Вера Петра и вера Павла Благословенна вера, которая дает силы не упасть. Но если все же упал? 11 июля, 2014 Благословенна вера, которая дает силы не упасть. Но если все же упал? О том, какими разными, очень не похожими друг на друга, были апостолы Петр и Павел, принято говорить каждый раз в день их памяти. Это понятно и правильно. Но то, что Господь призвал их в один и тот же день, – конечно, не совпадение случайное. «… Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10. 33), – предупредил Господь Своих учеников. После этого один из них, самый старший, отрекся от Христа трижды. И вот его память празднуется Церковью в эту субботу – память Петра, который, повторим, отрекся от Христа пред людьми. Протоиерей Игорь Гагарин Но Христос не отрекся от Петра ни пред Отцом Своим Небесным, ни пред людьми. Почему-то Господь не выполнил Свою угрозу. Апостол Петр до прихода ко Христу звался Симоном. Имя Петр дал ему Господь, и означает оно – КАМЕНЬ. Камень – символ твердости и несокрушимости. Когда про кого-нибудь скажут: «Кремень!», не нужно объяснять, что имеют в виду. Однако читатели Евангелия не увидят в Петре особой твердости. Есть в нем и пламенная вера, и любовь к Учителю, и решимость оставить все ради Господа, и послушание, но вот как раз твердости, кажется, совсем не хватает. Однажды пришлось ему даже выслушать от Иисуса Христа такое: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мтф. 16:23). Разумеется, не самого Петра назвал Господь сатаной, но дал ему понять, кто искушает Его в лице Петра, говоря его устами: «Будь милостив к Себе, Господи!» (Мт.16:22). О том, какими разными, очень не похожими друг на друга, были апостолы Петр и Павел, принято говорить каждый раз в день их памяти. Это понятно и правильно. Но то, что Господь призвал их в один и тот же день, – конечно, не совпадение случайное. И то, что Церковь, водимая Духом Святым, объединила их память так тесно, что даже образовались новые слова в русском языке, где два эти имени составляют одно целое (Петропавловск, Петропавловская крепость и т.д.) красноречиво говорит о том общем между ними, что гораздо важнее всех различий, какими бы большими они ни были.

http://pravmir.ru/vera-petra-i-pavla/

Все такие «объединяющие» и «уравнительные» взгляды указывают на забвение того принципа, что учений и мнений может быть много, но истина одна. И подлинное христианское единение, единение в Церкви, может базироваться только на единомыслии, а не на разномыслии. Церковь же есть Столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 ). Церковная иерархия Все члены Церкви Христовой призваны совершать свое спасение во Христе. Все равны перед судом Божиим. Однако, подобно тому, как части тела имеют разное значение для жизни организма, и как в доме-здании каждая часть имеет свое назначение, – так и в Церкви существуют разные служения. Высшее служение в Церкви, как организации, несет иерархия. Она выделяется из рядовых членов. Иерархия установлена Господом Иисусом Христом. «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в муже совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4:11–13 ). Никто в Церкви не берет сам на себя иерархического служения: только – призванный и законно поставленный через таинство рукоположения. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон ( Евр. 5:4 ). Какой бы высокой нравственности не был человек, он не может исполнять иерархического служения без особого посвящения. Нет возможности поэтому провести параллель между степенью высоты нравственной и степенью высоты иерархической: – здесь желательно, но не всегда достижимо полное соответствие. Господь Иисус Христос во время Своего земного служения избрал из среды Своих последователей двенадцать учеников-апостолов (посланников), наделив их особыми духовными дарами и особой властью. Явившись им после Своего воскресения, Он сказал им: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Иоан. 20:21–23 ). Эти слова говорят о необходимости посланничества свыше для исполнения служения апостольского, а вслед за ним – пастырского. Объем этих служений выражен в последних словах Господа ученикам перед Его вознесением: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мт. 28:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Всеобщий суд Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда ( Ин.5:22, 27-29 ; Мф.16:27, 7:21-13, 11:22, 24, 35, 41-42, 13:37-43, 19:28-30, 24:30, 25:31-46 . Деян.17:31 . Иуд. 14-15 . 2Кор.5:10 . Рим.2:5-7, 14:10 . 1Кор.4:5 . Еф.6:8 . Кол.3:24-25 . 2Сол.1:6-10 . 2Тим.4:1 . Откр.20:11-15 ) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Мф.25:31-46 (Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей…). По этому образу можно заключить и о свойствах суда. Он будет: всеобщий, т.е. простирающийся на всех людей, живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия — и на самих даже падших ангелов ( 2Пет.2:4 ; Иуд.1:6 ); торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом всего мира; строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, и “день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим.2:5 ); последний и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное мздовоздаяние — блаженство праведных и мучения осужденных злых. Изображая в самых светлых и самых радостных чертах вечную жизнь праведных после Всеобщего суда, слово Божие говорит с той же утвердительностью и несомненностью о вечных мучениях злых. Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, — скажет Сын Человеческий в день суда… и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мт.25:41-46 ). Это состояние мучения представлено в Священном Писании образно, как место мученья и именуется “геенной” (образ огненной геенны взят с эномской долины возле Иерусалима, где совершались смертные казни, а также сваливались всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь). Господь говорит: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мк.9:43-46 , также 45–49). Там будет плачь и скрежет зубов — не раз повторял Спаситель о геенне ( Мф.8:12 и др.). В Откровении Иоанна Богослова это место или состояние называется озеро огненное ( Откр.19:20 ). И у ап. Павла: В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол.1:8 ). Образы: червь неумирающий и огонь неугасающий, очевидно, символичны, и указывают на тяжесть мучений. Св. Иоанн Дамаскин замечает: “грешники преданы будут огню вечному не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу” (изложение православной веры).

