« И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре » ( Быт. 25:9 ). Здесь имя Исаака стоит перед именем Измаила, ведь Измаил пришел из Аравийской пустыни на похороны отца. И то, что имя Исаака стоит перед именем его старшего брата Измаила – это свидетельство того, что Измаил раскаялся и признал духовное первенство Исаака. Вот почему «добрая старость» – потому что дети в вере, внуки в вере. И пресыщенный днями, этот человек умирает. Авраам, этот «отец высей», «отец множества», как переводится его имя, восходит на высоту… Давайте вспомним, когда мы начинали этот цикл бесед, мы увидели Авраама, когда ему было 75 лет. И мы провели несколько бесед – это сто лет жизни этого удивительного человека. Мы, прежде всего, обращали внимание на семейные аспекты его жизни, потому что весь наш цикл называется «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов». В Библии Бог называет Себя: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова…» ( Исх. 3:6 ). Возникает вопрос: почему слово «Бог» здесь произносится перед каждым именем патриарха? Причина очевидна: опыт богообщения Авраама совершенно не сходен с опытом богообщения Исаака и Иакова, и наоборот. Опыт богообщения каждого верующего человека неповторим и самобытен – ваш и мой опыт. Но о наставниках в вере, а Авраам – отец всех верующих, сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ). И Сын Божий о блаженной участи, ожидающей верующих на Небесах, изрек: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф. 8:11 ). Спаси Вас Христос! 231 Патриарх Авраам понимает, что нельзя хоронить верующего человека вместе с язычниками. Это очень серьезная проблема современной России – отсутствие православных кладбищ. У нас есть в России мусульманские кладбища, и туда вы никого не похороните, если мулла не даст на это разрешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И так же Елисей, помолившись, извел из Ада [сына сонамитянки] 224 . Он был избавлен от рук злодеев, обступивших его. Хо­тя и казалось, что он был один, но на самом деле многочисленное войско окружало его, ибо он сказал своему ученику: (165) Тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними 225 . И хо­тя были они в одиночестве, но не были они одни. Итак, благодаря моему пояснению ты можешь [теперь] понять слово нашего Господа, Который сказал: Где двое или трое собра­ны во имя Мое, там Я посреди них 226 . 13 . Как уже я объяснил тебе выше, всякий раз, когда ты бу­дешь молиться, направь свое сердце ввысь, а глаза – вниз. Войди в своего внутреннего человека и помолись тайно Отцу твое­му Небесному. Все это я написал тебе о молитве – если чиста, то будет услышана, а если не чиста, то не будет 227 – из-за того, что находятся среди нас такие, кто умножают моления, продлева­ют прошения, кладут поклоны и простирают свои руки 228 , но да­леки они от дел молитвы, хотя и молятся той молитвой, которую преподал наш Жизнодавец: Прости нам долги наши, и мы так­же простим должникам нашим 229 . О молящийся, помни, что к Богу подносишь ты приношение. Да не смутится Приносящий молитвы 230 приношением, на ко­тором есть порок. Ведь ты молишься, чтобы тебе было оставле­но, обещая, что ты оставишь 231 . Прежде подумай своим умом – оставишь ли ты – а затем обещай: «Я оставлю». Не обманывай Бога 232 , говоря: «Я оставляю», – если не оставляешь. (168) Ибо Бог не человек, подобный тебе, чтобы мог ты солгать Ему 233 . Ес­ли согрешит человек против человека, то он молит Господа; если же он согрешит против Бога, то кого ему молит? 