Малое водоосвящение, по своему составу, подобно утрени, в соединении с литией 1347 . После возгласа священника читается псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою». Затем поются: «Бог Господь» и тропари: «К Богородице прилежно ныне притецем». При этом иерей кадит крестообразно воду (Требн.). За ними читается 50-й псалом: «Помилуй мя, Боже». И, взамен канона, поются тропари: «Еже радуйся Ангелом приимшая» 1348 . После пения тропарей диакон говорит: «Господу помолимся», и священник произносит возглас: «Яко свят еси, Боже наш». Засим поются тропари: «Ныне наста время всех освящающее». При пении тропарей бывает каждение храма или дома. После тропарей произносится прокимен, читается Апостол ( Евр.2:11–18 ), в котором говорится, что освящение наше от Господа, который «прирскренне приобщися плоти и крови... пострада, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи». Затем произносится аллилуиарий и читается Евангелие ( Ин.5:1–4 ), в котором говорится об овчей купели, где чудесно исцелялись больные, при возмущении в ней воды от Ангела. После чтения Евангелия произносится ектения: «Миром Господу помолимся», в которой воссылаются прошения об освящении воды. Обыкновенно, при чтении прошений ее бывает каждение над водой. После ектении читается священником молитва об освящении воды: «Боже, Боже наш, Великий в совете» и затем тайная молитва: «Приклони, Господи, ухо Твое» 1349 , по окончании которой священник, взем честный крест, благословляет воды трижды, крестообразно, низводя и возводя и (его) пораво (ο="" bg_hlnames " target="" href="http://azbyka.ru/1/tserkov" title="" > церковь . При кроплении поют тропари: «Источник исцелений» и «Призри на моление раб Твоих». По окроплении водоосвящение оканчивается молитвословиями литии. Произносится сокращенная сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже», состоящая из двух прошений. После первого поется: «Господи, помилуй», трижды (Больш. Требн.), а после второго прошения – сорок раз (Мал. Требн.). Затем читается молитва: «Владыко многомилостиве», которая положена на всенощном бдении, на литии. После молитвы бывает отпуст. Иногда, после троекратного погружения креста в воду, кропится только алтарь и церковь ; если же водоосвящение совершается в доме, то кропится только здание. Крест же дастся целовать людям, и бывает кропление их святой водой уже после отпуста.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   Если молебен поется с акафистом, то акафист поют после 6-й песни, но прежде малой ектении и Евангелия (по другой практике — после ектении пред Евангелием).    Если молебен соединяется с водоосвящением, то водоосвящение совершается после чтения Евангелия. По прочтении Евангелия поют тропари: «Еже радуйся Ангелом приимшая» — по Требнику все по ряду; а в конце водоосвящения поют: «Владычице, приими молитвы раб Твоих» и опять поют запевы за 7-ю, 8-ю и 9-ю песни по указанному выше чину.    Молебное пение в Пасхальную седмицу отличается от обычного молебна тем, что в нем преобладает пение пасхальных песнопений. Вначале не бывает мирной ектении и пения тропаря, а поется «Христос воскресе» со стихами (как на пасхальной утрене и литургии). Канон поется Пасхи с припевами святому. Ектения краткая сугубая бывает только в конце молебна. Глава XII. Водоосвящение § 1. Чин великого и малого водоосвящения. История их образования    Святая Церковь словом Божиим, молитвой и священнодействиями освящает не только самого человека, но и все то, чем человек пользуется на земле: воду, воздух и саму землю, различные предметы и вещи, необходимые для нашего существования и благополучия; она освящает и благословляет их благословением небесным — для сообщения чрез них благодати и благословения человеку.    Одно из величественнейших и умилительнейших священнодействий над стихиями есть освящение воды — стихии, столь необходимой для поддержания нашей жизни и для освящения разных предметов. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первобытную чистоту, низвести на нее благодать Святого Духа и благословение небесное, к освящению душ и телес всех, пользующихся ею, к отгнанию наветов всех видимых и невидимых врагов и ко всякой пользе для верующих.    Два евангельских события главным образом освятили воду: крещение Господа в струях Иорданских и возмущение воды от Ангела в Силоамской купели. В воспоминание этих событий в Православной Церкви соответственно установлено два водоосвящения: великое и малое водоосвящение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

