Кронштадтского собора настоятель, Прот Иоанн Сергиев. 2 Ноября 1897 года. Я только сегодня получил ваше письмо и шелковые образки 769 . Игумении Таисии (Солоповой). 4 ноября 1899. Кронштадт Матушка Таисия! Благоволи принять эту девицу грамотную – Наталью для подготовки в Сурскую общину. Фамилия ее Ширьякова 770 . Протоиерей Иоанн Сергиев. 4 Ноября 1899 г. Графу А. И. Коновницыну. 8 ноября 1899. Кронштадт Ваше сиятельство! Прочитав в Московских Ведомостях о строительстве храма православного в городе Прасныше Плоцкой губернии и о Вашем попечении о строении его в звании председателя Комитета 771 , честь имею препроводить к Вам двести рублей на нужды по постройке его. Протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Сергиев 772 8 Ноября 1899. Священнику Александру Косухину. 16 ноября 1899. Кронштадт Дорогой собрат о. Александр Михайлович ! Поздравляю тебя с милостию Божиего и – прекращением кровотечения 773 . Но Вы крайне слабы от потери крови. Вам необходимо наилучшее питание и пост Вам запрещается, то есть постная пища. Вы должны есть молоко, яйца, цыплят. Пост теперь для Вас – убийство. Вспомни премудрое учение Господа о ризе ветхой и о мехах ветхих 774 . Эта риза ветхая – твоя плоть изможденная, обессиленная кровоизлиянием; эти мехи ветхие – опять же твоя плоть. Когда поправишься совсем, тогда постись. А теперь – нет. И Господь и Церковь повелевают тебе поддерживать свои физические силы хорошим питанием. В прежние годы, когда я тяжко болел и начал поправляться, я кушал в великий пост яйца, молоко, супы, дичь и курицу, да и пил хорошее вино. Служить тебе до Рождества – нельзя. А там Бог даст – окрылатеешь, как орел. Присылаю тебе в дар мой теплый подрясник 775 , носи на здоровье! Протоиерей Иоанн Сергиев Почитающий тебя собрат во Христе. 16 Нояб 1899 г. Государственному Контролеру Т. И. Филиппову. 16 ноября 1899. Кронштадт Ваше высокопревосходительство Тертий Иванович! Слышал я, что Вы недомогаете 776 . Молю за Вас Всемогущего, жизнь всем подающего, – о исцелении Вашем и продолжении жизни Вашей на благо многим. – При сем присовокупляю просьбу за Надежду Индушину. Вы обещали ей место по моему ходатайству, но канцелярия ей отказала 777 . Может быть канцелярия не знала Вашего милостивого обещания. Если так, то благоволите исполнить Ваше обещание Индушиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ваш слуга и Богомолец, Кронштадтский Протоиерей Иоанн Сергиев 16 Ноября 1899 г. Игуменни Таисии (Солоповой). 18 ноября 1899. Кронштадт Достопочтенная Матушка Игумения Таисия. Получил я и прочел письмо твое и благодарю за все. Я целую неделю сижу дома в Кронштадте 778 , хотя и каждый день служу в соборе Литургию. От Преосвященного Ионафана я получил письмо в ответ на мое 779 . Он отвечает мне в милостивых словах, но отказал нашей просьбе. Как видно, он недоволен, что сенатор Мордвинов, у которого вы были, устроил вам такую торжественную встречу, хотя, на мой взгляд, вы тут вовсе не причем, так как, по всей вероятности, вы не могли не только предполагать, но даже и ожидать. Сенатор вообще – человек с большими странностями. Ну, Бог с ним; если угодно Богу, все устроится 780 . Дай Бог тебе много лет здравствовать и не тревожиться пустыми случаями, неизбежными в жизни всякого человека на земле. Побываю у вас 781 , как поправлюсь. Всем сестрам и отцу Иоанну Орнатскому с его женою, моею Анютой, поклон 782 . Протоиерей Иоанн Сергиев. 18 Ноября 1899 г. Игумении Алексии (Пляшкевич). 2 декабря 1899. Кронштадт Матушка Игумения Алексия! Письмо твое получил от старосты Коровникова. Благодарю за добрые слова, ко мне обращенные. Да будет с тобою и всеми сестрами Божие благословение. Дай Бог всем здравие, единомыслие, мир и любовь с довольствием во всем житейском, необходимом для жизни не только духовной, но и телесной. Дай Бог встретить приближающийся всемирный Праздник Рождества Христова в мире и радости. Присылаю в пользу обители триста рублей. Да расположит Господь к вам сердца доброхотных дателей… Я теперь сам собираюсь строить (и строю) на родине женскую обитель и в Питере – подворье с церковью – каменные 783 . Кланяюсь тебе, всем сестрам и батюшкам, желая всем о Господе радоваться. Протоиерей Иоанн Сергиев 784 2 Декабря 1899. В Архангельское Губернское правление. 