Глава 23 Ап. Павел пред Синедрионом (1–10). Явление Господа Павлу (11 ст). Замысел иудеев убить Павла, раскрытие замысла (12–22). Отправление узника в Кесарию, к прокуратору (23–35) Деян.23:1 .  Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. «Устремив взор на синедрион» – со спокойною совестью и решительною уверенностью в своей правоте. «Мужи, братия!» – без прибавления к сему «и отцы», или «начальники народа», как в других случаях (ср. Деян.22:1, 4:8, 7:2 ). В высоком сознании, своего апостольского достоинства Павел ставит себя как бы наравне с этими старейшинами народными, показывая, что и узы не лишают его этого достоинства и правоты пред судящими его. Деян.23:2 .  Первосвящен­ник же Анания стояв­шим перед­ ним при­ка­за­л бить его по устам. «Первосвященник Анания» – по Флавию, человек «гордый и грубый» (Флав. Археол. XX, 8 и дал.), сын Неведея (Археол. XX, 5, 2), преемник в этой должности Иосифа, сына Камила (там же, XX, 1, 3; 5, 2), предшественник Измаила, сына Фаби (там же XX, 8, 8, 11). Предшественником тогдашнего прокуратора Феликса – Квадратом он отправлен был в Рим для оправдания пред кесарем во взведенных обвинениях (Археол. XX, 6, 2; О войне Uyд. II, 12, 6 ), – по возвращении, некоторое время сохранял свою должность, от которой был отставлен Феликсом, передавшим эту должность Измаилу, сыну Фаби. По характеру и образу жизни это был самый развращенный из саддукеев самого худшего периода иудейских иерархов. История передает о его неразумном мщении самарянам и о далеко неблагородных средствах, употребленных им для избежания последствий участия в произведенных при этом убийствах. Талмуд для довершения этой мрачной характеристики Анании прибавляет, что Анания был грабитель-тиран, который своею ненасытною алчностью довел до нищеты низших священников, обсчитывая их в десятинах, и что он посылал своих любимцев с дубинами выбивать десятины силою. «Приказал бить его по устам». Вероятно, священнику не понравилось употребление слова «братия», допустимого только в обращении с равными, хотя Павел вполне мог сказать так, потому что сам был некогда членом Синедриона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Паримия из книги Деяний Апостольских в день памяти св. Апостола Матфия. (9 августа, Деян. I, 15–26.) В сей паремии повествуется об избрании в Апостолы Матфия. Дeяh. I, 15–16 . Во дни тыя востав Петр посреде ученик, рече (быв же имен народа вкупе яко сто и двадесять): мужие братие, подобаше скончатися писанию сему, еже предрече Дух Святый усты Давидовыми о Иуде, бывшем вожди емшим Иисуса. В промежуток времени (во дни те) между Вознесением Иисуса Христа на небо и сошествием Св. Духа Апостолы безвыходно пребывали в Иерусалиме, ожидая обещаннаго Христом Сошествия Св. Духа. Для молитвы они собирались в одну горницу вместе с Марией, Богоматерью и многими из учеников Христовых. В одно из таких собраний, состоявшее из 120 душ, совершилось избрание Апостола на место отпадшего Иуды предателя. Делом избрания руководил первенствующий между Апостолами – Петр. Он стал среди собравшихся и начал говорить о необходимости приступить к избранию нового Апостола. Христос избрал 12 Апостолов; одного из них не стало, надлежало восполнить эту убыль. – «Мужи братия: – так начал Петр свою речь к собравшимся, назвав их братьями потому, что они, как верующие во имя Христа, сделались чадами Божиими по благодати возрождения ( Uh. I, 12–13 ), и следственно братьями между собою. – Подобаше скончатися писанию сему, еже предрече Дух Святый усты Давидовыми о Иуде, бывшем вожди емшим Иисуса». Иуда предал Христа врагам Его, приведенных в Гефсиманиию, посланных под его предводительством взять Христа, и этим предательством сам себя исключил из лика 12 Апостолов, сам себя лишил апостольского достоинства. Тяжкое преступление Иуды, отвергшего Христа и не удорожившего своим высоким положением среди учеников Его; но оно не было случайно, сему надлежало случиться по попущению Божьему, которое предречено устами Давида. Надлежало исполниться сему пророчеству; оно непреложно, потому что изречено устами Давида Самим Духом Святым. Но прежде чем привести слова сего пророчества, Петр в ближайших трех стихах останавливается на воспоминании о погибели Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Разделы портала «Азбука веры» О допустимости только «мирных» писем, а не «представительных» грамот для бедных. Всем неимущим и нуждающимся в помощи мы определили, по удостоверении в их бедности, путешествовать только с мирными церковными грамотами, а не с представительными. Ибо представительные грамоты надлежит давать только лицам, находящимся под подозрением. Πντας τος πνητας κα δεομνους