В музее Хамы размещены античные находки: скульптура и знаменитая мозаика IV века с изображением древнего (найдена в 1968 году в селе Марьямин). Город знаменит своими нориями — древними гигантскими деревянными колесами, поднимающими воду для орошения садов. Традиция их возведения восходит к византийской эпохе. В мухафазе (области) Хамы находятся памятники архитектуры и искусства разных эпох. Ниже по реке Оронт расположен античный город Апамея, отстроенный Селевком I около 300 года до н.э. и названный в честь его жены персиянки Апамы. Сохранились величественные руины этого значительного культурного центра и очага неоплатонизма, построенные преимущественно во II веке, стены с воротами, театр (крупнейший в Сирии), форум, храм богини случая Тихе, главная улица с вымосткой и уникальной колоннадой с витыми каннелюрами, дома горожан. До землетрясения и захвата персами в VI beke здесь было построено несколько церквей с напольными мозаиками. Одним из первых епископов Апамеи был апостол от 70-ти Аристарх Фессалоникский. Окончательно город был покинут жителями в XII–XIII веках (по мнению большинства ученых, это произошло после набегов мамлюков, монголов, Тамерлана, когда изменились торговые пути и городское хозяйство пришло в упадок). В 1930 году в город приехали бельгийские археологи. Четыре года спустя в руинах храма с атриумом V–VI веков они обнаружили два реликвария, в которых когда-то хранились мощи святых Космы и Дамиана. Один из храмов Апамеи, так называемый Восточный собор с планом в виде тетраконха (в раннехристианском и средневековом зодчестве тип центрического храма с четырехлепестковым планом), был заложен b V beke, но затем перестроен в 533 году, после землетрясений 526 и 528 годов. В этом соборе хранилась часть креста Господня. Во время турецкого правления в XVI веке в городе построен караван-сарай. Поскольку он сохранился лучше других зданий в Апамее, в 1976 году в нем открыли музей с мозаиками и находками. В ходе гражданской войны в руках боевиков оказался и знаменитый музей в городе Маарат-аль-Нуман со скульптурой и мозаиками IV–VI веков, расположенный в крупнейшем в Сирии (площадь 7000 м2) караван-сарае XVI века. А также село Хаварти с монастырем (предположительно Архангела Михаила). Эта обитель была основана около 483 года архиепископом Фотием над одним из поздних митреумов (храм Митры) 360–380-х годов. Обнаруженный в 1996–1997 годах под полом церкви митреум сохранял превосходные фрески, ныне оказавшиеся под угрозой уничтожения. Напольные мозаики церкви 480-х годов были вывезены в Апамею и Дамаск.

http://e-vestnik.ru/world/drevnyaya_siri...

