Души скорбящие, терпеливо несущие свой крест, – любимые дети Божии, так что Господь всегда с ними: близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренный духом спасет ( Пс.33:19 ). Они идут как бы предшествуемые Самим Спасителем, Который часто оборачивается к ним с любовью. По кресту они, так сказать, родственны Господу Иисусу – какое высокое родство! Мы забываем, что если скорби не подвигают нас к Богу, то единственно по нашей вине: вместо покорности и терпения у нас является ожесточение сердца. Удивительно ли после этого, что мы впадаем в гораздо большее зло? В первые века христианства, в одно из гонений, многие, испугавшись предстоящих мучений, бежали от ужаса в пустыни Аравийские, но, думая спастись, погибли там от варваров. Не так ли и мы стараемся малодушно укрыться от скорбей и, чтобы избежать их, решаемся иногда на поступки, противные совести, которые потому, отравляя нашу жизнь, причиняют нам скорби более сильные, чем те, от которых мы думали избавиться? После этого мы погружаемся в уныние или же, в надежде заглушить совесть, потворствуем своим страстями и впадаем в сети диавола. Необходимо сказать еще следующее: часто мы слишком преувеличиваем свои скорби, замечаем всякое огорчение, и напротив, милостей, которые мы получаем от Господа, не замечаем, считая, что это так и должно быть, а поэтому остаемся неблагодарными Господу. И лишь только тогда, когда посетят нас скорби, мы оцениваем в должной степени то счастливое время, когда их не было, и даем обет, что, если скорби пройдут, будем благодарны Богу за мирное, спокойное существование и времяпрепровождение. Мы ропщем иногда на болезни, между тем как должны бы благодарить за них, потому что, не говоря о будущей награде за страдания, болезни благодетельны и тем, что укрощают наши страсти, которые бы могли в нас усилиться и Бог весть до чего бы довели нас. А потому, если посетят тебя болезни, старайся переносить их с терпением и не искушайся мыслью, что они мешают твоим подвигам духовным. «Когда болезнь тяготит нас, – говорила блаженная Синклитикия, – не надобно скорбеть, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотей, а пост и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться. Великий подвиг – терпеливо переносить болезни и среди них воссылать благодарственные песни Богу. Мы лишились очей? Не будем печалиться, внутренними очами мы можем созерцать славу Божию. Лишились слуха? Будем благодарить за то, что вовсе не будем слушать пустых речей. Не действуют руки? Но у нас есть внутренние длани, готовые на брань со врагами. Все тело страждет болезнью? Но чрез сие умножается здравие внутреннего человека».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Так как наиболее близкая параллель существовала между тремя христианскими Таинствами (Крещением, Миропомазанием и Евхаристиею) и соответствующими тремя степенями языческих мистерий, то отцы Церкви преимущественно и раскрывали эти три Таинства, прилагая к ним наименование в полном смысле Таинств. Рассуждая о христианских Таинствах, отцам Церкви по необходимости приходилось пользоваться и терминологией языческого мистического языка. Если борьба с язычеством имела большое влияние на общие приемы раскрытия отеческого учения о Таинствах, то борьба с гностицизмом способствовала раскрытию существенных сторон этих Таинств. Как известно, основным началом гностических систем явилось учение о непримиримости и совершенной противоположности духовного и материального мира. Гностицизм не являлся заблуждающимся в отдельном каком-либо вопросе христианского учения, он представлял целую систему своих воззрений, существенно отличавшуюся от истинного учения Православной Церкви. Смотря на материю как на начало, враждебное духовному миру, он не допускал истинного воплощения Спасителя, вследствие чего гностицизм не мог допустить и употребление чувственных элементов в Таинствах. К этому еще присоединилось неуважение гностиков к авторитету Церкви, к церковному Преданию. Поэтому отцам