Все эти разряды казаков одинаково смотрели в степь, искали там поживы и этими поисками в большей или меньшей степени способствовали обороне постоянно угрожаемой юго-восточной окраины государства. С Люблинской унии малороссийское казачество поворачивается лицом назад, на то государство, которое оно доселе обороняло. Международное положение Малороссии деморализовало эту сбродную и бродячую массу, мешало зародиться в ней гражданскому чувству. На соседние страны, на Крым, Турцию, Молдавию, даже Москву казаки привыкли смотреть, как на предмет добычи, как на " казацкий хлеб " . Этот взгляд они стали переносить и на свое государство с тех пор, как на юго-восточной его окраине начало водворяться панское и шляхетское землевладение со своим крепостным правом. Тогда они увидели в своем государстве врага еще злее Крыма или Турции и с конца XVI в. начали опрокидываться на него с удвоенной яростью. Так малороссийское казачество осталось без отечества и, значит, без веры. Тогда весь нравственный мир восточноевропейского человека держался на этих двух неразрывно связанных одна с другой основах, на отечестве и на отечественном боге. Речь Посполитая не давала казаку ни того, ни другого. Мысль, что он православный, была для казака смутным воспоминанием детства или отвлеченной идеей, ни к чему не обязывавшей и ни на что не пригодной в казачьей жизни. Во время войн они обращались с русскими и их храмами нисколько не лучше, чем с татарами, и хуже, чем татары. Православный русский пан Адам Кисель, правительственный комиссар у казаков, хорошо их знавший, в 1636 г. писал про них, что они очень любят религию греческую и ее духовенство, хотя в религиозном отношении более похожи на татар, чем на христиан. Казак оставался без всякого нравственного содержания. В Речи Посполитой едва ли был другой класс, стоявший на более низком уровне нравственного и гражданского развития: разве только высшая иерархия малороссийской церкви перед церковной унией могла потягаться с казачеством в одичании. В своей Украйне при крайне тугом мышлении оно еще не привыкло видеть отечество.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Волынь и Украйна (губерния Киевская и Полтавская с частью Подольской, именно с Браславским воеводством, и с частью Черниговской). При таких обстоятельствах состоялась Люблинская уния 1569 г. Она сопровождалась чрезвычайно важными следствиями, политическими и национально-религиозными, для Юго-Западной Руси и всей Восточной Европы. СЛЕДСТВИЯ УНИИ. Постановления Люблинского сейма были для Западной Руси завершением владычества Гедиминовичей и польского влияния, которое они там проводили. Поляки достигли, чего добивались почти 200 лет, вечного соединения своего государства с Литвой и прямого присоединения к Польше заманчивых по природным богатствам областей Юго-Западной Руси. Гедиминовичи под польским влиянием разрушили много старины в подвластной им Руси и внесли в ее строй и жизнь немало нового. Областями старой Киевской Руси правил княжеский род Рюриковичей со своими дружинами по соглашению со старшими вечевыми городами областей, имея при слабом развитии частного землевладения непрочные социальные и экономические связи с областными мирами. При Гедиминовичах этот зыбкий правительственный класс сменила оседлая аристократия крупных землевладельцев, в состав которой вошли русские и литовские князья с их боярами, а над этой аристократией с упрочением сеймовых порядков стал брать верх военный класс мелких землевладельцев, рядовое дворянство, шляхта. Старинные области, или земли Киевской Руси, тянувшие к своим старшим городам, как к политическим центрам, в Литовской Руси разбились на административные округа великокняжеских урядников, объединившиеся не местными средоточиями, а общим государственным центром. Наконец, сами старшие города областей, через свои веча представлявшие свои областные миры перед князьями, оторваны были от этих миров великокняжеской администрацией и частным землевладением, а замена вечевого строя магдебургским правом превратила их в узкосословные мещанские общества, заключенные в тесную черту городской оседлости, и лишила земского значения, участия в политической жизни страны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

