Митрополит Волоколамский Иларион выступил на международной научной конференции «Диалог культур и цивилизаций» 15 марта 2019 г. 19:59 15 марта 2019 года в Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ) состоялось открытие международной научной конференции «Диалог культур и цивилизаций», организованной Институтом гуманитарных и прикладных наук МГЛУ и Институтом всеобщей истории Российской академии наук. Цель конференции — обсуждение теоретических, исторических и прикладных аспектов проблемы диалога культур и цивилизаций, его возможностей в современном мире. Участники форума получили возможность обсудить новые модели и принципы межкультурного, межцивилизационного, межконфессионального взаимодействия в ситуации кризиса диалоговых коммуникативных стратегий, их философское, культурологическое, психолого-педагогическое обоснование. В числе присутствовавших в актовом зале были ректор Московского государственного лингвистического университета И.А. Краева, директор Института гуманитарных и прикладных наук МГЛУ Ч.Б. Далецкий, руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , преподаватель кафедры теологии МГЛУ протоиерей Лев Семенов, преподаватели и студенты МГЛУ. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион посвятил свое выступление на конференции теме «Актуальность межрелигиозного диалога в современной системе международных отношений» , отметив, в частности, что диалог культур и цивилизаций напрямую связан с диалогом религий, потому что именно религия играет основополагающую роль в жизни и культуре любой цивилизации. Владыка Иларион привел ряд примеров межрелигиозного сотрудничества в сферах миротворчества, расширения взаимопонимания между людьми, благотворительности, образования и других. В заключение выступления председатель Отдела внешних церковных связей выразил надежду на то, что религиозные организации и академическое сообщество найдут общий язык в противостоянии современным кризисам и упреждении будущих угроз.

http://patriarchia.ru/db/text/5392928.ht...

Конференция «Межкультурный и межконфессиональный диалог как основа мира и устойчивого развития» прошла в Москве Москва, 17 сентября 2007 г. 14 сентября 2007 года в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялось открытие международной научно-практической конференции «Межкультурный и межконфессиональный диалог как основа мира и устойчивого развития». Конференция проходит при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве, Министерства иностранных дел РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства образования и науки РФ, Государственной Думы РФ, Российского философского общества, Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов. В ее работе участвуют политики, ученые, общественные деятели, а также представители Русской Православной Церкви, Духовного управления мусульман России, Конгресса еврейских общин и Федерации еврейских организаций России, Буддийской традиционной сангхи и других религиозных организаций. Целью конференции является содействие развитию диалога между представителями различных культур и конфессий, сосуществующих в условиях глобализации, а также распространению идей демократии, свободы совести и общечеловеческих ценностей, сообщает Патриархия.ru. Участники конференции намерены выявить основные тенденции в развитии межкультурного и межконфессионального диалогов, рассмотреть состояние государственно-конфессиональных отношений в современной России и странах-участницах СНГ, обсудить роль и место средств массовой информации в создании атмосферы доверия между представителями различных религий и культур. Программа конференции также включает в себя проведение открытого заседания международной сети кафедр ЮНЕСКО по проблемам межкультурного и межрелигиозного диалога. Выступая на открытии конференции, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата  епископ Егорьевский Марк отметил, что «в настоящее время тема диалога между представителями различных религий и культур является весьма актуальной, однако в данном направлении нередко возникает соблазн " легкого пути " — люди говорят о диалоге, не упоминая при этом о различиях, существующих между культурами и религиями. В результате некоторые конференции и форумы превращаются в медийные шоу». В качестве примера епископ Марк привел дискуссию относительно введения в школах предмета «Основы православной культуры». «Одним из аргументов в свою пользу противники этого предмета называют разделение, которое, по их мнению, неизбежно возникнет среди детей. Однако подобный подход и выявляет нежелание вести конструктивный диалог», — отметил владыка.

