В душе трудника Божия живет тогда Христос, а Господь не уступит своего места врагу своему, ибо какое же может быть согласие между Христом и Велиаром ( 2Кор.6:15 ). Сам Господь оберегает тогда избранных Своих, очи Его обращены на праведников, и уши Его к воплю их. Воззовет праведник, и Господь слышит его и от всех скорбей избавляет его ( Пс.33:16, 18 ). Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их (lbid. 8 ст.). Сердце праведника бывает тогда до такой степени уверенно-спокойно, что если бы пришлось ему идти долиною смертной тени, то и тогда он не убоится зла. Господь охраняет исхождение и вхождение его отныне и до века ( Пс.22:4 ; Пс.120:8 ). «Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святой» – молится тогда выну угодник Божий. Конечная цель человеческой жизни есть наследие царства вечного, наследие вечно-блаженной жизни. Эта жизнь вечная начинается еще здесь на земле, ибо верующий в Сына Божия уже имеет жизнь вечную, имеет ее и ядущий плоть Его и пиющий пречистую кровь Его ( Ин.6:47, 54 ). Отличительные черты наступления в человеке царства Божьего – это праведность, мир и радость во святом Духе ( Рим.14:17 ). Припомните заключительный аккорд евангельских блаженств: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех ( Мф.5:12 ). Вот, эти радость и веселье Христовы и составляют финал всей подвижнической жизни и деятельности человека-христианина. И эта радость не зависит от радостно-счастливых внешних условий жизни праведника. Напротив эти условия могут быть с точки зрения мира сего ужасными, как напр., условия, среди которых кончал свою жизнь земную 3латоуст, кончали все исповедники и мученики, все преподобные подвижники и пустынножители, которые, как напр. Мария Египетская, не имели даже одежды, чем бы можно было прикрыть тело свое, и, однако, не смотря на весь ужас этих внешних жизненных неудобств и условий праведников, их сердце бывает полно блаженной радости и веселья, невозмутимого спокойствия и довольства. «Слава Богу за все», говорили они пред своей раскрытой могилой, в которую и опускались с отпечатком на лиц небесной радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

В крипте собора помещены фотокопии (негатив и позитив) Туринской плащаницы в натуральную величину, освященные в 1997 г. патриархом Алексием II как Нерукотворные образы Иисуса Христа. Рака с мощами сщмч. Илариона (Троицкого). Фотография. 2014 г. Рака с мощами сщмч. Илариона (Троицкого). Фотография. 2014 г. 17 июля 2008 г. группой паломников из Греции обители была подарена икона прп. Арсения Каппадокийского с частицей мощей, написанная в мастерской скита св. Анны на Афоне; рядом с преподобным на иконе коленопреклоненно изображен прп. Паисий Святогорец. В М. С. м. особенно почитаются сщмч. Иларион (Троицкий), мощи к-рого в мае 1999 г. поставлены на солее собора у юж. стены (25 мая 2017 торжественно перенесены на солею храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской); прп. Мария Египетская (частица мощей принесена 25 марта 2004 из монастыря свт. Николая Чудотворца на греческом о-ве Андрос, находится в Мариинском приделе); Царственные страстотерпцы имп. Николай II Александрович с супругой и детьми, к-рые изображены на редкой иконе «Снятие пятой печати» (1997), помещенной в иконостасе собора. Сюжетом образа послужили слова ап. Иоанна Богослова: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр 6. 9-11). Поскольку образ был написан до канонизации семьи Романовых, то имена членов царской семьи на иконе дописаны в 2000 г. В музейных собраниях сохранилось неск. реликвий, ранее принадлежавших М. С. м. Ковчег, в к-ром с нач. XVIII до сер. XIX в. хранились частицы мощей прп. Марии Египетской и блгв. кн. Михаила Ярославича, представляет собой серебряную шкатулку прямоугольной формы на 4 ножках-шариках (весом «4 фунта 38 золотников») с гравюрами на внешней и внутренней крышках.

