Скачать epub pdf МИР (1) «Царствие Божие... мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17) Мир превосходит всякое чувство и охраняет сердца и ум святых. Это ясность и спокойствие мирной души, удаляющие ее от всех тревог и смятений. К такой ясности ведут любовь с верой, которую также подают Бог Отец и Сын, чтобы мы от всего сердца любили Бога и ближних, как самих себя, и молились за врагов своих. Такой мир и такую любовь, которые апостол молитвенно посылает верующим, имеют только те, кто вправе называться братьями: «Мир братиям и любовь с верою» ( Еф. 6, 23 ). Блаженный Иероним.Творения, ч. 17, Киев, 1903, с. 388–389. Мир Божий есть и начало, и непосредственное следствие смирения, он – действие смирения и причина этого действия ( 108, 306 ). Мир Христов есть некий тонкий духовный хлад – когда он разольется в душе, она пребывает в высоком молчании, в священной мертвости ( 111, 520 ). Мир Божий есть духовное место Божие, духовное Небо. Восшедшие в это Небо люди становятся равноангельными. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 108, 275 ). «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий» ( Кол. 3, 15 ). Мир вам! О слово сладчайшее! О слово приятнейшее! О драгоценный союз рода человеческого и основания благополучия его! Без него никакое добро ни быть, ни утвердиться не может. Где нет мира, там нет ничего доброго, там замешательство. И потому Церковь при всех своих молениях и действиях считает его необходимым. Во-первых, этот мир бывает, когда люди друг с другом живут в любви, и такое любовное обхождение между людьми называется дружбой. Друг – это как бы «другой я», и друзья – это две Души, живущие в единстве. И о таких-то друзьях сказал Христос: Слово «мир» имеет три основных значения: 1) мир – согласие, покой; 2) мир – совокупность творения Божия (греч. – космос); 3) аскетическое понятие того же греческого слова «космос». В теме «Мир (1)» слово «мир» Рассматривается в значении согласия, покоя, благого духовно-нравственного состояния. – Ред. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Беседа на праздник Успение Пресвятой Богородицы». Тема вопросов: «Мир душевный» 31.08.2023 228 Время на чтение 3 минуты «Беседа на праздник Успения Пресвятой Богородицы». Тема вопросов: «Мир душевный». Встреча прихожан Алексеевского ставропигиального женского монастыря с духовником обители протоиереем Артемием Владимировым. тайм-коды: 00:00 Приветствие. О празднике Успения Пресвятой Богородицы. О сборе биометрических данных. 18:32 Ответы на вопросы. Тема:«Мир душевный». 18:45 Только ли скорбями приобретается мир душевный? Как приобрести и хранить мир душевный в наше нынешнее очень безпокойное время? 25:49 Как обрести душевный мир в трудные периоды жизни, например, когда думаешь о какой-то серьёзной проблеме? Обращаешься с молитвой к Богу, к святым, но проблема не разрешается. 31:05 Батюшка, дайте, пожалуйста, христианское определение понятия «мир душевный». Это чувство покоя и гармонии? Что, кроме молитвы, радостного общения с близкими по духу людьми, общения с природой, творчества, любимой работы и чтения способствует его обретению? 35:28 Как слова Св. Евангелия - в мире скорбны будете - соотносить с желанием мира душевного? 38:50 Бывает, что мы, чтобы сохранить мир, всеми силами избегаем неких обстоятельств - и именно они-то нам и попускаются, как нарочно. Зачем, если волос с головы без воли Божией не падает? 44:25 В контексте хранения мира души и таким образом попечения об обстоятельствах: какая разница между Божиим Промыслом (Его волей) и попущением Божиим? Насколько не вмешивается Господь при попущении? Предполагается, что люди при попущении могут сами изменить обстоятельства, своей волей? Должны ли мы всегда размышлять о том, Промысл это или попущение, и пытаться действовать в соответствии с этим? И как тогда хранить мир, если существует некая постоянная неопределенность, между непреложной волей Божией и данной Им возможностью что-то менять? 50:41 ...иногда возникает ощущение, что Господь требует рабской покорности... 51:50 Что делать, если человек болезненно обидчив и в общении с ним утрачиваешь душевный мир, так как сама становишься невольной причиной обиды, ревности? Или вовсе уклоняться от общения? Что делать, если человек болезненно обидчив и в общении с ним утрачиваешь душевный мир, так как сама становишься невольной причиной обиды, ревности? Или вовсе уклоняться от общения?

