Наш отечественный подвижник преподобный Сергий Радонежский также стремился к монашеству и уединенной жизни еще в юности, но ради отца и матери откладывал исполнение этих желаний. " Сын мой, — говорили ему родители, престарелые Кирилл и Мария, — побудь с нами до нашей смерти. Не оставляй нас! Закрой нам глаза, а там поступай по желанию сердца своего, как Господь укажет тебе! " И покорный сын свято исполнил просьбу родителей: он оставался с ними до их смерти, оберегая и поддерживая их старость, и только похоронив их, принял иночество и ушел в пустыню. Другой великий подвижник — святитель Савва, архиепископ Сербский, выполнял за своего старика-отца все подвиги и молитвы аскетической жизни, которые тот уже не мог нести по дряхлости своей, взяв на себя, таким образом, двойное бремя подвижничества — за себя и за отца. Почему Важна пятая заповедь и почему святые угодники так строго соблюдали ее?! Мы знаем, что все заповеди даны Господом для блага самого же человека. Они представляют собой те духовные основы жизни, утверждаясь на которых, человек может создавать себе счастье и прочную будущность. Я вывел их из земли Египетской, — говорит Господь устами пророка, — и привел их в пустыню, и дал им заповеди Мои, и объявил им Мои постановления, исполняя которые человек жив был бы через них (Иез. XX, 10-11). То же следует сказать, в частности, и о пятой заповеди, она необходима прежде всего для нас самих. Во-первых, это лучшая школа послушания. Ничего не может быть проще, легче и естественнее, как научиться послушанию в семейной обстановке, в подчинении родителям. Это самое легкое послушание, которое знает жизнь. Если даже у строгих родителей оно соединяется с требовательностью и некоторой суровостью, отчего кажется порой трудно переносимым, то все же это чувство тяжести и неприятной принужденности смягчается родительской любовью и заботливостью. Родителям подчиняться легче, чем чужому человеку уже просто потому, что они — родители, самые близкие люди, потрму, что мы им всем обязаны, потому, что даже внутренне не соглашаясь с их требованиями, мы все-таки знаем, что эти требования всегда преследуют нашу пользу, как бы их ни понимала родительская любовь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Не наступило ли то заключительное время по пророчеству святителя Филарета Московского: Рим, Троя, Египет, Россия, Библия? Вот, сокращается день и увеличивается ночь. В какую тьму египетскую погружается человечество. Время подходит к концу. 6 декабря в аргентинском городе Сан-Хуане 17 тысяч голых извращенцев, « городские жители, содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом » (Быт. 19: 4). Окружили христианский храм, как это было в те далекие библейские времена. Прихожане, взявшись за руки, встали живой цепью на защиту собора Иоанна Крестителя, подставив свои тела под удары как мишень. Беснующиеся педерастки и педерасты более часа изощренно измывались над верующими христианами. Плевали, бросали срамные предметы в лицо, распыляли из баллончиков краску в глаза, в нос, в губы. С головы до ног обливали краской. Всего срама не перечислить, что вытворяли нелюди. Молодые люди, защищавшие храм, терпели настоящие муки. Обливаясь слезами, с забрызганными краской лицами, они творили молитвы, но с места не сходили. Ни на миллиметр. Обращались к Богородице: Пресвятая Мария, помоги нам. Их лица выглядели как лики мучеников. Полтора десятка защитников веры обратились в больницы за медицинской помощью. Полиция осталась в стороне от произошедшего. Такое массовое, агрессивное гонение на христиан и кощунство является чрезвычайным мировым событием. Бесы в человеческом теле взяли беспрецедентную власть. Как будто открылась некие врата, совершился тектонический сдвиг, «черная дыра» или «черный квадрат» разверзся, и хлынули потоки нечистой силы. После того, как римский предстоятель объявил, что он не осуждает гомосексуалистов, эти самые содомляне перестали быть предосудительными. Перестали быть вне заповеди Божией. То есть стали Телом Христовым без оставления греха. Грех стал нормой. Бесы перестали быть осуждаемы, перестали быть врагами Божиими. Но: какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2Кор. 6: 15). Князь мира сего осужден (Ин. 16: 11), - говорит нам Христос, истинный Бог наш. Аминь

http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/10/vr...

