Тогда, несомненно, и наши имена будут вписаны в книге жизни. Аминь. 9-й день 134. В чём должна состоять истинная дружба (Из жизни святого мученика Полиевкта. Чет. Мин. янв. 9) Дружба между людьми бывает двоякая: одна – ничтожная, ложная, притворная, греховная; другая же – истинная, крепкая, неразрывная, святая и Богу угодная. Для того, чтобы избежать первой и найти последнюю, что мы должны делать, братие? Должны не от слов только узнавать то, в чём должна состоять истинная дружба, а следить за таковою в примерах; и тогда только подлинно узнаем, в чём должна состоять она. Но вы, конечно, скажете: «Где же найти таковые примеры, когда не знаем их?» В этом случае мы поможем вам, братие, и пример истинной дружбы сейчас представим вам. Вас же просим лишь о том, чтобы вы отнеслись к нему с вниманием; просим потому, что, по нашему мнению, он многое относительно истинной дружбы раскроет и совет добрый в этом случае подаст вам. В городе Мелитине были два воина: Неарх и Полиевкт. Несмотря на то что первый был христианин, а второй – язычник, оба были соединены самыми крепкими узами дружбы так, что один без другого жить не мог. «Кийждо бо их, – сказано, – мняшеся в друзе своем житие и дыхание имети». В чём же, однако, выражалась их дружба? В том, что Неарх употреблял всевозможные усилия, чтобы привести Полиевкта к христианской вере, поучал его познанию Бога Истинного, часто прочитывал ему Божественные Писания и обличал перед ним мерзость языческую. Усилия Неарха не остались напрасными. Когда открылось гонение на христиан, он сильно заскорбел о друге своём Полиевкте, и на вопрос последнего, какая причина его печали, отвечал ему: «Скорблю о том, что дружба наша скоро рушится». – «Да может ли это быть?» – сказал Полиевкт. «Да, может, – отвечал Неарх, – ибо вот, началось гонение на христиан, и когда меня поведут на смерть, ты отречёшься от меня и бросишь». Полиевкт сказал: «Не бойся, возлюбленный мой друг Неарх! Разлучения между нами не будет никогда, ибо и я через тебя познал Христа, Истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

К.А. Докучаев-Басков Кодлозерская пустынь 91 Кодлозерская пустынь находится ныне в Архангельской губернии. Основателем этой пустыни был некто инок Полиевкт. Какого он был рода и откуда, где постригся и каких лет пришел на Кодлозеро – ничего неизвестно. Быть может на месте и сохранилось какое-либо письменное или, по крайней мере, устное предание, но так как мы живем вдали, потому и не можем оным воспользоваться, а передаем только то, что дает нам собранная нами письменность минувших, древних лет. Инок Полиевкт основал Кодлозерскую пустынь в 1620–22 годах. Вот что читаем мы по этому случаю в «писцовой (писанной в то время) книге письма и меры Ивана Воейкова, да дьяка Третьяка Копнина, 7129–30 года»: «Стан Мехренской, а в нем волость Тарасов погост. ...Да в той же волости, в деревне Кодлозерской ставит храм новой во имя Богоявление Господне – старец Полиехт» 92 . «Полиевкт, как основатель и начальник Кодлозерской пустыни», пишется оным и в синодиках, виденных нами в каргопольском уезде 93 . Он очень скоро приобрел несколько деревень и угодий для новооснованной своей обители, ибо таже писцовая книга по этому предмету гласит так: «Деревня на Кодлоозере, а в ней крестьян: двор Якушко Ларионов, д. Васка Онтропьев, д. пуст и жеребей в тягле Мишки Иванова, да Исачка Иванова. А Мишка и Исачко сошли от литовскаго разоренья во 127 (1619) году, и теми обема дворами владеет из тягла старец Полиехт. Пашни паханые худые земли 9 четей, да перелогом в поле и по наволокам 14 четей, а в дву потому ж; в живущем пол выти и пол пол чети выти, а в пусте выть, без пол чети выти. Сена на живущее 17 копен с полу копною ...В Мехренском же стану на реке на Емце волость Сельцо, а в ней... деревня Якушенская на усть-речки Шеньги; а в ней 8 дворов пустых:.. все (домохозяева и с семьями) сошли безвесно от литовскаго разоренья во 127 году (т. е за 4, за 5 лет до писцов)... Ондрюшки Микифорова двор и жеребей – четь и пол чети выти отдан. Богоявление пустыни кодлозерским старцом Олександру, да Деонисью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У нас есть определенные основания связывать все эти «секреты» со старообрядческой средой. Дело в том, что иконописание как ремесло в системе древнерусских православных представлений парадоксальным образом мыслилось (подобно другим ремеслам) вне письменной традиции, а следовательно, вне культуры: оно усваивалось именно как обычай и ремесленный навык, которые относятся скорее не к сфере культуры, а к сфере быта (ср.: Живов, 1988, с. 48:54). Отсюда рецептура как иконописного, так и других ремесел (например, книгописание и «книгоделание») вошла в письменную культуру лишь синхронно с фольклором, «книжная» среда бытования у них явно совпадала. Так, в лечебниках могли соседствовать заговоры и хозяйственные рецепты; последние могли содержаться и в самих иконописных подлинниках, о чем мы говорили в первой главе. Поэтому «средневековый секрет», о котором упомянул Д.