Брестская уния (1596 г.) К оглавлению Истоки унии, провозглашенной в Бресте в 1596г., восходят к более раннему времени. Идея унии лежала уже в основе действий литовского правительства, направленных на отделение Киевской митрополии от Московских государства и Церкви (1458 г.) (124). В 1569 г. на Люблинском сейме совершилось событие, увенчавшее собой ряд попыток, предпринимавшихся в 1386—1413 гг. и направленных на объединение (уния!) Литвы с Польшей. До того времени Польша и Литва составляли конфедерацию. Люблинская уния упразднила самостоятельность Литовского княжества. Православным христианам, жившим в пределах Польско-Литовского государства, были обещаны свободное исповедание православной веры, использование русского языка в официальных документах и прочие права наравне с католиками. Но последующие события показали, что католическое правительство не намеревалось выполнять эти условия государственной Люблинской унии, ограничив и стеснив православных в их правах. Это было время, когда после завершения Тридентского Собора (1545—1563 гг.) Римско-Католическая Церковь начала оправляться от удара, нанесенного ей Реформацией, и восстанавливать утраченные позиции. Наиболее деятельными в этом отношении были члены католического ордена — «Общества Иисуса», которые были приглашены в Польшу в 1564 г., а в Литву — в 1569 г., когда было образовано Польско-Литовское государство. Крупные деятели Римско-Католической Церкви издавна обращали свои взоры на Русскую Православную Церковь, стремясь склонить ее к унии. Но после неудачной попытки внедрить унию в Московском государстве после завершения Ферраро-Флорентийского Собора (1439 г.) их действия стали более осторожными. Возобновление подобных попыток относится к 1581 г.: иезуит Антоний Поссевин, прибыв в Москву, добился аудиенции у царя Иоанна Грозного, имел с ним богословский диспут и вручил ему сочинение «О разностях между римским и греческим вероисповеданиями». Усилия Поссевина были напрасными, но по возвращении в Рим он представил Папе отчет о своей деятельности. Объяснив неодолимые трудности, с которыми связаны попытки введения католичества в России, он обратил внимание Папы на южнорусскую Церковь в польско-литовских владениях, предлагая усилить католическое влияние именно в этих землях.

http://sedmitza.ru/lib/text/436369/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Иов, игумен Почаевский (+ 1651) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 28 окт. в день преставления, 28 авг. в день обретения мощей и 10 окт. вместе с Собором Волынских святых После татарского нашествия вся Юго-Западная Русь, опустошенная и разоренная, почти обезлюдела. Через сто лет ее заняли литовские войска. А когда в конце XV в. была провозглашена Люблинская уния и Польша с Литвой были соединены, то для коренного русского православного населения наступили тяжкие времена угнетения православной веры. В 1559 г. приехал на Волынь греческий митрополит Неофит и привез с собой чудотворную икону Божией Матери. По внушению свыше он оставил ее в доме благочестивой помещицы Анны Гойской. В 1596 г. над православной верой, по попущению Божию, разразилось страшное несчастие. Дело было в том, что, преследуя православных, польское правительство старалось сделать так, чтобы епископские кафедры замещались лицами нестойкими в православии, и эта епископы согласились признать власть Папы на соборе, созванном в Брест-Литовске. Православный обряд сохранялся, но лица, согласившиеся на это соединение, или унию, стали католиками. А народ, оставшийся верным Православию и не признававший Брестскую унию, католики стали еще больше теснить и угнетать. Тогда многие стали уходить в степи и за Днепровские пороги и там образовали вольное казацкое войско, которое много раз поднимало восстание для защиты православной веры. Другие стали объединяться в церковные братства или же становиться под защиту вельмож, оставшихся верными Православию. Самым видным из них был князь Константин Острожский, вокруг которого образовался круг ученых. Он основал в своем городе Остроге Духовную академию и типографию, и они много писали в защиту Православия.

