. Храмы поставлены параллельно друг другу; летний выдвинут к востоку. Именно эта церковь - Воскресения - и поныне главенствует в композиции, ранее поддержанная еще более высокой, чем основной объем шатровой колокольней. Кирпичные стены обоих храмов побелены по кладке. Несмотря на значительные утраты, комплекс ценен как пример позднего использования форм и приемов допетровского зодчества в строительстве 18 в. Беляев, 1863, с. 138; Баженов, 1904, с. 7-9; ИАК, 1909, с. 90; Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 127. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 487 25 июля 1911 г. в монастыре был заложен новый храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Окончанию строительства помешали известные революционные события. После 1917 г. монастырь был преобразован в женскую артель. Закрыт в конце 1920-х. Троицкую церковь, новую Казанскую (была ли она освящена - невыяснено) и ряд монастырских строений разобрали в 1940-е. Позднее на месте Троицкого храма выстроили школу.

http://sobory.ru/article/?object=06349

В 1927 году исполком Ивановского губернского Совета принял решение ликвидировать " артель " . Специально созданная комиссия предложила монахиням разъехаться по местам жительства их родственников. Игуменья с несколькими сёстрами переехали в Кинешму и, к сожалению, вскоре скончалась. Тело матушки Досифеи было погребено на погосте села Маврино (Оголиха), ныне не существующем. 13 марта 1929 года оставшееся имущество монастыря было передано Христорождественскому храму села Решмы, а в 1940-м году закрыли и его - последний действующий храм. Монастырь был разорён и разрушен. Кирпичные стены колокольни и монастырской ограды разобрали и использовали тот самый кирпич для строительства аэродрома в военное время. В бывших двухэтажных кельях разместился учебный корпус школы-интерната. На месте Троицкого храма позже будет построена средняя школа. Кладбище разорено, на его месте стоят жилые дома. По бывшей территории монастыря пролегает сельская улица. В двух сохранившихся монастырских зданиях до сих пор размещается администрация сельского поселения и школа-интернат. Разрушена часовня, стоявшая над монастырским колодцем, который, по преданию, выкопал сам преподобный Макарий. Вода в колодце, говорят, обладала уникальными целебными свойствами. Власти жестоко расправились с монахинями. Самая страшная участь выпала на долю монахинь, поселившихся в деревне Гаврилово. По рассказам, передающимся местными жителями из поколения в поколение, фанаты-безбожники устроили резню и убили всех монахинь. На месте их массового захоронения насыпан курган. Но не оставил преподобный Макарий своё детище без покровительства. Монастырь наперекор всем бедам и преградам возродился. В конце 1980-х годов оживилась духовная жизнь Решмы. Люди бережно хранящие веру отцов, собрали средства и дружно взялись за восстановление храма в честь святителя Николая Чудотворца. В 1992 году сюда приехало несколько насельников Киево-Печёрской лавры, и здесь стала возрождаться монашеская жизнь. В память о преподобном Макарии и его монастыре Свято-Никольский приход в 1994 году был переименован в Макариев-Решемскую монашескую общину, а через четыре года по решению Священного Синода преобразован в мужской монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=06349

