Когда израильтяне пришли на границу земли Ханаанской (в Кадес-Варни), то стали просить Моисея послать людей высмотреть ее. Бог повелел Моисею послать для этого главных людей, по одному из каждого колена. Посланные 12 мужей 232 обошли землю Ханаанскую и чрез сорок дней возвратились в стан; принесли с собою виноградную ветвь с одною кистью ягод, которую несли на шесте двое, гранатовых яблок и смокв и рассказывали: «В земле той подлинно течет молоко и мед 233 ; но народ в ней силен, так велик ростом, что мы казались пред ними саранчой 234 , и живет он в городах укрепленных. Не можем мы идти против народа этого». Израильтяне, выслушав их, подняли вопль и плач, стали роптать на Моисея и Аарона и даже на Самого Господа и начали сговариваться поставить себе другого начальника и возвратиться в Египет. Моисей и Аарон пали на лица свои пред всем собранием израильтян 235 , а двое из осматривавших землю, Иисус Навин и Халев, стали говорить народу: «Земля, которую мы проходили, очень, очень хороша; Господь поможет нам овладеть ею». Народ хотел побить их камнями. Но вдруг слава Господня явилась в скинии пред всем народом, и Бог сказал Моисею: «Доколе этот народ не будет верить Мне? Я истреблю его язвою, а от тебя произведу новый народ многочисленнее и сильнее». Моисей стал молиться Господу, чтобы Он простил народ, и Господь сказал: «Я прощаю их по молитве твоей. Но скажи им: по числу сорока дней, в которые вы осматривали обещанную вам землю, вы будете кочевать в пустыне сорок лет. Все из вас, имеющие двадцать и более лет, умрут в пустыне, кроме Иисуса Навина и Халева. Войдут в обетованную землю только дети ваши». И велел Господь израильтянам возвратиться и идти к Красному морю. Люди, которые обозревали землю и возмутили народ, поражены были от Господа смертью. Израильтяне, выслушав определение Божие о сороколетнем их странствовании, сильно опечалились. На другой день, вопреки определению Божию, несмотря на запрещение Моисея, они пошли на вершину горы, за которой лежала земля Ханаанская, чтобы вторгнуться в нее, но были разбиты и прогнаны хананеянами ( Чис. 13; 14 ; Втор. 1:19–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Комбинация образности Иезекииля и Исаии проявляется, в частности, в образе четырех животных, находящихся «посреди и вокруг» престола. Как и у серафимов из Ис 6: 2 , у каждого из них шесть крыл; как и описанные в Иез 1: 4–21 херувимы, они подобны «льву, тельцу, человеку и орлу» и «исполнены очей». Однако у пророка Иезекииля каждое из животных четырехлико, а в Откр 4 каждое животное имеет одно лицо. Это, несомненно, ангельские силы, а их вид позволяет сделать вывод, что они символизируют все одушевленное творение Божие 227 ; важно также отметить, что число четыре, в соответствии с четырьмя сторонами света, традиционно обозначало весь сотворенный мир 228 . Они непрестанно воспевают величие Бога. Их песнь «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» – это измененная песнь из Ис 6: 3 («Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!») 229 . Гимн четырех животных указывает на Бога как Владыку времени и истории, прошлого, настоящего и будущего. Изменением будущей формы глагола «быть» на причастие от глагола грходш «приходить» («грядущий») подчеркивается момент «пришествия» Бога в мир, наступления эсхатологического Дня Господня. К совершению «небесной литургии» присоединяются новые тварные существа, описание которых невозможно с той же очевидностью, как это было в случае четырех животных, возвести к ветхозаветным образам. Вокруг престола Божия находятся 24 иных престола, и на них «двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» ( Откр 4: 4 ). Возможно, что образ старцев связан с идеей окружающего Бога небесного совета (ср. 3Цар 22: 19 : «… все воинство небесное стоит при Нем», также Ис 24: 23 ; Дан 7: 9 : «…предстояли Ему тьмы тем»), и тогда это также ангельские силы, управляющие небесной областью 230 . Поклонение венценосных старцев Богу ( Откр 4: 10–11 ) дает понять, что их власть полностью исходит от Него 231 . Однако в иудейской традиции ангелы, как правило, не назывались старцами, и среди толкователей более распространено мнение, что старцы являются прославленными людьми 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Коупленд утверждает, что Христос стал символом сатаны, когда висел на Кресте, и в соответствии с этим представлением предлагает свое толкование ветхозаветного повествования о медном змее, вознесенном Моисеем ( Чис.21:8 ):«Как вы думаете, почему Моисей, по повелению Божию, вознес на древо змея, а не агнца? Меня это