http://sedmitza.ru/lib/text/437828/

Вильнюс. Церковь Константина равноапостольного и Михаила Малеина. Романовская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Вильнюсскую Константино-Михайловскую церковь не случайно называют Романовской: возведена она в честь 300-летия Царствующего Дома Романовых. Тогда, в 1913 году, к юбилею в России были построены десятки новых храмов. У вильнюсской церкви - двойное посвящение: святому равноапостольному царю Константину и преподобному Михаилу Малеину. Предыстория этого события такова. Православные жители города задолго до юбилея Императорской фамилии вынашивали идею воздвигнуть церковь в память подвижника православия в Западном крае князя Константина Константиновича Острожского. В 1908 году в Вильне широко отмечалась 300-летняя годовщина со дня его смерти. Но храм-памятник к этому сроку из-за недостатка материальных средств построить не смогли. И теперь верным поводом для воплощения замысла представлялся " Романовский юбилей " , дававший надежду на благосклонность императора и материальную помощь от государства и от патриотически настроенных меценатов. К юбилею в окраинных губерниях России новостроящиеся храмы возводились в честь первого российского самодержца из династии Романовых - царя Михаила. И чтобы виленская церковь была в самом деле " Романовской " , было решено дать ей двойное посвящение - во имя небесных покровителей Константина Острожского и царя Михаила Романова. Князь Константин Константинович Острожский (1526-1608 г.г.) стал свидетелем судьбоносных для Западного края событий: объединения Королевства Польского с Великим Литовским княжеством (Люблинская Уния 1569 г.) и заключения Брестской Унии (1596г.). Князь, русский по происхождению и крещенный в православной вере, всеми силами отстаивал веру отцов. Он был членом Польского Сейма и на заседаниях парламента и при встречах с королями Польскими постоянно поднимал вопрос о юридических правах православных. Человек богатый, он материально поддерживал православные братства, жертвовал средства на строительство и обновление православных церквей, в том числе и виленских. В его родовом городе Остроге была организована первая в Великом Литовском княжестве православная школа, ректором которой был ученый грек Кирилл Лукарис, впоследствии ставший Константинопольским Патриархом. В трех типографиях К.К.Острожского печатались десятки наименований богослужебных книг, а также полемических статей - " Слов " , в которых отстаивался православный взгляд на мир. В 1581 году увидела свет " Острожская Библия " , первая печатная библия Восточной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=07926

Закрыть itemscope itemtype="" > В православной Белоруссии большой праздник День памяти Минской иконы Богородицы 26.08.2022 562 Время на чтение 6 минут Всебелорусский крестный ход завершился в Минске торжественным шествием от храма Покрова Пресвятой Богородицы к Свято-Духову кафедральному собору, передает корреспондент БЕЛТА. Всебелорусский Крестный Ход закончился шествием по центру Минска и божественной Литургией на площади около Свято-Духова Кафедрального собора, которую возглавил митрополит Минский и Заславский Вениамин в сослужении всех архиереев Белорусского Экзархата. День явления Минской иконы Богородицы особый не только для минчан и Минска, главным праздником которого поистине и должен стать данный день. Он может стать таковым и для всей Руси. Минская икона Божьей Матери написана самим апостолом Лукой с Богородицы и затем столетия пребывала в Константинополе и была той самой иконой, которая была направлена в дар навстречу равноапостольному князю Владимиру при его прибытии в Херсонес для принятия крещения и встречи с царственной невестой Анной. С ним она прибыла в Киев и впоследствии пребывала там до очередного разорения Киева крымскими татарами, когда она была брошена в воды Днепра, откуда чудесным образом против течения доплыла до Минска, где и остановилась, излучая свет. Этим чудом был данный явный знак некоего особого избранничества Минска – на тот момент одного из поветовых (уездных) городов ВКЛ. Вскоре после явления иконы была заключена трагическая для Белой Руси и всего Русского мира Люблинская уния, после чего Минск – хоть и вырос в статусе до центра воеводства (губернии), до самой Революции 1917 года продолжал быть небольшим городом с преимущественно еврейским и также польским населением. Однако события XX века постепенно превратили его в столицу Белой Руси, где число православных храмов после распада СССР выросло в 7 раз (а приходов – в 13) и которая в наши дни может еще исполнить свое особое предназначение для всего Русского мира Втреча крестоходцев у Свято-Духова кафедрального собора предварила Соборную Божественную литургию, которую совершает митрополит Минский и Заславский Вениамин в сослужении духовенства Белорусской православной церкви. После Божественной литургии Патриарший Экзарх совершит молебен перед чудотворной иконой Божией Матери " Минская " в Свято-Духовом кафедральном соборе.

http://ruskline.ru/politnews/2022/08/26/...

