Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Андрей Месукевийский, Грузинский, мч. - житие Святой мученик Сухий и 16 его сподвижников грузин были знатными вельможами при дворе албанского (агванского) правителя (кавказская Албания - государство на территории нынешнего Азербайджана). Сопровождая дочь албанского правителя Сатенику, супругу армянского царя Артаксара (88 - 123), святой Сухий и его 16 сподвижников оказались в Арташате, древней столице Армении (город был разрушен римлянами позднее, в 163 году). Там проповедовал грек-христианин Хризос, просвещенный и рукоположенный во иерея святым апостолом Фаддеем (+ ок. 44, память 21 августа). Вельможи уверовали во Спасителя и твердо решили посвятить всю свою жизнь служению Богу. Все семнадцать новообращенных грузин последовали за Хризосом в Месопотамию. Во время Крещения в водах Евфрата, совершенного иереем Хризосом, они удостоились видеть Господа Славы Иисуса Христа. У места Крещения святые мученики воздвигли честный крест и наименовали его " Крестом Благовещения " . При Крещении иерей Хризос дал всем святым новые имена: старшему - Сухий (вместо Багадраса), а его сподвижникам - Андрей, Анастасий, Талале, Феодорит, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос, Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан, Виктор и Зосима. После мученической кончины блаженного Хризоса святой Сухий стал духовным руководителем братии. Вскоре все переселились в дикую местность на гору Сукакети, недалеко от горного селения Багреванди. Здесь бывшие вельможи вели самую строгую подвижническую жизнь, пищей им служила скудная горная растительность, а питьем - холодная ключевая вода. Новый правитель языческой Албании Датианос узнал о том, что его бывшие вельможи приняли христианство и поселились в молитвенном уединении. Он поручил своему приближенному Барнапасу с отрядом воинов уговорить их вернуться ко двору и обратиться к прежней вере. Барнапас разыскал святого Сухия н его сподвижников, но они, соблюдая обет служения Богу, отвергли все уговоры.

http://pravicon.com/info-1765

172 См. вопросы Кирики и ответы Саввы в пр. 4. 5. 13. 23. Нифонта на стр. 179 (Памятники XII в. изд. Калийдовичем М. 1820). Новгор. 1. Лет. «В лето 6577 (1069) обретеся крест честный Володимир у св. Софии, котрый считали похищенным, тогда как в 1065 г. Всеслав Полоцкий обобрал все в Софийском храме. 173 Крест, устроенный пр. Евфросинией Княжной Полоцкой в 1161 г., шестиконечный (Описание и изображение при кн. Историч. Сведения о пр. Евфросинии. Спб. 1851). На серебряной медали св. Владимира в первой руке св. Князя крест четвероконечный (Калайдович в Летоп. Общ. Древн. Рос. Кн. 2 стр. 163). Крест устроенный в 1224 в Юрьеве польском – четвероконечный, он и ныне цел. На недавно открытых фресках Софийского собора крест в руке Мученицы шестиконечный, в руке Мученика пятиконечный. (См. Описание и снимки изображения в Журн. Мин. Нар. Просв. 1844 г. 1. слч. пр. 198). Кресты на мраморной гробнице В. У. Ярослава сына св. Владимира – четвероконечные. (см. изображение гробницы при описании Киево-Софийского Собора, Киев 1825). На золотой панагии Мученик в правой руке держит крест четвероконечный, крестик вырезанный из мрамора четвероконечный: то и другое найдено в Киеве и принадлежит домонгольскому времени. (см. О древностях найденных в Киеве в 1 кн. 3 ч. Трудов Общества Древн. Росс). На сосудах пр. Антония Римлянина – кресты четвероконечные. Снегирева Памят. Моск. Древности тетр. 3. Стр. 36. 