— Довольно часто приходится слышать, что монашеская традиция в Русской Православной Церкви была прервана в эпоху социализма. Хотя есть и другое мнение. Схиархимандрит Гавриил (Бунге), выступая на одном из монашеских форумов, высказал мысль о том, что традиция старчества, которая является в монашестве основополагающей, в России не прерывалась никогда. То же самое, очевидно, можно было бы сказать и о Грузии. Что Вы думаете об этом? Ощущается ли сегодня разрыв традиции в монашестве? — Я считаю неправильным мнение о том, что духовная традиция старчества была прервана. Может быть, была прервана традиция внешнего устройства монастырской жизни. Но у нас с самого начала были духовные наставники, которые говорили о значении послушания, учили смирению, рассказывали о необходимости исповеди помыслов и борьбы со страстями, о том, что надо очищать свое сердце. (Освященный Архиерейский Собор на заседании 30 ноября 2017 года канонизировал в лике преподобных тех, кого монашествующие Грузии считают своими духовными наставниками — митрополита Зиновия (Мажугу), схиархимандрита Андроника (Лукаша), схиархимандрита Серафима (Романцова). — Ред.) . Когда скончался отец Виталий, мы обращались за духовным советом к матушке Серафиме (Дьяченко), которая около 50 лет своей жизни провела рядом с отцом Серафимом (Романцовым). — Расскажите немного о ней, пожалуйста. — Матушка Серафима была удивительным человеком. Как я уже сказал, всю свою жизнь она провела рядом со старцами — с отцом Серафимом (Романцовым), владыкой Зиновием, отцом Андроником, отцом Виталием. Она ничего не говорила от себя, а только то, что слышала от них. Как-то я пришел к ней, уже будучи священником, не так давно рукоположенным. О чем думает молодой священнослужитель во время Божественной литургии? О том, чтобы служба была благолепной, чтобы не ошибиться ни в чем, вовремя молитву прочесть, вовремя Царские врата закрыть... Думаешь, что если молитву прочтешь бегло, то это неправильно, потому что нехорошо наскоро читать молитвы. И вот в таких раздумьях прихожу я к матушке, а она мне и говорит: «Что же Вы, батюшка, Литургию так долго служите?» — Я думаю, в чем же дело? — «Почему, матушка, долго? Служу как написано, как могу».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5083881...

