ВодоосвящЕние – освящение воды. Есть два чина водоосвящения. 1 . Великое освящение воды. Такое освящение воды совершается два раза в год – накануне и в самый праздник Крещения Господня. 2 . Малое освящение воды. Такое водоосвящение совершается иереем в любое время в храме, в домах, на площадях и в полях. ВОзглас – окончание слов тайной священнической молитвы, которые он произносит так, чтобы их слышали молящиеся, например: яко Твое есть царство, и сила, и слава...  ВоздУх – покров, которым после совершения проскомидии до пения Символа веры на литургии покрывают Святые Дары, приготовленные к освящению на дискосе и в потире. Потир и дискос покрываются малыми покровами сначала по отдельности, потом оба священных сосуда покрываются “воздухом” вместе. ВосприЕмник – крестный отец (мать). От взрослого человека, который хочет креститься, требуется знание истин христианской веры, в частности знание Символа веры , молитвы Господней, десяти заповедей и заповедей о евангельских блаженствах. Младенцы же этого не могут понимать. Поэтому Церковь дает им духовных наставников – крестных. Обязанность восприемников – научить своих маленьких крестников истинам христианской веры и жизни. ВоцерковлЕние – обряд, который совершается над младенцем в сороковой день по рождении, но после Крещения. Священник, взяв младенца из рук матери, произносит слова: “ Воцерковляется раб (или раба) Божий, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ” – и в это время поднимает младенца на руках вверх, вниз и в стороны, как бы прочерчивая им в воздухе крест. ВсЕнощное бдЕние – церковная служба перед праздниками. Начиналась после захода солнца и продолжалась всю ночь, поэтому и получила свое название. В настоящее время в приходских храмах продолжается меньше трех часов. ВенЕц, или нимб – круг, обычно золотого цвета у главы святого на иконах, означающий стяжание им благодати Божией. Г ГеЕнна – место вечных мучений. Это название ада произошло от еврейского названия долины Енном около Иерусалима, где языческому богу Молоху приносили в жертву детей. Позже в долину Енном сваливались трупы казненных злодеев, падаль и отбросы, и все это сжигалось.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

12. Освящение воды Малое освящение воды положено совершать 1 августа на источниках и водохранилищах, к которым совершается тогда крестный ход, а также в день праздника Преполовения. Сверх того, оно совершается в дни храмовых праздников, когда храм как бы обновляется молитвою и кроплением св. водою, а кроме того может совершаться во всякое время, по желанию верующих у них на дому. Для освящения воды ставится столец, покрытый пеленою, а на нем сосуд с водою и три свечи. Иерей выносит крест и полагает его на столе, после чего, окадив крестообразно воду, начинает: « Благословен Бог наш…» После обычных начинательных молитв читается псалом 142, поется: « Бог Господь» и тропари: « К Богородице прилежно ныне притецем», 50–ый псалом и взамен канона поются тропари: « Еже радуйся ангелом приимшая». После возгласа иерея: « Яко свят еси Боже наш» поются тропари « Ныне наста время всех освящающее», которые заканчиваются пением Трисвятаго, произносится прокимен: « Господь просвещение мое», Апостол к Евреям, зач. 306, где говорится, что освящение наше от Господа, и Евангелие от Иоанна, зач. 14, в котором повествуется об Овчей купели, где чудесно исцелялись больные при возмущении в ней воды от ангела. Произносится затем великая ектения с особыми прошениями об освящении воды с каждением при этом над водою, и читается иереем молитва об освящении воды, которая заканчивается погружением креста в воду с троекратным пением тропаря: « Спаси, Господи, люди Твоя». Затем священник кропит св. водою себя, людей и всю церковь при пении особых тропарей. Чин заканчивается краткой литийной ектенией и молитвой: «Владыко многомилостиве» и следует отпуст. Великое освящение воды совершается только в Навечерие и в самый праздник Богоявления, после заамвонной молитвы. Кроме Требника чин его помещен в Минее за январь месяц. Если Навечерие Богоявления приходится в субботу или воскресение, то великое водоосвящение совершается в конце Великой Вечерни. В самый день Богоявления водоосвящение это совершается обыкновенно вне храма на источниках и сопровождается крестных ходом «на Иордань».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