175 Прибывшие из Константинополя художники для создания Печерсокго храма принесли мощи 7 мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора. И мощи сии положены были в основание храма (Симон). В 1218 г. принесены были Кн. Константину мощи св. Лонгина сотника, св. Марии Магдалины (У Карамз. 3 пр. 179). О множестве мощей, собранных к тому времени в Константинополь из мест, собранных к тому времени в Константинополь из мест, захваченных Магометанами, см. Ducangil Constant. Christ. Lib. 3. с 14 также Путешествия Новгородца Стефана и других Русских в Царьград (изд. Сахарова 1886 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Духовный взор в отроке идолопоклоннике Сын игемона отрок, увидя мученика, сказал: " христианина сего я вижу окруженным множеством светлых юношей, – одни ему служат, а другие надевают на него пресветлый венец». И когда он притек к мученику и объявил себя христианином, то каждый из мучителей, касавшийся младенца, ощущал боль в руке и плечах; отрок этот был в темнице окрещен. Рассказ воскрешенного мертвеца идолопоклонника По повелению игемона, св. Иулиан воскресил выносимого из града мертвеца – идолопоклонника. Игемон спросил воскрешенного: «откуда ты возвращен?» он отвечал: «я был ведом какими-то ефиопами, которые, по исполинской высоте и по виду ,,страшны; очи их подобны пещи огненной, зубы львиные, ногти как когти орлиные; они с радостью и без всякого милосердия влекли меня в ад, и я был уже при отверстии пропасти; но ефиопы не ввергали меня, ожидая пока я предан буду земле; но вдруг ад пришел в смятение, потому что был услышан от престола Божия глас: «ради Иулиана, моего возлюбленного, да возвратится сия душа в тело свое». И тотчас подошли ко мне два человека в белых ризах и отвели меня от пропасти погибельной, с тем, чтобы я, после смерти, познал Бога, которого при жизни отвергал; потом он был окрещен. Явление душ над телами своими Однажды христиане затруднялись в отыскании тел мучеников; но, по молитве, явились им души мучеников, в виде девиц, из которых каждая сидела над своим мертвым телом. Преподобный Григорий, чудотворец Печерский Хищники по молитве преподобного пять дней спали Хищники, по наущению диавола, пришли обокрасть преп. Григория, но он помолился Богу и они, уснув в саду, пять дней спали. Хищники в саду два дня простояли Хищники, похищавшие плоды у преподобного, связанные Божиею силою, два дня простояли и не могли убежать. Смерть вымышленная наказана действительною Три вора просили преподобного помочь им в беде их, говоря, что будто бы одного из них начальство осудило на смерть. «На какую?» спросил преподобный, «на виселицу», отвечали хищники. Действительно, указанный хищник в это самое время повис на дереве, с которого он похищал плоды. 9. Святый мученик Полиевкт

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Св. Михаил отличался образованием и твердой верой, посему не раз посылали его в разный области для увещания еретиков. В 787 г. он был послан в Константинополь, просить императора Льва армянина прекратить преследования христиан за иконопочитания, а в 835 г. он является обличителем императора Феофила в ереси иконоборства; но тот и другой императоры подвергали его пыткам и заключению в темнице. По прекращении иконоборства императрица Феодора призывала преподобного Михаила на Константинопольскую кафедру, но он отказался и согласился быть только настоятелем одного из монастырей. Скончался св. Михаил около 845 г. 19-е число Мученик Вонифатий пострадал в царствование Диоклетиана. Он служил рабом у одной богатой и знатной римлянки Аглаиды и состоял с ней в преступной связи. Аглаида чувствовала свой грех и не раз думала исправиться и загладить грех . Она слышала, что кто имеет у себя в доме мощи св. мучеников, тот не будет