Очистим себя, возлюбленные, от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2Кор.7:1). Держите предания, которым вы научены (2Фес.2:15), наставляйте друг друга, всегда помните о смерти. Итак, молитесь, увещеваю вас, о всех. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте (Рим.12:14), переходя с места на место, терпя лишения, скорби, озлобления, скитаясь по пустыням и горам, а может быть, скрываясь и в ущельях земных (Евр.11:37,38). Хвалитесь, что это вы терпите за Христа, что вас весь мир не достоин. Потерпите, дети мои, потерпите немного, придет Господь, Раздаятель венцов, Мздовоздаятель, сонаследниками Которого быть обещано нам, - если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим.8:17). Всегда молитесь о мне, несчастном, чтобы укрепилось сердце мое и я мог перенести постигающие нас бедствия даже до смерти, чтобы не отверг меня Христос за недостоинство мое, чтобы мне всячески очиститься от всякого зла. Теперь я живу, возлюбленные, тем, что вы стоите в Господе. Кто наша надежда, или радость, или венец похвалы; не вы ли и в настоящем веке, и в будущем (1Фес.2:19)? Так, вы - услада любви и утешение мое. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранятся без порока (1Фес.5:23). Верен Бог наш, и Он совершит это, братия. Приветствуйте друг друга лобзанием святым (2Кор.13:12). Приветствие от меня, смиренного Феодора, всем чадам моим, из уст моего сердца. Приветствуют вас находящиеся со мной братья. Благодать с духом вашим. Аминь. Примечания 1. Написано в 814 году. 2. Четьи Минеи. Июль 9. Acta Sanct. April, 1. Pag.237-243. 3. О мученике Варлааме. Творения в русском переводе. T.IV. С.258. М., 1842. 4. К Амфилохию о Св. Духе. Творения в русском переводе. Гл.18. T.III. С.244. М., 1891. 5. Творения в русском переводе. T.VI. Кн.2. С.711. СПб. 1900. 6. Трулльского собора правило 82. Послание 9(68). К Иосифу, брату и архиепископу Писать к твоей святости для меня всегда вожделенно, и тем более, чем длиннее расстояние между местами ссылки, ибо это приближает меня к достопочтенному лицу твоему и доставляет облегчение беседой, как и теперь, мне, опечаленному изменой истине некоторых игуменов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

Питающийся верой вкушает уже во время странствования земного жизнь вечную, назначенную праведникам по окончании этого странствования. Господь сказал: «верующий в Меня имеет жизнь вечную» ( Ин. 6, 47 ). Верой угодники Божии претерпели жестокие искушения: имея в персях богатство и наслаждение жизни вечной, они не ставили ни во что жизнь земную с ее прелестями. Верой они принимали скорби и страдания, как дары от Бога, которыми сподобил их Бог подражать и причащаться Своему пребыванию на земле, когда Он благоволил единым из Лиц Своих принять естество наше и совершить наше искупление. Наслаждение безмерное, рождаемое верой, поглощает лютость скорби, так что во время страданий ощущается только одно наслаждение. Засвидетельствовал это великомученик Евстратий в предсмертной молитве своей, склоняя под меч голову. «Телесные мучения, – говорил он Богу, – суть веселья рабом Твоим» (Четьи-Минеи. 13 декабря). Верой святые погрузились в глубину смирения: они узрели чистым оком веры, что жертвы человеческие Богу – дары Божии в человеке, долги человека, ненужные Богу, необходимые, спасительные для человека, когда человек старается приносить, усугублять, уплачивать их. «Слушай, народ Мой,» – говорит Бог, – «и Я буду говорить тебе; Израиль! и Я засвидетельствую пред тобою: Я Бог» – «твой Бог . Не за жертвы твои я буду укорять тебя... ибо Моя вселенная и что наполняет ее» ( Пс. 49, 7–8, 12 ). «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» ( 1Кор. 4, 7 ). «От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» ( Лк. 12, 48 ). Божии святые чудодействовали, воскрешали мертвых, предвозвещали