Лит.: Пискарёв П. И. Описание Троицкого Макарьева-Желтоводского 2-кл. муж. мон-ря. Н. Новг., 1846; Макарий (Миролюбов), иером. Сказание о жизни и чудесах прп. Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца. М., 1850. 2 ч.; Памятная книжка Костромской губ. на 1862 г. Кострома, 1862. С. 310-311; Самарянов В. А. Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868. С. 121; Ведомость муж. и жен. мон-рям и общинам за 1901 г. СПб., 1902. С. 44-45; Баженов И. В. Макариев Решемский мон-рь Костромской епархии. Кострома, 1904; Денисов. 1908. С. 266-267; Церкви Костромской епархии: По данным архива Имп. Археол. комиссии. СПб., 1909. С. 126; Воззвание//Костромские ЕВ. 1911. 13. Отд. офиц. С. 191-192; Залетный Н. На закладке храма в Решме//Поволжский вестн.: Газ. Кострома, 1911. 29 июля; Решма: Закладка храма//Наша костромская жизнь: Газ. 1911. 28 июля; Решма: Пребывание Их Имп. Высочеств//Поволжский вестн. 1913. 7 июня; Крестный ход (Решма)//Советская газ. Кострома. 1918. 12 марта (27 февр.); Заключительное слово предуисполкома т. И. Е. Смирнова//Приволжская правда. Кинешма, 1927. 18 марта; Как будет ликвидирована Решемская с/х артель//Там же. 26 окт.; За монастырскими стенами//Там же. 28 окт.; В Решемском детдоме творятся вопиющие безобразия//Там же. 1928. 17 авг.; Решма без Макария//Там же. 23, 24 авг.; Классовый враг с крестом и молитвой: Контрреволюция под флагом церкви//Там же. 3 нояб.; Павлов-Сильванский Н. П. Феодализм в России. М., 1988; Зосима (Шевчук), архим. Мон-ри земли Ивановской. Иваново, 1999. С. 40-51; СПАМИР. 2000. Т.: Ивановская обл. Ч. 2. С. 487-488; Дамаскин. 2001. Кн. 2. С. 21-29, 246-253, 256-257; Зосима (Шевчук), архим., Гылко О. В. Решемский Макарьев муж. мон-рь//Рус. мон-ри: Поволжье. Новомосковск; М., 2003. С. 244-251; Федотов А. А. Собор Ивановских святых. Иваново, 2003. С. 10-11, 29; Книга памяти жертв полит. репрессий Костромской обл. Кострома, 2010. Т. 3. С. 525-526; Денисов В. В. История мон-рей Верхнего Поволжья: 2-я пол. XVIII - нач. XX вв. Ярославль, 2012. С. 123, 135, 143, 144.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

Тверская Донецкий-Предтечев-Успенский Новгородская Духов-Боровичский Нижегородская Духов-Рязанский Духов-Новосильский Калужская Духов-Галактионова пустынь Курская Духов-Якобштадтский Московская Екатерининская, что в Ермолинской роще Рязанская Железноборовский-Предтеч.-Яковлевский Тверская Зеленецкий-Троицкий Знаменский-Богородицкий-Обоянский Воронежская Знаменский-Хотмыжский Новгородская Игрицкий-Богородицкий-Песошенский Рязанская Ильинский-Богоявленский-Саранский Тульская Исаакова-Рождествен.-Богородицкая Вологодская Иоанно-Богословский-Крыпецкий Курляндская Иоанно-Богословский-Череменецкий Московская Иоанно-Предтечевский-Торопецкий Иоанно-Предтечев-Астраханский Костромская Иоанно-Предтечев-Казанский Казанский-Юхнов С.-Петербургская Керботовский-Успен.-Новомлинский Курская Коневский-Рождеств.-Богородицкий Коренная-Рождество-Богородицкая Курская Корсунский-Онуфриевский-Гуляницкий Костромская Красногородищенская-Введенская Красногорский-Богородицкий или Черногорский Пензенская Крестовоздвиженский-Саратовский Крестовоздвиженский-Кизлярский Ярославская Богоявленский-Слободский Псковская Кривоезерская-Троицкая С.-Петербургская Куряжский-Старохарьковский-Преображен. Псковская Лопотов-Григорьево-Пельшемский Астраханская Лукианова-Рождество-Богородицкая Казанская Макариевская-Свияжская Смоленская Макариевская-Решемская Черниговская Мироносицкая-Царевококшайская Выборгская Могилевская-Успенская Курская Молчанская-Рождество-Богородицкая Киевская Николаевская-Солбинская Николаевская-Чуркинская-Высокогорская Смоленская Николаевский-Туринский Архангельская Николаевский-Беседный-Тихвинский Николаевский на Болоте-Переяславский Саратовская Николаевский-Белогорский-Миропольский Терская Николаевский-Клабуков-Кашинский Вятская Николаевский-Малицкий Костромская Николаевский-Перервинский Харьковская Николаевский-Петровский Николаевский-Прилуцкий Вологодская Николаевский-Розважский Владимирская Николаевский-Троицкий-Гороховецкий Казанская Николаевский-Улейминский Костромская Нилова-Столбенская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Подобное свидетельство было получено и от преподавателя психологии ПСТГУ О. В. Якимчук, посетившей в 2004 году Макариево-Решемский монастырь: “одна девчонка откровенно сказала, что поняла, что Церковь и вправду не нужна — радостно так сказала — все проводили её недоумённым взглядом. Смотреть на это было больно и страшно, особенно оттого, что для многих это может быть непоправимо!”. Назвать это плодами православной миссии невозможно. Сформировавшаяся в ходе проведения “Альфы и Омеги” община молодых людей так и не смогла преодолеть барьер, мешающий ей жить полноценной церковной жизнью, не смогла с помощью миссионера достичь порога храма (то есть любого православного храма) и жить в нём под руководством священника-пастыря. В сознании неофитов появилось чувство раскола “идеального” и “реального”. Призыв Апостола достигать любовь (1 Кор 14:1) обратился в данном случае в “поиск любви” в окружающих христианах и, как следствие, в разочарование и схизматические настроения, сопряжённые с убеждённостью, что совсем недавно познакомившиеся участники семинара уже прониклись Божественной любовью и призваны Богом поделиться этим опытом со всей Церковной Полнотой. Одного из своих ближайших сподвижников игумен Евмений в то время склонял в протестантизм следующими высказываниями: “Ну да, познакомятся люди со Христом лично, и куда они придут? В эту мёртвую и построенную на обрядах РПЦ?” 45 . Однажды у этого послушника, проведшего в Макариево-Ре­шемском мужском монастыре два года, произошёл следующий диалог с игуменом Евмением: “— А что же ты с такими взглядами делаешь в РПЦ? … на что он ответил: — А вот это хороший вопрос!” 46 . Таким образом, можно констатировать, что участники семинара в с. Решма переняли воззрение на Церковь как на умирающий человеческий институт 47 , который противостоит “чудесной жизни с Иисусом” или даже затмевает её. При этом участники убеждены, что сами-то они точно рождены свыше и якобы призваны Богом вдохнуть новые силы в погибающую в обрядоверии Русскую Православную Церковь. Будто они призваны стать пророками: “Бог хочет что-то сказать всей Церкви через нас: через меня, через тебя” 48 . Молитвенное общение организаторов православного Альфа-Курса

