Иисус же рече им: Несть пророк без чести, токмо во отечествии своем и в дому своем»» ( Мф.13:57–58 ). Римский сотник из Капернаума просил Спасителя исцелить его отрока. При этом он не считал себя достойным Его посещения. Видя его глубокую веру, Христос сказал: «Яко мнози от восток и запад придут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во Царствии Небеснем, сынове же Царствия изгнании будут во тму кромешную, ту будет плач и скрежет зубов» ( Мф.8:11–12 ). В другой раз Христос на пути в Иерусалим вошел в «некую весь» на границе между «Самариею и Галилеею», где его встретило «десять прокаженных мужей». Видя их усердное моление, Господь исцелил их. «Един же от них, видев, яко изцеле, возвратися, со гласом велиим славя Бога, и паде ниц при ногу его, хвалу ему воздая: и той бе самарянин. Отвещав же Иисус рече: Не десять ли очистишася; да девять где»? ( Лк.17:15–17 ). Таким образом, только «иноплеменник» пришёл выразить Христу Спасителю благодарность. Интересно отметить, что первыми в Вифлеем Иудейский к родившемуся Богомладенцу Христу пришли «волхвы с востока» ( Мф.2:1 ), т.е. иноземные мудрецы. Христа Спасителя руками римлян отправили на крестную смерть свои же соплеменники, хотя в предшествующее время они хотели «придти, нечаянно взять Его и сделать царем» ( Ин.6:15 ). Интересен и такой Евангельский пример. На вопрос «некоего законника», кто есть ближний ( Лк.10:29 ), Христос рассказал ему притчу о милосердном самарянине, с которым иудеи не сообщаются ( Ин.4:9 ). Именно он, в отличие от священника и левита, проявил милость и сострадание «к впадшему в разбойники» ( Лк.10:30 ). Суть данной проблемы встречается и в личной жизни, и в общественных отношениях, прослеживается она также и в истории. Можно привести интересный исторический пример. После Куликовской битвы в 1382 году последовало нашествие на Русь хана Тохтамыша, который разорил Москву. В летописях сохранилась повесть с описанием бедствия, постигшего стольный град 700 . Если ранее на Куликовом поле Димитрий Донской противостоял нечингизиду, узурпировавшему власть в Золотой Орде, то в 1382 году на Русь пришел «законный» властитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Якоже солнце на небеси сияет и во всю вселенную луча своя простирает, такожде б и святая наша и непорочная православная християнская вера в нас и во всех концех всея земли сияла и просветилась паче солнечных луч даже и до дне пришествия Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, яко же приидет судите живым и мертвым и воздати комуждо по делом его. Писал еси к благочестивому и христолюбивому и к великому Государю нашему Царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии самодержцу и многих государств ко Государю и обладателю, и присылал посла своего нареченнаго митрополита Хусанскаго Никифора, чтоб Великий Государь наш пожаловал тебя по соединении святыя нашея православные, християнские веры твое благочестивое царское державство присовокупил к своему царскому величеству под свою царскую руку, от твоих недругов взял во оберегание и послал бы в твое государство учительных людей, могущих исторгнути корень нечестия и возрастити плод благоверия и просветити светом Богоразумия и единоверным быти вам с нами во благочестивой и непорочной нашей христианской вере, во всяком исправлении по благовестию Христову и по апостольскому учению и по святых отец преданию. Да ты ж, Теймураз царь, писал к великому Государю нашему, да потом же и к нашему смирению и о своем пребывании и о гонении и тесноте, как терпишь от иноверных и во всем утесняем и о иных многоразличных своих делах, и великий б Государь наш всея Великия Росии самодержец пожаловал в скорбех твоих учинил тебе помощь, а нашему б смирению к благочестивому Государю нашему о твоем прошении, еже ты писал к нам, Патриарху, о твоих пребывании сего, просиши поизвестить, чтоб великий Государь наш прошение твое по своему царскому благоутробию да исполнил. И благоверный и христолюбивый великий Государь наш Царь и великий князь Михаило Федорович всеа Великия Росии самодержец и многих государств