234 Да не станешь ты виновен через свою молитву. Слушай, что еще сказал наш Спаситель: Если ты, прино­ся дар, вспомнишь, что имеешь нечто против брата своего, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди, примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой 235 . И если ты вспомнишь, молясь, что ты имеешь некий гнев 236 , то поразмысли своим умом о том, что твоя молитва останется перед жертвенни­ком, и не захочет Приносящий молитвы 237 взять ее с земли. Ибо он проверяет 238 твою жертву: имеется ли на ней порок, – и если она чиста, то он поднимает ее к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Иез. 8 :18. И Я воздам им с яростию, не пожалеет око Мое и не помилую, хотя они будут взывать громким голосом в уши Мои, но Я не услышу их. Глава 9 Иез. 9 :1. И возгласил в уши мои великим голосом, говоря: „приблизилось отмщение городу“. И каждый 217 имел в руке своей орудия 218 истребления. Иез. 9 :2. И вот шесть мужей идут от ворот верхних, обращенных к северу, и у каждого в руке секира (истребления) 219 , и один муж среди их, одетый в подир 220 , и пояс из сапфира 221 на чреслах его, и вошли, и стали близ медного жертвенника. Иез. 9 :3. И слава Бога Израилева поднялась с херувимов, на которых пребывала, на открытое место дома 222 . И призвал мужа, облеченного в подир, который имел на чреслах своих пояс, Иез. 9 :4. И сказал Господь ему: пройди среди города Иерусалима, и положи знак 223 на челах мужей, скорбящих и болезнующих о всех беззакониях, совершающихся среди них 224 . Иез. 9 :5. И тем 225 сказал, как я слышал: идите за ним в город, и избивайте, и пусть не жалеет око ваше, и не щадите. Иез. 9 :6. Старца и юношу, и деву, и младенцев, и жен бейте до смерти 226 , а ко всем, на ком есть знак, не прикасайтесь, от посвященных Мне 227 начните. И начали с мужей старейших, которые были внутри, в доме. Иез. 9 :7. И сказал им: оскверните дом, и вышедши наполните пути мертвыми, и изрубите (находящихся в городе) 228 . Иез. 9 :8. И когда они избивали их, я остался, и пал ниц, и возопил и сказал: горе, (горе) 229 ! О беда мне, Господи Боже! Ужели Ты истребляешь остаток Израиля, ужели разливаешь ярость Свою на Иерусалим? Иез. 9 :9. И сказал мне: неправда дома Израилева и Иудина велика, весьма велика, ибо наполнилась земля многими народами 230 , а город наполнился неправдою и нечистотою, так как они сказали: „оставил Господь землю, и не видит Господь“. Иез. 9 :10. Но Я-есмь 231 , и не пощадит око Мое и не помилую, обращу 232 пути их на головы их 233 . Иез. 9 :11. И вот муж, одетый в подир и опоясанный поясом по чреслам своим, в ответ 234 сказал 235 : „я сделал, как Ты заповедал мне“.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер. 8 :20. Прошла жатва, миновало лето, а мы не спасены. Иер. 8 :21. О сокрушении дочери народа моего и я сокрушаюсь и скорблю, от ужаса объяли меня болезни, как рождающую. Иер. 8 :22. Разве нет бальзама 230 в Галааде, разве нет там врача? От чего же нет исцеления раны 231 народа моего? Глава 9 Иер. 9 :1. Кто даст голове моей воду и глазам моим источник слез? Я плакал-бы 232 день и ночь об убитых дочери народа моего. Иер. 9 :2. Кто дал-бы мне в пустыни последнее 233 пристанище, чтобы я оставил народ мой и ушел-бы от них, ибо все они любодействуют, скопище преступников. Иер. 9 :3. И напрягают язык свой, как лук: ложь и недоверие укрепились на земле, ибо от зла переходят к злу, и Меня не знают, говорит Господь. Иер. 9 :4. Берегитесь каждый своего ближнего, и на братьев своих не надейтесь, ибо всякий брат преткновение ставит, и всякий друг лукаво подходит. Иер. 9 :5. Каждый над другом своим посмеется, истины не скажут, приучили язык свой говорить ложь, неправедно живут, и не хотят 234 обратиться. Иер. 9 :6. Рост на рост и лесть на лесть, не захотели знать Меня, говорит Господь. Иер. 9 :7. Посему так говорит Господь сил: 235 вот Я расплавлю и испытаю их, ибо что иное 236 Мне делать с лукавством дочери народа Моего? Иер. 9 :8. Язык их – убийственная стрела, слова уст их — коварны: ближнему своему говорит: „миръ“, а внутри себя таит вражду. Иер. 9 :9. Ужели за это Я не накажу? говорит Господь, или не отмстит такому народу душа Моя? Иер. 9 :10. На горах поднимите плач и вопль, и на пустынных тропах рыдание, ибо они опустели, так как не стало людей проходящих (по ним); не слышно голоса живого 237 : от птиц небесных и до скота (все) в ужасе разсеялись. Иер. 9 :11. И обращу Иерусалим в место переселения 238 и в логовище змеям, и города Иудейские подвергну опустошению, не будет жителей, Иер. 9 :12. Какой мудрец может уразуметь 239 это? и к кому слово уст Господних, пусть возвестит вам 240 : за что погибла земля, выжжена, как пустыня, чрез которую никто не проходит? Иер. 9 :13. И сказал Господь мне: за то, что они 241 оставили закон Мой, который Я дал им, и не послушали голоса Моего и не поступали по нему.