По неделям пред обеднею бывает водоосвящение (benedictio aquae). Оно состоит, кроме призывания, из молитвы над солью и из заключения и молитвы над водою. Далее священник крестообразно кладет соль в воду, и потом молится, 6 чтобы эта вода служила к прогнанию бесов, к уврачеванию болезней и к привлечению покровительства небесного и благодати Св. Духа. После сего этою водою окропляется престол, духовенство и народ при пении антифона; потом обратившись к престолу священник читает молитву об Ангеле Хранителе. По Римскому чину это освящение совершается в ризнице, а по Галликанскому среди хора и даже среди Церкви. Гораздо возвышеннее и торжественнее малое водоосвящение, совершаемое Православною Церковью . Ибо что может сравниться в латинском чине водоосвящения с нашею молитвою: велий ecu Господи и чудна дела Твоя?.., с нашим погружением креста при пении тропаря: спаси Господи люди твоя...? с нашими ектениями о низведении благословения и освящения на воду? В неделю Вербную, пасхальную, Фомину и Пятидесятницы к праздничной службе не присоединяется никакой посторонней молитвы. Но кроме сих недель, в целом году нет почти ни одной недели, в которой на вечерни и обедни не совершалось бы воспоминания (memoria) какого-нибудь Святого, или не прибавлялось бы какой-нибудь молитвы. Так в недели Рождественского поста и также в недели от Богоявления до Сретения Господня к воскресной службе присоединяется молитва к Божией Матери и против гонителей Церкви или о Папе. Далее в недели от Сретения Господня до недели мясопустной прибавляется молитва ко Святым. Во все недели Четыредесятницы прилагается молитва о живых и усопших. От недели Страдания Господня до великой среды (исключая Вербное воскресенье) читается молитва о Церкви или о Папе, и потом эта молитва снова начинается со среды Светлой седмицы и читается до Вознесения Господня. В первую неделю после Вознесения и также в первые два дня Пятидесятницы не прибавляется никакой молитвы. Наконец, во всякую неделю по Пятидесятнице снова прилагается молитва ко Святым. Само собою разумеется, что с неделею сообразуется и служба седьмичная. В Галликанской Церкви все сии молитвы, для сокращения общественного Богослужения, выключены из Богослужебных книг. От того по чину Галликанскому в году найдется меньше воскресных дней, которых служба оставляется для какого-нибудь праздника, чем по чину Римскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как брать, хранить и использовать святую воду? 3 мин., 17.01.2023 Содержание В слайдах «Фомы» разбираемся, зачем в Церкви освящают воду, в чем заключается особенность крещенской воды, как правильно брать, хранить и использовать святую воду в повседневной жизни. 01 Зачем в Церкви освящают воду? Церковь освящает предметы, которыми мы пользуемся, еду, воду, чтобы через них благодать Святого Духа содействовала самому человеку. Обычай освящать воду очень древний. Свое начало он берет в евангельских событиях: возмущение Ангелом воды в Овчей купели, после чего вода приобретала исцеляющую силу, и Крещение Самого Господа в водах Иордана. В воспоминание этих событий в Православной Церкви установлено два водоосвящениямалое и великое. 02 Когда и где можно набрать святую воду? Малое освящение, во время которого читается евангельский отрывок о чуде в Овчей купели, может совершаться ежедневно, благодаря чему в храмах всегда имеются запасы святой воды. Поэтому набрать святую воду верующие могут в любой день, зайдя в православный храм. 03 Зачем нужно было устанавливать еще и великое освящение воды? Одного малого не хватило? Чин великого освящения совершается всего два раза в год: в сочельник Крещения Господня и в сам праздник, т. е. 18 и 19 января соответственно. Этот чин более торжественен по сравнению с малым освящением: весь его строй напоминает о Крещении Иисуса Христа. Крещенская вода называется Великой агиасмой, т. е. великой святыней. Набрать ее можно после утреннего водосвятного молебна 18 января и до вечера 19 января. В многолюдных храмах раздача воды в эти праздничные дни происходит круглосуточно. 04 Получается, что крещенская вода «сильнее», чем просто святая? Крещенскую воду можно набрать всего два дня в году, поэтому отношение к ней особое. Именно крещенскую воду Церковь определила давать в утешение тем, кто по какой-то причине отлучен от Святого Причастия. Однако прибора, измеряющего святость, не существует, поэтому сказать, что святая вода, освященная чином малого водосвятия, по своим благодатным свойствам чем-то уступает крещенской, мы никак не можем.

