Анатолий Карибов зачитал приветственный адрес от имени главы Дагестана Рамазана Абдулатипова.  «Проведение этого молодежного межрелигиозного форума становится уже традиционным для нашей республики событием, вносящим заметный вклад в дело сохранения и укрепления межконфессионального мира и согласия, развитие высоких духовно-нравственных и морально-этических ценностей у современного поколения российской молодежи. Отличительной особенностью нынешнего молодежного форума стало то, что мы приурочили проведение этого мероприятия к празднованию 2000-летия одного из самых древних российских городов — Дербента, города античной архитектуры и истории, города трех религий», — отмечается в приветствии. Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в адрес участников форума огласил епископ Игнатий.  «Сегодня мы не просто восстанавливаем потерянные нравственные ориентиры, но, в первую очередь, мы отвечаем всем тем, кто из разных частей мира пытается разрушить традиционные духовно-нравственные ценности, посеяв смуту и раздор. Для противления этому мы должны не просто вести диалог, а соработничать вместе, уважая традиции и культуру друг друга», — сказал владыка Игнатий, обращаясь к собравшимся.  Муфтий А. Абдулаев отметил важность межрелигиозного сотрудничества, формирования у подрастающего поколения традиционных ценностей, воспитания молодежи в духе мира и согласия.  «Своим совместным присутствием все мы свидетельствуем о том, что живем в едином мире, в едином доме, имя которому — Россия. В этом доме уместились все народы, все конфессии со своими традициями и убеждениями. Здесь мы должны вместе жить и созидать. Только мир и взаимопомощь приведет нас к процветанию. Братское отношение друг ко другу — вот та истинная ценность, которую мы должны взращивать и развивать в себе», — отметил в своем выступлении епископ Варлаам.  Приветствия участникам форума также направили председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов, председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев. 

http://patriarchia.ru/db/text/4188711.ht...

2 (28). С. 96–111. 54 Крачковский И. Ю. Очерки по истории русской арабистики//Избранные сочинения. T. V. М.–Л. Сс. 21–22. 55 Versteegh С. Н. М. Die Mission des Kyrillos im Lichte der arabo-byzantinischen Beziehungen//Zeitschrill der Deutchen Morgenlandischen Gesellschaft, Bd. 129, h. 2,1979. Ss. 233–262. 56 Sahas D. J. Ritual of Conversion from Islam to the Byzantine Church//Creek Orthodox Theological Review, Vol. 36. 1,1991. Pp. 57–69. 57 Панич Т. В. К истории текста книги «Щит веры "http://Гуманитарные науки в Сибири 2, 2000. С. 5. 62 Хождение за три моря Афанасия Никитина//Библиотека литературы Древней Руси. Т. 7. СПб., 1999. 69 Жузе П. К. Мухаммед меккский и Мухаммед мединский//Православные богословы об исламе. Сс. 459–484. 73 Кривов В. В. Арабы-христиане в Антиохии X–XI вв.//Традиции и наследие Христианского Востока. М., 1996. – Сс. 248–249. 79 митр. Гедеон (Докукин). История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.-П., 1992. С. 105. 80 митр. Гедеон (Докукин). История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.-П., 1992. С. 105. 81 Алексеева Е. Очерки по истории черкесов в XIV–XV вв.//Труды Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института. Черкесск, 1959. В. III. С. 43. 82 Жизнеописания перечисленных ниже святых см.: Максимов Ю. В. Религия Креста и религия полумесяца. М., 1959. В. III. С. 43. 83 Если допустить правомерность использования термина «конфессия» для основных направлений ислама и буддизма, то диалог между шиитами и суннитами или южными и северными буддистами также можно назвать межконфессиональным. 84 Азаматов Д. Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII–XIX века. Уфа. 1999. С. 56. 88 Сеидзаде, Д. Б. Царский манифест 17 октября 1905 г. и Азербайджан//Вопросы истории Азербайджана. Баку, 1966. 89 Алексеев И. Татарский след в черносотенном движении//статья опубликована на портале «Русская линия» 6 января 2006 http://www.rusk.ru/st.php?idar=104032 90 Людмилин Л. С.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Принципиально расширен раздел о экуменическом движении и межконфессиональных контактах. Внесены дополнения в другие главы, прежде всего касающиеся положений нового катехизиса Католической Церкви. В предлагаемом пособии рассматриваются догматические, канонические и церковно-практические особенности инославных исповеданий, отличающие их от Вселенского Православия: римского католицизма и основных ветвей протестантизма (лютеранства, кальвинизма, англиканства). Приведены сведения об экуменическом движении. Пособие предназначено для слушателей духовных школ и всех интересующихся вопросами православного богословия. Предисловие На протяжении многовековой истории Церкви Христовой, от начала ее исторического бытия и до наших дней, она проходит сложный процесс постоянного преодоления вероучительных, канонических и практических заблуждений, затрагивающих фактически все стороны ее существования. Уже в апостольское время единство веры и единство Церкви Христовой подвергались испытаниям вследствие деятельности лжеучителей и наличия греховных разделений в христианской среде. Об этих лжеучителях и разделениях часто упоминается в апостольских посланиях (например, Ин. 4:1 , 2Пет. 2:1 ; Рим. 16:17 ). Конечно, не всякий спор вел к разделению и отпадению от Церкви. В некоторых случаях богословские споры служили даже большему углублению в спорный предмет и лучшему выявлению истины. «Надлежит быть и разномыслиям между вами, — говорит апостол Павел, — дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор. 11:19 ). Необходимо, однако, чтобы диалог между разномыслящими велся в духе взаимной любви и сопровождался чувством ответственности перед Богом и Церковью. Греховное разномыслие вело к возникновению ересей и отпадению от Церкви. История Церкви знает много таких примеров. В самые первые века существования христианства это были: докетизм (I), монтанизм (II), новатианство (III), арианство и донатизм (IV), несторианство и монофизитство (V), монофедитство (VII), иконоборчество (VIII). Крупнейшее отпадение от православия западной части христианского мира на почве преувеличенных представлений о власти Римского папы произошло в XI в.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