Получив от матушки Магдалины понятие о правильном духовном пути, Галина всю свою жизнь старалась советоваться с теми, кто также был укоренен в святоотеческой традиции. В ее жизни были беседы и встречи со многими подвижниками: преподобноисповедниками Кукшей Одесским, Игнатием (Кевролетиным) и Севастианом Карагандинским , архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) . Знала она и старцев Глинской пустыни: митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажугу), схиархимандрита Серафима (Романцова) , схиархимандрита Андроника (Лукаша) . С некоторыми из них она вела переписку. Духовником ее долгое время был схиархимандрит Амвросий (Иванов) – из числа последних насельников Оптиной пустыни. Воспитанная такими наставниками, матушка Николая крепко держалась Иисусовой молитвы. Своих духовных чад учила молиться постоянно, обязательно со вниманием. Говорила, что надо приготовиться к молитве, сосредоточиться, чтобы не было никаких посторонних мыслей. Советовала ни одного дела не начинать без обращения к Богу – даже пищу готовить с молитвой. Очень важным считала не опаздывать в храм, не пропускать начало богослужения (часы 68 , по ее словам, – это крылья молитвы); учила выстаивать службы до конца, стоять не шелохнувшись. Сама матушка Николая в последние годы по болезни уже не ходила в храм, получила благословение молиться дома. Для нее это было удобнее еще и потому, что в единственном действующем храме города ее многие знали, подходили к ней за советом, просили молитв и благословения на какие-либо начинания, а это было для нее уже обременительно. Она знала наизусть Псалтирь, полунощницу, несколько акафистов, а вечерни и утрени вычитывала по книгам. Несмотря на телесные немощи, она только в последние два-три года своей жизни оставила поклоны. Матушка Николая страдала бессонницей, а потому и в ночные часы ее занятием была молитва; да и в любое другое время она старалась не выпускать из рук четки. У ее изголовья висели фотографии двух молитвенниц, чьим примером она руководствовалась и на чью помощь всегда надеялась, – схиигумении Магдалины и схимонахини Евфросинии. Каждый вечер она просила их молитв и, как верная послушница, на ночь брала благословение у матушки игумении.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Этот человек явился для меня примером живой веры, благочестия, хранения церковной традиции Книги, которые он мне рекомендовал, очень мне помогли, я наконец получил ответы на волнующие меня вопросы. Я был ещё прихожанином, но уже изучал православное богослужение, и благодаря Константину, его трепетной любви к службе, к Церкви, его личному примеру у меня появилась любовь к православному Богослужению, любовь к храму. Константин очень мне помог на пути воцерковления, на пути становления меня как христианина, помог мне в избрании священнического пути, помог в служении в сане священника. Все в нем было чинно, упорядоченно, безыскусно, традиция церковная в нем была жива. Слава Богу, что я имел возможность общения с таким праведным человеком, как Константин! Долгие годы Константин Алшибая был неотъемлемой частью нашей Александро-Невской церкви, одним из тех, без кого уже не представляешь нашу жизнь. В храме Александра Невского он был с 1973 года. Костантин застал всех глинских старцев – митрополита Зиновия (Мажугу) , схиархимандрита Андроника (Лукаша) , схиархимандрита Виталия (Сидоренко) . Именно от них он перенял святоотеческую традицию веры, любовь к богослужению, и при этом – евангельское смирение перед всем тем, что посылает Господь. Он проработал в магазине при храме около 15 лет. Зная все книги наперечет, всегда мог подсказать, какую лучше выбрать, что следует прочитать на нужную тему, что лучше выбрать для духовного чтения детей, подростков. Он сам до самого последнего времени много читал, любил узнавать что-то новое о вере и подвижниках, интересовался новыми книгами. Но самым главным делом его жизни были богослужение и участие в нем. В церкви он всегда стоял на одном месте; зная всю службу наизусть, тихо подпевал хору. Также он знал множество тропарей, молитв, песнопений. Вообще, к литургии Константин относился очень благоговейно, и, несмотря на то, что ему из-за слабого здоровья и возраста подчас трудно было выстаивать службы, он старался их не пропускать и никогда во время литургии не садился. А ещё обязательно старался каждое воскресенье причаститься.

http://pravoslavie.ru/153747.html

Интронизация состоялась 7 апр. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели ( Жвания. 1994. С. 34). На торжествах присутствовали представители РПЦ экзарх Украины митр. Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) , архиеп. Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко) , ректор МДА прот. К. Ружицкий , а также от лица Антиохийского патриарха Александра III настоятель Антиохийского подворья в Москве архим. Василий (Самаха). Сохранилась характеризующая М. личная запись уполномоченного по делам религии в Грузии М. Меквабишвили, в к-рой тот писал, что новый католикос-патриарх «среди духовных лиц не пользуется хорошим авторитетом из-за своей принципиальности», до 1955 г. в среде представителей груз. духовенства существовала группа его противников. Также уполномоченный отмечал, что М. активно выступал на различного рода конференциях в защиту мира, «хорошо разбирается в вопросах международных событий... у него нет наклонности к жадности... выше всего ставит свою нацию и в решении вопросов в связи с открытием церквей старается открыть больше грузинских» (ЦГИАГ. Ф. 1880. Оп. 1. Д. 40. Л. 1-2). В 1956-1958 гг., в условиях жесткой дискредитации Церкви со стороны властей, М. хиротонисал 5 архиереев: настоятеля тбилисской церкви Квашвети во имя вмч. Георгия прот. Харитона Девдариани во епископа Маргветско-Убисского Давида (впосл. католикос-патриарх всей Грузии Давид V (VI) ) (28 авг. 1956); благочинного рус. приходов в юрисдикции ГПЦ архим. Зиновия (Мажугу) (30 дек. 1956) - вопреки мнению членов Синода, отнесшихся отрицательно к посвящению негрузина во архиерея ГПЦ; прот. Лаврентия Жванию во епископа Сухумо-Абхазского Леонида (15 февр. 1957); настоятеля кутаисской ц. во имя Архангелов в комплексе Мцване Квавила прот. Наума Шавианидзе во епископа Гаенатского Наума (7 июля 1957); настоятеля телавского Спасского собора прот. Давида Бурдиладзе во еп. Алавердского Давида (14 окт. 1958). Во время патриаршества М. были открыты церковь в Поти и кафоликон мон-ря Моцамета , куда были перенесены мощи святых Давида и Константина Аргветских ; практически заново возведена церковь в Хашури; в жен.

