Принесение в жертву Исаака имело глубоко — прообразовательное значение. Эта жертва явилась прообразом великой Голгофской Жертвы, на которой Единородный Сын Божий добровольно отдал Себя для спасения всего человечества от греха, проклятия и смерти. Эта жертва также прообразовала и воскресение Господне.  Смерть Сарры и женитьба Исаака  Быт. 23–24 После жертвоприношения Исаака жизнь Авраама некоторое время была спокойной. Но вот его постигло новое горе. На сто двадцать седьмом году от рождения умерла его любимая жена Сарра. Авраам оплакал смерть своей жены и похоронил ее в пещере Махпела, которую он купил у хеттов. Пещера Махпела находилась против дубравы Мамре, где почти постоянно пребывал Авраам, и ему из шатра была видна дорогая для него могила Сарры. Сам Авраам почувствовал слабость здоровья и начал думать о том, чтобы женить Исаака. Он ни за что не хотел, чтобы сын взял себе в жены ханаанеянку, которая принесла бы в семью чуждую кровь и веру в ложных богов. От странствующих купцов Авраам знал, что брат его Нахор еще живет в Харране и что у него родилось много сыновей и дочерей. Он призвал к себе верного домоправителя Елиезера и клятвенно потребовал от него, что он не возьмет Исааку жену из ханаанских дочерей, но пойдет в его бывшее отечество и там, среди его родственников, найдет жену для Исаака. Поклявшись Аврааму, Елиезер с богатыми подарками отправился в Месопотамию, в город Нахора, брата Авраама. После долгого пути караван остановился у колодца близ Харрана. Путники были утомлены. Близился вечер, время, когда женщины приходят к колодцу за водой. Слуга Авраама обратился с горячей молитвой к Богу: «Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом; вот, я стою у источника воды и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь, и которая скажет [мне]: пей, я и верблюдам твоим дам пить вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку» ( Быт. 24:12–14). Только что окончил он молитву, как к колодцу спустилась с кувшином на плече прекрасная видом девушка. Она почерпнула воды и пошла вверх. Елиезер побежал ей навстречу и сказал: «Дай мне испить немного воды из кувшина твоего». «Пей, господин», — ответила девушка и спустила кувшин с плеча на руку. Когда он напился, добрая девушка сказала: «Я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются», — и начала наливать воду в пойло для верблюдов (Быт. 24:17–20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

То есть, будут самые тяжелые времена – таких не было никогда! Это будет только во дни антихриста, когда из колена Дана придет тот, который воцарится над всей планетой, опрокинет коня и всадника, то есть традиция будет разрушена, устои веры во Иисуса Христа, и произойдет падение людей – как всадник падает с коня. Будет падение в безнравственность, великое падение для всего рода человеческого. Перед смертью Иаков завещает, чтобы его похоронили в пещере Махпела. Он говорит: « В пещере, которая на поле Махпела, что пред Мамре, в земле Ханаанской, которую [пещеру] купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения; там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию; это поле и пещера, которая на нем, куплена у сынов Хеттеевых » ( Быт.49:30–32 ). То есть, он просит, чтобы его похоронили в этой двойной пещере. Слово «Махпел» означает «двойная». И мы читаем о смерти Иакова: « И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему » ( Быт.49:33 ). Один богослов задал вопрос: а почему он вообще ноги снял с постели? Если человек умирает: ну и лежал бы там! Из уважения к тем пророчествам, которые через него Господь изрекал, он оставил свою постель и был на ногах. Итак, Иосиф, закрывает рукою глаза мертвому Иакову. Аллегорически истолковывая это действие, Святитель Амвросий Медиоланский , пишет: « Однако нам следует понять таинственный смысл того, что позднее народ иудейский познает Бога. Ведь таинство в том и заключается, что истинный Иосиф кладет руку на его глаза, чтобы тот, кто раньше не видел, теперь прозрел. Обратись к Евангелию, почитай, каким образом был исцелен тот слепой, которому Иисус положил руку и убрал слепоту его 95 . Ведь Христос кладет руку не на тех, кому предстоит умереть, но на тех, кому предстоит жить… И в последние времена Он примет усталый и пребывающий уже в старческом возрасте народ иудейский не по заслугам, а по избранию Своей благодати, и положит руку на глаза его, чтобы убрать слепоту. Потому Он отложит его исцеление, чтобы самым последним поверил тот, кто прежде не считал, что следует верить, и потерял преимущественное право прежнего избрания. Поэтому и апостол говорит, что слепота «произошла в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; итак весь Израиль спасется» ( Рим.11:25–26 ). Итак, деяния патриархов – это таинство грядущих событий » 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

