свящ. А. Дружинин Глава первая. Жизнь и труды св. Дионисия до избрания его в епископы Александрийской церкви Место и время рождения св. Дионисия. Происхождение и образование св. Дионисия. Обращение его в христианство . Огласительное училище в Александрии. Памятники научной и преподавательской деятельности св. Дионисия в Александрийской школе: книги «О природе» и толкование на начало книги Екклезиаста. В своих многочисленных и разнообразных по содержанию посланиях св. Дионисий почти ничего не говорит о своей жизни до принятия епископского сана. Напрасно стали бы искать у него прямых указаний на его родителей, время его детства и юности и обстоятельства, предшествовавшие переходу его в христианство. Единственным источником наших сведений об этом периоде жизни св. Дионисия являются лишь немногие намеки в некоторых посланиях св. Дионисия в связи с краткими замечаниями Евсевия, Иеронима и авторов «Восточной хроники» и Коптского синаксаря. К сожалению, эти намеки и замечания настолько скудны, что ни время, ни место рождения св. Дионисия Великого не могут быть определены с полной точностью. По свидетельству блаж. Иеронима, 252 св. Дионисий Александрийский был уже пресвитером и, вероятно, имел не менее 30 лет от роду 253 в то время, когда взял на себя управление Александрийским огласительным училищем вместо Иракла, возведенного во епископы на 10-м году царствования Александра Севера, 254 т. е. в 231 или 232 г. христианской эры. К тому же предположению приводит и замечание св. Дионисия о том, что вследствие перехода в христианство он должен был отказаться от мирской славы и похвал правителей и советников. Это замечание дает основание думать, что уже до 231 г. св. Дионисий занимал видное положение на государственной или городской службе в Александрии, от которого должен был отказаться или при самом переходе в христианство, или, по крайней мере, тогда, когда сделался пресвитером, 255 т. е. не позднее 231 или 232 г. Если прибавить к этому, что на 12-м году правления Галлиена, т. е. в 264 или 265 г. христианской эры, св. Дионисий отклонил приглашение на собор в Антиохию по причине старости и телесной слабости, 256 то время рождения св. Дионисия можно отнести к последним годам II в.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Русская богослужебная музыка XVIII-XX вв. 2600. Асмус М., диак.; Асмус Н. С. Диакон Сергий Зосимович Трубачев и его духовно-музыкальное наследие/М. В. Асмус , Н. С. Асмус//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 244– 247. 2601. Диксон Г. Из английских впечатлений о Русской Церкви и ее музыке/Пер. с англ.: Е. И. Коляда//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 231–237. 2602. Димитров С. Из истории русского церковного пения//ДМ. 1994. Вып. 1. С. 61–92. Рус. церк. музыка XVIII–XIX вв.: Петербургская капелла, московские композиторы. 2603. Духовская Т. Д. Придворный обиход и его влияние на современную церковно-певческую практику//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 532–538. 2604. Парийский Л. Н. Отношение П. И. Чайковского к вере и Церкви и его значение в русской церковной музыке//ВРЗЕПЭ. 1964. 45. С. 64–74; 46/47. С. 169–179. 2605. Парийский Л. Н. Памяти церковного композитора А. Д. Кастальского//ВРЗЕПЭ. 1965. 49. С. 46–54; 50. С. 116–127. 2606. Плотникова Н. Ю. Древнее церковное пение в переложениях прот. Петра Турчанинова//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 360–365. 2607. Плотникова Н. Ю. К вопросу о партесных гармонизациях знаменного роспева//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 231–234. 2608. Щуровская Н. А. Современная церковно-певческая традиция и нотные издания конца XIX – начала XX вв.//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 235–243. См. также 3131–3133. Церковная археология (храмы, святыни) См. также: Библейская история и археология 231– 239); Общая история Церкви 505–572); Литургика 2152–2284); Археография 2875–2878); История письменности. Палеография 2881–2891). 