Учитель в Екатеринославской губернии Успенский Михаил Диакон Уткин Михаил Секретарь Зубцовской городской Управы Шерстняков Николай Заведующий Киржачского женского 2-кл. училища Владимировской губернии Выпуск 9-й 1884 г. Воробьев Клементий Занимается частной деятельностью Евдокимов Александр Учитель Александро-Ксеииевск. 2-кл. училища Корчев-ского уезда Жерноков Алексей Учитель Горицкого 2-кл. училища Корчевского уезда Зуев Федор Зыков Александр Диакон в Тверской губернии Иванов Василий Учитель Лукомского училища Ржевского уезда Колесов Алексей Учитель Струженского училища Новоторжского уезда Крылов Андрей Сведений не имеется Лебедев Иван Учитель-помощник в Тверском городском училище Маторин Арсений Окончил курс в Московском учительском институте Неклюков Григорий Учитель в Севастопольском городском училище Нечаев Михаил Сведений не имеется Носков Аитон Сведений не имеется Овчинников Алексей Романовский Василий Заведующий в Екатеринославском городском училище Шевяков Петр В 1885 г. выпуска не было Выпуск 10-й 1886 г. Борисов Иван Промышленное училище им. Чижова в г. Чухломе Костромской губернии Беляев Василий Учитель Успенского в г. Торжке училища Горький Ефрем Учитель Ново-Дмитриевск. училища Новоторжск. уезда Зверьков Иван Занимается частной деятельностью Иванов Иван Учитель Титовского училища Тверской губернии Ионин Арсений Заведующий Михайловско-Васильевского 2-кл. училища Тверского уезда Кирилин Димитрий Заведующий Выдроп. 2-кл. училища Новоторжск. уезда Куницын Василий Учитель Дымцевского училища Бежецкого уезда Матвеев Иван Учитель Скоморох. училища Новоторжского уезда Меркурьев Константин Воспитатель в Тверск. колонии малолетн. преступников Невинский Константин Учитель 2-кл. при Новоторжск. учительск. семинарии Рыкунов Владимир Учитель-помощник Солодовниковского городского училища в г. Москве Ширяев Михаил Заведующий Малаховского 2-кл. училища Ржевского уезда Выпуск 11-й 1887 г. Вершинский Иван Учитель Залогинского училища Тверского уезда Воронин Александр Заведующий 2-кл. училища в Калужской губернии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А все объясняется очень просто. Авторы, обвинявшие некую абстрактную церковь в гонениях на последователей гелиоцентризма, изображали дело так, будто существует некая единая христианская церковь. То есть отождествляли понятия «церковь» и «религия». Хотя религия это учение, а под церковью понимаются организации и люди. Так вот, в Европе и тогда были и сейчас действуют разные христианские Церкви – православная, католическая и несколько протестантских. При этом апологетов системы Коперника преследовала только одна Церковь – католическая. Поэтому и работали спокойно Ньютон, Гюйгенс, Кеплер и Ломоносов. Оставим в стороне «просвещенную» Европу. Посмотрим, как и когда узнали о системе Коперника в «темной, варварской» России. Так вот, было это в XVII веке. Примерно в 1655 году насельник Чудова монастыря в Кремле иеромонах Епифаний (Славинецкий) вместе с двумя другими монахами (имена их неизвестны) перевел трактат Иоганна Блеу «Введение в Космографию», содержащий изложение системы Коперника (издана в 1645 году в Амстердаме). Русский перевод вышел под заглавием «Зерцало всея вселенныя, или Атлас новый». Как отмечено в книге Д.О. Святского «Очерки истории астрономии в Древней Руси», в «Зерцале…» гелиоцентрическая система излагается в следующих выражениях: «…прежде лет близ ста в мир паки произведе Николай Коперник, и ныне изящнейшие вси математики подражают: Солнце (аки душу мира и управителя вселенные, от него же земля и вси планеты светлость свою приемлют) полагают посреде мира недвижиму. Меркурия же на первом крузе...». И далее идет перечень планет, с указанием времени их обращения, и прилагается чертеж-план коперниковой системы. При этом иеромонах Епифаний был не каким-то подпольщиком, а достаточно значимым церковным деятелем своего времени, сподвижником Патриарха Никона. Перевод и издание были выполнены по личному указанию Патриарха. Однако переводом трактата с изложением системы Коперника дело не ограничилось. Царю Алексею Михайловичу понадобились масштабные иллюстрации. И они были сделаны. В книге Б.А. Воронцова-Вельяминова «Очерки истории астрономии в России» читаем: «На потолке дворцовой столовой царя Алексея Михайловича в 1662 году была нарисована огромная картина, изображавшая знаки зодиака, планеты и их сферы со всеми подробностями, звезды и кометы, эклиптику и другие линии, рассматриваемые в математической астрономии. Эту картину в 1688 году скопировали для столовой царицы Софьи Алексеевны, а затем и для других царских палат. Были и другие картины астрономического содержания, в том числе в палатах знаменитого Коломенского дворца, бывшего чудом русского деревянного зодчества. Астрономические картины писали мастера Иван Мировский, Степан Петров, Андрей Павлов, Юрий Иванов и Иван Безмин. Мастер Карп Золотарев написал красками на большом листе бумаги копию с картины, находившейся на потолке царской столовой, и, возможно, по ней Петр I в детстве знакомился с астрономией».