loyers, imposition (Cod. Patmiacus 171)//DOP. – 1972. – – P. 345–356; Dagron G. «Ainsi rein n’echappera a la reglementation». – P. 174–175. 1435 Амброз А. К. Юго-Западный Крым. Могильники IV–VII вв.//МАИЭТ. – (1994) 199 5. – Вып. 4. – С. 40–41; Айбабин А. И. Об этнической атрибуции могильника Узень-Баш//МАИЭТ. – 1993. – Вып. 3. – С. 118–121; Айбабин А. И. Могильники VIII – начала X вв. в Крыму//МАИЭТ. – 1993. – Вып. 3. – С. 127– 130; Веймарн Е. В., Айбабин А. И. Скалистинский могильник. – К., 1993. – С. 5–166; Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. – Симферополь, 199 9. – С. 200, рис. 82,4; Герцен А. Г. Дорос – Феодоро (Мангуп): от ранневизантийской крепости к феодальному городу// АДСВ. – Екатеринбург, 2003. – Вып. 34. – С. 99–100. 1436 См., к примеру, хорошо опубликованные ранневизантийские материалы V–VII вв. аланского могильника Карши-Баир недалеко от железнодорожной станции Верхнеса довая, на левом берегу р. Бельбек (Ушаков С. В., Филиппенко А. А. Об аланах-христианах в Юго-Западном Крыму//Взаимоотношения религиозных конфессий в многонациональном регионе. – Севастополь, 2001. – С. 20–24; Ушаков С. В., Филиппенко А. А. Некоторые типы краснолаковой посуды из раскопок могильника Карши-Баир//Восток – Запад: межконфессиональный диалог. – Севастополь, 2003. – С. 27–34, рис. 1–4; Ушаков С. В., Филиппенко А. В. Символика погребальной обрядности населения из могильника Карши-Баир//Символ в философии и религии. Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2004. – С. 44–45; Ушаков С. В., Филиппенко А. А. Могильник Карши-Баир в Юго-Западном Крыму. Погребальный инвентарь (изделия из металла)//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2006. – Вып. 2. – С. 555–564; ср.: Амброз А. К. Юго-Западный Крым. Могильники IV–VII вв. – С. 60–61; Веймарн Е. В., Айбабин А. И. Скалистинский могильник. – С. 194–195, 198; Зубарь В. М. Об основных тенденциях процесса христианизации населения Юго-Западного Крыма//X. сб. – 1999. – Вып. 10. – С. 292–293; Крым в VIII–IX века. Хазарское господство//Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья IV–XIII века/Отв. ред. Т. И. Макарова, С. А. Плетнева. – М., 2003. – С. 61; Бармина Н. И. Византийская периферия: феномен «свое – иное» (на примере Мангупской базилики)//Византия и Запад (350-летие схизмы христианской Церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами). Тезисы докладов XVII Всероссийской научной сессии византинистов. Москва, 26–27 мая 2004 г. – М., 2004. – С. 18–19; Айбабин А. И. Медальоны с изображением святых из раннесредневековых могильников области Дори//Симво в философии и религии. Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2004. – С.3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мероприятие открылось 26 июня приветственными словами Йоахима Либига, архимандрита Филарета (Булекова), Йоханнеса Эльдемана. Затем епископ Магдебургский Герхард Файге рассказал участникам встречи о межконфессиональных мероприятиях в Германии в ходе празднования 500-летия Реформации. В последующие два дня прозвучали доклады участников заседания, в том числе выступления профессора Герхарда Вегнера на тему «Основные принципы протестантской социальной этики», И.В.Силуяновой «Проблема соотношения морали и права в медицинском законодательстве России», профессора Петера Шалленберга «Основные принципы католической социальной этики», священника Игоря Блинова «Паллиативная помощь и пастырское душепопечение у детей», пастора Михаэля Коорса «Умирание и смерть: социально-этические перспективы протестантской теологии», священника Владимира Духовича «Современные биотехнологии и этические проблемы», профессора Руперта M. Шойле «К актуальным дебатам по вопросам биоэтики в Германии». Немецким церковным представителям были розданы экземпляры «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» на немецком языке. В ходе виттенбергской встречи состоялась плодотворная дискуссия по темам формулирования социальной этики в Православной, Евангелической и Католической Церквах, современных проблем в области биоэтики. Было уделено внимание нравственным аспектам новейших биотехнологий, в том числе связанных с искусственным оплодотворением, манипуляциями с половыми клетками и ДНК человека. Участники заседания поделились опытом церковных общин двух стран в сфере паллиативной медицины и пастырской помощи пациентам, а также обсудили проблематику абортов и эвтаназии. «Петербургский диалог» — форум гражданских обществ России и Германии. Созданный в 2001 году по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина и Федерального канцлера ФРГ Г. Шрёдера, он призван способствовать углублению взаимопонимания между Россией и Германией, дальнейшему развитию двустороннего сотрудничества во всех сферах общества.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5229263...