лишен спасения, и пожелала иметь. О своем желании Аглаида сказала Вонифатию, и он, тоже всегда сокрушавшийся о своем грехе, с радостью отправился на Восток, где тогда истребляли много христиан. Прибыв в город Тарес, в Киликии, и видев мужество христиан, с каким они шли на мучения и смерть, сам пожелал пострадать за Христа. Объявил себя христианином и был замучен, в 290 г. Аглаида, узнав о мученической кончине Вонифатия, устроила церковь во имя его, положила в ней мощи и начала вести жизнь в покаянии, смирении и воздержании. Была удостоена от Бога дара чудотворения и мирно скончалась. Впоследствии, на месте храма св. Вонифатия, построен был обширный храм в честь св. Алексия, человека Божия, где и хранятся мощи св. мученика и св. человека Божия. Мученики: Илия, Пров и Арис происходили из Египта. Во время Диоклетианова гонения посещали темницы, где были заключены христиане, и, чем и насколько могли, облегчали участь узников. Их схватили и Ариса сожгли, а Илию и Прова усекли мечом в 308 г. Мученики Полиевкт и Тимофей диакон были сожжены на костре за Христа в IV веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

На стиховне стихиры, глас 6. Подобен: Тридневен: Предстал еси на водах всем, Непостижимый,/Предтечи преклонил еси главу./Мир освятив, работы избавил еси/Крещением Твоим, Безгрешне. Стих: Море виде и побеже,/Иордан возвратися вспять. Сына возлюбленна Отец от Вышних древле/и Дух свидетельствова, Христе,/Имже Тройческое таинство познася/во Иордане крещшуся Тебе. Стих: Что ти есть, море, яко побегло еси?/И тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? Освятил еси воды, Спасе, Иорданския вся/и естество водное, яко Бог./Темже и славит явление Твое/род человеческий и воспевает. Слава, и ныне, глас 4. Космы монаха: Одеваяйся светом яко ризою,/нас ради по нам быти сподобился есть,/во струи одевается днесь Иорданския,/не Сам сих ко очищению требуя,/но нам Собою устрояяй порождение./О, чудесе!/Без огня изваряет,/и назидает без сокрушения,/и спасает в Него просвещаемыя/Христос Бог и Спас душ наших. Тропарь глас 4: Мученик Твой, Господи, Полиевкт,/во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего:/имеяй бо крепость Твою,/мучителей низложи,/сокруши и демонов немощныя дерзости./Того молитвами/спаси души наша. Слава, и ныне, тропарь праздника, глас 1: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/Тройческое явися поклонение:/Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/возлюбленнаго Тя Сына именуя,/и Дух в виде голубине,/извествоваше словесе утверждение./Явлейся Христе Боже/и мир просвещей, слава Тебе. НА УТРЕНИ По 1-й стихологии, седален, глас 4. Подобен: Вознесыйся: Щедротами Твоими, Боже, умолен,/заблуждшее и погибшее взыскал еси, за милосердие милости Твоея, Человеколюбче./Темже пришел еси на Иордан,/сказав таинство Святыя Троицы./И, воспевающе, зовем верно:/пришел еси, и явился еси, Свет Неприступный. Слава, и ныне, тойже. По 2-й стихологии, седален, глас 8. Подобен: Свирелей пастырских: Явися нам всех Владыка во струях таинственно Иорданских,/очистити всяк грех яко Милостив и Преблаг./Вся тварь да играет, яко крещается Христос Господь,/благоволивый спасти яко Бог род человеческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дьяк Александр об Апостольской церкви пишет: «Во Апостольской церкви мощи Святых Апостол в алтаре призданном: мощи Святого Спиридона, мощи Святаго Полиевкта, гроб Святаго Иоанна Златоустаг о, гроб Святаго Константина Царя и матери его Елены. Тут столп есть мраморяный, у него же привязан был Спас, коли мучали его Жидове. Туто же есть камень, у него же плакал Петр Апостол об