http://pravmir.ru/alfa-kurs-i-pravoslavn...

Администратор форума Андрея Кураева дал следующее свидетельство о проведении в Макариево-Решемском мужском монастыре Ивановской епархии совместных молитв игумена Евмения с адептами неохаризматической “Росы”: «…Я ЛИЧНО участвовал в таком “молении” в Решме в следующем составе участников (неоднократно исповедался в этом!): — Марина Савельева (жена “епископа” Савельева) — игумен Евмений (Перистый) — пастор “церкви РОСА” Сергей Колешня — Евгения (редактор их газеты) — послушник Андрей (ныне: иеродиакон Московского Подворья Лавры Нестор (Решетников)). Перед этим “молением” игумен Евмений ЛИЧНО запер все двери (“чтобы никто не помешал”) и началась “молитва на языках”, во время которой указанные лица вместе с игуменом Евмением “творили молитву” на “леший знает каком языке” (я честно молчал). После этого “моления” я лично “сформули­ро­вал” для себя следующий (новый) тип “молитвы”: “База-Ка­ма­за”. Можете считать это сообщение моим свидетельством о том, что игумен Евмений действительно в 2003 году практиковал (и среди братии подчинённого ему Решемского монастыря!) молитвенные собрания сверх (а часто и ВМЕСТО!) установленных типиконом богослужений, “молитвенные собрания” с практикой “молитвы на языках” и всячески поощрял таковые “молит­вы на языках”». Анализ текстов программы “Путь” Отметим, что свидетелями неохаризматической настроенности игумена Евмения (Перистого) являются не только указанный иеродиакон и молодые участники семинаров в Макариево-Решемском мужском монастыре. О многом говорят сами тексты, составленные игуменом Евмением. В числе информационных материалов, розданных организаторами православной Миссионерской конференции всем участникам, был сборник цитат православных авторов, подобранных специально по 15-ти темам Альфа-Курса. В преамбуле к опубликованным “Рабочим материалам конференции” составители пояснили, что данный сборник восполняет недостатки основного учебного пособия Альфа-Курса — книги Никки Гамбла “Вопросы жизни”: “поскольку для православного сознания ссылки на католических и протестантских богословов в вопросах веры могут показаться неприемлемыми, мы посчитали необходимым составить в качестве пособия к православному Альфа-Курсу сборник цитат из православных источников: святых отцов, современных православных богословов, русских писателей и поэтов”.

http://pravmir.ru/alfa-kurs-i-pravoslavn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010