http://ruskline.ru/video/2023/08/31/uspe...

составитель Терещенко Т. Н. МИР МЕЖДУ ЛЮДЬМИ Не давайте западать искре немирства и вражды, чем далее, тем более старается враг делать между вами возмущения, да не поругается он вами, блюдите. Смирение разрушает все его козни (прп. Макарий, 20). Надо стараться иметь строгое наблюдение за своим устроением, ибо и при всем с обеих сторон желании понести друг друга и жить мирно враг не оставит возмущать ничтожными вещами и раздражать самолюбивую часть (прп. Макарий, 20). Я, сколько мог, говорил им о согласии, о снисхождении друг другу, но они плохо на деле исполняют и сами говорят, что не могут мирно между собой жить, а что толку из того? И какая надежда спасения? Не имея плодов мира, любви и смирения, хоть бы и великие подвиги подъяли, но пользы не принесут… Без мира, любви и смирения сомнительно спасение (прп. Макарий, 20). Вот как непрочен мир ваш, и хотя ты пишешь в конце письма, что сердце успокоилось и совершенно умиротворилась к сестре, но пока совершенно не истребится память прежнего друг друга оскорбления и не убьется самолюбие смирением, нельзя надеяться иметь мир (прп. Макарий, 20). После случившегося келейного вашего кораблекрушения настала тишина. Слава Богу, не попустившему до конца поругаться врагу над вами. Всему причиной ваше самолюбие, которое колеблет внутреннее ваше море страстей. Ох! нужны, очень нужны смирение и любовь! Как мне вас жаль, что с вами случаются почти ежедневные потрясения, то отвне, то отвнутрь… Я заметил уже выше, что причиной сему ваше самолюбие, по которому враг так сильно на вас и вооружается, и низлагает. Храните, говорю, храните келейный мир, он нужен вам для удобоношения отвне бываемых приражений. Нельзя дивиться тому, откуда они происходят, это Богу Единому сведуще и Ему попускающу. Случаи же эти, конечно, не без пользы для вас: как бы вы научились терпению, когда бы вас никто не трогал, а все бы вас ублажали? (прп. Макарий, 20). Вы мирны между собой, но да не возносятся об этом сердца ваши, и не приписывайте каждая себе, что от тебя или от твоего старания мир устраивается, но паче пусть каждая предпочитает другую и ей приписывает несение немощи, а себя да укоряет (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Поучение в неделю св. Отец Той (Иисус Христос) есть мир наш ( Еф. 2:14 ). Приближается великий праздник для всех христиан – праздник Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от пречистыя, безневестныя Девы Марии; праздник величайшего, дивного и всеспасительного события, много раз предреченного пророками, предначертанного различными образами и подобиями людям ветхозаветным. Скоро св. Церковь с Ангелами воспоет: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лк. 2:14 ). Но где же, спросит кто-либо, благодеяния мира Божия, тишины небесной на земле, когда на ней от начала и до ныне не прекращались войны, когда земля так часто была и ныне бывает страшным позорищем бойни и кровопролития; когда страсти человеческие и во время войны и в мирное время, то и дело производят бури и смятения и в массах и в отдельных личностях человеческих? Где же благодеяния мира небесного, принесенного на землю воплотившимся Сыном единородным безначального Отца, тихим Светом святой славы Его? – Ангелы без сомнения возвещают истину. Мир земле принесен и подан; но так как это небесное, святое, бесценное сокровище требует надежного стража, хранителя и раздаятеля, чтобы люди в порывах своих страстей не изгнали его опять с земли, то Царь мира Господь Иисус Христос оставил мир Церкви Своей, или благоустроенному, благодатному обществу верующих в Него, в особенности верным пастырям стада Своего и Церкви поручил чрез них подавать спасительный мир всем ищущим его. В чем же состоит мир, принесенный Иисусом Христом на землю? В том, что Бог чрез Сына Своего единородного примирился с людьми, что несокрушимая преграда между Им и людьми беззаконными разрушена, проклятие уничтожено, греховное рукописание растерзано, смерть поражена на голову; всем желающим подана спасительная благодать, даны, вся божественныя силы к животу и благочестию ( 2Пет. 1:2–3 ); всем открылся свободный доступ к Богу, всем открылась полная возможность получить прощение грехов, сделаться святыми и среди всех бурь и треволнений мира грешного быть спокойными. Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы ( Мф. 11:28 ), т.