25 ноября 2022 Вчера на 97-м году жизни скончалась королева Великобритании и Северной Ирландии Елизавета II, которая также была главой Церкви Англии. Предлагаем вспомнить статью выдающегося богослова XX века архиепископа Василия (Кривошеина), посвящённую аспектам богословского диалога между Православной Церковью и англиканским вероисповеданием. Статья профессора протоиерея Думитру Станилоэ представляет собой первую из двух лекций, прочитанных им в Оксфорде в январе 1969 года. Статья посвящена православному пониманию учения о Предании. Румынский богослов рассматривает законы, по которым может развиваться богословский язык, чтобы соответствовать нуждам современности. Отец Думитру Станилоэ также поднимает проблему очищения богословского языка инославных христиан от элементов, не соответствующих Преданию. Соответствие богословского языка инославных христиан преданию Церкви рассматривается как необходимое условие для возможного сближения Церквей. 21 марта 2022 Портал «Богослов.Ru» публикует исторический документ, незнакомый для русскоязычных читателей. Выступление архиепископа (впоследствии митрополита) Платона (Рождественского), управляющего Русскими Церквями в Северной Америке (1907–1914 гг.), состоялось 27 февраля 1911 года в Филадельфии по приглашению факультета Филадельфийской школы богословия, Церковного братства и Филадельфийского церковного клуба. В своей речи архиепископ Платон размышляет о возможности объединения Русской Церкви с англиканской и необходимых для этого условиях. На взгляд владыки, англикане должны согласовать своё догматическое учение с учением Православной Церкви. Обрядовая сторона при этом совершенно второстепенна и не потребует никаких перемен. 18 марта 2022 11 февраля 2022 2 октября 2020 Глава Американской архиепископии Константинопольского патриархата архиепископ Элпидофор выступил с лекцией в Фордемском университете (21 сентября 2020). 22 июня 2020 Со следующего академического года в Папском Латеранском университете можно будет пройти двухгодичный курс по специальности «Межконфессиональное богословие в экуменической и коммуниональной перспективе», передает Vatican News. Речь идет о втором цикле обучения, называемом в Папских университетах лиценциатом: согласно общепринятой международной классификации академическая степень его выпускников соответствует степени магистра богословия.