Господи Боже наш, великий в совете и дивный в делах... принимающий слезы всех, находящихся в трудных обстоятельствах, ибо ради этого Ты пришел в образе раба, не пугая нас призраком, но даруя истинное здоровье телу и говоря: «Вот, ты выздоровел, не греши больше». Также Ты исцелил очи (слепого) при помощи брения и, повелев ему умыться, Своим словом вселил в него свет. Ты смущаешь волны противоборствующих страстей, иссушаешь соленое море жизни сей и укрощаешь несущие тяжесть волны страстей. Ты Сам, Царь Человеколюбивый, даровавший нам облечься в одежду светлую, как снег, от воды и Духа, через вкушение от этой воды и окропление ею пошли нам Твое благословение, омывающее скверну страстей... Далее в молитве поминаются Богородица и некоторые святые, после чего следуют прошения о духовных и светских властях, о «ненавидящих и любящих нас», о находящихся в плену и в скорбях. Характерной особенностью молитвы является отсутствие в ней специального прошения об освящении воды. Освящение происходит, таким образом, не через призывание Святого Духа, а через соприкосновение воды с Древом Честного Креста. По окончании этой молитвы и по произнесении священником «Мир всем» читается краткая молитва из чина великого водоосвящения («Приклони, Господи, ухо Твое»), после которой священник трижды погружает в воду крест с пением тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя», а затем окропляет святой водой храм и всех предстоящих. Чин завершается пением тропарей Богородице и святым бессребреникам, краткой ектенией, возгласом «Услыши ны, Боже» и молитвой «Владыко многомилостиве», входящей в чин литии на всенощном бдении и в некоторые другие богослужебные чины. В данном случае эта молитва с поминовением святых заменяет собой отпуст. В современной практике Русской Православной Церкви малое водоосвящение совершается в праздник Происхождения Древ (1 августа), на праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (в пятницу Светлой седмицы), на преполовение Пятидесятницы. Как правило, малое водоосвящение совершается также на престольный праздник храма. По просьбе верующих малое освящение воды нередко совершается и в другие дни, в том числе и на дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В Постановлениях апостольских установление водоосвящения приписывается евангелисту Матфею. По свидетельству Барония (за 132 год), древний обычай совершать малое освящение воды, существовавший со времен апостольских, утвержден как церковный чин Александром, епископом Римским, пострадавшим при императоре Адриане (117–138 гг.). Вальсамон, патриарх Антиохийский (XII в.) в толковании на 65 правило Трулльского Собора упоминает о малом водоосвящении как о древнем обычае и объясняет, что отцы этого Собора постановили совершать малое водоосвящение в начале каждого месяца в противодействие языческим суеверным обычаям в новомесячие, державшимся долгое время среди христиан. Окончательное образование чина малого водоосвящения приписывается Константинопольскому патриарху Фотию, жившему в IX в. § 2. Чин малого освящения воды Чинопоследование малого освящения воды всецело направлено к тому, чтобы в освященной воде подать верующим благодать, избавляющую от скорбей и недугов телесных и душевных, бедствий внешних и внутренних, временных и вечных. Малое водоосвящение по своему составу подобно утрене в соединении с литией. После начального возгласа священника и обычных начальных молитв читается 142-й псалом, словами которого томящийся дух и унывающее сердце христианина возносят ко Господу молитву в чаянии благодатного избавления от зол внутренних и скорбных обстоятельств внешних. После псалма поют «Бог Господь» и тропари Пресвятой Богородице как первой по Господе нашей Ходатаице и несомненной надежде всех отчаянных и погибающих. Затем читается 50-й псалом и взамен канона поются тропари ко Пресвятой Богородице: «Еже радуйся ангелом приимшая...». В этих тропарях (числом 34) содержится умилительное моление об избавлении нас «от всякия нужды и печали». Кроме молений к Богородице, воссылаются молитвы Архангелам и Ангелам, Крестителю Иоанну, апостолам, мученикам и бессребренникам. К тропарям поются соответствующие припевы: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Можно ли окатиться святой водой, если меня сглазила цыганка? Мария. Здравствуйте, Мария! Святая вода – это не вода для купания, а вера в сглаз – это суеверие. Святую воду можно пить, ей можно окропиться, окропить дом, вещи. Если будете жить по заповедям Божиим, часто посещать храм для исповеди и причастия, молиться и соблюдать установленные Церковью посты, то Сам Господь будет хранить Вас от всего дурного. С уважением, свящ. Дионисий Свечников. Подскажите: может ли Благодать Божья уходить из святой воды и освященных предметов из-за наших грехов или это невозможно? И еще: как избавляться от злого и негативного? С уважением, Александр. Здравствуйте, Александр! Все зависит от того, как человек относимся к святой воде и освященным предметам, с благоговением ли он хранит полученную святыню. Если да, то нет повода для волнения, благодать, полученная при освящении, пойдет человеку на пользу духовную и телесную. А чтобы Господь хранил от всякого зла, надо жить по заповедям Божиим. С уважением, свящ. Дионисий Свечников. Зачем освящают воду? Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…». Как освящают воду?   Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