То есть это было судебное решение. Идет опять упоминание о вратах города, а мы с вами определились, что на языке Библии это означает место, где выносятся какие-то юридические постановления. То есть это решение было узаконено, и Авраам получает единственную собственность – это место упокоения и кладбищенская земля, которая отчуждала пещеру Махпела от земли, принадлежавшей язычникам. И таким образом патриарх Божий Авраам, которому Бог отдал всю эту землю, является собственником земли для погребения. И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, владением Авраамовым пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его. После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения (Быт. 23, 17–20). Легенда-притча, о чем мы вспоминали выше, о бычке и сияющей пещере с Адамом и Евой, – это, конечно, сказка. Но дело в том, что в Библии очень часто встречается такое выражение – когда говорится о мертвом человеке, что он приложился к отцам своим (Быт. 25, 8; Дан. 14, 1; Деян. 13, 36 и др.), то есть «лег с отцами своими». И в Новом Завете сказано, что верующие, когда умрут, будут на лоне Авраама возлежать: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11). Итак, пещера Махпела – это особое место, и это первая и единственная собственность, которую Авраам имел на Святой земле. Это очень важный вопрос – вопрос погребения наших близких. Мы должны думать о том, где и мы будем похоронены, это очень важно. Важно, чтобы и дети знали, где они будут похоронены, после нас и с нами. Вот я, например (надеюсь), знаю, где меня должны похоронить,– это очень хорошее место… Там кладбище в сосновом бору, и для меня там есть место, очень удачное место, так я думаю.

http://pravoslavie.ru/109964.html

Флавий, сыну Цахарову, и Авраам, вежливо кланяясь жителям земли, просил их добрых услуг в деле склонения владельца пещеры к продаже ее за приличную сумму. Ефрон, услышав эту просьбу, сразу же, с обычною восточною любезностью, предполагающею однако же возможность торга, предложил сделать из пещеры подарок Аврааму. «И отвечал Ефрон, хеттеянин, Аврааму, вслух сынов Хета, всех входящих во врата города его, и сказал: нет, господин мой, послушай меня: я даю тебе поле и пещеру, которая на нем, даю тебе, пред очами народа моего дарю тебе ее, похорони умершую твою». Но Авраам не хотел принять пещеры в качестве подарка. Вся эта земля обещана ему Богом; он не хотел ни пяди из нее получить от рук человека, и поэтому настаивал на покупке. Никто не должен был сказать, что он обогащен дарами, полученными от язычников. Вследствие этого начался торг; желаемое место продано было за 400 сиклей серебра, «какое ходит у купцов». «Такова цена земли, говорит Ефрон; но что это для меня и для тебя? Похорони умершую твою». Такая незначительная сумма, как бы так говорил он, ничего не значит для нас, как людей богатых. На всяком восточном базаре можно ежедневно слышать подобные сделки, заключаемые подобными же словами и сопровождаемые подобными же знаками взаимного почтения и любезности. Все это повествование в высшей степени согласно с действительностью и служит новым доказательством неизменности восточных обычаев. Нельзя не поражаться тою тщательностью, с которою договор был заключен в этом случае. Все повествование о покупке пещеры читается как извлечение из юридического документа. Можно конечно сомневаться, были ли эти условия действительно записаны; но условия эти во всяком случае были заявлены пред свидетелями, и таким образом контракт получил силу. И в настоящее время подобные сделки между местными феллахами не всегда делаются письменно, но заявление пред свидетелями считается столь же обязательным как если бы договаривающаяся стороны скрепили документ своими подписями и печатями. Покупка пещеры Махпела так определяется в этом древнем документе: «и стало поле Ефроново, которое при Махпела, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, владением Авраама, пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его» ( Быт. 23:17, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