πικουρας, μετ δοκιμασας πιστολοις, ετουν ερηνικος κκλησιαστικος μνοις, δεειν ρσαμεν, κα μ συστατικος· δι τ τς συστατικς πιστολς προσκειν τος οσιν ν πολψει μνοις παρχεσθαι προσποις. Толкования Зонара . Мирные грамоты суть так называемые увольнительные, какие даются епископам митрополитами, которым они подчинены, и митрополитам патриархами, которыми они и поставлены, когда по какой-либо крайней надобности они отправляются к царю. Таковы же грамоты, даваемые клирикам, желающим перейти в другой город и причислиться к тамошней церкви, собственными их епископами на основании 17-го правила собора, бывшего в Трулле царских палат. Есть и другие таковые грамоты. А мирными оне называются потому, что служат к утверждению мира. Ибо если какой клирик перейдет из одного города в другой без дозволения своего епископа, подвергается епитимии и он и принявший его, ибо клирику воспрещается служение, а епископ, принявший его, отлучается по 15-му Апостольскому правилу. Епископы, уходящие к царю без грамот митрополита и епископов области, лишаются не только общения, но и священнического достоинства по 11-му правилу Антиохийского собора. А представительными называются грамоты, вручаемые клирикам, или мирянам, которые подвергнуты были отлучению, или совершенно неизвестны, в случае путешествия их в другой город, и представляющие епископу сего города, что сии мужи разрешены от епитимий, или что они суть верные по 12-му и 33-му Апостольскому правилу; или когда было против кого обвинение и обвиненный оказался невинным, дается ему грамота, свидетельствующая о нем пред тем, к кому он послан, и извещающая, что он был обвинен вследствие клеветы.

http://azbyka.ru/pravo/chetvertyj-vselen...

Речь по случаю открытия земских собраний в гор. Суздале для выбора членов уездной Суздальской земской управы, 7-го марта 1866 года Достопочтенные мужи и собратия во Христе! Объяснять вам важное значение нынешнего дня и настоящего собрания было-бы излишне. Все мы давно ждали земских учреждений, много об них слышали, долго рассуждали сами, и конечно все до единого понимаем хорошо, по крайней мере ту основную мысль, на которой зиждется вся система земских учреждений. Преблагословенный Государь наш вверяет нам собственное наше благо, и на нас самих возлагает устроить это благо, как мы сами найдем это наилучшим, – вот смысл земских учреждений. Это мы знаем. И слава Господу Богу Он привел нам дождаться наконец и того дня, когда нам остается только выбрать из среды себя достойнейших и способнейших деятелей, чтобы затем, под их руководством, общими усилиями приняться за дело созидания нашего общественного блага. Поздравляю вас, достопочтенное собрание, с настоящим торжественным днем! Вполне понимаю и сердечно разделяю ваше торжество. Но позвольте мне, как удостоенному чести быть вашим сочленом и сотрудником, и как пастырю духовному, предложить вам один, только и один, впрочем, очень важный для всех нас совет. Это не мой, не простой и обыкновенный, а Апостольский совет. Вонмите! Аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся в славу Божию творите ( 1Кор. 10:31 ). Вот совет Апостольский. По смыслу сего совета мы и самые простые и обыкновенные свои дела, каково напр. ежедневное принятие пищи и пития, можем и должны делать во славу Божию. Но у нас, к сожалению, весьма часто случается так, что мы совершенно вопреки Апостольскому совету – и самые важные свои дела замышляем делать и действительна делаем не в Божию, а в свою славу. Я чувствую на себе долг изъяснить теперь это, с тем намерением, чтобы и наше теперешнее, бесспорно в высшей степени важное и государственное дело, дело избрания членов нашей Земской Управы, не случилось как-нибудь не в Божию славу, и не совершилось вследствие того неудачно, безуспешно и зловредно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

211. Слово пред приведением к присяге дворянства Московской губернии, пред его выборами (Говорено декабря 9; напечатано в Твор. Св. От. 1847 г. и в собр. 1861 г.) 1846 год Человецы бо большим кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть. ( Ebp. VI. 16 ). Кто приступает к важному делу, тому полезно предварительно размыслить о нем, хотя бы оно и не казалось незнакомым; потому что невнимание может произвести так же неблагоприятныя последствия, как и незнание. Вы, благородные мужи, приступаете к важному делу, – к произнесению пред Богом клятвы в том, что употребите благоразсуждение и безпристрастие в избрании достойных в различныя должности начальствования и суда. Итак войдите, или допустите ввести вас, в некоторое размышление о том, к чему приступаете. «Клятва», или «присяга», есть именем Божиим утвержденное удостоверение