Сами Ангелы не знали этой тайны, когда прославляли Рождество Христа, но для них знаменательно было уже то одно, что Бог в лице рожденного Христа соединился с человеками; одного этого достаточно было для них, чтобы видеть в этом соединении свидетельство мира с Богом и благоволение Божие. Но один ли только мир с Богом мы должны иметь в виду, вместе с Ангелами прославляя Рождество Христа? Нет, мир с Богом есть источник мира между людьми. Примиренные с Богом, мы все сделались чадами Его, все возродились к благодатной жизни в купели крещения и вследствие сего получили право именовать Бога Отцем своим, и, как чада единого Отца, соделались братьями, а братьям свойственно жить в мире, любви и единодушии. Итак, Рождество Христово есть торжество мира не только с Богом, но и с людьми. Если же так, то как же понимать слова Христовы: «не мните, яко придох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч. Приидох разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невестку на свекровь свою. И врази человеку домашнии его» (Матф. 10:34-36). Что значат эти слова Христовы? То ли, что Христос есть виновник вражды и раздоров между людьми? Думать так было бы грехом богохульства. Слова Христа должно понимать в том же смысле, какой имеют слова Симеона Богоприимца о Христе: «Се, лежит сей на падение и на возстание многим во Израили и в знамение пререкаемо» (Лук. 2:34). Иисус Христос царь мира всем проповедал одну истину, но не на всех проповедь Его произвела одинаковое действие: одни уверовали в Него и возлюбили Его учение, другие же презрели и возненавидели Его. Таково было отношение ко Христу людей во время Его земной жизни среди Иудейскаго народа. То же явление произошло среди людей при распространении христианской веры в последующия времена: одни покорились Евангельскому учению и сделались христианами, другие отнеслись к нему с враждою. Эта вражда проникла и в семейства: одни из членов семейства прияли веру во Христа, других, закосневших в языческих суевериях, учение Евангельское только озлобило до того, что отец возстал на сына, сын на отца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Что Спаситель постоянно и настойчиво внушал миролюбие, это бесспорная истина, но вопрос в том, мог ли допускать и допускал ли Он, чтобы мир с людьми приобретался во что бы то ни стало? Грешно даже и ставить такой вопрос, когда идет речь о Богочеловеке и об Его истинном учении. Ведь для водворения мира между некоторыми людьми весьма часто требуется со стороны одних из них пожертвование даже высшими интересами духа, святейшими для человека истинами и величайшим благом его христианской религией, и потворство самым низменным и дурным вожделениям и действиям наших ближних. Мир, покупаемый такой ценою, есть гнусное и вредное явление. Не создать и не упрочить такой мир между людьми пришел Христос, а разрушить и сделать его навсегда невозможным для сколько-нибудь последовательных исповедников Своих. Потому-то Он и говорит о Себе: думаете ли вы, что Я пришел дат мир земле? Нет, говорю вам, но разделением (διαμερισμν). Отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух и двое против трех. Отец будет против сына и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери, свекровь против невестки своей и невестка против свекрови своей. 1106 Не ясно ли из этих слов нашего Божественного Учителя, что вполне законен разрыв даже с самыми кровными родственниками, коль скоро они враждебно относятся к нашим христианским убеждениям и действиям и требуют от нас, в угоду себе, измены самому священному для нас? Все это очевидно само собою. А если это так, то, значит, вполне законен и гнев, вызываемый упорным попранием священного и дорогого для нас? Что касается св. апостолов, то они учат о гневе так же, конечно, как учит Верховный Учитель Христос. Св. ап Иаков, говоря: будь медлен (βραδς) на гнев. 1107 Тем самым не показывает ли, что гнев отнюдь не всегда есть дурное дело? Ведь он не мог же сказать это в том смысле, что будь медлен на грех , от последнего должно всегда отвращаться, быть возможно дальше и дальше. Быть медленным на гнев значит не предаваться ему без нравственно уважительных оснований. Апостол, впрочем, сам указывает, какой именно гнев дурное дело и какой хорошее. Гнев человека, говорит он, не творит правды Божией. 1108