2609. Баталов А. Л. К вопросу о первой церкви Троицы на рву//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 75–81. 2610. Беляев Л. А. Археология русских монастырей и проблема их восстановления: Тез. докл. Прил.: Археология мон-рей христианского Востока//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 163–175. 2611. Воронов А. А. Богоявленский Троице-Сергиев монастырь в Московском Кремле: Проблемы эволюции планировки и застройки//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 56–74. 2612. Дмитриев В. В. Исследования инженерно-геологических условий памятников истории и культуры//РЧ, 7-е: Церковные древности. 1999. С. 177–195.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У казатель мест Св. Писания и предметов, объясняемых в Словах и речах высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского Источник I. Указатель мест Священного Писания 286, 287 250, 251 318, 319 293, слд. 507, 508 379, 380 144, 146 258, 259 492, 494 479, 482, 483 429, 430 339, 340 143, 144 297–301 118, 119 151, 152 380, 381 308, 309 213, 214 498, 499 459, 460 129, 130 121–123 115–117 425, 426 453–455 227, 228 449, 450 413–416 85 и сл. 235 и сл. 558–560 421, 422 36, 184 341, 342 II. Алфавитный указатель предметов А АВГУСТИН. Его свидетельство o силе молитвы за усопших. II, 305. АВРААМ. Образец доблести семейственной. III, 97. Образец долготерпения. I, 352–354. Пример Авраама, пожертвовавшего Богу сыном, научает нас жертвовать для Христа всякою собственностию. 240, 241. АЛЕКСИЙ (св.). Отверз очи Тайдулы. II, 6. Сверял c Греческим текстом Славянский перевод Св. Евангелия и исправлял оный. 76. Важность сих исправлений для последующей борьбы с раскольниками. 77. Евангелие, исправленное им, сохраняется доселе в обличение раскольников. 77. Случай к открытию мощей св. Алексия. I. 212. АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ . Замечание его о дне Рождества Христова. III, 309. АНГЕЛЫ. Учение разума о бытии Ангелов. II, 217, 218. Ветхозаветные свидетельства о бытии Ангелов и явлениях их человеку. 218–220. Свидетельства новозаветные. 221. Блаженство их в лицезрении Господа. I, 136. Каким образом распространяется Божественный свет между чинами Ангельскими. II, 371. Почему в Ветхом Завете не было особого установления о почитании Ангелов? 216. Для чего в Церкви Христианской установлено почитание их? II, 216, 217. Праздник в честь Ангелов, установленный Церковию, доказывает общение их с нами. 225, 226. Бытие Ангелов-хранителей человека. 228. Действия их относительно к человекам. 229. Действия на душу человеков. 222, 223. Служение их человекам. 226. Ангелы-хранители детей. 228, 230, 231, III, 144. Влияние их на жизнь младенцев. III, 567. Ангелы-хранители возрастных. II, 228, 229. Ангелы-хранители частей и сил стихийного мира, также народов и царств. 227, 228. Ангелы-хранители удаляются от грешников. 223, 231. Почему должно просить у Бога Ангела-хранителя, когда Ангелы назначены уже Богом на сие служение? 229–231. Как Апостол Павел изображает отношения Ангелов к человекам? 226. Учение о том св. Иоанна Дамаскина . 227. Иногда не примечаем служения нам Ангелов. 222, 223.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Вражда Не питай вражды ни к какому человеку, иначе молитва твоя будет неприятна Богу (прп. авва Исаия , 60, 95). Живущие во вражде между собою, если случится им в таком состоянии переселиться из тела, в час Суда найдут себе неумолимое осуждение... (прп. Ефрем Сирин , 31, 334). Источник. Как червь точит дерево, так вражда повреждает душу монаха (прп. Ефрем Сирин , 31, 586). Источник. Кто имеет вражду на брата и думает принести что-либо Богу, тот принят будет наравне с приносящим в жертву пса, или цену блудницы. Посему ничего не предпринимай делать без любви (прп. Ефрем Сирин , 32, 6). Источник. Не имей ни с кем вражды, если можно, даже и на один час; никогда не засыпай, имея с кем-нибудь вражду, чтобы ночь не разлучила вас друг с другом, и чтобы тебе не подпасть неумолимому осуждению (прп. Ефрем Сирин , 32, 371). Источник. Одну вражду узаконил нам Законоположник нашей жизни, разумею вражду ко змею, и ни в чем другом не повелел нам проявлять силу ненависти... (свт. Григорий Нисский , 25, 463). Источник. Если примиришься прежде вечера с ближним, получишь от Бога прощение, но если долее пробудешь во вражде, то неприязнь твоя будет знаком не увлечения от раздражительности и гнева, но злости, знаком души развращенной и преданной греху (свт. Иоанн Златоуст , 46, 231). Источник. С одним только повелено нам быть во вражде – с диаволом: с ним никогда не примиряйся (свт. Иоанн Златоуст , 46, 231). ...Вражда составляет и небывалые грехи, и у нее находят веру все клеветники – все, кто радуется чужому несчастию и разглашает чужие пороки (свт. Иоанн Златоуст , 46, 232). Источник. Если кто будет находиться в неприятных к нам отношениях, не станем еще более воспламенять его нерасположения, а кротостью и смирением в словах и делах будем умирять вражду и таким образом врачевать озлобленную душу (свт. Иоанн Златоуст , 48, 633). Станем все переносить, и делать, и терпеть, лишь бы врагов (наших) примирить с нами. Будем доискиваться не того, справедливо или несправедливо они злобятся на нас, а только того, чтобы они перестали враждовать против нас (свт. Иоанн Златоуст , 48, 838). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Состоится ли в 2016 году Всеправославный Собор? Идет эфир Радио РНЛ с участием священника Сергия Карамышева 10.12.2015 2191 В четверг, 10 декабря, с 20:00 до 21:00 на сайте «Русской народной линии» можно будет услышать в прямом эфире XIII выпуск Радио РНЛ. Ведущий программы Радио РНЛ - известный православный публицист, многолетний обозреватель радио «Радонеж» Виктор Александрович Саулкин. К участию в передачах приглашаются известные читателю РНЛ авторы, а также общественные деятели, ветераны боевых действий, писатели. Гостем студии 10 декабря будет священник Сергий Карамышев. Тема передачи - «Состоится ли в 2016 году Всеправославный Собор?». Свои вопросы для ведущего Виктора Саулкина и его собеседника священника Сергия Карамышева можно оставить на форуме под статьей. Радио РНЛ выходит в прямом эфире по четвергам с 20:00 до 21:00 часов. [audio=/media/radio/2015-12-10.mp3][/audio] Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 13. Ответ на 6., М.Е.: 1. Сам ролик с РНЛ - никак не пашет.2. А ссылочка то (Прямая ссылка на поток вещания: http://185.37.61.231:8000/live) - " The file you requested could not be found " WARUM?Wozu? Нужно ли это вообще слушать?Не нужно! Верно. Полностью согласен. Но я к тому - что не стоит тогда и ссылочик такие давать. 12. Re: Состоится ли в 2016 году Всеправославный Собор? Прямая ссылка на поток вещания: http://185.37.61.231:8000/live Интересно было бы послушать запись эфира. Ссылка не работает. Интересно по каким причинам по техническим или из соображений цензуры? 11. Если экуменисты и содомиты собираются вместе, то это далеко не собор, а всего лишь сборище нечестивых. Какой вселенский или " всеправославный " ? Вы о чем? Он в любом случае при таком составе представителей будет разбойничьим. Хотя бы одна поместная православная церковь (не чешская, конечно, и не американская имеются в виду) отказались участвовать в этом собрании, и тогда Православие сохранится. А если состоится по подготовленной повестке и примет отступнические решения, то кто заставит нас принять эти решения? Никто! 2-3 православных архиерея (не диомиды, конечно) в России есть, а Один - Первосвященник по чину Мелхиседекову - пребудет с нами во веки. " Не бойся, малое стадо! " (Лк. 12, 32)

http://ruskline.ru/news_rl/2015/12/08/so...