http://pravenc.ru/text/2564214.html

В нашей православной церкви существует еще обет монашества и соединенного с ним подвижничества. В настоящем месте ограничимся замечаниями о различных видах подвижничества: пустынножительство (св. Антоний вел., Павел Фивейский, Онуфрий Вел., Мария Египетская и др.), затворничество (св. Авраамий, Иринарх, и др.), столпничество (св. Симеон, Никита, Даниил и др.), юродство (Симеон, Андрей) и т.д. Все это разнообразные пути, на которые вступали избранники Божии для выражения одного и того же, именно – беспредельной любви своей к Богу и готовности пожертвовать ради Бога всем земным. Удалялись ли они в пустыню или затвор, они хотели уклониться от мирского шума и мирских развлечений, чтобы сосредоточенно размышлять о Боге и день и ночь служить Ему. Избирая столпничество, они хотели и внешним образом быть, так сказать, ближе к небу и Богу, и в то же время неизменно утверждать свое бытие и жизнь на одном незыблемом основании, которое есть Бог. Принимая на себя подвиг юродства, они доводили самоотвержение и духовную нищету до того, что решались быть «безумными» в глазах мира и всеми презираемыми скитальцами на земле ( 1Кор. 1:27, 1:18–29; 3:18 ). Ко всем христианским подвижникам мы можем отнести слова ап. Павла: они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо он приготовил им город ( Евр. 14:16 ). Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ( Евр. 11:38 ). А себе самим мы должны сказать, имея в виду этих подвижников: Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предстоящее нам поприще ( Евр. 12:1 ). Спасение души С обязанностью любить Бога (возлюби Господа Бога твоего всем сердцем) Господь Спаситель непосредственно связывает обязанность любить ближних: возлюби ближнего твоего (Матф. 22и д.). Поэтому нам следовало бы говорить об обязанностях любви к ближним, но Господь заповедует любить ближнего, как самого себя: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Основываясь на любви к Богу, любовь к ближнему должна пройти через истинную любовь к самому себе, чтобы стать живой и деятельной. Кто уважает и истинно любит самого себя, тот будет уважать и истинно любить ближних. Кто чувствует потребность в снисхождении к себе и прощении, тот будет снисходителен и будет прощать других. Он будет исполнять слова Господни: во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними ( Матф. 7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

В сложившейся неразберихе каждый сам строит для себя непротиворечивую картину мира. Кто-то считает предательством Христа требование дезинфицировать лжицу. Кто-то, наоборот, радуется, что становится нормой то, что раньше делали на свой страх и риск отдельные священники (например, причащали с одноразовой ложечки больных раком детей с нулевым иммунитетом). Параллельно с этим формируется целый спектр идей об особенностях эпидемиологии в храме (от невозможности заразиться вообще до учения о том, что вирус в Чаше не умрет, но вернется к своему первозданному райскому состоянию и не будет никого заражать). Некоторые видят в эпидемии происки властей, стремящихся построить электронный концлагерь. Другие предлагают в своих квартирах подражать подвигу святых отшельников. Но удивительно, что очень редко пытаются увидеть за этим руку Божию.  Пророк Исайя. Фреска. Сербия, 1618 г. Библейские пророки видели волю Бога даже в обычных для того времени нашествиях иноплеменников. А сегодня большая часть христианского мира лишилась возможности посещать храм. Причем именно во время Великого поста и на праздник Пасхи. Сложно здесь не увидеть воплощения слов пророка Исайи , которые мы любим повторять друг другу в начале Великопостного периода: «Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их» (Ис 1:12–14). За что же Господь изгоняет нас из храмов? Вспомним, что Мария Египетская стала преподобной как раз благодаря тому, что Бог не пустил ее в храм. Почему же нас не пустили в храмы? Что в нашей жизни мы должны изменить? Как понять, чего от нас действительно ждет Господь? Да, последние десятилетия строилось «по три храма в сутки». Но произошло одно посещение Божие (так раньше называли бедствия), и эти храмы оказались не нужны. Более того, они стали обузой, как тот «тяжелый панцирь, дар царя», ставший виновником гибели Ермака Тимофеевича. Храмы, как и любая недвижимость, требуют денег на содержание и ремонт. А увеличение числа храмов за последние десять лет не увеличило числа воцерковленных православных. Прочим же православным храм интересен только как поставщик религиозных услуг. Нет услуг — нет денег, и приходская экономика начинает трещать по швам. 

http://blog.predanie.ru/article/koronavi...