В Сидоне (Сайде) к началу османской эпохи христианское присутствие почти сошло на нет. Налоговые документы упоминают 3 дома христиан в конце XVI века. Однако в эпоху Фахраддина и оживления торговли с Европой христиане снова начали мигрировать в город, с начала XVII века в источниках часто мелькают имена православных и маронитских епископов Сидона. Григорович-Барский упоминает в городе мелькитскую церковь Св. Николая и католическую церковь при одном из европейских консульств. 412 Вторым районом компактного проживания христиан в сельской местности был ареал к северу от Дамаска – плато Каламун, лежащее между восточным склоном Антиливана и параллельными ему хребтами, отделяющими плато от пустыни. Источники XVI века отмечают тут 14 расположенных по соседству друг от друга христианских деревень. В 30 км к северу от Дамаска на господствующей над местностью вершине стоял самый знаменитый в Сирии Сайданайский монастырь. У подножия горы лежало христианское селение Сайданайя, насчитывавшее, по реестрам 1569 г., свыше 1380 жителей. Эта цифра не изменилась и через полтора века – паломник И. Вишенский писал в 1708 г.: «под монастырем село, християне, все Орапе, есть дворов з триста, тилко един Турчин началний». 413 Примерно столько же проживало в соседней деревне Маарат Сайданайя, 170 домов отмечено в селении Айн ат-Тина, 1270 жителей – в Маалюле, известной доныне как один из последних очагов бытования арамейского языка. Из документов XVI столетия видно, что во всех этих деревнях христианское население за четверть века выросло более чем в полтора раза. Источники упоминают многочисленные церкви и священников в христианских деревнях этой нахии (Джуббат аль-Ассаль). В одной Маалюле Григорович-Барский насчитал 5 иереев и 3 церкви. 414 Далее на северо-восток лежала нахия Кара, также со значительной долей христиан, правда, в отличие от предыдущего района, население тут было смешанным, христиане составляли примерно половину жителей деревень. В Каре их в конце XVI века насчитывалось 1658 человек (патриарх Макарий отмечал зажиточность христиан этой местности), в Ябруде – около полутора тысяч; в Дейр-Атийе – 135 домов, в Небке – 142, в других деревнях – 30–70.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Началось все с неожиданного крупного наступления боевиков в направлении на восток – к Алеппо. С этой целью в восточную часть Идлиба под носом у турецких «наблюдательных блокпостов» стекались джихадистские отряды со всей провинции. Ингимаси активно использовали для прорыва фронта джихад-мобили, и им удалось на некоторых участках отбросить правительственные войска на несколько километров. В конце прошлой недели на восточный фронт прибыли дополнительные правительственные подкрепления, включая «Тигров», палестинскую бригаду «Лиуа аль-Кудс» и части иранского Корпуса стражей Исламской революции. Вся эта сила при поддержке российских ВКС три дня назад начала два контрнаступления. Одно непосредственно от Алеппо и его окрестностей на запад, а другое – южнее с общим направлением на Маарат ан-Нуман, крупный транспортный узел, крайне важный в психологическом плане. Операция получила название «Идлибский рассвет» (он же в другом варианте перевода «Заря в Идлибе»). Сирийская армия, прорвав фронт, продвигалась очень быстро, окружая Маарат ан-Нуман южнее ад-Даны и севернее Хамидии. Во второй половине дня 29 января Маарат ан-Нуман был взят и зачищен, а его джихадистский гарнизон бежал. Правда, где-то полдня продвинутая часть джихадистских пропагандистов пыталась вести в соцсетях стримы из города, панически сообщая, что сейчас придут «асадисты» и всех убьют. Правительственные войска достигли Кафр-Умы, где встретили ожесточенное сопротивление. Продолжая наступление на север от Маарат ан-Нумана, правительственные войска достигли Тель-Мардика и развалин античного города Эбле. До столицы провинции – Идлиба – осталось 20 километров. Суммарно за весь период «Идлибского рассвета» правительственные войска освободили примерно 30 населенных пунктов. Примерно в это же время севернее, в районе Алеппо, САА заняла Хан-Туман – принципиальную и очень важную в психологическом плане позицию боевиков – и принялась методично окружать квартал Рашидин-4 – последнюю формальную часть города Алеппо, где оставались боевики.