С.273). Об этом же говорит польский историк М.Кулецкий. Он не считает неприязнь двух народов – польского и русского - которую не отрицает, следствием цивилизационного противостояния, отводя эту роль обиде поляков за разделы Речи Посполитой. (Михаил Кулецкий. Лях и москаль – заклятые друзья.//Славянский мир. Спец номер журнала «Родина» вместе с Государственной Академией славянской культуры. Январь-февраль. 2001. С.79-83). Однако, такая точка зрения не выдерживает серьезной критики. Например, сам М.Кулецкий не может убедительно объяснить возникновение этнической неприязни. В свою очередь, на цивилизационную суть «польского вопроса» указывали такие исследователи, как немецкий историк Х.Зибель (См. Соловьев С.М. Сочинения в восемнадцати книгах. Кн. XVI. Работы разных лет/Отв. Ред. И.Д.Ковальченко. – М.: Мысль, 1995. – 733 с., С.409-410), В.Ф.Ратч (Ратч В.Ф. Сведения о Польском мятеже 1863 г . в Северо-Западной России собрал В.Ратч. Т. 1. (Введение. Ч.1). Северо-Западная Россия до падения Речи Посполитой.  Вильна, Губ. Тип., 1867. 678 с., С.1), И.К.Смолич (Смолич И.К. История Русской Церкви… С.284), польский исследователь И.Граля (он считает XVI век - прежде всего выход через заключение Люблинской унии 1569 г . польской политики, определяемой, между прочим, и католической идеологией, к границам России - тем столетием, когда окончательно определилось цивилизационное противостояние Востока и Запада, православной России и католической Польши и вылилось в межэтническую неприязнь. Это мнение, кстатати, совпадает с мнением Х.Зибеля. (Иероним Граля. Свои люди – сочтемся.//Славянский мир. Спец. номер журнала «Родина» вместе с Государственной Академией славянской культуры. Январь-февраль. 2001. С.68-71) и многие другие.     Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240 – 1589). Отдел Состояние Русской Церкви от митрополита Кирилла до митрополита святого Ионы, или в период монгольский (1240 – 1448).

http://pravoslavie.ru/5276.html

В советской историографии этому придано идеологическое значение - белополяки уничтожают советскую власть. Но польской оккупации подверглась та часть, которую Польша считала принадлежащей ей с Люблинской унии, а для Пилсудского было удобнее, что она была - " советская " , не признанная державами - " ничья " . По современным критериям демократической легитимности власти, если выбирать между двумя, именно Виленский Совет, провозгласивший цель " идти рука об руку " с Россией и павший под ударами Ю.Пилсудского, имел кое-какое легитимное происхождение, так как этот Совет возник 8 декабря 1918 г. - после капитуляции Германии (октябрь 1918). А литовская тариба в Ковно, провозгласившая независимость и союзнические отношения с Германией, была поставлена в декабре 1917 г. именно кайзеровскими оккупационными властями. Но именно с этой структуры сегодняшняя Литва отсчитывает свою независимость. Второй вопрос, которого Литва должна побаиваться - это территория южной Литвы, переданная Литве после вхождения в СССР из территории Белорусской ССР, на которой расположен курорт Друскининкай. Эту территорию могла увести за собой лишь республика Советского Союза при конституционном выходе из него, но не довоенное государство. Наконец, третье сомнительное территориальное обретение нынешней Литвы - это Мемельский край, который по соглашению между союзниками передавался СССР, а не Литве. Он был затем передан в качестве внутреннего административного распределения Литовской ССР, а не довоенному государству. И еще один территориальный аргумент имеет особое значение. Советский Союз выкупил небольшую часть территории, которая должна была отойти к Германии. Литве грозил уже ввод фашистских войск, когда 13 июля 1940 года Молотов сообщил Шуленбургу, что СССР " просит " германское правительство " найти возможность отказаться от этого небольшого куска территории Литвы " . Через три недели Берлин сообщил о готовности заняться вопросом, отметив, что " отказ от этой территории представляет для него большую жертву " .