Церкви необходимо было разоблачить и ложность этого учения. Что касается учения о Таинствах, то святые отцы в борьбе с гностицизмом раскрывали его не непосредственно, а в связи с раскрытием основного учения о Боге и Его свойствах, а поэтому оно и не представляет из себя специального отдельного святоотеческого учения. Тем не менее, касаясь по временам гностического учения о таинствах, они имели случай в борьбе с ними раскрывать необходимость и целесообразность чувственных элементов, употребление которых заповедано Самим Богом. В этой борьбе отцами Церкви преимущественно раскрыты три Таинства: Крещение, Евхаристия и Брак. Раскрытию учения о Таинствах способствовало также появление монтанизма, и, главным образом, споры о еретическом и раскольническом Крещении, и еще расколы в Карфагене и Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

При воспоминании о страданиях Христовых какие еще нужны ручательства того, что Иисус Христос может и понять всю тяжесть нашего крестоношения, и благоискусно помочь нам? Он знает тяжесть нашего крестоношения не только по Божественному Своему всеведению, но знает ее и по собственному опыту. Он прошел такой тернистый крестный путь, какого никто никогда не проходил и никто никогда не пройдет, потому что он никому не под силу. Он претерпел такие ужасные страдания, что при одном только о них воспоминании человек приходит в содрогание. Не отзовется ли любовью и скорбью на нашу мольбу Тот, Кто Сам от полноты страданий, вися на Кресте, взывал к Отцу Своему Небесному: Боже Мой, Боже Мой, векую Мя еси оставил? (ср.: Мф.26:46 )? Н е распрострет ли Свои благостные объятия Тот, Кто Сам призывает к Себе скорбящих и говорит: приидите ко Мне еси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы ( Мф.11:28 ). Так, дорогие, надо только помнить тяжесть страданий Христовых, и это памятование научит нас молиться с верою и силою, молиться благоуспешно всегда, в самые трудные минуты нашей жизни. Поэтому смело обращайся, христианин, со своею молитвою о по­ мощи среди искушений и опасностей к Иисусу Христу и доверяйся без колебания на своем крестном пути водительству Божественного Крестоносца. Вспомни претерпенные Им бичевания, заушения, оплевания, биение тростью по главе, венчание венцом терновым, язвы гвоздинные на руках и ногах, невыносимо тягостное висение на Кресте, страшную жажду в часы крестных страданий, прободенное ребро, – вспомни все это, и ты поймешь, что Ему известна немощь страждущей под крестом плоти нашей. Если ты изнемогаешь под тяжестью внутреннего креста, то и в этой борьбе никто лучше Его не поможет тебе, потому что и внутренний крест в наивысшей степени своей Ему известен. Какую Он перенес тяжелую душевную борьбу с Самим Собою, видно из того, что молил Отца Своего Небесного, да минует Его чаша страдания; та чаша, ради которой Он пришел на землю. Какой внутренний перенес Он Крест при виде Своего ученика-предателя, при виде оставления Его прочими учениками и отречения от Него клявшегося Ему в верности Петра, при виде неистовствующего народа, требовавшего Его распятия (народа, которому Он столь много благодетельствовал), при зверстве распинателей и бесчеловечии хулителей, издевавшихся над Его крестными муками, и, наконец, при оставлении Его Самим Отцом Небесным?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Наш ум, дорогие братия и сестры, не может представить себе того яркого света, которым блистает в раю Блаженная Дева; солнце и луна – это земные вещи по сравнению с той неизреченной красотой, созерцанием которой блаженные бесконечно наслаждаются. Какое прекрасное, светлое зрелище для очей всех блаженных душ и даже для самих Серафимов! Ее хотел видеть один юноша, благоговейный почитатель Девы, и обратился к Ней с молитвой: «Мария – сладчайшее имя, которое я чту и которому поклоняюсь после Бога всей любовью и благоговением моей души, ибо Ты ее утешение и радость. Если я, смиренный Твой раб, обрел пред Тобой благодать, молю Тебя, окажи мне одну