будущее, упоены были духовной сладостью и вместе с тем смирялись, трепетали, видя с недоумением, удивлением, страхом, что Бог благоволил ущедрить персть, – персти, брению вверил Святого Духа Своего. О ужас! Нападает от зрения этих таинств молчание на ум зрящий, объемлет сердце несказанная радость, язык изнемогает к поведанию. Верой вступили святые в любовь к врагам: око ума, просвещенное верой, неуклонно смотрит на Бога в Промысле Его и этому Божественному Промыслу приписывает все внешние наведения... Душа приемлет искушения как врачевания своих недугов, благодарит Врача – Бога и поет: «искуси меня, Господи, и испытай меня, расплавь внутренности мои и сердце мое» ( Пс. 25, 2 ). При таком рассматривании искушения люди и прочие орудия искушений остаются в стороне как орудия. Нет на них злобы, нет вражды! Душа, славословящая Создателя, благодарящая Врача Небесного в упоении несказанными чувствами начинает благословлять орудия своего врачевания. И вот! Внезапно возгорается в ней любовь к врагам, человек бывает готов положить душу за врага своего, видит в этом не жертву, но долг, долг непременный раба неключимого. Отселе небо нами отверзто, входим в любовь к ближним, ею в любовь к Богу, бываем в Боге, и Бог бывает в нас. Вот какие сокровища заключает в себе вера – ходатай и податель надежды и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Потом та же сила воодушевила апостолов и других благовестников Христовых, через них производила новые чудеса, являла новую жизнь и новые воскресения; тогда вполне действовали те чрезвычайные дарования, кои сообщил избранным Своим Тот, Который рек: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» ( Мф.10:8 ). Слово же Божие свидетельствует об апостолах, что они, совершая многие чудеса, воскрешали и мертвых. Так, апостол Петр в Иоппии воскресил благотворительную Тавифу и сим чудом произвел веру в Господа во многих ( Деян.9:42 ), а апостол Павел в Троаде воздвиг к жизни Евтиха, упавшего из окна, и тем ободрил множество верующих ( Деян.20:9,11 ). Должно ли ограничиться одними сими примерами? Нет! Справедливо и о чудесах апостольских, описанных в книге Деяний, сказать то же, что сказано в Евангелии о чудесах Самого Иисуса Христа: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей» ( Ин.20:30 ), т. е. сотворил не только пред ученики Своими, но и через учеников Своих. Посему мы с полной верой в свидетельство благочестивой древности приводим здесь для верующих несколько других примеров воскресения, описанных в житиях апостолов и других великих святых Божиих. Должно полагать, что большая часть сих чудес совершена для прославления воскресшего Господа между неверными; но есть достоверные сказания, показывающие, что много было таких чудес во славу Спасителя между самими верными. Сначала приведем примеры первого рода. А . 1. Есть предание (у Егезиппа), что апостол Петр, быв в Риме, истинным чудом посрамил ложного чудотворца, волхва Симона. Вся сила демонская, бывшая с волхвом, не могла возбудить к жизни одного умершего юноши; но апостол своей молитвой воскресил мертвеца и сделал его исповедником Христовым: воскресший перед всеми свидетельствовал, что Он видел Самого Владыку живых и мертвых Иисуса Христа, как Он повелевал ангелам возвратить душу его на землю («Четьи-Минеи», июнь 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Причина наименования Богоносцем В младенчестве Иисус Христос, благословляя детей, взял на руки св. Игнатия и сказал: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети; не войдете в царствие небесное. Итак, кто умалится, как это дитя: тот и больший в царстве небесном» ( Матф. 18, 3 и 4; Марк. 9, 37 ); но и сам св. Игнатий носил в сердце Господа, потому и назван Богоносцем. Говорят, что когда разрезали сердце св. Игнатия, золотыми буквами на нем было написано: Иисус Христос. Древнее пение на два лика Игнатий был в восхищении и в божественном откровении видел ангельские хоры поющие попеременно: когда один хор пел, другой молчал, и наоборот; – так прославляли попеременно ангелы Святую Троицу. Такой порядок пения передал св. Игнатий сперва Антиохийской церкви, а потом он перешел и во все прочие. 