Не удивляйтесь, христиане, безумию Ирода; – то был язычник, идолопоклонник; – вы должны не только удивляться, но и ужасаться, если я вам скажу, что и между христианами есть такие любовники – Ироды, и любовницы Иродиады, которые занимаются худыми и грешными делами; которые за бесстыдное обращение с ними любовниц – готовы отдать все – и самую жизнь. Они не думают о том, что прелюбодеи и прелюбодейцы не наследуют царствия небесного; но умрут лютою смертью, и будут брошены навеки в озеро огненное; – ибо в откровении написано: за то, что она развратничала – в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее 94 . Знаю, что ни слов моих, ни слов Божиих не хочет слушать род лукавый и прелюбодейный, – ни любовники, ни любовницы не ужасаются вечных мучений ада, – они потеряли всякий стыд и всякий страх Божий; но не забывайте вы того, что смерть впереди, и суд Божий впереди, и адские мучения впереди нас. День ото дня ты себя обманываешь и говоришь: „быть может покаюсь, быть может Бог простит“. Ева однажды только согрешила – и то Бог наказал смертью ее и весь род человеческий; – а ты, быть может, давно грешишь, давно не говеешь, или и говеешь – да не каешься. Удовольствия от страстей и похотей скоро забудешь; а вечные муки не преминут тебя, ты их не избегнешь никогда. Мария Египетская 48 лет оплакивала свою развратную жизнь – в посте, слезах и величайших подвигах, а ты не знаешь конца своему разврату. Перестань же оскорблять Бога всемогущего, у которого много средств наказать тебя – ты, которая не разрываешь преступной связи с любовником. Боже! Боже! как Ты долготерпелив к нам грешным; все еще Ты ожидаешь обращения и покаяния грешников. Горе, горе миру от разврата и пьянства. Боже! дай всем нам силу покаяться и не погибнуть до конца. Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Однажды подходит ко мне духовное чадо и говорит: – Батюшка, можно ли просить у Бога смерти? – А что такое? – спрашиваю. – Мне страшно жить... За все придется отвечать: за каждый шаг, за каждый взгляд, за каждое слово. Лучше сейчас умереть, а то к старости накопится много грехов. – А ты не складывай их в чемодан. Шаг, взгляд, праздное слово – это не смертные грехи. Они страшны только для тех, кто не обращает на них внимания, кто не признает их за грехи, не кается и не исправляется, так сразу же проси у Бога прощения перед своим крестиком, как делала преподобная Мария Египетская, а потом покаешься отцу духовному и будешь нудить себя к исправлению, то от этих грехов и следа не останется. Для тебя сейчас страшнее умереть, чем жить, потому что к покаяниюто ты пришла, а вот плодов-то покаяния у тебя пока еще нет. А чтобы страшно не было умирать, надо запастись плодами покаяния. Умереть легко. Малодушные даже кончают самоубийством. Это те, кто не желает бороться с трудностями, но такие достойны сожаления и даже презрения. За таких Святая Церковь не молится. Кто нам дал право распоряжаться своей судьбой? Не по своей воле мы родились, не по своей воле должны и умереть! У Бога просить смерти – это дерзость! Это явное доказательство того, что мы не желаем жить по воле Божией. Понятно? – Понятно, батюшка, а что такое плоды, достойные покаяния. – Плоды, достойные покаяния, – это христианские добродетели и добрые дела. В Евангелии много пишется о плодах покаяния. Вот, например, евангелист Лука пишет: Сотворите же достойные плоды покаяния ( Лк.3:8 ), а потом поясняет: У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же ( Лк.3:11 ). А вот еще плоды духовные: Облекаемся, как избранные Божии, в милосердие, долготерпение, благость, смиренномудрие, кротость и любовь ( Кол.3:12–14 ). Основной плод покаяния – любовь ( Ин.15:2–16 ). Апостол Павел говорит: Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. ( 1Кор.12:3–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Однако, человек живет и хочет жить по своей воле, игнорируя все святое. Такой человек уподобляется евангельскому богачу, попавшему в ад после своей кончины. На человеческую волю влияет сильно воля диавольская при помощи соблазнов и искушений, а также гипноза и атрофирования его свободной воли. В результате исполнения чужой и своей воли человек гибнет для вечности. Эта же чужая воля отвлекает его от воли Божией, заглушая в нем совесть, как голос Божий в его природе, и ставить на путь гибели. Господь Бог устами пророка Иезекииля говорит: “Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам во грехах ваших?” ( Иез.33:11 ). Способным к покаянию грешникам Господь дает Свою спасительную помощь подняться на высоту из бездны греха. Можно было бы привести много примеров, взятых из религиозной литературы и из жизни, подтверждающих действие благодати Божией в деле спасения грешников. Классическим примером может служить преподобная Мария Египетская, которая из бездны падения поднялась на высоту святости и подвижничества. В Житиях Святых подобных примеров можно найти много, да и все святые подвижники и пустынники были спасены по милости Божией. Для подтверждения сказанного наглядным примером является американский миллионер Шодт прошлого столетия. Шотландец по происхождению, он жил вдали от Бога, увлекался приобретением богатства и о душе своей не заботился. Состарился. Однажды поехал он за город на лоно природы. Прогуливаясь в поле, вдруг, молниеносно он вспомнил один случай из раннего детства. Припомнилась ему родная Шотландия и проповедь священника на тему: “Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа да будет” ( 1Кор.16:23 ). Во время проповеди люди падали в обморок. Вспомнил это Шодт и ужаснулся. Ведь, он всю жизнь не любит Господа Иисуса Христа, значит и он подлежит анафеме. Он пришел в ужас. Не мила ему была больше прогулка, быстро возвратился домой и здесь решил пожертвовать свое огромное состояние на благотворительные цели, а сам поступил в монастырь. Умер бедным и смиренным монахом-францисканцем.