http://pravoslavie.ru/98122.html

Из священных предметов, имеющихся в холодной церкви, особенное внимание заслуживают по их ценности и древности следующие: 1) из св. икон: а) икона Господа Вседержителя, украшенная серебряной ризою с позолоченным венцом; весу в ризе 14 фунтов; б) икона Успения Божией Матери, в серебряной ризе с одиннадцатью сребропозлащенными венцами; гроб же Божией Матери и покров оного унизаны китайским крупным жемчугом; в) кипарисный крест большого размера, поставленный за правым клиросом, почитаемый прихожанами за чудотворный и, г) плащаница, шитая золотом по алому бархату, в золоченой гробнице; лики изображены живописью, а ризы вышиты золотом; 2) из церковной утвари: а) евангелие печати 1668 года; средник и по углам евангелисты серебряные; б) евангелие печати 1698 года, передняя доска на нем серебряная, в средине ее – изображено Воскресение Христово, а по углам – евангелисты; в) евангелие в переплете алого бархата, длиною в 1 аршин 2 вершка, шириною в 12 вершков, весом 1 пуд 28 фунтов, печатанное в 1759 году на александрийской бумаге; передняя доска его украшена сребропозлащенною ризою, на средине которой изображено Воскресение Христово, а по углам – четыре евангелиста; на евангелии имеется надпись вкладчика, сельского крестьянина, следующего содержания: «1777 года месяца Ноября 26 дня на память Св. Великомученика Георгия приложил я сию святую книгу Евангелие Иисуса Христа в церковь Успения Пресвятые Б-цы да Николая Чудотворца села больших Всегодич крестьянин Григорий Леонтьев сын Китаев ради душевной вольны и для поминовения моих родителей и меня в вечную память. Аминь.»; г) напрестольный кипарисный крест в сребропозлащенной ризе с частицами св. мощей следующих 20 угодников Божиих: св. пророка Даниила, ан. Варфоломея, ап. Филиппа, Святителя и Чудотворца Николая, великомученика Антипы, св. чудотворца Тихона, св. чудотворца Спиридона, св. Иоанна Милостивого, св. Пимена Великого , св. Нила Столбенского, св. Антония Римлянина, св. великомученика Меркурия, св. великомученика Прокопия, св. Иоанна Воина, св. благоверного Великого Князя Владимира, св. благоверного Великого Князя Александра Невского, св. Алексия человека Божия, св. первомученицы Феклы, св. великомученицы Марины и св. мученицы Феодосии; на конце рукоятия креста имеется надпись жертвователя: «1691 года Ноября в 20 день пожертвовал сей благословящий крест сытняго дворца стряпчий Григорий Иванов сын Ушаков и приложил в церковь Успения Божией Матери, что в селе больших Всегодичах ради своего и жены и детей здравия и душевного спасения и родителей своих в поминовение»; д) ковчег сребропозлащенный, украшенный финифтью и стразами, весом 8 фунтов и, ж) богослужебные сосуды, украшенные финифтью и стразами; весу в них 6 фунтов 25 золотников.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Церковь эта, пока возводились каменные стены собора, оставалась в своем виде; только алтарь ее был перенесен в деревянные хоромы, стоявшие вблизи же по каналу, в которых с 1711 года помещалась канцелярия Правительствующего Сената. Деревянный храм был разобран уже в 1719 году, когда нужно было во вновь строящемся соборе ставить столпы и на них утверждать своды; потом он перенесен в солдатские слободы, где в 1720 году, 31 января, освящен во имя св. апостола Матфея в память взятия города Нарвы в 1704 году 9 августа 11 .     Под руководством самого императора и надзором архитектора Трезини, устройство каменного собора подвигалось вперед весьма восемь лет  быстро. Через восемь лет после своего основания, собор был уже окончен внешним строением. В 1720 году выписаны из Голландии часы с курантами за 45 000 рублей – сумма, огромная по тому времени. О часах этих Рубан пишет так: «на сих часах колоколов часовых больших и  малых – 35; у всякого колокола по два молотка и по одному языку; молотами играют часовые куранты, а языками играют полуденные куранты, произведением рук действ человеческих». В 1723 году поставлен был швед. Устройство иконостаса императором поручено было архитектору Зарудневу; под его надзором и по его чертежам занимались работой московские художники Трифон Иванов и Иван Телега, и кончили свой труд в 4 года (с 1722–1726 г.). Для написания св. икон и разных орнаментов в 1726 году императрица Екатерина I вызвала из Москвы живописцев Андрея Меркурьева с товарищами: Василием Ерошевским и двумя орнаментистами: Михаилом Негрубовым и Федором Воробьевым. В то же время, поручено было иностранным художникам украсить живописью своды и стены храма. Меркурьев окончил свой труд в 1729 году в сентябре месяце, и получил в вознаграждение за работу и материал 4000 рублей. Неизвестно кем и когда была произведена и чего стоила позолота соборного иконостаса, но Рубан свидетельствует, что в марте 1732 года императрица Анна Иоанновна, в соответствие великолепной позолоте иконостаса, повелела украсить позолотой и другие привычные места в храме, как то: резные фигуры у кафедры, крылья 12 херувимов, находившихся над окнами, капители на стенах у пилястров, у столбов – херувимы и капители, железные связи, которыми укреплен иконостас, и в алтаре за престолом архиерейское место с херувимом и со всеми другими украшениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