Луи Дюшен (католик) XXIII. Дионисий Александрийский Дионисий, епископ Александрийский. – Его странствования во время гонения Деция. – Его отношение к вопросу об отступниках и еретиках. – Его ссылка в правление Валериана. – Александрийские волнения. – Египетские хилиасты: Непот. – Савеллианство в Киренаике. – История двух Дионисиев. – Евсевий II Анатолий Лаодикийский. Столь темная для II века, история христианства в Александрии и в Египте не делается более известной нам и в следующем столетии вплоть до гонения Деция. Из жизни епископов Димитрия (189–231) и Иракла (231–247) известно только то, что относится к истории Оригена 601 . Иракл по отношению к знаменитому учителю, который продолжал жить вдали от Александрии, кажется, в общем держался так же, как и его предшественник. Больше, чем о предшествующих епископах, мы знаем о Дионисии (247–264), который занял епископское место после Иракла, как раньше он же был его преемником по управлению школой. Он, подобно Киприану, оставил после себя сборник посланий, теперь утраченных, но из которых Евсевий сообщает нам длинные выдержки или пересказывает содержание их. Время его епископства совпало с очень бурным периодом в истории церкви вообще и в особенности острым для александрийской церкви. Едва он вступил в должность, дикий мятеж вспыхнул в городе. Подстрекатель придал ему сперва религиозный оттенок; народ вдруг воспылал необузданной ревностью к своим старым богам, которым грозила гибель от христиан. Местные власти, или не будучи в силах справиться с движением, или сами сочувствуя ему, стушевались. Христиан травили, били, дома их подвергли разгрому; некоторых заставляли отречься, а когда они отказывались, то побивали их камнями, сжигали или сбрасывали с крыш; многие бежали. Через несколько времени мятеж, нисколько не утихая, принял другой характер, и междоусобица залила кровью улицы Александрии. Среди всех этих событий пришло известие о воцарении имп. Деция, а вскоре после этого был опубликован указ о гонении. Префект Собин не терял времени; немедленно „фрументарий“ был послан арестовать епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Разделы портала «Азбука веры» Богословские школы — 1) Относительно самостоятельные направления или течения в богословии, характеризуемые своеобразием методов, подходов, приёмов исследования, интерпретации и изложения богословского знания. 2) Православно-образовательные учреждения различных форм и уровней (воскресные школы; катехизаторские курсы; духовные училища, семинарии, академии, университеты). Самыми известными богословскими школами Древней Церкви были Антиохийская и Александрийская. Их появление было обусловлено нуждами миссионерской деятельности. Когда историческая ситуация изменилась, гонения на Церковь прекратились и христианство было легализовано, острая необходимость в том, чтобы эти школы продолжали существовать постепенно потеряло свою актуальность. Различие подходов, источников и традиций вовсе не означает, что школы находились в противостоянии друг другу, их противоположность не носила абсолютного характера. Александрийская школа – это, прежде всего, образовательное учреждение и в меньшей степени – богословское направление. По преданию, основанная самим апостолом Марком, она изначально представляла собой «катехизическую школу», предназначенную для наставления язычников и оглашенных в основах христианской веры. Постепенно школа превратилась, можно сказать, в богословскую Академию. Среди учителей Александрийской школы были известные христианские деятели и святые, такие как миссионер Пантен (кон. II в.), пресвитер Климент Александрийский (ок. 200–202/03), Ориген (203–231), свт. Иракл Александрийский (231–232) и свт. Дионисий Великий (232–264/65), Феогност (265–280), Пиерий (ок. 280 – нач. IV в.), сщмч. Петр Александрийский (311), прп. Макарий Александрийский (IV в.), Дидим Слепец (ок. 345–398) и Родон (ок. 398–405). Наивысший расцвет школы произошел при Оригене, привлекшем к себе множество учеников. Об Александрийской школе как направлении в богословии говорить сложнее. Представители этой школы нередко существенно расходились между собой во взглядах и поэтому некорректно говорить о некоем монолитном богословском миросозерцании. Однако можно говорить о трех характерных чертах данного направления: 1) достаточно активное усвоение понятийного аппарата некоторых элементов античной философии (главным образом, платонизма); 2) аллегорический метод толкования Священного Писания ; 3) специфические акценты в христологии .