Государь и обладатель, истинный рачитель благочестию и Богошественный святаго пути Богоуставного закона и премудрый исходатай и благоразумный поспешник истинне, изыскатель отеческому преданию благоразумие цветущ совершенным благочестием, слышав таковая Вседержителя и Человеколюбиваго Бога и Пречистые Его Матере неизреченную милость, юже творит на православных християнех, яко не остави вас заблудити от истиннаго правого пути недоумением одержимым и яко агнецем посреди волков пребывающим и гонимым и утесняемым и насилуемым от иноверных окрест вас пребывающим, и помысля о твоем прошении и милосердуя, мысль свою царскую нам и всему освященному Собору объявил: по прошению твоему землю твою Иверскую под свою царскую руку взял во обереганье от всяких твоих недрузей и о твоем деле в своей царской грамоте с своими государевыми послы подлинно о всем писал.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Среди верующих появилось тогда такое понятие, как «старый Новый год», когда вместо «советского» Нового года он праздновался тринадцать дней спустя. Понятие «старый Новый год» звучит примерно как «холодный горячий чай». Встает вопрос: каково должно быть отношение верующего человека к гражданскому Новому году? Ответ прост: как и ко всем остальным гражданским праздникам, которые не дублируются по старому стилю. Гражданский новый год – это наследие Петровской эпохи. Отношение к праздникам показывает существенную разницу между верующим человеком и неверующим. Верующий человек использует всякий повод, чтобы помолиться, а неверующий – чтобы побыть навеселе. Поэтому мы совершаем в канун Нового года молебен, подчеркивая важность молитвы в жизни христиан и всего общества. Можно говорить о трех видах почитания святых. Первое – это тезоименитое почитание, когда мы празднуем память своих небесных покровителей. Мы чтим также святых, в дни памяти которых совершались знаменательные события нашей жизни. Наконец, мы обращаемся к святым, которые являются покровителями тех или иных видов нашей деятельности или имеют благодать от Бога помогать нам в определенных случаях и бедах. К святому мученику Вонифатию обращаются с просьбой избавить от порока пьянства. «Усердное празднование» Нового года в день его памяти является своего рода антипразднованием. Таким образом, вместо того чтобы молиться святому об избавлении от широко распространившегося в нашем обществе порока, мы подливаем масла в огонь. Встречая Новый год, мы обращаемся назад и видим, что среди нас кого-то уже недостает – они отошли в блаженную вечность. В силу этого Новый год – это праздник, когда приходится задумываться о будущем, о себе, о своем предназначении, о бессмертии. Счастлив человек, если он пребывает теперь с Богом, – ему легче совершить земной путь, и каждый Новый год приближает его к вечности. О православном месяцеслове  Важной составляющей нашей культуры и нашего сознания является Православный Месяцеслов, связанный с Богослужением, а также с нашей культурой и историей. Православный Месяцеслов, т. е. годовой цикл христианских праздников был принесен на Русь вместе с христианством. Месяцеслов – это организующее начало нашего бытия, нашего времени. Указанное под каждым числом года имя святого – это конкретная историческая личность, осуществившая своими трудами и подвигами на этой земле Евангельские заповеди, примеру которых подражает верующий человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

За крестное знамение русские люди терпели страдания. В Волоколамском патерике говорится об одном иноке-исповеднике, подвизавшемся в обители преподобного Иосифа Волоцкого . В 1480 году во время Угорского стояния «в прихожение еже к Угре безбожнаго царя агарянскаго Ахмата и той пленен бысть некоим от князей его, еще пребывая в мирьском образе, и понужен бысть отоврещися Господа нашего Исуса Христа. Множество же крестов на гойтане, еже взяша у християн злочестивии того слуги, и тех множество животворящих крестов повеле той безбожный князь давати ему (пещи тогда горящи в храмине той), яко да вверзет их во огонь, а другому слузе стояти