Слово в день Святителя и Чудотворца Николая Обучай себе ко благочестию: телесное бо обучение вмале есть полезно; благочестие же на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго ( 1Тим. 4:7–8 ). Такое наставление преподал Ап. Павел возлюбленному своему ученику Тимофею, желая ему просветиться в разуме и сердце истинным просвещением для земли и неба. Под именем благочестия Апостол разумеет св. веру в Бога и жизнь по вере, а под именем телесного обучения – просвещение земными науками. Это же самое наставление преподает ныне и св. Церковь , желая видеть в ее детях сынов царствия Божия; его же внушает и благопопечительное Правительство всем наставникам и воспитателям, ожидая себе от училищ честных и полезных членов общества. Но, идя за ходом современного просвещения, мы нередко, к сожалению, видим, что общеполезное наставление не везде понимают как должно и не всегда применяют к нравственной и гражданской жизни; и потому не все дети оправдывают попечение Церкви и Правительства; многие из них не столько радуют своим просвещением, сколько опечаливают. Посему не нужно ли, не полезно ли как можно чаще повторять апостольское наставление родителям и наставникам? И когда ж наиболее благовременно повторить это наставление, как не в настоящий день тезоименитства Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Павловича? Не Он ли паче всех, как Великий Отец великого семейства, печется о насаждении истинного благочестия, в распространении народного просвещения? Не Он ли паче всего требует от родителей и наставников, чтоб дети были истинными христианами и истинными гражданами, руководствуя к тому своим высоким примером воспитания драгоценнейших Ему и нам своих детей? – И пред кем наиболее благоприлично повторить, как не пред вами, добльственные мужи, приемлющие живое участие в промыслительной заботливости Царя нашего, не для научения вас, но для выражения и моего вам сочувствия в слове назидания? Я не намерен входить в подробности христианского воспитания; это было бы слишком пространно; но скажу о потребности тщательного обучения преимущественно тем предметам, на которые нападает дух времени, стараясь затмить их, ослабить и подавить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в день святых Апостол Петра и Павла, и тезоименитства Его Императорского Высочества, 1768 года, Июня 29 дня Отвещав Симон Петр рече: ты еси Христос Сын Бога Живаго. Мф. 16:16 . Сей ответ Апостольский содержит в себе исповедание веры нашей то есть, действие, коим пред всеми не боязненно объявляем о себе, что мы служители Бога истинного, и усердные Евангелия последователи; что мы почтение его ставим за первейший долг нашего обязательства, и его славе веем жертвовать желаем. Сим даром божественным церковь христианская по справедливости признает себя одолженною усердию, ревности, трудам, и болезням ныне празднуемых Апостолов Петра и Павла. Почему и обязуется она, исполняя долг благодарности, почитать их память, прославлять имя, и проповедовать их заслуги. Но что достойное принесем мы к похвале вашей, о божественные мужи, и священные тайноводители! мысль наша не сильна объять понятием своим все ваши добродетели; язык изнемогает способных слов изобрести к сплетению вам венца похвального, и мы паче удивлением, нежели исчислением ваши заслуги почитаем. Аще святый Златоуст, столь многими похвалами возвеличивый Апостола Павла, имел нужду напоследок сказать; что удобнее есть океан изчерпать , нежели Павловы похвалы изчислить : то что уже довольное бренные уста наша сказать возмогут? Однако, дабы нам сей день, день церкви торжественный, России всерадостный, почтить возможным усердием, предложим беседу о свойствах или о силе Евангельския веры, которая чрез Апостолов во обращении ко Христу многих народов столь славно