очень беспокоило. Я спросил: «в чем же дело, что Ты повелел сделать змея – символ сатаны? Почему не ягненка?» И Господь сказал: «Потому что Тот, Кто висел на Кресте и был символом сатаны». Он сказал: «Я принял духовную смерть» 231 . В качестве доказательства этого положения «Движение веры» рассматривает стих 2Кор.5:21 : «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех , чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». «Духовная смерть» Христа была только началом искупительной работы. «Неужели вы думаете, что наказанием за наш грех было умереть на Кресте? Если бы это было так, два разбойника могли бы заплатить эту цену. Нет, наказанием было пойти в ад и пробыть там достаточно времени, будучи отделенным от Бога» 232 . Следующим моментом искупления, по «Движению веры», является положение, согласно которому Христос был мучим демонами в аду – это и было «выкупом», который Бог дал сатане 233 . Для того, чтобы победить сатану, Христос вслед за тем был рожден свыше, что позволило ему восстановить связь с Отцом. Без этого рождения свыше само сопротивление диаволу было бы бесполезным – ведь Христос прежде приобрел природу сатаны 234 . Именно рождение свыше и позволило Иисусу победить диавола. В момент, когда Он родился свыше, Его божественные качества проявились снова. Однако, согласно странному откровению, полученному Кеннетом Коуплендом, сама личность Христа вряд ли играла в этом какую-либо особую роль. Он рассказывает: «Дух Божий сказал мне: «Сын, постарайся уяснить одну вещь. Не позволяй традициям обмануть себя». Он продолжал: «Подумай об этом: сатану победил в его царстве рожденный дважды человек». Тут я уронил мою Библию – вот так… Я переспросил: «Что?» Он сказал: «рожденный свыше человек победил сатану, перворожденный среди многих братьев победил его». Он добавил: «ты и есть образ, точная копия того человека». Я начал понимать, что Он имеет в виду, и спросил: «Но ведь Ты не имеешь в виду, Ты не хочешь сказать, что я мог бы сделать то же самое?» Он ответил: «Да, если бы ты имел знание Слова Божьего, которое имел он, ты мог бы сделать ту же самую вещь, потому что ты тоже возрожденный человек» 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pjatides...

Людовик Святой — Людовик IX, король Франции (1226– 1270) — вождь крестовых походов, «самый правосудный из королей». Людовик, как и Данте, умер в одежде францисканца. 225 Гальвани Луиджи (1737–1798) — итальянский физиолог, открывший явление электризации при соприкосновении разнородных металлов, впоследствии получившее название «гальванизм». 226 Святой Антоний (250–355) — один из первых монахов; по преданию, в пустыне подвергался искушению плоти. 227 Самый свет в них — тьма — Лк. XI, 35. 228 Ньюмен Джон Генри (1801–1890) — английский католический богослов, с 1879 г . кардинал. 229 Помпей Гней (106–48 до н. э.) — римский полководец, политический соперник Цезаря. 230 Церкви дана власть ключей — Ср.: «И дал тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то и будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. XVI, 19). 231 Слово о лилиях, не пекущихся о завтрашнем дне — имеется в виду текст: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. VI, 28–29). 232 Совет о щеке и о воре, укравшем плащ — ссылка на текст: «…кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф. V, 39–40). 233 Где Петр, там и Франциск (лат.). 234 Луллий Раймонд (1235–1315) — философ, монах–францисканец, проповедовал в Северной Африке. 235 Холм, очертанием похожий на череп — на череп похожа была Голгофа (арамейское слово «gulgalta» обозначает «череп»). 236 Стал святым покровителем зайцев — шутка Честертона, переводящего на современный язык попытку Франциска проехать без билета, «зайцем». 237 Муфтий — лицо, обладающее авторитетом в вопросах мусульманской религии и права. 238 Саладин — Салах–ад–дин (1138–1193) — египетский султан с 1171 г ., возглавлял борьбу против крестоносцев, в христианских легендах изображается безупречным рыцарем. 239 Наивный и поверхностном скепсис — Честертон имеет в виду французских энциклопедистов, в первую очередь Вольтера. 240

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