http://azbyka.ru/apokalipsis/protopresvi...

Вступительная фраза этого пророчества: «Кто поверил слышанному от нас» — свидетельствует о необычайности описываемого события, требующего значительного волевого усилия со стороны читателя, чтобы в него поверить. Действительно, предыдущие пророчества Исаии говорили о величии и славе Мессии. Настоящее же пророчество говорит о Его добровольном унижении, страдании и смерти! Мессия, будучи совершенно чистым от личных грехов и святым, все эти страдания терпит ради очищения людских беззаконий. С большой яркостью описал крестные страдания Спасителя и царь Давид в своем 21-м псалме. Хотя в этом псалме речь идет в первом лице, но, конечно, царь Давид не мог писать про себя, потому что он не переносил таких страданий. Здесь он, как прообраз Мессии, пророчески относил к себе то, что фактически относилось к его Потомку — Христу. Замечательным является то, что некоторые слова этого псалма были буквально сказаны Христом во время Его распятия. Приводим здесь некоторые фразы из 21-го псалма и параллельно соответствующие Евангельские тексты. 8-й стих: «Все видящие Меня ругаются надо Мной,» сравни у Марка 15:29. 17-й стих: «Пронзили руки Мои и ноги Мои,» сравни у Луки 23:33. 19-й стих: «Делят ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросают жребий,» сравни у Матфея 27:35. 9-й стих: «Он уповал на Бога — пусть избавит его.» Эта фраза буквально была сказана иудейскими первосвященниками и книжниками, Евангелие от Матфея 27:43. 2-й стих: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?,» — так воскликнул Господь перед Своею смертью, смотри у Матфея 27:46. Пророк Исаия записал еще следующие подробности о страданиях Мессии, которые тоже буквально исполнились. Речь идет в первом лице: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего… Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои — поражающим, лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне, поэтому Я не стыжусь» (Ис. 50:4-11), сравни у Ев. (Мт. 26:67). В свете этих пророчеств о страданиях Мессии делается понятным древнее загадочное пророчество патриарха Иакова, сказанное его сыну Иуде, которое уже было частично приведено нами во второй главе. Приведем теперь это пророчество Иакова полностью.

http://pravmir.ru/za-sotni-let-do-rozhde...

« Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи » (Мт. 7:24—29). Приведенное сравнение образа жизни человека с домом было очень понятно жителям Святой Земли. Эта страна в большей части своей — гористая. Внезапные проливные дожди наполняют горные ручьи и реки, обычно сухие, бурными потоками воды, которые устремляются в долины, унося с собою все, что попадается им на пути. Тогда никакие здания, лежащие на пути этих наводнений, не могут устоять перед напором воды, в особенности, если фундамент под ними песчаный. Поэтому благоразумные люди всегда строили свои здания на каменной основе и на достаточной высоте над уровнем дождевых потоков. В человеческой жизни разные бури совершенно неизбежны. Под ними надо понимать: пожары, землетрясения, войны, гонения, неизлечимые болезни, смерть близкого человека и подобные бедствия, которые всегда приходят неожиданно и сотрясают до основания человеческую жизнь. В один миг можно потерять здоровье, семью, счастье, богатство, душевное равновесие — все. При такой буре падением для человека будет утрата веры, отчаяние или ропот на Бога. Неизбежны в жизни человека и внутренние потрясения, которые могут быть еще опаснее физических бурь, например: бушевание страстей, тяжелые искушения, мучительные сомнения в вопросах веры, приступы гнева, ревности, зависти, страха и т.д. В данном случае падением для человека будет поддаться соблазну, отречься от Бога, от своей веры или как-то иначе нарушить голос своей совести. Эти внутренние потрясения являются следствием не только неблагоприятных жизненных обстоятельств, но, часто результатом действий и поступков злонамеренных людей а также дьявола, который, по словам апостола, « ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить » (1 Пет. 5:8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2798...