14Эфрон ответил Аврааму: 15« Раз уж ты так настаиваешь, тогда послушай, господин мой! Эта земля стоит четыреста шекелей серебра, что это для нас с тобой?! Похорони усопшую свою!» 16Авраам согласился с предложением Эфрона и отвесил ему столько серебра, сколько тот назначил в присутствии хеттов: четыреста шекелей серебра, по весу, принятому у купцов. 17Так принадлежавшее Эфрону поле, что при Махпеле, на востоке от Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья в пределах всего этого поля, – всё это перешло 18в законную собственность Авраама, и свидетелями тому были все те хетты, что собрались у городских ворот. 19После этого Авраам похоронил Сарру, жену свою, в Ханаане в пещере Махпела, на востоке от Мамре, что ныне Хевроном зовется. 20И при этом поле, принадлежавшее хеттам, и пещера на нем перешли в собственность Авраама как место для погребения. Исаак и Ревекка 24 К огда умерла Сарра, Авраам был уже человеком старым, прожившим долгую жизнь. Во всем, что он ни делал, Господь благословлял его, и был он очень богат. 2Однажды Авраам сказал рабу своему, прослужившему более всех в его доме а, управлявшему всей его собственностью: «Прошу тебя, положи руку свою под бедро мое б 3и поклянись мне Господом, Богом небес и Богом земли, что ты не допустишь того, чтобы сын мой женился на одной из местных девиц, на ханаанеянке, 4а пойдешь в мою страну, к моим родственникам, и оттуда возьмешь жену сыну моему Исааку». 5Раб спросил его: «А что, если девица не захочет идти со мной в эту далекую от ее дома землю? Должен ли я вернуть сына твоего в страну, из которой ты сюда переселился?» 6«Ни в коем случае! – ответил ему Авраам. – Не возвращай моего сына туда! 7Господь, Бог небес, Который взял меня из отчего дома и родной страны и Который обещал мне с клятвой: «Потомкам твоим отдам Я землю эту“, – Он пошлет ангела Своего перед тобою и позаботится о том, чтобы ты взял жену сыну моему оттуда. 8А если та девица не захочет идти с тобой, ты будешь свободен от клятвы, что ныне даешь мне. Только сына моего туда не возвращай».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

19Авраам пришел к своим слугам и вместе с ними вернулся в Беэр–Шеву и долго жил там. Нахор и его потомки 20Вскоре после этого Авраам услышал, что Милька, жена его брата Нахора , тоже родила Нахору сыновей: 21Уца – тот был первенец, и Буза, следующего за ним , и Кемуэля (отца Арама), 22и Кеседа, Хазо, Пильдаша, Идлафа и Бетуэля 23(Бетуэль был отцом Ревекки). Этих восьмерых детей родила Милька Нахору, брату Авраама. 24Была у Нахора и наложница по имени Реума, она тоже родила ему детей: Теваха, Гахама, Тахаша и Мааху. Гробница патриархов 23 С арра прожила сто двадцать семь лет. 2Умерла она в Кирьят–Арбе (именуемой теперь Хевроном), в земле ханаанской. Авраам пришел и горевал о Сарре, оплакивал ее, 3а затем, поднявшись и оставив усопшую, Авраам повел разговор с хеттами : 4«Среди вас я всего лишь пришлый, на время поселившийся здесь человек; дайте мне возможность приобрести у вас в собственность место для погребения, чтобы можно мне было похоронить умершую свою». 5Хетты так ответили Аврааму: 6«Выслушай нас, господин наш! Ты среди нас – князь милостью Божьей. В лучшей из наших гробниц похорони свою умершую. Никто из нас не откажет тебе в месте захоронения для погребения умершей твоей». 7Авраам поднялся и, низко поклонившись жителям земли той, хеттам, 8сказал им: «Если вы согласны помочь мне с погребением умершей моей, замолвите за меня слово Эфрону, сыну Цохарову, 9чтобы уступил он мне принадлежащую ему пещеру Махпела, что на краю его поля. Пусть он при вас продаст мне ее за полную цену, дабы была у меня своя родовая усыпальница» . 10Сам Эфрон–хетт сидел тогда вместе с другими хеттами у городских ворот и перед всеми, кто был там, отвечал Аврааму: 11«Нет, господин мой! Послушай меня! Я дарю тебе поле и вместе с ним отдаю тебе и пещеру, которая на нем. Здесь в присутствии соплеменников моих тебе даю ее. Иди и хорони усопшую свою». 12Авраам опять низко поклонился жителям той земли 13и сказал Эфрону перед всеми собравшимися: «И всё же, если бы ты только послушал меня! Я уплачу тебе за поле, сколько оно стоит; получи с меня положенное, и я похороню там умершую свою».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

