В устной традиции фарисеев было на тот момент два мнения: школа фарисея Гиллеля разрешала развод по любой – действительной или надуманной – причине, а школа Шаммаи ограничивала произвол мужей. Господь, игнорируя частный вопрос о дозволительных причинах развода (а в Законе было одно условие – если жена «не найдет благоволения в глазах» мужа, см.: Втор. 24: 1 231 ), обращает фарисеев к книге Бытия и описанной там истории установления Богом брачного союза. Ради чего? Чтобы показать, что развод вообще нарушает заложенную Богом идею брака: «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф. 19: 4–6 ; см.: Быт. 2: 24 ). Этот ответ дал возможность фарисеям выложить приготовленный аргумент – прямое разрешение Закона: «…говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?» ( Мф. 19: 7 ). Господь повторяет, что нерасторжимость имеет характер заповеди, является изначальной и существенной чертой брачного союза, а постановление о разводе – это не заповедь Божия, что и фарисеям было понятно, это временное дозволение, и дано оно лишь по снисхождению к немощи и во избежание жестокости в обращении; новый брак разведенного или на разведенной – это прелюбодейство (впрочем, Господь оговаривает допустимое основание для развода – прелюбодеяние, когда брак фактически разрушен грехом): «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» ( Мф. 19: 8–9 ). Ученики Христа отреагировали на эти слова довольно-таки неожиданно: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» ( Мф. 19: 10 ), то есть и для них идея нерасторжимости брачного союза показалась чересчур строгой: «Им казалось, что слишком несносно иметь жену, исполненную всякого зла, и терпеть при себе постоянно неукротимого зверя… Если муж с женою для того соединились, чтобы составлять одно; если муж так этим обязан, что он всякий раз, как скоро оставляет жену, поступает против закона, – то легче сражаться с пожеланием природы и с самим собою, нежели с злою женою» 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Ведь предводитель тьмы, несомненно, имеет и слуг своих, и учеников, ходящих во тьме, которых таковые с радостью приемлют, находя их своими единомышленниками, и учатся у них тому же, что избрали раньше и предпочли творить на свою погибель. Кто не знает, что изначально диавол воздвигал против пророков лжепророков, против апостолов – лжеапостолов, против святых учителей – лжесвятых и лжеучителей 232 , стараясь обмануть кознями и вкрадчивыми словами самых нерадивых и ввергнуть их в гибельную пропасть? Намекая на них, и апостол говорит: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклонитесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву и ласкательством и красноречием сердца простодушных обольщают» 233 . Поэтому желающие уклониться от таковых по увещанию апостола должны отойти от «дел тьмы» 234 , потому что пока они хотят быть в их власти и шествуют во тьме их, они не могут уклониться от таковых учителей и не в силах оказаться во свете истинных учителей. Итак, ты, духовное чадо наше в Господе, слыша, как Божественное Писание говорит: «Горе тем, которые мудры в себе самих и разумны пред собою» 235 , «со страхом и трепетом» 236 внимай словам, ибо речь идет о спасении души, и, если ты хочешь встретить духовного и святого мужа и истинного учителя, не считай, что узнаешь его сам собою, своим разумением, поскольку это невозможно, но прежде всего подвизайся, как уже сказано, посредством благодеяния, милостыни, поста, молитвы 237 и прилежного моления, чтобы Бог стал тебе в этом содетелем и помощником. Если же ты удостоишься по благоволению Божию и благодати обрести такого [духовника], покажи тогда бóльшее тщание, бóльшую ревность, многое смирение, многое благоговение, крайнее почтение к нему, веру чистую и несомненную. Зачем? Чтобы ты вместо мзды не доставил себе наказание и кару, ибо к таковым обращал речь Спаситель наш и Бог: «Принимающий вас Меня принимает, и отвергающий вас Меня отвергает» 238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