http://azbyka.ru/religioznoe-chuvstvo-pr...

Она слезами своими омывает пречистые ноги Спасителя, прозревая, что скоро они будут пробиты гвоздями, которые есть ее грехи и грехи каждого человека. Грех кажется сладким, но он всегда беспощадно, смертельно жесток. И эта убийственность греха направлена на Самого Господа. Когда она так предстоит пред Господом, другой человек ? Симон фарисей ? думает: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7, 39). Господь, читая его мысли, обратился к нему: «Симон! Я имею нечто сказать тебе». Он говорит, что эта женщина действительно грешница, но ? прощеная. Это значит, что она глубоко покаявшаяся грешница. Глубина ее покаяния определяется любовью коГосподу, и, в свою очередь, исходит из осознания, как много Господь прощает ей. То, что уже никогда нельзя простить, и от чего, кажется, не может быть избавления. Чем больше грехов прощается этой женщине, тем большая любовь у нее ко Господу. И Христос рассказывает Симону фарисею притчу о двух должниках. Один был должен в десять раз больше другого. Но поскольку оба не имели, чем заплатить, заимодавец простил тому и другому. «Который из них более возлюбит его?» ? спрашивает Господь. «Думаю тот, ? отвечает Симон, ? которому более простил» (Лк. 7, 42?43). Мы все грехами своими неоплатные должники перед Господом. Один должен больше, другой ? меньше. Один должен пятьсот динариев, а другой только пятьдесят. Фарисей был меньший должник, но он тоже был должник. И, на самом деле, гораздо больший должник, чем он думал. И каждый человек больше должен Богу, чем он может заплатить. Никакие наши труды, никакие посты, никакие подвиги не могут дать нам возможность расплатиться с нашими грехами. Никакие слезы не могут омыть их. Прощение ? непостижимый дар бесконечной любви Господа. Оно предлагается всем, но принимают его только те, кто глубоко и искренне приносят покаяние. И здесь нам открывается великая тайна: чем большие грехи нам были прощены, тем больше мы должны возлюбить Господа. И еще нечто совершенно неожиданное: кто пришел к Богу от больших грехов, тот должен стремиться достигнуть большей святости. Мы знаем пример апостола Павла ? бывшего гонителя Церкви, того, кто больше всех потрудился для Господа. И преподобная Мария Египетская ? бывшая блудница ? обретает такую чистоту, перед которой не может не поклониться подвизающийся всю жизнь в подвиге поста и молитвы преподобный Зосима. И всякий, кто узнаёт, что такое грех и как любит Господь кающегося грешника, всего себя отдает Господу.