http://foma.ru/kak-brat-hranit-i-ispolzo...

Венчающиеся пьют из чаши вино и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор пост тропари: «Исайе, ликуй...», «Святии мученицы...», «Слава Тебе, Христе Боже», после чего священник снимает венцы, читает завершающие молитвы и произносит отпуст. В Православной Церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй или третий брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен и содержит ряд покаянных молитв. Венчание не совершается во все посты, на пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресения (т. е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т. е. во вторник и в четверг). Вечерня – первое по порядку богослужение суточного круга, совершаемое вечером, перед заходом солнца. Поскольку церковный суточный круг начинается с вечера, то В. всегда относится к следующему (по гражданскому исчислению суток) дню. В зависимости от значимости празднуемого в наступающий день события В. бывает трех видов: малая, вседневная и великая. Вседневная В. совершается в будние дни, малая В. (сокращение вседневной) – перед всенощным бдением, великая В. – под праздники и воскресенья. В. содержит молитвословия, песнопения и священнодействия, в которых Святая Церковь прославляет Бога Творца за Промышлсние Его о мире и человеке. Она переносит верующих в ветхозаветные времена, напоминая о блаженном пребывании прародителей в раю, их нуждах и скорбях по грехопадении, об обетовании, данном им и всем людям о Спасителе мира, о вере ветхозаветного человека в искупление рода человеческого Крестной смертью Единородного Сына Божия. В службе В. мы благодарим Бога за все Его благодеяния, явленные нам, и особенно в истекший день, каемся в грехах, совершенных в течение дня; испрашиваем у Господа мира и безгрешности на остаток дня и ночь, мирной жизни и блаженной кончины, подобной той, которой удостоился праведный Симеон Богоприимец. Викарий ( лат. vicarins – заместитель) – архиерей, помогающий в управлении епархией другому архиерею. Водоосвящение – совершаемое священником или архиереем освящение воды, которая используется затем для освящения дома и различных предметов, ее также пьют с целью духовного укрепления. В. бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое – в дни храмовых и некоторых других праздников (Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ и др.), а также по желанию верующих в любой день. Чин малого и великого В. содержится в требнике (чин великого освящения также в месячной Минее за январь). Возглас – краткое молитвословие, провозглашаемое священником или архиереем. Некоторые возгласы являются завершением тихо читаемой молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Так называют воду, освященную по особому чину. Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое — только в праздник Крещения Господня. Ошибочное поверье живет в нашем народе: будто бы Крещение и Богоявление — не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18 января, — это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа, — крещенская. Поверье это настолько сильно, что искренне верующие люди стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, боясь перепутать. Это — бессмысленное суеверие. И в праздник Крещения, и в сочельник вода освещается одним и тем же чином, в память сошествия Господа нашего Иисуса Христа в воды реки Иордан. О чем же молятся во время великого водоосвящения? О том, чтобы вода сия освятилась силой и действием, и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от гре­хов, исцеления души и тела. О том, чтобы получила она благослове­ние Иорданово. Чтобы отгоняла всякие наветы видимых и невиди­мых врагов. Чтобы вода сия приводила в жизнь вечную. Чтобы и мы, чрез вкушение сей воды и явление Духа Святаго, сподобились освящения. Крещение Господне освятило само естество воды. Любая вода в этот день содержит залог благодати. Пить агиасму надо натощак, с утра, но по особой нужде в помощи Божией можно в любое время дня и ночи. Хранить — в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом (никак не в холодильни­ке!) При благоговейном отношении святая вода остается свежей и при­ятной на вкус долгое время. Ею можно окроплять жилище. Источники: http://delo.teolog.ru/deloN9027 К. Слепинин. Азы Православия. СПб, 1999. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-pr...