отвержении Господни, коли петель возласи». «Во святей же Апостольстей церкви, – пишет Иеродиакон Зосима , – стоит столпец, у него же Петр Апостол плакася, егда отвергся Христа. В той же церкви великий Спиридоний и Святой мученик Полиевкт лежат; и ту гроб Царя Константина и матери его Елены, и многих Царей Правоверных. И образ Господа нашего, Иисуса Христа, ему же исповедася мних, иже в Патерице написано, иж пред образом исповедался. И пред враты церковными стоит Ангел страшен велик, и держит в руце скипетр Царьграда, и против его стоит Царь Константин, аки муж живой, а держит он в руках своих Царьград, и даёт его на соблюдение тому Ангелу». Известно, что церковь Святых Апостолов, в которой обычно погребались Императоры, соперница в красоте и величии со Святой Софией, была, по приказанию Магомета II, переделана в Патриарший дворец, и служила Патриарху жилищем в течение двух лет. Но так как она со всех сторон была окружена домами Магометан, то Патриарх Геннадий, с позволения Султана, в 1455 году, перенёс Патриархию в монастырь Паммакариста, вскоре после чего церковь Святых Апостолов была разрушена, и на самом том месте была воздвигнута, по образцу Святой Софии, Архитектором Христодулом, большая мечеть (Махмудие), а также и Имарет или дом для бедных. Монастырь Пандократора (το Παντοκρτορος, Вседержителя) Стефан Новгородец описывает так: «оттоле (от церкви Святых Апостолов) идохом к Спасу, великому монастырю, рекше, Вседержителю: внити во врата первые, и есть над вратами Спас мусиею утворен, велик бо образом и высок, также и в другие врата внити, тажь в монастырь, видети здание чудно и красно, а церковь мусиею удивлена изовну, аки сияет; тут доска Господня лежит, иж привезена бысть Святой Еленой Царицей; ту жь три главы лежат: Флора и Лавра и Иакова Перскаго; тут лежит тело Михаила черноризца без главы 29 ; тут же стоит в алтаре чаша от бела камени, в ней же Иисус от воды вино сотвори вельми чудно».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Феодор, епископ Ростовский (+1023) — 21 июня Феодосии, митрополит Московский и всея Руси (+ после1464) — 7 сентября Филарет, митрополит Московский (+ 1867) — 2 декабря Филарет, митрополит Киевский (+1857) — 3 января МУЧЕНИКИ Василий Мангазейский (+1602) — 4 апреля Св. кн. Борис Ростовский (+ 1015) — 15 мая и 6 августа Иоанн младенец, мученик Угличский (+1663) — 8 июля Преподобномученики Адриан Пошехонский (+1550) - 18 марта Анастасия, игумения Угличская и 35 монахинь с нею (t1609) - 23 апреля Антонин, игумен Покровский, Герасим, архимандрит; Евфимий и Варсонофий, священноиноки; иноки Макарий, Матфий, Вассиан Гурии, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет,Геласий, Вассиан,Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосий, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с нимии 1000 мучеников-мирян, Угличские (+1609) — 6 июня . Даниил, игумен Грехозаруцкий и с ним 30 братий и 200 мучеников-мирян, Угличские (+1608) —14 октября Преподобные Авраамий Ярославский, игумен Преображенского монастыря (t после 1219) —15 мая и 6 октября Авраамий, архимандрит Ростовский (+ок. 1073—1077) — 11 ноября Адриан Угличский (+ после 1504) — 8 сентября Антоний Оптинский (+ 1865) — 20 августа Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший (1395) — 25 сентября Боголеп Угличский (XVI) — 4 сентября Варлаам Улейминский, Угличский (t после 1460) — 5 июня Вассиан Угличский, Рябовский — 4 сентября Священномученики Александр, пресвитер Большесольский (Поздеевский, 1868—1940) — 25 октября Александр, пресвитер Брейтовский (Петропавловский, 1884—1937) —17 ноября Александр, пресвитер Угличский (Абиссов, 1873-1942) - 21 февраля Александр, пресвитер Ярославский (Елоховский, 1858—1918) — 16 сентября Алексий, диакон Петропавловский (Введенский, 1903—1937) — 26 августа Алексий, пресвитер Диево-Городищенский (Великосельский, 1865-1918) — 12 сентября Андрей, пресвитер Даниловский (Добрынин, 1874—1938) — 21 февраля