Православные братства К оглавлению В 1458 г произошло разделение Русской Митрополии на две — Московскую и Киевскую (Литовско-Галичскую). Православные христиане, жившие на землях, вошедших в состав Литвы и Польши, издавна организовывали при храмах объединения, получившие названия братств. Подобные братства как бытовая корпоративная форма общины существовали в среде немецких ремесленников на юридической основе Магдебургского права. Появились они и в западной Руси и вскоре стали служить объединению православного населения, явились его естественной опорой при защите Православия (125). Целью таких братств, или церковных общин, являлись: защита православной веры и чистоты христианской нравственности; обеспечение и поддержание православных храмов и духовенства; учреждение школ и типографий для печатания книг; уход за престарелыми и больными и т. д. Братства имели свои храмы, а небольшие братства — приделы в церквах; регулярно осуществлялся сбор пожертвований на нужды братств. В определенное время (до 4 раз в году) происходили собрания братств, на которых обсуждались текущие дела общины. Принято считать, что учреждение братств происходило во второй половине XVI в., но есть сведения, что некоторые братства получили начало гораздо раньше. Так, Луцкое братство было первоначально основано около 1439 г, а Виленское — около 1458 г. Увеличение числа братств началось с того времени, когда была заключена Люблинская уния (1569 г.) и стало очевидным, что католическое правительство, вдохновляемое иезуитами, стремится подчинить западнорусскую Церковь и православный народ Риму. Подъем церковно-приходской жизни ранее всего обнаружился в Галичине, где католическое влияние чувствовалось сильнее всего. Львовское братство Первым выступившим на поприще общественно-церковной деятельности в качестве признанного и утвержденного церковной властью было Львовское братство. Оно было образовано в 1453 г. (в год падения Константинополя), в него вошли прихожане всех 8 львовских приходских храмов с центром при Успенской церкви . Под 1463 г. в летописи Львовского Ставропигиального братства сообщается, что в том же Львове существовало и другое православное городское братство.