http://pravmir.ru/voda-svyataya-voda-kre...

" (в праздники совершается лития), пелие стихир на стиховны; молитвы праведного Симеона " Ныне отпущаеши " (Лк. 2; 29-30); трисвятое: молитва Св. Троице; " Отче наш " ; " Богородице Дево, радуйся " ; тропари; отпуст. На вседневной вечерне предначинательный псалом читается, а не поется, не совершается входа и не читаются паримии, вместо первых трех псалмов читается рядовая кафизма. Малая вечерня является сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением. Чин вечерни входит также в состав литургии Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу. ВИКАРИИ (лат. наместник) архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею. ВОДООСВЯЩЕНИЕ - освящение воды, совершаемое священником (или архиереем) троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое в дни храмовых и некоторых других праздников (Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ и др.), а также по желанию верующих в любой день. В чин великого освящения воды входят благословение, тропари, паримии (Ис. 35; 110; 55; 113; 12; 36), чтение Апостола (1 Кор. 10; 14) и Евангелия (Мк. 1; 912), великая ектения, иерейские молитвы, благословение воды и погружение креста при пении крещенского тропаря, отпуст. В чин малого освящения входят тропари, 142 пс., 50 пс., чтение Апостола и Евангелия, ектения, благословение воды и погружение креста, отпуст. Чин малого и великого освящения воды содержится в требнике (чин великого освящения также в месячной минее за январь). ВОЗГЛАС - краткое молитвословие, провозглашаемое священником или архиереем. Некоторые возгласы являются завершением тихо читаемой молитвы. ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 14 сентября ст.ст. (27 сентября нов.ст.). Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 г. вблизи Иерусалима на месте Распятия Иисуса Христа - Голгофе. Крест был найден приехавшей в Палестину царицей Еленой (матерью императора Константина Великого) и иерусалимским патриархом Макарием и воздвигнут на месте обретения, чтобы Ему мог поклониться сошедшийся народ. В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. ВОЗДУХ - большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа (см. Лк. 23; 53).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

По верованию Церкви, агиасма – не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет». Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон. Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14). Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, – говорил затворник Георгий Задонский , – тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели». Молитва на принятие просфоры и святой воды Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь. О церковной свече Церковная свеча – священное достояние Православия. Она – символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.

http://azbyka.ru/deti/pervy-e-shagi-v-hr...

ВОЛЖСКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД БУДЕТ ПОСВЯЩЕН ИЗБАВЛЕНИЮ РОССИЯН ОТ АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ мая 2006 Девизом Волжского Крестного хода, который будет проходить с 28 мая по 17 июня 2006 года, станут слова: «Церковь вместе с властью, предпринимателями, народом нашим - за трезвость». Девизом Волжского Крестного хода, который будет проходить с 28 мая по 17 июня 2006 года, станут слова: " Церковь вместе с властью, предпринимателями, народом нашим - за трезвость " . Одна из главных задач Крестного шествия, проводимого по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, - привлечение общественного внимания к проблеме распространения среди россиян алкогольной и наркотической зависимостей. Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии представляет график прохождения маршрута Волжского Крестного хода. 28 мая воскресенье Неделя 6-я по Пасхе, о слепом Осташковский район Ответственный -Благочинный протоиерей Анатолий Волгин т. 8-910-646-07-02 Исток Волги Божественная Литургия в Никольском храме (служит архиеп. Виктор) Шествие духовенства из храма к часовне Малое водоосвящение на истоке Волги Торжественная часть у ворот к часовне (выступление Владыки, губернатора, попечителей) Культурная программа Крестный ход до д.Новинки д.Новинки Молебен на начало водного путешествия Проводы Крестного хода по воде катером Пеновский район д.Ширков погост Встреча Крестного хода у берегового причала Всенощное бдение Отправление на катере до д/о " Орлинка " Ужин. Ночевка в д/о " Орлинка " понедельник Седмица 7-я по Пасхе. Отправка на катере в Пено Встреча Крестного хода у памятника Л.Чайкиной. Крестный ход в церковь прп. Сергия Радонежского Литургия Крестный ход к истоку Зап. Двины (до переезда пешком, далее на автобусе) Малое водоосвящение истока Зап. Двины. Обед в Пено. Отправление в Осташков. Осташковский район Осташков Встреча Крестного хода у часовни прп. Нила (в память героев-осташей), крестный ход до Знаменской церкви. Всенощное бдение в Знаменской церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=176...

