Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти митрополита Иосифа (Семашко) 27.12.2014 220 Время на чтение 6 минут В сентябре 2012 года Синод Белорусской Православной Церкви принял решение восстановить ежегодное поминовение 6 декабря (по новому стилю) митр. Иосифа (Семашко), архиеп. Василия (Лужинского), архиеп. Антония (Зубко), возглавивших воссоединение белорусских униатов с Русской Православной Церковью в 1839 г. В этот день прошли панихиды панихиды, и служащие священники сказали слово в память о пастырях-воссоединителях. Синод рекомендовал также ради утверждения исторической правды о Полоцком Соборе 1839 г. и его участниках проводить семинары и круглые столы с привлечением специалистов-историков. Этот почин можно только приветствовать, как уже писалось ранее, есть целый ряд «забытых дат» такого рода. Конечно, православным не пристало стыдиться за деятельность пастырей-воссоединителей, как сказано в Св. Писании, свеча не ставится под спудом, но на подсвечнике, чтобы светила всем. Жизнь многих священнослужителей того времени можно проследить по архивным документам, существует историческая литература по этому предмету, опубликованы воспоминания. В деле воссоединения униатов участвовало также и правительство, и местные российские чиновники, однако, преимущественно это было дело самих униатских священников. «Уния» есть польское слово, происходящее из латинского языка и обозначающее союз, объединение. В гражданской истории Белоруссии известны, например, Кревская уния, Радомская уния, Городельская уния и др. Все это государственные соглашения между представителями Польского королевства и Великого княжества Литовского. Слово из политической лексики было перенесено польскими католическими проповедниками в церковную область. Церковная уния стала логическим продолжением Люблинской унии 1569 г., когда Польша и Литва образовали одно государство - Речь Посполитую. За государственным единством следовало единство общественное, культурное, религиозное. Польша была страной преимущественно католической, Великое княжество Литовское и Русское - большей частью православной. Провозглашенная в Бресте в 1596 г. церковная уния была подчинением православных иерархов власти римского папы и принятием католического вероучения с условием сохранения устройства и обрядов, свойственных Русской Церкви. Со стороны большей части духовенства и мирян уния понималась как обращение в католичество, поэтому она была отвергаема, утверждалась насилием со стороны светской и церковной власти. Народная стихия ответила на это казацкими войнами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

Белорусская земля дала целую плеяду выдающихся мыслителей, церковных и общественных деятелей. Среди них можно назвать имена Афанасия Брестского, Леонтия Карповича, Георгия Конисского и др. Говоря о судьбах христианства в Беларуси, нельзя обойти и трагические события в нашей истории. Речь идет о насильственном окатоличивании белорусов сначала в Великом Княжестве Литовском, а затем и в Речи Посполитой. Наступление на генетически первичное на белорусских землях православие велось в двух направлениях. Во-первых, оказывалось давление на православную аристократию и шляхту путем отнятия привилегий и запрета занимать государственные должности. Во-вторых, сильнейшему давлению подвергались православные иерархи. От них требовали подчинения Римскому папе. После заключения политической Люблинской унии 1569 г., процесс вытеснения православия пошел ускоренными темпами. Одним из способов проведения такой политики явилось насаждение униатства. Начало этому процессу положила Брестская церковная уния 1596 г. Уния была искусственным образованием, механическим соединением римско-католической догматики с православным богослужением. Догматическую и каноническую ущербность унии понимали сами ее вдохновители, но закрывали на это глаза ради достижения политических целей — подчинения западнорусских земель Римскому престолу. Иными словами, уния стала церковно-политическим инструментом римско-католической экспансии, проводившейся настойчиво и целеустремленно на протяжении 17 и 18 столетий. Христианские идеалы любви, мира, милосердия были принесены в жертву клерикально-политическим целям и на деле вели к разъединению, враждебности, жестокости, кровопролитию. Выдающийся богослов Георгий Флоровский писал: «Уния в действительности была и оказалась расколом. Она расколола западнорусскую церковь, разъединила иерархию и народ. Это было, прежде всего, клерикальное движение. Уния была делом епископов, действовавших в отрыве от церковного народа, без его свободного и соборного согласия». Несмотря на ожесточенное сопротивление православного народа и рядового духовенства властям (церковным и светским) удалось щедрыми посулами, угрозами и репрессиями насильственно насадить унию на белорусских землях. К концу 18 в. около 80% крестьян Беларуси были униатами. Лишь с разделом Речи Посполитой и вхождением белорусских земель в состав России начался обратный массовый переход из унии в православие. Процесс этот шел в основном мирно, за исключением отдельных эксцессов, связанных с обострением политических противоречий.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-b...