милость: среди многих благодеяний сподоби меня узреть Тебя так, как Ты в раю. Достой меня этой милости, Пречистая Матерь. Я готов потерять око, если я тебя узрю». Всечистая Владычица вняла молитве благоговейного Своего раба: ночью во сне явилась ему Всесветлая, во всем том блеске славы, которым Она сияет на небе. Юноша проснулся и действительно потерял глаз, но от радости, которую он испытывал, так как удостоился зреть Царицу неба и земли, он совсем не пожалел, что потерял зрение. Даже более того, он опять молил, чтобы еще раз узреть Ее, соглашаясь на потерю другого, оставшегося в целости глаза. Он опять удостоился зреть Ее. Н о что же думаете, братия и сестры? Может быть, он стал слеп на оба глаза? Всемилостивая Владычица, явившись ему во второй раз, не только не лишила его другого глаза, но возвратила ему и утраченный. Проснулся юноша с обоими здравыми глазами и, пораженный сугубой радостию, воздал Богоматери тысячи благодарений с обильными слезами благоговейного умиления. О Всемилостивая Владычице, Мати неба и земли, приими наши усердные моления и покрой нас любовью Твоею, приими и подвиг поста, совершаемый православными христианами ради имени Твоего святого, и яви нам милость Твою, отврати от нас гнев Божий, праведно движимый на нас, сохрани нас от всех козней вражеских, и научи нас любить Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, и укрепи в нас веру, ибо Ты твердое утверждение веры, и сподоби нас и в будущей жизни Тебя прославлять и взывать: «Радуйся, Мати неба и земли, радуйся, обрадованная, радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго!». Аминь. О чудесном воскрешении сына нианской вдовы

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Души скорбящие – это избранники Божии, которые за временные страдания получат награду вечную. Эти избранники Божии – души высокие, не знающие радостей и наслаждений земных, но готовящие себя для небесных. Но чтобы по немощи человеческой не увлеклись они утехами мира, их недостойными, и не утратили бы чрез это назначенные им небесные блага, Господь ограждает от бездны греховной избранных чад Своих со всех сторон крестами, как бы духовной оградой. В миру многие думают и говорят, что Господь не любит тех, кому посылает скорби. Это мнение людей, которые сами не имеют любви к Иисусу Христу, забывая сказанное Апостолом: егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет; и еще: сыне мой! не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей, от Него обличаемь (ср.: Евр. 12, 6, 5 ). Святые угодники, проникнутые таким учением, дошли до того, что не только не боялись скорбей, но еще и радовались, когда могли что-нибудь потерпеть за Господа: они помнили слова апостола Павла, что все, хотящий благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут: лукавии же человецы и чародее преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми (ср.: 2Тим.3:12–13 ). Первые христиане могли подумать, что оставлены Богом, когда тысячами погибали во время гонений, однако же мы видим противное: гонения еще более их утверждали в вере; замученные погибали с упованием, оставшиеся в живых еще крепче прилеплялись к Богу, готовя себя на новые подвиги. Надо не переставать повторять себе, что скорби чрезвычайно полезны душе нашей, что они ведут нас к спасению, и не их должны мы бояться, а того, чтобы Господь не забыл о нас, – вот истинно была бы величайшая скорбь. А когда Он посылает нам кресты, это доказывает не только памятование Его о нас, но и любовь к нам, грешным. Святое Писание очень часто повторяет нам эту высокую истину, чтобы глубже запечатлеть ее в душе нашей: егоже любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет. Если в скорбях мы будем видеть не просто несчастья, а истинный крест Христов, тогда поймем, почему души скорбящие – любимые дети Божии. Как Константину Великому для победы над Максентием дарован был крест, так дарован он и каждому из нас для победы над самым опасным и коварным нашим врагом – диаволом, которого беспрерывно привлекают к нам наши грехи. Мы знаем, что не только крест с изображением Спасителя, но и самое знамение креста, сделанное рукой, отгоняет врага, – как же не дорожить крестом скорбей, посланным нам в жизни, – крестом, который мы несем вслед за Господом и по Его повелению?