http://pravoslavie.ru/23968.html

Россия может помочь США начать партнерский диалог с исламским миром Москва, 8 июня 2009 г. Без полноценного партнерского диалога между мусульманским миром и США мир может скатиться к очередной серьезной угрозе военных действий, считает зампред комитета Совета Федерации по международным делам Василий Лихачев. Оценивая в интервью " Интерфаксу " итоги визита президента США Барака Обамы на Ближний Восток, он отметил, что " команда Обамы включает прагматичных людей, которые понимают, что от предыдущей американской администрации им в наследство достались проблемные вектора и необходимость исправлять допущенные ошибки, особенно в условиях неприятия международным сообществом американского подхода и действий в различных точках земного шара " . " США могут сыграть свою позитивную роль в мире, если американские идеалы, ценности и образы будут восприниматься в нем как достаточно реалистичные, и желание Обамы в этом направлении является искренним и позитивным " , - отметил В.Лихачев. " С другой стороны, - считает он, - недостаточно одного желания со стороны американского президента, и необходимо, чтобы за прозвучавшими декларациями в ходе визита на Ближний Восток пошла череда конкретных и практичных действий, которые должны опираться на общепринятые принципы современного мирового права " . " Если не будет этой формулы, обеспечивающей взаимопонимание народов, не будет налажен межнациональный, межконфессиональный диалог, реальных результатов, даже на фоне призывных деклараций о партнерском сотрудничестве, состояния позитива в отношениях США с мусульманским миром не возникнет " , - убежден В.Лихачев. Он также считает, что без России, опирающейся на позитивный опыт взаимодействия СССР со странами третьего мира, США не смогут наладить конструктивный диалог на Ближнем и Среднем Востоке. " Без участия России этот процесс будет весьма затруднителен, в том числе с точки зрения достижимости полноценного диалога с мусульманским миром, который также должен осуществляться с привлечением институтов ООН " , - считает В.Лихачев. 8 июня 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/30698.html

Новости Папа Римский считает жизненно важным диалог христиан с мусульманами 26.11.2015 13:27 Найроби, 26 ноября. Папа Римский Франциск заявил в четверг лидерам христианской и мусульманской общин Кении, что у них нет альтернативы, кроме как вести диалог на фоне нападений в последнее время экстремистов, сообщает " Интерфакс-Религия " со ссылкой на американское издание " Вашингтон пост " . " Сейчас я думаю о важности нашей общей веры в то, что Господь, которому мы стараемся служить, это Господь мира " , - сказал понтифик во время встречи с лидерами общин. По словам понтифика, межконфессиональный диалог является принципиально значимым предметом, а не выбором между различными вариантами. По прибытии в Кению, откуда началось африканское турне папы Римского, он заявил, что религия не может использоваться для оправдания насилия, и посетовал, что " очень уж часто из молодых людей делают радикалов во имя религии, чтобы сеять раздор и страх " . Понтифик также отслужил мессу в Найроби. 27 ноября папа Франциск отправится в Уганду, а уже 29 числа понтифика ждут в ЦАР. " Вашингтон пост " напоминает, что Кения неоднократно подвергалась атакам со стороны группировки " Аш-Шабаб " , связанной с " Аль-Каидой " . В апреле этого года боевики " Аш-Шабаб " напали на университет в кенийском городе Гарисса, в результате чего были убиты 148 человек. Позднее боевики утверждали, что лишали жизни исключительно христиан: студентам-мусульманам было разрешено покинуть здание университета. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