Господи Боже наш! Прости нас, народы России! «Согрешили мы с отцами нашими,... поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступали от заповедей Твоих и от постановлений Твоих» ( Пс.105:6 ; Дан.9:5 ). Мы не внимали призывам к покаянию праведников наших (свт. Феофана, прав, о. Иоанна Кронштадтского , мт. Макария Московского , оптинских старцев), пророчески говоривших об ожидающей нас за нераскаянность нашу кровавой пропасти. Мы не раскаялись, и оправдалось над нами это грозное пророчество. В семнадцатом году Ты, Господи, излил на нас негодование Свое и отдал нас «в руки людей свирепых, опытных в убийстве» ( Иез.21:31 ). Без Бога стала жить Россия, без милосердия, без совести, без правды. Повсюду обман, зло и хула, повсюду пьянство и разврат, а пуще всего – ложь, насилье, грабеж и убийства. Люди погрязли в грехах. Семьи распадаются, молодежь разлагается, народы вырождаются. Дана полная свобода от совести – свобода бесстыдства; свобода дана лжи, дана кровавой шайке вождей и одержимых бесовщиною людей... Более семидесяти лет сквернятся и сокрушаются святыни наши, наши храмы – места собраний верующих на земле нашей. Рыкают враги Твои, Господи, «среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших». И нас, Ты, Господи, отдал им, «как овец, на съедение» ( Пс.73:8, 4, 43:12 ). Свыше ста миллионов россиян уже погибло за веру, за Церковь , за правду жизни от кровавой расправы шайки безбожных властителей. Они десятилетия гордо твердили о достижениях и победах в деле построения безбожного рая на земле нашей; и вот, ныне – в стране разруха, голод, нищета, и все живое гибнет. Жить стало страшно на нашей земле. «Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь? Доколе, Господи, будет поносить враг? Вечно ли будет хулить противник имя Твое?» ( Пс.78:5, 73:10 ). Господи! Умилосердись над нами, «не помяни нам грехов наших предков», «и прости нам грехи наши ради имени Твоего» ( Пс.78:8,9 ). Мы знаем, Господи, что воля Твоя всегда во благо творится над нами, над страною нашей и над всем миром. Посему, смиренно вверяя себя решению святой воли Твоей, Господи, мы просим: помилуй нас Господи, и прости грехи наши и грехи предков наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Далее пророк замечает, что гумно и точило их (служившее той же цели) не доставят им никакой радости. Они даже не прокормят их; надежда на виноградный сок обманет их, предвещая впереди времена постные и безрадостные. Действительно, Господень завет с ними разорван. Бог вывел их из земли Египетской и сделал их Своим народом, но они возвратятся в рабство (в Египет). Бог дал им Свой Закон и сказал им, что значит быть чистыми пред лицем Его (см. в особенности Лев. 11:1–23 и Втор. 14:3–21 ), однако их уведут в Ассирию и вынудят там есть нечистое. Оба этих суда являются знамением их отделенности от Бога. И вина будет недоставать им, его уже не будут возливать Господу, то есть не станут (наряду с другими приношениями) возливать в жертву Господу больших количеств вина. (Эти приношения называются также возлияниями.) И неугодны Ему будут жертвы их, поскольку они, нечистые и оскверненные, не смогут принести жертву, следуя установлениям закона. Еда во время жертвы станет для них как еда на похоронах. Такая пища не послужит религиозной цели: она будет просто утолять голод (4б). Итак, пророк задает им риторический вопрос: Что будете делать в день торжества? Ответ очевиден: нет ничего достойного, чем могли бы они занять себя. Далее Осия замечает, что, даже если они избегут гибели, бежав в Египет (Мемфис – это северный Египет), они умрут там. 9:7–9 Осмеяние Божьих служителей Повторив предупреждение о грядущем суде, Осия начинает новую тему. Израиль настолько глубоко увяз в грехе и вражде к истинному Богу, что преданные слуги Бога, верно передающие Его слова, почитаются здесь глупцами и помешанными (ср.: 4Цар. 9:11 ). Над такими людьми не просто насмехаются, их гонят и преследуют (ср.: 3Цар. 18:4; 19:10 ; Мт. 23:29–36 ). Слова как во дни Гивы (см. также: 10:9) отсылают нас к темному периоду в истории Израиля и к рассказу о наложнице одного левита с горы Ефремовой и последствиях его преступления ( Суд. 19 – 21 ). Вердикт писателя Книги Судей был таков: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» ( Суд. 21:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Дальнейшее повествование содержит мотив, характерный для ВЗ: соперничество 2 братьев, моральное превосходство младшего над старшим (старшими), угодность младшего брата Богу. Ближайшими аналогами являются истории Измаила и Исаака, Исава и Иакова. Однако в случае с К. и Авелем угодность младшего брата Богу приводит не к его торжеству, а к его гибели. С т. зр. лит. критики рассказ о К. и об Авеле служит классическим примером хиазма (т. е. «перекрестной» перестановки элементов в следующих друг за другом предложениях): «...она зачала, и родила Каина... И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» (Быт 4. 1-5). Повествование о судьбах К. и Авеля ведется параллельно, при этом по очереди то один брат упоминается первым, то другой. Такая композиция иконически изображает соперничество братьев. Два сына Адама и Евы становятся зачинателями 2 основных занятий людей древнего аграрного общества - земледелия и скотоводства (впосл. в той же главе будет рассказано о происхождении и др. профессий и ремесел), но ничего не говорится о том, как был установлен институт жертвоприношений. В МТ жертва братьев названа одним словом -   (Быт 4. 3), в Септуагинте употреблены разные термины: жертва К. парадоксально названа θυσα (обычное название для кровавых жертвоприношений; в синодальном переводе - «дар»), а жертва Авеля - δρον («подношение», в синодальном переводе - тоже «дар») . Вопрос о том, почему Бог принял жертву Авеля и отверг жертву К., всегда волновал толкователей, предлагавших разные, подчас спекулятивного характера объяснения (см. разделы «К. в еврейской традиции» и «К. в христианской традиции»). Кровавые жертвоприношения занимали центральное место в религ. культе западных семитов, в частности в ветхозаветном богослужении. Однако в текстах ВЗ, посвященных жертвоприношениям, наряду с кровавыми жертвами упоминаются, пусть на 2-м месте, и хлебные (напр.: Лев 1-2). Поэтому отвержение Богом жертвы К. вряд ли может быть связано с тем, что его жертва была бескровной. Не вызывает доверия и такое объяснение, согласно к-рому древним евреям скотоводство было ближе земледелия: в ВЗ эти занятия часто упоминаются вместе (напр.: Иер 51. 23).