Аминь (греч. от евр. истина) — слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие. Вошло в христианское богослужение без перевода. Обычно — завершающая формула в молитвах и псалмах, призванная подтверждать истинность произнесенных слов. Антидор (греч. «вместо дара») — части просфоры, оставшиеся после вырезания агнца. Раздаются после Литургии непричащавшимся мирянам, чтобы не оставить их без евхаристического участия в богослужении. Артос (греч. «хлеб») — квасной (дрожжевой) хлеб, освящаемый в день Пасхи. Артос раздается мирянам в субботу пасхальной недели. Символически изображает ягненка, который закалывался иудеями в пасхальную ночь. Благодарственные молитвы — пять молитв, читаемых верующими после причащения. Вечерня — богослужение суточного цикла, совершаемое вечером, один из двух «великих» (наряду с утреней) часов, восходящее к библейскому обряду вечернего возжигания светильника. Вечерня различается вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и великих праздников, предваряет всенощное бдение. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздничных дней, либо в соединении с утреней в составе всенощного бдения накануне воскресных дней и великих праздников. Повседневная вечерня служится в будние дни. Водоосвящение — освящение воды, совершаемое священником (или архиереем) троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое — в дни храмовых и некоторых других праздников (Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ и др.), а также по желанию верующих в любой день. Всенощное бдение — богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

Что значит и какую имеет силу освящение воды, совершаемое Церковью? Это значит: возвращение водной стихии первобытной чистоты и святости, низведение на нее, силою молитв и Слова Божия, благословения и благодати Пресвятого и Животворящего Духа, дарование ей силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею. Вот причина, почему в воде, освященной тайнодействием Церкви, открываются дивные свойства, которых не видим в водах обыкновенных». Святой Симеон Солунский пишет так: «Вода Крещенская – хотя и вода есть, но исполненная Духа, очищающая души, воссозидающая человека, усыновляющая его Богу и делающая его безгрешным. Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду, а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу». Существует малое и великое водоосвящение. Малая агиасма – «то микрон агиасма» (греч.) – это вода, освящаемая погружением в нее Честного Креста, при совершении чинопоследования водосвятного молебна: «Причастием же воды сея и окроплением Твое благословение нам низпосли, скверну страстей омывающее», – молится священник и далее просит: «Ей, молимся, посети нашу, Блаже, немощь и исцели наша недуги душевныя же и телесныя милостию Твоею», то есть наряду с освящением воды просит об исцелении. И далее: «И сподоби нас исполнитися освящения Твоего воды сия причащением; и да будет нам, Господи, во здравие души и тела». Малое водоосвящение подобно великому, то есть совершаемому в навечерие и в самый день Богоявления, – подобно, но есть сокращение этого последнего. Великая агиасма – «то макрон агиасма» (греч.) – освящается, кроме троекратного погружения в нее Честного Креста, еще крестным знамением в ней, внутри нее совершаемым, благословением священника и молитвами и песнопениями: «Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово». Каждый верующий человек имеет дома святую воду. Это или Богоявленская (Крещенская) святая вода, или святая вода малого освящения. Крещенская вода потребляется внутрь в небольшом количестве (достаточно одной чайной ложки), строго натощак, утром, с молитвой «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». В случае болезни можно сделать исключение и принимать Богоявленскую воду по мере необходимости. Так же можно поступить и при внезапно наступившем болезненном состоянии. Богоявленская вода обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда буквально несколько капель этой воды, влитые в рот больного без сознания, приводили его в чувство и изменяли ход болезни. Следует помнить, что целебные свойства святой воды вызваны действием Божией благодати и тем более оказывают нам помощь, чем сильнее наша вера.

http://azbyka.ru/cvyatynya-v-dome-o-svya...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010