IV. История пребывания Иисуса Христа на земле от воскресения до вознесения Его на небо 104. Воскресение Иисуса Христа. Явления Его Марии Магдалине и женам-мироносицам. Мф. 28:1–15; Мк. 16:1–11; Лк. 24:1–12; Ин. 20:1–18. Когда Иосиф и Никодим погребали тело Господа, Мария Магдалина и Мария Клеопова смотрели, желая знать, где именно положат Его. Смотрели издали и другие женщины, следовавшие за Господом всюду. Все они намеревались воздать последние почести телу Господа, то есть помазать его ароматичными составами и затем проститься; но немедленно после погребения началось празднование пасхи и субботы; и они отложили исполнение своих намерений до окончания субботнего покоя. По прошествии же субботы, то есть вечером в субботу, они купили ароматы и ожидали наступления следующего дня. Ночью, до рассвета, они все тронулись в путь к гробу Господню. Но Мария Магдалина шла скорее; она ушла вперед и пришла одна к пещере, когда еще было темно, то есть когда не было ещё дневного света, но светила луна. И видит она, что камень отвален от гроба. Не входя в пещеру, она решила, что тело Господа перенесено в другое место. В страхе и недоумении, бежит она назад в Иерусалим, чтобы рассказать об этом Апостолам Петру и Иоанну. Между тем, еще до прихода Марии Магдалины, сторожившие гроб воины услышали шум, как от землетрясения; и увидели они, как отвалился камень, приложенный ко входу в пещеру, и как сел на него Ангел; они пришли в трепет и стали, как мертвые; когда же очнулись, то пошли в Иерусалим доложить обо всем первосвященникам. Пока Мария Магдалина бегала з а Петром и Иоанном, подошли к пещере остальные женщины, отставшие от нее. Еще дорогою они были озабочены вопросом, кто отвалит им камень от двери гроба? Камень этот был очень велик, и отвалить его было бы им не по силам. Но вдруг они видят, что камень уже отвален, и на нем сидит Ангел. Они испугались; но Ангел сказал им: «Не бойтесь! я знаю, что вы ищете Иисуса распятого; но Его здесь нет: Он воскрес! Пойдите, посмотрите место, где Он лежал». Когда они вошли в пещеру, то увидели опять Ангела, который сказал им: «Не ужасайтесь! Иисуса ищете распятого? Он воскрес! Его здесь нет; Вот место, где Он был положен. Идите же скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес и будет ожидать их в Галилее».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

«И никому ничего не сказали, потому что боялись». Ясно, что мироносицы боялись не каких-либо гонений, а лишь того, что это невероятное событие просто неприемлемо для человека, тем паче предубежденного. Далее евангелист Марк кратко рассказывает о последующих явлениях Господа ученикам. «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» ( Мк.16:9 ). Это изгнание произошло не по Воскресении, а, видимо, еще тогда, когда она только пришла к Спасителю. После этого чуда исцеления она и стала Его ученицей. «Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили» ( Мк.16:10-11 ). Это повествование соотносится с повествованием Евангелия от Иоанна, к которому мы перейдем несколько позднее. Иоанн Богослов говорит, что сначала, возле самого гроба, Господь явился Марии Магдалине. Место этого явления — в трех-четырех метрах от входа в кувуклию. Сейчас оно принадлежит католикам. Это место выделено инкрустацией на полу, там же устроен алтарь. Когда приближаешься к этому месту, конечно, испытываешь некоторое волнение, зная, что именно здесь Господь явился Марии Магдалине. Теперь перейдем к повествованию евангелиста Луки. Для того чтобы было понятнее, я начну с рассказа о погребении Спасителя. «Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди. В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие» ( Лк.23:55 — 24,1 ). Под «некоторыми другими» имеются в виду, видимо, те женщины, которые не присутствовали при Распятии. «Но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих» ( Лк.24:2-4 ). Здесь о явлении Ангела и дальнейших событиях говорится более кратко, чем в Евангелии от Марка. Однако есть и новая подробность: сказано уже о двух Ангелах. Я склонен предполагать, что было все-таки несколько явлений Ангелов, хотя и не берусь сравнивать их описания, говорить, где описываются разные эпизоды, а где — только различные подробности одного и того же явления.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