Маккавейское время должно было усилить еще более и сознание этого единства, и изучение кетубим наряду с первыми двумя частями Канона. Антиох Епифан думал уничтожить все списки Священного Писания, и вот «книги Закона, какие находили, разрывали, и сожигали огнем; у кого находили книгу завета, и кто держался закона, того по повелению царя предавали смерти» (1 Макк. I, 56–7). Вероятно, истребление книг Закона сопровождалось уничтожением и прочих древних, заботливо хранимых Писаний: все сколько-нибудь похожее на списки Закона обрекалось на гибель от рук солдат Антиоха. Но это самое преследование Антиоха увеличило в глазах иудейских патриотов цену сокровища, которым они владели в своих Писаниях; оно, подобно гонению Диоклетиана 303 г. по Р. Хр., только содействовало обнаружению пред обладателями Писания бесценного характера их наследия. Благодаря гонению и победам первых Асмонеев, палестинская община еще решительнее замкнулась в себя и свою досточтимую древность. Исторически осуществлявшиеся видения пророка Даниила должны были также повлиять на усиление благоговейного уважения к тому собранию свящ. книг, к которому принадлежала и книга Даниила. Собрание книг Иудою Маккавейским, о котором говорит 2 Макк. II, 14 – «Подобным образом и Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, все собрал, и оно есть у нас», вопреки мнению рационалистов 229 , конечно, в количественном отношении не привнесло ничего нового в Канон; но оно характерно обрисовывает положение иудейства, пережившего страшную бурю гонений, по отношению к своему единственно ценному сокровищу – собранию Свящ. Писаний. «Все собрал и оно есть у нас»: Канон уже не простое достояние архивной библиотеки, но неотъемлемая принадлежность, без которой палестинская община не мыслит своего существования, как и существования ей подобной общины александрийской: «если вы имеете в этом надобность (т. е. если у вас недостает списков с некоторых книг), пришлите людей, которые вам доставят». В жизни начинают играть важную роль собрания мужей – знатоков Писания: «К Алкиму-же и Вакхиду сошлось собрание книжников искать справедливости» (1 Макк. VII, 12). Неизвестно с определенностью, когда вошло в обычай в ночь бодрствования накануне дня Очищения чтение Первосвященником исключительно кетубим – Иова, Ездры, Неемии, Паралипоменон, Даниила, Притчей и т. д. 230 Неизвестно также, с какого времени по понедельникам, вторникам и за вечерним субботним богослужением начали читаться отделения – сидры не из Пророков, но Агиографов 231 : во всяком случае, думается, начала этих явлений нужно искать после Маккавейского времени, в связи с усилившимся изучением Писаний книжниками 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Мало людей столь жестоких и безрассудных, чтобы вовсе не чувствовали достоинства исправных и добродетельных слуг. Но хотя бы суровость их, к несчастию, была чрезмерна: и тогда, по разуму Писания, вы не имеете права, не только освобождаться от них бегством, но даже и сердцем их чуждаться. Конечно, у вас чувствительное сердце; вы можете огорчаться, можете плакать: но отнюдь не должны предаваться отчаянию. Рабы! Апостол утешая вас говорит: рабы со всяким страхом повинуйтесь господам не только добрым и кротким, но и суровым; ибо это угодно Богу, если кто, помышляя о Нем, переносит скорби, страдая несправедливо; ибо что за похвала, если вы терпите наказание за преступление? Но если, делая добро, страждете и терпите, сие приятно Богу; ибо вы к тому призваны самим Христом, который пострадал, не сделав никакого греха 229 . Они не чувствуют цены ваших услуг и верности: но ваши добродетели видит Бог; от сего то общего, вашего и их Господа в воздаяние вы получите наследие; ибо, исполняя заповедь о повиновении, вы служите Господу Христу 230 . Пусть ваши господа были бы злонравны и нечестивы: и в сем хотя опасном состоянии рабы древних христиан да будут вашими наставниками. Они, в делах совести повинуясь более Богу, нежели людям, никогда не соглашались с неверными господами в их злобожии и нечестии: но тем более повиновались им в делах, до их звания касающихся 231 . Убедительный пример в сем случае представляет одна благочестивая мать, раба злочестивых господ. Когда дети ее, изнуряемые непрестанными работами и сверх того ежедневно опасаясь, чтобы господа не принудили их исполнять обряды языческого богослужения, приняли намерение от них тайно уйти; святая мать с гневом сказала им: «как могла родиться в голове вашей столь нелепая мысль? конечно, от вас требуется, убегать языческих развратов; но вы не имеете никакого права уйти от ваших господ: душа в вашей власти; но тело в полной власти у них. Дети мои! хотя бы они потребовали от вас поклонения идолам: и в то время, я могу благословить вас только на подвиг страдальчества 232 .» Видите, сколь тесные узы соединяют вас с господами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Мелхиседек был звездой, сиявшей в мире языческом и представителем новозаветной веры в нем 231 . 