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Однако мир, который провозглашает и дарует своим Пришествием Христос - " не от мира сего " , это отнюдь не мир между людьми или народами, но вертикальный мир между человеком и Богом: " Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так как мир дает " (Иоан. 14, 27). Тем же, кто ожидает от Сына Божия безоблачного счастья и дара мира горизонтального, невозможного в силу греховной природы человека и его гордыни, Христос недвусмысленно поясняет: " не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч " (Мф. 10, 34). Меч принесен не для обретения мира от мipa сего, но ради обретения метафизического мира, для достижения которого человек, идя правым путем - с помощью Господа, не должен уклоняться от борьбы против зла, неправды и несвободы в себе и вокруг себя. Поэтому " миротворцы " из Нагорной проповеди - это не пацифисты, а приводящие мip в соответствие с божественной истиной В противном случае, если бы мир означал горизонтальное измерение, оно обязывало бы христиан полностью капитулировать перед всяким натиском зла, лишь бы обрести земной материальный мир и комфорт. Для христианина мир есть арена борьбы добра и зла, которая проявляется во всех областях человеческой жизни на личном, семейном, общественном, национальном и всемирном уровне. Различать добро и зло нас научил Господь своим Откровением, дав нам при этом свободную волю. Не отчуждение от этого противоборства, не бегство и уклонение от этой борьбы - доблесть и смысл жизни христианина. " Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей " (Откр.,2.13), - говорится в наставлении для Пергамской Церкви, которая в Апокалипсисе символизирует период союза христианской церкви с государством, выход и христиан, и Церкви из замкнутых общин в центр мирских попечений и житейских интересов, где и орудует враг человеческий. Л. Тихомиров в своем фундаментальном труде " Религиозно-философские основы истории " из этого наставления выводит, что верность истине при объективном пребывании у престола сатаны усугубляет подвиг твердости в вере.

http://pravoslavie.ru/analit/mirgospodst...

Вот истинное поклонение. Мы с вами не поклонники звезд. Не звезды нами управляют, нами управляет Всемогущий и Любящий Бог. И этому научили нас волхвы, бывшие астрологи, которые принесли младенцу Христу подарки: золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну – как Тому, Кто должен умереть, как будущему мертвецу. И также Ему поклонились пастухи, которым явились Ангелы Господни, возвещая им радость. Они говорили: «… слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! » ( Лк.2:14 ). На земле наступил наконец-то мир, и между людьми появилась добрая воля, благоволение. Наступил мир между людьми и Ангелами, между людьми и Богом. Как вы думаете, Ангелы радовались, смотря на людей до Пришествия Христа? Нет. Думаю, что Ангелы и сейчас на нас смотрят и не очень радуются. Ангелам не может нравится, когда люди блудят, убивают… Только представьте, что в России в год убивают три миллиона человек, люди убивают собственных детей! Три миллиона в год! Ирод то же самое сделал с детьми в Вифлееме. Это массовое беснование было и тогда. Но люди тогда доходили до еще большего безумия – идолослужения. Для Бога убийство – это меньшее безумие, чем самое величайшее из безумий – идолопоклонство, поклонение твари вместо Творца. Большего безумия с точки зрения Бога нет. Очень важно помнить это, потому что многие люди говорят, что мы должны уважать чувства идолопоклонников. Но Бог называет величайшей из мерзостей, которую может сделать человек, поклонение творению, подобающее только Творцу. И, как следствие, будут и блуд, и убийство, и все остальные грехи… И вот, после этого, Ирод пытается убить Христа. Но по откровению Ангела, Христа уносят в Египет, и там, в капищах, падают идолы, рушатся истуканы, потому что в идолах жили и живут до сих пор злые духи, князья тьмы. Позже, после смерти Ирода, Христос возвращается в Назарет – в город на севере Галилеи – и живет там в течение тридцати лет. Лишь два эпизода мы знаем из Его жизни: первый, когда на сороковой день после рождения Его приносят в храм, и там Его встречает древний старец Симеон, который предсказывает: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец » ( Лк.2:34-35 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