В современном греческом тексте этого канона (и исходящем из него славянском послениконовском) конец ирмоса и тропарей 8-й песни имеет отличие: «препрославленный отцев и наш Боже, благословен еси». Но в других канонах прп. Козмы и более поздних песнописцев мы такого окончания не встречаем. Любовь к Богу, сопротивляясь бесстыдной ярости и огню, орошала огонь и смеялась над яростью, звучанием боговдохновенной разумной трехголосой лиры святых споря с музыкальными инструментами среди пламени. Препрославленный Боже отцов наших, Ты благословен! Тропарь 1. Богоделанныя скрижали Моисей, писанныя божественым Духом, яростию сокрушь. Но сего Владыка Рождьшую невреждену в небесныя сохрань домы, ныне внутрь всели. С Нею, играюще, вопием Христови: препрославленыи отец наших Боже, благословен еси. Здесь прп. Козма продолжает созерцание ветхозаветных прообразований Пресвятой Девы. В шестой песни он уже именовал Богородицу «Скрижалью богописанной». Теперь же он вводит контраст между прообразом и его исполнением. Библейская книга «Исход» повествует, что, когда Моисей сорок дней и сорок ночей пребывал в беседе с Богом на горе Синайской, его соплеменники, оставшиеся без твердого руководства пророка, заставили Аарона сделать им идола для поклонения. «Они… сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! " " (Исход, 32, 8). Когда сошедший с вершины Моисей увидел идола и совершаемый в его честь праздник с плясками, «он воспламенился гневом, и бросил из рук своих скрижали (на которых Божия сила чудесно начертала слова заповедей – С. С.) , и разбил их под горою» (Исход, 32, 19). Но это – прообраз, «тень истины», и он сам показывает в себе свое несовершенство, свое временное и преходящее назначение. Истинная же и совершенная Скрижаль Слова Божия – Приснодева Мария – по благодати Божией, была и остается непричастной какого-либо греховного осквернения. Она ни в чем не уклонилась от воли Бога, и Он сохранил Ее девственной в рождении, а в смерти избавил тело Пречистой от тления и вселил в небесные обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