http://azbyka.ru/bogoslovskie-shkoly

Скачать epub pdf Введение „Комментарии на Евангелие от Иоанна“ – самый ранний дошедший до нас 1 экзегетический труд александрийского дидаскала, справедливо названный Анри Крузелем 2 „шедевром Оригена “ 3 . После Оригена подробные комментарии на четвертое Евангелие писали лишь свт. Иоанн Златоуст , свт. Кирилл Александрийский и бл. Августин 4 . Поводом к написанию комментариев послужило составление толкований к Евангелию гностиком Гераклеоном – последователем Валентина (в целом ряде мест Ориген подробно цитирует толкования Гераклеона и затем опровергает их 5 ). Ориген начал писать „Комментарии“ в Александрии либо после 318 года приблизительно в 33-летнем возрасте, либо – что вероятнее – между 225 и 229 годами, когда ему было около 40 лет 6 . За период пребывания в Александрии он успел написать первые четыре книги „Комментариев“, пятая была составлена во время путешествия в Палестину в 230–231 годах. До отбытия из Александрии в 231 г. Ориген успел начать шестую книгу. Деятельность же Гераклеона приходилась приблизительно на 170-е годы. Таким образом, первый христианский комментарий на Евангелие от Иоанна (и одновременно ответ на его инославную интерпретацию) был дан в Церкви лишь спустя полвека после смерти заметного представителя гностического учения. Здесь можно вспомнить о другом сочинении Оригена „Против Цельса“, написанном уже в последние годы жизни богослова и посвященном апологии христианства в ответ на критику Цельса тремя четвертями века ранее, в конце 170-х годов. Ориген – как и св. Ипполит Римский – выступил продолжателем ранних апологетов и св. Иринея Лионского и одновременно интерпретатором Священного Писания , защищая учение и от язычников, и от еретиков. Согласно 33-му письму бл. Иеронима 7 , „Комментарии“ состояли из 32 книг 8 , из которых в общем счете сохранилось только 9. Первая книга (39 глав, 292 параграфа) служит введением к толкованию, в ней разбирается первая половина первого стиха Евангелия („В начале было Слово“). Вторая книга охватывает Ин. 1 ,1b-7. Следующие книги дают уже не столь объемные, но все равно достаточно обширные комментарии (книга VI Ин. 1, 19–29; Х : Uh. 2, 12–25; XIII Uh. 4, 13–54; XIX : Ин. 8, 19–25; ХХ : Uh. 8, 37–53; XXVIII Uh. 11, 39–57; XXXII Ин. 13, 2–33 ). Даже по дошедшим до нас частям можно судить о монументальности труда. Толкования Оригена на первые 13 глав заняли 32 книги. Поскольку всего в Евангелии от Иоанна 21 глава, можно представить, сколь объемными были бы все комментарии, если бы Оригену удалось завершить их: при сохранении имеющейся пропорции произведение составило бы 52 книги, т. е. 29 томов в серии Sources Chrétiennes! Такой масштаб намного превосходит толкования всех последующих комментаторов этого Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

Хронологический список Александрийских Патриархов (версия для печати)/Православие.Ru Хронологический список Александрийских Патриархов Православие.Ru , 22 ноября 2001 г. Список составлен специалистами из " Православной энциклопедии " . В основу списка положены исправленные и дополненные перечни В. Грюмеля, Дж. Нила, Г. Бека, И. И. Соколова, а также данные из официальных изданий Александрийского Патриархата. Восстановление преемства Александрийских Патриархов представляет большую сложность ввиду скудости источников, особенно когда речь идет о древнейшей эпохе и о второй половине XI-XV в. для которых нельзя установить точно не только даты правления, но даже имена Патриархов. Знаком " ? " отмечены имена Патриархов, чье время пребывания на престоле неизвестно; - претенденты, оспаривавшие престол; свт.