http://ruskline.ru/opp/2020/01/31/voina_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Произойдёт ли разрыв ситуативного союза Москва – Анкара из-за наступления Дамаска в Идлибе? 28.12.2019 561 Время на чтение 7 минут Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган " class="" height="" src=" " style="" title="" > Москва – Анкара из-за нового наступления Дамаска в Идлибе? " width=""/> Источник: Фонд Стратегической Культуры Анкара добивается прекращения наступления сирийских правительственных войск Генеральное наступление правительственной Сирийской арабской армии (САА) на последний оплот джихадистов в провинции Идлиб развивается. Задействованы лучшие силы: штурмовая 25-я дивизия спецназа (бывшие силы «Тигр») генерала Сухейля, 4-я механизированная дивизия («алавитская»), имеющая на вооружении в том числе современные Т-90, обученный и оснащённый по стандартам российской армии 5-й корпус, две бригады профессиональной Республиканской гвардии и другие соединения. С воздуха активную поддержку им оказывают российские ВКС. Обстрел позиций боевиков в Идлибе Их базу в Хмеймиме оппозиция постоянно пытается, пока безуспешно, подвергнуть атакам ракетами и из дронов. Главная задача ближайших дней – разгром сосредоточенных в зоне разделения основных сил продолжательницы (запрещена в России) – (ХТШ, запрещена в России), которая признана террористической организацией практически во всех основных странах мира. Кроме того, направления ударов указывают на стремление освободить на всём протяжении от Дамаска до Алеппо автостраду М-5 и перекрещивающуюся с ней автостраду М-4, идущую от порта Латакия через Алеппо вдоль границы с Турцией вплоть до Ирака. Для этого должны быть освобождены второй и третий по величине города провинции – Серакаиб и Маарат-ан-Нуман. Ход боевых действий Обе стороны несут очень серьёзные потери, исчисляющиеся сотнями погибших, поскольку в провинции сосредоточились свезенные туда из всех освобождённых анклавов непримиримые боевики общей численностью до 60 тыс. человек. Среди них особенно велика доля выходцев из стран СНГ, в том числе запрещённой в России Исламской партии (имеется в виду вся Центральная Азия) и запрещённого в России «Имарата отступать которым некуда. На стороне ХТШ активно выступают также отряды «умеренной» оппозиции из сколоченного Турцией Фронта национального освобождения (ФНО). Созданное ими марионеточное «правительство» уже объявило «всеобщую мобилизацию» и начало переброску в зону боёв своих сил из буферной зоны в курдской Рожаве. За последние несколько суток в Идлиб, по оценкам, уже въехали более 300 турецких грузовиков с военной помощью и подкреплениями для оппозиции.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/28/proizo...

Апамея.Главная улица. 2 век ЖМП 12 декабрь 2015 /  21 декабря 2015 г. 14:35 Древняя Сирия, которую мы можем потерять. Часть 4 Мы продолжаем рассказ о святынях и архитектурных памятниках Сирии (начало см.: ЖМП. 2015. В этом номере читатель узнает о памятниках, расположенных между двумя главными городами Сирии — Дамаском и Алеппо, а также о сравнительно небольшой, но насыщенной историческими событиями прибрежной территории страны. Специфика этих земель в том, что бльшую их часть населяют последователи шиитского направления ислама — алавиты и исмаилиты, а также левантинцы (арабоязычные христиане области Левант). В 1923–1936 годах на побережье существовало небольшое Государство алавитов, в котором в деревне Кардаха родился Хафез аль-Асад, ставший в 1971 году первым президентом Сирии. Его светская идеология встретила сопротивление исламистов из организации «Братья-мусульмане». В 1976–1982 годах они предприняли ряд вооруженных восступлений. При подавлении восстания в ходе штурма города Хама было убито более 10 тыс. человек. Однако в 2011-м исламистские силы решили взять реванш у правящей партии Баас. Большую часть этих земель сегодня контролируют правительственные войска, но значительные территории к северу от Хамы захвачены повстанцами. Большим разрушениям и грабежу подверглись античные города Апамея и Эбла, знаменитый музей мозаик в городе Маарат-аль-Нуман. Хомс Хомс — третий по величине (после Дамаска и Алеппо) город в Сирии. С 1960 по 2012 год его население выросло более чем в шесть раз и приблизилось к миллиону человек, четверть из которых составляли христиане. В 2011 году боевики заняли несколько кварталов в центре города. Только к маю 2014 года правительственным войскам удалось вытеснить повстанцев из Хомса. За три года боев в городе пострадало много кварталов с храмами и мечетями, большая часть населения уехала, 200 тысяч из которых — христиане. Хомс находится примерно посередине между Дамаском и Алеппо, при слиянии долин Оронта и Бекаа. Люди здесь живут примерно с XXIII века до н.э. В 1274 году до н.э. в 20 км от города произошла знаменитая битва хеттов и египтян при Кадеше. В римское время город назывался Эмеса и был центром культа финикийского бога солнца Элагабала. Один из главных жрецов храма солнца в 218 году стал римским императором Марком Аврелием Гелиогабалом. В IV–VII веках это был важный христианский город, центр Эмеской митрополии. Уроженцем Эмесы был и знаменитый автор кондаков Роман Сладкопевец (ок. 485 — ок. 556), служивший впоследствии диаконом в Бейруте и Константинополе.

http://e-vestnik.ru/world/drevnyaya_siri...