действовала. А Ты Христе Спасителю, умудривый Апостолов Твоих! сотвори, да будет слово наше не в препретельных человеческой мудрости словесех, но в явлении духа Твоего и силы! Из истории церковной мы довольно известны, что проповедь Апостольская не была бесплодна; но где она проходила, везде оставляла по себе следы своей силы и плоды спасения. В самые времена Апостольские уже во всех частях света были Христиане, и чем далее проходило время, тем больше сие благословенное семя возрастало и умножалось. Оставляли народы свои обычаи, бросали суеверные предания, начали гасить огнь идоложертвенный, гнушаться алтарями воздвиженными ложным божествам, и радоваться, что небо им блаженнейший паче предков их жребий даровало.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Согласительное исповедание 433 г. Скачать epub pdf Содержание Согласительное исповедание 433 г. Послание Иоанна, епископа антиохийскаго, к Кириллу, архиепископу александрийскому     " Εφραινσθωσαν...»: «Исповедуем, что Господь наш Иисус Христос , Единородный Сын Божий, есть совершенный Бог и совершенный человек из разумной души и тела; что Он рожден прежде веков от Отца по божеству, в последние же дни нас ради и нашего ради спасения от Марии Девы – по человечеству; что Он единосущен Отцу по божеству и единосущен нам по человечеству; ибо произошло соединение двух естеств. Посему мы исповедуем одного Христа, одного Сына, одного Господа. В сем понятии неслитного соединения исповедуем Святую Деву Богородицею, потому что Бог Слово воплотился и вочеловечился и от самого зачатия соединил с Собою воспринятый от Нее храм. Мы знаем, что мужи богословы евангельские и апостольские речения о Господе одни делают общими, как относящиеся к одному Лицу, другие же разделяют в отношении двух естеств и богоприличные относят к божеству Христа, а смиренные – к человечеству» (АСО. T. 1. Vol. 1 (4). P. 17; ДВС. Т. 1. С. 541). Послание Иоанна, епископа антиохийскаго, к Кириллу, архиепископу александрийскому Господину моему, благочестивейшему и святейшему сослужителю Кириллу, Иоанн (желаю) всякого блага о Господе.    Указом благочестивейших императоров наших давно повелено собраться собору боголюбивейших епископов в ефесской митрополии, с одной стороны, ради дел и несогласий церковных, с другой – ради правой веры. Когда к упомянутому городу прибыли и мы, и после взаимных переговоров опять возвратились (излишне, впрочем, теперь, во время мира, вспоминать причины несогласия), и когда церкви впали таким образом в тягостное несогласие: всем должно было наиболее заботиться о том, чтобы, совершенно уничтожив раздор, восстановить, наконец, единение Церкви Христовой. Это повелевали и сами благочестивейшие и христолюбивейшие императоры: для этой цели и послали они достоуважаемого господина моего, знаменитого трибуна и нотариуса Аристолая, который доставил благочестивые их послания, повелевающия нам собраться и совершенно уничтожить соблазн и прекратить всякое возмущение и раздор. Согласно с этими благочестивыми посланиями, мы тотчас послали моего господина, вполне боголюбезного и святейшего епископа Павла. На это изъявили свое согласие и благочестивейший отец наш епископ Акакий и прочие, бывшие с нами епископы. Сделали же мы это для большего удобства, так как не могли, согласно с волею благочестивейших наших императоров, отправиться сами для личного свидания. Мы уполномочили его от нашего лица, вместо нас и нашим именем сделать все, способствуещее миру (это главная цель его посольства) и вместе с тем представить твоей святости изданное нами по общему согласию изложение веры о воплощении Господа нашего Иисуса Христа, которое и посылаем твоему благочестию чрез упомянутого боголюбезнейшего мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/soglas...