До 1860 года нижний придел Благовещения находился в запустении, двери отсутствовали, а на земляном полу стоял скот. Тогда же храм и благоустроили: настлали деревянные полы, оштукатурили стены, переложили печи и сделали новые окна и двери. Запустение объясняется тем, что приход считался " станционным " , то есть служили там заштатные священники, содержать семью было практически не на что. В 1912 году деревня Пустынь состояла из 38 дворов. Среди духовенства известны священник Прокопий Иванов, бывший на приходе в конце XVIII-haчaлe XIX века, затем священник Иоанн Синозерский, умерший в 1846 году, иерей Иоанн Николаев, служивший в 1850-1854 годах. В 1884 году служил иерей Лаврентий Долоцкий. До 1933 года Троице-Благовещенская церковь была действующей, последним священником ее был Евгений Алексеевич Скородумов, умерший в конце 30-х годов XX века, сын иерея Алексея Антоновича Скородумова, рукоположенного в 1854 году. В том же году храм закрыли. В 1949 году церковь обмерял и обследовал инспектор по охране памятников архитектуры А К. Ведров, который поставил ее на учет как один из редких деревянных храмов. 3 августа 1960 года Троице-Благовещенская церковь сгорела. Вторая деревянная церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, холодная и с папертью, срублена была в 1682 году. На первом ее этаже имелся придел во имя святителя Николая с тябловым иконостасом. В верхний этаж храма вело крытое крыльцо с высоким всходом, соединенное с северной галереей. Храмовый образ церкви " Иоанн Богослов в молчании " был вложен в Синозерскую пустынь царским духовником, протопопом Меркурием Гавриловичем, уроженцем г. Устюжны. Будучи настоятелем Кремлевского Благовещенского собора, он заказал эту икону " на помин души родителей и своей " иконописцу Оружейной палаты Тихону Иванову Филатьеву в 1685 году. В 1852 году церковь отремонтировали, обшили тесом и покрасили. Позднее кровлю также перекрыли железом. В 1865 году вновь после ремонта освятили престол Иоанно-Богословской церкви. Освящение совершал благочинный священник Андрей Разумовский. Храм закрыли в 1933 году, отдав его (как и все другие здания) в ведение Устюженского музея местного края. В 1944 году он сгорел от удара молнии.