Когда Моисей с сынами Израиля бежал из Египта, то фараон был уверен, что истукан Гхурундул и их задержит, как доселе он задерживал всех его беглецов. Но на этот раз фараон сам был задержан господствующими там ветрами и утонул. Потому-то залив Гхурундул не имеет никогда покоя от ветра, что в нем утонул фараон.» Но Гхурундул или, по чтению Геродота, 194 Оронтал, по своему корню означает не что иное, как грубый массивный камень, менгир, 195 но превращенный народным воображением в λθος μψυχος. Все же приведенное сказание есть мифическая переработка простого свидетельства пр. Исаии 196 о пограничном камне (маццеба) на пределах земли египетской и о спасителе и заступнике для живущих в Египте. На почве передне-азиатского камнепоклонения пограничный камень Египта и спаситель Египта слились вместе в представлении одушевленного спасительного камня. Другой, совершенно подобный Гхурундулу, λθος μψυχος, древняя палестинская легенда указывает в самом Иерусалиме. Это – камень Шатья ( ), живой, самодвижущийся камень, стоящий на страже мрачной бездны, стремящейся погубить мир. Такое значение в арабской и талмудической мифологии получил камень, служивший основанием жертвенника иерусалимского храма (по другим: камень, на котором во святом святых стоял ковчег завета), по преданию бывший также тем маццеба, который был помазан патриархом Иаковом. 197 С иными пограничными менгирами соединялось представление нормирующей и охраняющей силы в более специальном круге влияния. Вот пара примеров. Арабский путешественник XI века, Нассири Хосрау, видел один менгир, стоявший при городе Маарат ен-Нааман (в округе Алеппо) и имевший значение охранительного талисмана, спасавшего от скорпионов; пока менгир стоял на своем месте, на черте города, ни один скорпион не проникал внутрь города; но город наводнялся скорпионами всякий раз, как этот в виде столба стоявший камень сбрасывали с места. 198 А вот описание менгира другого специального значения. Арабский географ Якут, в своем большом географическом словаре, 199 от 1220 года, говорит: «Вблизи Алеппо есть владение " Айн ел-Джара.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