http://bogoslov.ru/topic/27264

«Мне особенно приятно отмечать стремление нашей молодежи восстанавливать связь времен, преемственность поколений, самостоятельно формировать поведенческую модель общения и следования верным жизненным ориентирам. Уверен, что работа форума будет способствовать широкому межконфессиональному диалогу, духовно-нравственному просвещению молодежи в вопросах народных традиций, культуры Дагестана и других регионов, которые здесь представлены», — сказал врио главы Дагестана и пожелал участникам успехов в работе, интересных и полезных дискуссий, конструктивного диалога и дружеского общения. Архиепископ Махачкалинский Варлаам отметил значимость форума не только для Дагестана, но и для всей страны в целом. «Чем поражает меня Дагестан, так это любовью, открытостью и добродушием, которые царят в сердцах людей. Хотелось бы сохранить все это для наших наследников, для молодых людей, проживающих в нелегкое время, — атака на их сознание происходит очень активно и массово. Мы для того и собрались здесь, чтобы делиться своими знаниями, опытом, — это важно. Для всех нас очень значимо, что есть согласие — и в радости, и в скорби. Желаю вам, познакомившись, напитаться друг от друга добром, которое каждый из вас привез сюда, чтобы, пообщавшись с мудрыми людьми, вы научились отделять добро от зла», — напутствовал молодежь архиерей. Пользу от проведения форума отметил председатель муфтията Дагестана Мухаммад Майранов: «Межконфессиональный диалог напрямую связан с вопросом безопасности в нашей стране. А безопасность, как мы знаем, — это основа комфортной жизни людей и процветания общества в целом». К молодежи также обратился председатель Централизованной религиозной организации иудейских общин Дагестана Валерий Дибияев. Официальное открытие мероприятия завершилось концертной программой. В программу форума, который проходит с 26 по 3 октября, включены мероприятия, нацеленные на получение молодежью необходимых компетенций в сфере профилактики и противодействия идеологии терроризма, а также встречи с известными политическими, религиозными, спортивными и общественными деятелями, тематические, семинары и круглые столы, спортивные состязания, конкурсы, акции, тренинги, интеллектуальные игры и др.

http://patriarchia.ru/db/text/5848357.ht...

— Как Вы считаете, в какой форме могло бы происходить взаимодействие Церкви и общественных организаций в деле обсуждения существующих проблем и их дальнейшего разрешения? — Таких вопросов, которые требуют своего разрешения, еще множество. Общественная дискуссия о формах и форматах социальной, образовательной, культурной деятельности Церкви свидетельствует о том, что эта деятельность есть и она расширяется. Но она, эта дискуссия,  говорит также и о том, что не все и не всегда готовы принять это расширение. Поэтому сегодня важен диалог с обществом, открытое и ответственное разъяснение наших позиций и принципов. В этом смысле весьма интересен опыт участия архиереев в работе Общественной палаты Российской Федерации. Вот уже второй срок митрополит Калужский и Боровский Климент , епископ Саратовский и Вольский Лонгин и Ваш покорный слуга участвуют в деятельности ОПРФ. Самое главное, что можно сказать о Палате, это то, что она состоялась как реальный и очень важный институт гражданского общества, это рабочий орган, а не формальная комиссия для штамповки принятых кем-то решений. В ОПРФ представлен весь спектр нашей общественности, и по всем вопросам идет откровенное и нелицеприятное обсуждение, есть споры, есть столкновение мнений. Участие архиереев в работе Общественной палаты создает возможность для того, чтобы в этих дискуссиях по самым актуальным проблемам современной жизни голос Церкви прозвучал и был услышан. Так было с формированием позиции Палаты по преподаванию основ традиционной религиозной культуры, по ограничению игорного бизнеса, другим общественно значимым вопросам. Межэтнические и межконфессиональные отношения также находятся в центре внимания Общественной палаты. Так совпало, что свою работу она начинала в разгар так называемого карикатурного скандала. Сегодня уже несколько позабылись и затрагивавшие мусульман рисунки в одной из датских газет, и реакция на эту публикацию, включающая в себя многотысячные демонстрации протеста и нападения на европейские дипмиссии. А тогда, в начале 2006 года вопрос стоял весьма остро. Затем произошли кондопожские события, возникали другие конфликтные ситуации. Но это уже, пожалуй, тема для отдельного серьезного разговора.

http://patriarchia.ru/db/text/423175.htm...