http://sedmitza.ru/lib/text/436372/

Русское православное просвещение Встал остро вопрос о спасении православия средствами своего просвещения – школы, науки, книжности. И надо признать, что в этом отношении вначале духовенство не сделало ничего. Патронат настолько понизил его интеллектуально и морально, что оно не проявляло даже простого непросвещенного фанатизма. Дело начали и провели миряне: аристократия и горожане. В их среде в 1570-х годах мы наблюдаем явный подъем религиозно-национальных интересов и ревности о православном просвещении. Школы элементарной грамотности не исчезали у русских при церквах. Члены причта учили в них только чтению и молитвам. Часослов и Псалтырь – вся наука. Дворянство училось у иноверцев. Даже появление протестантства, которое не прозелитствовало среди православных, не толкнуло еще русских подумать о повышении типа своих школ. Только приход иезуитов, да еще волна польской моды после Люблинской Унии 1569 г., заставили более чутких русских националистов испугаться своей беззащитности. Откуда было православным взять науку, чтобы не отравиться заразительной латинской или протестантской пищей? Стихия греческая, равно как и московская, были родственными по православию. И потому, несмотря на скудость и скромность их технических средств, теперь их охотно использовали. Судьба послала юго-западной Руси в это время просвещенных беженцев со стороны Москвы. Осужденный на соборе 1554 г. по делу ереси Башкина и Косого, бывший Троицкий игумен Артемий обосновался здесь в городе Слуцке в Троицком монастыре у Слуцких князей Олельковичей. Он и устно, и через письма ко многим вопрошавшим его, воевал с ересями. По свидетельству почти его современника, Артемий «в Литве от ереси арианской и лютеранской многих отвратил, а через него Бог соделал то, что и весь народ русский в Литве не испортился от этих ересей». Артемий хлопотал пред князьями Четвертинскими, Зарецкими и др., чтобы устроены были православные школы для настоящего научного просвещения. И другой светский беженец из Москвы, кн. Андрей Курбский, в дружбе и согласии с Артемием, героически заработал здесь на поприще создания православной русской науки.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Лекция XLV  ВНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА ПОСЛЕ СМУТЫ. ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ПРИ НОВОЙ ДИНАСТИИ. ЗАПАДНАЯ РУСЬ СО ВРЕМЕНИ СОЕДИНЕНИЯ ЛИТВЫ С ПОЛЬШЕЙ. ПЕРЕМЕНЫ В УПРАВЛЕНИИ И В СОСЛОВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ГОРОДА И МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО. ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ, ЕЕ СЛЕДСТВИЯ. ЗАСЕЛЕНИЕ СТЕПНОЙ УКРАЙНЫ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА. МАЛОРОССИЙСКОЕ КАЗАЧЕСТВО. ЗАПОРОЖЬЕ. Я изложил следствия Смуты, обнаружившиеся во внутренней жизни государства и общества. Обратимся к другому ряду явлений, шедших из того же источника, – к внешним отношениям государства, установившимся после Смуты. ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ Внешнее международное положение государства существенно изменилось под действием Смуты, стало несравненно тяжелее прежнего. Старая династия в продолжение полутора века неуклонно вела внешнюю политику в одном направлении, действовала наступательно, медленно, но постоянно расширяла территорию своего государства, собирая рассыпанные части Русской земли. Как только стало завершаться политическое объединение Великороссии, тотчас выяснились дальнейшие задачи внешней политики. Великий князь Иван III, подбирая последние самостоятельные русские миры, в то же время заявил в борьбе с Польшей, что объединенная Великороссия не положит оружия, пока не воротит всех остальных частей Русской земли, оторванных соседями, пока не соберет всей народности. Внук его, царь Иван, стремился распространить территорию Русского государства до естественных географических границ русской равнины, занятых враждебными иноплеменниками. Так были поставлены на очередь две задачи внешней политики: завершение политического объединения русской народности и расширение государственной территории до пределов русской равнины. Старая династия не разрешила ни той, ни другой задачи, ни национальной, ни территориальной; однако были достигнуты значительные успехи на этом пути. Дед и отец Грозного воротили земли Смоленскую и Северскую, пробившись, таким образом, до Днепра. Сам Грозный сперва обратился в другую сторону, овладел средним и нижним Поволжьем, расширив восточные границы государства до Урала и Каспия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРЕВИНСКИЙ Лаврентий († после 1639), волынский шляхтич, борец за права православных в Речи Посполитой в 1-й трети XVII в. По сведениям Д., он провел молодость при дворе крупного правосл. магната кн. Константина Константиновича Острожского . В 1596 г. был одним из 2 послов, отправленных к кор. Сигизмунду III Вазе с изложением условий, на к-рых правосл. волынская шляхта могла бы согласиться на созыв совместного Собора с епископами - сторонниками унии. В том же году Д. участвовал в работе Собора, созванного в Бресте православными (см. ст. Брестская уния 1596 г. ). В 1599 г., когда было заключено соглашение о совместной борьбе православных и протестантов за свои права и за соблюдение норм по сохранению религ. мира в Речи Посполитой, установленных Варшавской конфедерацией в 1573 г. (см. в ст. Диссиденты ), Д. вошел вместе с кн. Константином Острожским в состав «провизоров» - защитников этого общего дела, выбранных правосл. стороной. В 1601 г. вместе с кн. Константином Острожским и др. волынскими шляхтичами Д. подписал обязательство защищать правосл. Люблинское братство . Не позднее 1607 г. стал чашником Волынской земли, занимал также должность королевского секретаря. С 1615 г. волынская шляхта неоднократно избирала Д. послом на сеймы, где он стал одним из главных защитников православных. Об авторитете, к-рым Д. пользовался среди православных в эти годы, свидетельствует посвящение ему Кириллом (Транквиллионом-Ставровецким) написанного в 1618 г. «Зерцала богословия». В 1615 г. Д. подписал протест против того, что на сейме ничего не было сделано «для удовлетворения людей греческой религии». На Варшавском сейме 1620 г. он произнес речь, в к-рой резко выступил против преследований православных (закрытия церквей, запретов на профессию, стеснений в совершении богослужения) и требовал, чтобы епископы, как и ранее, подчинялись К-польскому патриарху, а отобранные у православных владения были возвращены. Д. защищал права православных и правосл. иерархию и на сейме 1623 г., когда король выдвинул план созыва Собора для примирения униатов и православных.