1610 Подр. см.: Барсамов Н.С. Сообщение об археологических раскопках средневекового городища в Коктебеле 1929–1931 гг. – Феодосия, 1932; Кропоткин В.В. Из истории средневекового Крыма. – С. 199 и след.; Бабенчиков В.П. Итоги исследования... – С.100–114, Якобсон А.Л. Раннесредневековые поселения Восточного Крыма. – С. 482–483; Якобсон А.Л. Средневековый Крым. – С. 40; Майко В.В. О локализации Фулл... – С. 137–142; Майко В. Храмовый комплекс... – С. 137–140; ср.: Зубарь В.М. Об основных тенденциях процесса христианизации населения Юго-Западного Крыма//X сб. – 1999. – Вып. 10. – С . 293. 1611 Ср.: Майко В. Храмовый комплекс... – С. 139, 141; Майко В.В. К вопросу о рунических и тамгообразных знаках... – С. 226–236. 1613 Показательно, что тип плитовой могилы, генетически связанной с такой же погребальной конструкцией, давно распространенной от Скандинавии до Средиземноморья, в том числе и у населения Таврики античного времени, в данном случае является упрощенным вариантом каменных склепов, почти не известен в Приазовье и совсем не известен в Подонье, то есть в области салтово-маяцкой культуры, которая обязана своим происхождением выходцам с Северного Кавказа (см.: Корпусова В.М. Об одной особенности христианского погребального обряда средневекового населения Восточного Крыма//Сугдея, Сурож, Солдайя в историй и культуре Руси-Украины: Материалы науч. конф. – К.; Судак, 2002. – С. 132–134; Ляпушкин И.И. Памятники салтово-маяцкой культуры в бассейне р. Дона: Труды Волго-Донской археологической экспедиции. Т.1//МИА. – 1958. – – С. 145–146; Шоро I.C. [Рец.: Магомедов Б.В. Черняховская культура: Проблема этноса. – Lublin: Wzdwo Uniwersytetu Marii Curie-Sklodowskiej, 2001.–290 С. ]//Apxeoлoriя. – 2003. – – C. 146, прим. 4, там же литература вопроса; Чхаидзе В.Н. Средневековые погребения в каменных ящиках... – С. 53–86). По этой же причине сомнительным представляется распределение этносов в зависимости от конструкции могил (плитовые – германцы, грунтовые – праболгары, склепы – греки и аланы) (ср.: Айбабин А.И. Этническая история... – С. 104; Майко В.В. К вопросу о локализации некрополей Тепсеньского городища//Восток-Запад: межконфессиональный диалог. – Севастополь, 2003. – С. 63). Даже если в таких тепсеньских плитовых могилах хоронили салтовцев, это были подвергшиеся ромейской интеграции христиане, поэтому настораживает излишне категоричное мнение о расположении их вперемежку с языческими погребениями (см.: Майко В.В. О месторасположении православной Фулльской епархии. – С. 104; Майко В.В. Плитовые христианские некрополи тюрко-болгарского памятника на плато Тепсень в Юго-Восточном Крыму//Восток-Запад: межконфессиональный диалог: Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2002. – С. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме этого, необходимо всемерно развивать диалог между религиозными сообществами, а также между представителями религий и сторонниками секулярного мировоззрения. Межконфессиональный (в пределах христианства) и межрелигиозный диалог ведется давно. Но раньше это было делом самих религий, а сегодня в нем должно быть заинтересовано общество в целом. Надо прямо сказать, что это трудный диалог. Однако в современных условиях альтернативы ему нет. Верующие и неверующие должны вместе содействовать общему благу. Возвращаясь к позитивным примерам, должен сообщить, что в нашей стране в настоящее время успешно действует Межрелигиозный совет России, созданный по инициативе Русской Православной Церкви. В него входят лидеры представленных у нас мировых религий - христианства, иудаизма, ислама и буддизма. Недавно создан также и Межрелигиозный совет стран СНГ. Кроме того, разработан и реализуется план совместной деятельности Русской Православной Церкви и Федерации еврейских общин России, предполагающий проведение научных конференций и " круглых столов " с участием ученых и религиозных экспертов. Одна из главных целей такого сотрудничества - систематическое разъяснение через средства массовой информации недопустимости любых видов ксенофобии и антисемитизма. Благодарю за внимание. http://www.mospat.ru/text/week/id/9650.html Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Летний богословский институт в Подмосковье, 2014 г. – Но есть еще один проект – Летний институт по богословию и науке. Чем он отличается от ЛБИ? – Да, в этом летнем проекте другой принцип: «входной билет» не предполагает базового богословского образования, но зато нужен высокий образовательный ценз. Среди слушателей есть кандидаты и доктора наук, однажды было даже 7 докторов наук. Этот летний институт (ЛИБН) – междисциплинарный: вместе собираются философы, физики, богословы и не только – те, кому со стороны науки важна богословская перспектива, или наоборот – богословы, которым важно понять научные парадигмы. Акцент там не столько на лекциях, сколько на круглых столах, семинарах, где уже состоявшиеся ученые обсуждают общие проблемы на хорошем академическом уровне. По нашим правилам, институт можно посетить только дважды (ЛБИ и ЛИБН), но многие с удовольствием приехали бы еще и еще раз. – Ну и наконец – конференции ББИ. Кажется, конференциями сейчас никого уже не удивишь. В чем особенность этой работы в ББИ? – Как я уже сказал, конференции нужны нам не сами по себе, не «для галочки». Они, как и семинары, и круглые столы, и студенческие чтения, возникли из естественной потребности развивать богословскую среду в диалоге и сотрудничестве. Я имею в виду диалог в самом широком плане: диалог богословия и науки, церкви и общества, христианства и культуры, межконфессиональный, межрелигиозный и междисциплинарный диалог. Это просто как форма жизни, особенно необходимая сейчас в России. Вот пример: одна из конференций, которая состоится 24-27 сентября, посвящена теме «Библеистика и перевод Библии на постсоветском пространстве», она приурочена к выходу в свет нового перевода Библии . Над этим переводом 22 года в Институте перевода Библии в Заокском работала межконфессиональная группа библеистов и филологов, а издан этот перевод в издательстве ББИ. Конференцию устраивают вместе, в диалоге и сотрудничестве, наш институт, Институт перевода Библии в Заокском, католический Институт св. Фомы, Амстердамский свободный университет.