http://moral.ru/great-lent-5/

Особенно важны для нас последние слова этой притчи. Чтобы во всем получать защиту Божию, чтобы исполнялись прошения наши, надо принадлежать к числу избранных Божиих, надо исполнить то, чего требует от нас апостол Иаков: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердце, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» ( Иак. 4:8–10 ). Но почему же Господь сказал, что медлит защищать избранных Своих? Неужели Он, как гордые земные властелины, хочет того, чтобы долго и униженно просили Его? Нет, ведь гордость – свойство диавола, а Богу присущи благость и любовь, которая не превозносится над просящими. Весьма глубока та причина, по которой Господь медлит исполнять наши прошения даже тогда, когда мы просим о дарах Духа Святого. Причина в том, что молитва – наше общение с Богом, и в этом общении, таинственно и незаметно для нас, осуществляется то, о чем говорит апостол Иаков: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам». Святые, прошения которых всегда слышал и исполнял Бог , достигали этой близости долгими годами молитв и поста. Мир Божий не скоро и не легко снисходил в их сердца. Великая блудница Мария Египетская, когда Бог потряс ее душу ужасом перед нечистотою ее жизни, ушла в дикую пустыню и там в непрестанной молитве и посте обрела полный мир и покой только через семнадцать лет. Из блудницы она стала великой святой и ангелом во плоти. Все знают, как преподобный Серафим Саровский тысячу дней и ночей стоял на камне, в холод и в зной, под дождем и снегом. И творилось в сердцах великих праведников незримое таинство очищения, их сердца становились храмами Духа Святого. Как не похожа на упорный подвиг порывистая, хотя бы даже слезная, молитва людей, обычно живущих без Бога и обращающихся к Нему с мольбой только тогда, когда внезапно постигнет их несчастье и горе. Знаем мы, что и неверующие в Бога и даже хулящие Его святое имя, когда их постигают тяжелые и неожиданные беды или грозит смертельная опасность, вспоминают о Боге и молят Его о помощи. Они воображают, будто можно сразу получить просимое. Но «течет ли из одного источника сладкая и горькая вода " ( Иак. 3:11 )? А сколько таких, из уст которых течет только горькая, мерзкая вода: грязная ругань, клевета, доносы, сплетни – помои текут из уст их. И этими же нечистыми устами творят они молитву, беседуют с Богом. О, уста зловонные! Услышит ли их Бог, сбудется ли над ними святое обетование Христово?