А. Ровинский, и «полусекретные приемы», о которых писал П. Флоренский , скорее были некоей «игрой в тайну», столь характерной для «тарабарской грамоты», чем являлись самой этой «тайной», Присутствовавшая здесь «загадочность» могла работать как на авторитет мастера в ритуализации его взаимоотношений с учеником, так и на характерную для старообрядчества «зашифрованность» и кодифицированность бытового поведения. Примечательно, что во второй половине XIX в. этот же «секрет» легко могли отягощать меркантильные соображения (ср.: Ровинский, 1903, с. 79–80: Голышев, 1865, с. 103–104). По причине «секретности» своего ремесла мстерский иконник Шитов, занимавшийся починкой и подделкой старых икон, не пустил В.Т. Георгиевского в свою мастерскую (Георгиевский, 1895, март, с. 221). Остается сказать, что особая роль иконы в системе московского благочестия получила отражение в уникальном религиозном подвиге народного иконописца – написании моленного образа кистью, которую беспалый ремесленник держал зубами. Первые сведения о нем относятся к XVII в., на что обратил внимание еще И.М. Снегирев . «Может быть, вам покажется странным, – писал он,– если скажу, что в числе царских живописцев находился безрукий. Так точно, Писаные и подписанные им иконы и дела придворного архива удостоверят вас, что безрукий изограф Полиевкт Никифоров писал иконы посредством губ, в коих держал кисть. В церкви при московской Екатерининской богадельне хранится его образ Спасителя, а в доме почтенного любителя русской древности Н.Г. Головина образ Казанской Богоматери. На доске первого начертана следующая надпись: «Лета 7191 септемврия в 3 день писал сей образ изограф Полиевкт Никифоров, от рождения рук не имел и писал устами»» (Снегирев, 1848, с. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

РГИА. Ф. 797. Оп. 27. 2 отд. 2 ст. Д. 426. Ч. VI. Л. 110. Выписка. 32. Письмо архимандрита Антонина Н. П. Игнатьеву 12 сентября 1864 г. Ваше Превосходительство! На изъявленное Вами желание знать мое мнение о нынешнем составе причта нашей посольской церкви, честь имею повергнуть на благоусмотрение Вашего Превосходительства следующее: 1 .    Певчие церкви нашей, по штату ограничиваемые числом трех, только при самом заботливом и участливом подборе их, могут петь с достаточным совершенством, какого вправе ожидать от церкви нашей население Константинополя, наслышавшееся о высоких достоинствах русского церковного пения. Требуются для сего хорошие трио из басового и двух теноровых голосов. Но, на случай болезни того или другого голоса, полезно церкви всегда иметь в запасе еще два голоса: теноровый и басовый, так что полное количество певчих не должно быть менее 5 человек. Наличные певчие присланы сюда в видах не исключительно певческих. Так, первенствующий между ними г. Зубарев, хотя и имеет нужный для пения голос, знает ноту и приобрел навык в пении, но, принадлежа к воспитанникам Академии и имея ученую степень кандидата богословия, естественно, не смотрит на себя исключительно как на певчего и считает настоящий пост свой только приготовлением к другому роду службы. Г. Полиевктов, имеющий полное семинарское образование, также не может смотреть на свою должность как на окончательный предел своих стремлений и, если не для ученой службы, то для священнослужительского места, верно счел бы себя способным и достойным. Басовый голос его у нас представляется излишним, а усилие его петь первым тенором, конечно, в тяжесть ему, а может быть, и молящемуся. Г. Заклинский прислан сюда единственно по вниманию к брату его, о. иеродиакону Акакию 189 , и не имеет ни голоса, ни достаточно развитого слуха, ни уменья, ни навыка в пении, отличаясь одним усердием, вполне достойным похвалы. Все трое есть люди скромные, трезвые, честные и на службе, по мере сил и умения, исправные. При добром руководстве, Зубарев может быть употреблен с пользой при ученых исследованиях края, а Полиевктов при наших сношениях с Добручанскими и Маньяскими раскольниками 190 , если бы то и другое обстоятельство входило в виды императорской миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Золотой Рог. Раскрашенная гравюра из кн.: Schedel H. Liber chronicarum. 