о чистой истине объявляемаго о верном исполнении обещаемаго. Апостол сказал о клятве несколько неопределенно: «человецы большим кленутся», то есть, клянутся тем, что выше и важнее человека. Вероятно, при сем имел он в виду обычай своего времени клясться не только именем Божиим, но также небом и землею, храмом и олтарем. Но все сии виды клятвы, по изъяснению самого Христа Спасителя, имеют одно истинное значение, по которому прямо или не прямо относятся к Богу, и в Нем и Его имени имеют свою силу и важность. «Иже кленется церковию, кленется ею, и Живущим в ней: и кленыйся небесем, кленется престолом Божиим, и Седящим на нем» ( Матф. 23:21–22 ). Но как дерзаем мы в наших уверениях и обещаниях употреблять святое и страшное имя Божие? Позволительно ли сие дерзновение? В каких случаях оно позволительно? Разрешение всех сих вопросов можно найти в одном Апостольском изречении: «всякому прекословию кончина во извещение клятва есть», то есть, клятва есть окончательное, крайнее средство удостоверения во всяком случае, когда нужно прекратить прекословие, или устранить сомнение. Посему, если прекословие или сомнение, встречающееся в сношениях между людьми, не так важно, чтобы требовало усиленных мер для устранения онаго; или, если для сего есть простыя и ближайшия средства, находимыя в свойствах и обстоятельствах дел и отношений; если можно довольствоваться и не полным удостоверением, без большаго вреда, особенно общественнаго: в таких случаях и обыкновенное благоразумие не присоветует прибегать к крайнему средству удостоверений, и благочестивое чувство не должно позволить клятвы именем Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

II. Апостольские мужи. Св. Игнатий Богоносец Траян возвращался в Рим после долгого отсутствия. Державный город готовился к торжественной встрече своего владыки, победителя Децебала. Несчастный дакийский государь убил себя, чтобы не идти пленником в цепях на триумф врага. Слава о дакийских походах гремела повсюду. Поэты готовились в звучных стихах поздравлять победителя. «Предмет нов, богат, обширен, и сама истина похожа тут на чудеса, – писал Плиний одному из них. – Ты опишешь нам новые реки, проведенные человеческими руками, построение мостов, станы на крутых горах, будешь говорить о царе, потерявшем престол и жизнь, но не мужество». Кроме блестящего триумфа, готовились к неслыханным зрелищам. Тысячи зверей свозились в Рим из жарких стран Азии и Африки. Целые партии гладиаторов то и дело прибывали из разных местностей Италии. Казалось, императорский Рим с упоением готовился отпраздновать новые победы и завоевания, не предчувствуя, что это торжество будет в то же время началом глубокого, безвозвратного падения... Совсем с иными чувствами смотрели христиане на готовящиеся торжества. Нет надобности говорить о том, что они были вернейшими подданными своего государя и, следуя заповеди своей веры, в теплых молитвах испрашивали ему у Бога успехов во всех начинаниях на благо государства. «Мы оказываем императорам помощь божественную, потому что мы облечены во всеоружие Божие», – говорили христиане. Но они, без сомнения, не могли сочувствовать всей этой языческой мерзости, сопровождавшей тогдашния празднества, этому пролитию христианской крови для забавы черни. Чувство негодования на этот раз усиливалось еще более тем обстоятельством, что в числе узников, осужденных, на растерзание зверями в цирке, находился, как всем было известно, блаженный епископ антиохийский, непосредственный ученик апостолов, – св. Игнатий. После победы над даками Траян, сокрушив союзников их, парфян и армян, посетил великолепную столицу Азии – Антиохию. Вступление Траяна в Антиохию, как и повсюду, сопровождалось возбуждением народных чувств и страстей и грозило великими бедствиями христианам. Действительно, вскоре по прибытии в Антиохию Траян издал указ о строжайших наказаниях тем, кто не будет участвовать в торжественных жертвоприношениях и празднествах в честь богов покровителей римской державы. Без сомнения, этот указ был вызван ненавистью к христианам языческого населения Антиохии, да и сам Траян, несмотря на все свое благодушие, не мог дружелюбно смотреть на людей, уклонявшихся от участия в празднествах по случаю его побед. Игнатий, как добрый пастырь, неколеблющийся положить душу свою за овцы своя, явился к императору с ходатайством за христиан. Траян высокомерным взглядом окинул старца, бестрепетно стоявшего пред ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