http://pravenc.ru/text/180415.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРАТСКИЕ ШКОЛЫ на Украине и в Белоруссии, появились во 2-й пол. XVI в. вместе с организацией братств православных . Ранее на западнорус. землях существовали школы начального обучения - дьяковские, с учителем псаломщиком, а также школы при храмах и мон-рях, в к-рых учили чтению, письму, счету, церковному пению. 2-я пол. XVI в. является временем бурного развития протестант. и католич. школ на западнорус. землях (первые иезуитские коллегии появились в Вильно и Ярославе (Галичском) в 1570 и 1571), правосл. шляхтичи охотно отдавали детей в эти школы. Открытие Б. ш. было наиболее действенной мерой в противостоянии правосл. об-ва насаждению инославия, унии (см. Брестская уния ) и полонизации правосл. шляхты. (Киевские братчики, сообщая царю Михаилу Феодоровичу об устроении братской школы, писали: «Училище отрочатом православним... языка славяноросскаго, еллиногреческаго и прочих... устроихом, да не от чуждого источника пиюще, смертоносна яда западныя схизмы упившеся и к мрачно-темным римляном уклонятся» (АЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 573)). Первые Б. ш. появились в 1585 г. при Львовском Успенском и Виленском Троицком братствах, именно эти 2 школы играли ведущую роль в братской образовательной системе до появления Киево-Могилянской коллегии (1632). Б. ш. были созданы также в Бресте (1591), Могилёве (1590-1592), при Рогатинском (1589), Городокском (1591), Перемышльском (1592), Комарнинском (1592), Бельском (1594), Люблинском (1594), Каменец-Подольском (90-е гг. XVI в.), Галичском (кон. XVI в.) братствах. На организацию этих братств и их школ оказывало непосредственное влияние Львовское братство, направлявшее учителей, снабжавшее книгами из собственной типографии. В XVII в. число школ увеличилось: в 1609 г. существовала школа при Львовском Богоявленском братстве, в 1613 г. открылась школа при Минском Петропавловском 2-м братстве, в Киеве братская школа появилась в 1615 г., в Луцке - в 1619/20 г. В нач. XVII в. возникли Б. ш. в Замостье, Холме, Виннице, Немирове, Пинске. Школы с начальным обучением стали организовываться и при небольших сельских или местечковых братствах. Между братствами существовало тесное сотрудничество, в т. ч. в сфере образования. Так, поначалу Львовское братство посылало в Вильно учителей и книги, воспитанники виленского уч-ща ( Сильвестр (Коссов) , Исаия Козловский ) преподавали во Львове; в 20-х гг. XVII в. мн. учителя уехали из Львова в Киев. Типичным явлением были временные учителя и ученики, не имевшие постоянного места преподавания или обучения.

http://pravenc.ru/text/153351.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ Соглашение 1569 г. об объединении в одно государство («Речь Посполитую обоих народов», см. Речь Посполита ) Литовского великого княжества (далее ВКЛ) с Польским королевством. Если ранее 2 государства объединяла только особа монарха, то теперь создавался общий парламент - Сейм, который должен был принимать важные общегосударственные решения и издавать для нового государства единые законодательные акты. Лица, занимавшие высокие государственные должности, должны были войти в состав высшего государственного органа - Сената, хотя в каждом из государств сохранялись особая система управления, вооруженные силы, действовало и прежнее законодательство. В новом государстве, в Сейме и Сенате доминирующая роль принадлежала представителям Польского королевства. Исследователи указывают 2 основные причины, побудившие литовскую сторону согласиться на это решение. ВКЛ было не в состоянии противостоять начавшемуся русскому наступлению (в 1563 был потерян Полоцк) и нуждалось в военно-политической поддержке. Поэтому для него было важно, чтобы части Речи Посполитой имели единую внешнюю политику и в случае начала войны совместно участвовали в военных действиях. Кроме того, дворянство ВКЛ стремилось к заключению унии, рассчитывая приобрести «права» и «вольности», которыми пользовалась польск. шляхта (в частности, речь шла об установлении юридического равенства всех членов дворянского сословия). Важной частью заключенных соглашений было отделение от ВКЛ и включение в состав Польского королевства ряда западных и юж. территорий этого гос-ва (Подляшье, Волынское, Брацлавское и Киевское воеводства). Такое решение не встретило сопротивления со стороны местного дворянства, которое рассчитывало на защиту Польши от русского наступления. Польская знать надеялась использовать плодородные и малозаселенные укр. земли ВКЛ для своей феодальной колонизации. В актах унии не затрагивался вопрос о религиозной принадлежности жителей ВКЛ и Польши, однако он был поднят на Сейме в Люблине, когда обсуждались условия вхождения в Польское королевство юж.

http://pravenc.ru/text/2561040.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010