Водосвятия и особые чины на некоторые праздники, также обычно относимые к категории М., в отличие от описанных выше чинопоследований общего М. (с каноном) и М. на различные бедствия не являются прямым развитием древних монастырской и кафедральной паннихис, но имеют собственную историю возникновения. Чин великого освящения воды появился на Востоке в VI или в кон. V в.; он включает начальные песнопения, ряд библейских чтений, мирную ектению, молитвы над водой и погружение креста в воду, сопровождаемое и завершаемое песнопениями. Чин включается в состав Божественной литургии (после заамвонной молитвы) в навечерие праздника Богоявления (5 янв. по церковному календарю), и его не принято обозначать словом «молебен». Впрочем, в старину на Руси была распространена практика предварять повторное освящение воды на само Богоявление, совершавшееся на к.-л. реке, крестным ходом с пением во время шествия М. с каноном праздника (полностью или в форме одних ирмосов). Водосвятный М., или Чин малого освящения воды, восходит к к-польской традиции молитвенных шествий к основным пресноводным резервуарам столицы в последнюю неделю июля - 1-ю неделю августа, а также к обычаю освящать воду путем погружения в нее (или омовения ею) к.-л. святынь. Основные тексты чина малого освящения воды сложились в XI в. или немногим ранее. Согласно Типикону, этот чин должен совершаться раз в году, 1 авг. по церковному календарю. Однако уже в визант. времена возник обычай совершать его в начале каждого месяца (ср. толкование знаменитого канониста XII в. Феодора Вальсамона на Трул. 65: PG. 137. Col. 741). На Руси малое освящение воды, с погружением в нее как креста, так и св. мощей, совершалось на мн. праздники. В совр. традиции РПЦ малое водоосвящение бывает 1 авг. (ст. ст.), а также на престольные и значимые праздники, на Преполовение Пятидесятницы, на празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», а в нек-рых приходах - еженедельно и даже чаще. Чин малого освящения воды начинается как общий М. Божией Матери - со вступительных молитвословий и Пс 142, «Бог Господь», богородичных тропарей и Пс 50, но затем вместо канона должна исполняться целая серия песнопений: сначала многострофный гимн, имеющий в греч.

http://pravenc.ru/text/2564052.html

Молитва при вкушении просфоры и святой воды Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.  Агиасма В переводе с греческого " агиасма " - " святыня " . Так называют воду, освященную особым чином. Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое - только в праздник Крещения Господя. Странное поверье есть в русском народе: будто бы Крещение и Богоявление - не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18 января, - это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа, - крещенская. Поверье это настолько сильно, что искренне верующие люди стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, боясь перепутать. Это бессмысленное суеверие. И в праздник, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином, в память сошествия Господа Иисуса Христа в воды реки Иордан. Крещенская вода обладает особой благодатью, и это знают (или чувствуют) люди. В этот праздник храмы переполняются народом, есть даже некий тип " прихожан " , которые приходят в церковь раз в год - " за водичкой " . О чем же молятся во время великого водоосвящения? О том, чтобы вода сия освятилась силой и действием и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела. О том, чтобы получила она благословение Иорданово. Чтобы отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов. Чтобы вода сия приводила в жизнь вечную. Чтобы и мы чрез вкушение сей воды и явление Духа Святаго сподобились освящения. Велика молитва - велика и святыня. Крещение Господне освятило само естество воды. Любая вода, взятая в этот день, содержит залог благодати. Поэтому тот, кто не в силах прийти в церковь из-за собственной немощи или дальности храма, может набрать воды из любого источника, даже из-под водопроводного крана, и употреблять как святую.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1875...