Если миром называть только отсутствие военных действий, то можно уверенно сказать, что не всякий мир есть благо. Мир могут содержать между собою люди, соединившиеся для дурных целей, напр. разбойники, червонные валеты. Мирны были Содом и Гоморра перед своим разрушением, Ниневия перед проповедью Ионы. Плох и тот мир, когда представители истинной веры примиряются со всеми неправильностями общественной и государственной жизни. Ненавистен Богу тот мир, когда от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника – все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет ( Иер.6:13,14 ). Писание не заповедует мира во что бы то ни стало, но внушает: если возможно, мир имейте со всеми людьми ( Рим.12:18 ), т. е. будьте мирны, но не в ущерб истине и благочестию. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ( Лк.6:26 ). Не разборчивое человекоугодие есть измена Христу. Он сам говорит: Огонь пришел Я низвести на землю... Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение ( Лк.12:49,51 ). Не мир пришел Я принести, но меч ( Мф.10:34 ). Здесь Господь говорит о том разделении, об имени Его, по вере и жизни, которое на первой очереди отозвалось в Его семейной жизни, затем в народе Иудейском произошла о Нем распря ( Ин.7:43,12,9:16,10:19 ); далее это разделение вышло за пределы Еврейской земли в Грецию, Рим и Египет, охватило всю землю и продолжается до ныне. Эта борьба света с тьмою необходима, чтобы ложный мир обратить в мир истинный. Не всегда эта борьба выражается в форме международной войны, но должно сказать, что редкая война совершенно лишена религиозного характера. По крайней мере, русский солдат доселе уверен был, что он борется за веру, царя и отечество. § 66. Вопрос о достоинстве войны Не следует ли отсюда, что война – добро? Война – явление смешанного характера. Она может быть смесью добра и зла, может она быть и чистым злом, но беспримесным добром она никогда не бывает. Дан меч не напрасно ( Рим.13:4 ), но для обороны, для водворения попранной справедливости, хотя не всякое нарушение международной справедливости должно решаться мечем. Похвальны войны для защиты и освобождения слабых народностей от сильных, злоупотребляющих силою. Но прежде начатия подобных войн нужно испытать все средства к мирному водворению справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