В этом мире «всякий пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:13–14 ). Зовет Христос: «Кто жаждет, иди ко мне и пей... Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин. 7:37,39 ). «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную.... Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» ( Ин. 6:27,51,54 ). Вот божественная пища, которою Он питает Свою Церковь в пустыне, где уготовал ей место. В этой пустыне нет потоков слов суетной мудрости этого века, но есть «глаголы вечной жизни» ( Ин. 6:68 ), «словесное молоко» Слова Божия, питающего сердце. В этой пустыне нет всевозможных вод, услащающих язык и охлаждающих его в жару, но есть святая вода, есть святая агиасма – Богоявленская вода, освящающая всех, услаждающая душу и охлаждающая ее в зное земных невзгод. Здесь нет благовонных мастей и духов, но есть святое миро – благоухание Духа Святого. Нет жиров, утучняющих чрево, но есть святой елей, умащающий главу и благословляющий человека. Здесь нет изобилия яств и питий, но есть плоть и кровь Богочеловека, питающие в жизнь вечную. Взирай, душа, на таких пустынников, как святые Антоний Великий , Макарий Великий , Мария Египетская и многих других и их молитвами да дарует и тебе Господь силы бежать из мира суеты и греха в спасительную пустыню! Тысячу двести шестьдесят дней – это 42 месяца, или три с половиной года царствования антихриста. Рассвирепевший дракон, выпущенный перед кончиной века на короткое время творить беспрепятственно свои козни, направит в первую очередь все свои силы на борьбу с Церковью, чтобы пожрать всех чад ее. Церковь будет единственным настоящим противником антихриста. Никакие общественные системы, государства, финансовые силы, никакие учения и другие религии не устоят перед ним. Только Церковь противостанет ему, только ее чада не примут печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Важнейшей задачей для христианина становится сохранение образа Божия «Последовала еси Христу» – подвиг отшельничества, который несла преподобная Мария Египетская в пустыне за Иорданом, был в полной мере монашеским. Она стала примером для монахов последующих столетий, несмотря даже на то, что над ней не совершался постриг. Одной из ключевых идей монашества является максимальное уподобление Господу Иисусу Христу. Это соответствует словам святого апостола Павла: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14). Временность плоти и забота о вечной душе В тропаре гимнограф воспевает преподобную Марию: «Деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо (делами своими учила презирать плоть, ибо она прейдет), прилежати же о души, вещи безсмертней». Сама тема презрения плоти чрезвычайно сложна. Богословие древней Церкви, не отрицая философское наследие Платона, утверждало превосходство духа над телом. Такие идеи мы часто встречаем в святоотеческих творениях IV–VIII столетий. «В особенности зависели от него (Платона. – Л.М., С.К. ) в своей терминологии Дионисий Ареопагит и Григорий Назианзин», – поясняет Ярослав Пеликан . Однако не следует искать в рассматриваемом тропаре следы платонического спиритуализма. Временность плоти и пренебрежение ею в данном контексте рассматриваются через призму слов апостола Павла в Послании к римлянам: «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8, 1–2). Под «плотью» в контексте тропаря следует понимать житейские и материальные потребности, удовлетворением которых озабочен человек, живущий интересами мира сего. Для отшельника же заботы о мирском и телесном благополучии бессмысленны. Непостоянные и преходящие, блага мира сего играют с человеком злую шутку, оказываясь, на первый взгляд, более предпочтительными, чем конечная цель пути – единение с Богом. Поэтому отвергнуть плоть означает – отвергнуть житейские привязанности к временным благам, не позволить им обладать собой.

http://pravoslavie.ru/138674.html

Вот если мы будем не только терпеть уничижения, но и считать себя достойными их — тогда мы будем иметь смирение. Господь говорит, что смирению надо научиться у Него: «Яко кроток семь и смирен сердцем». Иисус Христос пришел на землю для того, чтобы «падшего праотца восставить образ»; «падший», ибо человек пал от своей гордости. Господь пришел, зрак раба приняв, во всем, кроме греха, сделавшись подобным нам — Он смирил Себя, смирил до смерти, «послушлив быв даже до смерти, смерти же крестной». Он постоянно свидетельствует ученикам, что пришел исполнить не свою волю, а волю Отца, и в Гефсиманском саду Он молится: «Отче, о если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет». И в молитве, которую Господь дал нам, Он заповедует говорить: «Да будет воля Твоя». Он нам дал Сам великий пример отношения к воле Божией, Он показал, что на этом зиждется наше делание. Мы должны творить волю Божию, а для этого нам нужно ее знать. Приобретается это знание рассудительностью, ибо «рассудительность есть постижение Божественной воли во всякое время, на всяком месте и во всякой вещи» (Лествица, Слово 26, 2). Но дается она тому, кто уже проходит путь делания, кто восходит по пути смирения. Нам же надо идти путем послушания, тем путем, которым шла Мария Египетская, отдавшая свою волю Своей Верной Поручительнице. Что же общего между послушанием и смирением? Вот что говорит Иоанн Лествичник: «Однажды спросил я одного из искуснейших старцев вразумить меня, каким образом послушание имеет смирение. Он отвечал: «Благоразумный послушник, если и мертвых будет воскрешать, и дарование слез получит, и избавление от браней досиг-нет, всегда думает, что это совершает молитва отца его духовного и пребывает чужд и далек от суетного возношения; да и может ли превозноситься тем, что, как сам сознает, сделал помощью другого, а не собственным старанием» (Лествица, Слово 4, 4). Итак, послушник тот, кто постоянно приписывает своему руководителю то, что он имеет в смысле тех или иных достижений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