Брестская уния (1596 г.) К оглавлению Истоки унии, провозглашенной в Бресте в 1596г., восходят к более раннему времени. Идея унии лежала уже в основе действий литовского правительства, направленных на отделение Киевской митрополии от Московских государства и Церкви (1458 г.) (124). В 1569 г. на Люблинском сейме совершилось событие, увенчавшее собой ряд попыток, предпринимавшихся в 1386—1413 гг. и направленных на объединение (уния!) Литвы с Польшей. До того времени Польша и Литва составляли конфедерацию. Люблинская уния упразднила самостоятельность Литовского княжества. Православным христианам, жившим в пределах Польско-Литовского государства, были обещаны свободное исповедание православной веры, использование русского языка в официальных документах и прочие права наравне с католиками. Но последующие события показали, что католическое правительство не намеревалось выполнять эти условия государственной Люблинской унии, ограничив и стеснив православных в их правах. Это было время, когда после завершения Тридентского Собора (1545—1563 гг.) Римско-Католическая Церковь начала оправляться от удара, нанесенного ей Реформацией, и восстанавливать утраченные позиции. Наиболее деятельными в этом отношении были члены католического ордена — «Общества Иисуса», которые были приглашены в Польшу в 1564 г., а в Литву — в 1569 г., когда было образовано Польско-Литовское государство. Крупные деятели Римско-Католической Церкви издавна обращали свои взоры на Русскую Православную Церковь, стремясь склонить ее к унии. Но после неудачной попытки внедрить унию в Московском государстве после завершения Ферраро-Флорентийского Собора (1439 г.) их действия стали более осторожными. Возобновление подобных попыток относится к 1581 г.: иезуит Антоний Поссевин, прибыв в Москву, добился аудиенции у царя Иоанна Грозного, имел с ним богословский диспут и вручил ему сочинение «О разностях между римским и греческим вероисповеданиями». Усилия Поссевина были напрасными, но по возвращении в Рим он представил Папе отчет о своей деятельности. Объяснив неодолимые трудности, с которыми связаны попытки введения католичества в России, он обратил внимание Папы на южнорусскую Церковь в польско-литовских владениях, предлагая усилить католическое влияние именно в этих землях.

http://sedmitza.ru/lib/text/436369/

В 1447 году Казимир Ягеллончик короновался польским королем, оставаясь вместе с тем отдельным великим князем Литвы (с 1440 года): в 1452 году, по смерти Свидригайла, он присоединил Волынь к Литве и на Пиотрковском съезде 1453 года ограничился обещанием не отрывать от Польши соединенных с нею Литвы, Руси, Подолии, Молдавии. Так сохранилась личная уния Польши и Литвы. Образование Речи Посполитой В 1558 году между Россией и Ливонским орденом началась Ливонская война , в которую, после того, как Ливония добровольно перешла под власть Сигизмунда Августа , вступило Великое княжество Литовское . Ливонский орден прекратил свое существование. Однако войска Иоанна IV успешно продвигались вглубь Литвы. В этих условиях возникла необходимость более тесного союза Польши и Литвы. В 1569 между Польшей и Литвой была заключена Люблинская уния , по которой оба государства объединялись в одно – с общим королем, общим сеймом, единой внешней политикой и единой монетной системой. Однако обе части сохраняли свою администрацию, казну, войско, суды. Новый король Стефан Баторий успешно завершил войну против Иоанна Грозного: по договору о 10-летнем перемирии, подписанном в январе 1582 году в Яме Запольском, Речь Посполитая получила Ливонию и Полоцк . Наступившее после неожиданной смерти Стефана Батория междуцарствие вновь вылилось в смуту. Состоялось два элекционных сейма и каждый их них избрал своего короля. Победа армии канцлера Яна Замойского в январе 1576 над войсками австрийского эрцгерцога Максимилиана привела к утверждению на польском престоле шведского королевича Сигизмунда III Вазы (1587-1632). После смерти своего отца Юхана III Сигизмунд Ваза отбыл в Швецию , где в 1593 году короновался шведским королем. Однако польско-шведская уния не принесла Речи Посполитой никаких внешнеполитических преимуществ, а в самой Швеции вскоре победила партия противников такой унии и в 1599 году Сигизмунд Ваза был низложен со шведского престола. Династические споры, а также борьба за господство в Прибалтике , привели к войне со Швецией (1600-1629). Ситуация осложнилась внутренними неурядицами – гражданской войной 1605-1609, известной как рокош (мятеж) сандомирский или рокош Зебжидовского (по имени краковского воеводы, главы оппозиции королю), в ходе которой дворяне отстояли свои привилегии.