И тем не менее, несмотря на все предупреждения Иисуса, в первый момент после Его крестной смерти, так трагически, до основания, потрясшей Божию Матерь и учеников Христовых, вера в Его Воскресение, как может показаться, у них совершенно исчезла... Однако для Господа нет ничего невозможного и слова Его непреложны! Как прежде и уверял Спаситель учеников, в третий день Он воскрес, неоднократно являясь затем и святым Женам-мироносицам, и святым апостолам, показывая им при этом истинность Своего трехдневного Воскресения и уверяя их в нем. Так, прежде всего Он явился Марии Магдалине, вознаграждая тем самым ее беззаветную любовь к Нему. Мария неоднократно приходила ко гробу-пещере, где был погребен Иисус, и вот, в очередной раз приступив ко гробу, она обнаружила, что камень от входа в пещеру отвален, и тела Христова здесь нет. Поначалу она подумала, что Господа перенесли куда-то в другое место, и потому, когда Он вдруг явился позади нее и позвал: Мария! – то, обернувшись, решила, что это, верно, здешний садовник, и обратилась к нему со словами: если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его ( Ин 20,15 ). Но тут она вдруг узнала Его и от радости и благоговения хотела припасть к ногам Его; Господь же сказал ей: не прикасайся ко Мне, ибо Он уже находился как бы на границе двух миров – небесного и земного, наполовину еще оставаясь в этом тварном мире. Господь так и говорит об этом Марии Магдалине: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему ( Ин 20,17 ). В другой раз о совершившемся Воскресении Христовом Марии Магдалине и другим мироносицам возвестили, согласно Евангелию от Луки, два Ангела, сказавшие им: Что ищете живаго с мертвыми; несть зде, но воста ( Лк 24, 5–6 ) – Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит... в третий день воскреснуть ( Лк 24,6–7 ). А согласно евангелисту Марку, Ангел указал им еще и на гроб Иисусов, сказав: Вот место, где Он был положен ( Мк 16, 6 ). Опустевший гроб, где остались только пелены и сударь, лежавший, как сообщает нам евангелист Иоанн, отдельно в стороне, свидетельствовали о действительном Воскресении Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мы пытаемся свести в хронологическом порядке сказания всех Евангелистов о явлениях Господа после воскресения. Здесь надо предварительно заметить, что, кажется, надо различать две различные группы женщин мироносиц, из которых одна состояла из женщин пришедших из Галилеи, которые в пятницу вечером «приготовили благовония и масти и остались потом в покое по заповеди». О них говорит особенно Евангелист Лука XXIII, 66–56, с явным намеком на свое же указание VIII, 2–3, о Галилейских женщинах, следовавших за Господом и служивших Ему, в числе которых (кроме Марии Магдалины, примкнувшей в день погребения к другой группе), – были Иоанна жена Хузы, домоправителя Ирода, и Сусанна и многие другие. Эти же женщины, как мы видели, стояли во время крестного страдания поодаль от креста ( Лyk. XXIII, 49 ), особенно от группы женщин, стоявших при самом кресте. Вторая группа женщин была та, которая стояла при кресте и с ними была Мария Магдалина ( Uoah. XIX, 25 ) и когда Господа клали в гробницу, они сидели против гробницы и смотрели, где его полагали ( Mamф. XXVIII, 61 ; Mk. XV, 47 ) 670 . Эта группа женщин, состоявшая из Марии Магдалины и Марии Иаковлевой (т. е. матери Иакова Алфеева) и Саломии (которую считают сестрою Богоматери и матерью сынов Зеведеевых) – «купили ароматы по прошествии субботы и весьма рано в первый день недели пришли ко гробу». Так определенно говорит Евангелист Mapk XVI, 1–2 . Имея это в виду, мы располагаем Евангельские тексты в следующем порядке. Mamф. XXVIII, 1 . По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб 671 . Mapk. XVI, 1 . По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Яковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. Mamф. XXVIII, 2 . И вот сделалось великое землетрясение; ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. Mamф. XXVIII, 3 . Вид его был как молния, и одежда его была как снег. Mamф. XXVIII, 4 . Устрашившись его, стерегущие пришли в трепете и стали как мертвые 672 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но Господь ждет его как грешника в эту самую ночь. Как только Петр предал Христа, взор Господа пересекся c его взором. Взор позорного грешника и взор Спасителя — океан любви и кротости, прощения без меры. И Петр тотчас все понял. Что понял? До какой