13 декабря 1899. Кронштадт В Строительное отделение Архангельского Губернского Правления Настоятеля Кронштадтского Собора Декабря 13 дня 1899 года. Препровождая при сем чертеж церкви и дома Женской Общины, утвержденной указом Святейшего Синода от 30 Октября сего года за 1877 в Сурском приходе Пинежского уезда 785 , покорнейше прошу Губернское Строительное Отделение рассмотреть и утвердить сей чертеж 786 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

60 Попов П. И. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, по восточным штатам Америки//АПВ, 1899, т. III, 10, с. 286. 61 Униатский священник, профессор церковной истории и церковного права Унгварской (Ужгородской) семинарии Гебей Д. был присоединен к Православной Церкви в сентябре 1898 года в Петербурге еп. Нарвским Иоанном (Кратировым). В 1901 году о. Димитрий по болезни оставил службу в Алеутской епархии. 62 Попов П. И. Цит. соч. С. 286–287. Из письма преосвящ. Алеутского СаблеруВ.К. от 29 апреля (ст. ст.) 1899 г.: «Я обозреваю епархию и был у первенцев по воссоединению – в Минеаполисе: там полное отсутствие у всех мира и единомыслия» (Письма святителя Тихона. С. 29). 63 Преосвящ. Алеутский Тихон затратил много сил, времени и средств на улучшение делопроизводства как общеепархиального, так и отдельных приходов, но и преемник святит. Тихона – архиеп. Платон (Рождественский) – сетовал по поводу неудовлетворительного письмоводства в епархии. 64 Поучение Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, сказанное прихожанам Миннеаполисской церкви, 25 Апреля 1899 г.//АПВ, 1899, т. III, 10, с. 272–273. 67 Попов П. И. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, по восточным штатам Америки//АПВ, 1899, т. Ill, 11, с. 305. 68 В сентябре 1899 года Фридляндер Д. сбежал с находившимися у него несколькими тысячами долларов, собранными прихожанами Чикагской церкви для постройки православного храма в городе. 69 « Церковь устроена в первом этаже небольшого частного домика, тесна, не имеет вентиляции и помещается рядом с американской прачечной. Большинство прихожан бедняки – русские люди плохо пускают корни в Америке. По воскресеньям церковь переполняется молящимися, которые поют все хором. Выходит трогательно, но при отсутствии умелого регента, довольно нестройно. Преосвященный Николай передавал нам, что начаты переговоры о приобретении клочка земли, на которой прихожане собираются на свои средства воздвигнуть небольшой храм». (Святловский В. В. По белу свету. За Атлантическим Океаном... Екатеринослав: Изд. М. С. Копылова, 1898. С. 103.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

2-ое издание сей книги, вышедшее в 1899 г. (в количестве 100 экземпляров) с изменённым предисловием (стр. I–XII) и новыми титулом и сорочкой: «К истории духовного просвещения в Московском государстве XVI–XVII вв. Церковные или светские книги были в библиотеке Московских государей XVI в.?» подано было в Киевскую духовную Академию на соискание степени Доктора церковной истории и Советом Академии принято и передано для отзыва проф. В. 3. Завитневичу (журнал 17 декабря 1899 г.); но преосвящ. Сильвестром, епископом Каневским, первым викарием Киевской епархии, утверждён журнал весь «за исключением Советского по ст. 10 постановления (в коем о принятии диссертации), для которого в справке не указано никакого основания ни в Академическом уставе, ни в каком-либо особом начальственном распоряжении, ни в самом прошении Белокурова, не объясняющем причины обращения его с своею докторскою диссертациею в Академию Киевскую вместо своей родной Московской Академии». Резолюция эта была заслушана в заседании