с мечем над главою: аще не вверзет их, да усечет его. Он же изволи паче умрети за Господа нашего Исуса Христа и глагола безбожному князю: “Мы сим поклоняемся и лобзаем их”. Злочестивый же той повеле устрашити его посечением: и резати помалу по шии его, и давати ему кресты – да вверзет их в огнь. Он же не хотяше того сотворити. Безбожный же той повеле, взем за гойтан, теми кресты бити его без милости. Он же никакоже не послуша. И абие внезапу прииде страх на безбожнаго царя Ахмата, и побеже. Тогда и той и князь побеже. А его во единой срачице и босого повергоша на ледине, и великаго ради мраза перьсти ногам его отпадоша. И по отшествии безбожных взяша его, еле жива, во град; бысть произволением мученик и без крови венечник». 3 С особой силой мы обращаемся к Кресту в молитве «Да воскреснет Бог», читаемой во время бесовских страхований. В ней говорится: «...тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением... Радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяи бесы силою на тебе Пропятаго... о Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помогай ми со святою Госпожею Девою Богородицею...» Последуя нашим благочестивым предкам и подражая им, нам необходимо чаще прибегать к Кресту Христову для преодоления различных жизненных искушений, необходимо чаще осенять себя крестным знамением перед началом различных дел, в трудных обстоятельствах и так далее. «Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся...» Таинство исповеди 

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Таким образом, из рассматриваемого места видно, что во времена Климента Александрийского в Церкви существовала трехстепенная церковная иерархия. Избрание на иерархическое служение строго отличалось от поставления, так как в первом действии участвовали люди, а во втором – участвует Сам Бог . Епископство являлось высшей степенью церковной иерархии, имеющей полную меру благодати. Другие степени: пресвитерская и диаконская – по силе благодати являлись сравнительно низшими по сравнению с епископской степенью. О церковной иерархии находится свидетельство и у святого Иустина Мученика в Первой его Апологии 221 . Что касается учения Православной Церкви в отношении того, что власть рукоположения в священные степени принадлежит только непосредственным преемникам Апостолов – епископам, то прямых указаний на это в творениях святых отцов древней Церкви не находится. 4. Краткие выводы Обобщая все вышесказанное святыми отцами древней Церкви о Таинстве Священства, необходимо сделать следующие выводы: 1) поставление в иерархические степени в древней Церкви никогда не признавалось тождественным с избранием достойных лиц на эти степени, напротив, первое всегда строго отличалось от последнего. Избрание при участии мирян служило только средством к выбору достойных для иерархического служения лиц, не сообщая само по себе им никаких священных прав и благодатных полномочий. Напротив, посвящение облекало избираемых лиц особыми благодатными полномочиями, после которых они признавались уже не простыми мирянами, а членами церковной иерархии; 2) поставление избранных для иерархического служения лиц совершалось только епископами, и притом законными, принадлежащими к истинной Церкви Христовой; 3) Таинство Священства по всеобщему верованию древней Церкви признавалось таким священнодействием, в котором рукополагаемому сообщалась благодать Святого Духа, – Того Самого Духа, Который некогда был дан Иисусом Христом святым Апостолам чрез дуновение и Которого последние преподали другим чрез руковозложение;

