Закрыть itemscope itemtype="" > Преподобный Нестор летописец Память 27 октября/9 ноября 08.11.2023 79 Время на чтение 3 минуты Нынешний день св. Владимира Мономаха. Живо изображает он бедствия, которые терпела Россия от междоусобий князей и набегов суровых половцев; но особенною любовию и горячим одушевлением дышит его повествование о крещении земли русской и распространении веры христианской и христианского просвещения, о подвигах святых угодников Божиих. Преподобный Нестор участвовал в открытии мощей пр. Феодосия, и, кроме летописи, написал еще житие святых князей Бориса и Глеба и житие преп. Феодосия. Он почил около 1115 года. Мощи его покоятся в пещере св. Антония. II. В день памяти преп. Нестора, горячо любившего свое отечество – Россию, побеседуем о том, откуда проистекает эта любовь, где ее основание и начало. Великое, братие, дело – любовь к отечеству. Она – источник любви, согласия и всякого порядка в народе, на ней созидается внутренний мир и благоденствие народа, она и щит и забрало для народа от врагов внешних. А знаете ли, где начало этой животворной отечественной силы? Откуда наша любовь к отечеству раждается, чем питается, и от чего возрастает? Ученые пусть рассуждают об этом, как хотят; мы, христиане, скажем прямо и решительно, что начало и жизнь любви к отечеству есть вера христианская Православная христианская вера наша, братие, – вот святый божественный источник любви нашей к нашему православному отечеству и к нашему православному Царю. а) Возьмите прошедшие времена. Каким и внутренним, а особенно внешним бедствиям ни подвергалось отечество наше! Каких ни имело сильных и многочисленных врагов! Однакож все враги, время от времени, были низлагаемы, несмотря на то, что предки наши не обладали большим искусством в воинском деле, – и отечество всегда торжествовало победу и возвращало в пределы свои благоденствие и мир. Кто же одушевлял народ, кто вооружал людей на защиту отечества от врагов? Вера православная. Вера побуждала отцев наших и любить отечество, и стоять за отечество, до смерти. «Постоим», говорили одни, «за святую Софию». «Постоим», говорили другие, «за дом Пречистыя». «Постоим», говорили все, «за веру православную, за Русь святую». Видите ли, братие, что было дорого для отцев наших, что они с такою ревностию отстаивали от врагов? Дорога им была вера святая и церковь Божия. По вере и многочисленной затем святыне, любезно было им и отечество. Его и именовали они не иначе. как «Русь святая».» И подлинно «святая» по святой православной вере, «святая» по множеству святых обителей и храмов, «святая» по множеству святых чудотворных икон, «святая» по " множеству святых многоцелебных мощей угодников Божиих.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/08/...

«Мусор вынес, зарплату отдал, а доброго слова не дождешься!» Почему для любви поступков недостаточно 6 марта, 2021. Священник Павел Островский Отрывок из книги «О христианской семье» «Жена у меня никуда не лезет, советов никому не дает, подруг, по сути, не имеет и в соцсетях не появляется», — написал полушутя священник Павел Островский. Его тут же раскритиковали. Сам он признается, что его супруге нравится уединенная жизнь с мужем и детьми. Книга «О христианской семье. Любовь, подвиг и юмор» недавно вышла в издательстве «Никея». Жена — бесценный дар  Божий Господь желает нам исключительно блага и посылает только то, что полезно. Было бы странно, если б Господь посылал нам то, что потакает нашим страстям, расслабляет и духовно губит. И если жена, потакая во всем мужу, помогает ему лениться и духовно развращает, где же настоящая любовь? Я не знаю, как устроены другие семьи, я не знаю, как и кому что полезно или вредно… Я знаю одно: самое большое чудо в моей жизни, которое совершил Господь Бог, — это моя жена. Причем осознание этого пришло не через страстные побуждения, не через мимимишную романтику, а через трезвый и спокойный анализ прошедших лет. Дар Божий, как и любой другой дар, нужно принять. Если ты его отвергаешь, то и понять не сможешь. Многие люди ждут от Бога невозможного — злого и вредного. Но если постараться доверять Господу и жить по Его заповедям, то дары Божии начинают расцветать… и спустя некоторое время ты уже видишь необычайную красоту Премудрости Божией и Его даров. Я безмерно благодарен Богу за свою жену. За все черты ее характера, за манеру поведения и общения… Врать вам, дорогие читатели, о том, что моя жена мне кажется идеальной, я не буду. Но так устроил Господь, что все ее несовершенства положительным образом сказываются на мне: воспитывают, смиряют, учат терпению. Семейная жизнь — это снегопад. Если ты в мире с женой и любишь ее, то хлопья снега в лицо вызывают у тебя улыбку. Но когда мира нет, снег раздражает. Дьявол знает, что если не будет мира между мужем и женой, то и любовь рано или поздно уйдет. Поэтому сохранение мира в семье — самое важное.