ПАТРИАРХ - в некоторых православных церквах - титул главы поместной церкви. Патриарх избирается поместным собором. Титул установлен Четвертым Вселенским собором 451 г. (г. Халкидон, Малая Азия). На Руси патриаршество было учреждено в 1589 г., в 1721 г. упразднено и заменено на коллегиальный орган - синод, в 1918 г. восстановлено. В настоящее время существуют следующие православные патриархаты: константинопольский (Турция), александрийский (Египет), антиохийский (Сирия), иерусалимский, московский, грузинский, сербский, румынский и болгарский. ПЕРЕБОР - медленный звон поочередно в колокола, по одному разу в каждый колокол, начиная с самого маленького и кончая наибольшим, после удара в наибольший одновременно ударяют во все колокола. Совершается перед отпеванием и во время выноса гроба из храма. ПЕРЕЗВОН - звон поочередно в колокола (по одному или несколько ударов), начиная с самого большого колокола и кончая наименьшим. Медленный, печальный перезвон по одному удару в каждый колокол совершается на вечерне Великого Пятка перед выносом плащаницы, на утрене Великой Субботы во время крестного хода с плащаницей, на утрене в праздник Воздвижения Креста Господня и в Крестопоклонную неделю перед выносом креста. Частый перезвон по несколько ударов в каждый колокол совершается перед малым водоосвящением, перед архиерейским рукоположением, в других торжественных случаях. ПЛАЩАНИЦА - плат с изображением тела Иисуса Христа (после снятия с Креста) или усопшей Богородицы. Плащаница Иисуса Христа употребляется во время богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы, плащаница Богородицы - в богослужении Успения. ПОВЕЧЕРИЕ - общественное богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней еды - вечери. Повечерие бывает малое и великое. Малое совершается во все дни, кроме Великого поста и праздников Рождества Христова и Богоявления, когда совершается великое. В чин малого повечерия входят 50, 69, 142 пс„ великое славословие, Символ веры. канон (не во все дни), молитва " Отче наш " , тропари и ипакои. В чин великого, состоящий из трех частей, входят: (1я часть) пс. 69. канон (в первые четыре дня Великого поста т.н. Великий канон, написанный Андреем Критским), пс 4, 6, 12, 24, 30, 90, пение " С нами Бог " . (Ис. 8, 818; 9, 27), тропари, Символ веры; (2я) пс. 50, 101, молитва Манассии (2 Пар.), " Отче наш " , тропари; (3я) пс. 69, 142, великое славословие, " Отче наш " , канон, в Великий пост молитва Ефрема Сирина, отпуст и сугубая ектения; в конце каждой части читаются отпустительные молитвы. В современной приходской практике великое повечерие почти не совершается, кроме дней Великого поста, когда читается канон Андрея Критского, и праздника Богоявления.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Читается она однажды и без 12-ти малых поклонов, когда пост несколько смягчается, ввиду какого-нибудь праздника или «труда ради бденного». при каждом малом поклоне указано произносить: «Боже, очисти мя грешнаго»; в последний же раз обычно добавляется: «... и помилуй мя». 114. ВОПРОС: Праздничная вечерня с великим водоосвящением совершается около 2-х часов дня в Сочельник Богоявления, если таковой приходится в субботу или в воскресение. Можно ли заменить это великое водоосвящение малым непосредственно после Божественной Литургии? ОТВЕТ : Служить эту вечерню, вместо 2-х часов дня, непосредственно после литургии нет никакого греха (служится же в день Пятидесятницы вечерня с чтением трёх коленопреклонных молитв всегда, по обычаю, после литургии непосредственно), а вот заменять в такой день Великое Освящение Воды малым водоосвящением совершенно недопустимо. В этом и состоит особенность Навечерия Богоявления, что положено в этот день по Уставу именно Великое Освящение Воды, а не малое. 115. ВОПРОС: В каких случаях положено совершать чин освящения воды? ОТВЕТ : Малое освящение воды положено совершать в день праздника ПРЕПОЛОВЕНИЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ, в день праздника ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩАГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ – 1 августа. Совершается оно, сверх того, в церквах, пред литургией, в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвою и кроплением святою водою совершается оно, наконец, по желанию верующих, и на дому во всякое время, в соединении с молебным пением. 116. ВОПРОС: Почему в одних церквах при выносе св. Плащаницы в Великую Пятницу лик Христа Спасителя покрывается воздухом, а в других – этого не делается. Как правильно? ОТВЕТ : Обычай покрывать лик Христа-Спасителя воздухом заимствован от обычая закрывать воздухом лицо Архиерея или Священника, лежащего во гробе. Но это, как не раз разъяснялось нашими церковными властями еще в России, неправильно (См., напр., разъяснение «Церк. Вд.» 1897 г., 14). Христос-Спаситель, изображённый лежащим во гробе на св. Плащанице, это совсем не одно и то же, что усопший Архиерей или Священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010