Совета 15 марта 1900 г. и после бывших рассуждений постановлено было принять её к исполнению. Отзывы: 1) Археологические Известия и Заметки 1898 г., 9–10, стр. 316–317. С. С. – 2) Русские Ведомости 16 ноября 1898 г. 256. В. У. – 3) Русский Вестник 1899 г., январь, стр. 230–235. Г. Г. – 4) Исторический Вестник 1899 г. январь. – 5) Вестник Европы 1899 г. декабрь. – 6) Новое Время 19 сентября 1898 г. 8104 (Прибавление). – 7) Вестник археологии и истории вып. XIII. А. И. Соболевского (и отдельно Спб. 1900 г.). – 8) Чтения в Историческом Обществе Нестора летописца 1901 г. и в отдельном оттиске: Свящ. Ф. И. Титов. Критико-библиографический обзор новейших трудов по Истории Русской церкви, вып. 2-й. Киев, 1901 г., стр. 17–19. – 9) Журнал Министерства Народн. Просвещения 1899 г. 5, стр. 259–268. П. Безобразов. За сочинение «О библиотеке Московских государей в XVI столетии», признанное классическим, согласно статуту ордена св. Владимира (ст. 394, § 10), удостоен знаков сего ордена 4-ой степени (22 сентября 1898 г.). 1899 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

120 . Богоугодная жизнь вообще. Изд. 2–е. Μ,, 1899. 121 . Наши отношения к храмам. Изд. 2–е. М., 1900. 122 . Небесный над нами покров святых и уроки от лица их во дни празднственного чествования их. Изд. 2–е. М., 1900. 123 . Слова на разные случаи. Изд. 2–е. М., 1897. 124 . Кто имеет благодать Святого Духа?//Душеполезный собеседник. 1893. Май, Вып. 5, С, 135–140,. 125 . Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской. Изд. 2–е. М., 1897. 126 . Переписка между преосвященным Феофаном, бывшим епископом Владимирским, и Аркадием, бывшим архиепископом Олонецким//Христианское чтение. Ч. 2.1894. Июль–август. 127 . Письмо к бывшему товарищу по академии в ответ на поздравление с Новым годом//Киевские епархиальные ведомости. 1894. Вып. 11. С. 312–314. 128 . Краткое учение о богопочитании. Изд. 2–е. М., 1908. 129 . Наставление о преуспеянии в христианской жизни. Изд. 3–е. М., 1911. 130 . Послании святого апостола Павла к Евреям. М., 1896. 131 . Письма в Бозе почившего епископа Феофана, затворника Вышенской пустыни//Тамбовские епархиальные ведомости. 1897. Февраль. С. 98–101, 113–117, 137–140, 168–172; март. С. 257–265; апрель. С. 387–390. 132 . Собрание писем святителя Феофана. М., 1898. Вып. 1. 133 . Собрание писем святителя Феофана. М., 1898. Вып. 2. 134 . Собрание писем святителя Феофана. М., 1898. Вып. 3. 135 . Письма духовного отца к смущенному вольномыслием//Душеполезный собеседник. 1898. Июнь. С. 169–176. · 136 . Мысли о внутренней жизни//Душеполезный собеседник. 1898. Сентябрь. С. 267–272. 137 . Мысли – приходящие//Душеполезный собеседник. 1898. Декабрь. С. 361–365. 138 . Собрание писем святителя Феофана. М., 1899. Вып. 4. 139 . Собрание писем святителя Феофана. М., 1899. Вып. 5. 140 . Собрание писем святителя Феофана. М., 1899. Вып. 6. 141 . Разрешение сомнений и увещание держать святую веру без возражений//Душеполезный собеседник. 1899. Июль. С. 205–208. 142 . Всякому просящему у тебя дай//Душеполезный собеседник. 1899. Октябрь. Вып. 10. С. 302–307. 143 . Слово в день святой великомученицы Варвары//Душеполезный собеседник. 1899. Декабрь. С. 360–364.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

[Мак-Гахан В.Н. Посещение Нью-Йорка преосвященным Тихоном, епископом алеутским и аляскинским. (От нашего корреспондента.)...//Московские ведомости.– 1899.– 16 (28) июня.] 38 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию. С. 17. 39 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию. С. 18. 40 Изначально города Аллегени и Питсбург находились на берегах рек Аллегени, Мононгахела и Огайо; сейчас это один город – Питсбург. 41 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию. С. 20. 44 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию. С. 21. 45 8 Кочуров И. А. Приветственная Речь, сказанная при встрече Преосвященного Тихона в Чикаго священником И. Кочуровым 8 Дек. 1898 г.