7. Рождение Исаака и Измаила от Авраама и их судьба и рождение Иакова и Исава от Исаака, по новозаветному толкованию Написано, учит св. апостол Павел: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной ( Быт. 16:15; 21:3 ). Но который от рабы, тот рожден по плоти, а который от свободной, тот – по обетованию. В этом есть иносказание и пр. ( Гал. 4:22  и дал.). Ту же основную мысль еще яснее и шире тот же св. апостол высказывает и развивает в своем послании к Римлянам, где между прочим говорит: «не все те Израильтяне, которые от Израиля. И не все дети Авраама, которые от семени его. Но сказано: в Исааке наречется тебе семя ( Быт. 21:10 ). То есть не плотские дети суть дети Божии: но дети обетования признаются за семя ( Рим. 2:6–8 ). Прежде всего, – это толкование ветхозаветного понятия о семени Авраама ведется апостолом по поводу и в виду кажущейся несообразности, – противоречия между Божественным избранием ветхозаветного Израиля в особый народ и новозаветным отвержением его в массе. Это отвержение для апостола было уже совершившимся событием ( Рим. 9:1  и дал. и др.), но при самой жизни Спасителя и в устах Его оно было еще только приближающимся к совершению событием (срав. Мф. 23:24 ; Иоан. 8 и др.), которому нужно было еще завершение в величайшем преступлении – убийстве Мессии – праведника ( Иоан. 8 срав. замеч. слова самих иудеев при кресте из Псл. 21 в Мф. 27:43) 232 апостол теперь и развивает в связи с мыслью о предопределении великую историческую и вместе типологическую идею Ветхого Завета, предоткрытую уже в толковании Господа и Его предтечи, – идею о семени спасения и семени погибели, идею самого же Ветхого Завета, проникающую всю историю последнего, начиная с истории Каина и Авеля 233 . Апостол развивает эту мысль на детях Авраамовых и Исааковых ( Рим. 9:6–13 , сн. Гал. 4:22–31 ), из которых Исаак и Иаков являются представителями и типами семени спасения, благословения, а Измаил и Исав – семени погибели и проклятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Мы не раз высказывали уже мысль, что пророчества о земных событиях и самые события суть часто образы других высших грядущих событий и Божественных тайн спасения человечества. В нашем опыте изучения Евангелия св. Иоанна Богослова 232 мы высказывали свои мысли о том, как в синоптических Евангелиях суд над Иерусалимом сливается с великим последним судом и как первое событие есть преобразование грядущего суда. Точно также взятие Иерусалима, разрушение храма, построенного Соломоном и плен Вавилонский, а потом освобождение от плена и восстановление храма суть образы пленения человечества грехом и искупления его и возрождения царствия Божия. Храм разрушен Вавилоном; для восстановления храма Соломонова нужна была сила „больше Соломона“ 233 ; сила того Властелина, который власть имел разрушить и самый Вавилон и „отпустить пленных на свободу“ 234 . Разве своею властию Кир совершил разрушение силы Вавилона, и разве Иерусалим разрушен Вавилоном? Иерусалим разрушен грехом. За Вавилоном скрывался сильнейший неприятель, прототип греха и злобы, Люцифер, имя которого 235 сливается в Ис. 14с именем Вавилона,-о котором говорится в XIII главе, но который в сущности есть сатана, возмутившийся ангел, как то ясно видно из самого пророчества. И Люцифер, и Вавилон всегда признавались представителями тьмы и страстей и гордости и самообожания и возмущения против Бога и правды Его. Потому то Исаия, произнося пророчество против земного Вавилона (Ис. 14и ср. Ис. 14:12–15 ) переходит в таинственную область и восклицает: „как упал ты с неба денница, сын зари.... говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой.... взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней“. После этого мимолетного таинственного видения, Исаия опять пророчествует о земном Вавилоне. Таким образом Вавилон является в области нравственной представителем греха и отца лжи. И в пророчестве должен погибнуть не только реальный Вавилон, но должно погибнуть и царство тьмы и лжи; оно будет разрушено, а пленники греха и смерти должны быть освобождены. Это и рисует пророк, говоря в Ис. 24о собранных в ров и темницу; вслед за тем он восклицает в Ис. 25 „поглощена будет смерть навеки“. И далее в Ис. 26:19 : „Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела.... ибо роса Твоя роса растений и земля извергнет мертвецов“. Ибо, поясняет он уже во второй части, сказав об явлении Искупителя: „Убоятся имени Господа на западе и славы Его на восходе солнца. Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его. И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь“. ( Ис. 59:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