Содержание Предисловие переводчика Предисловие автора Введение Часть 1 Глава 1. Мужи апостольские. Свв. Игнатий Антиохийский и Поликарп Смирнский Глава 2. Борьба с гностицизмом. Св. Ириней Лионский Глава 3. Ранние христианские апологеты. Св. Иустин Мученик Глава 4. Тертуллиан Богословское учение Тертуллиана Глава 5. Св. Киприан Карфагенский Глава 6. Климент Александрийский Глава 7. Ориген Богословская система Оригена Глава 8. Оригенизм в третьем веке. История арианства Глава 9. Святой Афанасий Великий Творения св. Афанасия Богословское учение св. Афанасия Глава 10. Святой Кирилл Иерусалимский Часть 2 Глава 1. Каппадокийский синтез Глава 2. Святитель Василий Великий Глава 3. Святитель Григорий Богослов Глава 4. Святитель Григорий Нисский Глава 5. Монашеская литература в IV веке: Евагрий Понтийский и преподобный Макарий Египетский Глава 6. Святитель Иоанн Златоуст Глава 7. Латинские отцы Церкви Святитель Иларий Пиктавийский Святитель Амвросий Медиоланский Блаженный Иероним Стридонский Глава 8. Блаженный Августин Глава 9. Несторианство и христологические споры Глава 10. Святитель Кирилл Александрийский Глава 11. Блаженный Феодорит Киррский и Халкидонский собор Часть 3 Глава 1. Последствия Эфесского и Халкидонского соборов (Дифизиты и монофизиты. Севир Антиохийский) Глава 2. Оригенизм в VI веке. Леонтий Византийский Глава 3. Завершение Халкидона. Пятый Вселенский Собор Глава 4. Псевдо-Дионисий Ареопагит Глава 5. Продолжение христологических споров. Преподобный Максим Исповедник Глава 6. Преподобный Иоанн Дамаскин и православная защита иконопочитания Глава 7. Патриарх Фотий Глава 8. Преподобный Симеон Новый Богослов Глава 9. Святитель Григорий Палама Глава 10. Православное богословие поздневизантийского периода. Николай Кавасила     ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА В 1979–81 гг. мне посчастливилось учиться в Свято-Владимирской Духовной Академии (Нью-Йорк), где я прослушала курс лекций протоиерея Иоанна Мейендорфа по святоотеческому богословию. Перевод записей этих замечательных лекций вначале был задуман с более скромными целями, нежели эта публикация. Все же, зная по собственному опыту, насколько трудно, практически невозможно в Советском Союзе достать книги по богословию, я приветствовала возможность издать этот перевод в виде книги. В моей работе меня поддерживала уверенность, что свобода вероисповедания, которой мы пользуемся на Западе, может быть полностью реализована, только если мы будем делиться ее плодами с теми, кто этой свободы лишен – нашими братьями и сестрами во Христе, живущими в России. Поддержка моих друзей укрепляла меня в этой уверенности. Очень надеюсь, что книга отца Иоанна найдет своих читателей и они разделят со мной те удовлетворение и радость, которые я испытывала, работая над ее переводом. ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Часть II. О учении раскольническом По рассмотрении первого плода раскольнического Брынского сада, и подлинном розыске веры их неправоверной, предлежит нам другой их плод, яко другое Содомское яблоко, ко испытанию, учение их, еже они, врази суще церкве Христовы, исходяще от Брынских сатанинских гнезд, сеют между правоверными по градах и весях отай, яко плевелы посреде пшеницы. Сказуют Брыняне учение свое душеполезно быти. Да положится убо Розыску сему основание сицевое: То учение душеполезно есть, в котором несть лжи, ни еретичества, ни хуления на святые вещи. Аще же в коем учении обрящется ложь, и еретичество и хуление на святые вещи; то учение несть душеполезное, но душевредное. Розыщем убо подлинно о учении раскольническом Брынском сие трое: 1) Есть ли учение их не ложно? 2) Есть ли учение их не еретическо? 