http://pravenc.ru/text/2562940.html

И здесь мы тоже можем говорить о сохранении духовной преемственности, и это особенно интересно, потому что одним из преемников этих старцев является наш Святейший Патриарх Илия II, духовный отец которого, отец Шио (Дзидзава), был духовным чадом преподобного Алексия (Шушания). После революции грузинское монашество пополнилось и монахами из России. Они вынужденно бежали из своих монастырей и, перейдя на жительство в Грузию, основали здесь монашеские поселения. Например, Псху на озере Амткел, в горах Абхазии. Говоря о русских отцах-подвижниках, в первую очередь надо упомянуть отцов, пришедших из Глинской пустыни и поселившихся в Сухуми и в Тбилиси. Первым из них надо назвать владыку Зиновия (Мажугу), который только лишь принял постриг в Глинской пустыни, а все остальные священнические степени получил уже в лоне Грузинской Церкви: стал и диаконом, и иеромонахом, и потом уже епископом Грузинской Церкви, митрополитом Тетрицкаройским. Владыка Зиновий (Мажуга) с отцом Виталием (Сидоренко). Начало 1980-х.      Вместе с ним в Грузии подвизались и другие насельники Глинской пустыни, которые были изгнаны из обители во времена хрущевских гонений. Это были архимандрит Андроник (Лукаш), архимандрит Серафим (Романцов) и другие отцы. И с ними со всеми был знаком и общался наш Святейший Патриарх. Постриг он принимал из рук владыки Зиновия. А из старцев последних времен, которые имели общение с ранними отцами, я бы вспомнил архимандрита Гавриила и архимандрита Виталия (Сидоренко) . Я был знаком с обоими, но чаще встречался и больше времени проводил с отцом Виталием. В последние месяцы его жизни мы ходили к нему в обитель и подолгу беседовали. Эти беседы очень многое мне дали. – Владыка, а что сохранилось больше всего в памяти от встреч с этими подвижниками? – Беседы с отцом Виталием продолжались по несколько часов. Отец Виталий садился на пол, и, конечно же, невоспитанностью было оставаться на стуле, поэтому я тоже садился на пол. Такой пример, данный им, невозможно забыть… Проходило время, я вспоминал беседу с отцом Виталием, и понимал, что всё, сказанное батюшкой, было «на потом»… Знаете, чем больше всего мне запомнились эти беседы? Вот я задал вопросы, а батюшка в ответ начинает рассказывать что-то другое, совсем не относящееся к теме.