45 алалары м менен бирликте Экрон, 46 Экроннан Жер Орта теизине шекемги Ашдодты дгерегиндеги барлы 47 Ашдод пенен оны алалары м Мысыр шегарасындаы сайа м Жер Орта теизине дейин созылан Газа менен оны алалары м 48 лкеде Шамир, Яттир м Сохо, 49 Данна, Кирят-Санна, яный Дебир. 50 Анаб, Эштемоа м Аним, 51 Гошен, Холон м Гило. ммеси болып, менен бирликте он бир ала. 52 Араб, Дума м Эшан, 53 Янум, Бейт-Таппуах м Афека. 54 Хумта, Кирят-Арба, яный Хеброн м Сиор. ммеси болып, менен бирликте тоыз ала. 55 Маон, Кармел, Зиф м Ютта. 56 Изреел, Йодеам м Заноах. 57 Каин, Гиба м Тимна. ммеси болып, менен бирликте он ала. 58 Халхул, Бейт-Сур м Гедор. 59 Маарат, Бейт-Анот м Элтеон. ммеси болып, менен бирликте алты ала. 60 Кирят-Баал, яный Кирят-Ярим м Рабба. ммеси болып, менен бирликте еки ала. 61 Шлде Бейт-Араба, Миддин м Секака. 62 Нибшан, Дуз аласы м Эн-Гедий. ммеси болып, менен бирликте алты ала. 63 Яуда Ерусалимде жасаан ебуслыларды шыара алмады. Ебуслылар бгин де Яуда менен бирге Ерусалимде жасамата.   16   Эфрайым берилген жерлер   1 Юсуп урпаыны шегине тскен жерлерди шегаралары Ерихо жанындаы Иордан дрьясынан, Ерихоны шыысындаы басланып, шл аралы Ериходан Бейт-Элди лкесине арай созылады. 2 Кейин Бейт-Элден Луза тип, Арк тийресини жери болан Атарота арай созылады. 3 Шегара сол жерден батыстаы Яфлет урпаыны жерлерине, тменде Бейт-Хорон лкесине, ол жерден Гезерге тседи м Жер Орта теизине келип 4 Солай етип, Юсупти уллары Менашше м Эфрайым усы жерлерди лес етип алды. 5 Тийре санына арай, Эфрайым лесине тийген жерлерди шегарасы шыыста Атрот-Аддардан жоарыдаы Бейт-Хорона арай созылып, 6 Жер Орта теизине барады. Арадаы Михметаттан Таанат-Шилоны шыысына арай бурылып, аланы шыысы бойлап, Яноахты шыысына арай созылады. 7 Бул жерден Атарот м Наараа тседи, Ерихоа жетип, Иордан дрьясына барып 8 Таппуахтан батыса арай ана сайына дейин созылып, Жер Орта теизинде Тийре санына арай, Эфрайым леси усы еди. 9 Буннан тысары, Менашше тийген лес жерди ишинде Эфрайым тийисли алалар м оларды тирапларындаы бар еди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Нередко, разрушения храмов и монастырей сопровождались огромными человеческими жертвами и исходом христианского населения.  Акты вандализма часто снимались на видео как бульдозерная акция в Мар-Элиан, католическом монастыре V века близ города Эль-Карьятайн (провинция Хомс) в 2015 году. И где более двухсот христиан было взято в заложники. В 2013–2014 гг. были разграблены многочисленные храмы Маалюли в 40 км к северу от Дамаска: церковь святых Сергия и Вакха в монастыре Мар-Саркис (расколот один из древнейших в Сирии престолов), женский монастырь святой Феклы. Большое внимание жители Сирии уделяют таким современным символам, как скульптура Богоматери, разрушенная в Маалюле 2013 году и восстановленная в 2015-м. Тем не менее, большинство монастырских ансамблей и древних храмов все же сохранилось, в, частности, благодаря низкому культурному уровню террористов (так, знаменитый паломнический город Расафа, место мученической смерти святого Сергия, оказался затерянным в песках всего в 40 км от Эр-Ракки). Некоторые обители в западной Сирии удалось защитить добровольцам, как, например, монастырь святого Георгия (Мар-Джирджис аль-Хумайра) в т.н. Долине христиан. Он основан в V–VI веках и в нем сохраняется небольшая церковь XII века с иконостасом XVIII века. В 1995–2002 годах настоятелем монастыря был Иоанн (Язиджи) — ныне Патриарх Антиохийский Иоанн X. Намного сложнее подсчитать утраты произведений в т.ч. христианского искусства в разграбленных и разрушенных музеях Пальмиры (только их малая часть была вывезена в Дамаск), Дейр-эз-Зора, Апамеи, музее мозаик в Маарат-аль-Нуман. Утрачены сотни икон XVII-XX вв. (в частности, при разграблении монастыря Мар-Саркис в Маалюле). Но многие святыни все же удалось спасти, перевезя их на время в Дамаск, как, например, пояс Богородицы из Хомса. Для проведения полного мониторинга утраченных святынь потребуется много времени, а главное взаимодействие представителей разных религиозных конфессий после окончательного освобождения страны от террористов и установления полноценного диалога с курдами (занимают северо-восток Сирии) и оппозиционерами (контролируют северо-западные и юго-западные районы близ границ с Турцией и Иорданией).

http://e-vestnik.ru/world/siriya_monitor...