е. приидите ко Мне верою и покаянием все утружденные и обремененные грехами, и Я сниму с вас бремя греховное, прогоню бурю страстей, превращу бурю в тишину – и вы опытом своим познаете, что Я принес на землю мир всем – желающим и ищущим мира – под условием веры в Меня и покаяния нелицемерного. Иго Мое благо и бремя Мое легко есть ( Мф. 11:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Девятый день. Поучение 2-е. Преп. Кирилл Белоезерский. (О средствах к достижению христианского мира между людьми). I. Был в обители преподобного Кирилла белоозерского, ныне ублажаемаго, инок, по имени Феодот, который, сам не зная за что, возненавидел своего настоятеля, и в этой ненависти ожесточился до того, что не мог равнодушно не только видеть его, но и слышать его голос. Сколько другие иноки ни увещевали его, сколько ни доказывали, что святой Кирилл достоин всей их любви и даже благоговения, но Феодот не мог или не хотел исцелиться от своего недуга. Наконец, не терпя настоятеля, он решился оставить монастырь, и пошел к святому Кириллу, чтобы сказать ему об этом. Св. Кирилл знал причину его удаления, знал о его злобе против себя, и однако же принял его с отеческою любовию и ласкою. Устыдился Феодот маститых седин своего начальника и не знал, что сказать ему. Тогда прозорливый Кирилл, взяв его за руку, вместо всяких упреков и порицания, сказал: «возлюбленный о Христе брат! все обманулись и погрешили, почитая меня добрым человеком; ты один истинно судил, познав мои грехи и злобу. Но уповаю на милость Господа моего, что Он поможет мне исправиться, а ты прости мне досады и оскорбления и помолись о мне к Тому, Иже не хощет смерти грешника». Инок, глубоко пораженный смирением старца, пал к ногам его и со слезами признался, что напрасно ненавидел его, прося прощения. С этого времени Феодот нашел покой в своей душе и начал больше всех любить своего наставника. II. По поводу мудрого миролюбия преп. Кирилла белоозерского, опыт которого предложен вашему вниманию, благочестивые слушатели, побеседуем «о средствах к достижению христианского мира между людьми». Вот эти средства по указанию слова Божия и богомудрых отцев и учителей церкви: а) Обуздывай свои страсти, из-за которых чаще всего нарушается христианский мир. «Откуда брани и свары в вас?» вопрошает апостол Иаков. «Не отсюду ли, от сластей ваших, воюющих в удех ваших» ( Иак. 4, 1 )? Значит, доколе существуют страсти в нашей природе, дотоле не может быть совершенного мира между людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Владимир Бурега: Нам удалось сохранить в Украине межконфессиональный мир Мир с Богом должен стать фундаментом и для примирения между людьми. 10 июня, 2014 Мир с Богом должен стать фундаментом и для примирения между людьми. 6 июня в Киеве состоялся круглый стол «Путь к будущему через примирение». Его организатором выступила Международная группа «Примирение». Портал «Православие в Украине» попросил рассказать об этом событии официального представителя Украинской Православной Церкви в группе «Примирение» проректора Киевской духовной академии Владимира Бурегу. – Владимир Викторович, скажите несколько слов о группе «Примирение». Кем, когда и зачем она была создана? – Эта международная группа была создана сорок лет назад, в 1974 году. Изначально причиной ее создания было стремление христианских церквей Польши и Германии внести свой вклад в непростой процесс примирения между этими двумя странами после второй мировой войны. Ведь во время войны Польша была оккупирована нацистской Германией. На территории Польши было совершено немало страшных военных преступлений. И это тяжелое наследие очень сильно осложняло взаимоотношения между народами Польши и Германии. И вот с начала 1970-х годов в процесс польско-немецкого примирения включились церкви двух стран. Так появилась международная группа «Примирение», в которую вошли представители христианских церквей Польши и Германии. Проект «Примирение» оказался довольно успешным. И в середине 1990-х годов было высказано предложение расширить его за счет привлечения новых участников. С 1995 года в эту группу входят также церкви Украины и Беларуси. С этого времени официально группа именуется «Примирение в Европе – задача церквей в Украине, Беларуси, Польше и Германии». – А кто от Украины сегодня представлен в группе? – От Украины в группу «Примирение» входят Украинская Православная Церковь, Украинская Греко-Католическая Церковь, Римско-Католическая Церковь в Украине и Немецкая Евангелически-Лютеранская Церковь в Украине. Что касается православной стороны, то до 2008 года официальным представителем Украинской Православной Церкви в группе «Примирение» был протоиерей Василий Заев, а после его смерти по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира эта обязанность была возложена на меня.