степени он был любим, несмотря на свое падение, любим даже в своем падении. Так Петр был воссоздан подобно многим другим, после того как, столь низко пав, он не мог уже никогда поверить в такую любовь. Без этого он никогда не узнал бы по-настоящему своего Господа, никогда не смог бы стать первым свидетелем Воскресения. Причина избрания Петра, всех апостолов и всех их последователей — в этом: Петр тяжелее всех пал, но так же быстро, первый, встал и был прощен. «И ты некогда, обратившись, — сказал ему на Тайной Вечери Господь, — утверди братьев твоих» (Лк. 22, 33). И апостол Павел, как некий изверг, гнал Церковь Божию. Но, обратившись, больше всех потрудился в благовестии спасения грешников. Впрочем, добавляет он, эти труды принадлежат не ему, а благодати Божией, которая неотступно была с ним. Вот почему так понятно ему то, что произошло с апостолом Петром, когда в сияющее утро Пасхи Господь явился первому тому, кто особенно нуждался в прощении и любви. По правде говоря, в Евангелии от Марка сказано, что первое явление воскресшего Господа было Марии Магдалине, из которой до этого Он «изгнал семь бесов» (Мк. 16, 9). Так Петру или Марии Магдалине первым? Какое это имеет значение! Никакого. Прощеный грешник или прощеная грешница — точно такое именование будет у всех других свидетелей Пасхи. И каждый из нас перед Чашей Христовой исповедует, как Петр, веру во Христа, Сына Божия, и как Павел называет себя первым из грешников. Господь предупреждает нас: «Мытари (то есть грешники) и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Все определяется глубиной покаяния. Теперь Господь может завершить историю Петра и Павла и их призвание к апостольскому служению. Мы помним это тройное вопрошание Петра на озере Тивериадском: «Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (Ин. 21, 15). Разумеется, Петр любит Его больше, потому что, как и Марии Магдалине, ему больше прощено (Лк. 7, 47). Теперь у него есть все, что нужно иметь — прощение и любовь, — чтобы пасти овец Христовых. Точно так же апостол Павел, «избранный не человеками и не через человека» (Гал. 1, 1), сознает свою глубочайшую греховность, и в то же время с благодарностью исповедует тайну непостижимой любви Промысла Божия: «Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам» (Гал. 1, 15—16). И еще раньше псалмопевец Давид, прозревая грядущее спасение, восклицает от лица всех нас: «Кто — как Господь Бог наш, Который из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего» (Пс. 112, 7).

http://moral.ru/stt-peter-and-paul/

Но это не означает, что они не исполнили повеление ангела. Просто они трепетали (а трепет нужно понимать здесь совершенно буквально), прямо-таки тряслись от страха, осознавая, что никто из посторонних поверить этому не может, и потому не могли никому сказать. Да и ученики сначала не поверили, как мы увидим это из повествования евангелиста Луки. «И никому ничего не сказали, потому что боялись» ( Мк.16:8 ). Ясно, что боялись они не каких-либо гонений, а лишь того, что это невероятное событие просто неприемлемо для человека, тем паче предубежденного. Вот как евангелист Марк дальше рассказывает о последующих явлениях Господа ученикам. «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» ( Мк.16:9 ). Это изгнание произошло не по Воскресении, а, видимо, еще тогда, когда она только пришла к Спасителю, после какого чуда и стала Его ученицей. «Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили» ( Мк.16:10–11 ). Это повествование соотносится с повествованием Евангелия от Иоанна, к которому мы перейдем несколько позднее и где говорится о том, что сначала, возле самого гроба, Господь явился Марии Магдалине. Место этого явления – в трех-четырех метрах от входа в Кувуклию. Сейчас оно принадлежит католикам и выделено на полу инкрустацией, по-моему, там даже устроен алтарь. Когда встаешь на это место, конечно, испытываешь некоторое волнение, зная, что именно здесь Господь явился Марии Магдалине. Теперь перейдем к повествованию Луки. Для того чтобы было понятнее, я начну с рассказа о погребении Спасителя. «Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось Тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди. В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие» ( Лк.23:55-24:1 ). Под «некоторыми другими» имеются в виду, видимо, те женщины, которые не присутствовали при распятии.