http://drevo-info.ru/articles/13673222.h...

Флорентийская уния не была принята нигде на Руси: ни в Москве, где митрополит Исидор был взят под стражу и осужден собором епископов за измену Православной вере, ни в Литве, ни на Украине. Не найдя на Руси почвы для насаждения унии, Исидор, бежав из заключения, возвратился в Рим. Православная Церковь в Литве и на Украине несколько лет оставалась без митрополита. В 1451 году король польский и великий князь литовский Казимир IV передал митрополиту Ионе «престол митрополичий Киевский и всея Руси по установлению и обычаю русского христианства». В 1458 году, по указанию папы Каллиста III, в Литву из Рима прибыл униатский митрополит Григорий Болгарин – ученик Исидора. Однако и Григорий, трезво оценив обстановку, ничего не сделал для утверждения унии, а в 1470 году обратился к Патриарху Константинопольскому Дионисию, возвратился в Православие и получил благословение на Киевскую митрополию. Безуспешными оставались и дальнейшие усилия королей польских и великих князей литовских привести православное население подвластных им украинских и белорусских земель в послушание Римскому престолу. Таким образом, Флорентийская уния на Украине не оставила заметных следов. Иное значение приобрела Брестская церковная уния 1596 года. Овладев украинскими и белорусскими землями с многочисленным православным населением, католические правители Польши и великого княжества Литовского не переставали принуждать его к принятию католичества, освящавшего господство королевско-магнатской Польши и национально-религиозное угнетение православных подданных. Эти усилия особенно возросли после политической Люблинской унии 1569 года, объединившей Польшу и Литву в Речь Посполитую – государство во главе с королем и великим князем литовским, общим сенатом и сеймом. Всем иноверным, в том числе и православным, в Люблине было обещано свободное исповедание веры, гарантировано употребление русского языка в официальных документах. Эти уступки вызывались политической необходимостью момента и никогда не были реализованы. В Люблине шла речь и об унии в смысле присоединения к Римской Церкви всех инаковерующих, в том числе и православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На рубеже XV – XVI вв. взаимоотношения Литвы и Руси вновь обостряются: происходит серия русско-литовских войн. В Литве и Польше вновь выходят постановления, ущемляющие положение православных. Несмотря на это, на территории Люблина, Белостока и Жешова большая часть населения продолжала исповедовать православие. В 1569 г. была заключена Люблинская уния, закреплявшая решения Городельского сейма. Уния положила конец самостоятельности Литовского княжества: отныне оно окончательно входило в состав Польского государства. Объединенное польско-литовское государство стало именоваться Речью Посполитой. Православное население Белоруссии и Западной Украины, оказавшееся в составе Польши, начало испытывать гнет католицизма. Угнетения и преследования заставляли православных переходить в унию или прямо в католичество, так как, отказавшись от Православия, можно было получить различные льготы, административные должности. Перед православной шляхтой стоял выбор: либо сохранять верность Православию и отказаться от всех сословных преимуществ, либо принять католичество и удержать за собой эти сословные преимущества. В итоге к концу XVII в. православная шляхта в Польше почти вся перешла в католичество. Брестская уния 1596 г. поставила последнюю точку в объединении Польши и Литвы и провозглашении католичества господствующим вероисповеданием. Кроме того, большая часть православной иерархии во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рогозой приняла Брестскую унию и признала над собой власть Рима. Это было время самых тяжелых испытаний для православных. Если до этого Православная Церковь не подвергалась открытым массовым гонениям, то с конца XVI в. отношение к ней властей новообразованной Речи Посполитой резко ужесточилось, приобретая воинственный, беспощадный характер. После Брестского Собора до 1632 г. Православная Церковь в Речи Посполитой официально была объявлена вне закона. Однако православный народ боролся против унии, борьба охватила все население Украины и Белоруссии, сохранявшее верность Православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1889 при монастыре была учреждена одногодичная школа для причетников. В ней 10 учеников изучали церковное пение, уровень которого сильно понизился в местах, где недавно царила уния. С учреждением в 1905 самостоятельной Холмской епархии монастырем управлял епископ Холмский и Люблинский – первым из них стал Евлогий (Георгиевский), позднее возглавивший русские православные приходы Западной Европы юрисдикции Константинопольской Патриархии. Начало XX века было периодом расцвета монастыря, во главе которого стоял архим. Серафим, приглашенный Владыкой Евлогием из Москвы. Обитель преобразовали «на строгих началах общежития» и ввели древнерусский распев. В 1907 собор был капитально отремонтирован и «чудно расписан» на средства московского прот. Н. А. Копьева, главного благотворителя обители, который также подарил великолепный двухъярусный иконостас и 300-пудовый колокол. Тогда же на стекле был написан запрестольный образ Спасителя. Вероятно, в 1910 была переделана колокольня, которая приобрела завершение в русском стиле. В 5 км к востоку от обители находится Белое озеро, куда любил приезжать архим. Герман (Иванов), предшественник о. Серафима, впоследствии викарный епископ Люблинский. Он бывал здесь с будущим Патриархом Сергием (Страгородским). Оба они одновременно приняли постриг в честь прпп. Сергия и Германа Валаамских. Преждевременная (в 1904) кончина помешала Владыке Герману устроить скит на острове озера. В 1906 на фотоснимке этого места вдруг отчетливо проявилось изображение храма с куполами и крестами. 30 января 1909 там же, на сосне, явились в необыкновенном сиянии три иконы. На благодатном месте епископ Евлогий заложил в 1907 Белозерский скит, а через два года на средства прот. Копьева освященный скитский храм обогатился утварью и иконами прпп. Сергия и Германа Валаамских. В 1908–1909, напротив святых ворот, была возведена в русском стиле пятиглавая Успенская деревянная «церковь-алтарь» (часовня). По просьбе прихожан в 1912, на берегу Буга, в местности «Святое поле» (близ с. Дратова), где, по преданию, произошло обретение иконы прп. Онуфрия, была основана Свято-Ильинская киновия. В том же году деревянная часовня в ней была перестроена в двухэтажную одноглавую церковь прор. Илии, которую освятил епископ Белостокский Владимир. В скиту имелись настоятельский и трапезный корпуса, школа и служебные постройки. На возвышенном месте была возведена Свято-Духовская часовня, где обычно служили в дни, когда обитель была окружена водой, например, в Пасху.