http://sobory.ru/article/?object=50992

Прошло совещание по празднованию 800-летия со дня рождения святого Александра Невского июня 2021 Владыка напомнил, что 12 июня состоялись празднования в честь дня рождения святого. Точная дата неизвестна, но согласно дореволюционной историографической и церковной традиции - это 30 мая по старому стилю, 12 июня - по новому. Поэтому главные торжества на родине великого князя в Переславле-Залесском прошли в минувшую субботу. В них участвовал насельник лавры иеромонах Димитрий (Самойлов) . Он передал главам Переславской епархии и Ярославской митрополии памятные подарки от монастыря. В лавре также состоялись торжества. 11 июня открылась выставка икон святого из храмов Санкт-Петербургской митрополии. Она доступна для посещения до 12 июля в Александро-Невской церкви монастыря. 12 июня прошла конференция , посвященная вопросам канонизации и почитания святого. Выступили историки и священнослужители из Москвы и Санкт-Петербурга. Будет издан иллюстрированный дайджест значимых событий юбилейного года. В конце мая митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, митрополит Псковский и Порховский Тихон и епископ Кронштадтский Назарий встретились с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Архиереи посетили выставку " Святой благоверный князь Александр Невский. Образы и символика " в главном здании музея и ознакомились с процессом реставрации большой пирамиды серебряной раки Александра Невского. Замглавы Колпинского района Наталия Башкеева сообщила о подготовке к фольклорному военно-историческому фестивалю в Усть-Ижоре, посвященному знаменитой Невской битве. Он пройдет 7 и 8 августа и начнется с праздничного богослужения в храме святого Александра Невского в Усть-Ижоре . Запланированы мастер-классы по народным ремеслам, игры, выступления творческих коллективов, ярмарка и реконструкция Невской битвы. Ближайшим юбилейным событием станет X Молодежный исторический форум " Александровский стяг " . Начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов рассказал, что он пройдет с 30 июня по 2 июля и откроется в комплексе " Россия - моя история " . Второй площадкой станет Александро-Невская лавра.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения 28 февраля 2014 г. 11:41 27 февраля 2014 года в Российском православном университете под председательством главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия прошло заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения. В заседании приняли участие митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , ректор СПбДА архиепископ Петергофский Амвросий , архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зиновий , епископ Ирпенский Климент , первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, секретарь комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения протоиерей Максим Козлов , заместитель председателя Синодального ОРОиК игумен Митрофан (Шкурин) , ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев , проректор по учебной работе, заведующий кафедрой богословия МДА профессор Михаил Иванов, проректор КДА по научно-богословской работе Владимир Бурега, профессор МДА Алексей Осипов , члены рабочих групп по подготовке документов, разрабатываемых согласно поручению президиума Межсоборного присутствия, и другие специалисты в области духовного образования и религиозного просвещения. На рассмотрение Комиссии было представлено три документа, подготовленных рабочими группами. Представляя первый документ — «О взаимоотношении религиозного и светского образования» — архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зиновий рассказал о проведенной подготовительной работе. В ходе обсуждения документ был принят за основу. Вместе с тем, было решено внести в него ряд уточнений, предложенных профессором Алексеем Осиповым и другими членами Комиссии. Проект документа «Выработка мер по более эффективному использованию в Церкви потенциала священнослужителей, обладающих фундаментальной богословской подготовкой» представил протоиерей Максим Козлов. Документ также был принят за основу с учетом ряда серьезных замечаний к нему.

http://patriarchia.ru/db/text/3585471.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам религиозного образования и духовного просвещения приняла ряд важных документов 04.04.2014 3 апреля 2014 года в Российском православном университете под председательством митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации, состоялось заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам религиозного образования и духовного просвещения. В работе комиссии приняли участие митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви епископ Ирпенский Климент, ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев), секретарь комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного воспитания протоиерей Максим Козлов, заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин), ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой богословия Московской духовной академии заслуженный профессор Михаил Иванов, заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Осипов, члены рабочих групп по подготовке документов и другие специалисты в области религиозного образования и духовного просвещения. Комиссии были представлены окончательные редакции проектов ряда документов, создание которых было определено президиумом Межсоборного присутствия. Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий представил окончательную редакцию документа «О взаимоотношении религиозного и светского образования», а протоиерей Максим Козлов — документа «О мерах по эффективному использованию потенциала духовенства, имеющего фундаментальную богословскую подготовку».