59Простились они с Ревеккой, дочерью и сестрой своей, и с рабом Авраама и спутниками его. Вместе с ними проводили они и кормилицу Ревекки. 60Прощаясь, они благословили Ревекку, высказали ей свое пожелание: «Сестра наша! Да родятся от тебя тысячи тысяч! Да не устоят перед потомками твоими врата вражеские!» 61 Тогда Ревекка и служанки ее собрались и, сев на верблюдов, поехали вслед за тем человеком. Так раб Авраама отправился домой, выполнив поручение господина: он вез Ревекку. 62А Исаак, живший в то время в Негеве , только что вернулся домой после посещения колодца Беэр–Лахай–Рои. 63Вечером Исаак вышел в поле поразмышлять и помолиться . Он посмотрел вдаль и увидел приближающихся верблюдов. 64Ревекка заметила Исаака и тут же сошла с верблюда. 65«Что за человек идет по полю нам навстречу?» спросила она у Авраамова раба. «Это мой господин», ответил раб. Она взяла покрывало и набросила на себя. 66Раб рассказал Исааку обо всем, что с ним произошло. 67И ввел Исаак Ревекку в шатер Сарры, покойной матери своей. Так стала она его женой, любимой его и его утешением после кончины его матери. Смерть Авраама 25 Авраам взял себе другую жену, ее звали Кетура, 2она родила ему Зимрана, Йокшана, Медана, Мидьяна, Йишбака и Шуаха. 3У Йокшана родились Шева и Дедан. Ашшуреи, летушеи и леуммеи – потомки Дедана. 4 Сыновья Мидьяна: Эфа, Эфер, Ханох, Авида и Эльдаа. Все они потомки Кетуры. 5Всë, чем он владел, Авраам передал Исааку, 6а сыновей наложниц своих он щедро одарил и еще при жизни своей отослал их на восток, в земли восточные, подальше от сына своего Исаака. 7Всех лет жизни Авраама – сто семьдесят пять. 8 Прошли годы странствий его, и он скончался. Умер Авраам в глубокой старости, насытившись жизнью; и отошел он к праотцам своим . 9Похоронили его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпела, на востоке от Мамре, на поле Эфрона–хетта, сына Цохарова, 10на поле, которое Авраам приобрел у хеттов; и Авраам, и жена его Сарра погребены там. 11 После смерти Авраама благословил Бог его сына Исаака, поселившегося возле Беэр–Лахай–Рои.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