1493. Fol. 257r (РГБ.) Золотой Рог. Раскрашенная гравюра из кн.: Schedel H. Liber chronicarum. 1493. Fol. 257r (РГБ.) Ключевым открытием в археологии К. 2-й пол. ХХ в. стало полное изучение остатков ц. св. Полиевкта на пл. Сарачхане (Excavations at Sarachane. 1985-1986; Harrison. 1989; Shahid. 2004). Эта купольная базилика была на 10 лет старше Юстиниановой Св. Софии и сравнима с ней по размерам и роскоши убранства. Храм был идентифицирован благодаря посвятительной надписи, составленной в честь представительницы имп. дома Аникии Юлианы и сохраненной в Палатинской антологии . Следов более древнего храма на этом месте не сохранилось, но надгробия III в. показывают, что до основания К. здесь было загородное кладбище. План здания почти квадратный (сторона ок. 52 м, не считая нартекса и апсиды), 3 нефа разделены стенами до 8 м в ширину, на к-рых стояли колонны. На всю высоту (5 м) сохранились кладки субструкций под платформу, на к-рую посетители храма поднимались по ступеням огромной лестницы. Стены в технике opus mixtum (сочетание камня и кирпича), кирпичи со штампами (круг, крест и др.), нек-рые с датой. Материал для отделки был собран со всего мира. Колонны инкрустированы перламутром, стеклом (желто-розовым, бледно-зеленым, оливково-голубым), аметистом, кусками светлого мрамора и порфира; полы мостили светлым проконнесским, желтым тунисским, бело-кремовым фригийским и зеленым фессалийским или вифинским мрамором. Использовали также сорта красного мрамора из Египта, пурпурного с серым из Карии, черного с белыми прожилками из региона Пиренеев. Своды были украшены мозаикой из смальты, в т. ч. золотой. Богатая резьба в очень высоком рельефе производилась на месте в К. (иногда уже в кладке, так что углы остались незавершенными). Она крайне разнообразна и свободна; ее элементы (виноградные листья, павлины) часто полностью оторваны от фона и напоминают круглую скульптуру. Было проанализировано до 10 тыс. резных элементов, восстановлена структура декора. По периметру, вдоль аркатуры, обегая ниши, арки и угловые блоки, шла посвятительная надпись; ее венчали виноградные лозы с чудесными листьями (часть нависает над строкой, а часть утоплена, что создает пространственный эффект). Строфы гекзаметра строго ложились на каждый архитектурный элемент. В нишах помещались фронтальные изображения павлинов с распущенными по всей конхе хвостами, в арках павлины попарно обращены друг к другу. Здесь же впервые использованы капители распространенной в VI в. формы: с решетчатой корзиной, перехватом и пальметтой. Храм св. Полиевкта оказал большое влияние не только на последующую визант. архитектуру, но позже повлиял и на средневек. зодчество. Детали опустошенной крестоносцами церкви в XIII в. оказались в Зап. Европе (Аквилея, Венеция, Вена, Барселона).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника 2-й на 4 и святителя на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос святителя, глас 3-й; седален святителя, глас 8-й (дважды) . «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 5-й: «Иорданскими струями...» (см. в службе мч. Полиевкта). По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 7-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – светилен праздника: «В рабии образе...» (см. в службе мч. Полиевкта). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 7-й – 4, и святителя, глас 4-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера в службе святителя). «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...» . Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника. На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя . Кондак воскресный. На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак святителя. На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондак праздника. На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, песнь 4-я – 4, и святителя, песнь 6-я – 4. На входе – «...Воскресый из мертвых...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь святителя; кондак воскресный. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен и аллилуиарий – Недели по Богоявлении и святителя .