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Из многочисленных сочинений великого страдальца истины Особенно драгоценен для православной церкви «ответ об исправлении книг» 231 . Доказав примерами, что в Славянские книги вошли многочисленные ошибки, и иные из них до того изменили точный вид подлинников, что выставляют словами своими мысли еретические, противные св. вере, св. Максим говорит: «что скажут на это те, которые так неосновательно клевещут на меня, называя меня растлителем св. писания и осуждая меня за оправдание своё? Порчу ли я книги, когда правильно поправляю не священный писания, а то, что в них составляет неодобрительную ошибку, допущенную по недоразумению, по недосмотру, по забывчивости древних переводчиков, или по невежеству и небрежности переводчиков? Пусть перестанут злословить ближнего, который трудится для славы Божьей и для пользы всякому рассудительному и правоверующему брату своему». Противники скажут: «ты делом своим наносишь оскорбление великим чудотворцам, давно прославившимся в Русской земле? Они с этими священными книгами угодили Богу и по смерти прославлены чудесами». Не я буду отвечать им, но пусть блаженный Павел вразумит их. Он говорит: «одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом; иному – вера тем же Духом, одному дар исцелений тем же Духом, другому чудесные действия; иному пророчества, другому различение духов; одному дар языков, другому истолкование языков: всё же сие совершает один и тот же Дух, разделяя властью каждому, как Ему угодно» ( 1Кор.12:7–11 ). Ясно, что не даются одному все дарования духовные. И я исповедую, что по дарованию свыше прославлены в земле Русской св. чудотворцы, и что Богоносные отцы, как были прежде, так и ныне есть; и я поклоняюсь им, как истинным угодникам Божьим. Но они не приняли свыше ни дара языков различных, ни истолкования их. Потому не должно удивляться, если при их величии прошло мимо их разумения исправление описок, исправленных мною. Им, по их Апостольскому смирению, кротости и святости жизни, даны дары исцелений и чудес; другому же, хотя и грешен он больше всех, даны знание и толкование языков.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Итак, благо мне признавать себя несчастным. Если я смирю себя и буду плакать в покаянии о своих грехах, то Бог внемлет мне и даст мне Освободителя, и я возвещу благодарения Богу через Иисуса Христа Господа нашего 228 . Скажем правду от [всего] сердца: «Окаянный я». Пусть каждый вспомнит причины своих несчастий и [свои] ошибки, и да скажем мы, встав на молитву, – вспоминая [грехи] как исповедующиеся, а забывая как уже не творящие – и да скажем мы: «Я окаянный, я раскаиваюсь». Он не раскаивается до того, как узрел видение, до того, как Озия умер; когда он начинает сокрушаться, тотчас говорит: «Я раскаиваюсь». Если кто не чувствует по внутреннему человеку, что он грешник, тот не раскаивается; но как, допустим, ты вонзишь стрекало в телесные (exteriora 229 ) члены – и не почувствует мертвое тело, – то же самое [произойдет], если ты приложишь божественные слова грешнику, умерщвленному грехом и не являющему раскаяния, который и не скорбит, и не раскаивается, и не имеет печали, творящей исповедание 230 [грехов], печали, которая по Богу 231 . Но если хотящий спастись услышит слова обличающего и обвиняющего его, то сразу говорит: «О, я окаянный». Не достаточно сказать «я окаянный»: к этому следует прибавить «ибо раскаиваюсь». О, если бы мы дольше раскаивались! Ибо чем больше мы каемся, тем больше для нас ослабятся оковы грехов. Из-за этого тот Ахав не много обрел пользы, ибо не много раскаялся, но раскаялся, к тому же, только однажды. Вот почему сказано: «Видишь, как раскаялся Ахав!» 232 . А тот, кто не перестанет каяться, скажет, подобно апостолу: «Я недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» 233 . И [еще]: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия» 234 . И [еще]: «Верен Бог , что Иисус Христос 235 пришел в этот мир спасти грешников, из которых я первый» 236 . Видишь ли, как он много кается – и не однажды, но постоянно – и пишет, и говорит, и делом показывает, что он раскаивается, как и Исаия в данном [случае], который говорит: «О, я окаянный, я раскаиваюсь, потому что я человек с нечистыми уста­ми и живу среди народа также с нечистыми устами».