http://azbyka.ru/istina-voskreseniya

Когда она, узнав Его по виду и голосу, хотела убедиться чрез прикосновение, Он говорит ей: «Не прикасайся ко Мне»! Евангелист умалчивает о ее желании прикоснуться ко Господу, но для чего бы Господь сказал об этом, если бы не заметил стремления ее прикоснуться к Нему? «Не прикасайся ко Мне»! Так как ты вместе с другою Мариею прикасалась ко Мне и, удостоившись такого дара, ничего великого не подумала обо Мне, а продолжала относиться ко Мне по-прежнему и искала Меня во гробе, как человека, Меня, сидящего со Отцом, то стань вдали от Меня, не прикасайся ко Мне; потому что по твоему мнению, Я еще не взошёл к Отцу. С другой стороны, Он возвышает ее ум, чтобы она не почитала уже Его человеком, как прежде, а почитала бы и Богом; для этого-то Он и употребил слово «взошёл», т. е. на небо, где преимущественно обитает Отец Его. Но «Иди к братьям моим и скажи им, что ты узнала». Мария идет уже в третий раз и не говорит, как в первый, что Он воскрес, или, как во второй, что Господа взяли из гроба, но, говорится: «Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей» ( Ин.20:18 ). Вот и третий ее приход ко гробу утром, когда было еще темно. О четвёртом же пусть расскажет чудный Марк. «По прошествии, – говорит он, – субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти, помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба»? и прочее ( Мк.16:1,2,3 ). Здесь мне предстоит решить, каким образом Магдалина, уже убедившаяся в третий приход, опять идет вместе с другими ко гробу и говорит: «Кто отвалит нам камень»? Очевидно, она пошла не потому, чтобы не уверовала, но для того, чтобы руководить упомянутых жен, рассказать им случившееся, и на пути собраться с духом. Ясно также, что не она сказала: «Кто отвалит нам камень?», но Саломия, еще не бывшая у гроба, а только слышавшая, что к двери гроба привален был камень. Ибо, по повествованию Марка, «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» ( Мк.16:9 ), а по повествованию Матфея она первая заметила землетрясение, отваление камня от гроба и ангела, сидящего на нем ( Мф.28:1,2 ); по повествованию же Иоанна: «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба» ( Ин.20:1 ). Если же мы не предположим, что вышеупомянутые слова сказала Саломия, то впадём в бездну противоречия, что не согласно с разумом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Далее они «со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь. И они приступивши ухватились за ноги Его и поклонились Ему» ( Мф. 28:8, 9 ). Сюда же относится и Мр. 16:1, 2 : «по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы помазать Его; и весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца». Далее сообщается об отваленном от гроба камне и явлении ангела с вестью о воскресении, однако не говорится о встрече с Господом. ( Мр. 16:3–8 ). Напротив, во втором заключении ( Мр. 16:9 ) говорится только о Марии Магдалине: воскресши рано в первый день недели, (Иисус) явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов». У Луки (24:1) «в первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они («женщины»: Лк. 24:22, 24 ) ко гробу и вместе с ними некоторые другие». Далее говорится об отваленном от гроба камне и явлении двух ангелов, возвестивших им о воскресении, а за этим последовало и извещение апостолов об этом ( Лк. 24:2–9 ): «То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария (мать) Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем апостолам» (24:10). Личное явление Христа женщинам и здесь отсутствует. Из всех этих сопоставлений явствует, что имя Марии Магдалины в числе мироносиц упоминается во всех синоптических перечнях, и в разных соединениях, но не говорится об явлении Христа ей одной, как у Иоанна. Остается неразрешимым, как понимать соотношение этих двух вариантов, – синоптического (который, впрочем, содержит в себе по крайней мере еще два разных варианта: Мф. 28:9 Мр. с Лк.) – и Иоанновского. Они могут быть без противоречия соединены так, что явление Христа одной Марии должно быть как-либо включено в общий контекст последования события – в средине или в конце