На всей земле был один язык и одно наречие … (Ст. 1). Какой был первоначальный и всеобщий язык рода человеческого? … Конечно тот самый, на котором говорил Адам, и который чрез Мафусаила, прадеда Ноева, дошел до времен потопных, а чрез Ноя сохранился до Авраама, – язык же Авраамова есть язык еврейский. О первобытности и всеобщности языка еврейского во всем роде человеческом можно заключать из происхождения и этимологического значения многих еврейских имен, как допотопных (напр., Адам, Ева , Каин, Сиф и др.), так и послепотопных (напр., Вавилон, Фалек, Авраам, Исаак, Иаков), и многих тому подобных. Корни и значение всех сих слов чисто еврейские 229 . Двинувшись с Востока люди нашли в земле Сеннаар равнину. (Ст. 2). Откуда именно с востока двинулись послепотопные люди? Т.е. из восточных областей Армении к югу, в землю Сеннаар. На языке библейском под именем Востока нередко разумеют все страны, находящиеся по берегам Евфрата 230 , потому что страны сии лежали по отношению к святой земле действительно на востоке. И сказали они: построим себе город и башню … до небес … (Ст. 4). Какая усматривается цель Вавилонского столпотворения? Кроме суетного и тщеславного желания приобресть себе славу в потомстве 231 , вместо возвещенного Богом рабства и унижения, Нимроиды обнаружили построением Вавилонской башни и другое богопротивное стремление. Назначив сию башню средоточным пунктом, который был бы видим из отдаленных местностей и всем известен по своей громадности, потомки Ханаана желали предотвратить от себя возвещенный им устами праотца Ноя суд Божий о рассеянии по всей земле. По общему почти мнению толкователей, Хамово племя принимало самое горячее участие в столпотворении 232 . О сем – по-видимому – дается разуметь само слово Божие, называя строителей башни сынами человеческими, как бы в отличие от сынов Божиих, т.е. благочестивых потомков Сима 233 . Полагают еще (Иосиф Флав.), что башня Вавилонская делалась на случай нового потопа. Дабы можно было в ней укрыться. И сказал Господь … Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого … (Ст. 6. 7). Что значит, что Господь говорит о Себе во множественном числе: «сойдем, смешаем?» … «Без сомнения к равночестным сказаны сии слова» – говорит Златоуст, т.е. Богом Отцом сказано это Богу Сыну и Богу Духу Святому 234 . Подобно сему и при сотворении человека Бог говорит сотворим человека по образу Нашему и по подобию 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

На соседней ветке уже вспомнили про Силоамскую башню, и уже прозвучали слова «это удар небесного колокола, который зовет к покаянию». Но призывы почему-то ограничиваются построением храма-на-крови на Синае. А ведь, вполне вероятно, что «удар небесного колокола» - это «голос с неба», и тогда… . 13,)3,)4) В это время пришли некоторые и рассказали Ему О Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. ............ Не покаетесь, все так же погибните. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибните. 232. Ответ на 219., вода: Русским, но никак нельзя разучиться умению любить, тогда народ пропадёт. Сегодня русский народ ещё умеет любить и сочувствовать. Теракты в Париже, конечно, потрясли его. Но, как подсказывает Священное Писание, это цветочки по сравнению с тем, что уготовано блуднице «на семи горах»… 231. Ответ на 219., вода: Спасибо, что ознакомили с чертами вавилонской блудницы.Сразу, подсознательно, возник некий образ - символ, тем более, сегодня это символ Объединённой Европы - Евросоюза.Давно, в 18 веке, написана картина " Похищение Европы " , а последующие художественные сюжеты этого древнегреческого мифа сегодня символично используются , например - " Европа сидит на быке " , тогда США это некое ... " дитя " , рождённое вавилонской блудницей. > > Думать и наблюдать нужно, учиться, а не требовать от Путина пояснений. А никто и не требует. Все очень наглядно. Лозунг " своих не бросаем " и тема разделенного народа и соотечественников, поднятая в 2014, легко иллюстрируется дальнейшей судьбой Донбасса с одной стороны и судьбой Порошенко, а также Васильевой и Сердюкова с другой. Каждый может сравнить и сделать выводы, кто правда свой, а кто не очень. Заодно, какой у Путина болевой порог. > > Путин стремится не допустить втягивания России в войну в невыгодных условиях Не велика заслуга. Гораздо важнее, КАКАЯ Россия ему нужна и какие у него приоритеты, что в нынешней России он готов разменять.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/30/tu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010