http://pravmir.ru/musor-vynes-zarplatu-o...

Н. Василиадис Священные поминовения усопших Молитвы о покойных Итак, усопшие молятся за нас и помнят нас. И потому разве не самое естественное для нас – помнить и молиться о них? Ведь христианская любовь остается крепкой и неизменной и после нашей смерти ( 1Кор.13:8 ). Можно даже сказать, что после смерти близкого нам человека любовь к нему становится еще глубже и чище, поскольку мы склонны забывать те человеческие недостатки, которые были присущи ему при жизни. И так как любовь наша сохраняется, Матерь Церковь с самого начала установила специальные молитвы об усопших и учредила определенные дни их поминовении. Согласно святителю Иоанну Златоусту , поминовение усопших за Божественной литургией известно с глубокой древности. Действительно, оно было установлено святыми Апостолами. 931 Как говорит Иоанн Дамаскин , именно «ученики Спасителя и божественные Апостолы» учредили поминовение усопших верующих «в страшных, Пречистых и Животворящих Таинствах». Во всех концах вселенной эта апостольская традиция безоговорочно соблюдается Церковью Христовой по сей день и будет соблюдаться до скончания века. «Божественные Апостолы, – добавляет святой отец, – установили этот обычай не без основания и, конечно, не напрасно; решение это не было простым или случайным. Ибо вера христианская безупречна и не содержит ничего, что не было бы для пользы; напротив, все в ней благотворно, угодно Богу, полезно и всецело направлено ко спасению». 932 Тертуллиан (200 г. по P. X.) постоянно упоминает (в частности, в книге «О венце») о литургиях, совершающихся за усопших. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский (250 г. по Р.Х.), в своем 37-м послании сообщает нам, что христиане почитали основной обязанностью приносить жертвы и молитвы за мучеников. Арнобий старший в своем труде «Против язычников» (ок. 305 г.) упоминает о том, что христиане включали в свои богослужения молитвы об упокоении и спасении усопших. Также святитель Амвросий, епископ Медиоланский (330–397 гг.), совершал Божественные литургии за Валентиниана, Феодосия и брата его Сатира. «Апостольские Правила» (IV в.) содержат прекраснейшую молитву «об упокоении братьев наших во Христе». В этой молитве верные просят, чтобы человеколюбец Бог, принявший душу усопшего, отпустил ему всякое прегрешение, вольное и невольное, и помиловал его. Молитва содержит просьбу, чтобы умерший был помещен в лоне патриархов, пророков, Апостолов и всех от века Богу благоугодивших, там, откуда отбежé болезнь и печаль и воздыхание ( Ис.35:10 ). 933 Наконец, Блаженный Августин (354–430 гг.) написал целую книгу о совершении литургий за усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

проф. Я. Пеликан Некоторые определения Христианское вероучение – это то, во что Церковь Иисуса Христа верит, чему учит и что исповедует на основе слова Божия. Вероучение – не единственный и даже не самый главный аспект деятельности Церкви. Церковь поклоняется Богу и служит человечеству; она прилагает усилия ради преображения этого мира и ожидает исполнения своего упования в ином. «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» – любовь, а не вера и определенно не учение. Церковь всегда больше, чем школа; даже век Просвещения не смог ограничить ее деятельность учительной функцией. Но Церковь не может быть меньше, чем школой. Ее вера, надежда и любовь – все они выражаются в учении и исповедании. Богослужение отличается от ритуала тем содержанием, которое провозглашается в Символе веры ; церковное устройство больше, чем организация, в силу того как Церковь определяет себя и свою структуру в своих догматах; проповедь не является просто одним из видов риторики, поскольку в ней провозглашается слово Божие; библейская экзегеза избегает антикварного подхода, потому что ее задача – раскрыть, чему учит текст, а не чему он когда-то учил. Христианская Церковь не была бы Церковью, какой мы ее знаем, без христианского вероучения. Все это, строго говоря, скорее описание, нежели определение христианского вероучения. А поскольку данное историческое исследование посвящено развитию христианского вероучения, определение того вероучения, которое развивается, наверное, нужно отложить до конца и сформулировать a posteriori. Ибо «вероучение» не всегда означало одно и то же, даже формально. Фактически это слово употребляется в церковном языке (и будет употребляться в этой книге) не в том смысле, какой оно имеет в Библии (и в книгах по библейскому богословию). Когда Ветхий Завет говорит о «наставлении» или Новый Завет – об «учении», речь идет и об исповедании и о поведении, и о богословии и об этике. Разделение между ними губительно, различение же неизбежно, как и в самом Новом Завете «вера» и «дела» различаются, но не разделяются. Несколько упрощая, можно сказать, что то, как понимается здесь христианское вероучение, восходит к этим новозаветным различениям. Когда говорится, что «даже бесы веруют» и, скорее всего, веруют