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Но когда человек познает свою греховную нищету, лишение праведности, сокрушается о содеянных грехах и старается обуздывать свои порочные желания, тогда у него пробуждается сильное стремление к оправданию пред Богом, желание стать праведным пред Ним. Он начинает алкать и жаждать правды – оправдания пред Господом. Чем более кто сознает свою бедность и мерзость греховную, тем сильнее пробуждается в нем желание достигнуть сего оправдания. Однако, оставленный самому себе, человек может алкать и жаждать правды, но голода своего утолить не может. Он не имеет средств, чтобы загладить грехи, которыми оскорбил Бога, нет у него и сил освободиться от греха, чтобы не грешить, так как все существо его, душа и тело, заражены грехом. Но Господь ублажает алчущих и жаждущих правды, и потому тии насытятся ( Мф.5:6 ). Он Сам указывает им путь к достижению оправдания чрез веру в Него, как Единородного Сына Божия, Который пришел на землю по воле Отца Небесного, чтобы исполнить всякую правду, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Поэтому под правдой Божией в собственном смысле надо разуметь оправдание чрез веру в Иисуса Христа. Слушавшие проповедь Его и веровавшие в Него и были теми алчущими и жаждущими правды, которых ублажает Господь. Об этом же оправдании чрез веру в Иисуса Христа апостол Павел так говорит: ныне, независимо от дел закона, явилась на земле правда Божия; правда же Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия, вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия, а оправдываются туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе, егоже предположи Бог очищение верою в Крови Его, в явление правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов (ср.: Рим.3:22–25 ). Но вера в Иисуса Христа, конечно, должна сопровождаться добрыми делами, потому что вера без добрых дел мертва есть (ср.: Иак.2:26 ). И Господь говорит: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите ( Ин.14:15 ). Итак, блаженны алчущие и жаждущие правды чрез веру во Иисуса Христа, ревностно исполняющие святые заповеди Его. Ищущим оправдания чрез веру в Него обещает Господь насыщение, то есть успокоение, удовлетворение их духовной потребности. Как, поев и утолив жажду, получает человек подкрепление своих телесных сил, так же, с искренним желанием принимая веру во Иисуса Христа, утоляет человек свой душевный голод, оправдывается верою, успокаивается благодатью Святого Духа, укрепляется в исполнении заповедей Божиих. Чрез веру в Иисуса Христа мы как бы облекаемся в заслуги Его, и наша греховная нищета прикрывается ими так, что мы спокойно обращаемся к Богу со своими молитвами, – елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся ( Гал.3:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Ужасны были и наступившие после ночи утро и день пятницы, это были утро и день самих страданий и страшной и вместе с тем унизительной смерти Богочеловека. Но не один Христос Спаситель подвергся тяжким искушениям в это страшное время. Великие искушения предстояли тогда и друзьям, и врагам Христовым. Друзьям предстояло или, победив искушение, разделить вместе со своим Божественным Учителем предлежавшие Ему опасности, или, поддавшись малодушию, изменить своей любви к Нему и оставить Его одного среди врагов и страданий. Врагам же Его предстояло иное искушение: воспользоваться благоприятным случаем для приведения в исполнение своих злобных замыслов и, достигнув их осуществления, совершить величайшее в истории человечества преступление – богоубийство. Всем, подвергшимся искушениям, необходима была величайшая бдительность и ограждение себя самым надежным щитом против искушений – молитвою. Поэтому-то Сам Господь Иисус Христос в ожидании грядущих искушений и страданий в эту ночь как никогда и бодрствовал, и молился с необыкновенным для Него напряжением, и ученикам Своим внушал: бдите и молитеся, да не внидете в напасть: дух убо бодр, плоть же немощна ( Мф.26:41 ). Но, к сожалению, только Он один в эту ночь бодрствовал и молился и отразил со славой все искушения. Напротив же, и друзья, и враги Его под ударами искушений пали. Посему молитеся, дорогие мои, да не внидете в напасть. В молитве Сам Господь указывает нам благонадежнейшее средство для отражения искушений и успешной борьбы с ними. И действительно, молитва есть самое верное оружие для отражения и препобеждения искушений. Если вся наша судьба находится во власти Божией и от Господа Бога зависит попустить нам или же отвратить от нас искушение, если Господом даруются человеку и силы, потребные для успешной