http://pravenc.ru/text/1319891.html

Другие предполагают поправку от «прыгать, скакать». Фюрст принимает значение «собирать», Кимхи – «говорить», халдейский таргум парафразирует («рассеет»), то же чтение у Симмаха (ποβαλε), Саадия, бен Езры, Абарбанеля и многих других. Учитывая объяснение Гезениуса, в качестве перевода следует принять выражение «Он изумит», тем более, что следующая фраза данного стиха – «цари закроют пред Ним уста свои» – как раз служит выражением высшей степени удивления или недоумения. Но при этом необходимо держать в уме и значение «Он очистит, окропит». Великий свиток Исаии в данном стихе не имеет смысловых разночтений по отношению к МТ. Требуемый предлог после слова также отсутствует, но, несмотря на это, из-за разночтения предыдущего стиха, вполне можно принять традиционный библейский смысл «кропить, окроплять» в значении «изливать»: восприняв от Ягве дары Святого Духа, который излиялся на Него, через свои деяния Слуга также изольет благодать на другие народы; это излияние благодатных даров будет столь очевидным и могущественным, что цари в удивлении закроют свои уста. Через деяния Мессии им будет открыто то, чего они не видели и не слышали. Перевод обоих стихов ( Ис.52:14–15 ) по Великому свитку таков: 115 14 «Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя, столь был помазан более всякого человека лик Его, и тело Его – более сынов человеческих! 15 Так, Он Сам окропит многие народы; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали». Смысл, придаваемый стихам 52:14–15 Великим свитком Исаии, отодвигает на задний план страдания Мессии, подчеркивая почившие на Нем обильные дарования и совершенные Им великие деяния. Это вполне соответствует общему настрою мессианской тематики в небиблейских несектантских рукописях Мертвого моря, которые при повествовании о Мессии говорят преимущественно о Его внешнем могуществе и величии: о Его Божественной природе, об универсальном и вечном характере Его Царства, об установлении всеобщего мира, но нигде не говорят о Его страданиях и уничижении. 15. Идея страдания Мессии в книге Исаии и небиблейские кумранские рукописи

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Дух Святой, сойдя на учеников Христовых, сразу обнаружил Свою божественную мощь в тех значительных внутренних изменениях, которые Он произвел и в них, и в тех, которые по их слову обратились в христианство (Деяния 2 гл.). Апостолы, как мы знаем, были людьми простого происхождения – некнижными, совсем не владеющими словом, робкими. Когда же Дух Святой обогатил их духовные силы, они настолько исполнились мудростью и даром вдохновляющего слова, что стали успешно обращать к вере тысячи, десятки тысяч людей – не только простого, но и знатного происхождения, а также людей ученых. Апостол Павел (хотя получил разностороннее образование и прекрасно владел словом) успех своей проповеди приписывал не своему красноречию, а именно действию Духа Святого, зажигающего веру в людях: «Слово мое и проповедь моя , – пишет апостол, – были не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы» (1 Кор. 2:4). Насколько мощными были духовные перемены в людях, производимые благодатью Святого Духа, можно проследить по жизни первохристианской общины в Иерусалиме. «[Тогда верующие] , – свидетельствует апостол Лука, – пребывали вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и раздавали всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме, и преломляя по домам хлеб, принимая пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога и пользовались любовью всего народа... У множества верующих было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее ... Не было между ними никого нуждающегося» (Деян. 2:42—47; 4:32—35). Замечательно, что это вдохновенное горение любви к Богу и людям первых христиан не могли погасить ни гонения, ни тюремные заключения, ни даже казни. Вместо того чтобы пасть духом или озлобиться, верующие иудеи радовались, что страдают за Христа (Ев. 10:34. О духовной радости, производимой Духом Святым смотри еще: Ис. 12:3; Иез. 36:26—27; Мт. 11:28; Ин. 8:36; Ин. 16:22; Рим. 5:1—5; Рим. 8:37; 2 Кор. 1:4—5; Фил. 4:7; 1 Фес. 1:6; Кол. 1:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010