правильно, речь идет именно о «вероучении» в церковном смысле. Но когда Новый Завет говорит об «учениях бесовских», имеются в виду, главным образом, искажения норм христианского поведения. В одной древнехристианской молитве содержится обращение к Богу как к Тому, «в познании Которого состоит наша вечная жизнь, служение Которому есть совершенная свобода», и таким образом обозначается различие между познанием Бога и служением Богу. Христианское вероучение можно определить как содержание этого спасительного знания, проистекающего из слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. Любовь Божественная как внутренняя жизнедеятельность триединого Бога Важность учения о внутренней жизнедеятельности Божией и непостижимость этого предмета. Библейское учение о нем. Учение рациональное. Imo vero vides Trinitatem, si charitatem vides … Eccu tria sunt: amans, et quod amatur, et amor. Augustin. De trinitate. Учение o внутренней жизнедеятельности триединого Бога, бесспорно, должно быть положено в основание учение о проявлениях деятельности Божией вовне, в мире. Изложение учения о внутренней жизнедеятельности Бога должно предшествовать исследованию внешней Его жизнедеятельности уже потому, что эта последняя есть отображение, и притом слабое отображение, первой; a чтобы составить себе правильное понятие об отражении света, нужно рассмотреть самый источник света. Кроме того, учению о внутренней жизнедеятельности Божией должно быть предоставлено первенство и по особенной важности его. Догмат о Св. Троице, в котором по преимуществу изображается тайна внутренней жизни Божией, справедливо считается основным и главным из всех христианских догматов. Поэтому и мы должны исследовать проявление любви Божественной сначала во внутренней жизни Бога, a потом уже в мире, – должны сначала раскрыть внутреннюю жизнь каждого Лица Св. Троицы и их взаимное отношение в этой жизни, a затем исследовать проявления любви каждого Лица Св. Троицы в отношениях к миру и человеческому роду. Но хотя такая постановка исследования предмета есть самая естественная, так как она определяется сущностию самого исследуемого предмета, однако успешное осуществление такого порядка в исследовании затрудняется тем, что внутренняя жизнедеятельность Божества есть тайна, которая хотя и открыта нам Самим Богом, но только отчасти и больше со стороны внешнего её значения, т. е. со стороны отношения её к миру и человеку, между тем как внутренний её смысл нам не открыт, да и не доступен нашему пониманию. Внутренняя жизнь всесовершенного и бесконечного существа – Бога для ограниченного человеческого разума не постижима, как не постижимо для него и самое существо Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Акафист Пресвятой Бгородице в честь иконы Ее Козельщанской Празднование 21 февраля/6(5) марта Кондак 1 Избранней Владычице и Заступнице рода христианскаго, знаменьми чудес дивных от святыя Своея иконы в стране нашей возсиявшия, благодарственная и умиленная пения немолчно приносяще, яко Матери Господней, в печалех наших и болезнех вопием: Радуйся, скорая Утешительнице и Целительнице, любовь Свою и милосердие нам являющая. Икос 1 Архангели и ангели, херувими и серафими и вся небесныя силы, зряще Тя на небеси, яко неисчерпаемый источник благодатных исцелений, непрестанно славят Тя, Присноблаженная Богородице; мы же, грешнии, на земли, поминающе дивное знамение милости Твоея, еже в сия последняя времена явила еси в цельбоносней иконе, наследии предков дражайшем, от лет древних из рода в род преходящем, ублажаем Тя сице: Радуйся, Небесная Царице, Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим; радуйся, от всех родов на земли похвалами ублажаемая. Радуйся, одесную Сына Твоего и Бога предстоящая; радуйся, ко Господу Спасу всех нас приводящая. Радуйся, яко в видимем образе Твоем невидимую силу благодати обретаем; радуйся, яко на Твое предстательство все упование наше возлагаем. Радуйся, скорая Утешительнице и Целительнице, любовь Свою и милосердие нам являющая. Кондак 2 Видящи Тя, благосердая Мати, в пречудней иконе Твоей, якоже сущую с нами, страждущая в неисцельнем недузе девица Мария со слезами и верою объят икону Твою, лобызающе ю и чающи от Тебе великия милости. Темже, исцеление улучивши, абие велегласно возопи к Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум богопросвещен имуще, родители исцелевшия всем людем проповедаша о чудеси, явленном от святыя иконы сея, да вси притекают к ней с верою и, приемлюще скорая исцеления, прославят Тя, взывающе: Радуйся, Мати Божия, прошения болящих приемлющая; радуйся, Мати милосердия, от очес слезы страждущим отирающая. Радуйся, Всемилостивая, спасение людем от Спаса являющая; радуйся, Всещедрая, Своими щедротами нас одаряющая. Радуйся, яко Тобою душам нашим утешение обретаем; радуйся, яко во успении Твоем залог безсмертия уразумеваем. Радуйся, скорая Утешительнице и Целительнице, любовь Свою и милосердие нам являющая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