http://pravmir.ru/tri-v-odnom-kak-prints...

- Какие задачи стоят перед институтом св. Фомы? Меняются ли они со временем? - Задачи, стоящие перед институтом, не изменились с момента основания. Христианское вдохновение института основывается на верности христианскому посланию и способствует развитию интеллектуальной традиции, заботится об интеграции веры с жизнью как неотъемлемого понимания человеческого существования и культуры. В рамках своей уникальной образовательной программы институт святого Фомы уделяет особое внимание диалогу в межкультурной, межэтнической, межконфессиональной среде в атмосфере взаимоуважения и свободы. Студенты имеют возможность заниматься изучением основных мировых религий (христианства, ислама, иудаизма, буддизма, индуизма) и их священных текстов, рассмотреть религию в её философском, социологическом, антропологическом, психологическом аспектах и творческом выражении. - Дает ли Институт св. Фомы высшее образование?  - Нет, наш институт существует как негосударственное учреждение дополнительного профессионального образования, которое предоставляет диплом об освоении дополнительных общеобразовательных программ. Но хочу подчеркнуть, что образование с точки зрения иезуитов -- это интегративный процесс, который касается всей целостности личности. Поэтому нам важно, чтобы студенты не только получили информацию, но и прожили человеческий и духовный опыт во время обучения. Например, в этом году мы провели серию экскурсий в религиозные общины Москвы и  музеи. Мы приглашали в институт интересных гостей, многие студенты принимают самое живое участие в наших конференциях. Мы хотим, чтобы наши выпускники имели не только багаж знаний, но и были более открытыми к людям разных культур и вероисповеданий, к духовности.   - Расскажите, пожалуйста, об основных образовательных программах. - Сейчас мы приглашаем слушателей на три учебные программы. На курсе «Вера и диалог» на основе серьезной философской и богословской базы рассматриваются взаимоотношения  между мировыми религиями или между различными христианскими культурами, диалог веры и науки, творения и эволюции, морали и религии, религии и политики.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Вершиной деятельности Санкт-Петербургского отдела стало участие его представителей в межконфессиональных Боннских конференциях в 1874–1875 годах, где православной стороне удалось добиться признания старокатоликами неправомочного включения Filioque в Символ веры. В Боннских конференциях принимал участие также вышеупомянутый Иосиф Овербек. После Боннских конференций диалог Российской Православной Церкви со старокатолическим движением, не дав практических результатов, на этом промежутке времени завершился. В письме старокатолического профессора Деллингера к англо-континентальному обществу в Англии причиной завершения диалога названа агитация, которую вел против объединения старокатоликов с православными доктор Иосиф Овербек, и критика англиканского доктора Эдварда Пьюзея старокатоликов, и их уступка православным в вопросе о Filioque. Однако очевидно, что старокатолики прекращают отношения с Православной Церковью по собственной инициативе . В 1879 году, руководствуясь 3-м пунктом программы Общества любителей духовного просвещения, Иосиф Овербек, желая выяснить положение, в котором находится его дело, обратился к секретарю Санкт-Петербургского отдела и стороннику межконфессиональных диалогов генералу А.А. Кирееву, прося предоставить ему необходимые материальные средства для поездки в Константинополь. Киреев обратился за оказанием материальной помощи Овербеку к К.П. Победоносцеву, но «получил от него лишь полу-согласие, во всяком случае, для покрытия путевых расходов достаточной суммы в Синоде не найдется» . Средства на поездку в Константинополь, благодаря ходатайству генерала Киреева, были выделены Великим князем Константином Константиновичем , после чего Овербек направился из Англии в Грецию, чтобы понять, в каком положении находится его вопрос. Из Лондона Иосиф Овербек приезжает сначала в Афины, где находится в течении семи дней вместе с профессором Афинского университета доктором Дамаласом, который дал Овербеку рекомендательные письма к Константинопольскому Патриарху .

