Параграф 1 2 3 4 5 6 7 8 9     К концу второго столетия христианской эры учение о боговдохновенности св. Писания прошло уже несколько стадий в своём развитии. У первых свидетелей церковного учения, мужей апостольских встречается немного прямых, определённых суждений о боговдохновенности св. книг. Эти святые мужи находятся ещё под непосредственным впечатлением великих событий христианства. Живой голос предания делал излишним какое-либо исследование о последних основаниях божественного авторитета св. Писания. Однако и немногие свидетельства этого времени доказывают жизненность и конкретность понятия о божественном происхождении Библии. Мужи апостольские , с одной стороны, утверждают тождество действия Духа Божия в устной проповеди и св. Писаниях апостолов; с другой – допускают свободное отношение к букве библейских памятников. Весьма часто мужи апостольские всецело вращаются в кругу мыслей св. Писания, сходясь со священными книгами то в отдельных выражениях и целых местах, то в воспоминаниях. В век апологетов высказываются уже более определённые взгляды на высший характер Библии. Апологеты были люди, обратившиеся в христианство , после долгих и горячих исканий абсолютной истины в разнообразных философских школах и религиозных системах языческого мира, следовательно, соединявшие эллинское образование со светом евангелия. Их учение о возвышенности, гармонии и божественности св. Писаний, поэтому, раскрывается в связи с противопоставлением Библии самопротиворечивым теориям языческих философов и религиозных мыслителей. Стоя на уровне современного образования, апологеты уже не довольствуются простым установлением факта боговдохновенности, как апостольские мужи, а исследуют, представляют доказательства этого факта, определяют способ отношений Духа Божия к человеческой свободе, к естественным силам св. писателей. В то же время апологеты с большей определённостью, чем апостольские мужи, простирают боговдохновенность на св. Писания Нового Завета, особенно евангелия. Во вторую половину второго века учение о боговдохновенности, под влиянием появившихся ересей и сект, получает полемический отпечаток.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Брюс М. Мецгер (пресвитерианец) Часть Вторая. Формирование канона III. Подготовительный период: мужи апостольские Термин «мужи апостольские» 145 принято употреблять по отношению к тем авторам, которые лично знали некоторых апостолов, но сами не принадлежали к их числу. Сначала Отцами апостольского века называли пятерых писателей, чьи труды в 1672 г. впервые объединил патролог Котелье (J. В. Cotelier). Это издание включало писания Варнавы, Климента Римского , Ермы, Игнатия и Поликарпа 146 . В 1693 г. Уильям Уэйк (William Wake) издал английский перевод некоторых документов под общим названием «Подлинные послания апостольских Отцов»(Тне Genuine Epistles of the Apostolical Fathers) 147 . Потом к ним стали добавлять анонимное Послание к Диогнету 148 , сохранившиеся фрагменты Папия и Дидахе(после первой публикации полного текста в 1883 г.), озаглавленного в рукописи как «Учение Господа, преподанное язычникам через двенадцать апостолов». Титул «мужи апостольские» не принадлежит древнему преданию – нет каких–либо точных указаний на то, что в древности существовали собрания их писаний. У каждого из них своя история. Они появились в период с 95 по 150–е гг. по P. X. и свидетельствуют о наличии различных трактовок и форм христианства. Ведь это было то время, когда оно получало все большее распространение, а его сторонники начинали консолидироваться. Поэтому христианство мало–помалу приобретало черты общественного института, и его лидеры всячески старались подчеркнуть, как много значит церковная организация для жизни общества. Кроме существенных местных отличий, были и определенные различия в самом характере вероучения, то есть апостольские мужи имеют в виду христианство, развивавшееся в иудейской среде, и его эллинистическую форму. У мужей апостольских редко используются прямые цитаты из новозаветных текстов, но довольно часто (это особенно справедливо для евангельских повествований и поучений Самого Христа) встречаются такие ссылки и реминисценции, которые не всегда просто идентифицировать или истолковать. В большинстве своем они сообщают читателям той или иной местности определенный (а скорее – неопределенный) набор сведений о некоторых документах I века, которые потом и стали частью того, что мы сегодня называем Новым Заветом 149 . I. Климент Римский