Когда мы говорим о «Меарат ха–Махпела», или в русской традиции – Пещера Праотцев, как правило, мы имеем в виду грандиозное сооружение над самими пещерами. Спуститься же во внутрь, в сами пещеры, где погребены библейские патриархи, за всю историю Хеврона довелось всего нескольким людям. Примечательно, что возведение этого монументального сооружения, находящегося в центральной части современного Хеврона со стенами высотой 12 м, принадлежит царю Иудеи – Ироду Великому. Это величественное строение состоит из каменных блоков (наибольший из них 7,5 х 1,4 м). Каждый последующий блок нависает на предыдущий всего лишь на 1,5 см. Верхняя грань блоков шире нижней. Поверхность стен Меарат ха–Махпела напоминает Западную Стену Храмовой горы (Стену Плача) в Иерусалиме. Изначально строение было, по всей вероятности, без крыши. В византийскую эпоху южная оконечность здания была превращена в церковь , освященную в честь патриарха Авраама. Это никак не сказалось на возможности евреев посещать эту святыню. Христиане входили через одни ворота, евреи – через другие. В VI в. по Р.Х. со всех четырех сторон были построены галереи. Завоевав Палестину, арабы поручили евреям, в благодарность за их поддержку, надзор за пещерой. Надзиратель за святыней получил титул «служитель отцов мира». В период арабского завоевания Хеврон переименовывают в «Масджид Ибрагим» (Мечеть Авраама). Пещеру Махпела мусульмане до сегодняшнего дня почитают не только как могилу Авраама, но и как место, над которым пролетал пророк Мухаммед во время своего путешествия на небо. Согласно арабской легенде, когда пророк Мухаммед летел на коне в Иерусалим, над Хевроном он услышал голос архангела Джебрила (Гавриила): « Сойди и помолись, ибо здесь могила отца твоего Авраама ». Кенотаф над могилой патриарха Авраама В IX в. по Р.Х. здание кенотафа Иосифа (согласно мусульманской традиции в Пещере Праотцев был также захоронен и Иосиф Прекрасный, тело которого было вывезено из Египта во время Исхода) заблокировало центральный вход, а впоследствии он был прорезан с восточной стороны стены. Время существующего строения датируется 1118–1131 гг. по Р.Х. (правление Балдуина II).

http://azbyka.ru/xevron-puteshestvie-pod...

Так как путь от Вифлеема до Хеврона мною подробно описан в моем первом путешествии 184 , то, не повторяя мой рассказ укажу на наиболее обратившее мое внимание во время настоящей поездки. Мы выехали из монастыря св. Георгия в Хеврон в 8 часов утра и через 20 минут проехали, не останавливаясь, мимо Соломоновых прудов, которые мы намерены были посетить на возвратном пути. Через час мы были у колодца называемого Рас ел-Аин 185 (глава источника), с которым соединены гончарные водопроводы, опоясывающие прилегающие горы. Замечательно, что этим же именем называются знаменитые Соломоновы колодцы близ Тира 186 . Через 2 часа с половиною нам показали в левой руке от дороги небольшие развалины, называемые Рамет ел-Халиль, – место, где, по некоторым предположениям, жил Авраам. Чрез 20 минут указали нам следы других гончарных водопроводов, направленных в Иерусалим. Тут мы быстро повернули направо от дороги, поднимаясь на гору. Не понимая этого отклонения от дороги в Хеврон, на спрос мой о том, мне сказали, что мы едем к дубу Мамврийскому. Это привело меня еще в большее недоумение, ибо показанное мне в 1835 году место, на котором стоял некогда дуб Мамврийский, находилось на половине склона лесистой горы, по ту сторону долины, занимаемой Хевроном, против Харама 187 , что совершенно согласно с текстом книги Бытия 188 : «И бысть село Ефроново, еже бе в сугубей пещере, еже есть лицем к Мамврии, село и пещера яже бе в нем и всякое древо, еже бе на селе и все еже есть в пределех его окрест, Аврааму (бысть) в стязание пред сыны Хеттеовыми и пред всеми приходящими во град. По сих погребе Авраам Сарру жену свою в пещере селней сугубей, яже есть противу Мамврии: сия есть Хеврон в земли Ханаанстей». Эта цитата не позволяет искать долины Мамврийской, также как и священного дуба, если он еще существует, ни в каком другом месте, как против пещеры Махпела. Для ясности дальнейшего исследования об этом предмете я считаю необходимым привести вкратце то, что я написал в 1835 г. 189 «Хеврон стоит в долине; она несколько наклонена к югу, а город окружен горами; он не обнесен стенами и разделяется на две части из которых одна именно северная, упирается в скалистую гору, у подошвы которой находится пещера Махпела, заключенная в величественном здании Харама, а другая примыкает к подошве лесистой горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010