http://bogoslov.ru/article/2669440

Плоды такого диалога не проникают до уровня grass roots и не оставляют глубоких следов. Но, наряду с этой моделью религиозного диалога, существует и другая, основанная на ином типе коммуникации. В институционализированном диалоге практикуется формализованная коммуникация структур, или, в компьютерной лексике, «общение протоколов». Альтернативная же модель основывается на личном общении, у которого коммуникационные свойства радикально иные: здесь, в частности, пространство диалога намного шире, в него включаются и все индивидуальные особенности сторон, так что последние могут выразить себя гораздо полней. Поэтому привлечение такой модели могло бы дать ценные результаты, однако ее практическая осуществимость не очевидна: разумеется, диалог религий не есть диалог отдельных лиц. Но данная трудность оказывается преодолимой. Можно указать, по меньшей мере, два пути, на которых межрелигиозный диалог может привлечь в свою сферу мощные ресурсы личного человеческого общения. Один из этих путей хорошо известен и активно используется в экуменических, межконфессиональных контактах христиан. Речь идет о разнообразных видах неформального коллективного общения — общения самых разных групп, возникающих чаще всего снизу, спонтанно и по собственной инициативе входящих в межконфессиональные контакты опять-таки неформального характера. За счет ключевого условия неформальности, общение в таких контактах, хотя они и коллективны, в существенном может оставаться личным общением, не преобразуясь в «общение протоколов». Подобные контакты питаются, прежде всего, живым интересом к личному опыту и облику другой стороны; и в последние годы они достигли уже таких масштабов, что зримо сказываются на общей ситуации, общей атмосфере в межконфессиональных отношениях. Достаточно указать здесь единственный пример встреч в Тэзе (Франция), ежегодно собирающих многие тысячи христиан всех конфессий и номинаций, но при этом сохраняющих характер личных встреч, прямых обменов личным духовным опытом. Является очевидная мысль: разве же этот путь диалога не может быть применен также в контактах между религиями? Вполне понятно, отчего он не получил до сих пор распространения в этой сфере: взаимная удаленность сторон здесь гораздо больше, и потому гораздо реже, трудней возникает здесь необходимая предпосылка встречи: доверие к подлинности духовного опыта Другого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010