В.В. Акимов Церковные писатели и богословие доникейского периода. Учение о Логосе Мужи апостольские и апологеты Мужами апостольскими принято называть церковных писателей, которые жили в апостольский век и были учениками или последователями апостолов. В английской литературе их называют апостольскими отцами (Apostolic Fathers). Впервые круг этих писателей определил в 1672 году патролог Котелье. В его издание вошли «Послание» Варнавы, «Послания» Климента Римского , «Пастырь» Ермы, «Послания» Игнатия Антиохийского и Поликарпа Смирнского . Позднее к числу письменных памятников мужей апостольских добавили «Послание к Диогнету», фрагменты Папия Иерапольского и «Учение двенадцати апостолов». Все эти сочинения появились, по мнению исследователей, в период с 95 по 150 год. Мужей апостольских сменило поколение христианских апологетов. Апологетами называют церковных писателей, которые выступали с сочинениями в защиту христианства перед лицом государственной власти. Первые апологеты появились уже во II веке, в эпоху правления императоров династии Антонинов. К числу ранних апологетов относят Иустина Философа , Афинагора Афинянина , Феофила Антиохийского , Татиана, Аристида. Особенности доникейского богословия В первые христианские века под словом «богословие», θεολογια понимали преимущественно учение о Боге, т. е. о Святой Троице (учение о Боге в Самом Себе). Все остальные стороны современного богословия, связанные с отношением Бога к миру (учение о Боге как творце, промыслителе, спасителе, освятителе), называли словом «домостроительство», οικονομια. В ранний период в центре внимания богословов стояла личность Иисуса Христа, проблемы, связанные с пониманием Иисуса Христа, Его спасительного дела. Вся богословская мысль до VIII века, вращаясь вокруг Христа, по сути, пыталась истолковать слово «Богочеловек», θεανθρωπος. Учение об Иисусе Христе как о Боге относилось к собственно богословской области, а учение о Нем как о Боге воплотившемся – к области домостроительства. Учение о Троице в первые века фактически рассматривалось сквозь призму учения об Иисусе Христе. Первоначально основное внимание уделялось Его Божеству. При этом возникала опасность умаления Его человечества. Так возник докетизм, учение о призрачности человеческого тела Иисуса Христа, отрицающее истинность Боговоплощения. Докетами были гностики. Чуть позднее некоторые еретики сместили акцент на человечество Иисуса Христа, отрицая Его Божественность. Особенности проповеди о Христе для иудеев и для язычников

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и писателей Церкви до Оригена включительно Источник Содержание Введение Степень раскрытия и формулирования догматического учения о таинствах в св. Писании Обстоятельства, которыми условливалось раскрытие учения о таинствах отцами и писателями церкви первых трех веков Апостольские мужи II. Св. Иустин мученик Св. Ириней лионский IV. Климент александрийский V. Ориген VI.Tepmyллuah VII. Св. Киприан Заключение Приложение     Введение Существующие на западе римско-католический и протестантский взгляды на исторические данные для догматического учения о семи церковных таинствах, при всем существенном различии между собою, представляют однакож несколько точек взаимного соприкосновения. Протестанты утверждают 1 , что учением о седмеричном числе таинств богословская мысль привнесла несколько новых не данных в откровении истин. В св. Писании, по мнению протестантов 2 , дано учение о двух только таинствах: крещении и евхаристии. К этим двум священнодействиям по преимуществу и прилагалось в начале название таинств, хотя оно имело в древней церкви весьма обширный смысл. Постепенно, говорят они, утрачивалась чистота апостольской веры в таинства 3 , потому что с очень раннего времени начали, хотя на первых порах и довольно медленно, умножаться таинства; слово таинство (sacramentum = μυστριον) стали прилагать и к другим священнодействиям; причем оно сохраняло, однакож, по-прежнему весьма обширный смысл. Эти новые священнодействия от времени до времени то поставлялись в один ряд с богопреданными таинствами, то не поставлялись 4 . Так продолжалось, по словам протестантов, до тех пор, пока со времен Августина не началось быстрое увеличение таинств 5 и их появилось с началом XI в. так много 6 , что оказалось нужным разделить их на классы; плодом этой классификация было то, что выделены, наконец, семь священнодействий из массы всех таинств. Эта последняя работа принадлежит западу, именно знаменитому схоластику Петру Ломбарду 7 , а с запада это учение о седмеричном числе таинств перенесено и на восток 8 . Такова в кратком изложении протестантская теория образования учения о семеричном числе таинств, в том законченном ее виде, какой она получила в недавнее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