архиепископ Феогност Вся жизнь отца Кирилла была подвигом. Детство и юность старца пришлись на тяжелое время послереволюционного лихолетья. Он родился 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки Рязанской губернии в крестьянской семье. Герой Великой Отечественной войны, участник боев на Волховском фронте, Сталинградской битвы, боев у озера Балатон, где получил второе ранение, закончил войну в Австрии и вернулся домой уже в 1946 году. В военные годы в его душе произошел переворот: он почувствовал горячее желание посвятить себя служению Богу. Сразу после демобилизации из армии обучался в Московской духовной семинарии, а затем и в академии. Получив образование, отец Кирилл поступил в братию Троице-Сергиевой Лавры и принял монашество. С этого времени вся его жизнь была неразрывно связана с обителью преподобного Сергия Радонежского, которую он горячо любил всем сердцем. В 1954 году отец Кирилл был рукоположен в сан иеромонаха и получил благословение исповедовать приходящих в Лавру богомольцев. Так началось его новое служение родной обители и всей Русской Церкви. Очень скоро он приобрел любовь прихожан и паломников. Многие старались попасть к нему на исповедь за духовным советом и специально приезжали для этого в монастырь. Люди тянулись к молодому тогда духовнику, видя его христианскую любовь и сочувствие, желание всем помочь, получая от него утешение в скорбях и мудрые советы и наставления, помогавшие в жизненных трудностях. Вскоре отец Кирилл был назначен духовником братии Лавры и взял на свои плечи духовное руководство монашествующих. Братия также полюбила своего нового духовника и начала обращаться к нему за советом. С течением времени ярко проявились духовные дарования пастыря. Его любовь, духовная рассудительность и мудрость стали известны всем. Огромным авторитетом он пользовался у всей полноты Русской Православной Церкви: митрополитов, епископов, монахов, мирян, простых людей и интеллигенции. Для братии Лавры его слово было непререкаемо. За советом к нему приезжали тысячи людей. У него исповедовались Святейшие Патриархи Алексий I, Пимен и Алексий II. Приходил на исповедь к отцу Кириллу во время посещения Лавры, еще будучи простым семинаристом, Святейший Патриарх Кирилл. Сегодня отца Кирилла именуют всероссийским духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Архимандрит Кирилл (Павлов). Фото из архива обители 14 мая 2018 г. 17:28 Архимандрит Кирилл (Павлов) Архимандрит Кирилл (Павлов) (08.09.1919 – 20.02.2017)  20 февраля на 98-м году жизни преставился ко Господу духовник братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов).     Вся жизнь отца Кирилла была подвигом. Детство и юность старца пришлись на тяжелое время послереволюционного лихолетья. Он родился 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки Рязанской губернии в крестьянской семье. Герой Великой Отечественной войны, участник боев на Волховском фронте, Сталинградской битвы, боев у озера Балатон, где получил второе ранение, закончил войну в Австрии и вернулся домой уже в 1946 году. В военные годы в его душе произошел переворот: он почувствовал горячее желание посвятить себя служению Богу. Сразу после демобилизации из армии обучался в Московской духовной семинарии, а затем и в академии. Получив образование, отец Кирилл поступил в братию Троице-Сергиевой лавры и принял монашество. С этого времени вся его жизнь была неразрывно связана с обителью преподобного Сергия Радонежского, которую он горячо любил всем сердцем. В 1954 году отец Кирилл был рукоположен в сан иеромонаха и получил благословение исповедовать приходящих в лавру богомольцев. Так началось его новое служение родной обители и всей Русской Церкви. Очень скоро он приобрел любовь прихожан и паломников. Многие старались попасть к нему на исповедь за духовным советом и специально приезжали для этого в монастырь. Люди тянулись к молодому тогда духовнику, видя его христианскую любовь и сочувствие, желание всем помочь, получая от него утешение в скорбях и мудрые советы и наставления, помогавшие в жизненных трудностях. Вскоре отец Кирилл был назначен духовником братии лавры и взял на свои плечи духовное руководство монашествующих. Братия также полюбила своего нового духовника и начала обращаться к нему за советом. С течением времени ярко проявились духовные дарования пастыря. Его любовь, духовная рассудительность и мудрость стали известны всем. Огромным авторитетом он пользовался у всей полноты Русской Православной Церкви: митрополитов, епископов, монахов, мирян, простых людей и интеллигенции. Для братии лавры его слово было непререкаемо. За советом к нему приезжали тысячи людей. У него исповедовались Святейшие Патриархи Aлekcuй I, Пимен и Алексий II. Приходил на исповедь к отцу Кириллу во время посещения лавры, еще будучи простым семинаристом, Святейший Патриарх Кирилл. Сегодня отца Кирилла именуют всероссийским духовником.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhimandr...