http://pravoslavie.ru/72396.html

На Афоне особенная ценность послушания в том, что это традиция. Старец, который что-то советует своему послушнику, сам проходил через школу послушания не один год, он это понимает изнутри. Если человек, через эту школу не прошедший, пытается использовать послушание просто как некую палку, при помощи которой кого-то куда-то загоняет, это не соответствует самой сути послушания. Старец Паисий говорил, что такая армейщина и насажденный силой порядок — самый большой беспорядок для монастыря. Послушание совершается по любви. Молодой монах доверяет всего себя старцу, он хочет понять, куда старец его ведет, советуется с ним и то, что старец ему говорит, искренне пытается выполнить. В патериках есть, конечно, примеры с поливанием сухой палки, с какими-то действиями, которые противоречат внутреннему желанию самого послушника, но в большей степени это очень мягкая педагогика. Ломать кого-то через коленку — это все-таки не классический способ врачевания. Иногда это обосновано, но старец должен быть опытнейшим, а послушник — готовым к этому. Я на днях читал про схимитрополита Зиновия (Мажугу). Когда он был еще простым монахом, его вызвал к себе игумен обители. Монаха Зиновия коротко постригли, побрили и переодели в светское платье. Он при этом, конечно, недоумевал и скорбел, но не выказал никакого сопротивления или возмущения, после чего игумен его с любовью обнял и говорит: «Действительно, теперь я понял, что именно ты — тот самый человек, который сможет справиться с ответственнейшим заданием». Надо было помочь проехать куда-то архиерею. В советское время это было крайне опасной задачей, нужно было применять конспиративные методы. Взаимоотношения со старцем — во многом для нас школа взаимоотношений с Богом. Если мы готовы выполнять только те задачи, которые мы понимаем, принимаем и сами для себя ставим, то тут особо никакого послушания и нет. Мы не готовы слушать другого, принять его более богатый опыт, не можем считать, что он видит вернее. Соответственно, если у меня такие взаимоотношения со старшими, то может получиться вот такой диалог с Богом: я воздохну словами псалма: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду», Господь ответит: «Тебе вот туда». Но на это я возражу: «Нет, мне не туда, я знаю, что мне совсем в другую сторону». При таком диалоге в следующий раз мне нет особого смысла спрашивать, а Богу нет особого резона тебе отвечать. На какой еще ответ мы можем рассчитывать, кроме такого: «Ты знаешь те стези, которыми хочешь ходить, вот, пожалуйста, ими и ходи». Если мы хотим услышать от Бога какое-то слово, куда нам двигаться, то мы можем потренироваться, слушая старших.

http://pravmir.ru/chto-delat-esli-staret...

Архимандрит Адам (Ахаладзе): Жить не за счет других, но любя других! Всегда в моих поминальных листочках были записаны и отец Андроник, и отец Виталий, и другие старцы. Этот длинный список я подавал батюшке на субботнюю панихиду. Однажды он говорит: ‘Вот Вы поминаете этих старцев, а их жизнь Вы знаете?’ 31 октября, 2012 Всегда в моих поминальных листочках были записаны и отец Андроник, и отец Виталий, и другие старцы. Этот длинный список я подавал батюшке на субботнюю панихиду. Однажды он говорит: ‘Вот Вы поминаете этих старцев, а их жизнь Вы знаете?’ Двадцатый век и в Грузии был ознаменован суровыми гонениями, уничтожением храмов, закрытием монастырей, преследованием верующих. Надо было в этой ситуации спасать людей. И вот Господь и Матерь Божия прислали в благословенную Иверию глинских старцев — митрополита Тетрицкаройского Зиновия (в схиме Серафима (Мажугу, ‡1985), схиархимандритов Серафима (Романцова, ‡1976), Андроника (Лукаша, ‡1974) и Виталия (Сидоренко, ‡1992) . Они, живя в Грузии, полюбили этот народ, и эту страну считали своей второй Родиной. Архимандрит Адам (Ахаладзе)   Архимандрит Адам (Ахаладзе), настоятель Иоанно-Богословской церкви в Тбилиси, не зная глинских старцев при жизни, молился об их упокоении. И вот однажды в Институт хирургии, где он тогда работал, поступила матушка-схиигумения. Она многое рассказала о глинских старцах на иверской земле. Посланники Матери Божией в Иверии — В хрущевские времена в России вера преследовалась. Как было в Грузии? — Также было и в Грузии. Но грузинский народ склонен хранить традиции. Люди в своей памяти берегли важные церковные праздники. С каждым из них было что-то связано. На Благовещение нужно было обязательно покушать рыбу. Мы жили в Батуми, и рано утром родители или бабушка отправлялись купить рыбу. И люди друг другу говорили: «Сегодня рыбу нужно кушать — Благовещение!» Неповторимое ощущение Рождества нам, детям, давало то, что мы всегда знали: только сегодня наша мама будет печь необыкновенные пироги с сыром и вареными яйцами. А на Пасху невидимый чудотворец закрывал глаза, ум и сердце ненавистникам Господа и богоборцам, и по всему Советскому Союзу в магазинах появлялось огромное количество яиц и куличей — это было чудо! День Пасхи люди никак не могли позабыть!