- Патриархи, почитающиеся в АПЦ (дни памяти указаны по совр. календарю РПЦ).   Св. ап. и евангелист Марк    (ок. 42 - 4.04.62/63,)     свт. Аниан   (ок. 62/3-16.11.83/84)     свт. Авилий   (ок. 84 - 22.02.95 или 98)     Кердон   (ок. 98 - 5.06.105...109)     Прим   (ок. 110 - 17.07.121)     Юст (Юстин)   (ок. 121 - 11.08.130)     Евмен   (ок. 131 - 7.10.139...144)     Марк II (Маркиан)   (ок. 144 - 1.01.149...154)     Келадион (Келладий)   (ок. 154 - 3.07.164...167)     Агриппин (Агриппа)    (ок. 167 - 30.01.180)     Юлиан (Юлий)   (180 - 4.03.189)     Димитрий   (189 - 8.10.231)     Иракла   (231 или 232 - 5.12.246/47)     свт. Дионисий Великий   (247/48 - 10.09.264/65) 27.02.01     свт. Максим (Максимиан)   (264/65 - 9.04.282)     свт. Феона   (282 - 23.08.300)     сщмч. Петр I   (кон. 300 - 25.11.311,)     Ахилла   (ок. 312 - июнь 313)     свт. Александр I   (ок. 313-19.04.328)     свт. Афанасий Великий   (328 - 336)   арианин   (ок. 337 - ок. 338)     свт. Афанасий, повторно    (23.11.337-19.03.339)     Григорий, арианин   (339...341-344...346)     свт. Афанасии, 3-й раз   (23.10.346-9.02.356)     Георгий, арианин    (24.02.357-2.10.358)     Георгий, арианин, повторно   (26.11.361- 24.12.361)     Лукий, арианин   (кон.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

16-е † Память о св. Евпраксии, княжне Псковской Блаженная Евпраксия, в мире Евфросиния, была дочь Полоцкого князя Рогвольда Борисовича 230 и супруга князя Ярослава Владимировича. Отец Ярослава, князь Владимир Мстиславич, княживший в Пскове, несмотря на то, что женат был на дочери Рижского бискупа, много терпел оскорблений и бед от Немцев и вынужден был вместе с Псковичами не раз воевать против коварного ордена 231 . – Ярослав, не наученный опытом отца, думал жить счастливо между Немцами: недобрый муж бросил добрую жену свою, ушёл из Пскова к рыцарям и там женился на Немке; получив во владение городок Одемпе (Медвежью голову), за одно с Немцами не раз нападал на Русские поселения; в 1231 г. он захватил Изборск, но Псковичи схватили его здесь и заточили в Северный Переяславль 232 . – Благочестивая супруга его, брошенная легкомысленным мужем, обратилась к подвигам благочестия. Она основала в Пскове женский монастырь св. Иоанна Предтечи. Каменный храм Предтече, построенный ею, доселе цел и сам собой говорит, как о своей древности, так и о благочестии строительницы. Он сложен из крепкой, тёсаной плиты, с перемежкой четвероугольных кирпичей такой глины, обжиги и цвета, каких не видно во Пскове; кирпичи весьма сходны с Голландскими и Английскими. Так праведница не жалела издержек для дома Божия и дорогой ценой выписывала кирпич из заграничных мест. Не найдя утешения в мире, она искала их в Господе; приняв иночество, она была настоятельницей основанной ею женской обители. При гробнице её доселе стоит настоятельский чёрный посох её. Праведница приняла мученическую смерть от руки пасынка своего в г. Оденпе. Летописи не объясняют, почему пасынок поступил так с доброй матерью. Но принимая во внимание, что пасынок был сын Немки, папа Григорий домогался склонить Ярослава к принятию папизма, о чём писал послание к нему, и, по наставлению бескорыстных Немцев, Ярослав отказал Дерптской Церкви «половину своего законного наследства», которого не имел 233 , – присоединяя к тому то, что смерть праведницы последовала на другом году после знаменитой победы Невского над Немцами 234 , считаем и вполне вероятным, что мученическая смерть Евпраксии была делом жадного до корысти Немецкого папизма, излившего месть над ней за неудачи Ярослава и за своё собственное бесславие.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010