3) Несть ли во учении их хулы на святые вещ Первая статия Глава 1. Учению подобает быти от учителя неложного Учение неложное есть то, еже происходить от уст учителя не ложного, но истинного. Учитель же неложный есть той, иже не сам собою восхищает на ся сан учительский, но от церкви Божией благодатию Духа Святого поставляемый, и на проповедь посылаемый бывает, якоже во дни Апостольские учители посылаемы от церкве бываху Духом Святым, еже видети есть от Деяний Апостольских, от главы 15, идеже пишется сице: служащим им Господеви, и постящимся, рече Дух Святый: отделите ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их. Тогда постившеся и помолившеся, и возложше руки на ня, отпустиша их. Сия убо послана бывша от Духа Свята, снидоста в Селевкию 83 . И паки в главе 15 пишется: изволися нам (церкви Иерусалимской) собравшимся единодушно, избранныя мужи послати к вам, (к церкви Антиохийской) с возлюбленныма нашима Варнавою и Павлом, человекома предавшема души своя о имени Господа нашего Иисуса Христа: послахом убо Иуду и Силу, и тех словом сказующих таяжде. Изволися бо Святому Духу и нам 84 , и прочая тамо писанная. По святых же Апостолах, учительское место приемлют архиереи, и иереи и прочии, елицы суть освященного церковного чина. Приемлют же по изволению Духа Святого, понеже приемлют по правильному избранию и освящению.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Эпохи Церковной Письменности. Хронологические Рамки «Классической Патрологии» Раздел первый. Мужи апостольские. Возникновение церковной письменности Глава I. Вероучительные и литургико-канонические памятники первохристианской церкви 1. «Учение двенадцати Апостолов» («Дидахе») Глава I. Вероучительные и литургико-канонические памятники первохристианской церкви 2. «Каноны святых Апостолов» Глава II. Св. Климент Римский 1. «Первое послание к Коринфянам» Глава II. Св. Климент Римский 2. Так называемое «Второе послание св. Климента Римского» Глава II. Св. Климент Римский 3. Прочие сочинения, приписываемые св. Клименту Римскому Глава III. Св. Игнатий Богоносец 1. Жизнь и творения св. Игнатия Глава III. Св. Игнатий Богоносец 2. Богословие св. Игнатия Глава IV. Св. Поликарп Смирнский. Папий Иерапольский 1. Св. Поликарп Смирнский и его «Послание к Филиппийцам» Глава IV. Св. Поликарп Смирнский. Папий Иерапольский 2. «Мученичество св. Поликарпа» Глава IV. Св. Поликарп Смирнский. Папий Иерапольский 3. Папий Иерапольский Глава V. «Послание Варнавы» Глава VI. «Пастырь» Ерма Раздел Второй. Греческие Апологеты II Века Глава I. Возникновение греческой апологетики и ее задачи. Кодрат Глава II. Аристид. Аристон из Пеллы 1. Аристид и его «Апология» 2. Аристон из Пеллы Глава III. Св. Иустин философ и мученик 1. Жизнь св. Иустина и история его обращения 2. Творения св. Иустина 3. Богословие св. Иустина Глава IV. Татиан 1. Жизнь и литературная деятельность Татиана 2. Богословские взгляды Татиана Глава V. Афинагор Афинянин 1. Сведения древнецерковных писателей об Афинагоре 2. Литературные труды Афинагора 3. Богословские взгляды Афинагора Антропология и учение о воскресении мертвых Глава VI. Св. Феофил Антиохийский 1. Жизнь и творения св. Феофила 2. Богословие св. Феофила Глава VII. Св. Мелитон Сардийский 2 1. Жизнь и творения св. Мелитона 2 Богословие св. Мелитона, отраженное в его сочинении «О Пасхе» Глава VIII. Анонимное сочинение «к Диогнету» 1. Судьба, характер и датировка произведения 2. Миросозерцание автора трактата Глава IX. Ермий. Апологеты Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский 1. Памфлет Ермия против языческой философии 2. Апологеты Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский Глава X. Жанр «Учительных Книг» 1. Предварительные замечания: идейно-богословские истоки жанра 2. «Изречения Секста» 3. «Поучения Силуана» Заключение Введение Патрология как Наука

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Параграф 1 2 3 4 5 6 7 8 9     К концу второго столетия христианской эры учение о боговдохновенности св. Писания прошло уже несколько стадий в своём развитии. У первых свидетелей церковного учения, мужей апостольских встречается немного прямых, определённых суждений о боговдохновенности св. книг. Эти святые мужи находятся ещё под непосредственным впечатлением великих событий христианства. Живой голос предания делал излишним какое-либо исследование о последних основаниях божественного авторитета св. Писания. Однако и немногие свидетельства этого времени доказывают жизненность и конкретность понятия о божественном происхождении Библии. Мужи апостольские , с одной стороны, утверждают тождество действия Духа Божия в устной проповеди и св. Писаниях апостолов; с другой – допускают свободное отношение к букве библейских памятников. Весьма часто мужи апостольские всецело вращаются в кругу мыслей св. Писания, сходясь со священными книгами то в