– Вот, Мария Египетская, она сорок лет каялась… Вот как здорово получилось, очень хорошо получилось. А что разбойник, который был распят на кресте справа от Господа? Он мог что-то доброе сделать своими руками? Нет, они были прибиты за его грехи к древу. Он мог своими ногами пойти куда-то в святое место? Нет, ноги были тоже прибиты за его грехи и ужасные преступления к древу. Но этот разбойник покаялся, и Господь сказал: «ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Он ничего хорошего не успел сделать, и даже если захотел бы, то не смог – он был в состоянии смертной агонии. Но он оказался первым человеком, который вошел в Рай . Я вам об этом рассказывал, что когда он в Рай вошел, в Раю никого не было, все были в аду. А Господь сошел во ад и оттуда всех вывел: Давида, патриархов, праведников – и всех ввел в Рай. Они заходят в Рай – а там один разбойник ходит, благоразумный. Итак, проявим благоразумие веры, будем бодрствовать, и тогда Господь, несмотря на наши немощи, поможет нам. Откр.3:4 . «Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны». Святой Андрей Кесарийский поясняет: «То доброе приобрела ты, что иные из твоих членов не осквернились греховными делами в своей душевной чистоте. Они, сохранив одежду нетления неоскверненной, облекутся со Мною в пакибытии в светлые брачные ризы». Андрей Кесарийский обращается как бы от лица Христа-жениха к Церкви-невесте. Здесь говорится о том, что Христос хочет видеть свою Церковь -невесту чистой и незапятнанной. Вы знаете, как в старину серьезно относились к этому вопросу, – чтобы невеста была девицей, с хорошей репутацией, чтобы она известна была как трудолюбивая, добрая, не капризная, и даже был институт сватов, были свахи, в основном женщины занимались сватовством. Так вот, служение свах на Руси – это было Божье дело. Заниматься сватовством – это дело очень важное в христианской жизни. Вы знаете, кто устраивает браки в христианских общинах? Ангелы. В Писании сказано, что жены должны иметь на голове платок, и сказано: «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» ( 1Кор.11:10 ). Почему ради Ангелов? Ангелы, которые прилетают в наши собрания, – мы их не видим, – они смотрят: вот эта в платочке, у нее муж есть, эта без платочка – значит, она девица. И Ангелы помогают решать вопросы со сватовством. В Библии есть книга – Книга Товита. Вся эта Книга – рассказ о том, как Ангел помогал устраивать брачные отношения, Божий посланник с Небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Второе чудо воскрешения мертвеца имело место в городке Наин под Фавором. О нем божественный Лука извещает нас такими словами: После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подошед, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нем распространилось по всей Иудее и по всей окрестности ( Лк.7:11–17 ). Прежде всего, Феодул, обрати (букв.: задержи, – Ред.) внимание на сии слова: Господь сжалился над нею. Пожалел Иисус вдовицу, оплакивавшую своего единственного сына, свое незабвенное утешение. Не слышали мы, чтобы индийские факиры совершили некое чудо из сострадания к людям. Не поступали так ни египетские маги, ни дельфийские пифии. Но все, что они сделали, все это удалось им учинить с помощью черной магии, то есть при содействии ограниченной силы бесовской – и то [лишь] либо корысти ради либо ради славы от людей. Какая громадная разница между ними и Христом Человеколюбцем, творившим толикие Божественные чудеса из сострадания и любви к людям! Далее, видим, что Иисус коснулся рукой не самого умершего юноши, а лишь его одра и после этого молвил слово. Итак, налицо опосредованное прикосновение и слово. И мертвец ожил. А вот и третий эпизод, где прикосновения – ни прямого, ни косвенного – нет вообще, но действует только слово. И по сей день если из Иерусалима отправиться на мулах через Елеонскую гору, то через два часа доберешься до селения Вифания. Там и ныне показывают место, где стоял дом Лазаря Четверодневного, названного так потому, что четыре дня лежал он мертвым в могиле. Этот Лазарь был другом Иисуса, а его сёстры, Марфа и Мария, служили Господу, когда бы ни наведался Он к ним по пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010