//АПВ, 1899, т. III, 5, с. 149. В житии священномученика Иоанна, изданном по благословению Синодальной комиссии по канонизации святых, сказано, что святитель Тихон впервые прибыл в Чикаго 28 апреля 1899 г. [Протоиерей Иоанн Кочуров (1871–1917). Протопресвитер Александр Хотовицкий (1872–1937). Жития новомучеников. – СПб.: Изд-во «Ноах», 1995. – С. 16. Протоиерей Иоанн Кочуров (1871–1917). Житие новомученика.– СПб.: Изд-во «Конус», 1997.– С. 13], что неверно: 28 апреля/10 мая 1899 г. Тихон прибыл в Чикаго во второй раз 46 9 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию. С. 21. 48 Пашковский Ф.Н. Прибытие Преосвященного Тихона в С.-Франциско и отъезд Преосвященного Николая//АПВ, 1899, т. III, 2, с. 59. 49 2 Епископу Николаю необходимо было сдать правящему Тихону имущество, штатные и пр. суммы (в начале 1898 года в распоряжении Аляскинского духовного правления имелось 50 195 дол. 55 цент.) и капиталы, хранившиеся при архиерейском доме (напр., в облигациях и др. ценных бумагах). Передача находившегося в Сан-Франциско недвижимого имущества,– еп. Тихон владеет этой собственностью по доверию от Свят. Синода,– была оформлена в июле 1899 г. 52 Туркевич В.И.Ето Императорское Высочество Великий Князь Кирилл Владимирович в Америке//АПВ, 1899, т. Ill, 1, с. 22. 53

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

524 Его сочинения. а) Речи, слова и поучения. Изд. 3. Спб. 1911 г.; 6) Из истории христианской проповеди. Очерки и исследования. Спб. 1885 т.; в) Из истории древнеболгарской церковной проповеди. Константин епископ Болгарский, и его Учительное Евангелие. Казань. 1885 г. б) О нем: Церковные Ведомости 1912 год, прибавления, стр. 1815–1839; стр. 415; прибавления, стр. 1910–1920. 533 Его литературно-педагогические работы: а) «Заметки о сельских школах»; б) «Народное искусство и сельская школа»; в) «Из записок сельского учителя»; г) «Церковная школа»; д) «Чтение псалтыри в начальной школе»; е) «Начальная школа и сельское хозяйство»; ж) «Возродившиеся школы грамотности»; з) «Церкви и школы»; и) «Школьный поход в Нилову пустынь». – В виде сборника эти статьи изданы, под заглавием: «Сельская школа». Изд. 4. Спб. 1899 г. – Его же: а) «Письма к духовному юношеству о трезвости»; Казань, 1899 г.» и б) «Absit omen», Москва. 1901 г., – самая последняя печатная работа. Его же работы ученые и научно-популярные: напр.: «Цветы и насекомые», перевод; Дарвина: «Происхождение видов» и др. 535 О нем, его сочинениях и о его деятельности см. во всех духовных журналах за последние семь-восемь лет. Его издания и сочинения: I) литературно-педагогические: а) «Новая школа», изд. 2-е, Москва, 1899 г.; б) «Ученье и учитель. Педагогические заметки. Изд. 2-е, М., 1901 г.; в) «Призвание женщины в школе и обществе». М., 1901 г.; г) «Воспитание характера в школе», Спб., 1900 г.; д) «История детской души». Повесть не для детей, пер. Е. А. М., 1899 г.; е) «Христианские начала семейной жизни». Соч. Тирша, М., 1899 г.; ж) «Праздники Господни». Изд. 3-е, М. 1898 г.; з) «Основные черты христианского вероучения и нравоучения». Спб. 1901 г. II) Вообще литературные и ученого характера: а) «Вечная память». Воспоминания о почивших. М. 1896 г.; б) «Победа, победившая мир». Изд. 8-е, дополненное. М. 1897 г.; в) Секты и вероучения в Соединенных Штатах Северной Америки. Спб. 1896 г.; г) Основная конституция человеческого рода. С очерком жизни и деятельности автора. Соч. Ле-Пле. М. 1897 г.; д) История Православной Церкви до начала разделения Церквей. Изд. 6-е. Спб. 1900 г.; е) «Московский сборник». Изд. 5-е, дополненное. М. 1901 г.; ж) Исторические исследования и статьи. Спб. 1876 г.; з) Курс гражданского права с указателем. 3 тома. Спб. 1896 г.; и) Сборник сочинений Н. П. Гилярова-Платонова . 2 тома. М. 1899–1900 г.; и) О подражании Христу. Фомы Кемпийского. Четыре книги. Новый перевод с латинского. Изд. 8-е. Спб, 1899 г.; к) Всеподданнейший отчет Обер-Прокурора Св. Синода по ведомству Православного исповедания за 1894 и 1895 г. Спб. 1898 г.; л) То же, за 1896 и 1897 г.; м) Христианство и Римская Империя от Нерона до Феодосия. Поля Аллара. Спб. 1898 г.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