бывшие безбожниками в мире, стали близки к Богу кровью Иисуса Христа; потому что чрез Него и иудеи, и язычники имеют доступ к Отцу, в одном Духе ( Еф. 2:12–18 ). По словам того же Апостола Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их; ибо Его, не знавшего греха, Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом ( 2Кор. 5:19, 21 ). И Сам Иисус Христос пред страданиями сказал Своим ученикам: мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам ( Ин. 14:27 ). Самая усиленность выражений показывает, что даваемый Иисусом Христом мир есть нечто особенное, что только Он один и может дать этот мир. Сопоставление этого места с упомянутыми апостольскими изречениями заставляет нас под миром разуметь здесь примирение людей с Богом и между собой, дарованное им чрез смерть Иисуса Христа. Поэтому-то Иисус Христос вслед за приведенными словами сказал ученикам: да не смущается сердце ваше, и да не устрашается. – Как примиритель, и при том как примиритель единственный, Иисус Христос называется единым посредником между Богом и человеком, предавшим Себя для искупления всех ( 1Тим. 2,5.6 ). Водворение мира на земле на столько признается исключительным делом Иисуса Христа, что подражающие Ему в этом деле люди получат одинаковое с Ним имя. Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими ( Мф. 5:9 ). В послании к Евреям Иисус Христос изображается и многократно называется первосвященником, то есть, посредником между Богом и людьми, умилостивляющим Бога за грехи людей Своею крестною жертвою и силою этой жертвы примиряющим их с Богом. Но этого мало, что Иисус Христос примирил людей с Богом: Он, кроме того, соединяет людей с Богом и Бога с людьми теснейшим союзом святой любви. Как в Нем Самом Божество и человечество соединились столь тесно и неразрывно, что составили одно лице Богочеловека: так, по образу и в силу этого союза, и прочие люди, как имеющие одинаковую с человеческим естеством Иисуса Христа природу, получили возможность быть в тесном нравственном общении с Богом, быть в неразрывном святом союзе любви с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Седьмая заповедь Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.      Блаженны миротворцы... Заповедь иметь мир с людьми и примирять враждующих ставится в Евангелии очень высоко. Такие люди называются детьми, сынами Божьими. Почему? Мы все — чада Божьи, его творения. Отцу и матери нет ничего более приятного, когда он знает, что его дети живут в мире, любви и согласии между собой: Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! (Пс 132, 1). И наоборот, как горестно для отца и матери видеть ссоры, распри и вражду между детьми, при виде всего этого сердце родителей словно обливается кровью! Если мир и хорошие отношения между детьми радуют даже земных родителей, тем паче Отцу нашему Небесному нужно, чтобы мы жили в мире. И человек, который хранит мир в семье, с людьми, примиряет враждующих, приятен и угоден Богу. Мало того, что такой человек получает радость, спокойствие, счастье и благословение от Бога здесь, на земле, приобретает мир в душе и мир с ближними, — он получит несомненно награду и в Царстве Небесном. Миротворцы еще потому назовутся «сынами Божиими», что в своем подвиге уподобляются Самому Сыну Божьему, Христу Спасителю, Который примирил людей с Богом, восстановил связь, которая была разрушена грехами и отпадением человечества от Бога. Восьмая заповедь Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.      Блаженны изгнанные правды ради. О взыскании Истины, Божественной Правды уже говорилось в четвертой заповеди блаженства. Мы помним, что Истина — это Сам Христос. Он также называется Солнцем правды . Именно о стеснениях, гонениях за правду Божию говорится в этой заповеди. Путь христианина — всегда путь воина Христова. Путь сложный, трудный, узкий: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф 7, 14). Но это — единственная дорога, ведущая ко спасению, иного пути нам не дано. Конечно, жить в бушующем, часто очень враждебном христианству мире сложно. Даже если нет гонений и притеснении за веру, просто жить по-христиански, исполнять заповеди Божьи, трудиться для Бога и ближних очень непросто. Гораздо легче жить «как все» и «брать от жизни всё». Но мы знаем, что как раз этот путь ведет в погибель: широки врата и пространен путь, ведущие в погибель (Мф 7, 13). И то, что очень многие люди следуют в этом направлении, не должно смущать нас. Христианин всегда иной, не как все. «Старайся жить не как все живут, а как Бог велит, потому что... мир во зле лежит.» — говорит преподобный Варсонофий Оптинский. Не беда, если за нашу жизнь и веру нас будут здесь, на земле, гнать, потому что отечество наше не на земле, а на небе, с Богом. Поэтому гонимым за правду Господь в этой заповеди обещает Царство Небесное.

http://pravoslavie.ru/104825.html

Особого внимания заслуживает толкование на эти слова, данное преподобным Иустином (Поповичем): «Грехолюбие и злолюбие, а через них самолюбие создает войны между людьми, между народами, между царствами. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений вашихъ, воюющих в членах ваших? (Иак. 4: 1)… Раздраженный Христом, Евангелием Христовым, Церковью Христовой, христоносцами Христовыми, грех при конце мира будет употреблять самые свирепые войны между людьми и народами, чтобы посрамить Христа и его немощь. И маловерные люди будут спрашивать: как же Христос – Бог, когда Его учение не может овладеть миром, устранить войны, чтобы воцарился мир между людьми и народами? Страхи и ужасы войн, по диалектике режиссера войн, будут употреблены со стороны христоборцев как доказательства немощи Христа и христианства. Это соблазнит многих. Спаситель предупреждает об этом Своих последователей: Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Надлежит? Да, ибо размноженное среди людей и взбесившееся зло должно проявиться через людоедские войны… Спаситель говорит о войнах как о чем-то, что Его последователи не вызовут, но от чего они будут страдать. Им не следует вызывать войны; если войны постигнут их, они должны им противопоставить свои евангельские добродетели: веру, молитву, терпение, кротость, милосердие, любовь, пост и остальные. Ибо так по-евангельски ведется война против войны, против греха, против диавола. Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего (Еф. 6: 12)» . Говоря об обетованиях, нужно упомянуть, что в Писании Ветхого Завета есть обещание о грядущем преодолении войн: «И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности» (Ос. 2: 18). Блаженный Иероним Стридонский понимает это как указание на примирение во Христе обратившихся язычников и евреев: «И по примирении всего будут истреблены лук, и меч, и война.