21. Св. муч. Иулиания девица Душевная красота укрощает ярость тиранов Елевсий епарх, жених Иулиании, отвергнутый ею, когда ее привели на мучение удивлялся благолепию лица ее, сияющего красотою и тотчас укротилась ярость его и гнев в любовь превратился и не мог он ни одного дерзкого слова сказать ей; но ласково говорил к ней, будучи связан стремлением к ее красоте. Когда же она отвергла его любовь, он весь распалился огнем в лице и гневом в душе, такова любовь, когда ее презирают и гнушаются. Явление беса и тягчайшее от него искушение Иулиания молилась в темнице и диавол, превратившись в ангела светлого, пришел и сказал ей: «терпишь, Иулиания, тяжкия муки, но для тебя уготовал Елевсий еще тягчайшие и воистину нестерпимые: поэтому принеси жертву богам, ибо не можешь более переносить лютости мук“. «Кто ты?“ спросила святая. «Ангел Божий, – и так как много о тебе заботится Бог, то и послал меня к тебе, желая, чтобы ты повиновалась епарху и не погибло твое тело в муках, ибо благоутробен Господь и простит тебе это по причине немощи плоти твоей, много мучимой“. Услышав это, мученица ужаснулась, видя по виду ангела, а по совету врага, – и начала опять молиться. После сего услышала с неба голос: дерзай, Иулиания! Я с тобою; а пришедшего к тебе возьми; даю тебе на него власть и силу; и от него самого узнай, кто он и для чего к тебе пришел». Тотчас узы ее разрешились – и она стала здорова. Диавол по неволе только правду говорит

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Я ухватился за этих верующих и допрашивал их о том, как они верят и в чем видят смысл жизни». (Л. Н. Толстой, «Исповедь», СПб, 1906 г., стр. 39). Именно об этом спрашивал Никодим Христа. Но уже в начале беседы Христа с Никодимом становится ясно, что Никодим, признающий нравственное величие Христа и Его близость к Богу, может идти за Христом только до определенной черты. Уже с первых же слов беседа заходит в тупик: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?» ( Ин. 3:5-9 ). «Сильнее всего это отрицание происходило со мной при участии в самых обычных таинствах, считавшихся самыми важными: крещении и причастии. Тут не только я сталкивался с не то что непонятными, но вполне понятными действиями: действия эти казались мне соблазнительными, и я был поставлен в дилемму — или лгать, или отбросить». («Исповедь», то же издание, стр. 53). Как видим, и Никодим и Толстой по строю мышления чужды Евангелию. Их мышление не может прорваться за рамки формальной, школьной логики. Их мышление сковано, связано, не диалектично. Евангелие окрыленно, вдохновенно, диалектично! И это типично для человека, идущего к Богу от ratio, от логических категорий. Это особенно подчеркивает Христос в ответе Никодиму на его скептическое: «Как это может быть?» «Ты, учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» ( Ин. 3:10 ). Подтекст этих слов Христа таков: «рыбаки, простые люди, никогда ничему не учившиеся, знают и понимают, а ты не понимаешь?» «Слушал я разговор безграмотного мужика-странника о Боге, о вере, о жизни, о спасении, и знание веры открывалось мне. Сближался я с народом, слушая суждения его о жизни, о вере, и я все больше понимал истину. То же было со мной при чтении Четьи минеи и Пророков; это стало любимым моим чтением… Но стоило мне сойтись с учеными верующими или взять их книги, какое-то сомнение в себе, недовольство, озлобление снова возникали во мне, и я чувствовал, что я чем больше вникаю в их речи, тем больше отдаляюсь от истины и иду к пропасти» (там же, стр. 54).