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Период первый Отделение первое. Век мужей апостольских Общее обозрение § 13. Понятие о мужах Апостольских, их способы к просвещению. Те, которые, научась вере Христовой у самых Апостолов, разделяли с ними труды проповеди евангельской и писаниями распространяли между людьми свет истины Христовой, по преимуществу именуются мужами Апостольскими, как слушатели и преемники Апостолов. Мужа Апостольские пользовались такими пособиями просвещения, каких после них нельзя уже было иметь. а) Они были очевидцами деяний Апостольских, отпечатлевавших на себе дух Христов; они были постоянными слушателями живых наставлений Апостольских, – и эти наставления были чистым источником, из которого заимствовали для себя и других духовное просвещение мужи Апостольские. Я же слышал ecu от мене, писал Апостол ученику своему Епископу Тимофею, сия предаждь верным человеком, иже довольны будут и иных научити ( 2Тим.2:2 ). И Тимофей выполнял заповедь Апостола. Тоже, чт известно об учителе языков и его учениках, говорит Св. Ириней о прочих Апостолах и особенно об Ап. Иоанне: к нему, так как долее прочих Апостолов оставался он на земле, «стекались Пресвитеры слушать наставления». 32 – Евсевий 33 и Иероним 34 , говоря об избрании Пантена в Наставника Александрийского огласительного училища, говорят, что такие учители были в Александрии со времен Св. Евангелиста Марка; а чт говорят сии писатели о Св. Марке, т.е. что пребывая в Александрии, он основал как бы рассадник великих учителей, по справедливости может быть приложено ко всем Апостолам; места, где они пребывали и учили, бывали училищами и рассадниками Апостольских мужей. Впрочем, если говорим мы, что Апостольские мужи изучали истины Христовы с голоса Апостолов; то показываем только преимущество, каким пользовались исключительно мужи Апостольские, а не то, чтобы не изучали они Св. Писания. Тому же Тимофею, которому Апостол напоминал о своих устных наставлениях, приписывал он: внемли чтению (Тим.4:13. сл. 2Тим.3:14, 17 ). б) Усовершаясь наставлениями устными и письменными Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Беседа 47 Деян.21:39–40 .  Павел же сказал: я Иудеянин, Тарсянин, гражданин небезызвестного Киликийского города; прошу тебя, позволь мне говорить к народу. Когда же тот позволил, Павел, стоя на лестнице, дал знак рукою народу; и, когда сделалось глубокое молчание, начал говорить на еврейском языке так. Речь Павла в узах. – Против корыстолюбцев и хищников. – Вредные последствия нечестивой жизни 1. Смотри, как (Павел), когда обращает речь к внеш­ним (язычникам), не отказывается пользоваться и их зако­нами. Здесь он указывает на свой город. Подобным обра­зом и прежде он говорил: «нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу» ( Деян.16:37 ). На вопрос: «не ты ли тот Египтянин»? он отвечает: «я Иудеянин». Этими словами он тотчас отстранил такое подозрение. Чтобы не подумали, что он только родом иудей, он указывает (этим словом) и на свое вероисповеда­ние, хотя в другом месте называет себя «но подзаконен Христу» ( 1Кор.9:21 ). Что же это значит? Неужели Павел говорит ложь? Нет. Что же? Не отвергается ли (Христа)? Да не будет! Он был и иудей и христианин, соблюдая все, что должно было. И веруя во Христа, он более всех повиновался закону; потому и в беседе с Петром говорит: «мы по природе Иудеи» ( Гал.2:15 ). «Прошу тебя, позволь мне говорить к народу». Это – доказатель­ство истины слов его, что он всех приводит в свидетели. Смотри, с какою опять кротостью он беседует. И это также величайшее доказательство его невинности, что он так готов оправдывать себя и решается противостать словом толпе иудеев. Посмотри на благоразумие этого мужа; посмотри на домо­строительство (Божие): если бы тысяченачальник не пришел, если бы не связал Павла, то он не мог бы говорить в свое оправ­дание, не водворил бы такого безмолвия. «Когда же тот позволил, Павел, стоя на лестнице». Весьма благоприятствовало ему и место, так как он говорил с высоты, и то, что он был связан. Что может сравниться с этим зрелищем, когда Павел говорил, связанный двумя цепями? Как он не смутился, как не смешался, видя столько восставшего против него народа и предстоявшего начальника? Но он наперед дал утихнуть их ярости, а потом начал говорить; и смотри, как мудро. Как он сделал в послании к Евреям, так и здесь. Прежде всего, располагает их к себе родным их языком, потом своею кротостью. На это и указывает (писатель), присовокупляя: «когда сделалось глубокое молчание, начал говорить на еврейском языке так: Мужи братия и отцы! выслушайте теперь мое оправдание перед вами» ( Деян.21:40, 22:1 ). Смотри, как слова его чужды лести и исполнены кротости. Не сказал: господа, или владыки, но: «братия», что в особенности могло нравиться им; как бы так сказал: я не чужой вам и не против вас. «Мужи братия, – говорит, – и отцы " ; последним словом (выражает) почтение, а первым – близость. «Выслушайте теперь мое оправдание перед вами». Не сказал: поучение, или речь, но: «оправдание»; представляет себя в виде подсудимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 55 Деян.28:17–20 .  Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян. Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти; но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ. По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами. Предусмотрительность и мудрость Павла. 1. Хорошо и прилично поступает, приглашая знатнейших из иудеев для беседы. Он хотел оправдать и себя и дру­гих: себя – чтобы они не обвиняли его, что могло повредить им самим, а тех – чтобы кто не подумал, что все (случившееся) было их делом. Конечно, распространилась молва, что он предан иудеями; а это могло тронуть их. Потому он немед­ленно обращает на это внимание и кротко говорит в свое оправдание. И смотри, какими словами он выражает свое оправ­дание: «мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян». После этого, так как некоторые из слушателей, вероятно, сказали бы: чем доказать, что ты предан без вины? – он присовокупляет: «они, судив меня, хотели освободить», и как бы так говорит: свидетели тому рим­ские начальники, которые судили и хотели освободить меня. По­чему же не освободили? «Но так как Иудеи противоречили», говорит. Видишь ли, как он смягчает их вины? Если бы он хотел преувеличить, то мог бы сказать гораздо сильнее. Затем при­совокупляет: «то я принужден был потребовать суда у кесаря»; все это заслужи­вает одобрения. Потом, чтобы кто-нибудь не сказал: что же? не для обвинения ли их ты сделал это? – он отклоняет та­кое предположение, прибавляя: «впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ», т.е. я потребовал суда у кесаря не для того, что­бы обвинять вас, но чтобы избежать опасности. Для вас я «обложен я этими узами».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 7 Деян.2:37 .  Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Кротость – великое благо. Нечестивый – сам для себя враг. 1. Видишь ли, какое великое благо – кротость? Она больше жестокости уязвляет сердца наши и причиняет рану более чувствительную. Как тот, кто наносит удар телам затверделым, производит ощущение не столь сильное, а кто наперед смягчит их и сделает нежными, тот поражает сильнее, так точно и здесь – прежде надобно смягчить, и тогда уже поразить. Смягчает же не гнев, и не сильное обвинение, и не порицания, но кротость: гнев еще увеличивает ожесточение, а кротость уничтожает. Итак, если хочешь тронуть кого-либо обидевшего тебя, обращайся к нему с большою кротостью. Вот смотри, и здесь что делает кротость. Петр кротко напомнил иудеям об их преступлениях и ничего более не прибавил; сказал о даре Божием, указал на благодать, как на свидетельство о минувших событиях, и еще далее простер слово, иудеи устыдились кротости Петра, потому что он с людьми, распявшими его Владыку и замыш­лявшими убийство против самих (апостолов), беседовал, как отец и заботливый учитель. Они не просто убедились, но и осу­дили самих себя, – пришли в сознание того, что сделали. Это потому, что он не дал им увлечься гневом и не допустил их разума до омрачения, но своим смиренномудрием рассеял, как некоторый мрак, их негодование, и тогда уже выставил на вид их преступление. Ведь так обыкновенно бывает: когда мы скажем, что нас обидели, обидевшие стараются доказать, что они не обижали; а когда скажем, что нас не обидели, но скорее мы сами обидели, – те поступают напротив. По­этому, если хочешь привесть обидевшего в затруднение, – не обвиняй его, но вступись за него, и он сам будет обвинять себя: род человеческий любит спорить. Так сде­лал Петр. Он не осудил (иудеев) со всею силою, а на­против, постарался еще с возможною кротостью почти защи­тить их и потому тронул их душу. Откуда же видно, что они умилились? Из их слов. Что именно говорят они? «Что нам делать, мужи братия?» Тех, которых называли обманщиками, теперь называют братьями, не столько для того, чтобы сравнить себя с ними, сколько для того, чтобы расположить их к любви и попечению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 23 Ап. Павел пред Синедрионом (1–10). Явление Господа Павлу (11 ст). Замысел иудеев убить Павла, раскрытие замысла (12–22). Отправление узника в Кесарию, к прокуратору (23–35) Деян.23:1 .  Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. «Устремив взор на синедрион» – со спокойною совестью и решительною уверенностью в своей правоте. «Мужи, братия!» – без прибавления к сему «и отцы», или «начальники народа», как в других случаях (ср. Деян.22:1, 4:8, 7:2 ). В высоком сознании, своего апостольского достоинства Павел ставит себя как бы наравне с этими старейшинами народными, показывая, что и узы не лишают его этого достоинства и правоты пред судящими его. Деян.23:2 .  Первосвящен­ник же Анания стояв­шим перед­ ним при­ка­за­л бить его по устам. «Первосвященник Анания» – по Флавию, человек «гордый и грубый» (Флав. Археол. XX, 8 и дал.), сын Неведея (Археол. XX, 5, 2), преемник в этой должности Иосифа, сына Камила (там же, XX, 1, 3; 5, 2), предшественник Измаила, сына Фаби (там же XX, 8, 8, 11). Предшественником тогдашнего прокуратора Феликса – Квадратом он отправлен был в Рим для оправдания пред кесарем во взведенных обвинениях (Археол. XX, 6, 2; О войне Uyд. II, 12, 6 ), – по возвращении, некоторое время сохранял свою должность, от которой был отставлен Феликсом, передавшим эту должность Измаилу, сыну Фаби. По характеру и образу жизни это был самый развращенный из саддукеев самого худшего периода иудейских иерархов. История передает о его неразумном мщении самарянам и о далеко неблагородных средствах, употребленных им для избежания последствий участия в произведенных при этом убийствах. Талмуд для довершения этой мрачной характеристики Анании прибавляет, что Анания был грабитель-тиран, который своею ненасытною алчностью довел до нищеты низших священников, обсчитывая их в десятинах, и что он посылал своих любимцев с дубинами выбивать десятины силою. «Приказал бить его по устам». Вероятно, священнику не понравилось употребление слова «братия», допустимого только в обращении с равными, хотя Павел вполне мог сказать так, потому что сам был некогда членом Синедриона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Речь по случаю открытия земских собраний в гор. Суздале для выбора членов уездной Суздальской земской управы, 7-го марта 1866 года Достопочтенные мужи и собратия во Христе! Объяснять вам важное значение нынешнего дня и настоящего собрания было-бы излишне. Все мы давно ждали земских учреждений, много об них слышали, долго рассуждали сами, и конечно все до единого понимаем хорошо, по крайней мере ту основную мысль, на которой зиждется вся система земских учреждений. Преблагословенный Государь наш вверяет нам собственное наше благо, и на нас самих возлагает устроить это благо, как мы сами найдем это наилучшим, – вот смысл земских учреждений. Это мы знаем. И слава Господу Богу Он привел нам дождаться наконец и того дня, когда нам остается только выбрать из среды себя достойнейших и способнейших деятелей, чтобы затем, под их руководством, общими усилиями приняться за дело созидания нашего общественного блага. Поздравляю вас, достопочтенное собрание, с настоящим торжественным днем! Вполне понимаю и сердечно разделяю ваше торжество. Но позвольте мне, как удостоенному чести быть вашим сочленом и сотрудником, и как пастырю духовному, предложить вам один, только и один, впрочем, очень важный для всех нас совет. Это не мой, не простой и обыкновенный, а Апостольский совет. Вонмите! Аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся в славу Божию творите ( 1Кор. 10:31 ). Вот совет Апостольский. По смыслу сего совета мы и самые простые и обыкновенные свои дела, каково напр. ежедневное принятие пищи и пития, можем и должны делать во славу Божию. Но у нас, к сожалению, весьма часто случается так, что мы совершенно вопреки Апостольскому совету – и самые важные свои дела замышляем делать и действительна делаем не в Божию, а в свою славу. Я чувствую на себе долг изъяснить теперь это, с тем намерением, чтобы и наше теперешнее, бесспорно в высшей степени важное и государственное дело, дело избрания членов нашей Земской Управы, не случилось как-нибудь не в Божию славу, и не совершилось вследствие того неудачно, безуспешно и зловредно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1 октября 1868 «Всяк книжник, научився царствию небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая.» ( Мф. 