http://pravoslavie.ru/1324.html

Может быть, проклинают они его убийцу, а убийца – ты. Кто знает, что ждет тебя и твоих детей? С этими мыслями ты ходишь и работаешь, ложишься и встаешь. Беспокойство и страх люто терзают твою душу. Разве не слышишь на каждом богослужении благословение Церкви Божией: мир всем! Кто еще в мире произнесет такие чудесные слова – мир всем! С таким теплом, любовью и глубоким значением. Мир политический и гражданский, мир внешний и внутренний, между людьми и между народами, мир с Богом и с совестью, мир с хвалящими и хулящими, с жизнью и смертью – одним словом, мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши (Флп. 4, 7). Такой мир проповедует людям Церковь Божия. Поклонись Господу Иисусу, припади к Его окровавленным стопам и обретешь покой: Ибо Он есть мир наш (Еф. 2, 14). И когда Церковь говорит: “Мир всем!”, то это равнозначно тому, как если бы сказала: Христос всем! Христос со всеми вами! Христос в вас! Аминь. Христос, Мир твой, да пребудет в тебе! Письмо 222 Братству N., о тех, кто отпадает Я всегда с радостью вспоминаю вас и благодарю Бога, что в наше время есть такие ревнители веры и чистоты. К вам можно отнести слова апостола: как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам,– так изобилуйте добродетелью (ср.: 2 Кор. 8, 7). А вера – главная движущая сила ваших душ, главная сила слова, главный свет разума и главный двигатель всякого вашего делания ради спасения. И примером того, какая рождается сила, когда соединяется народ и народная интеллигенция, служите вы. В вашем братстве объединились образованные и необразованные, крестьяне и чиновники, но все чувствуют себя братьями и рабами Божиими. Каждое воскресенье не умолкают слова покаяния и молитв в вашем храме. Огорчают вас только некоторые, отпавшие от братства и вернувшиеся к своей прежней жизни и старым привычкам. Им милее грязное рубище греха, чем чистая риза добродетели. Дым сигарет в кабаках им приятнее, чем благоухание ладана, бессмысленные песенки их чаруют больше, чем церковные песнопения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1869...

Рождественское песнопение «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» – это не просто молитва , это программа жизни каждого человека. Недостаточно только веровать в Бога, Его надо славить. Его безбоязненно надо исповедовать перед людьми. Кто Ты, Господи? И услышать ответ: Я есмь Сущий ( Исх. 3:14 ). Это должен помнить каждый из нас. Он есть Сущий, Бог всех и Создатель, Он превыше всего, Он – Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний ( Откр. 22:13 ). Рождественское песнопение еще раз напоминает нам о том, что мир на земле и благоволение между людьми возможны только в том случае, если мы будем славить нашего Создателя. Как вожделенно для современного человека слово «мир»! В Библии мы читаем, что Господь творит мир на высотах Своих! ( Иов 25:2 ). Да, только Бог – творец мира и миродержец. Он устроитель гармонии как вокруг нас, так и в нас самих. Как много мы говорим о мире – и как не хватает его нам! Нарушен мир с Богом – и потому нет мира внутри нас, нет мира в семье, нет мира в окружающем нас мире. А произошло все потому, что человек потерял веру, оскудел храм любви. Грех является причиной отсутствия мира и человечности. Прямое следствие греха – потеря нравственного порядка в человеческом бытии. Когда мы говорим о мире, то подразумеваем прежде всего наш внутренний мир, духовное умиротворение, устранение того нравственного разлада, когда плоть желает противного духу, а дух – противного плоти. Они друг другу противятся ( Гал.5:17 ). Апостол Павел говорит: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны ( Гал.5:25 ). А плоды духа известны: Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22–23 ). «В человеках благоволение»... Как оно трудно достижимо! Пока существует человечество, перед каждым из нас будет стоять вопрос: А кто мой ближний? ( Лк.10:29 ). Кто мой друг и кто мой враг, и какими должны быть наши взаимоотношения? Мой ближний – это тот, кто нуждается в моей помощи, материальной или духовной. Мой ближний и тот, кто оказывает мне помощь. Вокруг нас так много людей – и так мало друзей! Счастлив человек, который имеет истинного друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010