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Хотя в данном месте прямых и ясных указаний на Таинство Брака не содержится, тем не менее оно свидетельствует о том, что в древней христианской Церкви заключение брачных союзов всецело подлежало ведению иерархов Церкви. Кроме этого, слова святого Игнатия: «Чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию» – приводят к той мысли, что врачующиеся должны были обращаться к епископу не только за получением его согласия, но и за получением благодатно-молитвенного церковного благословения, чтобы брак их имел глубоко-нравственное значение и принимал высоко-религиозный характер. Святой Ириней в сочинении «Против ересей» Таинства Брака непосредственно не касается. Однако косвенное указание об этом Таинстве у него встречается. Так, например, он подробно описывает случаи совершения гностиками некоторых Таинств, которые, несмотря на их неправильное совершение и употребление, являлись прямым подражанием христианским Таинствам, совершаемым в практике древней Православной Церкви. Хотя гностики по своим взглядам отвергали все вещественное, тем не менее, делая уступку верованию Православной Церкви, они допускали у себя совершение таких Таинств, как Таинство Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Подобный же пример подражания и уступки гностики допускали и в отношении плотских отношений, о которых и рассказывает святой Ириней. Несмотря на то что некоторые из гностиков отвергали брак, последователи Валентина чтили его как религиозное Таинство. Однако по причине крайнего своего распутства брак у них как священнодействие терял всякий нравственный смысл и значение. В отношении этих гностиков – валентиниан – святой Ириней и говорит: «Они указывают на нас, страхом Божиим хранимых от согрешения даже мыслию и словом, как невежд и ничего не знающих, а самих себя превозносят и называет совершенными. О нас они говорят, что получаем благодать (харгу) только в пользование, почему она и отнимается у нас, а о себе, – что они имеют благодать как собственность, приобретенную свыше от неизреченного и неименуемого сопряжения, а потому она приложится им. Поэтому, говорят, должно им всегда всеми способами упражняться в таинстве сопряжения … На этом основании, они говорят, нам, которых именуют душевными и считают людьми от сего мира, необходимы воздержание и добрые дела а им, которые называются духовными и совершенными, этого нимало не нужно; ибо не дела вводят в плирому, а семя, сообщаемое оттуда в состоянии незрелом и здесь совершенствующееся » 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Сегодняшнее воскресенье предлагает нам, хотя, можно сказать, и осторожно и деликатно, но все же твердо: прощайте друг другу, умейте прощать. Но самое тяжелое – умейте просить простить. История человечества говорит, что сердце человеческое, конечно, создано Господом Богом. Если Он Творец всего и человека, и разума его, и сердца его, и сознания его, и интеллекта его – то и сердце от Бога. Спрашивают: «Почему же Господь Бог такому-то, такому-то такое злое положил сердце?» Отвечаю, что Господь Бог всем сердце дает обыкновенное, человеческое, но человек по своем рождении, по своем крещении, по воспитании и дома, и в школе, и самообразованием мысли своей должен воспитываться, воспитывать свое сердце, чтобы оно было чисто и «дух правый» бы обновлял его. Поэтому требуется и домашняя школа, и систематическая школа, и внутренняя школа работы над самим собою. Известно, что люди все разные: разное социальное положение, разного настроения. Есть такие, которые в школе не учились, писать не умеют, читать не умеют и не хотят учиться ни читать, ни писать, и работают плохо, и в тяжесть семье, и