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Иудеи, увидев, что знамена преклонились, честь воздавая Иисусу, подняли сильный крик против знаменосцев. Тогда Пилат сказал иудеям: «Вы не воздаете почестей Иисусу, перед Которым склонились знамена, чтобы чествовать Его, но вы кричите против знаменосцев, точно сии сами преклонили знамена свои и честь Иисусу воздали». И иудеи сказали: «Мы видели, что они поступили так». Правитель, призвав к себе знаменосцев, спросил их: «Зачем вы сделали сие?» Они ответили Пилату: «Мы язычники и рабы при храмах; для чего хотели бы мы почтить Его? Знамена в руках наших сами склонились, чтобы приветствовать Его». Пилат сказал начальникам синагоги и старейшинам народным: «Изберите сами людей сильных и крепких, и пусть они держат знамена, и мы посмотрим, не склонятся ли сии сами собою». Старцы иудейские избрали двенадцать сильнейших мужей и вложили знамена в руки их пред правителем. Пилат сказал гонцу: «Уведи Иисуса из претории и потом вновь приведешь Его». И вышел Иисус из претории с гонцом. Пилат, обратившись к тем, кто держали знамена, сказал им, поклявшись жизнью цезаря: «Если знамена преклонятся, когда Он войдет, я отрублю вам головы». И приказал правитель ввести Иисуса во второй раз. И гонец снова передал повеление Иисусу, прося Его пройти по одежде, которую разостлал по земле. Иисус сделал так, и когда Он входил, знамена преклонились и воздали честь Ему. Глава II Пилат, видя то, был объят ужасом, и стал он подниматься с судейского кресла своего. И когда думал он подняться с кресла своего, жена его, именем Прокула 231 , прислала сказать ему: «Не делай ничего Праведнику сему, ибо этой ночью я много пострадала за Него». Пилат, услышав сие, сказал всем иудеям: «Вы знаете, что жена моя язычница и что она выстроила вам множество синагог; она прислала сказать, что Иисус человек праведный и что этой ночью она много пострадала за Него». Иудеи ответили Пилату: «Не говорили ли мы, что Он чародей? Вот, Он наслал сон жене твоей». Пилат, обратившись в Иисусу, сказал Ему. «Не слышишь ли, что они говорят против Тебя, и Ты не отвечаешь ничего?»

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Когда Господь Иисус Христос последний раз вошел в Иерусалим, Он Сам сказал, что Его страдания были предсказаны пророками. 230. Какими словами выразил это Господь Иисус Христос? Господь Иисус Христос выразил это следующими словами: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное чрез пророков о Сыне Человеческом: ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Лука 18, 31–33). 231. Откуда мы знаем, что Господь Иисус Христос по любви к нам принес Себя в жертву? Что Господь Иисус Христос принес Себя в жертву по любви к нам, мы знаем из Его собственных изречений, ибо Он сказал: 1. «Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый полагаеть жизнь свою за овец» (Иоанн 10, 11); 2. «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас» и «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн 15, 9 и 13); 3. также апостол Иоанн высказал о Господе Иисусе Христе: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою» (1 Иоанн 3, 16). 232. Кто был Понтийский Пилат? Понтийский Пилат был наместником римского императора в стране иудейской или еврейской, которая в то время была присоединена к Римской империи. 233. Почему в Символе веры упоминается о Понтийском Пилате? В Символе веры упоминается о Понтийском Пилате потому, что это он приговорил Господа Иисуса Христа к смерти на кресте. 234. Почему Пилат приговорил Господа Иисуса Христа к смерти на кресте? Пилат приговорил Господа Иисуса Христа к смерти на кресте под давлением угроз и настойчивых требований еврейских священников и книжников, несмотря на то, что, как он сам заявил, не нашел в Нем никакой вины (Иоанн 18, 38). 