вере, и посему хулят её, не слушайте п удаляйтесь: ибо они, скажу словами того же Апостола, ревнуют по вас нечисто, но хотят отлучить вас от нашей Церкви для того, чтобы вы ревновали по них, не для вашей духовной пользы, а для их земных выгод ( Гал.4:17 ). Внушая вам это по долгу пастырскому и радея о спасении вашем, преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа и молю Его, да даст Он вам по богатству славы своей, крепко утвердиться духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, дабы вы, – будучи укоренены и утверждены в Нем, и укреплены в вере, как вы научены, и преуспевая в ней с благодарением, – могли уразуметь превосходящую разумение любовь Христову и исполниться всею полнотою Божией. А Тому, кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, – Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь ( Еф.3:14–21 ; Кол.2:7 ). Платон архиепископ рижский 4 Из числа их, с Х до половины XV века более тридцати прославлены Богом и признаны святыми. См. словарь русск. святых. 8 О бывших в России соборах см. начертание церк. истории, арх. Иннокентия, 2 отдел., а также истор. русск. Церкви, еписк. Филарета, пер. III, стр. 28, в примечании. 10 Поэтому соборные определения рассылались иногда в виде царских указов (см. акт. истор. Т. I. 1504г.). 19 Богемские или Моравские братья суть последователи Иоанна Гусса (или Гуся), предшествовавшего Лютеру в реформации латинской Церкви. Они соединялись в учении с лютеранами и реформаторами: ныне более известны под именем гернгутеров. 23 В это время, по внушению новгородского митрополита Иова, учёные греки Лихуды составили «показание и обличение ересей Лютера и Кальвина», а митрополит Стефан Яворский написал знаменитое сочинение «камень веры», в котором подробно рассматриваются и обличаются протестантские заблуждения. 25 См. истор. русск. Церкви, еп. Филарета, пер. IV, стр. 187–190, 205–210, 229–232. Пер. V, стр. 134–146. 33 Pavli Iovii de legat. Basilii Magni Princip. Moscovit. Ad Clementem VII, см. в библиотеке иностр. Писателей о России, стр. 41. СПб. 1836. 34 Johann Cobencell. De legat. Ad Moskovitas, см. в журнале «министерст. Народ. Просвещ.» ч. 35, стр. 130. Читать далее Источник: Шестое пастырское послание преосвященного Платона, архиепископа Рижского и Митавского, к православным эстам и латышам Прибалтийского края, о том, что православная русская церковь с самого основания ее и доселе хранила истинную древлеотеческую и благодатную веру христову. - [Санкт-Петербург], ценз. 1866. - 15 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Верно слово, что никтоже благ, токмо един Бог ( Мф. 19:17 ) – Триединая Благость, а мы настолько бываем благи, насколько осияваемся Триединою Благостию» 197]. «В нынешнем Евангелии Господь наш Иисус Христос решает важный вопрос, предложенный Ему богатым юношей: что делать мне, чтобы наследовать жизнь вечную (Ср.: Мф. 19:16 )? Господь указывает ему на заповеди, данные людям от Бога чрез Моисея, притом на заповеди о любви к ближним, минуя заповеди относительно Самого Господа Бога, конечно, потому, что на любви к ближним основывается и любовь к Богу, и без любви к ближнему невозможно любить Бога: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? – говорит святой апостол Иоанн Богослов ( 1Ин. 4:20 ). Итак, Господь говорит богатому юноше: если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди, именно: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя (Ср.: Мф. 19:17–19 )» 232]. «Итак, необходимо остановиться на этих заповедях и войти глубже в их смысл, чтобы видеть всю необходимость и пользу их исполнения и широту их приложения к жизни. Первое слово сказано: не убивай ( Мф. 19:18 ); под ним разумеется много других подобных повелений, а именно: не обижай; не раздражайся, не враждуй, не гневайся, не дерись; не будь ненавистлив: Всяк ненавидяй брата своего, человекоубийца есть, говорит апостол ( 1Ин. 3:15 ); не будь дерзок словом или рукою; не будь жестокосерд к бедным и скуп; не томи непосильными трудами подручных твоих; спасай погибающих, если можешь, например, голодных, утопающих, сам себя не изнуряй непосильными трудами или не расстраивай своего здоровья страстями и пороками; не соблазняй других и не предавай диаволу душ, искупленных бесценною Кровию Господа Иисуса Христа. Вот сколь широкий смысл этой заповеди. Далее Господь говорит: не прелюбодействуй ( Мф. 19:18 ) не только делом, но и мыслью, нечистым зрением, вожделением; брось всякое блудное мечтание и воображение, и все то, что ведет к прелюбодеянию: лакомство, пресыщение и пьянство; нескромные, соблазнительные разговоры, чтение нескромных, соблазнительных книг; нескромное обращение с лицами другого пола, нескромные картины и прочее. И одно воззрение на женщину с вожделением есть уже прелюбодейство, по слову Спасителя (Ср.: Мф. 5:28 ). Старайся о чистоте помыслов и чувствований, о чистоте