XX Волжский крестный ход, посвященный 700-летию подвига Михаила Тверского, пройдет в 24 городах и районах Тверской области 1 июня 2018 г. 15:31 2 июня 2018 года на истоке Волги в Осташковском районе Тверской области начнется XX Волжский крестный ход. Шествие посвящено 700-летию подвига святого благоверного князя Михаила Тверского, 650-летию со дня преставления святой благоверной княгини Анны Кашинской и 100-летию со дня мученической кончины Царственных страстотерпцев. В преддверии события при поддержке правительства Тверской области выпущено подарочное издание Тверской митрополии «Большой Волжский крестный ход. 20 лет». В книге собраны дневники, заметки и фотографии участников шествия разных лет. Издание будет распространяться во время крестного хода. «Мы считаем, что Волжский крестный ход — очень важное событие для региона, которое способствует консолидации общества, развитию патриотизма, духовно-нравственному воспитанию молодого поколения. Это повод заявить о Тверской области на федеральном и международном уровне. Будет приглашено большое количество гостей», — отметил губернатор области Игорь Руденя.  Святынями XX Волжского крестного хода станут ковчег с частицами мощей святого благоверного князя Михаила Тверского, икона Михаила Тверского и Анны Кашинской с частицами мощей святых, икона святых Царственных страстотерпцев. 2 июня на истоке Волги в деревне Волговерховье Осташковского района пройдут Литургия, малое водоосвящение и концерт в честь торжественного открытия крестного хода.  Крестный ход проследует по территории 24 муниципальных образований Тверской области. 4 июня участники прибудут в Нило-Столобенскую пустынь, 5 июня — в Житенный монастырь в Осташкове. Маршрут также пройдёт по Селижаровскому, Пеновскому, Андреапольскому, Торопецкому, Западнодвинскому, Жарковскому, Нелидовскому, Бельскому, Оленинскому, Торжокскому, Кувшиновскому, Ржевскому, Зубцовскому, Бежецкому, Максатихинскому, Удомельскому, Калининскому, Конаковскому, Кимрскому, Кашинскому, Калязинскому районам, городам Тверь и Старица. Кроме того, участники хода побывают в Дубне Московской области. Традиционно завершающим мероприятием хода станет фестиваль светской и духовной музыки в Калязине, который в этом году пройдет 30 июня и объединит исполнителей из разных регионов. 

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В ПЕТЕРГОФЕ ЧЕСТВОВАЛИ ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСЕЯ августа 2004 Двумя уникальными акциями решил порадовать петербуржцев и гостей города легендарный музей-заповедник «Петергоф», сообщают «Новые известия». Двумя уникальными акциями решил порадовать петербуржцев и гостей города легендарный музей-заповедник " Петергоф " , сообщают " Новые известия " . Во-первых, 12 августа в Коттедже на Нижней даче чествовали цесаревича Алексея. Как в прежние времена, фасад Коттеджа украсили штандарты и флаги. Священники собора Святых Апостолов Петра и Павла отслужили панихиду. Как сообщили в отделе культурных программ ГМЗ " Петергоф " , в Музее коллекционеров открылась специальная выставка " Солнечный лучик " , посвященная цесаревичу Алексею. На ней представлены как личные вещи цесаревича, так и предметы, отражающие время его жизни и гибели. Во-вторых, 14 августа на территории парка пройдет праздник " Малое водосвятие " . Около пяти лет назад сотрудниками музея-заповедника найдено документальное подтверждение того, что в Верхнем саду отмечался праздник " Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня " . Оказывается, по завещанию императрицы Елизаветы Петровны ежегодно 1 августа (по новому стилю - 14-го) в царской усадьбе устраивался Иордань, и совершалось освящение воды. Во время водоосвящения знамена полков, размещавшихся в Петергофе, кропились святой водой. В XIX веке к церковной добавилась и воинская церемония: литургии и водосвятия сопровождались военными парадами, окроплением знамен святой водой, пушечным салютом. В этом году живыми декорациями праздника станут специально приглашенные на праздник курсанты Военно-транспортного университета железнодорожных войск и Кадетского корпуса, которые ныне размещаются в Петергофе. Поделиться 28 апреля 2024 28 апреля 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=170...