235. Отчего еврейские священники и книжники возненавидели Господа Иисуса Христа? Еврейские священники и книжники возненавидели Господа Иисуса Христа за то, 1. что Он упрекал их в том, что они не исполняют своих обязанностей согласно с волей Божией (Мат. гл. 23); 2. что народ от них отвернулся и шел за Господом Иисусом Христом (Лука 21, 38; 22, 2; Иоанн 11, 45–48; 12,11).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Когда Господь Иисус Христос последний раз вошел в Иерусалим, Он Сам сказал, что Его страдания были предсказаны пророками. 230. Какими словами выразил это Господь Иисус Христос? Господь Иисус Христос выразил это следующими словами: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное чрез пророков о Сыне Человеческом: ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить и убьют Его: и в третий день воскреснет» ( Лк.18:31–33 ). 231. Откуда мы знаем, что Господь Иисус Христос по любви к нам принес Себя в жертву? Что Господь Иисус Христос принес Себя в жертву по любви к нам, мы знаем из Его собственных изречений, ибо Он сказал: 1) «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» ( Ин.10:11 ); 2) «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас» и «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:9, 13 ); 3) также апостол Иоанн высказал о Господе Иисусе Христе: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою» ( 1Ин.3:16 ). 232. Кто был Понтийский Пилат? Понтийский Пилат был наместником римского императора в стране иудейской, или еврейской, которая в то время была присоединена к Римской империи. 233. Почему в Символе веры упоминается о Понтийском Пилате? В Символе веры упоминается о Понтийском Пилате потому, что это он приговорил Господа Иисуса Христа к смерти на кресте. 234. Почему Пилат приговорил Господа Иисуса Христа к смерти на кресте? Пилат приговорил Господа Иисуса Христа к смерти на кресте под давлением угроз и настойчивых требований еврейских священников и книжников, несмотря на то что, как он сам заявил, не нашел в Нем никакой вины ( Ин.18:38 ). 235. Отчего еврейские священники и книжники возненавидели Господа Иисуса Христа? Еврейские священники и книжники возненавидели Господа Иисуса Христа за то: 1) что Он упрекал их в том, что они не исполняют своих обязанностей согласно с волей Божией ( Мф.23 ); 2) что народ от них отвернулся и шел за Господом Иисусом Христом ( Лк.21:38, 22:2 ; Ин.11:45–48, 12:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него», – говорит Христос ( Мф. 6:6–8 ). Иногда спрашивают: «Зачем же нужно молиться, если Бог заранее знает, о чем мы будем Его просить?» Но молитва не есть только просьба чего-либо, молитва – это в первую очередь общение, встреча. «Молитва есть беседа ума с Богом», по слову Евагрия-монаха. 230 В молитве мы встречаемся с Богом Живым, Богом Личностью , Богом, Который слышит нас и отвечает нам, Который всегда готов прийти к нам на помощь по первому зову, Который никогда не изменит нам, сколько бы раз мы ни изменяли Ему. В молитве мы соприкасаемся с высшей реальностью, являющейся единственным истинным Бытием, по сравнению с которым всякое другое бытие, в том числе наша жизнь, является условным и относительным. Жизнь без молитвы, без богообщения – это только растянутый на годы путь к неизбежному концу, медленное умирание, «умерщвленная жизнь», как выражается преподобный Симеон Новый Богослов . 231 Мы живем постольку, поскольку приобщаемся к Богу, а приобщение к Богу происходит через молитву. Почему Христос заповедует не многословить в молитве? Потому что молитва рождается не из слов и она не есть только сумма произнесенных нами прошений. Прежде чем произнести молитву, ее нужно услышать. Все великие произведения поэзии и музыки не были составлены поэтами и композиторами из отдельных букв или нот, но прежде родились где-то в глубинах души, прозвучали там, а потом уже воплотились в слова и звуки. Молитва тоже является творчеством – она рождается не в многословии, а в глубокой тишине, в сосредоточенном и благоговейном молчании. Прежде чем начинать молитву, нужно внутренне умолкнуть, отрешиться от обычного многословия и многомыслия, услышать тишину:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010