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

от грехов, коих оброк смерть, – для служения Богу живому и истинному». Итак, смысл апостольского чтения тот, что если преобразовательная кровь ветхого завета, кровь жертвенных животных, освящала оскверненных, дабы чисто было тело, – то кольми паче кровь Христова очистит совесть нашу, душу и тело наше, – от всякого греха. И апостол Иоанн Богослов говорит, что кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха (ср.  1Ин. 1:7 ). Итак, пусть никто не унывает из грешников, сколь бы он ни был грешен, но да уповает получить прощение и очищение всех грехов своих; ибо мы имеем Спасителя, по благодати с нами присутствующего всегда в Церкви Своей, особенно, в святых Тайнах, Который снисшел очистить нас от всякого греха, только бы мы веровали в Него, искренно и невозвратно каялись и причащались с верою и любовию пречистого тела и крови Его. Так, воспоминаемая ныне святая Мария Египетская была первоначально погружена в бездну зол, в глубину разврата; но покаяние, вера и любовь, подвиги поста и молитвы, причащение святых Таин Христовых очистили ее, сделали ее святою и равноангельною. Будем и мы подражать ее вере, усердию в покаянии и молитве и в любви к Богу, ее жажде причащения тела и крови Христовой, – и Господь очистит нас от всякого греха, ибо у Господа милость, и многое у Него избавление: и Той избавит нас от всех беззаконий наших ( Пс. 129:6 ). В Евангелии нынешнего дня Господь наш Иисус Христос преподает нам то наставление, чтобы мы не домогались первенства и превосходства над другими из видов честолюбия и самолюбия, а домогались бы единственной угодной Богу чести – служить другим во спасение, как и Сам Христос Бог пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом ( Мк. 10:45, 43–44 ). Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов ( Гал. 6:2 ). Аминь. Беседа в великий понедельник Сегодня, возлюбленные братия, на утреннем богослужении читаны были три притчи: первая – о бесплодной смоковнице, вторая – об отце, имевшем два сына; один на просьбу отца: «чадо, иди сегодня, работай в винограднике моем», отвечал: «не хочу», а потом одумался и пошел; другой на ту же просьбу сказал: «иду», и не пошел; и, наконец, третья притча – о домовитом человеке, который, имея виноградник, обнес его оградою, ископал в нем точило, устроил башню, отдал его делателям и ушел, а потом, когда пришло время собрания плодов, послал рабов своих к делателям виноградника принять плоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Позднее Господь сказал Своему пророку: «Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни» ( Исх.11:5 ). И ниже «сказал Господь Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они» ( Исх.13:1, 2 ). В Евангелии говорится, как Дева Мария «родила Сына Своего первенца» и наречено было «Ему имя: Иисус» ( Мф.1:25 ). После распятия «Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших» ( 1Кор.15:20 ). Апостол Павел пишет, обращаясь к верующим: «Но вы приступили к горе Сиону... к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» ( Евр.12:22–23 ). В Откровении Иоанна Богослова говорится, что Христос «есть Свидетель верный, Первенец из мертвых и Владыка царей земных» ( Откр.1:5 ). Ниже о первенцах говорится: «Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» ( Откр.14:4 ). Первенец рождён первым, причём, не вдовой, «а вышедшей замуж девицей» 78 . Он обладает правом первородства – это «посвящение Господу ( Исх.22:29 ), особенное достоинство по самому первородству ( Быт.49:3 ), двойная часть из отцовского имущества ( Втор.21:17 ) и – в царском семействе – наследие престола по смерти отца ( 2Пар.21:3 ). Старший сын, во время отсутствия отца, был его представителем в доме» 79 . Первенец посвящался Богу. «Посвящение Богу первенцев состояло в том, что перворожденного мужского пола приносили в храм, и здесь он был представляем пред Господом... для выкупа 5 сиклями серебра... Согласно этому, и Богомладенец Иисус был принесен в Иерусалим» 80 , во храм Соломонов. Этому событию в православном Месяцеслове посвящён праздник Сретения, когда Богомладенца Христа принесли в Иерусалимский храм. В каноне праздника читаем: «Перворожден из Отца прежде век, Перворожден Младенец из Девы нетленныя» 81 . В последнем ирмосе канона прославляем Бога: «Перворожденное Слово, Отца Безначальна Сына, Первородящася Материю неискусомужно, величаем» 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Пример такого чистосердечного сокрушения о своем недостоинстве представляет Мария египетская. На исповеди преподобному Зосиме она рассказывала, что когда нога ее коснулась церковной паперти, ей показалось, что церковь , принимающая всех, ее к себе не принимала, и что какая-то невидимая сила не позволяла ей войти внутрь. После же того, как упавши перед иконой Богоматери, она искренно раскаялась в своей прежней жизни и дала обет никогда не возвращаться к ней, она не только вошла в церковь , но вечером того же дня удостоилась причащения тела и крови Христовой Если мне не веришь и сомневаешься, что всякому истинно кающемуся святое причащение служит к очищению от грехов, поверь непреложным словам Спасителя, повелевающим делать все это во оставление грехов. Истинно верующий должен верить всякому слову Спасителя и потому из одной боязни не устранять себя от причащения, а напротив, со страхом и трепетом приступать к нему. Подумай только, грешный человек, что Бог тебе не враг, а врач и хочет исцелить тебя, а не погубить; памятуй, что Он тебе Отец, ищущий твоего спасения, что он твой Промыслитель, заботящийся о тебе. Зачем же избегать божественных тайн Его? Не лучше ли получить от врача духовного исцеление и не жить больше с недугами греховными, не лучше ли прийти к Отцу и насытиться Его бессмертною пищею? Из Евангелия ясно, что причащающийся чаши Господней соединяется со Христом: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем». 109 В толковании этого места святой Феофилакт пишет; «Здесь-то мы постигаем великую святыню тайн Христовых». Выть в единении с Христом, иметь Христа в себе и самому соединиться с Ним, о, что может быть больше, важнее и дороже! Не причащающийся же чаши Христовой, пьет чашу бесовскую. Знаете ли, что есть такая чаша? Святой Иоанн Богослов в откровении своем пишет: «Я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными... И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями». 110 Вот это-то и есть чаша бесовская. Кто живет развратно; прелюбодействует, погрязает в нечистоте и порабощен страстями, тот пьет чашу бесовскую; о ней и апостол Павел говорит: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской». 111

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010