в тяжесть обществу. Но эти люди, заметить нужно, настолько гордые бывают, как сам сатана. И кажется, такой простячок, что ему стоит попросить прощение за свое вольное и невольное, что ему стоит поклониться в ноги пред любым человеком, как пред образом Божиим, как первообразу создавшего человека, его друга, товарища, родственника, как хотите? Так есть такие люди, которые мучаются, страдают искренне и места не находят, не пьют, не едят, НО ПОКЛОНИТЬСЯ НЕ МОГУТ! Вот где красота! Изящная красота, но вместе дьявольская красота. Мы Господа Бога не можем обвинять, что в эту коробочку, в человека, положил Господь такое сердце. Бог дает сердце всем равное, проси Духа Святаго обновляющего сердце, обновляющего разум, освящающего всего. Поэтому Христос Спаситель нам говорит, через одиннадцать раз в одном утреннем воскресном Евангелии, что кто крестится, тот спасен будет. Поэтому крещение и младенцев, и юношей, и взрослых уже, которые по каким-либо причинам не были крещены, то оно полное делает обновление человека и грехов прощение. С младенцев снимаются грехи прародительские, а с человека лет преполовения – личные грехи, и с человека старости – также. Христос Спаситель говорит, кто примет крещение, тот спасен будет уже во имя крещения. Спаситель после этого слова ставит точку. В Евангелии – точка, не двоеточие, не точка с запятой, не тире, а только точка. Кто крестится, спасен будет, кто откажется от крещения – осужден будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Тогда Христос Спаситель и говорит, видя что он богатый человек: «Распродай свое имение, раздай бедным, иди за Мной с Моими учениками и будешь иметь то, что обещено таковым не раз уже Мною». Но это был богатый человек, этот человек не был подготовлен для высшей аскетической жизни, чтобы все оставить, распродать, раздать и, ничего почти не имея, пойти за Иисусом Христом наслаждаться Его бессмертной проповедью и быть наследником вместе с апостолами Царства Небеснаго. И он опечалился, склонил голову свою и отошел. Христос Спаситель посмотрел на учеников Своих и удаляющегося человека, которого видны были только плечи, и сказал: «Как все-таки трудно богатому войти в Царство Небесное». И здесь Христос Спаситель, конечно, не осуждает богатство. Без богатства невозможно существовать на земле человечеству. Здесь Спаситель не культивирует обязательно бедность, а здесь Христос Спаситель понятно евреям тогда и нам ныне понятно говорит, что когда богатый всецело отдаст свое: все свое, сам себя, и душу и сердце богатству, накоплению, то, конечно, он не будет думать о Царстве Небесном, он не думает уже о бедном человеке, чтоб помочь ему во имя Господа и во имя человечества, во имя любви, он тогда уже ничего не думает, как недавнишний богач ничего не хотел думать, только думал, чтобы расширить свои хранилища и собрать побольше пшеницы, чтоб долго жить, веселиться, радоваться и на золото ее обменять. Христос Спаситель у богатых людей бывал на обедах, Христос Спаситель бедных не выбирал, Христос Спаситель грань не ставил между богатством и бедностью физически, социально, но Христос Спаситель всегда ставил грань между сердцем богача и сердцем страждущего бедняка. Бедность нельзя культивировать и нищих, потому что бедность будет склонна к воровству, что запрещено в законе Моисееве. Потребности и инстинкт желудка иногда толкают на преступление человека, идти на обман. Если инстинкт у человека пьянство, то он идет на всякий обман, чтоб получить известную цифру, он должен одолжить, выпросить или обмануть, чтоб выпить ему вина и утолить свой кричащий и беснующий инстинкт пьянства.