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-22/

Сильная скорбь овладела душой Неарха, когда объявлено было царское повеление о преследовании христиан. Не за свою участь встревожился он, его терзала та мысль, что друг его Полиевкт отречётся от него и оставить его, когда предадут его на мучения и смерть за веру, чуждую душе язычника. Мысль о вечной разлуке с другом была для него началом мученических испытаний... От любящего, чуткого сердца Полиевкта не укрылась печаль его друга. Узнав о причине её, он сам был поражён мыслью о предстоящей им разлуке. – Но зачем же разлучаться? – восставала вся душа его против ожидаемого события и впервые сознала в себе ту силу, которая побеждает всё в мире, перед которой нет несокрушимых препятствий. Впервые сделалось ему ясно, до какой степени он давно уже разделяет единственные истинные убеждения своего друга, до какой степени он, безусловно, причастен его христианскому влиянию. – Неарх! – отозвался он к величайшему радостному изумлению своего друга, – чего опасаешься ты? разве я не знаю Христа твоего! Не горело ли сердце во мне, когда ты рассказывал мне о Нём, когда ты читал мне Евангелие! Только именем христианина ещё не назывался я до сих пор, но я гнушаюсь идолов и всегда чувствовал веру во Христа, Сына единого истинного Бога... – Слава милосердию Божьему! – молился Неарх, слыша эти слова; – но любишь ли ты Бога так сильно, чтобы оставить ради Него и жену твою, и детей, и богатство? – тревожно спрашивал он Полиевкта. – Не нужно мне ничего, кроме истинного Бога, – отвечал язычник, – с этого часа я отрекаюсь от мира и буду служить Ему Одному... И с этими словами и в порыве неизъяснимого и неудержимого чувства, он бросился на городскую площадь, где, прочитав царский указ, разорвал и бросил его при народе, и потом, увидев, что несут идолов в капище, Полиевкт бросился к ним и разрушил их... Немедленно был он схвачен и предан истязаниям. Напрасно жена его и тесть умоляли его не губить себя, не делать их несчастными. Он отвечал им только мольбой, чтобы они познали истинного Бога, чтобы они убедились, что ничтожны те боги, которых он сейчас так легко мог сокрушить в прах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Владыка митрополит звучным голосом проговорил, обращаясь к хиротонисуемому: – Чего ради пришел еси и от нашея мерности чего просиши? – Хиротонии архиерейской благодати, Преосвященные, – громко и внятно ответил о. архимандрит Трифон. – Како веруеши? – спросил у него Владыка митрополит. С особым умилением, с благоговейным трепетом и с непоколебимою верою в Бога хиротонисуемый стал громогласно читать Символ веры . Владыка митрополит благословил его: – Благодать Бога и Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святого Духа да будет с тобою. Затем о. архимандрит Трифон стал на средину «орла». – Яви нам еще пространнее, како исповедуеши о свойствах трех Ипостасей Непостижимого Божества, – проговорил ему Владыка митрополит. Хиротонисуемый внятно прочитал изложение веры об Ипостасях. – Благодать Святого Духа да будет с тобою, просвещающая и вразумляющая тя во все дни жизни твоей, – такими великими словами вновь благословляет его Первосвятитель Церкви Московской. Далее новопоставляемый во епископы о. архимандрит Трифон произносит установленную присягу, скрепив ее своей подписью, которую и вручил Владыке митрополиту, приняв от него благословение. Потом хиротонисуемый во епископы Трифон поклонился Владыке митрополиту и другим архиереям, подходя к каждому из них под благословение, и стал посредине «орла», обратясь к алтарю. О. протодиакон после обычного многолетия Государю Императору и его Августейшему Семейству и Святейшему Синоду также провозглашает многолетие и утвержденному во епископы богоспасаемого града Дмитрова священноархимандриту Трифону. Новопоставляемый во епископы Трифон после сего кланяется архиереям и народу и удаляется в алтарь, где и становится у святого престола на правой стороне. Началась Божественная литургия, которую совершал соборне Высокопреосвященнейший митрополит Владимир. Перед чтением Апостола хиротонисуемый во епископы Трифон был выведен о. протопресвитером и протодиаконом из алтаря через северные двери и подведен к царским вратам. Преосвященный Полиевкт ввел его в царские врата ко святому престолу. Хиротонисуемый архимандрит Трифон после троекратного преклонения пред святым престолом стал на колени, преклонив свою главу к престолу. Первосвятитель Церкви Московской с прочими святителями возложил на главу его разогнутое Святое Евангелие, Владыка митрополит прочел установленную молитву, по окончании которой Преосвященные архиереи возложили на главу хиротонисуемого правые руки. Преосвященный Полиевкт в это время вполголоса читал особую ектению, вознося моление «о рабе Божием архимандрите Трифоне, ныне