http://pravicon.com/info-3614

27. Житие и страдание преподобных Феодора и брата его Феофана начертанных (в нач. 9. в.). От Метафраста вкратце. – У Сурия Метафрастово сказание 26 декабря р. 328. Близость Метафраста ко времени исповедников, обстоятельность повествования, согласие с другими историческими сведениями о времени иконоборцев, ручаются за историческую достоверность Метафрастова сказания. – О Феофане кратко разсказывается еще отдельно под 11 числом окт., согласно с сим сказанием. 31. Житие преподобныя Мелании Римляныни (5 в.). Из Метафраста вкратце и Палладия гл. 109. – У Сурия также Метафрастово повествование 31 декабря р. 377. В рукописях на греческом языке известно и современное описание жизни преподобной Мелании. Метафраст составил свое сказание, вероятно на основании сего древнейшего памятника, как полагает Ассеман (Asseman. Calendaric. 31 декабря.). Это подтверждается и обстоятельностью жизнеописания и верностью показаний, какие можно поверить другими современными памятниками, каковы: сочинения Блаженных Иеронима и Августина и св. Павлина Поланского. Январь 3. Страдание св. Мученика Гордия (при Ликиние.). Взятое от словесе похвальнаго, еже св. Василий на память сего святаго написа. – На греческом языке слово св. Василия В. в его творениях Т. 2. Св. мученик Гордий – урожденец того города, в котором св. Василий был Архиепископом. По времени страдания он был недалек от св. Василия. Наконец имя св. Василия служит новым доказательством достоверности сообщаемых им сведений о подвиге святого. 9. Страдание св. мученика Полиевкта (в 3 в.). От Метафраста. – В «Деяниях Святых» Метафрастово повествование в латынском переводе с греческого 13 Февраля стр. 653. Основанием Метафрастову сказанию служит древнейшее, сохранившееся на латинском языке, описание мученичества св. Полиевкта. (Acta SS. ib. р. 652.). Они совершенно сходны между собою в содержании: только Метафрастово пространнее изложено. Св. Полиевкт почитается первым мучеником в Мелитине Армянской, – и сказание об нем одно из древнейших. 10. Память Пр. Дометиана, Епископа Мелетинского (601 г.). Не сказано, откуда. – В «Деяниях Святых» то же самое из греческих Миней, 10 янв. стр. 618.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

175 Св. Феодор назван Сикеотом по месту его рождения и подвигов в Сикее. Здесь основал он монастырь и был в нем архимандритом; потом хиротонисан в епископа Анастасиопольскаго; но спустя 10 лет оставил епископство, по любви к подвижнической жизни, и скончался в своем монастыре, в 3-й год царствования Ираклиева. Вь Житии его упоминается и о железном посохе: “жезл железен тяжек, имущ на верху крест, ношаше”; и о потире: “бысть же потреба сосуда сребрянаго к служению божественныя литургии: ибо дотоль в каменном мраморном сосуде божественныя в монастыре его совершахуся Тайны” (Чет. Мин. 22 апреля). 