http://drevo-info.ru/news/16919.html

Далее с докладом выступил мэр Москвы Юрий Лужков. Он поэтично охарактеризовал Рождественские чтения как «возможность посмотреться в зеркало вечности, чтобы увидеть отражение наших душ». По сложившейся традиции, Лужков отчитался перед участниками форума о проявлении своей заботы о нравственном состоянии общества. В частности, он очень жестко высказался о планах проведения гей-парада в столице, который обещал не допустить никогда. «Здесь давно пора не разводить жижу дискуссий о правах человека… Не либеральный пряник здесь нужен, а социальный кнут или что-то посерьезнее», -- сказал он под аплодисменты зала. В своем докладе мэр проанализировал уровень преподавания различных религиозных и религиоведческих курсов в школах Москвы и обещал, что передовой опыт будет использован «в массовом плане». Он подчеркнул также свое намерение всячески поддерживать православные и другие традиционно-религиозные (если они будут созданы) учебные заведения и учреждения дополнительного образования. Епископ Зарайский Меркурий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, выступил с подробным докладом о задачах и направлениях отдела на новом этапе. Он коснулся как темы подготовки к преподаванию нового курса ОПК, системы православного образования в целом, так и проблемы катехизации, которая должна стать «целостной общецерковной системой». Далее о перспективах взаимодействия и сотрудничества с РПЦ говорили министр юстиции РФ Александр Коновалов, директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов, заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин. Приветствия от имени Российского парламента и главы администрации президента РФ зачитали соответственно первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин, заместитель председателя Государственной Думы РФ Любовь Слиска, полномочный представитель президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе Георгий Полтавченко. Было зачитано также приветствие от министра иностранных дел РФ Александра Лаврова. Приветственное послание премьер министра РФ Владимира Путина зачитал ведущий пленарного заседания – Патриарх Кирилл.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В кафедральном соборе Покрова Пресвятой Богородицы города Шахты Божественную литургию совершил глава Казахстанского митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний, епископ Волгодонский и Сальский Корнилий, епископ Шахтинский и Миллеровский Симон. В богослужении приняли участие благочинный приходов Западного округа Ростова-на-Дону протоиерей Иоанн Осяк, руководитель информационного отдела Казахстанского митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, благочинный приходов города Уральска (Казахстан) игумен Дионисий (Козулев), председатель церковного суда Шахтинской епархии протоиерей Александр Минин, духовенство Донской митрополии. За богослужением молились настоятельница Иверского монастыря города Ростов-на-Дону игумения Рахиль (Ковалева) с сестрами, секретарь Казахстанского митрополичьего округа О.Н. Овчинников, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Владимир Гурба, заместитель губернатора Ростовской области Сергей Бондарев, заместитель главы администрации Шахт Игорь Медведев, многочисленные прихожане и паломники. Специально на праздничное богослужение в Покровский кафедральный собор была доставлена одна из главных святынь Донской митрополии — Большой соборный мощевик, в котором хранится и частица святых мощей равноапостольного князя Владимира. Многочисленные верующие поклонились святыне. По окончании Литургии был совершен крестный ход. Глава Казахстанского митрополичьего округа обратился ко всем участникам богослужения с архипастырским словом, в котором, в частности, сказал: «Сегодня, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, на Донской земле мы совершаем праздник — чтим того, кто сделал великий выбор для всех нас. Историки называют его цивилизационным выбором: Русь была языческой, а стала Христовой. И мы всем сердцем благодарим князя Владимира… Всякий раз, когда мы бываем в храме, это является для нас духовным уроком. Какой же урок мы можем извлечь сегодня? Самым главным уроком может стать то, что в своей душе мы всегда будем сохранять спасительную веру. Приняв сокровище Крещения, мы должны пронести его по всей своей жизни как великий дар, дарованный нам Милосердным Господом. Поэтому в своей повседневной жизни будем настоящими, неложными последователями Распятого и Воскресшего Христа!».

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010