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Вот такое наступает, относительно завтра, священное утро и сегодняшняя ночь, о чем нам сейчас будет благовествовать святый апостол Лука, который нам и утром сегодня благовествовал о Господе Христе, о женщине той, которая в восторге воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тя, и грудь, которая питала Тебя». Тот блаженный Лука апостол, который был ближе всех к Богоматери и больше знал историю Божественную мистическую о Богоматери, и первый портрет Ее начертал себе в благословение. И портрет тот стал по-гречески называться иконою, и стали копии с него сниматься, и христиане очень любили этот портрет, хотели иметь этот портрет, копии снимали с него. И Она на первый портрет посмотрела, улыбнувшись, как нам пишет святый Епифаний Кипрский , сказала: «Моя благодать будет с ним». И после того много-много в мире оказалось пред самыми нашими днями чудотворных икон Богоматери. И после тех моментов Спаситель явился ученикам – Луке и Клеопе – в тот же вечер, когда они шли, бежали в Эммаус. Там целый кошмар был в Иерусалиме, аресты пошли всех последователей Христа Спасителя. Два ученика в Эммаус бежали, а группа учеников «дверем заключенным» на большом крючке на толстом сидели, крючком закрылись, и все переживали и дрожали. И им в это время такое благовестие, которое сражало их разум, касалось их сердца, соединяло разумом мышление и сердца горение. И апостолы, Лука и Клеопа, когда увидели Иисуса Христа, когда Он благословил хлеб в Эммаусе и стал видим, Который недавно еще беседовал с ними в пути, воскликнули: «Не сердце ли наше горя бе в нас егда глаголаша нама на пути. Не горело ли в нас сердце наше, не пылало ли оно той верой, доверием и любовью к Человеку, Который к нам приблизился, стал спрашивать, что делается в Иерусалиме в последние дни, и когда мы стали Ему рассказывать, разве Ты не слышал, не знал, разве в Иерусалиме не был в эти дни: события страшные: бичевание, предание, Пилат, народ, Голгофа и, говорят, воскресение. Мы надеялись, что Он спасет Израиль, а вот такие последствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Но сатана заполз в сердце госпожи и вложил ей искушение к этому слуге своему, рабу своему – еврею Иосифу, вложил ей страсть, запрещенную в союзе семейном, в союзе супружеском. И сердце ее разгоралось страстной любовью к Иосифу. И не раз она, пленяясь страстью, склоняла на запрещенный грех , и не раз она его задерживала во внутренних покоях под предлогом дела и некоторых поручений. И в конце концов она решилась сделать то, что совсем запрещалось и политическим законом. Она требовала остаться с ним в спальне. Иосиф ей сказал, что он Господа Бога Вседержителя чтит, почитает и боится нарушить волю Его. Он ей сказал, что почитает господина своего, он верный раб и слуга всего, что поручено ему. И, поклонившись ей, госпоже, сказал: «Ты госпожа моя, неприкосновенное лицо». Тогда она схватила его физически, но он вырвался у нее. У нее остался в руках его верхний плащ. Тогда она закричала на весь дом, что вот этот еврей хотел насилье учинить, которого муж ввел сюда в дом, показывая плащ Иосифа. Когда явился к обеду Потифар, она рассказала ему все со слезами и истерикой: «Не ожидала такого оскорбления от молодого еврея, которого ты ввел в дом. Он хотел меня оскорбить». И возмутился очень господин, но порядок остается порядком, и он его заключил в царскую тюрьму. А благодать Божия была с Иосифом и в тюрьме. Ему там начальник тюрьмы поручал всякие поручения. Он имел непосредственное прикосновение деловое ко всем заключенным. А там заключенные были высокопоставленные особы: не уголовники, не воры. Царская политическая тюрьма, вероятно, была высшего порядка, раз там министры сидели. И благодать Божия была там с Иосифом, и его все там любили. И вот там два оказались министра, как выше сказано, один хлебодар, иначе начальник питания, а другой начальник виноделия – министры. Они видели сон такой, что один держал корзину с разными яствами на голове своей, и ворон клевал их. И этот сон повторился три раза. А другой видел сон, что он опять подошел, нацедил вина в чашу фараона и подал ему. Иосиф сказал: «Ты через три дня будешь опять фараону подавать чашу с вином, восстановлен т.е. будешь; а ты через три дня будешь повешен». Так и совершилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010