http://pravmir.ru/arximandrit-adam-axala...

Митрополит Зиновий (Мажуга) Подвижники последнего времени, с которыми я имел счастье встретиться на своем духовном пути, представляются мне ярким созвездием, где каждая звезда имеет свой неповторимый блеск и сияние. Первым, из этой звездной плеяды, я хотел бы отметить Митрополита Зиновия (Мажугу), который воплотил в своей жизни подвиг монашества и архиерейское служение. Это был человек незыблемого православия. Он совмещал в себе особую церковность: будучи архиереем, жил в маленькой келии при дворе храма и почти каждый день присутствовал на богослужении. Он жил церковью, дышал ее духовной атмосферой, в его сердце каждый из прихожан, и не только из прихожан (к нему приезжали из всех концов страны) имел свое место. Казалось, что он жил для каждого человека, для каждого находил слова утешения, каждому старался помочь в нужде. Он не был красноречивым проповедником в современном понимании этого слова, но сама его жизнь была проповедью Евангелия. Его семинарией и академией были Глинский монастырь и кавказские пустынки, но к нему обращались ученые архиереи и преподаватели духовных школ, чтобы услышать простое и мудрое слово, чтобы согреться в духовном тепле, исходящем от него. Те, кто близко знали Митрополита Зиновия, свидетельствовали, что он стяжал внутреннюю Иисусову молитву, которая текла в его сердце постоянно, как неоскудевающий ручей. С какой бы скорбью не приходил к нему человек, но уходил от него утешенным и умиротворенным. Каким особым даром обладал митрополит Зиновий? Мне кажется, даром духовного рассуждения. Он как бы проникал в душу человека и говорил то, что необходимо тому, и человек, отходя от него, чувствовал, что в душе развязаны какие-то узлы, что с его груди спал тяжелый груз грехов и сомнений. Этого подвижника особенно любил схиигумен Савва и говорил мне, чтобы я старался во всем слушать его. Я хотел бы упомянуть другого старца из Глинского монастыря, с которым связывала Владыку Зиновия и тюрьма и подвиг пустыннической жизни, - схиархимандрита Серафима Романцева, духовника Глинского монастыря. Это был старец, стяжавший огромный духовный опыт, перед ним свободно открывалось сердце грешника. Исповедоваться ему было так легко, что хотелось излить свою душу до дна, не оставив, не скрыв, не забыв ничего. После исповеди перед схиархимандритом Серафимом, человек чувствовал себя обновленным, будто чистота детства возвращается к нему. Этого подвижника имели своим отцом и духовным руководителем пустынники, жившие в горах Цебельды и Сванети.