борьбы с искушениями, то что возможет сравниться с молитвою, чрез которую мы можем получить избавление от постигающих нас напастей и искушений? Но к сожалению, не все и не всегда могут пользоваться молитвою, как надежнейшим средством к препобеждению искушений. Подобно Апостолам, которые в Гефсимании не могли и одного часа бодрствовать и молиться с Господом, готовившимся к страданиям и смерти, и мы большей частью бываем погружены в тяжкий сон – сон не телесный, как Апостолы, а сон духовный, в тяжкий сон беспечности и нерадения, так что, столкнувшись с искушениями, мы оказываемся вовсе не умеющими молиться. И поэтому, встречая искушение без молитвенного приготовления, без молитвенного духа, мы, как и Апостолы, падаем под тяжестью нашедшей на нас напасти. Из сего-то и следует уразуметь, как мы должны заботиться о приобретении этого благонадежнейшего средства в борьбе с искушениями, указанного Самим Господом, – молитвы – и как должны стараться научиться молиться горячо и постоянно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Не смел он у них ничего вопрошать. Стоя, он им служил, как всем странникам, покуда им мыли ноги и покуда принесли холодное молоко, и масло на стол, и тельца питомого жареного. И в это время гости как будто бы ели жаркое, принимали масло – на лепешки мазали, которые быстро сделала старая Сарра, супруга Авраама. И во время трапезы этой мистической и высокой средний Ангел, обращаясь к стоящему пред ним и благоговейно служащему, спросил: «А где твоя жена Сарра?» И в этот момент и при этом слове «Сарра» Авраам духоносный, очень чувствительный, благодатный, праведный и святой муж, сразу почувствовал прикосновение неба к земле, почувствовал, что за столом – Бог . И он с благоговением ответил: «Здесь она, господа мои». И средний Ангел говорит: «В этот же час, в этот же день, через год мы здесь опять будем, и твоя жена Сарра будет уже кормить грудью мальчика своего». И недоумевал Авраам, осторожный и благородный, необыкновенным небесным глаголам: «Как же будет ему это, и госпоже его девяносто лет». А в это время Сарра, стоя позади за стволом дуба, внутренним духом рассмеялась: «Како будет кормить младенца, которой 90 лет, как заматеревшая, как бесплодная смоковница?» – и в душе засмеялась. И Ангел старший говорит, что Бог говорит, то не изменяется и никогда не изменится, хоть иногда и очень в жизни кажется старое, давнее, устарелое, силу потерявшее, – запомни эти слова. И Ангелы поднялись, приветствовали хозяина, поклонились. Авраам поклонился в ноги им и их стал провожать. И когда простился и осознал благословение, оставленное Ангелами Сарре, он поспешил к своей Сарре с ней поговорить немного серьезно за болтливость языка ее: «Как же ты говорила? Как же ты посмеялась в душе? Как же это ты говорила, Сарра не родит, в то время когда Сам Бог об этом говорит, и ты с Богом препиралась? Пойми положение свое». Сарра по обычаю стала немедленно отказываться от своих слов и внутреннего смеха. И Авраам горько еще не раз ее укорял. Потом он заметил, что святые путники стали спускаться в низину к городу Содому, где его племянник Лот был. И почувствовал своим пророческим духом Авраам, что не напрасно туда пошли два Ангела впереди. И он стал догонять их поспешно, невзирая на старость свою, усугубляя, мобилизуя все силы свои физические и догоняя Ангелов, догнал только Ангела старшего, который замедлительней всех, как будто бы нарочно ждал Авраама. И Авраам, покуда догонял Ангела этого Великого Совета, он чувствовал, что Ангелы не напрасно пошли туда, в тот развратный и распутный город Содом. А там его любимый племянник, племянника жена, благородная женщина, и две дочери, и молодые дети. Не совсем растерявшийся Авраам догнал Ангела и упал пред ним на колени... Проповедь Митрополита Иосифа на Пассии