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Предпринимались 2 незавершенные попытки издания ВМЧ, обе - по Успенскому комплекту. Лит.: Макарий (Булгаков), еп. О новгородских Макарьевских Четиих Минеях//Летописи Тихонравова. 1859. Т. 1. Отд. 3. C. 70-71; Попов Н. П. Иосифово Сказание об ереси жидовствующих по спискам Великих Миней//ИОРЯС. 1913. Т. 18. Кн. 1. С. 173-197; Шестаков Д. П. Заметки о греч. текстах житий и Макарьевских Минеях Четиих//БВ. 1914. Т. 1. 2. С. 369-382; Кучкин В. А. О формировании Великих Миней Четьих митр. Макария//Книговедение и его задачи в свете актуальных проблем советского книжного дела. М., 1974. С. 22-26; он же. О формировании Великих Миней Четиих митр. Макария//Проблемы рукописной и печатной книги. М., 1976. С. 86-101; Дробленкова Н. Ф. Ранний вариант декабрьской Великой Минеи Четьи//Культурное наследие Др. Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 386-390; она же. Великие Минеи Четьи//ТОДРЛ. 1985. Т. 39. С. 238-243; она же. Из истории жанра Четиих Миней в рус. лит-ре//Армянская и рус. средневек. лит-ры. Ер., 1986. С. 139-181; она же. Великие Минеи Четии//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 126-133; Miller D. В. The Velikie Minei Chetii and the Stepennaia Kniga of Metropolitan Makarii and the origins of Russian National Conciousness//FzOG. 1979. Bd. 26. S. 262-382 (рус. пер.: Миллер Д. Б. Великие Минеи Четьи и Степенная книга митр. Макария и истоки рус. национального самосознания//Макариевские чт. Можайск, 2002. Вып. 9. С. 83-96; 2003. Вып. 10. С. 626-646; 2004. Вып. 11. С. 304-327; 2005. Вып. 12. С. 356-391); Макарий (Веретенников), игум. Великие Макарьевские Четьи-Минеи - сокровище духовной письменности Др. Руси//БТ. 1989. Сб. 29. С. 106-126; Костюхина Л. М. Роль филиграней в палеографическом исследовании Макарьевских Минеи-Четьих//Филигранологические исследования: Теория, методика, практика: Сб. науч. тр. Л., 1990. С. 76-86; она же. Палеография рус. рукописных книг XV-XVII вв.: Русский полуустав. М., 1999; она же. Русские писцы в книжной мастерской митр. Макария: (По Успенскому списку Великих Миней Четьих)//Abhandlungen zu den grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij: Kodikologische, miczellanologische und mexmologische Untersuchungen.

http://pravenc.ru/text/2563256.html

Четьи-Минеи, излюбленные русским народом, известны с именем св. Димитрия Ростовского и, как составленные мужем высокой духовно-одвижнической жизни, он носит характер не историко-агиологического исследования, а полного глубокой психологии, картинного воссоздания подвижнического образа православных святых, так что читатели могут ясно видеть своим мысленным взором весь постепенный рост духовной жизни того или другого праведника, все добродетели и труды его, всю подлинно -христианскую настроенность его. Поэтому неудивительно, что Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского в течение XVIII и XIX веков разошлись по святой Руси в громадном количестве экземпляров. Но изложенные на устарелом славянском языке, эти назидательные книги являются в наше время не для всех одинаково вразумительными. Устарелый язык Четьи-Минеи святителя Димитрия послужил в исходе XIX в. для некоторых писателей и писательниц побудительной причиной к изложению житий святых па русском языке. И вот в конце истекшего столетия один за другим начинают появляться несколько сборников житий святых на русском языке (свящ. Виноградова, Бахметевой, Дестунис и др.). Но эти сборники, как представляющие собою более или менее отдаленный пересказ житий святых, изложенных в Четьях-Минеях св. Димитрия Ростовского , конечно, не могли заменить собой великих творений Ростовского святителя. И потому в последние годы в Московскую Синодальную Типографию стали поступать заявления о желании иметь Минеи-Четьи на русском языке. Возраставшее с каждым годом количество таких заявлений служило ясным свидетельством о настоятельной потребности в таковом издании. С целью удовлетворения этой потребности, управляющий Московской Синодальной Типографией С.