http://pravoslavie.ru/69016.html

В соответствии с федеральным законом, парламентское расследование инициируется не менее чем одной пятой от общего числа депутатов. Как сообщил на пленарном заседании Председатель ГД Вячеслав Володин , было собрано 448 подписей парламентариев. «На Ближнем Востоке правит бал скорее Москва, чем Вашингтон» «В ходе проведения Вооруженными Силами РФ специальной военной операции вскрыты факты экстренной зачистки украинским режимом следов реализуемой на Украине военно-биологической программы, финансируемой Министерством обороны США, в том числе документов о разработке особо опасных патогенов возбудителей чумы, сибирской язвы, туляремии, холеры и других опасных и заразных смертельных болезней», — говорилось, в частности, в тексте обращения о возбуждении расследования. Депутаты также отметили, что украинские власти данные факты пытаются скрыть, что требует публичной и общей правовой оценки. «Мы выражаем уверенность в том, что все обстоятельства, угрожающие жизни и здоровью граждан Российской Федерации и человечества в целом, должны быть расследованы и стать известны широкой общественности — как в Российской Федерации, так и за рубежом», — сказано в документе. В соответствии с постановлением предлагается поддержать инициативу возбуждения парламентского расследования, а также обратиться в Совет Федерации с предложением об организации парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с созданием американскими специалистами биологических лабораторий на территории Украины. От ГД в состав комиссии вошли 14 человек: Ирину Яровую, Василия Пискарева, Андрея Картаполова, Олега Морозова, Дмитрия Хубезова, Александра Хинштейна, Эрнеста Валеева и Александра Мажугу (от фракции «Единая Россия»); Леонида Калашникова и Алексея Куринного (от фракции КПРФ); Леонида Слуцкого и Алексея Диденко (от фракции ЛДПР); Сергея Кабышева (от фракции «Справедливая Россия — За правду»); Дмитрия Певцова (от фракции «Новые люди»). Депутат Леонид Слуцкий в своем телеграм-канале выразил надежу, что «примеру российского парламента последуют и другие государства, и международные организации».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/23/ne...

Портал Православие.Ru продолжает серию публикаций, посвященных 10-летию со дня кончины выдающегося архипастыря Русской Православной Церкви митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) . Сегодня владыку вспоминает доктор экономических наук Николай Данилович Матрусов. Схимник митрополит Питирим Митрополит Питирим (Нечаев) – Николай Данилович, расскажите, пожалуйста, о ваших поездках с митрополитом Питиримом к старцам. – Прежде я сделаю некоторое отступление. Перед нашей беседой я обратился к архимандриту Гермогену (Муртазову), который много лет знал владыку Питирима, был очень близок с ним. Когда я попросил отца Гермогена сказать несколько слов о владыке Питириме, он был лаконичен, но очень четок. Вот что он сказал: «Владыка Питирим был, во-первых, глубоко православным человеком. И не просто глубоко православным человеком, но старческого духа». Это отец Гермоген подчеркнул несколько раз. «Он был глубочайшим молитвенником. Это было внешне мало кому заметно, но он таковым являлся». Далее отец Гермоген, приводя слова святителя Филарета Московского, сказал: «Владыка Питирим жил в Церкви и жизнью Церкви. Это был нерв его жизни и его дух». Очень важно, что владыка Питирим был глубоким патриотом Отечества – русского Отечества: эта боль была всегда присуща ему, и многие наши встречи с ним начинались и заканчивались обсуждением проблем русского народа, России и возможных путей помощи нашему народу, нашей Родине. Перед кончиной Владыка был пострижен в схиму (в честь другого Питирима – священномученика Великопермского и Усть-Вымского – прим. Ред. ). Митрополит Питирима совершает водосвятный молебен Эта совершенно особая ипостась владыки, которую мало кто знал. Отец Гермоген в этой связи напомнил такой факт. Владыка Питирим хорошо знал и очень почитал ныне уже причисленного к лику святых владыку Зиновия (в схиме Серафима) Мажугу . Когда владыке Зиновию отец Андроник (Лукаш) предложил принять схиму, тот ответил: «Я митрополит, отче. Может быть, и нет резона мне схиму принимать?» На что отец Андроник сказал, что схимники имеют совершенно особое место в Царстве Небесном. Поэтому, мол, если владыка хочет быть с ними рядом в вечности, то есть смысл принимать схиму. После этого владыка Зиновий уже не сомневался в своем решении…

http://pravoslavie.ru/65510.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010