По окончании литургии, в предшествии хоругвей и св. креста, с преднесением местно чтимых икон. Крестный ход идет на поля, где в уготованном месте бывает моление по следующему чину, при чем на столе помещается св. Евангелие, крест, 5 благословенных хлебов и елей, освященные на всенощном бдении. Совершается малое водоосвящение по чину 1 августа и, по окончании его, самый «Чин, бываемый на нивах», в следующем порядке. По обычном начале читаются псалмы: 104 — «Исповедайтеся Господеви, и призывайте имя Его», заключающий в себе указание на милости Божии, явленные ветхозаветному Израилю, и 27 — «К Тебе, Господи, поззву», в котором выражается вера, что единственным спасением человека является Господь Бог. По прочтении псалмов поются тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» и пр. По окончании пения читает иерей молитву: «Господи, Боже наш, в начале создания Твоего сотворивый небо и землю», которая заканчивается чтением 67 псалма: «Да воскреснет Бог», после которого священник читает «заклинание святого мученика Трифона». В этой заклинательной молитве именем Св. Троицы, небесных бесплотных сил и св. угодников изгоняется от нив все вредящее им, а в следующей тайной молитве умоляется милосердие Божие скоро отвратит праведно наносимое прещение на ны грех ради наших «Взем же иерей священную воду с елеем кропит ею все место, глаголя: да отступят и исчезнут животная сия от места сего окроплением воды сия священныя во имя Отца и Сына и Св. Духа, аминь», говорится в Требнике. При этом на практике в святую воду вливается освященный за всенощным бдением елей, и этою водою с св. елеем окропляются поля; клир поет: «Подаждь утешение» и др. Песнопения (по Требнику П. Могилы). По возвращении крестного хода в храм произносится обычный отпуст, на коем воспоминаются свв. мученики Трифон, Евстафий и Иулиан со святым дня. Практика старейших и опытных пастырей рекомендует пред отпустом читать в храме «молитву молебную на всякую литию» коленопреклоненно и по отпусте возглашать обычные многолетия. Освященные хлебы раздробляются и раздаются предстоящим. — Свящ. Н. Богословский (см. Свод узаконений и заметок по вопр. паст. пр. с. 154–156). О заклинании св. Трифона есть исследования А. И. Алмазова — «Святые покровители сельскохозяйственных занятий». Одесса 1904. Отзыв об этой книге см. в Библ. Листке при нашем журнале за 1904 г. вып. 8–9.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Таже дается архиерею кадильница (Чиновн., Чин освящ. антиминса), и он обходит около трапезы, кадя ее, глаголя весь до конца псалом 25-й: «Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходил» (Чиновн., Чин освящ. антиминса), т. е. псалом, который при освящении храма архиереем, глаголется во время каждения, после облачения престола и жертвенника (см. Чин освящ. храма, от архиер. творимого, л. 19 на обор.). По каждении мощей на престоле, архиерей читает молитву: «Господи небесе и земли, иже Святую Твою Церковь неизреченною премудростию основавый», и – молитву: «Благодарим Тя Господи Боже сил, яко юже излиял еси благодать на святыя Твоя апостолы», – те молитвы, которые при освящении самого храма архиерей читает после каждения всего храма (Чин освящ. храма, от архиер. творимого, л. 21–23). По совершении сих молитв, архиерей снимает с дискоса воздух и звездицу, приемлет воскомастих и положит в уготованном влагалище, спречь в мешочке, под антиминсом, таже приемлет святых мощей три частицы и положит я в воскомастих и возливает на них святое великое миро, и укрепив добре с воскомастихом. Таже диакон глаголет: «Господу помолимся», и архиерей молитву сию: «Господи Боже наш и сию славу» (Чиновн., Чин освящ. антиминса). После сей молитвы извлачается архиерей обязания пред святою трапезою. Таже глаголет: «С миром изыдем» и исходит из алтаря, и стоит на своем обычном месте. И начинаются часы и божественная литургия по чину (Чиновн., Чин освящ. антиминса). Освящение храма священником В день освящения, также как и при освящении храма архиереем, пред поздней литургией совершается водоосвящение (малое) (Больш. Требн.). Все священнослужители облачаются во все священные одежды (там же). После водоосвящения, священники сверх одежд одевают особые срачицы, или запоны (Чин освящ. храма, от архиер. творимаго, л. 4). Облачившись таким образом, они берут воду на блюде, честный крест и стол со всем, что потребно для освящения, вносят чрез Царские двери в алтарь (Больш. Требн.) и ставят одесную страну (престола) (Чин освящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По прочтении молитв священник, взяв обеими руками Честной Крест Распятием к себе, нижней частью его делает крестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду. При этом поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя»... (трижды) и затем стихира «Твоих даров...» Иерей целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь , при этом поются тропари: «Источник исцелений...» и «Призри на моления раб Твоих...» Водоосвящение оканчивается молитвословиями литии. Сначала произносится сокращенная сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже», состоящая из двух прошений. После первого поется: «Господи, помилуй» (трижды), а после второго – 40 раз. Затем читается молитва «Владыко Многомилостиве...», которая положена на всенощном бдении на литии. Затем бывает отпуст. Присутствующие прикладываются ко Кресту, а священник кропит каждого. Глава 4. ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ НОВОГО ДОМА Священник, придя в новопостроенный дом, или совершает малое освящение воды, или приносит святую воду с собой; кроме того, он должен взять с собой сосуд с елеем. В начале на каждой из четырех стен священник начертывает елеем крест. После того начало обычное: «Благословен Бог наш...», «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Господи, помилуй» – 12 раз. «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся» (трижды) и псалом 90-й: «Живый в помощи Вышняго...» Затем поется тропарь на 8-й глас: «Якоже Закхéову дому Твоим, Христе, входом спасение бысть, сице и ныне входом священных служителей Твоих, и с ними святых Твоих ангел, мир Твой подаждь дому сему и милостиво благослови его, спасая и просвещая всех, жити хотящих в нем...» В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, полагаются Евангелие, Крест и возжигаются свечи в подсвечниках. Иерей, став лицом к востоку, произносит: «Господу помолимся» – присутствующие отвечают: «Господи, помилуй» – и читает молитву: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, изволивый под сень Закхея мытаря внити и спасение тому и всему дому его бывый, Сам и ныне зде жити восхотевшия и нами недостойными мольбы Тебе и моления приносящия от всякаго зла невредимы соблюди, благословляя их и обиталище сие и ненаветен тех живот выну (всегда) сохраняяй и изобильно вся благая Твоя им Твоим благословением на пользу подавáяй. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На молебном пении в Пасхальную седмицу после возглáса священника: «Благословен Бог наш» не бывает ни ектении, ни пения «Бог Господь», а поется: «Христос воскресе» (трижды) со стихами: «Да воскреснет Бог...», как на утрени и Литургии. Затем, вместо тропаря, поется ипакои?: «Предварившия утро...» Если же канон поется и святому, то перед ипакои поется тропарь святого. По 3-й и 6-й песнях поется: «Спаси от бед...» По 6-й песни поется кондак: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне...» и икос Пасхи: «Еже прежде солнца...» После Евангелия и 9-й песни поют «Светися, светися, Новый Иерусалиме...», «Христос воскресе» (трижды), и ипакои?: «Предварившия утро...», на «Слава» – тропарь святого, на «И ныне» – кондак Пасхи: «Аще и во гроб...» Затем ектения: «Помилуй нас, Боже...», и, вместо: «Слава Тебе, Христе Боже...», поют «Христос воскресе», и отпуст. Когда на молебном пении не поется канон, тогда после пения «Бог Господь» и тропарей читаются Апостол и Евангелие, иногда же перед Апостолом читается и паримия. После Евангелия произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...» и возглáс: «Услыши ны, Боже...», и читается молитва. После нее поется великое славословие: «Слава в вышних Богу...» или «Тебе, Бога, хвалим...» Затем диакон возглашает: «Премудрость». Священник или архиерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», и прочее, как бывает пред отпустом. После отпуста бывает возглашение многолетия. Молебные пения совершаются и вне храма, бывают и с крестным ходом. Прообразами крестного хода в Ветхом Завете были торжественные шествия со святыней. Так было у стен Иерихона (Иис. Нав. 6 ), торжественное шествие с ковчегом Завета при царе Давиде ( 2Цар. 6, 5 ) и при царе Соломоне ( 3Цар. 8, 5 ). Из раннехристианской эпохи нам известно о древней традиции ношения по улицам Константинополя величайшей святыни – Креста Господня, которое совершалось раз в год. (По другим свидетельствам, и в начале каждого месяца.) Этот день (1 августа) и поныне празднуется Православной Церковью под наименованием Происхождение Древ Честного и Животворящего Креста Господня (Первый Спас), и в него положено совершать малое водоосвящение, часто соединяемое с крестным ходом. Впереди крестного хода идут певчие, за ними несут фонарь, запрестольные Крест и икону Божией Матери, праздничные иконы или другие храмовые иконы, затем идет духовенство с Крестом и Евангелием, и замыкает шествие архиерей, если он есть, впереди которого идут иподиаконы и диаконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Федьково. Часовня Кирика и Иулитты. Карта и ближайшие объекты Часовня Кирика и Иулитты. Ширканда (Федьково) " Федькова, иначе Ширканда, от церкви в 5 вер. на юго-восток;в деревне Федькове во имя Св. муч.-Кирика и Иулитты, в 4 вер. от церкви, на правом берегу по течению реки Пежмы. В 1848 году, с разрешения Епарх. Начальства, выстроена новая на место ветхой, а в 1869 году обнесена каменной оградой старанием и усердием жителей означенной деревни " . " Федькова, иначе Ширканда, от церкви в 5 вер. на юго-восток; Действия промысла Божия, посещавшаго по временам приход несчастиями: неурожаями, засухой, червобоем, падежом на скот, пожарами – заставляли прихожан прибегать к молитве церкви. Отсюда основалось в приходе не малое количество крестных ходов с водоосвящением, кроплением скота и полей. 15 июля – Св. муч. Кирика и Иулитты, в дер. Федькову. Четвертая – в деревне Федькове во имя Св. муч.-Кирика и Иулитты, в 4 вер. от церкви, на правом берегу по течению реки Пежмы. В 1848 году, с разрешения Епарх. Начальства, выстроена новая на место ветхой, а в 1869 году обнесена каменной оградой старанием и усердием жителей означенной деревни " . /Книга данная Благочинным 1 округа Вельскаго уезда, Священником Константином Земляницыным к Пежемской Богоявленской церкви для написания церковной летописи. Июня 23 дня 1915 года. Благочинный Священник Константин Земляницын./ " Часовня Кирика и Иулитты. II-я половина XIX в. Архангельская обл., Вельский р-н, Пежемский с/с, д. Федьково (автобус из г. Вельска). Используется как склад сельсовета. Часовня относится по типу к деревянным клетским культовым постройкам. Часовня рублена в обло из бревен диаметром 25-30 см с чистым углом и обшита тесом. Здание выполнено на сильном рельефе и имеет подклет, в значительной степени ушедший в культурный слой в восточной части и покоящийся на фундаменте из валунов. Основой объемно-пространственной композиции сооружения является храм, обозначенный в плане непрерывным восьмигранником, развивающимся в двух ярусах и покрытом куполом с утраченным в настоящее время венчанием.