http://pravmir.ru/vladimir-burega-nam-ud...

II. Христианская нравственность Ни одна личность в истории не оказала такого влияния на духовно-нравственное развитие человеческого общества, как Иисус Христос. При полном отсутствии у Него каких-либо черт социального реформатора, Его учение с течением веков стало причиной глубоких, радикальных изменений во всей системе взаимоотношений между людьми – не только на уровне личной нравственности, но и на социальном уровне. Иисус не призывал к отмене рабства, но именно благодаря христианскому пониманию природного равенства между людьми рабство было в конце концов отменено. Он не призывал к смене политического режима или реформе правового кодекса, но именно благодаря христианству человеческое сообщество создало те правовые механизмы, которые сегодня лежат в основе жизнедеятельности многих государств. Иисус не был борцом за социальные права, но именно на христианском учении базируется то понимание прав человека, которое позволило женщинам и детям стать полноценными членами общества, позволило искоренить неравенство в общественных правах, дискриминацию по национальному и расовому признакам и многие другие дефекты общественного устройства, характерные для древнего мира. Преображение общества начинается с нравственного преображения личности. Ветхозаветные заповеди были нацелены на сохранение духовного здоровья и целостности Израильского народа: ради этого можно было, при необходимости, пожертвовать отдельными людьми. Характерно библейское выражение: «Истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» ( Быт.17:14 ). Нарушителя божественных заповедей надо было просто отсечь, ликвидировать – как лишний и опасный элемент, вредящий народу в целом. В Новом Завете каждый человек представлен как имеющий ценность в очах Божиих. Нравственные увещания Иисуса Христа адресованы не одному отдельному народу, а всему человечеству, но обращается Он при этом к конкретному человеку. Для христианства нет ненужных людей – тех, кого можно уничтожить ради блага других. Каждая душа драгоценна, и даже закоренелым преступникам Христос дает шанс на исправление. «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников»,– подчеркивает апостол Павел ( 1Тим.1:15 ). На кресте Господь даровал прощение покаявшемуся разбойнику ( Лк.23:40–43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Слово на праздник Рождества Пречистой Девы Марии. О домостроительстве нашего спасения, по словам праздничного тропаря 111 В кратких словах тропаря в честь настоящего великого праздника святая Церковь говорит нам, мои возлюбленные о Христе чада, о всем Божественном домостроительстве в деле нашего спасения. Господь за нарушение первыми людьми в раю Его заповеди наложил на них проклятие, которое распространилось затем на все человечество. Это проклятие есть самое великое бедствие, какое может быть в человеческой жизни. Вся сила и тягость его для нас заключается в разобщении между Богом и людьми. Поэтому божественное проклятие и выразилось в изгнании наших прародителей из рая, в лишении их благодати Святого Духа, как внутреннего источника святости и блаженства, и в тех скорбях и бедствиях, вплоть до смерти, которые стали уделом всех людей. Это проклятие переходило и в загробный мир. И там разобщение между Богом и людьми оставалось во всей своей силе. Даже души праведников сходили в ад и были лишены Божественного света и лицезрения Бога, ибо двери рая были для них закрыты. Но не навеки Господь подверг такому наказанию человеческий род. Ему благоугодно было снять с нас проклятие и вернуть нам райское блаженство. Возможность дарования этих благ всему миру настала с момента Рождества Богородицы. А осуществилась эта возможность, когда воссиявшее от Пречистой Девы Марии Солнце правды, Христос Бог наш, Своими крестными страданиями и смертию разрушил проклятие, наложенное на людей. Вместо проклятия им было даровано благословение Божие и была возвращена внутренняя благодать Святого Духа, как Божественная сила к исполнению спасительных заповедей. А от исполнения последних люди опять стали испытывать райское блаженство, или Божественную радость ( Ин. 15:10–12 ). И так как смерть была уничтожена в пречистом теле Христа Его крестною смертию, то она перестала быть для нас страшной. Напротив, для истинных последователей Господа смерть стала вожделенной, ибо она соединяет их со Христом для вечной блаженной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