Д. Войт принял на себя заботы об издании Миней-Четьих в переложении на русский язык. Его ходатайство о сем, встретив просвещённое сочувствие и энергичную поддержку со стороны г. Обер-Прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева и др. лиц, увенчалось успехом, и в мае 1900 г. Святейшим Синодом было разрешено Московской Синодальной Типографии приступить к первому изданию Миней-Четьих на русском языке. Для изготовления этого обширного издания при Московской Синодальной Типографии учреждена, под председательством Преосвященного Парфения, епископа Можайского, особая комиссия из 32-х духовных и светских лиц, преимущественно с высшим богословским образованием. Согласно выработанному плану, в основу издания положен текст Миней-Четьих святителя Димитрия с добавлениями из пролога и из рукописных житий русских святых. Текст житий святых сопровождается разнообразными объяснительными примечаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Потом она снова стала смотреть в кристалл и сказала; «это громадное судно, и оно проходит близ высокой скалы, на которой стоит маяк. Я не могу рассмотреть, кто есть на судне, но небо очень ясно и голубого цвета. Теперь я вижу большое строение, что-то вроде клуба, и перед ним толпа людей сидящих и ходящих. Я думаю, что это, должно быть, какая-нибудь чуждая страна, так как люди одеты очень легко и там, по-видимому, очень жарко. Я вижу молодого человека, сидящего на стуле с протянутыми вперёд ногами; он не говорит, но, кажется, слушает что-то. Он брюнет, строен, не очень большего роста, с чёрными и резко очерченными бровями». Я не имела удовольствия раньше встречаться с мисс Ангус, и она ничего не знала о моем племяннике, но, тем не менее, описанный молодой человек совершенно походил на него, как своей наружностью, так и своей манерой сидеть». В отношении этого случая гипотеза передачи мысли вполне достаточна. Дама думала о своём племяннике в связи с Индией, и нет основания заключать о пророческом характере вызванного образа. (См. Ann. des Sc. psych. 1898 г.. сн. «Ребус» 1898 г., З. Духовное прозрение Чистое, просвещённое свыше око пустынных старцев видело мысли людей, прозирало в будущее, созерцало светлый мир добрых ангелов, проникало и в тёмный мире духов злобы. Мы можем указать на преподобного Анувия, который подробно рассказывал мысли, желания и образ жизни посетителей, приходивших к нему, который не раз видал ангелов и демонов, видел и светлые обители рая и мрачные затворы, ада («Четьи-Минеи» 5 июня); на преподобного Нифонта, который видел, как души разлучаются с телами («Четьи-Минеи» 25 декабря); на преподобного Андрея, который видел в храме, как Матерь Божия молится за род человеческий («Четьи-Минеи» 1 октября); на преподобного Пахомия, который не знал греческого языка, но, при помощи свыше, вдруг стал понимать инока грека, пришедшего к нему, и отвечать ему на греческом языке («Четьи-Минеи» 15 мая), или на преподобного Ора, который в пустыне читал, никогда не учившись читать («Четьи-Минеи» 7 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Академик А. С. Орлов отнес Макарьевские Четьи-Минеи – как и Стоглав, Соборы 1547 и 1549 годов, Степенную Книгу, Домострой, Лицевой летописный свод, книгопечатание – к числу обобщающих культурных мероприятий 80 . «Идеей величия Русской земли и необходимости централизации областных священных преданий проникнута и литературная деятельность Макария по составлению Великих Четьих-Миней. Великие Четьи-Минеи Макария по своему составу представляют собой, прежде всего, собрание оригинальных и переводных житий, сохранившихся на