архимандрит Савва (Мажуко) Скачать epub pdf Закон Божий vs закон свободы? Оказывается, я – законник. Вот уж не думал! Это мне поляки сказали. На их языке монах – законник. Значит, я не какой-то архимандрит, а законник Савва. Непривычно. Потому что мне всегда претили строгие правила, регламенты, режимы, приказы, инструкции. Христианство – благовестие свободы. И тут тревожный парадокс: если христианство – это одна из религий, а религия по определению есть система строгих ограничений, запретов и заповедей, имеем ли мы право называть веру Христову благовестием свободы? Как в Церкви уживается призыв к свободе и закон заповедей? Не только для меня, но и для многих моих друзей Евангелие стало даром свободы. Бог есть Любовь, и Бог есть Свобода . Что ещё нужно молодому человеку, если не любовь и свобода? Однако кто-то вас схватит за рукав и проговорит доверительным шёпотом: – А вам нельзя причащаться. Вы живёте в гражданском браке, а это вообще никакой не брак, а блудное сожительство. Вам нельзя к Чаше. – Неужели Богу интересно, с кем я сплю? Кому какое дело? Бог есть Любовь. И вообще вы, православные, – народ тёмный. Я к католикам пойду. – Выбор ваш. А вы знаете, что у них всё ещё строже? Если вы разведётесь с женой, вы отлучаетесь от Причастия на всю жизнь и сможете приобщиться только в случае смерти. – И это религия свободы? Типичный разговор. Многим знакомый. Интонации современные, но мне кажется, с подобным недоумением столкнулись христиане первых веков. Апостол под конвоем Историки спорят, в каком году прошёл первый церковный собор, названный Иерусалимским, – 49 или 51 год? Для нас эти цифры не так важны. Куда важнее ход дискуссий и решения. Поэтому своим студентам я даю задание сделать детальный репортаж об этом собрании, как о нём сообщает 15 глава книги Деяний. Какая проблема заставила апостолов собраться? Христиане из язычников – что с ними делать? Пока христианская община находилась в пределах иудейской религии, всё было понятно и вопросов не возникало. Но случилось то, что потребовало срочного богословского ответа: апостол Пётр был послан почти «под конвоем» с проповедью к язычнику Корнилию. Пока святой рыбак слушал рассказ сотника и решал, стоит ли крестить неиудея, Дух Святой сошёл на всю семью римского офицера, и это было действительно сильным теологическим аргументом.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Венчание. Часть 1. Почему брак – таинство Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова. 26 октября, 2009 Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова. Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова. Что такое венчание ? Почему оно называется таинством? Для того, чтобы начать разговор о венчании, стоит прежде рассмотреть православное учение о браке . Ведь венчание, как богослужение и благодатное действие Церкви, полагает начало церковному браку. Брак же есть Таинство, в котором естественный любовный союз мужчины и женщины, в который они свободно вступают, обещая быть верными друг другу, освящается в образ единения Христа с Церковью. Канонические сборники Пра­вославной Церкви также оперируют определением брака, предложенным римским юристом Модестином (III в.): «Брак — это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве». Христианская Церковь, позаимствовав определение брака из римского права, сообщила ему христианское осмысление, основан­ное на свидетельстве Священного Писания. Господь Иисус Христос учил: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5-6).

http://pravmir.ru/venchanie-chast-1-poch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010