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Прошло два года, в течение которых этот министр виночерпия не вспомнил Иосифа. Только когда фараон увидел сны необыкновенные: худые коровы, худые и хорошие, что предвещало страшный голод семь лет, тогда тот министр виночерпия и виноделия сказал: «Ах да, там есть Иосиф в тюрьме, еврей, который прекрасно растолковал сон, который сбылся точно. Вели его привести сюда, он точно расскажет. Он единственный расскажет, ибо Бог его один, Бог его с ним». И был призван Иосиф. Его, конечно, выкупали, причесали, облачили в белый хитон, препоясали его. И подведен он был к фараону, и поклонился фараону в ноги как полагается. Иосиф стоял как свеча пред иконой: высокий, красивый, грациозный, благоговейный, как написано на иконах. Тогда фараон ему объяснил свой сон. И он сказал: «Да живет душа твоя, Владыка! Сон твой от Господа Бога. Будет семь лет необыкновенный урожай в твоей стране и семь лет страшный голод. Найди такого человека, который взял бы хозяйство в свои руки во всем государственном масштабе. И те, которые семь лет урожая будут, нужно собирать пшеницу особенно и не портить лишнюю часть, из которой можно приготовить продукты, чтоб на те страшные семь лет пропитание было стране, да и чужие люди придут сюда к тебе за пшеницей». И понравились фараону эти слова, и поверил фараон этому объяснению своих снов Иосифом. И как бы Сам Бог положил ему на сердце и разум фараона, и фараон сказал, сказал своим рабам и министрам сказал: «Кого же мы тогда найдем на это дело лучше, нежели этот снов толкователь Иосиф-еврей?» И все были согласны с этим, ибо благодать Божия вела это к дальнейшим и дальнейшим Божиим действиям и промыслительному делу и домостроительству. Иосиф сразу вошел в свою роль. Благодать Духа Святого в нем действовала и еврейский торговый и коммерческий мозг. И пошло прекрасно все. Он дал распоряжение по всем городам и селениям строить, так называя по-нашему, элеваторы. Он приказал известный процент изымать и известный процент покупать и все продаваемое покупать. У него быстро очень накоплялась пшеница во всех закромах всего государства, все было больше, и больше, и больше, и больше – до наступления страшного голода.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Она сестра Лазаря, она сейчас же бросилась приготовить закуску, завтрак, возможно, обед, а может, и ужин. Очень спешила она, очень волновалась она, так как любила очень Христа Спасителя, Учителя Божественного и Его несравненных учеников, святых апостолов, то она все спешила и волновалась и нервничала, и некому было ей помочь в приготовлении трапезы, так как все слушали слово Божие, исходящее из уст Христа Спасителя. И вот Марфа не выдерживает из ревности к своей сестре младшей Марии, входит в комнату, где Спаситель проповедует и где Мария у ног Его сидит, и говорит: «Господи! Неужели небрежешь, что меня одну оставили на кухне готовить трапезу. Прикажи сестре или кому-нибудь, чтоб мне помогли. Я тоже хочу слушать слово Божие, я тоже люблю слушать слово Божие». А Христос Спаситель ей говорит: «Марфа, Марфа! Ты очень много заботишься о чреве, очень много заботишься о питании, очень много заботишься о том, о чем можно меньше заботиться. А Мария благую часть избрала, она все время слушает слово Божие. Она все время слушает проповедь». Значит, Христос Спаситель так высоко ставил проповедь, так высоко ценил поучение, нежели заниматься только кухней и трапезой, что очень необходимо. «Господи! Да Ты б без трапезы и проповедывать не мог бы. Если бы Марфа и Мария и другие Тебя не угощали: фарисеи и саддукеи и всякие грешники, где ж бы Ты обедал?» Спаситель это знает, внимает этому и награждает за это, но слово Божие несравненно было в Его глазах и в поучениях народа выше всего. Есть же такое выражение, которого вы всегда боитесь и спрашиваете, и переспрашиваете, и забываете, что Спаситель говорит в одном месте, в другом Евангелии, что кто оставит отца, кто оставит мать, кто оставит сестру, кто оставит дочь, кто оставит сына, тот наследует Царство Небесное. Это не то чтоб убежать из дому. А куда бежать от собственного дома? И бежать-то некуда. А это нужно в сердце носить Господа в первую очередь, а потом все остальное житейское попечение: и огороды, и сады, и что хотите, и ремонты, и пятое и десятое.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010