http://sobory.ru/article/?object=16256

Миро освящается архиереями на Литургии в Великий четверг, и только в Москве. Младенцев, о которых неизвестно, крещены они или нет, крестят при таких словах: «Крещается, аще (если) не крещен». Почему Тело и Кровь Христовы, или Святое Причастие, называются Тайнами, – см. ранее. Дарами же называются они потому, что даны от Христа Спасителя и мы принимаем их не за какие-нибудь заслуги, а даром, по одной милости Божией. О последовании Таинства Причащения рассказано при объяснении Литургии. Название «исповедь» происходит от слова «исповедоваться», то есть открываться в чем-либо другому, изустно рассказывать о себе другому. Последование Таинства Священства называется хиротонией, что в переводе с греческого языка значит «рукоположение». Название «венчание» происходит от возложения венцов на брачующихся. Сначала становятся они в притворе, где при особенных молитвах священник обручает их кольцами. Это называется обручением. Все это обыкновенно записывается в книге, называемой «обыск», и утверждается подписью. Соборование – от слова «собор» или «сбор» священников и родных больного при совершении этого Таинства. Освящать храм может и священник, получив от архиерея освященный им антиминс. Освящение храма священником несколько отличается от архиерейского: например, не полагаются святые мощи под престолом и т. п. При погребении и поминовении приносится в церковь и вкушается дома особенное кушанье, так называемая кутья, или коливо, то есть разваренные зерна пшеницы или риса с сахаром и сладкими плодами. Зерна указывают на будущее воскресение умершего, а сладость – на сладость райского блаженства. Лития – это последняя часть панихиды. Водоосвящение бывает малое, совершаемое во всякое время, и великое, совершаемое только в Крещение. На малом, при погружении креста, поется: «Спаси, Господи», а на великом – «Во Иордане крещающуся». Рекомендуемые статьи Самое популярное Сейчас в разделе 28  чел. Всего просмотров 2.4 млн. Всего записей 240 Подписка на рассылку ©2024 Катехизация и воцерковление