16/28 ноября 1899. Вторник. Вечерним занятием сегодня кончен пересмотр слов Нового Завета по Симфонии Гильтебрандта. Теперь некоторые важные слова надо вновь пересмотреть, потом со специалистом по грамматике проверить правильность перевода в грамматическом отношении, потом вновь внимательно весь перечитать, потом можно и печатать; вероятно, в будущем году Бог поможет сделать это. 17/29 ноября 1899. Среда. Илья Яци, катехизатор в Исиномаки, пишет, что в прошлое воскресенье у него одиннадцать человек крещено, и дальше: шесть человек слушают учение – к празднику, вероятно, будут крещены. Еще: христиане ремонтируют церковный дом (в котором внизу живет катехизатор, на втором этаже – Церковь ), и снаружи работы кончены, внутри продолжаются. Значит, Церковь в Исиномаки в оживленном состоянии. Слава Богу! 18/30 ноября 1899. Четверг. И расчеты, и флюс, и трудность перевода таких слов, как «душа», «дух», с его различными смыслами… 19 ноября/1 декабря 1899. Пятница. Вновь начали мы с Накаем исправлять Новый Завет , с первой главы Евангелия от Матфея. Вечером был приглашенный грамматик, но плох что-то: много времени отнимает долгим думаньем, почти ничего не рождающим. 20 ноября/2 декабря 1899. Суббота. Опухоль щеки не позволила служить вечером. Впрочем, к завтрашней Литургии готовился – быть может, пройдет флюс; очень грустно было бы не служить в такой Великий праздник, которому в нашем Соборе и нарочитый престол посвящен. 21 ноября/3 декабря 1899. Воскресенье. Праздник Введения Пресвятой Богородицы. Благодарение Богу, сегодня можно было служить. За Литургией были наши курильцы с Сикотана, Аверкий и Евфимий; потом у меня пили чай, обедали. Бонза показал им Кёото, где пробыли четыре дня и все хорошее видели; успели побыть и у о. Симеона Мии. Нет ни малейшего признака, чтобы бонза смутил их буддийством. Снабдил я их всеми религиозными нашими брошюрами – по три экземпляра для чтения всем там; брошюры писаны простым языком – будут понятны им; также – иконками для них и в каждый дом по одной; дал на гостинцы для всех пятнадцать ен, им двоим – по три ены, Степаниде, которой работы травяную плетеную коробку принесли мне, – две ены; дал, по их просьбе, восковых свечей для Церкви. Сегодня с вечерним поездом они вместе с бонзой отправляются из Токио в обратный путь. Говорили, между прочим, что в будущем году, вероятно, приедет в Токио Яков Сторожев, их старшина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Церковь св. Самуила близ Евдома (86) (πλησον το Εβδμου) ( Janin. 1969. P. 449-450), построена в нач. V в. при имп. Аркадии по случаю перенесения в К. мощей прор. Самуила, к-рые и были в ней положены. Разрушена землетрясением 14 дек. 557 г., в позднейших источниках не упоминается. Церковь святых Сергия и Вакха (Кючюк-Аясофья-джами) (87) - см. Сергия и Вакха храм в Константинополе . Церковь св. Силы (88) (Δναμις) ( Janin. 1969. P. 101), возможно, построил имп. Константин Великий, посвятив ее Силе Божией, подобно тому как ц. Св. Софии была посвящена Мудрости, а ц. Св. Ирины - Миру. В источниках XII-XIII вв. говорится, что церковь имела форму базилики, на основе чего Жанен высказал предположение, что она была сооружена к нач. VI в.: начиная с имп. Юстиниана I (527-565) такой тип постройки больше не использовался. Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), 16 мая в этой церкви, которая находилась недалеко от гавани Неория, совершалась служба мц. Евфимии (SynCP. Col. 689). Последнее упоминание о церкви относится к нач. XIII в.: в соглашении от 13 нояб. 1202 г. говорится, что имп. Алексей III Ангел Комнин (1195-1203) даровал генуэзцам право на владение Золотым Рогом вплоть до ц. св. Силы ( Miklosich, M ü ller. Vol. 3. P. 52). Церковь Сорока мучеников в квартале Кесария (89) (το Καισαρου) ( Janin. 