http://pravoslavie.ru/5115.html

В 1199–1392 годах соседями большого Галицко-Волынского княжества на западе были Польское королевство, Венгерское королевство и половцы на юге. С середины XIII века на востоке к княжеству примыкала Золотая Орда, а с севера – Великое княжество Литовское. Для защиты от них Галицко-Волынское княжество подписало соглашение с католическим Римом, Священной Римской империей и Тевтонским орденом. Столицей Галицко-Волынского княжества были Галич, Холм, а затем Львов. Язык там в это время был древнерусский (юго-западное наречие), главной религией оставалось Православие. Другие русские княжества еще с 1237 года оказались в зависимости от Золотой Орды. Галицко-Волынское княжество продержалось дольше всех, отчасти благодаря литовцам и полякам – в 1321 году литовский князь Гедымин в битве на реке Ирпень разбил армию славянских князей и завоевал Киев, Переяславль, Белгород. В 1362-м литовский князь Ольгерд, разбив армию Золотой Орды у Синих Вод, включил в свои владения огромные земли до Черного моря. В 1387 году уже Польское королевство захватило Галицию и Холмские земли. Когда Орда распалась, а Московское княжество еще не выросло, после Люблинской унии 1569 года Волынь, Подляшье, Подолье, Киевщина полностью перешли под власть Польши. В 1596 году состоялась Брестская уния Православной церкви Киевской митрополии с Католической церковью Запада. Но униатами были в основном представители знати, а простой народ Украины сохранял Православие. Потеря южнорусскими землями остатков самостоятельности (ордынское, литовское, польское засилье) плохо отразилась на обороноспособности страны. В 1482 году Киев завоевали войска крымского хана Менгли Гирея – город был разграблен и разрушен. Малороссам веками приходилось жить в условиях постоянных набегов инородцев. Профессор Михаил Грушевский – один из основателей украинской «научной историографии», масон, иностранный агент Австрийской империи Газовые контракты – это конец проекта «анти-Россия» Как ответ на это, с XVI века на землях нынешней Украины возникло уникальное явление – казачество. Первоначально существовало оно большей частью на территории огромной Речи Посполитой, но казачество имело большую самостоятельность и независимый центр на нейтральных землях у границ с Крымским ханством – Запорожскую Сечь, которая не признавала над собой власти ни короля, ни хана, ни султана, ни русского царя.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/08/plan_a...

С 1852 года начинается его почти исключительно ученая и профессорская деятельность: 29 декабря 1852 года он был назначен исправляющим должность адъюнкта по кафедре истории русского законодательства в Московском университете. В 1858 г. Беляев защищал в Московском Университете диссертацию на степень магистра: «О наследстве без завещания по древним русским законам до Уложения царя Алексея Михайловича». Факультет о его работе дал очень лестный отзыв. Вскоре же (в 1860 г.) Беляев получил степень доктора за другое свое исследование: «Крестьяне на Руси. Исследование о постепенном изменении значения крестьян в русском обществе». В то же время, начиная с 1850-х гг., он участвовал во многих славянофильских изданиях: «Москвитянине», «Русской Беседе», «Дне», альманахах и «Московском Сборнике», а также и в других весьма многочисленных изданиях. Здесь, например, Беляев принимал горячее участие в известном споре славянофилов и западников о сельской общине (см. его статьи в «Русской Беседе»). После исследования о крестьянах Беляев задумал обширный труд, где хотел представить всю русскую историю в ее целости, преимущественно с бытовой и правовой стороны. Труд этот – «Рассказы по русской истории»; ими с особенной любовью занимался автор в продолжение более 10 лет. Но работа осталась далеко незаконченной: были выпущены только 4 книжки (последняя оканчивается историей Северо-западной Руси до Люблинской унии), так что автору не удалось даже более или менее обстоятельно выяснить роль Москвы, этой, по мнению славянофилов, колыбели исконно русских начал. Наряду с главным трудом Беляев в то же время занимался разработкой и других вопросов науки, помещая свои исследования в «Православном Обозрении», «Душеполезном Чтении», «Русской Старине», «Известиях Академии Наук», «Русском Вестнике», «Журнале Министерства Юстиции», «Юридическом Журнале», «Зрителе» и др. Во время своей литературной деятельности Беляев напечатал многочисленные разборы сочинений: Гладкова, Горчакова, Забелина, Иванишева, Лешкова, Осокина, Павлова, Погодина и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/