епископе». После этого иподиаконы сняли с хиротонисуемого ризу и поднесли ему из серебряного глазета омофор, саккос и митру. Преосвященный Трифон, принимая сии святительские облачения, целовал их и подносил к каждому из архиереев и, получая от них благословения, надевал при провозглашении «аскиос». По облачении нового епископа митрополит и архиереи поздравляли его братским поцелуем. Этим и закончился торжественный обряд хиротонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Н[иколай] Ив[анови]ч всегда отличался ровным, невозмутимо спокойным характером. Умер 26/13 июня 1931 года на 74-м году. В последнее полугодие перед смертью Н[иколай] Ив[анови]ч впал в детство, никого не узнавал и находился в самом беспомощном положении.   Л. 385 об.   Смирнов Иван Николаевич , питомец Вологодской семинарии. На службе в семинарии был недолго. В последнее время состоял настоятелем Благовещенской ц[еркви]. Службу при этой церкви он вынужденно должен был оставить в 1925 г[оду]. В настоящее время Смирнов находится где-то на юге России. Шайжин Николай Семенович поступил в нашу семинарию в 1913 г[оду]. Родом Олонецкой губ[ернии]. Как преподаватель и как человек с прекрасными душевными качествами, Н[иколай] С[еменови]ч пользовался завидной репутацией и уважением. Состоял со званием профессора в педагогическом институте. В настоящее время служит в железнодорожном училище преподавателем.   5. По истории и обличению русского раскола и обличит[ельному] богословию:   Введенский Александр Евгеньевич – питомец нашей семинарии (вып[уска] 1879 г[ода]).   Л. 386   До назначения на должность преподавателя состоял псаломщиком при посольской церкви в г. Штутгарте (Германия). В семинарии служил с 1887–1898 гг. Дальнейшая его служба была по минист[ерству] народных училищ по Никольскому и Вологодс[кому] уездам, а затем – в должности директора Псковской учительской семинарии. Полиевктов Сергей Павлович – питомец нашей семинарии (вып[уска] 1891 г[ода]). На службе в семинарии был только один год, с 1898–1899 г., а затем состоял помощником смотрителя Вологодского дух[овного] училища. В настоящее время священник при одной из Московских Полиевктов Александр Павлович учился в семинарии только два года, поступив в нее из студентов технологического института. По окончании Казанской академии был преподавателем Елабужского дух[овного] училища, а с 1906–1907 г. – преподавателем нашей сем[инарии], затем с принятием священства, получил назначение на должность смотрит[еля] Умер в 1931 году.

http://bogoslov.ru/article/6177319

  Л. 386 об.   Тотемского дух[овного] училища. Здесь он обнаружил себя человеком неуживчивым, придирчивым к своим сослуживцам и некоторых из них старался незаслуженно очернить пред епархиальною властью. Вообще по всем своим действиям, особенно после октябрьской революции, он оказался человеком нравственно нечистоплотным, человеком, если можно так выразиться, «с лисьим хвостом». Дальнейшие его действия показали, что едва ли он даже был психически нормальным. Сняв с себя рясу, он вступил в коммунистическую партию и, как передавали верные люди, в том храме (домовом), где он совершал церковные службы, устроил бал и сам открыл танцы. В Тотьме, как слышно, Полиевктов заслужил презрение даже от своих Воскресенский Василий родом Ярослав[ской] губ[ернии], поступил на службу к нам из преподавателей Вятской семинарии. Это был один из симпатичнейших преподавателей. С 26 сент[ебря] 1922 г[ода] он, по пострижении в монашество, назначен был епископом Романов-   См. 339 стр. обор. Полиевктов умер в 1933 г[оду].   Л. 387   ским, где пользовался громадной популярностью. Долго находился в заключении. В последнее время, как слышно, освобожден и проживает в Романове. Умер в тюрьме в 1931 г[оду]. Воскресенский Василий Павлович служил в семинарии не долго. Оставил службу в семинарии за переходом в министерство народ[ного] просвещения. Юнонин Владимир Федорович , уроженец Яросл[авской] губ[ернии] и питомец Киевской академии. Оставил по себе хорошую память как товарищ-сослуживец, простой и незлобивый человек. В настоящее время состоит священником в сельском приходе Яросл[авской] губ[ернии].   6. По философии, психологии, логике и педагогике:   Смелков Василий Васильевич, кончил в нашей семинарии в 1878 г[оду], учился в Петерб[ургской] академии, по окончании которой был назначен преподавателем в Волог[одскую] семинарию. Вас[илий] В[асильеви]ч отличался скромностью и пунктуальной служебной аккуратностью. Оставил   Л. 387 об.   службу в семинарии в 1895 г[оду], за назначением его на должность епархиального наблюдателя церковных школ. С упразднением этой должности был определен кафедральным протоиереем и на этом посту скончался 29 февраля 1920 года.

http://bogoslov.ru/article/6177319

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010