нравов своих и ближних твоих, чад и слуг твоих, подчиненных и всех, с кем имеешь связи и близкие отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Видение Христа, – Который «как овца веден был... на заклание» 223 , «не противился злому» 224 , пострадал за грехи всего Адама и Своим лицом просветил все народы земли благословением животворящим светом «воскресения из мертвых» 225 , – занимало центральное место в сознании нашего автора. Так, подобно своему Святому, он не прекращал «изумляться безмерности любви Божией и смирению Бога» 226 . Эта любовь Христова бесконечна и смиренна, потому что обнимает всех и не различает между врагами и друзьями, малыми и великими, «ближними и дальними». Она берет на себя тяжесть грехов всего мира. Опытное познание этой смиреной любви привело старца Софрония к характерной теории «опрокинутой пирамиды» 227 . Эта теория наилучшим образом поясняет таинство любви Христовой, как она действует и страдает в этом мире – мире, который «во зле лежит» 228 . В этой теории все человеческое бытие представлено в виде пирамиды. Иерархичность между высшими и низшими сословиями людей, как всякое разделение и неравенство между ними, есть следствие грехопадения прародителей. Те, которые находятся на вершине пирамиды, господствуют и властвуют 229 над теми, кто находится ниже. При этом справедливости, которую требует дух человека, созданный по образу Божиему, в этом руководстве нет. Христос, чтобы исцелить всего человека, вывести его из тупика несправедливости и вознести ввысь всех тех, кто уничижен на земле, опрокидывает пирамиду бытия, помещая ее верхушку в самый низ. Таким образом, Он устанавливает предельное совершенство 230 . Внизу опрокинутой пирамиды находится Сам Христос как Глава тела «новой твари». На это видение опрокинутой пирамиды Старца вдохновили слова Христа, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» 231 . Он несет на Себе всю тяжесть пирамиды и, как говорит Апостол: «сделался за нас клятвою» 232 . Бог «не знавшего греха сделал для нас жертвою за грех» 233 и «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» на «смерть крестную» 234 . Ибо Иисус, «возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Видя, что Господь действует как власть имеющий, Иудеи смутно понимают, что Он есть ожидаемый Мессия 232 , но именно это и озлобляет их. Христос, разрушающий их власть и влияние на народ, ниспровергающий их обычаи, упрекающий их в корыстолюбии и нечистоте сердца, не мог быть признан этими мелкими, жадными, неправедными душами: поэтому они решились погубить Его. С этой целью они и ставят свой коварный вопрос. Если Господь объявит всенародно, что Он Христос, тогда у Иудеев есть повод обвинить Его и перед синедрионом, как ложного пророка на основании Втор. 18и др., и перед Римской властью как опасного претендента на независимую царскую власть в Палестине. Ин.2:19 . Отвеща Иисус и рече им: разорите церковь ( ναν) сию, и треми денми воздвигну ю. Господь, зная коварство Иудеев, не дает им намеренно прямого ответа и повода к обвинению «не у бе пришел час Его» ( Ин. 7:30 ). Вместо ответа Господь произносит великое таинственное пророчество, которое впоследствии служит основанием обвинения Господа перед синедрионом в буквальном его смысле 233 , и исполняется в другом таинственном его значении, которое понято учениками лишь после славного воскресения храма тела Господня, которое Он с Собою возносит на небо, как вечный храм, в котором обитает для нас земных Господь, с упразднением навсегда храма Иерусалимского, временного святилища, которое должно было упраздниться, когда пришло на землю воплощенное Слово. Храм в Иерусалиме в ветхом завете был знаком, залогом и доказательством пребывания Господа Бога среди народа Израильского, доколе он пребывал верным Богу своему. «И сказал Господь Соломону: Я услышал молитву твою и прошение твое... Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать Имени Моему там во век; и будут очи Мои и сердце Мое там во вся дни» 234 . Но с пришествием Господа нашего Иисуса Христа, Бога воплощенного, единым храмом Бога Всемогущего, стало тело человеческое, в которое облекся Сын Божий, освятив человека в полном его образе соединением с человеком Божества 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вместо того, чтобы обвинять женщину в ее греховности, Иисус дал ей возможность следовать за Ним. Когда Иисус ел в доме одного из фарисеев, к нему приблизилась женщина, которая была очевидной грешницей. Плача, она бросилась к ногам Иисуса, обливала слезами Его ноги и утирала их своими волосами. Потом взяла сосуд из дорогостоящего материала, алавастра, в котором было еще более дорогостоящее благовоние (масло), и стала умащивать ноги Иисуса этим маслом. Фарисеи стали перешептываться между собой: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и, какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница». Иисус ответил следующими словами: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много…», а самой женщине Он сказал: «Прощаются тебе грехи» (см. Лк.7:36-50 ). Иисус так же вмешался в разбирательство с женщиной, которая была уличена в прелюбодеянии. Фарисеи и книжники ждали только сигнала Иисуса, чтобы забить ее камнями. Но Он сказал ее обвинителям: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Когда все они ушли, Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» ( Ин.8:11 ). Брак Учение Мухаммеда о женщинах в браке Придерживаясь своей линии общего отношения к женщинам, Мухаммед описывает взаимоотношения в браке в виде главенства мужчины и необходимого подчинения женщины. О роли мужа в Коране говорится следующее: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества» (Сура 4:34а). В этом же аяте Корана говорится о жене: «И порядочные женщины — благоговейны, сохраняют тайное, в том, что хранит Аллах». Вторая половина этого аята дает мужу разрешение наказывать свою жену за плохое поведение: «А тех, непокорности которых вы боитесь, увещевайте, и покидайте их на ложах их, и ударяйте их». Женщин проклинали, если они отказывались спать со своими мужьями: «Пророк сказал: «Если мужчина приглашает свою жену разделить с ним ложе, а она отказывает ему, то ангелы насылают на нее до утра проклятие». Развод в исламской культуре принимался, как нормальное явление. Для развода мужчине было достаточно сказать своей жене три раза: «Я развожусь с тобой». Но он мог жениться на ней снова. Однако, если он сказал: «Ты для меня подобна матери моей», то развод окончательный, и он не может жениться на ней снова. По крайней мере, до тех пор, пока она не выйдет замуж за другого мужчину и не разведется с новым мужем. После того, как произойдет этот, второй для нее развод, новый муж может вновь жениться на ней, если захочет (см. Сура 2:226–232). Однако жене не дозволялось быть инициатором развода. Точно так же она не имела права останавливать своего мужа, если он начинал развод (основания для этого имеются в Суре 4, аяте 34).

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

Возможно, что на порядок, в котором чередовались на богослужении выступления харисматиков, указывают следующие слова апостола: «когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, все сие да будет к назиданию» 229 . Язык и откровение (пророчество), как наиболее интенсивные степени вдохновение, поставлены в середине: они подготавливаются вдохновенным пением («псалом») и поучением учителя (дидаскала) и заключаются столь же спокойною речью «истолкователя» (истолкования для языкоговорения и, должно быть, пророчества). Все это «харисматическое» богослужение могло предваряться и подготавливаться обыкновенным, состоявшим из чтения Св. Писания, гимнов и молитв. Это же место из ап. Павла, по-видимому, говорит за то, что в тогдашнем богослужении преобладало исполнение богослужебного материала одиночными лицами, а не целым собранием 230 . За это же говорит замечание ап. Павла: «если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь» 231 . Участие всего собрания в богослужении здесь представляется в виде слушания того, что поется и говорится харисматиками с выражением этого участия словом «аминь». Богослужение по Апокалипсису Насколько стройный и твердый порядок выработался в богослужении к концу апостольского времени, и какую красоту сообщило это богослужению, хорошо видно из Апокалипсиса, книги, во многих местах являющейся отражением литургической практики того времени. Апокалипсис прежде всего позволяет констатировать решительный, насколько это возможно было, разрыв христианского богослужения с синагогальным. Синагога в нем называется прямо сатанинской ( συναγωγ του σατν, «сонмище сатаны») 232 . Справедливо думают, что в основе главного апокалиптического видения (4 гл.) Бога сидящего на престоле и Агнца с 24 старцами лежит картина тогдашней литургии, совершаемой епископом с сонмом пресвитеров, падающих ниц пред престолом Божиим и