отдельных выражениях и целых местах, то в воспоминаниях. В век апологетов высказываются уже более определённые взгляды на высший характер Библии. Апологеты были люди, обратившиеся в христианство , после долгих и горячих исканий абсолютной истины в разнообразных философских школах и религиозных системах языческого мира, следовательно, соединявшие эллинское образование со светом евангелия. Их учение о возвышенности, гармонии и божественности св. Писаний, поэтому, раскрывается в связи с противопоставлением Библии самопротиворечивым теориям языческих философов и религиозных мыслителей. Стоя на уровне современного образования, апологеты уже не довольствуются простым установлением факта боговдохновенности, как апостольские мужи, а исследуют, представляют доказательства этого факта, определяют способ отношений Духа Божия к человеческой свободе, к естественным силам св. писателей. В то же время апологеты с большей определённостью, чем апостольские мужи, простирают боговдохновенность на св. Писания Нового Завета, особенно евангелия. Во вторую половину второго века учение о боговдохновенности, под влиянием появившихся ересей и сект, получает полемический отпечаток.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Брюс М. Мецгер (пресвитерианец) Часть Вторая. Формирование канона III. Подготовительный период: мужи апостольские Термин «мужи апостольские» 145 принято употреблять по отношению к тем авторам, которые лично знали некоторых апостолов, но сами не принадлежали к их числу. Сначала Отцами апостольского века называли пятерых писателей, чьи труды в 1672 г. впервые объединил патролог Котелье (J. В. Cotelier). Это издание включало писания Варнавы, Климента Римского , Ермы, Игнатия и Поликарпа 146 . В 1693 г. Уильям Уэйк (William Wake) издал английский перевод некоторых документов под общим названием «Подлинные послания апостольских Отцов»(Тне Genuine Epistles of the Apostolical Fathers) 147 . Потом к ним стали добавлять анонимное Послание к Диогнету 148 , сохранившиеся фрагменты Папия и Дидахе(после первой публикации полного текста в 1883 г.), озаглавленного в рукописи как «Учение Господа, преподанное язычникам через двенадцать апостолов». Титул «мужи апостольские» не принадлежит древнему преданию – нет каких–либо точных указаний на то, что в древности существовали собрания их писаний. У каждого из них своя история. Они появились в период с 95 по 150–е гг. по P. X. и свидетельствуют о наличии различных трактовок и форм христианства. Ведь это было то время, когда оно получало все большее распространение, а его сторонники начинали консолидироваться. Поэтому христианство мало–помалу приобретало черты общественного института, и его лидеры всячески старались подчеркнуть, как много значит церковная организация для жизни общества. Кроме существенных местных отличий, были и определенные различия в самом характере вероучения, то есть апостольские мужи имеют в виду христианство, развивавшееся в иудейской среде, и его эллинистическую форму. У мужей апостольских редко используются прямые цитаты из новозаветных текстов, но довольно часто (это особенно справедливо для евангельских повествований и поучений Самого Христа) встречаются такие ссылки и реминисценции, которые не всегда просто идентифицировать или истолковать. В большинстве своем они сообщают читателям той или иной местности определенный (а скорее – неопределенный) набор сведений о некоторых документах I века, которые потом и стали частью того, что мы сегодня называем Новым Заветом 149 . I. Климент Римский

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Период первый Отделение первое. Век мужей апостольских Общее обозрение § 13. Понятие о мужах Апостольских, их способы к просвещению. Те, которые, научась вере Христовой у самых Апостолов, разделяли с ними труды проповеди евангельской и писаниями распространяли между людьми свет истины Христовой, по преимуществу именуются мужами Апостольскими, как слушатели и преемники Апостолов. Мужи Апостольские пользовались такими пособиями просвещения, каких после них нельзя уже было иметь. а) Они были очевидцами деяний Апостольских, отпечатлевавших на себе дух Христов; они были постоянными слушателями живых наставлений Апостольских, – и эти наставления были чистым источником, из которого заимствовали для себя и других духовное просвещение мужи Апостольские. Я же слышал ecu от мене, писал Апостол ученику своему Епископу Тимофею, сия предаждь верным человеком, иже довольны будут и иных научити ( 2Тим.2:2 ). И Тимофей выполнял заповедь Апостола. Тоже, чт известно об учителе языков и его учениках, говорит Св. Ириней о прочих Апостолах и особенно об Ап. Иоанне: к нему, так как долее прочих Апостолов оставался он на земле, «стекались Пресвитеры слушать наставления». 