     В 3-ю Неделю по Пятидесятнице Церковь предлагает апостольское чтение из Послания апостола Павла к римлянам. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:1–5). Первая мысль данного отрывка касается темы мира: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа». Обратим внимание, что здесь не имеется в виду только мир между людьми. Вражда человеческая – всего лишь следствие потери того мира, о котором ведет сегодня речь Павел. Мы утратили мир друг с другом, потому что потеряли «мир с Богом». О восстановлении именно этого мира и возвещает сегодня апостол. Тема примирения с Богом не есть специфически христианская. Читая историю религий, мы можем видеть, например, как примирялись с Богом древние греки. У них объектом примирения был Бог, а субъектом человек. Определенными жертвами человек умилостивлял Бога и в силу этого Бог «мирился» с человеком (правда, слово «Бог» здесь можно произносить лишь условно. Греки пытались мириться и договариваться со множеством «богов», отвечающих за разные области жизни человека и природы). Но в христианстве далеко не так. Здесь не человек примиряет Бога с собою, а Бог – человека. Мир водворяется в душе человека, а не Бога. «Бог не враждует против нас, но мы против Него. Бог никогда не враждует» (Златоуст. Толкование на 2 Кор. 5:20). Бог и не мог враждовать с человеком, как и отец блудного сына из евангельской притчи не враждовал с молодым «повстанцем», но терпеливо ждал его покаяния. Взаимоотношения героев этой притчи – это ведь образы отношения между Богом и человечеством. Также и для готовности человечества к покаянию ему нужно было испить чашу странничества вдали от дома Небесного Отца – пройти через тьму язычества или же веками томиться под гнетом ветхозаветного закона.

http://pravoslavie.ru/113731.html

     Чувство меры и не только Хорошие манеры считают порой неким «светским» атрибутом, полагая, что в церковном пространстве взаимоотношения людей строятся на духовном уровне и «важно только то, что внутри». С подобным убеждением мне, как священнику, приходится встречаться нередко. Освобождение от «мирских условностей» доходит порой до того, что человек перестает следить за собой и уровнем своей культуры. Но очень многие не подозревают при этом, что с духовной точки зрения мы имеем дело с двояким процессом: с одной стороны, всё, что исходит из нас, рождается внутри нас, а с другой – то, что из нас исходит, определенным образом воздействует на то, что внутри нас творится. И поэтому на внешний облик человека, его поведение, его манеру говорить священник обязательно обратит внимание – не оттого, что хочет дать человеку внешнюю оценку, а оттого, что к духовной жизни всё это тоже имеет отношение. Не случайно святые отцы, писавшие наставления о правилах монашеской жизни , уделяли внимание тому, как монах должен выглядеть, как он должен ходить, как – вступать в разговор с собратьями и тому подобное. Они прекрасно понимали, что дерзость в обращении, отсутствие навыка следить за собой приводят внутренний мир человека к разорению. Есть даже такой пример в жизнеописании преподобного Паисия Величковского: однажды он, глядя в окно кельи, увидел, как по двору идет какой-то послушник и размахивает руками – разве что в пляс не пустился. И он сразу же позвал к себе старца, которому тот был поручен, и дал ему епитимию за то, что тот не следит за братом. Верующему человеку, как и любому воспитанному человеку, необходимо чувство меры. Порой можно увидеть, как человек, не преуспевший еще, несмотря на зрелые годы, в просто вежливом обращении с людьми, пытается словно с разбегу запрыгнуть на какую-то вершину. Например, начинает приветствовать всех знакомых в храме: «Радость моя, Христос воскресе!» – или предлагает: «Батюшка, ведь Серафим Саровский так говорил. Давайте и мы заведем такую традицию на приходе». И бывает непросто объяснить, что одно дело – просто сказать человеку доброе слово, выразить доброжелательное отношение к нему; и совсем другое дело – сказать те слова, которые говорил когда-то великий святой, к которому мы и на миллиметр не приблизились в течение своей жизни. В приветствии приходящих в храм людей таким образом – при том что мы не имеем на сердце того, что имел преподобный Серафим, – будут на самом деле либо отсутствие здравого смысла, либо гордость и тщеславие. Поэтому манера обращения с людьми в храме должна быть в принципе такой же, как и в любом месте, где люди собираются и что-то делают сообща: вежливой, уважительной, ни в коем случае не панибратской. Мы не должны никому устраивать «бомбардировку любовью», как это делают сектанты. Наша задача – человеку сделать приятно, но не смутить его, а приветствие «Радость моя!» или что-то подобное его, скорее всего, смутит.

http://pravoslavie.ru/101667.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010