Агнцем «посреди его»; под престолом души убиенных за слово Божие – Гробы мучеников, на которых первые христиане совершали евхаристию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Вопрос 232. Если обиженный кем–нибудь, по терпению и незлобию, никому не сообщит о сем, но решит предоставить суд Богу; то поступает ли он согласно с повелением Господа? Ответ. Поелику Господь сказал в одном месте: «прощайте, если что имеете на кого» (Марк. 11, 25), а в другом месте: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18, 15—17): то надобно показать плод терпения, с истинным расположением принося Богу молитву об обидевшем и говоря: «Господи, не постави ему греха» (Деян. 7, 60), чтобы, гневаясь на брата своего, не стать повинным суду; а также должно сделать обидевшему увещание и обличение, чтобы и он освободился от гнева, грядущего на сынов непокорных (Еф.5, 6; Кол. 3, 6). А если вознерадит и под предлогом якобы собственного своего долготерпения смолчит, согрешит он сугубым грехом, как потому, о сам преступает заповедь, которая говорит: «обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19, 17), и в следствие своего молчания делается сообщником согрешающего, так и потому, что оставляет погибать во зле человека, которого чрез обличение, может быть, в состоянии бы он был приобрести, как и Господь сие повелел (Матф.18, 15). Вопрос 291. Что значит «трости надломленной и льна курящегося», и в каком смысле кто нибудь одной «не преломит», и другого «не угасит» (Матф.12, 20)? Ответ. Трость сокрушенная, как полагаю, есть тот, кто с какой–нибудь страстью исполняет заповедь Божию; и его надобно не преломлять и отсекать, но более врачевать, как Господь научил, сказав: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели в» (Матф.6, 1); и как заповедует Апостол, говоря: «Всё делайте без ропота и сомнения» (Флп.2, 14); и в другом месте: «ничего (не делайте) по любопрению или по тщеславию» (3). А «льна курящегося», когда исполняет кто заповедь не с пламенным вожделением и совершенным тщанием, но с леностью и расслаблением; и его не останавливать надобно, а более возбуждать напоминанием судов и обетований Божиих. Вопросы о согрешающих и принимающих наказание

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Вот это – то, о чем пишет Климент Александрийский , что в глазах жителей Ханаана он был как царь, как князь Божий. И жители Ханаана говорят: «Послушай нас, господин наш» ( Быт. 23:6 )! То есть они как бы догадываются, что Авраам намного выше их. Но можно и иначе истолковать слова «пришелец и поселенец». Слово, переведенное у нас как «пришелец» (на иврите гер), точно переводиться как: «пришелец». Но следующие слово, переведенное у нас как «поселенец», на иврите тошав, означает: «оседлый» или даже «кореной житель». То есть Авраам как бы говорит: «Если хотите я буду вести себя среди вас как гер (гастарбайтер), а если не хотите, то могу вести себя и как тошав (как коренной житель), ведь Бог уже отдал мне эту землю. « Ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения [на нем] умершей твоей » ( Быт. 23:6 ). То есть они готовы предоставить любое место, где Авраам захочет похоронить Сарру, и готовы предоставить места, где были их гробницы, чтобы там приготовить место для Сарры 231 . Но Авраам думает совсем иначе, он не хочет верующую Сарру хоронить на одном погосте с язычниками. И вот поведение Авраама, о котором Климент Александрийский говорит: «Поэтому их деяния стали законом для нас», является для нас примером. Он не хочет хоронить свою жену даже среди гробниц князей земли Хета, он хочет иметь свое собственное кладбище. « Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым; и говорил им [Авраам] и сказал: если вы согласны, чтобы я похоронил умершую мою, то послушайте меня, попросите за меня Ефрона, сына Цохарова, чтобы он отдал мне пещеру Махпелу » ( Быт. 23:7–9 ). Вот это слово (Махпела) переводится на русский язык как «двойная». То есть – двойная пещера 232 . Декларируя, что он хочет создать место погребения в земле Ханаана, Авраам как бы заявляет об его окончательном решении поселиться на этой земле. Известно, что в древности на Востоке человека хоронили в месте захоронения его предков, от чего и существовал эвфемизм: «приложился к народу своему» ( Быт. 25:8 ). И так как Авраам не собирался возвращаться в Месопотамию, он и создает новое место погребения для своего клана.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010