Присутствовало 84 человека, 28 семинаристов. Была почтена память С.Лозинского. Были получены приветствия от Пия XI через Пачелли, от нунция в Варшаве – Мармаджи. Первым произнес слово епископ Пшездецкий, который почти накануне – 22 августа – был принят папой. Пий XI ему разъяснил, что Комиссию «Pro Russia» учредил еще Бенедикт XV, что возражения и споры в связи с этой Комиссией имеют место только в Польше, что иерархию в России создал не д’Эрбиньи, а Апостолический престол и вообще не может быть никаких споров о миссии Церкви, данной ей Иисусом Христом. И вообще Пий XI «один и другой раз категорически заявил, что, выступающие против этого дела – не католики». Пшездецкий уверил папу, «что они не дадут себя победить препятствиям» в Польше, и передал благословение конференции от Отца Христианства 314 . Пришло приветствие и от д’Эрбиньи на бланке Восточного института. Доклады ксендза проф. М.Кривицкого «Апелляция Востока к апостольскому престолу после Ефесского разбоя и примат папы»; ксендза И.Свирского «Таинство исповеди в русской православной церкви»; ксендза А.Ищака «Filioque Фотия и его преемников»; свящ. Р.Кремера «Дух любви в унийном движении согласно выступлениям двух последних пап» имели академический характер. Боевыми были доклады о. Я.Урбана «Унийная акция и религиозная миссия Польши», свящ. Б.Пачонка и о. Неманцевича «Изображение нашей унийной работа» и свящ. В. Оношко «Что нужно для нашей унийной работы». О. А.Неманцевич пояснил, что в Виленской митрополии 4 прихода, 7 священников и около 3000 униатов. В Пинской епархии – 12священников, 1 диакон и 6 066 душ. В Луцкой – 25 священников и 11000 душ и в Подляшской – 9 священников, 2 диакона, униатов 3210. В Люблинской – 3 священника, 500 душ. Всего 46 священников, 4 диакона и 23 866 душ «восточного обряда». Это за 10 лет. Кроме того, «беря в общем этих свежеобращенных, можно их назвать скорее грубой и недостаточно обработанной материей, как сырьем, из которого постепенно выработаются католики по жизни и правде. Более подходящий материал – молодежь и дети. Более благоприятная обстановка на Холмщине, ибо новоуниаты получают закрытые православные храмы. Со дня ликвидации унии прошло 57 лет, она сохранилась в памяти, но «вымрут старшие, изменятся условия, и тогда трудно будет присоединять, детей бывших униатов» 315 . Много есть препятствий, и больше – со стороны католического клира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Фрисландия - кондоминиум графа Голландии и князя-епископа Утрехта. Маастрихт - до 1794 года кондоминиум князя-епископа Льежа и Герцогства Брабант. Мореснет - с 1816 по 1919 года кондоминиум Нидерландов (позже Бельгии) и Пруссии (позже Германии). Северная Добруджа - кондоминиум Германии, Австрии и Болгарии во время Первой мировой войны. Орегон - англо-американский кондоминиум с 1818 по 1846 года. Сахалин - в 1855 году между Российской и Японской империями был подписан Симодский трактат, по которому гражданам обоих государств разрешалось поселяться на острове: русским на севере, японцам - на юге. Санкт-Петербургский договор 1875 года передал остров в полное владение России. После русско-японской войны в 1905 году Япония аннексировала часть острова к югу от 50° с.ш. В 1945 году полный контроль над островом перешёл к СССР. Запорожская Сечь - русско-польский кондоминиум, установленный в 1667 году после подписания Андрусовского перемирия. Задвинское герцогство - литовско-польский кондоминиум, установленный в 1569 году после подписания Люблинской унии. Приведённые примеры показывают, что серьёзные разногласия иногда решаются и таким, не совсем традиционным для страны образом. Примечание: КОНДОМИНИУМ - осуществление на данной территории государственной власти совместно двумя или более государствами. По Венскому миру 1864 Пруссия и Австрия установили К. над Шлезвиг-Голштинией. По Гаштейнской конвенции от 14. VIII 1865 устанавливалось раздельное управление обеими частями герцогства, а в 1866, после победы Пруссии над Австрией, этот К. прекратил своё существование. Договорами 1887, 1904 и 1914 установлен англо-французский К. над Новыми Гебридами. С 1899 Судан состоит под англо-египетским К. Согласно генеральному акту Берлинской конференции об о-вах Самоа от 14. VI 1889 был установлен и существовал до 1899 К. (совместный протекторат) Германии, США и Великобритании над Самоа. После первой мировой войны можно отметить временный К., созданный Версальским мирным договором по отношению к Данцигу и Мемелю.

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/10/...