http://sobory.ru/article/?object=26246

12 февраля 1839 года Собор униатских архиереев и высшего духовенства, собравшийся в неделю Православия в Полоцке, составил торжественный акт о присоединении униатской церкви к Православной и прошение на имя государя с 1305 подписями духовных лиц. 25 марта на этом прошении Николай I написал: “Благодарю Бога и принимаю”. Вместе с пастырями к Православию присоединилось и все полутора миллионное население упомянутых епархий. Прошли торжественные совместные богослужения в Витебске, Орше, Полоцке, Вильне. В память воссоединения была выбита медаль с надписью: на одной стороне – “Отторженные насилием (1596) воссоединены любовью”, а на другой, под ликом Спасителя на убрусе, – “Такова имамы Первосвященника”. Бывшие униатские архиереи получили православные епархии западного края: Иосиф стал архиепископом Литовским, Василий – епископом Полоцким, Антоний – епископом Минским и Бобруйским. Вначале владыка Иосиф поселился в Жировицком монастыре, но в 1844 году переехал в Вильну и перевел туда литовское епархиальное управление вместе с семинарией. Его забота о просвещении народа выразилась в открытии более 200 церковно-приходских школ и других училищ. После воссоединения униатов Белоруссии и Литвы уния еще оставалась в Привислинском крае, в униатской Холмской епархии. Главным деятелем по подготовке к воссоединению здесь стал протоиерей Маркелл Поппель, назначенный администратором епархии (после удаления местных епископов). В 1874 году в одной Седлецкой губернии к Православию присоединилось до 50.000 униатов. 18 февраля того же года в Холме состоялся собор духовенства и был составлен акт о воссоединении всей Холмской епархии. 11 мая последовало само торжество воссоединения. В этом же году Маркелл был посвящен во епископа Люблинского, викария православной Варшавской епархии, с кафедрой в Холме. Уния теперь осталась только в отторженном от России древнерусском крае – Галиции – которым, после раздела Польши в XVIII веке владела Австро-Венгрия. В 1840–41 годах в Православие, вместе с униатами, обратилось и 20.000 католиков, в 1863 году – еще 50.000. Еще более частыми стали обращения в Православие из католичества после Ватиканского собора 1870 года, провозгласившего догмат о непогрешимости пап. В Прибалтике