1969. P. 482-483), была основана, согласно «Пасхальной хронике», консулом и префектом претория Кесарием в связи с обретением в 451 г. имп. Пульхерией мощей Севастийских мучеников , которые и были здесь помещены (впосл., вероятно, перенесены в Св. Софию, где их видел анонимный рус. паломник во 2-й четв. XV в.). Церковь находилась за стенами Троадских портиков, т. е. недалеко от Золотых ворот; др. прямых упоминаний о храме нет. Церковь Сорока мучеников на Месе (90) (τς Μσης) ( Janin. 1969. P. 483-484; Иванов. 2011. С. 263-264), основана на месте претория имп. Тиверием I (578-582) и его женой имп. Анастасией. Согласно Иоанну Эфесскому, император употребил для работ материалы, на к-рые разобрал не достроенный его предшественником Юстином II колосс в Зевксиппе.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Интересно, что решение московского Синода 1969 г. было опротестовано Константинопольской Церковью, считавшей, при всей своей открытости к диалогу, что такое решение не может приниматься на уровне одной поместной Церкви. Ответ из Москвы был таков, что это дело пастырское, касающееся ситуации в Советском Союзе. Через 17 лет после этого решения, в 1986 г., русский Синод приостановил его действие: «Имели суждение о Разъяснении Священного Синода от 16 декабря 1969 года о допуске в порядке икономии к Святым Тайнам римо-католиков. Постановили: Ввиду поступающих запросов по поводу данного Разъяснения Священный Синод сообщает, что практика эта не получила развития, и определяет отложить применение синодального Разъяснения от 16 декабря 1969 года до решения этого вопроса Православной Полнотой» . Напомню, что ни в 1969, ни в 1986 гг. не шло речи о причащении православных у католиков. Здесь позволю себе привести отрывок из интервью митр. Кирилла, нынешнего Московского Патриарха, данного в 1991 г. Я.Кротову: « - А евхаристическое общение с Католической Церковью? - В 1970-х годах Синод принимает решение о допуске к причастию католиков и старообрядцев в случае крайней нужды. Почему такое решение приняли? По пастырским соображениям. В целом ряде районов было много католиков, которые не имели своих храмов и регулярно посещали православные, принимали участие во всех службах, вели себя как " добропорядочные православные " , активные члены православных приходов, и не могли причащаться. А католических церквей вообще не существовало — на многие тысячи верст вокруг. Особенно это касалось Украины. И тогда Синод, учитывая эту ситуацию, разрешил их причащать в крайних случаях. К тому же, Второй Ватиканский Собор разрешил католикам причащаться в православных храмах. И в 1970-х годах у нас был интенсивный диалог с Католической Церковью, и в этом диалоге мы также обсуждали униатскую проблему. Формально все говорили о том, что униатской церкви на Западной Украине не существует. Но было хорошо известно, что всегда были люди, которые разделяли убеждения греко-католиков. И обращаясь к ним, папа Павел VI сказал, что они, оставаясь католиками, находятся под пастырским окормлением Русской Православной Церкви в связи со сложившимися историческими обстоятельствами. И вот для того, чтобы дать возможность этим людям иметь таинства, Синод принял это решение. И мне кажется, что это был правильный путь решения униатской проблемы. В 1980-х годах отменяется решение Синода, причем речь шла только о католиках. Сыграли свою роль два фактора. Во-первых, было довольно сильное давление на Русскую Церковь со стороны Греческой, и особенно афонских монахов, которые утверждали, что это решение Синода является неправомерным. Но, правда, к этому времени начинает меняться и ситуация внутри нашей страны. Тогда еще не было массового открытия католических храмов, но уже было какое-то предчувствие начала этого процесса. И Синод отменил это решение.

http://bogoslov.ru/article/1021046

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010