его. Четвертый же евангелист в таком , хронологическом, смысле вообще не интересуется точным контекстом с синоптиками, как бы он не был точен сам в определении времени относительно им самим повествуемых событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Евангелист Иоанн, сообщающий о явлении воскресшего Господа Марии Магдалине и об исполнении ею повеления Господня, не говорит о том, как отнеслись к рассказу Марии ученики Господа. Но Ев. Марк определенно указывает, что ученики не поверили сему свидетельству ( Мк.16:11 ). Почему не поверили? Очевидно, потому, что слишком необычайно было самое событие, чтобы можно было сразу признать его за истину. Несомненно также, что апостолы с большой осторожностью подходили к этому и последующим свидетельствам такого рода потому, что опасались впасть в заблуждение, ошибку или ненамеренный обман, так как свидетельство женщины могло казаться им недостаточно убедительным. Так было и тогда, когда к свидетельству Марии Магдалины присоединилось свидетельство других жен-мироносиц, о чем определенно говорит Ев. Лука ( Лк.24:9–11 ). Между тем, это свидетельство также заслуживало полного доверия, так как в основе его лежало не только видение ангелов, возвестивших женам о воскресении Христа, но также и явление Воскресшего женам-мироносицам. Об этом втором явлении Воскресшего Христа повествует Евангелист Матфей. Из его повествования мы узнаем, что жены-мироносицы, узнав от ангела о Воскресении Господа и получив его повеление возвестить об этом апостолам, с великою радостью поспешили в город ( Мф.28:8 ); это радостное настроение сменилось у них трепетом и ужасом, столь естественным, когда они несколько оправились от необыкновенного видения и поняли необыкновенность самого события, так что в страхе шли молча, никому ничего не говоря ( Мк.16:8 ). «Иисус встретил их и сказал: Радуйтесь! И они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» ( Мф.28:9, 10 ). Трудно, конечно, с полной достоверностью установить отношение этого явления к явлению Марии Магдалине в смысле времени, но едва ли можно сомневаться в том, что это два различные явления, хотя они и не различаются отчетливо Ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Женщины также находились там во время Его погребения. И ранним воскресным утром эти женщины пришли ко гробу с дорогим миром – это смола деревьев, которые растут на Ближнем Востоке или в Северной Африке, и она имеет уникальный аромат. Они пришли с этим миром, чтобы помазать Его тело. Они не могли сделать это в субботу, потому что был шаббат, поэтому они пришли как можно раньше утром в воскресенье, как только закончился шаббат. И, как многие из вас знают, они обнаружили гробницу пустой, и ангел возвестил им, что Христос воскрес, и повелел рассказать об этом апостолам. Воскресший Христос явился Марии Магдалине и второй Марии в пустой гробнице, согласно Евангелию от Матфея (Мф. 28), и также приказал Марии пойти рассказать ученикам, что Он воскрес. По этой причине жен-мироносиц иногда называют «апостолами апостолов». Тем не менее, вы знаете, что ученики не поверили словам женщин. У нас, к сожалению, нет времени обсуждать довольно сложные, а иногда даже противоречивые свидетельства Евангелий о явлениях Христа после Его воскресения. Отмечу лишь, что они непросты и частично противоречивы, так что трудно установить точную последовательность событий. Почему это так? Потому что это реальная история, потому что это на самом деле произошло. И реальность непроста. Сказки просты, но свидетельства очевидцев о чем-либо, что произошло на самом деле, никогда не бывают простыми. Как вы, возможно, знаете, свидетельства очевидцев об одном и том же событии очень редко и даже маловероятно будут полностью одинаковыми. Сегодня мы выберем только одно Евангельское повествование, касающееся Воскресения, и сосредоточимся на лишь немногих его аспектах. Это то, что мы читаем в Евангелии от Марка (Мк. 16: 9–14): «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение (Луке и Клеопе по дороге в Эммаус). И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили».

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010