— Встреча с Его Блаженством, которая состоялась 19 июля в Бухаресте, носила очень позитивный характер. Мы обсудили самые разные темы, начиная от двусторонних вопросов и заканчивая повесткой современного межправославного и межконфессионального диалога. Выяснилось, что у наших Церквей близкие взгляды на процесс подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви, во многом схожее мнение относительно тех событий, которые происходят сегодня в православном мире. Что касается «Бессарабской митрополии», то мы пришли к совместному пониманию того, что в этом вопросе необходимо воздерживаться от каких-либо односторонних шагов, которые могут блокировать добрые перспективы, наметившиеся в отношениях двух наших Церквей в последние годы. Мы будем продолжать диалог с целью поиска путей разрешения этой болезненной проблемы. — У России богатый опыт в области межрелигиозного диалога. Что, по Вашему мнению, можно предпринять, чтобы люди, народы разной веры уважительно относились друг к другу? — В наши дни проблема мультикультурализма стоит особенно остро. Ученые, политики и общественные деятели ищут общую основу для развития общества, в котором представлено множество культур и религий. И некоторые из них хотели бы видеть секуляризм в качестве нейтральной основы для мирного сосуществования. Но это в корне неверно, так как подобный подход делает публичную сферу одинаково враждебной всем верующим, которые при этом не знают ничего об убеждениях друг друга, а поэтому испытывают недоверие и подозрительность. Чтобы установить прочный межрелигиозный мир, необходимо создать такие общественные отношения, которые соответствуют представлениям верующих всех традиционных религий о правде и справедливости. Это должно оставлять возможности для публичной религиозно мотивированной деятельности не в ущерб людям иной веры. Разумеется, это некий идеал, но опыт показывает, что любые усилия в этом направлении приносят свои плоды. Историческая Россия сохранила большинство религиозных культур, давала возможности для сохранения множества обычаев и традиций, ограждала публичное пространство от безнравственности. Именно это позволило избежать межрелигиозных противостояний, утвердить взаимное уважение и добрососедство. Результаты этой политики до сих пор скрепляют полирелигиозное общество России и многих других стран, ранее входивших в состав Российской империи.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1822127...

Архив Пн Представители Белорусского экзархата приняли участие в состоявшемся в Минске межрелигиозном семинаре « " Открытые проблемы " этики в душепастырской работе» 26 октября 2021 г. 13:44 25 октября 2021 года в Международном образовательном центре имени Йоханнеса Рау в Минске в рамках цикла образовательных мероприятий «Душепастырская работа и духовное свидетельство в XXI веке» состоялся межрелигиозный семинар на тему « " Открытые проблемы " этики в душепастырской работе». Семинар прошел при организационной поддержке Международного общественного объединения «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла», религиозных общин и организаций. Мероприятие было организовано с целью обмена опытом религиозных сообществ на основе традиционных духовно-нравственных ценностей с учетом новейших тенденций в решении так называемых открытых проблем этики. В ходе дискуссий и во взаимодействии в рабочих группах участники поделились примерами своего разнообразного духовного опыта, рассмотрели возможность наилучшего разрешения трудных этико-нравственных дилемм в повседневной жизни современного верующего через призму личной ответственности и осмысления таких феноменов, как покаяние, прощение, примирение. Программа семинара включала обсуждения докладов, дискуссии, мастер-классы, работу в группах. Со стороны  Белорусской Православной Церкви  на семинаре выступили: протоиерей Сергий Гордун, первый проректор  Института теологии БГУ , кандидат богословия, с докладом «Душепастырская работа в контексте вызовов современности»; священник Святослав Рогальский, председатель правления Международного общественного объединения «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла», кандидат богословия, доцент кафедры библеистики и христианского вероучения Института теологии БГУ, с докладом «Вклад  митрополита Филарета (Вахромеева)  в межконфессиональный и межрелигиозный диалог в Беларуси. Начало и продолжение сегодня»; протоиерей Алексий Васин, кандидат богословия, доцент  Минской духовной академии , клирик Всехсвятского прихода г. Минска, с докладом «Христианский ответ на так называемые " открытые проблемы " экологической этики».

http://patriarchia.ru/db/text/5856044.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010