Руси от начала христианства до середины XVI в.» 81 . Эта же мысль o Макарьевских Минеях еще более отчетливо сформулирована Д. С. Лихачевым: «Это было идейное собирание Русской Церкви, подобно тому политическому объединению Руси, которое незадолго до этого было осуществлено московскими великими князьями» 82 . Отобранные в Четьи-Минее или написанные для них жития русских святых воспитывали литературные вкусы позднейших агиографов. Историко-литературное значение Четьих-Миней велико также и потому, что в них сохранились и наиболее древние списки ряда произведений духовной литературы предшествующего времени. «В истории русских сборников Четьи-Миней митрополита Макария, которые появляются в середине XVI века, занимают исключительное место как по значению для русской книжности, так и по объёму включенного в них материала», – пишет болгарская исследовательница 83 . Высокую оценку получила также редактура Миней «И, хотя писались они многими писцами, поиски текстов были очень трудны, а сами тексты по характеру крайне различны, все тома объединяют художественная согласованность, единообразие, каллиграфическая однотипность. Это позволяет сделать заключение о высоком качестве редактуры этих книг, об их единстве. Твёрдая редакторская рука объединила разрозненные произведения в единое литературное целое» 84 . По мнению западного исследователя Г. Шедер, Макарьевские Минеи – это «Legenda Aurea (Золотая легенда), в которой учтены (жития) национальных русских святых, новоканонизированных стараниями Макария на епископских синодах» 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

48 В седьмом своем слове кратко сказав между прочим о том, что христианин должен любить Бога в ближних, Иосиф начинает сухой и обширный перечень христианских добродетелей, в роде напр.: буди праведен, мудр, печальным утешитель, нищим кормитель… и немного далее: «ступание имей кротко, глас умерен, слово благочинно, пищу и питие не мятежно, потребне зри, потребне глаголи, буди в ответех сладок, не излишествуй беседою, да будет беседование твое в светле лице, да даст веселие 6еседующему тебе» и проч. Просветитель, 361–374. 49 " Прежде о телеснем благообразии попечемся, говорит он в одном месте своего устава, потом же и о внутреннем хранении». Великие минеи четьи. Сентябрь, 506. 50 Так Иосиф предлагает следующее правило в руководство своим инокам для поведения их в церкви: «стисни свои руце и соедини свои нозе и очи смежи и ум собери». Великие минеи четьи. Сентябрь, 506. 51 Эта тенденция видна из следующего предписания Иосифа: «аще приключится с нами быти на соборней молитве; мирянину человеку или гостю иноку, аще и от честных есть, тогда паче подобает нам не творити беседы на молитве». Великие минеи четьи, Сентябрь, 591. 52 Хрущев Исследование о сочинениях Иосифа Санина. Предисловие, VI. См. также Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырях, иже в русстей земле сущих. Великие минеи четьи, сентябрь, 546–563. Прибавл. к тв. св. отец ч. X, 508. 53 Житие Иосифа Волоцкого , составленное неизвестным. Изд. Невоструевым. М. 1865 г. Приложение к Чт. в общ. любителей дух. просвещ. за 1865 г. т. II. Прибавления к твор. св. отцов, ч. X. Отношения иноков Кирилова Белозерского и Иосафова Волоколамского монастырей в XVI в. 505. 508–512. 54 С этой стороны прекрасно характеризует направление Иосифа Костомаров. «Быть тому, что уже есть, но быть ему так, как ему должно быть сообразно давно признанным авторитетам, повиноваться тому, что указано и установлено, и карать без всякого снисхождения непокорных», – таков был дух понятий и действий Иосифа, говорит этот историк. Вестник Европы. 1868 г. m.II, кн. IV. Апрель. Литературные Известия стр. 970. Иконников. Опыт исследования о культурном значении Византии, стр. 411–412.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010