32 – Евсевий 33 и Иероним 34 , говоря об избрании Пантена в Наставника Александрийского огласительного училища, говорят, что такие учители были в Александрии со времен Св. Евангелиста Марка; а чт говорят сии писатели о Св. Марке, т.е. что пребывая в Александрии, он основал как бы рассадник великих учителей, по справедливости может быть приложено ко всем Апостолам; места, где они пребывали и учили, бывали училищами и рассадниками Апостольских мужей. Впрочем, если говорим мы, что Апостольские мужи изучали истины Христовы с голоса Апостолов; то показываем только преимущество, каким пользовались исключительно мужи Апостольские, а не то, чтобы не изучали они Св. Писания. Тому же Тимофею, которому Апостол напоминал о своих устных наставлениях, приписывал он: внемли чтению ( 1Тим.4:13 ; 2Тим.3:14,17 ). б) Усовершаясь наставлениями устными и письменными Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Апостольские мужи Творения мужей апостольских представляют, в способе изложения всего вообще догматического учения, мало особенностей сравнительно с выражением этого учения у новозаветных священных писателей, их учителей. Что касается таинств, то мужи апостольские также, как и Апостолы, не останавливали на этих священнодействиях нарочитого внимания, а говорили о них по тем или другим поводам, кратко выражая верования Церкви относительно того или другого таинства, так что их творения далеко не представляют обстоятельного раскрытия догматического учения о рассматриваемом предмете. Тем не менее писания мужей апостольских, имеющие понятную для нас важность, заключают в себе несколько данных для догматического учения о таинствах и даже отличаются по местам сравнительно с св. писателями некоторыми особенностями, конечно не в содержании, а только в изложении откровенного учения об этих священнодействиях. Значительных данных они представляют более для таинств: евхаристии, покаяния и отчасти священства, чем о крещении, миропомазании и браке. Свидетельств об елеосвящении, столь ясно описанном и характеризованном, со стороны благодатных его плодов, в послании ап. Иакова, в их творениях не находим. I. О крещении и миропомазании. Все, что можно извлечь из писаний мужей апостольских относительно этих двух таинств, состоит в следующем. У св. Варнавы мы находим указание на благодатные плоды крещения 104 –указание, не представляющее ничего особенного, сравнительно с библейским способом выражения догматического учения об этом предмете. Более обращают на себя внимания некоторые места в посланиях св. Игнатия Богоносца и в особенности в «Пастыре» Ермы. По словам св. Игнатия И. Христос родился и крестился, чтобы страданием очистить воду (τ δωρ καθαρισ) 105 . Особенно выразительно называет св. Игнатий благодать св. Духа, живою водою: «но вода, живущая (τ δωρ δε ζν) и говорящая во мне, взывает мне извнутри 106 . В «Пастыре» Ермы много образов, выражающих взгляд Церкви на крещение. Башня строится на водах, «потому что жизнь ваша спасена и спасется чрез воду» 107 . Камни для строения этой башни извлекаются из глубины и полагаются в здание башни, по объяснению ангела, потому что им, или лучше сказать, людям, ими обозначаемым, «необходимо пройти чрез воду, чтобы почить; не могли они иначе войти в царство Божие, как отложивши мертвенность прежней жизни; почему эти почившие запечатлены печатью Сына Божия (sigillo Filii Dei ignati sunt) и вошли в царство Божие. Ибо человек до принятия имени Сына Божия предназначен к смерти, а как скоро примет эту печать, освобождается от смерти и предается жизни. Печать же эта есть вода; в нее люди сходят мертвыми, а выходят живыми; поэтому им и проповедана эта печать и они воспользовалось ею, чтобы войти в царство Божие» 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010