обладали (были) князьми Киевскими, иные Черниговскими, иные Смоленскими, иные Полотцкими»... Затем рассказывается, что «Вильняне взяша собе из Царяграда князя Полотцкаго Ростислава Рогволодовича детей (Полоцкие князья высланы были в Царьград Киевским князем Мстиславом Владимировичем в 1129 г.), Давила князя, да брата его Мокволда князя, и тот на Вилне правый князь Давил, брат Мокволдов большой, а дети его: Вид, его же люди волком звали, да Ерден князь. А Ерденев сын крестился, был владыкой во Твери. Звали его Андреем... А у Мокволда князя сын Миндовг, а у Миндовга князя дети Вышлег (Войшелк) да Домант (Довмонт)»... Полн. Собран. летописей, т. 7, стр. 253. Примеч. М.К. 20 Теперь известно уже и издано много памятников этого рода. Ими наполнен XIV т. Актов Виленской Археографической Комисии, и замечательно, что не только литовское правительство издавало для литвинов грамоты на русском языке, но и литовские помещики в чисто литовских местностях писали свои хозяйственные инвентари на русском языке, и это удерживалось во многих местах Литвы целых два столегия даже после соединения Литовского княжества с Польским королевством. Прим. М.К 22 Это было в 1569 г. в Люблине. В 1869 г. Петербургская Археографическая Комиссия издала с переводом на русский язык дневник Люблинского сейма, который (дневник) веден был на самом сейме, и в нем рассказывается подробно, как поляки без всякого уважения к представителям Литовского княжества обрезывали им, по словам литвинов, крылья; сперва оторвали от Литвы насильно, с угрозой лишения чинов и имений, Подлесие (часть нынешней Холмской области), затем Волынь, наконец, Киевскую область. Тогда представители остальных литовских областей заявили, что им нельзя быть без оторванных у них земель, и покорились, но заявили, что покоряются не полякам, а своему государю, которым тогда был Сигизмунд Август, последний из рода литовских князей. Примеч. М.К. 23 Воспоминания архиепискова Антония писаны во время последнего (1863 г.) польского мятежа. Это постоянно нужно помнить при чтении их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

После упразднения в 1875 г. Холмской греко-униат. епархии в ряде мест, прежде всего в Юж. Подляшье, сохранялась униат. оппозиция, тесно связанная с местным римско-католич. духовенством. Мн. бывш. униаты, формально присоединившиеся к православной Церкви, тайно ходили в римско-католические костелы. В 1905-1906 гг. свыше 200 тыс. бывш. униатов и их потомков (преимущественно украинцы) объявили себя католиками («калакуты»), их число с каждым годом росло. После образования в 1912 г. Холмской губ. массовый переход православных в католичество удалось остановить, с началом войны в 1914 г. римско-католич. экспансия возобновилась. Как правило, переход в лат. обряд предполагал и национальную ассимиляцию бывш. униатов. В 1914 г. митр. Андрей Шептицкий выступил с планом распространения унии в зап. губерниях Российской империи в условиях войны и с этой целью тайно рукоположил во епископа Луцкого Иосифа Боцяна, к-рому была поручена миссионерская деятельность на Волыни. В нач. 1918 г. польск. власти запретили его проживание в Луцке, после чего епископ был отправлен для работы среди православных на Холмщину. Он посетил Холм, Люблин, Грубешов, установил контакты с нек-рыми бывш. униат. священниками. 2 апр. 1918 г. Шептицкий возобновил униат. Холмскую епархию, назначив Боцяна ее временным администратором с местом пребывания в Люблине, после чего епископ начал добиваться передачи греко-католикам их бывш. собственности, в частности бывш. Турковицкого Покровского мон-ря василиан, захваченного римо-католиками в нач. 1918 г. в числе первых. В авг. 1918 г. в своем ответе Боцяну комиссия нем. оккупационных властей, созданная для разрешения споров между униатами и римо-католиками, признала необоснованными претензии униатов на бывш. правосл. храмы в мест. Щебрешин, селах Турковицы и Кособуды, а также на действовавший до 1875 г. мон-рь василиан в с. Радечница. В связи с тем, что до 1919 г. большинство правосл. духовенства Холмщины оставалось в эвакуации в соседних регионах Украины и Белоруссии, действия еп. Боцяна и сопровождавших его священников из Галиции имели определенный успех: им разрешали служить в недействующих правосл. церквах. В 1918-1919 гг. частыми были случаи перехода из латинства в вост. обряд «калакутов». Успешность галицких униатов, переход в униатство значительного числа римско-католич. верных вызывали недовольство польск. ксендзов, стремившихся не допускать священников-галичан в свои приходы. Конфликты между латинянами и униатами имели место в с. Дрелюв Люблинского у., в городах Бела (польск. Бяла-Подляска), Влодава и Щебржешин, селах Радечница, Липско и Суховоля Замостского у. (с нояб. 1918 повяты). Ксендзы обвиняли приезжих галичан в проукр. и антипольск. пропаганде.

http://pravenc.ru/text/2561038.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010