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

фрагменты архитектуры снесенных зданий Москвы. В кон. 20-х гг. дирекция музея неоднократно обращалась в Московский отдел народного образования с жалобами на то, что на территории мон-ря «ведется торговля святой водой, образами, поповской дореволюционной литературой» (Там же. Л. 14). Музей также преградил доступ к юж. колокольне, сданной Д. м. в бесплатное пользование. Одновременно в 1925-1928 гг. Д. м. был резиденцией т. н. григорианского раскола . Именно в Д. м. с согласия ОГПУ 22 дек. 1925 г. состоялось совещание 10 архиереев, к-рые, игнорируя переход высшей церковной власти к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому), образовали т. н. Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) под председательством архиеп. Свердловского Григория (Яцковского) . Раскольникам были переданы 2 храма из 4, действовавших в то время на территории обители (Там же. Д. 2. Л. 85 об.). Печь с чашей для мироварения (Малый собор Донского мон-ря). Фотография. 2007 г. Печь с чашей для мироварения (Малый собор Донского мон-ря). Фотография. 2007 г. В нач. 30-х гг. Д. м. был окончательно закрыт, в 1934 г. в мон-ре организован Музей архитектуры. В 1946 г. Малый собор Д. м. был открыт как приходский храм. С этого времени в нем совершается чин мироварения (каждые 3-4 года). Подготовка к мироварению начинается на Крестопоклонной неделе, после молитвословий. В среду в соборе совершается малое водоосвящение и окропляются св. водой вещества и коренья, из к-рых готовятся благовонные настои. Торжественное начало мироварению полагается в Великий понедельник; в этот день котел наполняется необходимыми веществами, огонь для мироварения возжигается трикирием. Во время варки (с Великого понедельника до среды) священнослужители непрерывно читают Евангелия. В среду в Донском соборе назначенный иерарх (или Патриарх) благословляет сосуды с благовониями, в к-рые добавляется елей и вино. Освящение нового мира происходило и происходит в Великий четверг в Богоявленском патриаршем соборе. Обряд освящения совершает Патриарх по окончании евхаристического канона ( Нефедов Г. , прот. , Соколов Ф. , диак. Чин мироварения и освящение мира//ЖМП. 1984. 6. С. 8-9; Бондарев И. , свящ. Освящение новоприготовленного мира//Там же. 9. С. 79-80). С сент. 1949 г. в Малом соборе служил свящ. Николай Голубцов (брат архиеп. Новгородского Сергия ) - составитель службы с акафистом Донской иконе Божией Матери. На Благовещение в Малом соборе, у могилы свт. Тихона, Патриархи Московские служили литию. Во время гонений на Церковь в 60-х гг. собор не закрыли, объединив его с приходом близлежащей Ризоположенской ц. на Донской ул. Службы в соборе совершались накануне и в дни великих и престольных праздников. Пел только левый, любительский хор Ризоположенской ц.

http://pravenc.ru/text/178962.html

Частной особенностью богослужения в Григориатском монастыре является пение на «Свят Господь Бог наш» стихов «Возносите Господа Бога нашего» и «Яко свят есть…» вместо общепринятых уставами стихов. На «Сый благословен» диаваст отвечает: «Утверди, Господи Боже, святую и непорочную веру благочестивых и православных христиан со святою Своею Церковью и святой обителью сей, святой горой сей во веки веков» и «Вечная память святым и приснопамятным ктиторам святыя обители сия». Лития по отпусте совершается в притворе (как это указано в константинопольских списках Иерусалимского устава) с той лишь разницей, что елеопомазание переносится на хвалитны, как уже говорилось выше. Сразу после 1го часа бывает малое освящение воды, которое совершается в фиале. Афонский фиал представляет собой небольшую беседку из мрамора, круглую в поперечнике, сферический купол которой поддерживают восемь и более колонн, соединенных между собой перегородкой высотой до 70 сантиметров. С востока и запада между колоннами оставлен проход. В центре этой беседки на постаменте находится чаша для освящения воды. Размеры мраморной чаши в некоторых монастырях достигают 6–7 метров в диаметре. Обычно фиал расположен справа от главного входа в собор. Водоосвящение совершает игумен при участии всех иеромонахов. Специально для праздничного водоосвящения из ризницы приносится резной деревянный крест с подставкой, имеющий частицу Животворящего Креста Господня. По окончании водоосвящения братия и паломники подходят к игумену, который дает им для целования крест и окропляет святой водой. На Афоне для окропления используют не привычное нам кропило, а веточку базилика. Вероятно, этот обычай перешел на Святую Гору из палестинских монастырей. По преданию, кусты базилика (греч. василикос), то есть царственный) покрывали всю Голгофу и своим благородным благоуханием привлекли внимание святой царицы Елены, когда она искала Животворящий Крест Господень. До сих пор базилик очень распространен на Ближнем Востоке. Еще одна афонская особенность чина водоосвящения — вынос для поклонения почти всех имеющихся в обители святых мощей. Ковчеги с мощами расставляют по краям водосвятной чаши и все прикладываются к святым мощам перед тем, как подойти под окропление.

http://azbyka.ru/osobennosti-soversheniy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010