176 Св. мученик Полиевкт – воин, за исповедание веры обезглавленный при Декии, в Арменском городе Мелитине (Чет. Мин. 9 января). – Церковь во имя св. Полиевкта в Царьграде была построена Иулианиею, которую одни (Anonymus, y Бандури, Imper. Orient. t. I. р. 37. Кодин, )называют дочерью Валентиниана и свояченицей Феодосия Великаго, а другие (Дюканж, Constantinop. christ. lib.1V. р. 135. Византий, – дочерью магистра Олимврия и Плакидии, внукой Валентиниана III и Евдоксии. Византий по Синаксарям, указывает местоположение церкви св. Полиевкта близ свв. Христофора и Георгия при Кипарисе следовательно – в Псамафии а Бандури (t. ИИ. lib. II. р. 654), основываясь на словах Григория Турскаго (De morac.lib. I. сар. 103), предполагает, что церковь св. Полиевкта стояла близ церкви мученицы Иулиании, находившейся неподалеку от св. Евфимии в Петрии 179 “Сим убо, иже от века Святым всем, Лев приснопамятный и премудрый царь храм превеликий и предобрый созда, близу же есть сей Святых Апостол храма, внутрь Константиня града: прежде убо, якоже глаголют, Феофане жене его (т. е. своей), созидаяй, угодившей Богу в конец,... не обрете ея покоренныя воли своей, ниже восхоте мудрования ею..... Тогда премудрейший царь, соборным хотением всея церкве, великий храм, иже созда, посвяти всем Святым вселенныя, глаголя: аще и Феофана есть свята, да сопричтется со всеми Святыми” (Синакс. в нед. всех Святых, в Цветной Триоди; сн. Пам. бдаж. Феофании, в Чет. Мин. 16 декабря). Землетрясения, бывшия в Царьграде 11 января 1011 и 1 июня 1206 гг., разрушили этот храм (Пахим, кн. IX. гл. 15: который и оставался долго в запустении; наконец, при Иоанне V Палеологе (1341 – 1391) он был срыт до основания и употреблен на сооружение двух башен у Золотых ворот (Anon. у Бандури, Imp. Orient. t. I. р. 21; сн. t. II. р. 593. Кодина, Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. р. 130; сн. р. 162: Theophanonis aedes. Византия,

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

3 . Предпразднство Просвещения. Святаго пророка Малахии. Святаго мученика Гордия. 4 . Предпразднство Просвещения. Собор святых седмидесяти апостолов. Преподобнаго Феоктиста, игумена, иже в Кукуме Сикелийстем. 5 . Предпразднство Просвещения. Навечерие Богоявления . Святых мученик Феопемпта и Феоны. Преподобныя Синклитикии. 6. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 7. Собор святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 8 . Преподобных Георгия Хозевита и Емилиана исповедника. Преподобныя Домники. Преподобнаго Григория Печерскаго. 9 . Святаго мученика Полиевкта. Иже во святых отца нашего Филиппа, Московскаго и всея России чудотворца . 10 . Иже во святых отца нашего Григория, епископа Нисскаго. Преподобнаго Дометиана, епископа Мелитинскаго. Преподобнаго Маркиана, пресвитера и иконома Великия церкве. Преподобнаго Павла Комельскаго, иже на Обноре реце. 11. Преподобнаго Феодосия Великаго, общих житий начальника . Преподобнаго Михаила Клопскаго. 12 . Святыя мученицы Татианы. Иже во святых отца нашего Саввы, архиепископа Сербскаго . 13 . Святых мучеников Ермила и Стратоника. 14 . Преподобных отец, в Синаи и Раифе избиенных. Преставление святыя равноапостольныя Нины, просветительницы Грузии (Иверии). Отдание праздника Святых Богоявлений . 15 . Преподобных Павла Фивейскаго и Иоанна Кущника. 16 . Поклонение честным веригам святаго всехвальнаго апостола Петра. 17 . Преподобнаго Антония Великаго . 18. Иже во святых отец наших Афанасия Великаго и Кирилла, архиепископов Александрийских. 19. Преподобнаго Макария Великаго , Египтянина . Преподобнаго Макария Печерскаго. Обретение честных мощей преподобнаго Саввы Сторожевскаго. 20. Преподобнаго Евфимия Великаго. 21 . Преподобнаго Максима Исповедника . Святаго мученика Неофита. Святых мучснико» Евгения, Кандида, Уалериана (Валериана) и Акилы. Преподобнаго Максима Грека . 22 . Святаго апостола Тимофея. Святаго преподобномученика Анастасия Персскаго. 23 . Святаго священномученика Климента, епископа Анкирскаго. Святаго мученика Агафангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010