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александр Черепенин 14 августа 1385 года в Кревском замке (ныне агрогородок Крево в Гродненской области Беларуси) было заключено соглашение о династическом союзе между Великим княжеством Литовским и Польшей, по которому литовский великий князь Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королем. Ягайло с братьями обязался принять католичество вместе со всеми подданными, присоединить к Польше земли Великого княжества Литовского и способствовать возвращению утраченных Польшей земель. Люблинская уния — заключенное 28 июня 1569 года соглашение об объединении Королевства Польского и Великого княжества Литовского в федеративное государство — Речь Посполитую. Брестская уния — соглашение о присоединении Киевской митрополии к Римо-Католической Церкви, утвержденное на соборе в Бресте в 1596 году. От нем. Pfarre — «приход». В Восточной Беларуси, находившейся в составе БССР, к 1941 году не осталось ни одного постоянно действующего православного храма. Отбыв лагерный срок, вернулся в Жировичи и принял монашеский постриг с именем Игнатий. Отошел ко Господу в 1982 году в сане архимандрита. «Церковный вестник» / Патриархия.ru Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Мц. Параскевы Кочневой (1939). На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32 . На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7 . Притч. XI, 19 – XII, 6 . На 1-м часе поклонение Кресту. Вместо «Стопы моя...» поется «Кресту Твоему...» и стихиры на целование Креста (как в Неделю Крестопоклонную). Подобным образом поклонение Кресту на 1-м часе бывает и в среду (в пятницу поклонение Кресту – в конце изобразительных). На всех часах и изобразительных в эти дни по «Отче наш» – кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/6087407.ht...

На избирательном сейме в ноябре 1632 года православные послы избрали киево-печерского архимандрита Петра (Могилу) митрополитом, тогда же король Владислав IV дал утвердительные грамоты православным братствам: Виленскому, Львовскому, Люблинскому, Минскому и другим. В это время уже видно было, что Брестская церковная уния политически укрепила на Украине польскую шляхту, усилила процесс денационализации части украинской шляхты, которая, обучаясь в иезуитских школах и коллегиях, переходила в латинство, облегчая себе этим доступ к занятию выгодных должностей. Да и сыновья самого вдохновителя и усерднейшего проводника унии на Украине и в Литве – Ипатия (Поцея), пользуясь расположением папы Климента VIII к их отцу, получили воспитание в латинских школах и стали католиками, а не униатами. Этим и папа, и митрополит Ипатий (Поцей) убедительно показали, как понималось в Брестской унии единение Православной и Римской Церквей, о чем настойчиво твердили инициаторы и покровители унии. 34 Отвергнутая православным народом, унижаемая польскими магнатами, шляхтой и латинской иерархией, уния вводилась и поддерживалась только насилием католических властей, а также польских и ополяченных украинских помещиков, униатских епископов и духовенства. Поэтому крестьянско-казацкие восстания против социального и национально-религиозного угнетения, против униатских попыток уничтожить Православную Церковь , проходили под лозунгом борьбы за казацкие вольности и защиту Православной веры. Когда казаки, находившиеся в Пруссии под Мальборком, узнали, что существует замысел «привести всех их из греческой веры в унию», они заявили: «Все мы, сколько нас ни есть в польском войске в Пруссах, для защиты нашей святой веры готовы пролить нашу кровь...» 35 Униатские планы короля не осуществились: собор, подготовленный для решения этого вопроса, не состоялся, дело Православия было спасено благодаря вмешательству казаков и протесту киевских мирян. Борьба против унии, против невыносимого угнетения «черни» – простого народа в городах и селах, испытавшего гонения за свою веру, не прекращалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010