13,52 ) Предложив людям свое небесное учение, указав им путь к царствию небесному и готовясь уже оставить землю, Господь Иисус Христос обещал народу своему послать пророков, премудрых и книжников, для разъяснения и утверждения проповеданных Им истин. Сего ради, се, аз послю к вам пророки и премудры и книжники ( Мф. 23, 34 ). Наименования обещанных учителей, взятые из жизни церкви ветхозаветной, указывали на два различных вида наставления, которым сами они достигали познания божественной истины. Пророки и премудрые это мужи божественного вдохновения, святые Божии человецы, которые глаголали Слово Божие, от святаго Духа просвещаеми ( 2Петр. 1,21 ). Книжники-это люди труда, которые, день и ночь поучаясь в законе Господни ( Пс. 1, 2 ), предлагали другим добиться этим путем знания в наставлениях относительно веры и деятельности. Переводя наименования ветхозаветные на язык новозаветной церкви, под именем пророков и премудрых можем разуметь тех учителей, которым сам Господь обещал даровать уста и премудрость, которым ниспослал от Отца очищающую и просвещающую на всякую истину благодать Св. Духа, и которых послал в мир проповедать Евангелие, наченше от Иерусалима ( Лук. 24, 47 ). А под именем книжников-людей науки, единственной науки, на которой все основывается в церкви ветхозаветной и новозаветной-Слова Божия. В числе таких книжников новозаветных, во времена апостольские, думаем, был сотрудник Павлов, Аполлос, Иудеанин , муж словесен, силен сый в книгах ( Деян. 18, 24 ), и другой ученик и сотрудник Павлов, Тимофей, измлада священная писания умееши ( 2Тим. 3, 15 ), которому и в служении святительском Апостол заповедовал: внемли чтению ( 1Тим. 4, 13 ). Служители слова евангельского, призванные к распространению науки христианской, сотрудники в деле просвещения духовного настоящие и будущие! Не утешительно ли для нас, что Господь Иисус Христос предусмотрел и дал место в своей церкви и нашему самотрудному служению? Аз послю вам пророки и премудры и книжники ( Мф. 23, 34 ). Дело обучения книжного поставлено Господом на ряду с делом пророков и премудрых. Учение многое-труд плоти ( Еккл. 12, 12 ), сказал Премудрый с некоторым огорчением; но Господ приемлет этот труд и объявляет книжников новозаветных также своими посланниками, как и пророков. Аз послю вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

1. Этот Гамалиил был учителем Павла и достойно удив­ления, как он, будучи так благоразумен и, притом, законо­учитель, еще не уверовал. Не может быть, чтобы он остался совершенно неверовавшим, как видно и из слов его, в ко­торых он предлагает свой совет. " Приказал, – говорит (писатель), – вывести Апостолов на короткое время». Посмотри и на благоразумие его речи, и на то, как он тотчас привел их в страх. Чтобы не навлечь на себя подозрения в согласии с теми (апо­столами), он обращается как бы к единомыслящим с ним, и выражается не слишком резко, но говорит им, как бы опьяневшим от ярости, так: «мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать» ( Деян.5:35 ). Не поступайте, говорит, просто и как попало. «Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли» ( Деян.5:36 ). Вразумляет их примерами, – именно, чтобы успокоить их, указывает на (человека), увлекшего за собою очень многих. Прежде указания на примеры, он говорит: «подумайте сами с собою»; а после указания выра­жает свое мнение так: «после него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» ( Деян.5:37–39 ). Как бы так говорил: погодите; если и эти явились сами по себе, то ничто не помешает и им рассеяться. «Берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» ( Деян.5:39 ). Отклоняет их и невозможностью, и бесполезностью. Не сказал, кем те были истреблены, но просто: «рассыпались», может быть, считая излишним (говорить о том). А последующими словами на­учает их: если это дело человеческое, то не будет нужды вам беспокоиться, а если Божие, то и при всех усилиях вы не в состоянии будете преодолеть. Речь его показалась разум­ною, так что они послушались и (решились) не убивать апостолов, а только подвергнуть бичеванию. «Они послушались его; – гово­рит (писатель), – и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их» ( Деян.5:40 ). Смотри, после каких чудес они подвергаются бичеванию. Но, несмотря на то, проповедь их еще с большею силою продолжалась, и они учили и дома, и в храме. «Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» ( Деян.5:41, 42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010