иеромонах Авель 7. Пахомий Преемник его седьмой Строитель Саровской обители Иеромонах Пахомий в мире Борис Назаров Леонов был родом из Курских купцов, постриженик сей обители, с юных лет посвятивший себя на служение Господу. В монашество пострижен 1762 года, а в Строителя избран 1777 года, и был точный исполнитель обетов монашеских: кроток, смиренномудр, молитвенник и постник. Управляя вверенной ему от Бога обителью 18 лет, он был истинный пастырь своего словесного стада; строго наблюдал общежительный устав обители и порядок служб церковных, которых неопустительное и благочинное совершение доставляло слушателям душеспасительное удовольствие. Посещавшие обитель говорили, что восхитительно молиться в сей пустыни, где так благообразно и благолепно отправляется служба Божия. Сколько ни обременен был делами по управлению Старец Пахомий, но на правиле келейном и у церковных служб всегда присутствовал, и приходил в храм первый и выходил из храма последний. При собственной бдительности, он строго взыскивал и с подчиненных за опущение службы церковной и правила келейного; наказывал иногда за то или выговорами, или поклонами в трапезе, но с любовью и отеческим милованием: по сему и братия имели и страх сыновий, не рабский. Воздержание его простиралась до того, что он с начала и до конца жизни своей в кельи не имел не только чего-либо из пищи, но ни питья, да и на общей трапезе вкушал весьма мало. Таковая благочестивая жизнь старца и начальника, показуемая делом, служила для братии самым назидательным поучением; они уважали его благоговение, постнический вид, скромную, добродетельную жизнь. Он поучал и словесно, и любил повторять оные Евангельские слова: нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают е; и Апостольские: сеяй скудостию, скудостию и пожнет. При нем умножалось в обители братство. Ибо многие боголюбивые, желая душевного спасения, отовсюду приходили в сию пустыню на жительство. В его настоятельство были в Саровском братстве и такие достойнейшие мужи, которым обязаны своим устройством и другие обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Книга четвертая Я желал бы, если бы было возможно, Евстохия, каждую книгу толкований на Иезекииля приурочить к особому пророчеству и соединенное предречением не разделять чрез объяснение, чтобы было более легким течение как диктующего, так равно и читающего, и разделить длинный и безмерный путь толкования чрез определенные промежутки, чтобы как бы чрез надписания и заглавия или, скорее, чрез указатели содержания давать знать, что содержится в каждой книге. Но что делать, когда одни пророчества коротки, а другие длинны, так что часто необходимость заставляет нас и многие [пророчества] соединять в одной книге, и одно разделять на многие [книги]? Поэтому и теперь мы хотим в четвертой книге соединить [пророчества] против пророков и пророчеств, также к старейшинам народа Израильского и к земле, на которую наводятся четыре тягчайших бедствия, и о дереве виноградной лозы, которое, быв срублено, делается бесполезным между всеми деревьями лесными, а также список пороков Иерусалима. Но так как тесный объем книги не допускает его [этого списка], то другую часть его мы оставляем для пятой книги, предупреждая беспокойство благоразумного читателя, чтобы он знал, что нам нужно будет объяснять в этой [книге], а ему читать. Глава XIII Ueз.XIII:1–3 . И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! Предрекай пророкам Израилевым, которые пророчествуют, и скажешь пророчествующим от сердца своего: слушайте слово Господне! Так говорит Господь Бог. Поставленное нами: которые пророчествуют, и скажешь пророчествующим от сердца своего LXX опустили и вместо этого прибавили: и будешь пророчествовать, и скажешь им, чего нет в еврейском. Направлена же речь эта против лжепророков, которые обольщали народ и пророчествовали иное, вопреки заповедям Божиим. И пусть никого не смущает то, что они называются пророками, потому что Священное Писание обыкновенно каждого, кто прорицает и говорит от себя, называет пророком; подобным образом называются пророки Ваала, и пророки идолов и пророки смешения. Поэтому и апостол Павел называет пророком греческого поэта: рече некто свой им пророк: критяне присно лживи, злии зверие, утробы праздные ( Тит. 1:12 ). И у Осии мы читаем: якоже пророк изумленный, человек духом носимый ( Ос. 9:7 ). Но все то, что в то время говорилось народу Израильскому, теперь относится к Церкви, так что пророки святые – это апостолы и мужи апостольские, а пророки лживые и неистовые – это все еретики, главенствующие над которыми измышляют из собственного сердца, а обольщенные ими полагаются на их ложь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010