– Авраам рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался! ( Ин. 8, 56 ). Увидел именно тогда, когда снял с жертвенника живым своего сына, поняв, что Бог приготовил иную Жертву. Так Творец вознаградил веру Авраама, которыц знал, что Бог силен и из мертвых воскресить. Это повествование читается в Церкви накануне Пасхи. Глава одиннадцатая. Женитьба Исаака Вскоре после этого испытания веры Авраама умерла его жена Сарра. Ей было тогда уже 127 лет. Авраам жил тогда около Хеврона. Он обратился к жителям города, чтобы они продали ему пещеру для погребения Сарры. Те предложили ему занять выбранную им пещеру Махпела бесплатно, потому что видели духовное величие праведника. Но он сказал, что возьмет поле с пещерой только за серебро, чтобы никто не сомневался в правах Авраама на это место. Тогда владелец поля продал пещеру вместе с полем за 400 шекелей серебра (3,6 кг). Так патриарх впервые получил некую собственность на Святой Земле. Там он похоронил свою супругу, там был похоронен и сам он. До сих пор тела патриархов покоятся в мире в Хевроне, ожидая дня воскресения, чтобы войти в истинную Землю Обетованную. После этого Авраам решил женить своего наследника, Исаака, которому было уже сорок лет. Он не желал, чтобы его сын вступил в брак с жителями этой земли, потому что боялся развращения языческими верованиями и обычаями, которые легко передаются через супругу. Чтобы исполнить свое желание Авраам призвал своего ближайшего слугу Элиэзера. Он сказал ему: – Клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что не возьмешь сыну моему жены из дочерей хананейских, но только из земли моего родства. Тот поклялся, а праведник сказал, что если женщина откажется, то слуга его будет свободен от клятвы своей, но и тогда не должен возвращать Исаака на родину. Авраам сказал, что Бог пошлет Своего Ангела, который поможет ему. Элиэззер взял десять верблюдов со всякими сокровищами и отправился в Месопотамию. Когда он подъехал к городу уже под вечер, то в уме своем обратился к Богу: – Пошли мне сегодня навстречу мне ту, которая станет женой Исааку. Пусть будет мне знаком, что она даст напиться и мне, и верблюдам моим.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Быт. 13:16 и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; Быт. 13:17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда]. «Встань, пройди и проч.». М. Филарет делает прекрасное указание, что «мера обетования есть мера веры». Сколько может вместить человек, столько и получит. Быт. 13:18 И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; Мамре было собственно имя аммореянина, союзника Аврамова ( Быт. 14:13, 24 ). О Хевроне м. Филарет делает замечание, что так как он получил это имя от Хеврона, внука Халевова, во время же Моисея и даже Иисуса Навина ещё назывался древним именем Кириаф-арба ( Нав. 15:13 ; Суд. 1:10 ; 1Пар. 2:42, 43 ), то справедливо догадываются, что слова «что в Хевроне» внесены в текст Моисея Ездрою или кем-либо другим для объяснения положения дубравы Мамре, когда последнее имя сделалось уже незнакомо. Англиканская Комм. Библия делает то же замечание, но присовокупляет, что, кажется, Хеврон было древнейшее имя этой местности, что она называлась Кириат Арба во время отсутствия потомков Иакова из Палестины, когда они жили в Египте, и что при покорении Палестины Калеб восстановил древнее имя. Так думают Розенмюллер, Генстенберг, Кейль и др. (сравни комментарий к Быт. 23:2 ). Хеврон был третьим пунктом продолжительной остановки Аврама, а именно: 1) Сихем; 2) Вефиль; 3) Хеврон. Возле Хеврона была пещера Махпела ( Быт. 23:19 ), где похоронены Сарра, Авраам, Исаак, Иаков. Место это в большом уважении у арабов, его зовут Ель-Калиль, т. е. дом друга Божия. и создал там жертвенник Господу. Глава XIV. Вступление Война Царей, рассказанная в XIV главе Кн. Бытия, есть весьма важный исторический документ, который, по мнению многих (Тух, Эвальд, Курц, на коих ссылается Англиканская комм. Библия), восходит к глубокой древности. Сказание XIV главы сходится с теми сведениями, которые мы имеем вследствие разысканий в Халдее и Вавилоне. Свод этих изысканий сделан Джорджем Роулинсоном (The five great monarchies of the ancient Eastern world; ed. of 1871), которого слова мы и приводим:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В настоящее время паломники иногда заходят в эту мечеть, но сейчас в Хеврон стараются никого не возить, потому что там напряженная ситуация. Но принято, что именно в этом месте христианские и иудейские женщины, у которых нет детей, молятся, чтобы родился ребенок. Или мужчина приезжает туда, молится, потому что у него нет наследника. Два таких места есть в Палестине: это как раз пещера Махпела и могила Рахили, которая умерла от родов между Вифлеемом и Иерусалимом. Именно в этих местах молятся о чадородии. Погребение Сарры. Гюстав Доре И говорил им [Авраам] и сказал: если вы согласны, чтобы я похоронил умершую мою, то послушайте меня, попросите за меня Ефрона, сына Цохарова, чтобы он отдал мне пещеру Махпелу, которая у него на конце поля его, чтобы за довольную цену отдал ее мне посреди вас, в собственность для погребения. Ефрон же сидел посреди сынов Хетовых … (Быт. 23, 8–10). Что означает выражение: Ефрон же сидел посреди сынов Хетовых ? Оно означает, что Ефрон был очень важным человеком. Ефрон же сидел… во вратах города (Быт. 23, 10). Вот здесь упоминаются врата города, то есть он не просто восседал – он был судья Хетский. Врата города в древности – это то место, где совершались судебные акты (Втор. 21, 19; 22, 15). Почему у врат города? Если человека приговаривали к изгнанию, его сразу через эти врата и прогоняли, а если его миловали – его оставляли. А если к казни приговаривали – выводили из города и совершали казнь, по другую сторону ворот и пред глазами судии (Втор. 17, 5). Ефрон же сидел посреди сынов Хетовых; и отвечал Ефрон Хеттеянин Аврааму вслух сынов Хета, всех входящих во врата города его, и сказал: нет, господин мой, послушай меня: я даю тебе поле и пещеру, которая на нем, даю тебе, пред очами сынов народа моего дарю тебе ее, похорони умершую твою (Быт. 23, 10–11).– Казалось бы, Ефрон предлагает бесплатно отдать погребальное место этому уважаемому человеку, Аврааму, которого называют князем Божиим, царем среди племен Ханаана. Но Авраам отказывается. Он отказывается получить бесплатно эту землю, потому что у язычников, у безбожников, как правило, короткая память.

http://pravoslavie.ru/109964.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010